История профессии защита в чрезвычайных ситуациях. «Техносферная безопасность» что это за специальность

Реализуется на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 352, зарегистрированного Министерством юстиции РФ 10 июня 2014 г. N 32657.

Специальность реализуется в колледже по очной форме получения образования за счет средств бюджета Белгородской области по базовому уровню подготовки.

Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы и присваиваемая квалификация:

Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; планирование и осуществление мероприятий по предотвращению аварий и катастроф природного и техногенного характера и снижению их негативных последствий; техническое обслуживание, ремонт и хранение аварийно-спасательной техники, оборудования и снаряжения.

Выпускник готовится к следующим видам деятельности :

1. Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях.

2. Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

3. Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования.

4. Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

5. Выполнение работ по профессиям Водитель автомобиля и Пожарный.

В результате освоения образовательной программы в колледже обучающийся научится:

Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях.

Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайной ситуации.

Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Обеспечивать безопасность личного состава при выполнении аварийно-спасательных работ.

Проводить мониторинг потенциально опасных промышленных объектов.

Проводить мониторинг природных объектов.

Прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия.

Осуществлять перспективное планирование реагирования на чрезвычайные ситуации.

Разрабатывать и проводить мероприятия по профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций.

Организовывать несение службы в аварийно-спасательных формированиях.

Организовывать эксплуатацию и регламентное обслуживание аварийно-спасательного оборудования и техники.

Организовывать ремонт технических средств.

Организовывать консервацию и хранение технических аварийно-спасательных и автотранспортных средств.

Организовывать учет эксплуатации технических средств.

Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций.

Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях.

Выполнять работы по профессиям Водитель автомобиля и Пожарный.

Основная профессиональная образовательная программа по специальности предусматривает изучение следующих учебных циклов:

Общеобразовательного (обучающиеся на базе 9 классов изучают базовые и профильные дисциплины в рамках освоения ФГОС среднего общего образования);

Общего гуманитарного и социально-экономического (изучаются дисциплины Основы философии, История, Психология общения, Иностранный язык, Физическая культура, Основы социологии и политологии, Русский язык и культура речи, Православная культура);

Математического и общего естественнонаучного (Математика, Экологические основы природопользования);

Профессионального (Инженерная графика, Техническая механика, Термодинамика, теплопередача и гидравлика, Электротехника и электроника,Теория горения и взрыва, Автоматизированные системы управления и связь, Психология экстремальных ситуаций, Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности, Метрология и стандартизация, Правовые основы деятельности аварийно-спасательных формирований, Безопасность жизнедеятельности,ПМ.01 Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях, ПМ.02Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций, ПМ.03Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования, ПМ.04 Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций, ПМ.05 Выполнение работ по профессиям 16781 Пожарный и 11442 Водитель автомобиля).

В рамках профессиональных модулей обучающиеся проходят учебную и производственную (по профилю специальности) практики на базе подразделений ОГКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгородской области».

На последнем курсе обучения запланирована преддипломная практика и государственная (итоговая) аттестация в форме подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера стали бичом современного общества. Именно по этой причине подготовка специалистов по Защите в чрезвычайных ситуациях одна из важнейших задач ССУЗов работающих в составе МЧС. Профильные учебные заведения готовы начать подготовку специалистов в области Защиты в ЧС готовы принимать учащихся уже после 9 классов. Но получить образование по данной специальности можно не только в училищах МЧС, но и в других средних учебных заведениях.

Девятиклассники, поступившие на обучение по данной специальности должны будут проучиться 3 года 10 месяцев. В случае, если они выберут заочное или вечернее обучение то срок учебы увеличится до 5 лет 4 месяцев. Для тех, кто планирует получить специальность по углубленным программам срок обучения составит на 1 год больше. Дополнительный год обучения позволит выпускникам решать задачи организационного характера в области профессиональной деятельности.

Популярные материалы

По завершении обучения выпускники получат квалификацию Техник спасатель. С такой квалификацией они могут работать по профессиям:

  • Водитель автомобиля, вездехода, аэросаней и других мототранспортных средств;
  • Водолаз
  • Газорезчик, газоспасатель;
  • Пожарный или пожарный десантник;
  • Спасатель

Для выполнения профессиональных задач студентам придется научиться:

  • Сбору и обработке информации о нештатных ситуациях, в том числе и на местах развития чрезвычайных ситуаций;
  • Проводить оперативное планирование, организацию и выполнение мероприятий связанных с устранением последствий ЧС;
  • Заниматься мониторингом и прогнозированием развития ситуации на потенциально опасных объектах;
  • Выполнять работы по профилактике и предотвращению возникновения ЧС;
В рамках обучения по специальностями студенты пройдут обучение по предметам связанным с профилем деятельности. На этих занятиях они освоят основные сведения и получат практические навыки владения специальной техников, средствами связи и управления.

В рамках обучения для студентов организуют практические занятия. Практику студенты проходят в подразделениях МЧС, отрядах решающих поисково-спасательные отряды и т.д.

По завершении обучения студенты проходят итоговую аттестацию. Аттестация может быть проведена или в форме дипломной работы (проекта) или в виде государственного экзамена.

Заработная плата выпускников данной специальности может составлять суммы приведенные ниже:

HeadHunter Vacancy
HeadHunter Vacancy
  • Матрос-спасатель/инструктор-спасатель (в отель)

    Вакансия компании: Управление «Марриотт» департамента гостиничного развития коммерческой дирекции НАО «Красная поляна»

    Создана: 09.08.2019

    Регион: Сочи

    Предполагаемый уровень месячного дохода: не указан

  • Спасатель на воде

    Вакансия компании: Спортстройинвест

Специальность 20.02.02.«Защита в чрезвычайных ситуациях»

(квалификация – техник-спасатель)

СПАСАТЕЛЬ – ПРОФЕССИЯ ВЕКА

Нелегкая работа у сотрудников МЧС. Много разных происшествий случается: землетрясения, наводнения, террористические акты, неосторожное обращение с газом и бытовыми приборами, дорожно-транспортное происшествие, захлопнувшаяся от сквозняка дверь, за которой остались маленькие дети, и даже кошка, застрявшая между прутьями решетки... В любой чрезвычайной ситуации мы набираем номер «01» и с нетерпением и надеждой ждем микроавтобус с оранжевой полосой, из которого выйдут люди, профессия которых спасать и помогать.

Профессия «спасатель» появилась давно, но она не была выделена в отдельную специальность, и ей не учили в учебных заведениях. В России существовали пожарные, водолазы, промышленные альпинисты, служба спасения на воде. И только в начале девяностых годов у нас были созданы первые поисково-спасательные отряды. В последствие они были укрупнены, преобразованы и 27 декабря 1995 года по указу Президента Российской Федерации было создано Министерство по Чрезвычайным Ситуациям. Необходимость в данной профессии возникла в связи с сохраняющейся устойчивой тенденцией роста количества и масштабов Чрезвычайных Ситуаций природного техногенного характера.

Спасатель - одна из самых интересных и мужественных профессий. Спасатель - это призвание. Равнодушный человек не сможет рисковать ради других своей жизнью. Стимулом для этих людей являются спасенные человеческие жизни.

Спасатели - это целая команда, работающая быстро и согласованно в сложных ситуациях, потому что для разбора завалов, ликвидации крушений, тушения пожаров, спасения тонущих требуется много рук и техники.

Для спасателя не существует дня или ночи, они всегда находятся в боевой готовности и приходят на помощь по первому зову.

В повседневной жизни аварии, наводнения, стихийные бедствия, экологические катастрофы и чрезвычайные ситуации, к счастью, бывают не так уж часто. Однако работа для спасателей находится и в будничной жизни. Они помогают в поиске потерявшихся в лесу людей. Спасатели извлекают из автомобилей людей во время дорожно-транспортных происшествиях. Они снимают рыбаков с отколовшихся льдин. А главной наградой для них служит благодарность людей, которым спасатели подарили «вторую жизнь».

Главный девиз профессии спасателей: «Выжить и спасти!»

ПРОФЕССИЯ СПАСАТЕЛЬ – это профессия героическая, опасная, экстремальная, интересная и очень нужная людям.

Личные качества: В спасатели идут мужественные, решительные, смелые, отважные, на вид незаметные люди. У претендентов должна быть отличная физическая подготовка, крепкое здоровье, устойчивая нервная система. Военное или спортивное прошлое при трудоустройстве будет огромным плюсом. Человек, желающий освоить данную профессию, должен иметь твердый характер, силу воли, четкую координацию движений, быстроту реакций, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям. Он должен быть дисциплинированным, выносливым, ответственным, уметь работать в команде, распределять свое внимание и планировать действия, а также быть уверенным в важности своей работы.

Медицинские противопоказания: нервные и психические заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечнососудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные заболевания, вредные привычки.

Подготовка техников-спасателей ведется в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». Одновременно с основной специальностью студент обучается профессии «Пожарный», а также водитель категории «В» и «С».

Для подготовки специалиста данного профиля предусматривает изучение многих профессиональных и специальных дисциплин:

    Инженерная графика.

    Техническая механика.

    Термодинамика, теплопередача и гидравлика.

    Электротехника и электроника.

    Теория горения и взрыва.

    Автоматизированные системы управления и связь.

    Психология экстремальных ситуаций.

    Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности.

    Метрология и стандартизация.

    Правовые основы деятельности аварийно-спасательных формирований.

    Безопасность жизнедеятельности.

    Тактика спасательных работ.

    Организация защиты населения и территорий.

    Потенциально опасные процессы и производства.

    Аварийно-спасательная техника и оборудование.

    Основы обеспечения жизнедеятельности и выживания в чрезвычайных ситуациях

    Другие.

Прием студентов в колледж осуществляется с обязательным прохождением медицинской комиссии .

Заболевания, противопоказанные для профессии «Защита в чрезвычайных ситуациях»:

    заболевания сердца или нарушения артериального давления;

    Нервно–психические расстройства;

    Судороги, потери сознания;

    Некорректируемое снижение остроты зрения;

    Нарушение цветоразличения;

    Расстройства слуха;

    Вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;

    Расстройства речи;

    Заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;

    Хронические инфекционные заболевания;

    Аллергии;

    кожные заболевания;

    заболевания органов дыхания;

    Заболевания органов пищеварения;

    Сахарный диабет.

По оконч ании обучения Вы сможете работать:

    В структурах МЧС России;

    В отделах производственной безопасности предприятий;

    Поисково-спасательных службах;

    На предприятиях коммунального хозяйства городов и населенных пунктов;

    В городских, районных и областных комитетах охраны окружающей среды и экологических службах промпредприятиях.

Взрывники, водолазы, пожарные, промышленные альпинисты - все они призваны спасать людей во время проведения аварийно-спасательных работ, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев и отравления вредными веществами, выполнять работы по ликвидации аварий, последствий чрезвычайных ситуаций.

Нельзя не сказать и о сотрудниках-универсалах, каждый из которых имеет более десяти различных профессий: водителя, парашютиста, фельдшера, газосварщика, аквалангиста, пожарного и т.д. ведь сотрудники данной службы постоянно сталкиваются с ситуациями, когда нельзя ждать прибытия узкого специалиста, необходимо срочно оказать помощь, чтобы спасти чью-то жизнь. Элитой отечественных спасателей является Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС РФ (Центроспас), бойцы которого по тревоге вылетают в места всех крупнейших мировых катастроф.
Для градации профессионалов существуют нагрудные знаки МЧС России «Спасатель» международного, первого, второго и третьего классов. Спасатели работа ют по графику сутки через трое. Около половины этих суток проходят на выездах, большинство из которых связаны с ДТП.

Карьерные перспективы – стать командиром подразделения. Многие спасатели в свободное от дежурств время занимаются и другой работой, на которой требуется их физическая подготовка и профессиональные навыки (например, промышленным альпинизмом).

Область профессиональной деятельности выпускников по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях»: организация и проведение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; планирование и осуществление мероприятий по предотвращению аварий и катастроф природного и техногенного характера и снижению их негативных последствий; техническое обслуживание, ремонт и хранение аварийно-спасательной техники, оборудования и снаряжения.

Техник-спасатель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

    Организация и выполнение работ в составе аварийно-спасательных подразделений в чрезвычайных ситуациях.

    Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях.

    Собирать информацию и оценивать обстановку на месте чрезвычайных ситуаций.

    Осуществлять оперативное планирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    Организовывать и выполнять действия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    Обеспечивать безопасность личного состава при выполнение аварийно-спасательных работ.

    Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

    Проводить мониторинг потенциально опасных промышленных объектов.

    Проводить мониторинг природных объектов.

    Прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия.

    Осуществлять перспективное планирование реагирования на чрезвычайные ситуации.

    Разрабатывать и проводить мероприятия по профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций.

    Организовывать несение службы в аварийно-спасательных формированиях.

    Ремонт и техническое обслуживание аварийно-спасательной техники и оборудования.

    Организовывать эксплуатацию и регламентное обслуживание аварийно-спасательного оборудования и техники.

    Организовывать ремонт технических средств.

    Организовывать консервацию и хранение технических аварийно-спасательных и автотранспортных средств.

    Организовывать учет эксплуатации технических средств.

    Обеспечение жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

    Планировать жизнеобеспечение спасательных подразделений в условиях чрезвычайных ситуаций.

    Организовывать первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения в зонах чрезвычайных ситуаций.

    Обеспечивать выживание личного состава и пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях.

Наличие общежитий:

Почтовый адрес общежития:

Республика Татарстан, г. Тетюши, ул. Фрунзе, 23в,

Республика Татарстан, г. Тетюши, ул. Малкина, 32 ;

Количество мест в общежитиях – 100.

Количество сотрудников в общежитиях - 8 чел.

В колледже действуют спортивные секции по баскетболу, волейболу, бадминтону, настольному теннису, футболу, легкой атлетике, студенческая газета "Педагог и Престиж", студия web-дизайна, оркестр народных инструментов, литературно-поэтический клуб "Вдохновение", работает новостной интернет-канал "Лайк-ТВ", успешно функционируют творческие коллективы, неоднократные призеры районных, республиканских, российских конкурсах, участники различных фестивалей и праздников: русский вокально-эстрадный ансамбль "Фантазия", чувашский вокальный ансамбль ""Мерчен", мордовская вокально-эстрадная группа "Валда Вайме", татарский вокальный ансамбль "Сэйлэн".

3.5.1. Основные принципы обеспечения безопасности населения и территории Российской Федерации

В основу концепции безопасности положены результаты анализа и обобщения последствий чрезвычайных ситуаций, произошедших в нашей стране и за рубежом, а также достижения науки и техники в области обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей среды. Основное её назначение – достижение наиболее рационального уровня риска возникновения чрезвычайной ситуации, снижение до минимума ущерба экономике, потерь населения и обеспечение эффективных действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Успешное решение задач по обеспечению безопасности населения и территорий достигается при поэтапном выполнении большого объема организационных технических и технологических мероприятий, значительная часть которых должна выполняться заблаговременно, т. е. до возникновения чрезвычайной ситуации. Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях возложены на органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

На первом этапе выявляют потенциальные источники возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующей территории или предприятии и оценивают риск их возникновения. Выявляя опасности природного характера, прежде всего оценивают потенциальную возможность возникновения землетрясений, наводнений, ураганов, экологических катастроф и массовых инфекционных заболеваний.

Потенциальные источники чрезвычайных ситуаций в техносфере выявляются с использованием принципа «нулевого риска». Он состоит в том, что на большинстве хозяйственных объектов, несмотря на принимаемые меры, всегда имеется вероятность возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (отклонение от нуля). На основе вероятностного анализа выявляются потенциально опасные производства, участки работ, а в населенных пунктах – потенциально опасные объекты производств.

На втором этапе прогнозируют последствия воздействия возможных чрезвычайных ситуаций на население и подведомственные территории. Для этого используют методики, разработанные для каждого вида чрезвычайной ситуации с учетом особенностей (специфики) региона.

На третьем этапе осуществляют выбор, обоснование и реализацию следующих направлений деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайной ситуации:

1) осуществление комплекса профилактических мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от них;


2) организация защиты населения и его жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях;

3) обеспечение устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях;

4) организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения, затопления и пожаров.

Комплекс мероприятий по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от них содержит:

Контроль и прогнозирование опасных природных явлений и негативных последствий хозяйственной деятельности людей;

Оповещение населения и органов управления звеньев РСЧС об опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

Планирование действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

Обучение населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Накопление и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты.

Все виды перечисленных профилактических мероприятий должны быть выполнены заблаговременно, чтобы обеспечить более надежную защиту населения и территории.

Защита населения в

До возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется накопление средств индивидуальной и коллективной защиты, составляются планы эвакуации населения по всем видам чрезвычайных ситуаций, и в ходе чрезвычайной ситуации они используются.

Устойчивая работа хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации обеспечивается по двум направлениям:

1) реализация требований норм проектирования при строительстве новых хозяйственных объектов;

2) внедрение мероприятий по повышению устойчивости работы действующих хозяйственных объектов.

Обеспечение устойчивости работы в чрезвычайных ситуациях строящихся хозяйственных объектов осуществляется при использовании специальных норм проектирования, государственных стандартов и отраслевых требований. Второе направление обеспечения устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации реализуется путем внедрения комплекса мероприятий на действующих хозяйственных объектах с целью повышения устойчивости функционирования слабых элементов инженерно-технического комплекса, систем управления, снабжения и других сторон деятельности хозяйственных объектов. Для этого на всех потенциально опасных хозяйственных объектах периодически составляют декларацию безопасности и проводят исследования устойчивости работы по каждому из возможных видов чрезвычайной ситуации. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) проводятся при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в кратчайшие сроки с использованием всех сил и средств РСЧС. Эти работы планируются заблаговременно, т.к. при возникновении чрезвычайной ситуации природного, техногенного или военно-политического характера образуются очаги поражения, зоны заражения, затопления, пожаров.

Обеспечение устойчивости работы хозяйственных объектов в чрезвычайной ситуации осуществляется заблаговременно. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы планируются заблаговременно, а реализуются при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

3.5.2. Выявление источников возникновения чрезвычайных ситуаций и прогнозирование их последствий

Для прогнозирования последствий сильных взрывов, землетрясений и катастрофических движений воздуха используется типовая методика, позволяющая определять масштабы и возможные последствия сильных взрывов, землетрясений, катастрофического движения воздуха.

Вначале определяют величину поражающих факторов, ожидаемых при возникновении этих видов чрезвычайных ситуаций, т.е. величину ΔР ф (избыточное давление во фронте воздушной ударной волны, кПа), силу землетрясения (в баллах), скорость урагана, смерча, бури (в м/с). Имеется математический аппарат для расчета величины ΔР ф в зависимости от силы (мощности) взрыва, его вида в зависимости от удаления интересующей точки от центра взрыва. Сила землетрясения, скорость движения воздуха при ураганах, смерчах, бурях задается или прогнозируется гидрометеослужбами РСЧС.

Затем производят сравнение ожидаемой величины поражающего фактора со справочными данными в табл.7 приводится характеристика очага поражения.

Используя результаты сравнения, на картах или схемах хозяйственных объектов, населенных пунктов, районов, городов изображают очаг возможного поражения.

В случае сильных взрывов и землетрясений очаг возможного поражения изображают в виде концентрической окружности вокруг центра (эпицентра) взрыва (землетрясения), а в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с катастрофическим движением воздуха - в виде полос правильной и неправильной формы.

Форма и размеры очагов поражения, образующихся в случае возникновения крупномасштабных пожаров техногенного происхождения, зависят от следующих факторов:

Пожарная опасность производства;

Степень огнестойкости зданий и материалов;

Плотность застройки;

Метеорологические условия.

Пожарная опасность производства определяется технологическим процессом, видом готовой продукции предприятия, характеристикой инженерно-технического комплекса объекта и другими факторами.

По пожарной опасности объектам присваиваются пять категорий: А, Б, В, Г, Д. Объекты нефтегазовой промышленности относятся обычно к категории А, т.к. являются одними из наиболее опасных в пожарном отношении.

Огнестойкость зданий и сооружений определяется способностью к возгоранию их элементов и пределами огнестойкости каких-либо частей зданий, сооружений. Предел огнестойкости – это предел в часах от начала воздействия огня на конструкцию до образования в ней трещин или достижения в ней температуры 200˚С, или до обрушения конструкции. Различают пять степеней огнестойкости зданий и сооружений: I, II, III, IV, V.

Плотность застройки – процентное отношение суммарной площади, занимаемой всеми зданиями и сооружениями предприятий, к общей площади территории хозяйственного объекта.

При плотности застройки менее семи процентов пожары практически не распространяются, т.к. между зданиями и сооружениями большие расстояния. При плотности застройки, равной 7-20%, могут возникать отдельные пожары. При плотности застройки более 20% обычно возникают сплошные, массовые пожары и огненный шторм.

Руководящие органы РСЧС на хозяйственном объекте анализируют имеющиеся данные и определяют местоположение возможных очагов горения, а также все факторы, влияющие на распространение пожаров, а затем на картах или схемах изображают возможные очаги поражения при интенсивных пожарах.

Таблица 7

Характеристика зон возможного очага поражения

Обеспечение безопасности

Вид деятельности

Рисковать, испытывать себя, свои возможности

Краткое описание

Спасатель – это специалист, занимающийся спасением в чрезвычайных ситуациях (например, наводнения, землетрясения, аварии и т. д.). По прибытии на место катастрофы спасатели проводят разведку – всесторонне оценивают ситуацию на месте происшествия с тем, чтобы составить оптимальный план спасения людей. Затем они организуют поиск и эвакуацию людей, находят и извлекают из-под завалов раненых, оказывают им первую медицинскую помощь.

После того как спасатели обеспечивают безопасность людей, они приступают к ликвидации последствий катастрофы – например, очищают почву от выбросов вредных веществ или расчищают завалы после землетрясений. Спасатели прибывают не только на места больших катастроф или стихийных бедствий. Спасатели помогают и отдельным людям, попавшим в опасную ситуацию. Например, вынимают тонущих из водоемов, снимают людей с отколовшихся льдин, извлекают водителей из машин, попавших в ДТП, находят заблудившихся в лесу.

Где учиться

Направления образования:
Техносферная безопасность и природообустройство (20.00.00)

Колледжи, техникумы, училища:

20.01.01 – Пожарный

    • Технический пожарно-спасательный колледж № 57 им. героя РФ В.М. Максимчука (ТПСК № 57)
20.02.02 – Защита в чрезвычайных ситуациях
    • Технический пожарно-спасательный колледж № 57 им. героя РФ В.М. Максимчука (ТПСК № 57)
    • Подмосковный колледж "Энергия" (ПК "Энергия")