Икона Спасителя. Чудотворные иконы

> икона Господа Вседержителя на троне

Икона Господь Вседержитель на троне (Спас на престоле, Мануилов Спас)

У иконы Господа Вседержителя существуют ещё два синонимичных названия - Спас Вседержитель и Пантократор . Спасом (что значит Спаситель по старославянски) Господа называют за то, что он спас человечество от первородного греха, совершённого прародителями Адамом и Евой, искупив его ценой Своих страданий во время Страстей Христовых. А слово Пантократор равнозначно слову Вседержитель, ведь с греческого языка Пантократор переводится как Всесильный, Всемогущий. Вседержителем Спаситель называл Себя Сам в последней книге Нового Завета "Откровение Иоанна Богослова": "Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний, Который был и есть и грядёт, Вседержитель". Именование Вседержителем Христа доказывает догмат Боговоплощения, вочеловечивания Бога. Всесилен и Иисус Христос - как Царь Земной правящий всеми людьми, всемогущ и Бог, создавший Землю и все существа на ней.

Самой первой иконой Господа Вседержителя стала поясная энкаустическая икона Христоса Пантократора в египетском монастыре Святой Екатерины на полуострове Синай. На ней Спаситель изображён в теперь уже ставшей типичной для иконографии Вседержителя позе: правая рука Его благословляет, в левой Иисус Христос держит Евангелие. В глазах Христоса Пантократора нет ни отражений, ни бликов - Он Сам излучает Божественный свет. Позже этот художественный приём станет обширно применяться в православной иконописи, став одним из канонов написания не только Христа, но и Святых. Указывая на раскрытое Евангелие и одновременно благословляя, Иисус недвусмысленно указывает нам путь к спасению своей души. В оплечном написании образа Спаса Вседержителя рук по понятным причинам не видно.

Один из распространённых вариантов иконографии Христа Пантократора - Господь Вседержитель на троне или Спас на престоле . Христос здесь изображён в полный рост, сидя на троне как Небесный Судия и Царь. Правая рука всё так же благословляет, а левая держит открытое Евангелие. Однако существует вариант иконы Господа Вседержителя на троне, где положение рук Спасителя может быть другим: правая рука может указывать на строки раскрытого Евангелия, указывая главенство священной власти над светской, такая иконография Христа Пантократора получила наименование Мануилов Спас или же Спас Златая Риза . По преданию, византийский император Мануил I Комнин сам написал эту икону Спаса Вседержителя на престоле, но в момент написания образа повздорил с греческим священником и повелел наказать того за несогласие с базилевсом. Ночью Мануилу приснился сон: Христос приказал ангелам наказать императора за вмешательство в дела Церкви. Проснувшись, Мануил обнаружил на теле своём раны, а взглянув на написанную икону, обомлел: Спаситель изменил положение правой руки. Теперь она не благославляла, а указывала на строки Евангелия от Иоанна, где было написано: "Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". С того дня Мануил всегда ставил священное превыше царского. Название Златая Риза образ Мануилова Спаса получил за богатый позолоченный оклад, когда-то украшавший первоначальную икону.

Ещё одно распространённое изображение Спаса на престоле - Спас в Силах . Этот образ дословно изображает Христа в момент Его Второго пришествия, описанного Иоанном Богословом. Фигуру Господа Вседержителя на троне окружают небесные силы - красный ромб, символ божественного огня, вложен в синий круг - бесконечное в своей благодати Царство Небесное. сотканное из ангельских чинов, вписанный в свою очередь в красный прямоугольник - земное царство, по углам которого изображены животные - символы евангелистов, ведущих проповедь во всех четырёх концах света.

Икона Господа Вседержителя всегда помещается в самом центре иконостаса, служа напоминанием о том, кто в дольнем мире есть истинный Царь и Судия.

Икона Спасителя — центральный образ в православии. С самых древних времен она хранилась в каждом доме. Ее особенно любили и почитали, ведь это изображение Господа. Существует множество образов Спасителя. И большинству из них присваивается чудотворная сила. Иконы излучают мир и источают благовония. Они излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.

Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона — это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.

Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест — мученичество, указующий перст — божий промысел, а Святой с копьем — победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград — знак церкви.

Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.

История появления первых чудотворных икон

Исцеляющие и помогающие изображения, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Божьей благодати. В православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. В основном, это образы Христа и Богородицы.

Многие предания гласят, что первое чудотворное изображение — это плат, которым Иисус отер свое лицо, и на нем остался отпечаток. Его еще называют Мандилион. Изначально от него исцелился древний эдесский царь Авгарь. Он был болен проказой.

Одним из первых упоминаний о чудотворных иконах является также мироточение Писидийской иконы в VI веке. Тогда от руки изображенной Богородицы заструился елей. Это явление было подтверждено на VII Вселенском Соборе.

Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги — как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

  • Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
  • Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Икона Спасителя

Этот образ является основным в православии. Изображения Христа присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на Руси. Как правило, икона Спасителя выполнена строго по общепринятым церковным канонам. Этот образ дарует людям утешение и веру. Основные его элементы:

  • Нимб со вписанным крестом и тремя греческими буквами, которые обозначают выражение: «Я есмь Сущий».
  • Пурпурный хитон (риза). Символизирует человеческую природу Спасителя.
  • Синий гиматий (верхняя одежда). Напоминает о божественном происхождении Иисуса.

Как правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений Христа: в образе обычного человека или младенца, а также в облике Царя Царствующих. Икона Христа Спасителя всегда располагается на центральном куполе любого православного храма, ведь это считается самым почетным местом.

В основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

Спас Нерукотворный

Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему — его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов.

Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.

Спас Вседержитель

Это один из основополагающих образов Христа в иконописи. Он призван показать спасающего, великодушного и творящего Бога, который держит весь огромный мир в руке. Здесь он изображен с благословляющей десницей и Евангелием. Одновременно икона Спасителя показывает всю безграничную доброту и сострадание Бога.

Этот образ в иконографии начал формироваться еще в VI веке. В это время практически все святые изображения создавались в Константинополе. Именно поэтому лик и одеяния Христа приняли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.

На Руси картина появилась примерно в XI веке. Согласно легенде, Спас Вседержитель считался молельной иконой русских князей. Его даже помещали возле гробниц ярославских правителей Василия и Константина.

Спас на престоле

В данном образе Господь изображается на троне в полный рост. Здесь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. Его правая рука также поднята для благословения, а левая держит открытое Евангелие. Престол символизирует необъятную Вселенную и определяет царственную славу и власть Господа.

Однако этот образ не единственный. Существует еще одна православная икона — икона Спасителя на троне, где правой рукой он указывает на Евангелие. Так Господь определяет первоочередность и главенство священной церковной власти над светской. Известна легенда, которая рассказывает о неком византийском императоре Мануиле I Комнине. Он самостоятельно написал икону Спасителя на троне, но повздорил с одним греческим священником и решил наказать его за несогласие. Ночью Мануил увидел сон, в котором Бог наказывает его за вмешательство в церковные дела. Проснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. А, взглянув на икону, он увидел, что Спаситель изменил положение руки. Теперь он указывал на строки открытого Евангелия. Известно, что эта икона получила название «Мануилов Спас», или же «Спас Златая Риза» (за богатый золоченый оклад).

Спас в силах

Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие. А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов — Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.

Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.

Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.

Спас Эммануил

Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».

Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.

История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом — юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.

Иконы Христа занимают главное место в православном храме и в доме верующего человека. Образ Господа Иисуса Христа — самый главный в иконописании, собственно и само иконописание существует только потому, что Неизреченное Слово Божье воплотилось: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати истины, и мы видели славу Его, славу как Единородного Отцу» (Ин.1:14).

Иисус Христос, как учит Церковь, совершенный Бог и совершенный Человек. Это очень трудно передать средствами искусства, поэтому икона - это не портрет Христа, но его образ, в котором сохраняется тайна: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым» (св. Феодор Студит). В иконописи был выработан специальный канон изображения Иисуса Христа, по которому мы узнаем Его образ.

Ранние христиане изображали Христа в виде агнца, рыбы, доброго пастыря с овцой на плечах и т.д. На Трулльском соборе (682 г.) эти символические и аллегорические образы были запрещены, и Церковь приняла в качестве канонического изображения т.н. исторический тип Христа - человеческий образ, в котором Сын Божий явил Себя на земле.

Такие изображения Христа появилось не ранее IV в. Только в начале одни изображали Его юным, другие - в зрелых летах, одни - прекрасным как греческие боги, другие - намеренно в некрасивом и уничиженном виде. Только к IX в. окончательно утвердилось изображение Христа в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами, усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой, темно русыми волосами, расчесанными на прямой пробор и спускающими по плечам прядями. Именно такой образ и был принят как канонический. Отличительной особенностью иконографии Христа стал также крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Спасителя.

Иконы Христа могут изображать только Его лик (Спас Нерукотворный), также Спаситель может быть представлен в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения (различные варианты иконографии Вседержителя). Христос изображается и как Младенец или Отрок (Спас Эммануил), и даже в ангельском образе (Спас Благове молчание, София Премудрость Божия).

На полуфигурных и ростовых иконах обычно правая рука (десница) изображается в жесте благословения, в левой руке Спаситель держит книгу (закрытую или раскрытую с цитатой из Евангелия). Благословение и книга - символы служения Христа как Сына Божия и Спасителя, принесшего Благую Весть.

Икона отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, и иконография выражает это через цвет одежд Спасителя, как правило, на иконах Христос предстает в красном хитоне (нижняя одежда) и синем гиматии (верхний плащ). Красный цвет символизирует человеческую Его природу, синий - Божественную. Обычно на правом плече хитона можно видеть золотую полосу (клав) - знак царского достоинства.

Иконы Спасителя могут быть различны по своему иконографическому типу, в каждом из них раскрывается определенный аспект исповедания, особый догматический и богословский смысл образа Спасителя. Основных иконографических типов шесть.

  1. Спас Нерукотворный
  2. Спас Вседержитель
  3. Спас на престоле
  4. Спас Эммануил
  5. Спас Благое Молчание (София Премудрость Божия)
  6. Спас Ветхий денми

Спас Нерукотворный

Нерукотворный образ Спасителя - один из самых чтимых образов на Руси. Первые изображения появились в раннехристианский период (катакомбы Коммодилы, сер. IV в.), затем образ получил широкое распространение в Византии, и оттуда пришел на Русь. Существует три вида изображений Нерукотворного образа: на золотом фоне, на убрусе (греч. Мандилион) и на чрепии (греч. Керамида).

Согласно преданию появление этого образа связано с царем Авгарем, правившем в г. Эдесса. Царь заболел проказой, и тщетно искал лекаря. Услышав об Иисусе Христе, он послал за Ним своего слугу Ананию, но Спаситель отказывается оставить Иерусалим, но обещал помочь царю. Он попросил принести Ему воды и полотенце, умылся и вытер лицо, и тотчас на ткани - нерукотворно - отпечатался Его образ. Когда слуга доставил это полотенце в Эдессу, царь, приложившись к нему, получил исцеление, и уверовал во Христа. Авгарь хранил чудотворный образ в своем дворце как величайшую святыню. Но наследники царя вернулись к язычеству, и христиане замуровали чудесный образ в нише городской стены. Через четыре столетия, во время осады города персами (545 г.), епископ Эдессы получил откровение о местонахождении Нерукотворного образа. По его указанию кирпичная кладка была разобрана, и жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток его на глиняной доске (черепице), закрывавшей нишу. Так в иконописи появились изображения Нерукотворного образа «на убрусе» (полотенце) и «на чрепии» (череице). Иногда Лик Христа изображается просто на золотом фоне.

На православных иконах Спас Нерукотворный изображен со спокойным, величественным выражением Лика и с открытыми глазами. На католических, напротив, лик Христа пишется страдальческим, часто с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови. Западное предание объясняет происхождение Нерукотворного образа так: праведная женщина Вероника, увидев Христа, когда Он шел с крестом на Голгофу, утерла своим платком Лик Его истекающий кровью Лик, ион запечатлелся нерукотворно на этом платке. Такой иконографический тип получил наименование «Плат св. Вероники». Иногда на иконах изображается святая жена, держащая в руках плат с образом Христа. Такие изображения появились в России не ранее конца XVII в.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель или Пантократор (греч.‘ο Παντοκράτωρ) - основной тип икон Христа. Этот образ есть в каждом православном храме: в куполе и возле Царских врат, в алтаре и в отдельно стоящем киоте, его изображают на священнических облачениях и на богослужебных книгах. Этот образ представляет Иисуса Христа как Господа и Спасителя.

Спас на престоле

Образ представляет Христа как царя и судию. Престол - символ царственной славы Спасителя. Нередко рядом с Христом изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча, такой образ получил наименование дейсис (греч. Моление) или в древнерусском написании - деисус. - Разновидностью этой иконографии является икона «Спас в силах», представляющая образ Второго и Славного пришествия Христа в силе и славе. Сложная символика кругов и квадратов (образ вселенной) и символическое изображение различных ангельских чинов призвана показать образ Христа-Вседержителя, соединяющего в весь видимый и невидимый мир. Обычно такая икона занимает центральное место в иконостасе. Этот образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Образ Христа в детском или отроческом возрасте. Имя Эммануил переводится как «с нами Бог» (евр.), взято из пророчества Исайи о Христе: «Сам Господь даст вам знамение: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил (Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Как и на многих иконах Христа помимо букв IC ХС (Иисус Христос) в нимбе встречается начертание греческих букв οωN (Сущий, имя открытое Богом Моисею на горе Синай), они обозначают, что и в детском возрасте во Христе пребывает вся полнота Божества, ибо Христос - Единородный Сын Божий и Единосущий с Отцом.

Спас Благое Молчание

Эта икона изображает Иисуса Христа до Воплощения, в виде Ангела Великого Совета, как именует Его Св. Писание. Этот образ называют также София Премудрость Божия, ибо в Св. Писание Христос назван Словом Божьим (греч. Логос) и Божьей Премудростью (греч. София). На таких иконах в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда, которую образуют два квадрата: один обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском образе, с крыльями, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены на груди в знак молчания, хранения тайны.

Спас Ветхий денми

Это довольно редкий образ, встречается чаще не отдельно, а в составе композиций. Он представляет Христа с белыми (седыми) волосами, как старца (не путать с изображением Бога Отца, являющегося неканоническим и запрещенным соборами). В этом образе отражены эсхатологические представления Церкви, он восходит к книге пророка Данила и символизирует Божественную полноту и предвечность Христа.

Мы называем себя христианами и поэтому образы Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. С этих икон начинается домашний иконостас любой семьи , они помещаются во главе этого иконостаса – читайте об этом в разделе икона в современном доме . Иногда в качестве таких икон выступают венчальные иконы , но если у вас их нет, либо вам хочется иметь дома настоящие рукописные иконы – вы можете заказать их в нашей мастерской. Иконы Спасителя и Богородицы станут замечательным подарком для любой православной семьи. Их можно поместить не только дома, но и в кабинете на работе.

Иконы Спасителя

Все иконные изображения Иисуса Христа являются свидетельством земного воплощения святости - Боговоплощения, явления Христа в наш мир в человеческой плоти. Все религиозное искусство есть не что иное, как запечатленное в особой форме напоминание и призыв следовать собственному предназначению согласно Евангельским словам: “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”. Иконы Христа - воплотившегося Бога занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

И не случайно первой иконой, то есть в прямом смысле первым запечатленным образом стало нерукотворное изображение Иисуса Христа - отпечаток Его лика на полотне - образ Спаса Нерукотворного .

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."

В настоящее время существует два типа изображений Спасителя:

1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих;

2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока).

Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко - благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Слово "нимб" переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.

На иконах Христос часто изображается с книгой - она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно - спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Его изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий - небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу - это клав, в античном мире - знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, *царь Эдессы Авгарь* принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор) - это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На такой иконе Христос предстает перед нами в поясном изображении облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас на престоле - эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах

Спас в силах - центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми углами. Квадрат - это символ земли. По четырем углам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал - мир духовный. В синем овале изображены ангелы - силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала - красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса - настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание - еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" - таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной - опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего - Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Иконы Богородицы

Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.

Сириец Павел Алеппский, побывавший в России в XVII веке, писал:“Икона Владычицы пишется ими в различных бесчисленных видах, и каждое изображение носит свое особое название. Казанская, Владимирская, Смоленская, Неопалимая Купина и иные разных видов со своими особыми именами. Точно также и изображения Господа Христа и иконы Св. Николая бываю разные. Что касается икон Рождества, Пасхи, Страстей Господа и Его чудес, а также изображения Троицы, то ум человеческий не в силах постигнуть их сущности, и оценить их превосходное исполнение. Я приобрел у них много икон, но мы могли покупать у них иконы с большим трудом, ибо все у них дорого и ценно, а иконы в особенности”.

Богоматерь на русских иконах почти всегда изображается в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность - вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

Как замужняя женщина Богородица имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).

Другая важная деталь одеяния Богородицы - поручи (нарукавники). Поручи - деталь облачения священников; на иконах это символ сослужения Божией Матери (а в ее лице - всей Церкви) - Первосвященнику Христу.

На челе (на лбе) и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды - символ Святой Троицы. На некоторых иконах фигура Младенца Христа закрывает одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы - Бога Слова.

Существует пять основных типов изображения Божией Матери:

"Молящаяся" ("Оранта", "Панагия", "Знамение")

Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан.

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне (груди), на фоне круглой сферы - Спас Эммануил.

Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение", и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...

В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

"Путеводительница" ("Одигитрия")

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.

На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская, Казанская.

"Умиление" ("Елеуса")

На иконе "Умиление" мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.

Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери "Умиление" находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.

"Всемилостивая" ("Панахранта")

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

Из икон этого типа в России наиболее известны - "Державная" и "Всецарица".

"Заступница" ("Агиосоритисса")

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте - слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе.

Икона «Господь Вседержитель» может выглядеть по-разному, например, сам Христос изображается в разных положениях, но при этом суть самой иконы совсем не меняется. В каждом храме есть такая икона, она напоминает людям, что Спаситель пришел на землю в виде богочеловека, чтобы забрать все грехи человечества и сделать душу бессмертной, поэтому Иисус на иконе держит правую руку в благословляющем знаке.

В названии иконы присутствует термин «вседержитель», что обозначает, что Бог сильный, и только он может распоряжаться судьбами людей, также надо отметить, что слово взято из Ветхого Завета, ведь именно так изначально обращались к Богу, а потом стали обращаться и к Христу.

Какое значение у иконы «Господь Вседержитель»?

Этот образ должен находиться не только в храмах, но и в каждом доме православного христианина. В самом центре иконостаса всегда должна находиться икона «Господа Вседержителя», значение которой связано с обозначением силы Иисуса, ведь именно он может сотворить настоящее чудо, и не раз он доказывал это на деле всем верующим. Лик Господа очень важен для каждого христианина, так как Иисус - это самый главный судья, он восседает на троне, и в левой руке у него находится Евангелие или же свиток, а правой рукой он благословляет православных христиан.

Как выглядит икона?

Сам Иисус изображается по-разному, например, на некоторых иконах сидит на троне, а в некоторых он стоит в полный рост, но при этом ее значение не меняется. В левой руке Христа святое писание или свиток, а правая рука показывает знак благословения всех тех, кто уверовал в Господа. Евангелие изображается на иконе в развернутом виде, там видно всего лишь две буквы: альфа и омега. Каждая из этих букв имеет свое значение, например альфа - это начало, а омега - конец. Рассмотрим более подробно, что символизирует икона «Господа Вседержителя» (фото в статье). Она изображает Христа в возрасте, когда он идет к верующим с проповедью и учит людей правильно жить по Божим законам, над головой у Иисуса светится нимб в виде креста.

Символическое значение имеет даже одежда Спасителя, он одет в синий гаматий и красный хитон. В христианстве синий цвет всегда символизирует начало на небесах, а красный показывает сущность человечества, в которой есть место и мукам, и царственности. В общей сложности переплетение этих двух цветов указывает на то, что ничего не чуждо Господу, поэтому присутствует гармония небесного начала и земного конца.

Важность иконы «Господь Вседержитель» для православных христиан

Икона «Господь Вседержитель» важна для любого православного человека. В иконе имеется упоминание о том, что каждый христианин получит по своим заслугам пусть не в земном суде, а на небесном, который является самым ответственным и справедливым, поэтому в иконе можно прочитать призыв быть терпимее друг к другу и милосерднее. Образ имеет огромную силу, поэтому каждый верующий может произнести молитву и попросить Бога помочь преодолеть все трудности, чтобы достичь успеха в своих начинаниях. Стоит произносить молитву перед иконой, если человек находится в скорби и ему требуется умиротворение, чтобы побороть сложности. Перед иконой произносится специальная молитва, в которой человек не только просит Господа помочь, но и благодарит его за поддержку и помощь.

В чем может помочь икона «Господа Вседержителя»?

В том, что в иконе имеется сила, сомневаться не приходиться, так как верующие не раз убеждались, что икона «Господь Вседержитель» способна творить настоящее чудо. Ознакомимся подробнее, в чем именно может помочь эта икона:


Как икона может помочь в семейном счастье?

Образ имеет огромное влияние и в семейном счастье. Для многих семей икона «Господь Вседержитель» является оберегом, она помогает спасти детей от болезней, даже если врачи оказались бессильными, то молитва перед образом поможет преодолеть трудности и справиться с любыми напастями. Обращаться с молитвой к Спасителю необходимо искренне, только так может случиться настоящее чудо. Молодых людей, которые вступают в брак, родители благословляют именно с помощью этой иконы, считается, что только так брак сможет стать крепким и долгим.

Как и когда молиться перед иконой «Господа Вседержителя»

Многие православные христиане задаются вопросом о том, как должна выглядеть икона "Господь Вседержитель", в чем помогает она, какую именно молитву необходимо перед ней произносить. Данное божественное изображение не имеет специального дня, когда эта икона почитается, поэтому можно с уверенностью говорить, что обращаться перед ней к Спасителю можно в любое время, когда человеку требуется произнести благодарственную или просительную молитву. Всем известно, что сам Христос является и праздником, и радостью, и благодатью.

Обратиться к любой иконе можно, произнося молитву «Отче Наш», но существует и отдельная молитва иконе «Господа Вседержителя». В начале молитвы идет обращение к Всевышнему, который сошел на землю, чтобы спасти всех грешных людей, также описывается, что все верующие верят в чудо и благодарят Иисуса Христа, что он не покидает в беде всех просящих и не оставляет их в трудную минуту. В конце молитвы православный христианин просит Господа простить все согрешения и даровать прощение не только человеку, который молится, но и всем близким и родным.

Можно ли дарить икону «Господа Вседержителя»?

Икона может оказаться действительно хорошим подарком, поэтому ее можно подарить от чистого сердца своим близким и родным. Сделать это можно в любой праздник, который важен для любого православного человека. Часто этот образ становится подарком на венчании, ведь именно эта икона является важной составляющей пары, которая собралась венчаться.

Как видим, одной из самых главных икон для православных христиан считается икона «Господь Вседержитель». Значение, в чем помогает и как именно она может оберегать человека от бед - все это имеет огромное влияние на подсознание человека, поэтому, если верующий молится перед иконой с чистыми помыслами, он может надеяться на самое настоящее чудо в своей жизни.