Христианская Онлайн Энциклопедия. Мать тереза - биография, информация, личная жизнь

Однако российской Федеральное агентство новостей поставило святость матери Терезы под сомнение и привело в связи с этим наиболее скандальные факты из биографии Агнес Годже Бояджиу.

При своем рождении 26 августа 1910 года Мать Тереза получила имя Агнес Годже Бояджиу. Это произошло в Скопье, в богатой семье албанцев-католиков. Ее отец Никола Бояджиу, родом из Призрена, был ярым албанским националистом, состоял в подпольной организации, целью которой было «очищение Скопье от славян-оккупантов (имеются ввиду македонцы, сербы и болгары) и присоединение его к Албании».

Ненависть к славянам стала причиной насильственной смерти Николы в 1919 году — его убили во время атаки на сербскую деревню. Его дочь унаследовала нелюбовь к славянам. Хотя она свободно владела сербским языком и даже закончила сербскую гимназию, но во время своих будущих официальных посещений Югославии она всегда общалась только через переводчика.

Ее отношение к родному городу, ныне столице Республики Македония, тоже весьма своеобразно. Когда 26 июля 1963 года в результате землетрясения там погибло 1070 человек и было разрушено 75% зданий, Агнес Бояджиу отказалась выделять Скопье финансовую помощь от своего монашеского ордена, но публично благословила персонал американского военного госпиталя.

Госпиталь пробыл в Скопье 15 дней. Как говорят македонцы, американцы 5 дней монтировали госпиталь, 5 дней делали фотосессию на фоне развалин и 5 дней демонтировали свой лагерь. И теперь в музее Скопье, посвященном землетрясению, десятки фото, где запечатлено, как американцы самоотверженно помогают македонцам.

При этом Советский Союз отправил в Скопье 500 военнослужащих инженерных войск, которые отработали там полгода. Но сохранилось только одно фото — советским солдатам некогда было фотографироваться, они спасали жизнь македонцам, оказавшимся под завалами.

Позже мать Агнес Бояджиу четыре раза посетила Скопье и даже стала его почетным жителем. Его обыкновенным жителем она перестала быть в 1928 году, когда после окончания гимназии она уехала в Ирландию в монашеский орден «Сестры Лорето». Там она выучила английский язык, стала монахиней под именем Тереза и была отправлена в индийский город Калькутта преподавать в католической школе имени святой Марии.

Далее, по ее воспоминаниям, в 1946 году ей было видение Иисуса Христа, который приказал ей бросить школу, скинуть монашескую одежду, надеть местное национальное платье сари и идти помогать самым бедным и несчастным. Впрочем, в других своих воспоминаниях она утверждала, что Бог приходил к ней регулярно, начиная с пятилетнего возраста.

Как ни странно, ей удалось заручиться и поддержкой властей и своего непосредственного католического начальства. Под учреждение, которое сама мать Тереза назвала Дом для умирающих, мэрия выделила ей в 1948 году бывший храм индийской богини Кали. Персоналом стали 12 монахинь учрежденного матерью Терезой ордена «Сёстры миссионерки любви». В 1950 году его поддержал епископ Калькутты Фердинанд Периер, а позже он стал действовать по всему земному шару с благословения Римского Папы Павла VI.

Всемирная слава к ее организации пришла в 1969 году, когда по заданию ВВС журналист Малкольм Маггеридж снял восхваляющий ее документальный фильм «Something Beautiful for God» («Нечто прекрасное для Бога»). Но это был не просто хвалебный материал — экзальтированный журналист утверждал, что на съемках произошло чудо: в Доме для умирающих не было освещения, но съемки удались, поскольку «появился божественный свет».

И хотя оператор Кен Мак-Миллан позже заявил, что просто им впервые была применена новая пленка фирмы «Кодак» для ночных съемок, в те времена интернета не было и не мог оператор перекричать могущественную корпорацию ВВС. Впрочем, людям всегда интереснее читать о чудесах, чем о новых свойствах кинопленки.

Результатом мощного пиара число монахинь ордена приблизилось к 5000, появилось более 500 храмов в 121 стране мира. Повсюду стали открываться хосписы, центры помощи тяжелобольным, социальные дома. Хотя мать Тереза по-прежнему называла их Домами для умирающих.

Что они представляют собой на самом деле рассказала в документальном фильме «Ангел из ада» Мэри Лаудон, работавшая в одном из них: «Первое впечатление было как будто я вижу кадры из нацистского концлагеря, так как все пациенты тоже были обриты наголо. Из мебели только раскладушки и примитивные деревянные кровати. Два зала. В одном медленно умирают мужчины, в другом — женщины. Практически никакого лечения, из лекарств только аспирин и другие дешевые препараты.

Капельниц не хватало, иглы использовались многократно. Монахини промывали их в холодной воде. На мой вопрос почему их не делают их дезинфекцию в кипятке, мне ответили что это не нужно и на это нет времени. Помню 15-летнего мальчика у которого вначале были обычные боли в почках, но ему становилось все хуже и хуже, так как он не получал антибиотики, а позже ему стала необходима операция. Я сказала, что для того чтобы его вылечить нужно лишь вызвать такси, отвезти его в больницу и оплатить ему недорогую операцию. Но мне отказали в этом, объяснив: «Если мы сделаем это для него, то придется это делать для всех».

Слова Мэри Лаудон подтверждают и результаты многочисленных проверок Домов для умирающих. Неоднократно отмечалось, что там практически не заключают трудовые договоры с врачами, а всю основную работу выполняют трудящиеся бесплатно волонтеры, поверившие в миф об учреждениях матери Терезы. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, перенос болезней от одного пациента к другим, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих.

Обезболивающие средства новая святая фактически запретила, заявив: «Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует». В результате болевой шок стал причиной смерти для многих.

Все вышеперечисленное идеально укладывалось в ее концепцию спасения больных. Если для нормальных людей спасение больного означает его выздоровление, то для матери Терезы это означало его переход в католицизм и спасение таким образом от мук ада в загробной жизни. Поэтому, чем сильнее страдал больной, тем легче было его убедить, что для избавления от страданий надо стать католиком и Иисус Христос поможет тебе. Обряд крещения в Домах для умирающих проходит также просто, как и все остальное: больному покрывают голову мокрой тряпкой и читают соответствующую молитву. А дальше, если пациент после этого выживет, то всем расскажет, что это стало благодаря переходу в католицизм, а если не выживет, то ничего не расскажет.

Когда же самой матери Терезе понадобилась медицинская помощь, она не стала пользоваться услугами своих медучреждений, а отправилась лечиться в одну из самых дорогостоящих клиник в мире в американском штате Калифорния. Целоваться с Иисусом ей тоже не захотелось — обезболивающие использовались в полном объеме.

Так же легко она меняла свою позицию и по другим вопросам, если ей это было выгодно. Так она была категорически против абортов. В своей речи при вручении ей Нобелевской премии мира в 1979 году она заявила: «Самая большая угроза миру сегодня — это аборты, потому что это прямая война, убийство, прямое убийство человека его собственной матерью». Однако когда ее подруга премьер-министр Индии Индира Ганди начала насильственную стерилизацию бедняков, то Агнес Бояджиу полностью поддержала эту кампанию. Правда, в 1993 году снова изменила свою позицию и осудила 14-летнюю ирландскую девушку, которая сделала аборт после изнасилования.

Путешествуя по всему миру Агнес Бояджиу везде требовала запрета и разводов, так как каждый брак освящен Богом. Однако, когда другая ее подруга принцесса Диана развелась с принцем Чарльзом, то она объявила, что «это правильное решение, так как из семьи ушла любовь».

Документальный фильм «Something Beautiful for God» был не единственной успешной акцией по созданию имиджа Агнес Бояджиу как бескорыстной спасительницы обездоленных.

Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, мать Тереза не поленилась съездить туда и попозировать фотографам на фоне новых домов, построенных другими благотворительными организациями. Ее монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь.

Когда в Индии вспыхивали эпидемии, то мать Тереза не оказывала помощи в борьбе с ними, но зато активно фотографировалась с больными. А когда она позже прибывала в Рим, то СМИ сообщали всему миру, что она помещена под карантин. Это было еще одно напоминание о ее мнимой борьбе с болезнями.

Можно найти подробнейшие описания ее посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил.

Несмотря на то, что Агнес Бояджиу везде призывала к скромному христианскому образу жизни, сама она во время своих многочисленных путешествий по миру предпочитала передвигаться в персональных самолетах и вертолетах, а останавливаться в самых фешенебельных резиденциях.

Благодаря массированной пропаганде миллионы людей поверили всемирной благодетельнице несчастных и высылали ее ордену свои пожертвования. Кроме Нобелевской премии, мать Тереза и ее орден получили еще десятки премий от различных организаций на огромные суммы. Однако о том, как они расходуются, нобелевская лауреатка говорить не любила. На просьбы журналистов об интервью она обычно отвечала: «Пообщайтесь лучше с Богом».

Благодаря дружбе с Индирой Ганди ее монашеский орден, зарегистрированный в Индии, был долгие годы освобожден от какого-либо финансового контроля под предлогом того, что он является крупной благотворительной организацией. При этом, когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры миссионерки любви» не было даже среди 200 первых. Сама мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии врала, что была оказана помощь 36000 жителям Калькутты. Проверка, проведенная индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700.

Самый мощный скандал, связанный с расходованием пожертвований, полученных Агнес Бояджиу, произошел в 1991 году, когда немецкий журнал Stern на основе документов опубликовал информацию о том, что только 7% пожертвований идет на лечение больных. Гигантские суммы оседали на счетах Банка Ватикана в Риме. Несмотря на огромные суммы, никто не проводил модернизацию медицинских центров, не закупалось оборудование. Вместо этого средства тратились на открытие новых центров по всему миру, где под видом спасения тела спасают душу путем ее обращения в католическую веру. Официально на новые центры и ушла вся Нобелевская премия новой святой.

Происхождение пожертвований мать Терезу не смущало. Она спокойно принимала деньги, награбленные диктаторами у своих народов. Причем как от проамериканских антикоммунистических диктаторов, так и от коммунистических.

В 1981 году она посетила Гаити, где правил Жан-Клод Дювалье, получивший власть за 10 лет до этого в 19-летнем возрасте после смерти отца-диктатора. Казалось, что хорошего можно сказать о ситуации в самой бедной стране Западного полушария и одной из беднейших в мире, где процветают коррупция и болезни, и где семейством Дювалье совершено 60 тысяч явных и тайных политических убийств. Однако мать Тереза заявила, что нигде в мире не видела такой близости между бедняками и руководителем государства.

В результате она получила от гаитянского диктатора 1,5 миллиона долларов. Республика Гаити и ее руководитель ей явно понравилась и в 1983 году она посетила их снова. На сей раз после высказываний о том, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью» она была награждена высшей наградой страны — орденом Легиона славы и получила еще 1 миллион долларов. Взаимная любовь на Гаити кончилась через 3 года, когда народ сверг любимого диктатора, а тот отплатил любимому народу тем, что украл у него сотни миллионов долларов, бежав с ними в свою резиденцию на Французской Ривьере.

В 1989 году она посетила родину своих предков — Албанию. Она была там по приглашению нового коммунистического лидера Рамиза Алии, который, по примеру Михаила Горбачева, решил провести в своей социалистической стране демократические реформы. Он принял власть за четыре года до этого, после смерти Энвера Ходжи, правившего Албанией 40 лет.

Среди государственных руководителей трудно найти человека, имеющего большие заслуги перед католической церковью, а также перед всеми другими церквями. Первое, что он сделал, придя к власти после Второй мировой войны, был расстрел двух католических епископов и 40 священников. В 1967 году вождь албанских коммунистов объявил, что его страна стала первым в мире атеистическим государством. В связи с этим были закрыты все храмы, в том числе и 157 католических церквей. Священнослужители брошены в тюрьмы. За совершение религиозных обрядов полагалась смертная казнь, а за индивидуальное исповедование религии — отправка в лагеря. Расстрелы священнослужителей всех вероисповеданий продолжались в течение всего периода его правления. Так, в 1971 году, когда вышедший из тюрьмы католический священник Штьефен Курти крестил младенца, он был расстрелян, родители отправлены в лагеря, а младенец в детдом.

Но все это не помешала монахине Терезе возложить венок на могилу Энвера Ходжи и сказать о нем много похвальных слов. Позже Агнес Бояджиу посетила вдову Энвера — Неджмие. О новом руководителе Албании она сказала, что «счастлива за свой народ, у которого есть такой руководитель».

Албанский народ не оценил своего счастья и в 1992 году отстранил Рамиза Алию от власти, а еще через год отправил его в тюрьму.

Кроме Рамиза у матери Терезы были взаимовыгодные встречи с коммунистическими руководителями Кубы и ГДР — Фиделем Кастро и Эриком Хонекером. Получала она деньги и от Ясера Арафата, с которым встречалась в Ливане.

Крупным спонсором ордена «Сёстры миссионерки любви» был и английский лорд еврейского происхождения и медиамагнат Роберт Максвелл, укравший из пенсионного фонда своих же работников 600 миллионов долларов и избежавший тюремного наказания из-за гибели на яхте. Другим известным дарителем, облагодетельствовавшим мать Терезу на 1,25 миллиона долларов, был американец Чарльз Киттинг. Позже, когда он попал под суд за то, что ограбил 23 тысячи вкладчиков своего фонда на 252 миллиона долларов, мать Тереза послала письмо с просьбой о помиловании верного и щедрого сына католической церкви.

В ответном письме прокурор Пол Терли написал, что «церковь не должна позволять использовать себя как средство для успокоения совести для преступника» и предложил Агнес Бояджиу вернуть полученные от Киттинга деньги тем, у кого они были украдены. В ответ — тишина.

Интересно, что другим получателем помощи от Чарльза Киттинга был американский сенатор и большой друг нынешней украинской власти Джон Маккейн. Может быть, все это и помогло щедрому католику отделаться за такое огромное хищение всего лишь 4,5 годами тюрьмы и сейчас он снова в крупном американском бизнесе.

Отказ вернуть деньги, украденные у американцев, не испортили отношения матери Терезы с властями США. Совсем наоборот: наряду с Ватиканом, удостоившим ее своей высшей наградой — объявлением святой, вторым государством, сделавшим это, стали США. В 1996 году она стала почетным гражданином США, это звания до нее получили всего 3 иностранца, а в 1997 году она была награждена высшей американской наградой — Золотой медалью Конгресса. Официально такие высокие награды объясняются ее благотворительной деятельностью, но наверняка не забыты и ее другие заслуги перед США.

3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопал произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества. В результате взрыва емкости на 60 тысяч литров на химическом заводе, принадлежавшем американской компании «Юнион карбайд» в воздух попали 42 тонны ядовитых паров. 4000 человек погибли сразу, еще 21 тысяча позже. Общее количество пострадавших — до 600 тысяч человек. Причиной катастрофы стала экономия на мерах безопасности со стороны химической компании, хотя в «Юнион карбайд» упорно твердили, что это диверсия. Кроме того, компания отказалась сообщить название ядовитого вещества из соображений коммерческой тайны, что затруднило работу индийских гражданских и военных медиков. Пренебрежение американским бизнесом вопросами безопасности местного населения, приведшее к таким ужасающим последствиям, могло поставить под удар не только химическую компанию, но и репутацию США во всех странах третьего мира.

Меры были приняты. На сей раз мать Тереза не осталась безучастной к трагедии индийского народа. Она прибыла в Бхопал в сопровождении своих многочисленных монахинь и волонтеров. Мать Тереза выступала в людных местах и в своих выступлениях объясняла, что это наказание от Бога, что надо молиться и он накажет виновных, а сейчас надо простить. Последнее слово было главным во всех ее речах. Это же внушали монахини и волонтеры в индивидуальном порядке тем, кому они оказывали свою примитивную медицинскую помощь.

Это помогло предотвратить антиамериканские выступления, которые привлекли бы внимание во всем мире. Американская компания «Юнион карбайд», ответственная за эту трагедию, смогла в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования договориться о выплате жертвам аварии 470 миллионов долларов в обмен на отказ от дальнейших судебных исков. Расследование трагедии продолжалось 26 лет и только 7 июня 2010 года суд в Бхопале приговорил семерых индусов, работавших на химическом заводе к двум годам тюрьмы и штрафу на сумму, равную 2100 долларам США. Бывший директор завода американец Уоррен Андерсон был оправдан.

Компания «Юнион карбайд» сделала ордену матери Терезы крупное пожертвование. Разумеется за медицинскую помощь, а не за пропагандистскую.

Имеется и информация о том, что через организацию матери Терезы оказывалась тайная финансовая помощь никарагуанским контрас. Это косвенно подтверждается ее награждением президентом США Рональдом Рейганом Медалью Свободы в 1985 году.

С момента смерти основательницы ордена «Сёстры миссионерки любви» и до того момента, как она стала святой прошло ровно 19 лет и шел этот процесс нелегко. По правилам католической церкви для того, чтобы человек был канонизирован как святой, он должен совершить чудо.

Поиск чудес, совершенных матерью Терезой, был поручен канадскому священнику Брайану Колодийчуку. Вначале он объявил, что жительница индийского штата Бенгалия Моника Бесра имела 17-сантиметровую злокачественную опухоль в желудке. В годовщину смерти матери Терезы — 5 сентября 1998 года ее сестра положила ей на живот медальон с ликом Святой Богородицы, которым прикоснулись к телу матери Терезы в день ее похорон и обратилась к всемирной праведнице с молитвой о ее выздоровлении. Через 8 часов опухоль исчезла.

Все было чудесно, в прямом и переносном смысле этого слова, но тут Моника Бесра поссорилась со своим мужем, а тот заявил журналистам что у его жены была не опухоль, а киста яичника, которую вылечили с помощью лекарств, за которые он заплатил крупную сумму из своего кармана, а затем отвел журналистов к врачам, у которых сохранились соответствующие медицинские документы.

Разумеется, после этого скандала у Ватикана вера в святость монахини, принесшей ему по самым скромным подсчетам 3 миллиарда долларов и миллионы новых последователей, не пропала. Но для сохранения приличия была сделана многолетняя пауза в канонизации для успокоения и забвения.

В 2008 году преподобный Колодийчук нашел новое чудо в Бразилии, где у Марсилио Хаддата Андрино была злокачественная опухоль мозга, но после того как его жена Фернанда стала молиться матери Терезе, она исчезла. Никаких медицинских документов в данном случае не было, что гарантировало от повторения случая с Моникой Бесра.

Но тут грянул новый скандал. Достоянием гласности стали ее письма своему духовнику бельгийскому священнику-иезуиту Генри и ее дневники. В них она пишет: «У меня нет веры», «Небеса заперты», «Мне говорят, что Бог любит меня, но темная, холодная и пустая реальность настолько сильна, что ничто не трогает мою душу. Все внутри меня холодно, как лед».

Но самой неожиданной стала следующая запись: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет», которая совсем не годится для монахини, постоянно утверждавшей, что регулярно общается с Иисусом Христом. Конечно же, и этот скандал не повлиял на решение Святого престола о святости Агнес Бояджиу, но опять пришлось брать паузу.

Ватикану, наконец, удалось завершить процесс канонизации матери Терезы и это комментируется множеством людей.

Среди них итальянец Джорджио Бруско, лично знавший Агнес Бояджиу и отбывающий сейчас тюремное заключение за руководство преступным сообществом, которое в его стране называют мафия.

Он высказался лаконично: «Если она святая, то я — Иисус Христос».

Мать Тереза, в миру Агнес Гонджа Бояджиу, родилась 27 августа 1910 года в Македонии. Ее семья была албанской и очень религиозной. С детства девочка пела в церковном хоре, в 12 лет решила стать миссионером. Когда ей исполнилось 18, Агнесс уехала в Ирландию и поступила в аббатство сестер Лоретто.

Имя сестры Терезы приняла в честь покровительницы бедных Терезы, отшельницы XVI века. Сестра Тереза уехала в Индию и начала преподавать в школе при монастыре в Калькутте историю и географию, потом стала директором этой школы. Ученицы легендарной монахини рассказывают, что однажды она услышала голос, повелевающий оставить работу и последовать за Христом в трущобы, чтобы служить бедным. Так она и сделала – без сомнений и колебаний, хотя до нее в истории католичества такого не случалось – монахини всегда жили только в монастырях. Терезе разрешил особый путь сам Папа Римский, к которому она обратилась с необычной просьбой в письме.

Мать Тереза всегда говорила, что когда страдает любой человек, в нем страдает Иисус. Поэтому она сняла монашеские одеяния и облачилась в индийское сари с синей каймой. Потом такая одежда станет униформой сестер Ордена милосердия. Мать Тереза выучила хинди и бенгальский, получила индийское гражданство. Она подчеркивала тем самым, что разделяет все с людьми той страны, где творит добро. Она искренне считала, что является матерью для всех людей в этом мире и жителей Индии в частности. Только так ее и называли благодарные за милосердие и заботу бедняки.

В 1950 году мать Тереза создала Орден милосердия в Калькутте. Под его эгидой было открыто свыше 50 школ для детей и бедняков не только в Индии, но и в других странах. Мать Тереза основала также лепрозорий, приют для пожилых людей, больницу для инвалидов, множество приютов для бездомных и людей с физическими недостатками.

Она заботилась о больных и беспомощных людях в 115 странах, помогала и россиянам, направив в нашу страну сестер своего ордена после чернобыльской аварии. Мать Тереза считала, что самое страшное зло – равнодушие. Она старалась как можно больше помогать людям, потому что считала – Богу не нужны человеческие страдания. Многие страны вручили этой удивительной женщине многочисленные награды, которые она потратила на благотворительность. Причем эти свои действия монахиня не афишировала, расставалась с подарками тайком. Например, она продала презентованную самим папой Римским машину и на вырученные средства создала еще один центр для больных проказой. Та же участь постигла и деньги, полученные в качестве Нобелевской премии мира – все 190 тысяч долларов мать Тереза передала для постройки лепрозория.

Распорядок дня в учреждениях Терезы был очень строгий – сестры вставали в 5 утра, молились, слегка завтракали и парами шли в трущобы, лепрозории, приюты и больницы, туберкулезные клиники. Работали все бесплатно, без выходных, ложились спать в 10 вечера, после вечерней молитвы. Не было кондиционеров и отопительных приборов, радио и телевидения, пылесосов и других технических устройств, обеспечивающих комфорт: каждую лишнюю копейку мать Тереза направляла на помощь бедным.

Один журналист, который пробыл с сестрами ордена несколько дней, сказал: «Я бы всего этого и за миллион долларов не сделал!» Мать Тереза ответила: «За миллион и я бы не сделала, только бесплатно, из любви к Христу». Многие образованные люди, ранее бывшие атеистами, после общения с этой уникальной женщиной обращались в веру и принимали католичество. С ней стремились пообщаться президенты и монархи, самые влиятельные персоны. А она принимала пожертвования ото всех – даже от кровавых диктаторов и бесчестных финансовых воротил, не боясь вызвать осуждения в обществе. Она говорила: «Это от чистого сердца - для того дела, которым я занимаюсь, а не для меня».

В 1995 году мать Тереза не смогла больше исполнять обязанности главы ордена по состоянию здоровья. Она ушла с поста и через 2 года умерла от инфаркта в Калькутте в возрасте восьмидесяти семи лет. Она всегда говорила: «Христос велел любить ближнего, а не целый мир». И завещала это всем людям.

Мать Тереза будет причислена к лику святых. ФОТО

"Легко любить дальних, но не так-то легко полюбить ближних" ()

Папа Римский Франциск признал чудом исцеление Матерью Терезой бразильца от опухоли головного мозга. Поэтому в 2016 году она будет причислена к лику католических святых.

В 2016 году Мать Терезу, посвятившую свою жизнь помощи бедным и больным, причислят к лику католических святых.

Предположительно церемония канонизации пройдет в сентябре в Италии или в Индии.

Причисление монахини к лику святых стало возможным после того, как Папа Римский Франциск признал чудом исцеление бразильца, у которого было несколько опухолей головного мозга. Личность этого человека не раскрывают. Сообщается лишь, что в 2008 году он неожиданно вылечился после того, как его священник помолился Матери Терезе.

Мать Тереза Калькуттская (настоящее имя Аньэза (Агнес) Гондже Бояджиу (алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi) родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албанки Дранфиле и арумына (влахa) Никола, оба родителя были католиками.

У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Дранфиле много времени посвящала молитве и богослужениям, а также делам милосердия. Бедных радушно принимали в семье Бояджиу, кроме того Дранфиле с детьми посещала несколько бедных семей.

Никола умер при невыясненных обстоятельствах в 1919 г. Дранфиле осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот.

Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.

Мать Тереза в молодости

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Согласно некоторым источникам, в частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых "она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в причастии" как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры.

В Риме в 1983 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у Матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 году ей вживили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году после сражения с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против.

В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболела малярией, а также страдала недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается. Когда Мать Тереза заболела, она приняла решение, что будет лечиться в хорошо оборудованной больнице в Калифорнии, а не в одной из своих клиник. Архиепископ Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза, говорит, что когда мать Тереза впервые была госпитализирована с сердечными проблемами, он приказал священнику выполнять над ней с её разрешения обряд экзорцизма, потому как считал, что она может быть под угрозой со стороны дьявола.

13 марта 1997 года Мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте. На момент её смерти было более 4000 миссионеров ордена Матери Терезы, работающих в 610 представительствах в 123 странах.

В 2002 году церковь признала чудом исцеление жительницы Индии с опухолью в брюшной полости, к которой прикладывали медальон с изображением матери Терезы. Однако лечащий врач больной настаивал на том, что ее вылечили медицинскими препаратами и у нее была не злокачественная опухоль, а киста.

В октябре 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью - это первое необходимое условие на пути к канонизации.

Имя: Агнес Гондже Бояджиу

Годы жизни: 26.08.1910 - 5.09.1997

Государство: Македония (Османская империя), Индия

Сфера деятельности: Монашество

Величайшее достижение: Лауреат нобелевской премии мира, причислена к лику блаженных (2003 год) и лику святых (2016 год)

Наверно, нет такого человека, который бы не слышал этого имени. Мать Тереза является одной из самых знаменитых женщин 20 века, наряду с принцессой Дианой. Ее служение Богу и проявление милосердия ко всем страждущим до сих пор является ярким примером настоящей монахини и человека с большим и добрым сердцем. Даже спустя более 20 лет после ее смерти имя матери Терезы на устах - и всегда в положительном ключе. Несмотря на трудную жизнь, монахиня сохранила веру в Господа, свои силы и любовь к ближнему. За что и удостоилась одной из самых высоких наград - и речь не только о Нобелевской премии. Католическая церковь причислила ее к лику святых. Не это ли высочайшее достижение для католички?

Ранние годы

Будущая монахиня и легенда 20 века родилась в обычной семье албанцев 26 августа 1910 года в городе Скопье в Македонии. Кроме нее, у родителей был еще сын и дочь. Со дня ее первого Святого Причастия в ней была любовь к людям. Семья не бедствовала. Мать была очень религиозной женщиной и своих троих детей - 2 дочерей и сына- воспитывала в том же духе, приучая их к милосердию и доброте к тем, у кого нет ничего за душой. Хорошая жизнь закончилась для Агнес в 1919 году, когда отец погиб. Мать бралась за несколько работ сразу, занималась шитьем, но не потеряла веру в свои силы и помощь Бога. Через некоторое время она взяла себе на воспитание нескольких детей-сирот.

В возрасте восемнадцати лет, в 1928 году, Агнес покинула родной дом, чтобы стать монахиней. Ее путь лежал в Ирландию, в монастырь Пресвятой Девы Марии. Именно там она меняет свое родовое имя на другое, сделавшее ее самой знаменитой монахиней в мире. Получив необходимый багаж знаний, в 1929 году будущая монахиня отправляется в Индию.

Мать Тереза Калькуттская

В Калькутте она начала преподавать в школе святой Марии для девочек. 24 мая 1937 года сестра Тереза приняла свое последнее обетование, став, как она сказала, «супругой Иисуса» на «всю вечность».С того времени ее стали называть матерью Терезой. Она продолжала преподавать в школе, вникала во все тонкости преподавания, оказывала всяческую поддержку людям, в ней нуждающимся, собирала вокруг себя единомышленников.

В 1944 году она стала директором школы. А в 1948 году на свет появляется ее самое знаменитое творение - община сестер-миссионерок любви. Путь к созданию был долгим и тернистым. 10 сентября 1946 года во время поездки на поезде из Калькутты в Дарджилинг Тереза внезапно почувствовала необычайный прилив сил и огромную, всепоглощающую любовь к Господу. В тот день (как и почему это вдруг произошло - она не могла объяснить) жажда любви и души Иисуса овладела ее сердцем, и желание насытить эту жажду стало движущей силой ее жизни. В течение нескольких месяцев Иисус являлся ей и рассказывал о том, что он хотел от нее, чтобы помочь людям, уничтожить пренебрежение бедными и обездоленными.

Почти два года испытаний прошли, прежде чем мать Тереза получила разрешение начать создавать общину. 17 августа 1948 года она впервые оделась в белое сари с голубыми краями, чтобы стать символом утешения и помощи самым бедным.21 декабря она впервые отправилась в трущобы. Она посещала семьи, мыла раны некоторых детей, ухаживала за стариками, лежащими больными на дорогах, и кормила женщин, умирающих от голода и болезней. Она начинала каждый день в Причастии с в Евхаристии, а затем выходила с четками в руке, чтобы найти и служить ему в неугодных, нелюбимых, забытых.

Постепенно количество миссионерских домов под ее руководством росло - открывались филиалы в самых разных уголках мира - от Азии до Латинской Америки.

Мать Тереза и Нобелевская премия

Постепенно ее работа не осталась незамеченной - благотворительность и служение Богу в угодных делах сделали мать Терезу претендентом на всевозможные награды за ее труды. В 1962 году ей была вручена премия Падмашри. В 1979 году за огромный вклад в миссионерскую работу ей вручили Нобелевскую премию мира. Средства массовой информации начали следить за ее деятельностью. Она получила и призы и внимание во славу Божию и во имя бедных.

В последние годы своей жизни, несмотря на все более серьезные проблемы со здоровьем, Мать Тереза продолжала управлять своим обществом и удовлетворять потребности бедных и церкви. К 1997 году количество сестер в общине насчитывало почти 4000 членов и были созданы в 610 фондах в 123 странах мира.

В марте 1997 года она благословила своего новоизбранного преемника на посту главы миссионеров милосердия, а затем совершила еще одну поездку за границу. После последней встречи с Папой Иоанном Павлом II она вернулась в Калькутту и провела последние недели, принимая гостей и обучая новичков. 5 сентября земная жизнь матери Терезы подошла к концу. Она была удостоена чести государственных похорон правительством Индии. Ее могила быстро стала местом паломничества людей всех верований, как богатых, так и бедных. Мать Тереза оставила завещание непоколебимой веры, непобедимой надежды и необыкновенной благотворительности.

Она призывала людей к огромной любви к Богу, к проявлению милосердия. Она призывала людей к огромной любви к Богу, к проявлению милосердия. Часто можно встретить ее цитаты о жизни, что можно сделать лишь одно дело, но хорошо, накормить пусть одного голодного, но сделать это. Ни в коем случае, учил она, нельзя разочаровываться в людях, если один оказался недостойным. Все люди абсолютно разные, и всегда нужно давать шанс. И все дела необходимо делать с любовью в сердце и не по принуждению.

Вся жизнь и труд матери Терезы свидетельствовали о радости любви, о величии и достоинстве каждого человека, о ценности мелочей, сделанных верно и с любовью, о непреходящей ценности дружбы с Богом. Она была беатифицирована Папой Иоанном Павлом II 19 октября 2003 года. Указ о чуде, необходимом для ее канонизации, был утвержден 17 декабря 2015 года, а 4 сентября 2016 года она была канонизирована Папой Римским Франциском.