Греческий герой ахиллес. Ахилл и его подвиги

Некий блондин «родом скиф », рожден был, по одной из легенд на берегах Керченского пролива.

Страбон, «География», VII, 4: «С левой стороны, если вплывать из моря в Киммерийский Боспор, в двадцати стадиях от Пантикапея, находится городок Мирмекий. Дальше на двойном таком расстоянии от Мирмекия лежит деревня Парфений. Против нее находится самая узкая часть пролива на протяжении примерно двадцати стадиев. Здесь на противоположном азиатском берегу пролива расположена деревня, называемая Ахиллей

Предшественниками пролива Боспор Киммерийский в разные времена были: Акмонайский ров от Феодосии к Каменке у основания Арабатской стрелки, затем Узунларский (Ассандров) вал от горы Опук к с. Новоотрадное. Уже в ранне-античное время удобный проход для морских судов из Черного моря в Азовское существовал из нынешнего озера-лимана Чурбаш к озеру Чокрак.

Можно лишь говорить о чрезвычайно высокой динамике тектоники, рельефа, речной сети и береговой полосы Керченского полуострова. Это связано, прежде всего с тем, что в основании керченских известняков, достаточно плотных и тяжелых, лежат пластичные глины. Каждое катастрофическое землетрясение (а, в среднем, это происходило сотни раз за историческое время с периодичностью примерно в 80 лет) помимо тектонических нарушений приводило к тому, что глины увлажнялись морскими и речными водами. В контакте известняков и глин образовывались так называемые «зеркала скольжения»: по влажной поверхности глины под действием сил тяжести и силы Кориолиса (вращение Земли) крупные блоки известняка, песчаника и других плотных пород скользили, смещались вниз и к западу, разрывались трещинами и разломами. Одновременно с этими процессами постоянно происходит и пододвигание плиты Черного моря с юга под основание Русской равнины. Это определяет подъем блоков земной коры с плотными осадочными породами: на юге образуются обрывы, а северные склоны плавно переходят в равнины или в дно Азовского моря.

Реки Дон и Кубань выносят огромное количество осадочных отложений, который оказывают давление на земную кору и вызывают прогибание континентального шельфа.

О раннем периоде колонизации берегов Керченского пролива и вообще региона Керчи данные может получить, в основном, подводная археология. При этом надо отдавать себе отчет, что древние артефакты уже давно уничтожены землетрясениями и подводными оползнями.
В мифе об Ахилле важнее другое:

    Ахилл не был греком. Его белокурые волосы обращали на себя внимание в той же мере, как и особые приемы боя, не известные ни грекам-ахейцам, ни троянцам.

    Ахилл не был скифом, поскольку во времена Троянской войны (той самой главной) до появления в Северном Причерноморье скифов было еще несколько сот лет. Ахилл не ездил верхом – таким образом, нельзя утверждать, что он принадлежал к арийским (северо-иранским) народам юга Русской равнины, где впервые в мире была освоена верховая езда. Скифы никогда не обозначили себя в истории, как умелые мореплаватели. Из истории Средних веков известно, что коренное население обоих берегов Керченского пролива обеспечивало морские перевозки готов, аланов, гуннов, россов для набегов на города Малой Азии и Средиземного моря. Есть смысл считать Ахилла выходцем из коренной общности циркумпонтийских народов (фракийцы, тавры, колхи).

    В скандинавских сагах утверждается, что легендарная родина викингов Асгард находилась у южного моря. Известный исследователь-экспериментатор древних морских путей Тур Хейердал доказал, что страна Асгард находилась в нижнем течение реки Дон у Азовского моря. Само по себе слово «ас» означает профессионального воина и в германских, и в тюркских, и в адыго-абхазских языках.

    Белокурых сираков (одно из приазовских племен) упоминают надежные исторические источники уже и в начале средних веков. Современная генетика также утверждает, что именно в Северном Причерноморье в результате мощного мутационного воздействия (возможно, совпавшего по времени с так называемым Черноморским, или Девкалионовым потопом) около 7 тысяч лет назад впервые на Земле появились голубоглазые блондины.

    Самое важное: экономические, а точнее транспортно-географические причины союзнических отношений между Ахиллом с его северными воинами и эллинами. Как показывает достоверная история Боспорского царства и его отношений с Афинами, основой многовекового сотрудничества была торговля зерном, прежде всего пшеницей твердых сортов. Из «Илиады» вполне ясно видно, что ментальность Ахилла резко отличалась от культурных и психологических стереотипов его греческих союзников. Но Ахилл был послан своим народом, чтобы устранить «лишнее звено» в лице Трои на пути поставок пшеницы в страны Средиземного моря. Вполне понятна и роль Хитроумного Одиссея с нищего по природным ресурсам островка Итака. И грекам, и «скифам» Ахилла нужна была «победа, одна на всех».

Ахиллес участвует в войне ахейцев против Трои (1156-1136 г. до н.э .). Троянские войны на самом деле составляли огромную эпоху в развитии эллинских цивилизаций на Балканах и в Малой Азии. Если принимать во внимание реальные артефакты из археологических раскопок Трои (курган Гисарлык в Турции), то столица троянцев разрушалась по крайней мере 9 раз. Иногда по сейсмическим причинам, но основные причины были в том, что троянцы обогащались за счет торговых пошлин при поставках пшеницы твердых сортов из черноземной зоны юга Русской равнины в регионы Средиземного моря. Разрушение Трои (Илиона) около 1140 года археологически соответствует седьмому слою, то есть это Троя-7 . Троя-1 разрушена еще 5 тысяч лет назад, уже тогда южнорусские черноземы давали самую лучшую в мире пшеницу, а высокие пошлины за ее транспортировку в Средиземноморье давали повод к войне.

Лев Диакон Калойский в «Истории», ссылаясь на Флавия Арриана, пишет: «Пелеев сын Ахилл был родом скиф из небольшого города Мирмикиона, стоявшего близ озера Меотиса (Азовское море), и уже после, изгнанный скифами за необузданность, жестокость и высокомерие духа, он поселился в Фессалии. Ясным доказательством этому служат покрой его плаща с пряжкой, привычка сражаться пешим, светло-русые волосы, голубые глаза, безусловная отвага, вспыльчивость и жестокость». Далее Лев Диакон называет Ахилла тавроскифом. Еще во времена Овидия на рубеже новой эры Северное Причерноморье называлось Ахилловой землей. Описывая события русско-византийской войны Лев Диакон сообщает о трупосожжении в войске Святослава Игоревича и говорит, что русские «приняли… эти эллинские таинства от товарищей Ахилла». Да и Гомер, описывая этого героя, постоянно подчеркивает: «не стригущий власов», «длиннокудрый» — это характерная черта в описании северных «варваров» у греческих, а позже и у римских авторов. Понятно, что эта черта приписывается тому, что Ахилл посвятил свои волосы Сперхею и должен был постричб их в определенное время, но, тем не менее, существует и такая точка зрения.

Ахилл (лат. Ахиллес) – один из наиболее ярких и доблестных персонажей древних эпосов о Троянской войне. Он был не просто героем и сыном величественного царя Пелея, но и на половину богом. Его родила неимоверной красы Фетида – одна из богинь моря. Прометей предсказал, что сын Фетиды станет сильнее и могучее своего отца. Боги забоялись конкуренции и выдали Фетиду замуж за мирмидонского царя. У них родился чудесный сынок, которого назвали Лигироном. Но впоследствии он обжог губы пламенем костра и его прозвали Ахиллом, «безгубым».

Ахилл рос настоящим героем, обладал сверхчеловеческими возможностями и имел огромнейшую силу. Но как и все полубоги, он не обладал даром бессмертия.

Фетида очень любила сына и пыталась сделать его бессмертным. Она купала его в водах подземной бурной реки Стикс, что протекает через мир мёртвых, натирала пищей богов – амброзией и закаляла в целебном огне. Во время этих процедур мать держала его за пятку. Так и стал он практически неуязвим для вражеских стрел и мечей, но с единственным опасным для себя местом — пятой. Отсюда и пошло выражение «ахиллесова пята», как символ особой уязвимости. Так говорят про самое слабое место человека.

Отец героя был против обрядов матери над сыном. Он настоял на том,чтобы отдать Ахилла на попечение и воспитания доблестному кентавру Хирону. Хирон кормил мальчика внутренностями вепрей, медведей и львов, обучил азам медицины, военному делу и даже пению.

Ахилл вырос бесстрашным и умелым юношей, но когда началась Троянская война, ему было всего пятнадцать лет. Жрец Калхант напророчил, что Ахилл в этой войне погибнет, но принесёт грекам победу. Фетида боялась отправлять сына на верную смерть, и спрятала его во дворце царя Ликомеда, переодев в платье девушки.

В это время хитрые греки отправили мудрого Одиссея, переодетого купцом, чтобы тот отыскал Ахилла. Одиссей предложил дворцовым барышням посмотреть свой товар. Среди множества украшений был предложен и меч. Когда все девушки любовались драгоценностями, внезапно прозвучал сигнал тревоги. В испуге придворные дамы разбежались, и лишь одна схватила меч и встала в боевую стойку. Это и был Ахилл! Он выдал себя, и ему все же пришлось отправиться на войну.Он был очень храбрым, ловким, сильным воином и полагался только на свои умения. Ахилл знал, что ему отведен короткий жизненный путь и старался жить так, чтобы слава о его доблести дошла до его потомков. Ещё на пути к Трое, на острове Тенедос, он победил местного царя. А уже под стенами Трои, в первом же бою он убил Кикна – героя-троянца.

Был период, когда во время троянской военной кампании Ахилл перестал воевать. Причиной этому стал Агамемнон, который отобрал у него троянскую царевну Брисеиду. Она была дана Ахиллу в награду, как почётный трофей. После отказа Ахилла сражаться, греки стали заметно проигрывать. Ахилл вернулся на поле сражения лишь тогда, когда его друг Патрокл, надевший доспехи Ахилла, пал в бою от руки троянского царевича Гектора. Герой поклялся отомстить за своего друга и сделал это.

В новых боевых доспехах, созданных богом Гефестом, Ахилл нещадно побеждает многих противников, в том числе и Гектора. Двенадцать дней он держал тело у себя, и лишь Фетида смогла убедить его вернуть останки родственникам покойного.

Сам же Ахилл умер от стрелы Аполлона, попавшей ему в ту самую, незащищенную заклятиями Фетиды, пяту. Одни мифы говорят, что его прах похоронен у мыса Сигей, возле могилы Патрокла, а душа героя – на острове Левка. В других рассказах – его тело забрала мать. На самом деле, где именно покоится в течение многих веков герой античной древности Ахилл – неизвестно. До наших дней дошли только сказания о его легендарных боевых подвигах.

4. Смерть Ахиллеса (Дарес Фригиец, «Excidium Troiae», 34; Диктис Критский, 4:10-13). Ахиллесу была обещана рука Поликсены, дочери Приапа, царя Трои, если он согласится снять осаду Трои. Но это был заговор с целью убить Ахиллеса. Поликсена потребовала, чтобы он явился с жертвой Аполлону. Когда Ахиллес стоял в храме у алтаря, коленопреклоненный, брат Поликсены Парис метнул в него стрелу. Аполлон направил её в единственное уязвимое место Ахиллеса - его пятку. Ахиллес изображается стоящим на коленях перед алтарем, его пятку пронзает стрела. Или - иначе - его могут поддерживать другие братья Поликсены. Она стоит рядом со своими сопровождающими. В дверях храма виден Парис, в его руках лук. Аполлон стоит рядом. Гомер, у которого Овидий заимствовал сюжеты для своей поэмы, повествует, что Ахиллес погиб в битве. Однако эта версия редко находит отражение в живописи.

Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона, они служат в дальнейшем объяснением мести, которую Аполлон свершает руками Париса над А. на десятом году осады Трои. В этой связи заслуживает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предвещает скорую кончину A. (Verg. Aen. I 474-478). Особенно прославился А. уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы - родину Андромахи, Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций А. взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама), которого продал в рабство на острове Лемнос (Нот. II. II 688-692; VI 397; IX 129; XIX 291-294; XXI 3443).

После сражений, в которых А. побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает А. возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь (Apollod. epit. V 3). В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку А., чтобы убить героя. Эпос, отказавшись от представления о неуязвимости А., ввел действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть А., равно как и его сражение с Пенфе-силеей, в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви А. к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в святилище Аполлона на троянской равнине, А. был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Де-ифоба. В течение 17 дней А. оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На 18-й день тело А. было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Нот. Od. XXIV 36-86). Душа А., по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных (Paus. Ill 19, 11 след.).

Когда греки, наконец, ворвались в Трою, с ними был и Ахилл, но тут одна стрела Париса поражает его уязвимое место - пяту, другая попадает в сердце. По другой версии, Ахилл влюбляется в царевну Поликсену, дочь Приама, и отправляется безоружным, чтобы договориться о прекращении войны, но тут его предательски убивает Парис. Семнадцать дней оплакивала Фетида сына вместе с нереидами, на восемнадцатый день тело Ахилла было сожжено в золотой урне, изготовленной богом Гефестом, а прах погребен вместе с прахом его друга Патрокла. Душа Ахилла поселилась на островах блаженных, и там он женился на Медее (варианты: Ифигении, Елене). Мы приводим разговор Ахилла с матерью после смерти Патрокла в «ИлиаДе»:

и именно в пятку Ахилла, когда он ворвался в Трою, попала отравленная стрела Париса, направляемая рукой Аполлона.

Ахи́лл (др.-греч. Ἀχιλλεύς, Ахиллэус) (лат. Achilles ) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Имя a-ki-re-u (Ахиллей) зафиксировано в древнем Кноссе, его носят рядовые люди.

Мифы об Ахилле

Детство Ахилла

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Фетида окунает Ахилла в воды Стикса
(Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка — «Ахиллесова пята» — для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Младенца Ахилла передают на воспитание Хирону

В детстве Ахилл носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). Согласно другим авторам Ахилла в детстве звали Лигироном. Подобная смена детского имени на взрослое, связанная с травмой или подвигом, — реликт инициационного ритуала (ср. смену детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

Обучение Ахилла (James Barry (1741-1806)

Ахилл воспитывался Хироном на Пелионе. Он не был женихом Елены (каковым называет его только Еврипид). Хирон кормил Ахилла костным мозгом оленей и других животных, отсюда будто бы, от а-хилос , и произошло его имя «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По одному истолкованию Ахилл нашёл траву, которой можно излечивать раны.

Воспитание Ахилла и начало войны за Трою

Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию Ахилл не знал врачебного искусства, но тем не менее исцелил Телефа.

По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца Ахилл присоединился к походу против Трои во главе 50 кораблей (либо 60), причем взял с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру Ахиллес прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха буря занесла Ахиллеса на Скирос.

Опознание Ахиллеса среди дочерей Ликомеда (Bray)

Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скироса, где Ахиллес в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила пол Ахиллеса (который немедленно схватился за оружие), в результате разоблаченный Ахиллес был вынужден примкнуть к походу греков.

Согласно некоторым авторам в начале похода Ахиллесу было 15 лет, а война длилась 20 лет. Первый щит Ахилла изготовил Гефест, эту сцену изображают на вазах.

В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По существующей версии он пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

В начале войны Ахиллес пытался взять город Монению (Педас), причем в него влюбилась местная девушка. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой».

Ахилл в «Илиаде»

Главный герой «Илиады».

На десятом году осады Илиона Ахиллес взял в плен прекрасную Брисеиду. Она послужила яблоком раздора который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой.

Ахиллес принимает послов от Агамемнона
(Jean Auguste Dominique Ingres (1780-1867)

Разгневанный Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах (ср. с аналогичным отказом сражаться оскорблённого Карны, величайшего героя индийского сказания «Махабхарата»). Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам.

Гневный Ахиллес (Герман Вильгельм Биссен (1798-1868)

На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства, — описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). ; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему, однако всё же обратился в бегство от Ахилесса.

Поединок Ахилла с Гектором

Преследуя убийцу своего друга, Ахиллес три раза заставил Гектора обежать вокруг стен Трои, наконец, настиг и убил его, привязал обнажённый за собой в лагерь греков. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, Ахиллес вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его, царю Приаму, который явился в палатку героя молить его об этом.

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора, 1824
(Александр Андреевич Иванов (1806-1858)

В «Илиаде» от руки Ахиллеса погибло 23 троянца, названных по имени, например, Астеропей. Эней скрестил оружие с Ахиллесом, но затем бежал от него. Ахиллес сражался с Агенором, которого спас Аполлон.

Смерть Ахилла

Легенды эпического цикла повествуют, что при дальнейшей осаде Трои Ахилл убил в бою царицу амазонок и эфиопского князя , которые пришли на помощь троянцам. Мемнона Ахиллес убил, мстя за своего друга Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта Ахиллес убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего же от руки Ахиллеса пало 72 воина.

Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь и герой погиб. Согласно некоторым авторам Ахиллес прямо убит самим Аполлоном или стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или же Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла, — Стаций, однако имеется более раннее изображение на амфоре VI в. до н. э., где видим Ахиллеса, раненного в ногу.

Гибель Ахиллеса

Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Эти сказания сообщают, что Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговоры.

Согласно Птолемею Гефестиону Ахиллес был убит Геленом или Пенфесилеей, после чего Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся в Аид

Последующие предания

По существующей версии тело Ахиллеса было выкуплено за равный вес золота с золотоносной реки Пактол.

Щит Ахилла

Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

Филострат (род. в 170 г.) в сочинении «О героях» (215) приводит диалог между финикийским купцом и виноградарем, повествующий о событиях на Змеином острове. С завершением Троянской войны Ахилл и Елена вступили в брак после смерти (брак самого храброго с самой красивой) и проживают на Белом острове (о-в Левка) в устье Дуная на Понте Эвксинском. Однажды приплывшему на остров купцу явился Ахилл и попросил купить для него в Трое девушку-рабыню, указав, как ее найти. Купец исполнил поручение и доставил девушку на остров, но не успел еще его корабль далеко отплыть от берега, как он и его спутники услышали дикие крики несчастной девушки: Ахилл разорвал ее на части — она, оказывается, была последней из потомков царского рода Приама. Крики несчастной долетают до ушей купца и его спутников. Роль хозяина Белого острова, исполняемая Ахиллом, становится объяснимой в свете статьи Х. Хоммеля, показавшего, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов.

Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.

Происхождение образа

Существует гипотеза, что изначально в греческой мифологии Ахилл являлся одним из демонов загробного мира (к каковым относились и другие герои — например, Геракл). Предположение о божественной природе Ахилла высказал Х. Хоммель в своей статье. Он показывает на материале греческих раннеклассических текстов, что даже в VII в. до н. э. этот персонаж, давно превратившийся в эпического героя, по-прежнему выступал в своей исконной функции одного из загробных демонов. Публикация Хоммеля вызвала активную дискуссию, пока не завершенную.

Образ в искусстве

Литература

Действующее лицо трагедий Эсхила «Мирмидоняне» (фр.131-139 Радт), «Нереиды» (фр.150-153 Радт), «Фригийцы, или Выкуп тела Гектора» (фр.263-267 Радт); сатировских драм Софокла «Поклонники Ахилла» (фр.149-157 Радт) и «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт), трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде». Трагедии «Ахилл» писали Аристарх Тегейский, Иофонт, Астидамант Младший, Диоген, Каркин Младший, Клеофонт, Еварет, у Херемона была трагедия «Ахилл — убийца Терсита», из латинских авторов Ливий Андроник («Ахилл»), Энний («Ахилл по Аристарху»), Акций («Ахилл, или Мирмидоняне»).

Изобразительное искусство

Пластическое искусство древности неоднократно воспроизводило образ Ахиллеса. Изображение его дошло до нас на многих вазах, барельефах с отдельными сценами или целым рядом их, также на группе фронтона из Эгины (хранится в Мюнхене, см. Эгинское искусство), но нет ни одной статуи или бюста, который можно было бы отнести к нему с уверенностью.

Один из самых замечательных бюстов Ахиллеса хранится в Петербурге, в Эрмитаже. Печальная и вместе негодующая голова увенчана шлемом, который оканчивается нависшим вперёд гребнем, укреплённым на спине сфинкса; сзади этот гребень вьётся длинным хвостом. По обе стороны гребня изваяно в плоском рельефе по грифу, их разделяет пальметка. Передняя надлобная бляха шлема, оканчивающаяся с обеих сторон завитками, посредине украшена также пальметкой; по обе стороны от неё пара остромордых тонкохвостых псов с длинными прижатыми ушами, в ошейниках (по-видимому пара охотничьих псов, обнюхивающих землю). Выражение лица напоминает бюст, хранящийся в Мюнхене. Надо полагать, что здесь схвачен тот момент, когда уже надели на героя доспехи, скованные Гефестом, и вот лицо его уже загорелось гневом, жаждой мщенья, но печаль по милом друге ещё дрожит на губах, как отблеск внутренней сердечной тоски. Относится этот бюст, по-видимому, ко II веку н. э. к эпохе Адриана, но замысел его слишком глубок для этой эпохи, бедной творческой мыслью, и потому остаётся только предположить, что голова эта, как и мюнхенская, является подражанием, оригинал которого мог быть создан не позже Праксителя, то есть не позже IV—III в. до н. э.

В кинематографе

В 2003 году выходи двухсерийный телевизионный фильм «Елена Троянская», где Ахилла играет Джо Монтана.

Бред Питт исполняет роль Ахилла в фильме «Троя» 2004 года.

В астрономии

В честь Ахилла назван астероид (588) Ахиллес, открытый в 1906 году.

Снова посмотрела "Трою". Потом подумала, а почему это все с бородами, а Брэд Питт, который Ахиллес - без бороды? Вроде бы у греков зрелому мужу неприлично было голым подбородком сверкать. Пошла перечитывать "Илиаду", разные статьи по теме и словари. Обнаружила... Не знаю, насколько это широко известно, но я собрала в кучку всё, что меня заинтересовало.
Всё-таки забавно, когда из разных источников пытаются вылепить что-то большое и целое.

Ахиллес и Елена Прекрасная.
Ахиллес - (остановлюсь на этом, более привычном для меня латинизированом варианте его имени) самый молодой из героев Троянской войны, поэтому на подавляющем большинстве изображений он нарисован без бороды. История с яблоком раздора, с которой, собственно, вся война и началась, случилась не где-нибудь, а на свадьбе царя Пелея и нимфы Фетиды, родителей Ахиллеса. Самого Ахиллеса в проекте ещё не было.

В это время Парис, в американском фильме молодой и тоже безбородый Орландо Блум, уже не только пас стада, но и жил неплатонической жизнью с нимфой Эноной. То есть, лет 15 ему уже точно было. Но, судя по истории с яблоком, мозгов у него было не очень много или думал он чем-то совершенно другим. Ну разве согласится здравомыслящий человек разменять любящую его, тогда ещё простого пастуха, богиню, на простую смертную женщину, которую уже один раз похищали и у которой до него было уже как минимум два мужика и которую он даже не видел, только потому, что какая-то другая богиня сказала, что она красивей всех! И поверить, что есть что-то ещё более красивое после того, как три великих богини, среди которых была и сама богиня красоты явились ему в костюме Евы!
Между почим, Энона продолжала любить его даже после того, как Парис изменил ей с Еленой и совершила самоубийство, когда он погиб. К гибели Париса Энона тоже причастна, потому что могла спасти, но не захотела. А вот, нечего о другой думать, когда помощи у своей бывшей просишь.

Все ахейские вожди, кроме Ахиллеса, в своё время успели посвататься к Елене Прекрасной и когда-то были её женихами. А на Трою они пошли потому, что были связаны клятвой блюсти честь будущего мужа Елены. Клятву эту придумал хитромудрый Одиссей, дабы женихи Елены из ревности друг друга не перерезали.
В числе женихов Елены называют и друга Ахиллеса Патрокла. Хотя в фильме он немного младше Ахиллеса и даже является его учеником, "Илиада" говорит о том, что он был старше. И, отправляясь в Трою, получил от своего отца наказ в экстренных случаях тормозить слишком юного и горячего Ахиллеса. Там же упоминается, что Ахиллес, воспитанник Хирона, познакомил Патрокла с теми медицинскими знаниями, которые ему открыл кентавр. Их умение лечить раны и знание лечебных трав очень пригодилось на войне.
Похоже, несмотря на проходящие годы, Елена оставалась такой же прекрасной, поэтому после смерти боги решили дать её Ахиллесу в жёны, хотя тот вовсе не просил их об этом, а прочих желающих было хоть отбавляй. Она была старше его лет на 20, если не больше, и уже была трижды замужем, а если её возвращение к Менелаю считать за отдельный брак, то и четырежды.

Возраст Ахиллеса.
Сколько же лет было Ахиллесу? Как уже было сказано, он и его сын Неоптолем - самые юные герои Троянской войны. Несмотря на обилие в лагере ахейцев множества могучих мужей, их прорицателям победа почему-то не мыслилась без участия в войне подростка Ахиллеса и почти ребёнка Неоптолема. И местный Кацура по имени Одиссей делает всё, чтобы они оказались под Троей и в погоне за славой лично перебили чуть ли не половину её населения. Это не считая окрестностей.
В отличие от остальных героев, Ахиллес всё ещё носил длинные волосы - юношескую причёску. В день совершеннолетия он должен был их обрезать и принести в жертву местному речному богу. (Река Сперхий в Фессалии, где он родился.) Но, когда он отправился на войну, он ещё не был совершеннолетним, поэтому обещал подарить свои волосы богу, когда вернётся. Обещания он не выполнил, обрезав волосы в знак скорби по Патроклу и вложив их в руку погибшего друга перед сожжением. Нигде не нашла, во сколько же наступало совершеннолетие во Фтии, но известно, что в Афинах этот было в 18 лет, на Крите - в 17.
Ещё один нюанс. Нимфа Фетида прятала Ахиллеса от войны на острове Скирос среди дочерей царя Ликомеда и посланный на его поиски Одиссей не смог его опознать среди девушек. Это значит, что к началу Троянской войны Ахиллес выглядел достаточно нежно и изящно, чтобы походить на девушку. Но в тоже время, он уже созрел настолько, чтобы Деидамия, одна из дочерей Ликомеда смогла зачать от него ребёнка.
В "Илиаде" говорится, что с момента похищения Елены до прибытия греков под Трою также прошло 10 лет. Это столько лет понадобилось Менелаю и Агамемнону, чтобы собрать войска и найти путь в Трою. Десять лет длилась сама война. Значит, Ахиллесу было лет 14-15, когда Одиссей пришёл звать его на войну, лет 15-17, когда она началась, и 24-27, когда он погиб. Но это лично мои чайниковые расчёты. Русская версия вики, например, считает, что в момент смерти ему было 35.
От момента истории с яблоком до похищения тоже прошло ещё не менее 8-10 лет. Эта цифра получается исходя из возраста сына Ахиллеса, Неоптолема. Ахиллес уезжал на войну, когда он ещё не родился. Троянская война длилась 10 лет, но он под конец успел в ней поучаствовать, причём доспехи отца оказались ему впору. Даже если предположить, что Неоптолем был акселератом, ему должно было быть никак не меньше тринадцати лет. Складываем наименьший вероятный возраст папы и сына, вычитаем двадцать лет, прошедших от похищения Елены до падения Трои. Получается семь-восемь лет, как минимум. Столько Афродите понадобилось, чтобы вознаградить Париса. Впрочем, "богам спешить некуда, у них впереди - вечность".

Ахиллес и женщины.
С женщинами, как я поняла, Ахиллес обычно был добр и нежен, но женщинам с ним ужасно не везло.
- Уже упомянутая дочь Ликомеда Деидамия, родила герою сына и в одиночестве растила его. Когда сын чуть подрос он тоже ушёл на войну. Возвращения любовника Деидамия так и не дождалась.

Как награду за будущее участие в войне царь Агамемнон обещал Ахиллесу в жёны свою дочь Ифигению. Но на Агамемнона разгневалась Артемида. Жрец Калхант сказал, что попутного ветра до Трои не будет, пока Ифигению не принесут в жертву. Скрепя сердце, Агамемнон вызвал дочь под предлогом свадьбы с Ахиллесом. Узнав о готовящемся убийстве, молодой человек попытался спасти невесту, обещав прирезать всякого, кто её тронет. Чтобы избежать распрей среди ахейцев, Ифигения сама взошла на жертвенный алтарь. В последний момент Артемида пощадила девушку, заменив её ланью, её же саму перенесла в Крым Тавриду, где сделала своей жрицей, в обязанности которой входило приносить в жертву всех попавших в те края чужеземцев. Больше Ахиллеса она не видела.
Предполагалось, что взамен Ифигении и для укрепления связей после победы над Троей Ахиллес получит в жёны одну их трёх оставшихся дочерей Агамемнона. Но он до этого счастья не дожил.

В Ахиллеса была влюблена (по другой версии влюбилась с первого взгляда) Пентесилея, царица амазонок, воевавших на стороне Трои. Возможно, эта влюблённость во время их поединка с Ахиллесом помешала ей победить, ахеец пронзил ей грудь копьём. Сняв с мёртвой девушки шлем, он увидел её красоту (по другим версиям узнал в ней ту неизвестную девушку, которую недавно встретил и полюбил) и очень печалился. Доставшму всех греков уроду и недоумку Терситу, посмевшего над ним смеяться и осквернившему тело Пентесилеи, Ахиллес снёс голову. Впрочем, есть более поздние версии мифа, где Пентесилея убивает влюблённого Ахиллеса, но Зевс по просьбе Фетиды его воскрешает. Что же касается Терсита, то он был уродом лишь потому, что древние греки просто не в силах были представить прекрасную телом сволочь.

Henry Justice Ford. Ахилл и Пентесилея.

Под Троей Ахиллес познакомился с дочерью царя Приама Поликсеной и на её глазах убил её маленького брата. По другой версии, он никого не убивал, а просто встретил и полюбил её, собирался жениться и прекратить войну. Но то ли опять Агамемнон всё испортил, то ли троянцы убили ненавистного им Ахиллеса во время попытки мирных переговоров. Как бы то ни было, после падения Трои ахейцам явилась тень Ахиллеса и потребовала принести ему Поликсену в жертву, что и сделал его сын Неоптолем. Поликсена спокойно встретила смерть, видя в ней избавление от рабства и возможное соединение с Ахиллесом. По одной из версий она сама себя лишила жизни.

Про Брисеиду говорить особо нечего, и так все знают, что её изъятие у Ахиллеса (опять Агамемнон постарался) привело к тому, что троянцы перебили чуть ли не всех греков и почти сожгли их корабли. На ней Ахиллес жениться не планировал. Она была любимой, но всего лишь наложницей. Думается, что после смерти Ахиллеса её участь тоже была незавидной.

Кроме этого упоминаются другие женщины, которые стали военной добычей героя, проживали у него в шатре, выполняли различные хозяйственные работы и служили для удовольствия хозяина шатра, его друзей и гостей. Например, в отсутствие Брисеиды "... Ахиллес почивал внутри крепкостворчатой кущи. С ним возлегла полонённая им лесбиянка..." А возвратив Брисеиду, Агамамнон дарит Ахиллесу ещё 7 девушек-лесбиянок, искусных в рукоделии. Гы, в 19-м веке последнее слово ещё употреблялось в первоначальном значении. В том же, в котором употребляются слова "москвичка" или "парижанка". За 10 лет стояния под Троей воинственные ахейцы активно разоряли соседние города и окрестности. Наведались они и на расположенный неподалёку остров Лесбос, поэтому рабыни-лесбиянки водились в лагере ахейцев в великом множестве.

Что ещё можно сказать про Ахиллеса?
Он не полубог, он бог на 3\4. Если не больше. Его прадедушкой и прабабушкой по отцовской линии были сам Зевс и нимфа Эгина. А по одной из мифических версий прапрадедушкой мог быть и Посейдон.

Как и в фильме, в "Илиаде", Ахиллес был блондином, а Гектор - брюнетом. Переводчики называют шевелюру Ахиллеса "русыми кудрями", но вот на Скиросе, где Ахиллес скрывался под видом девушки, он носил женское имя "Пирра", что означает "Рыжеволосая". Имя "Пирр" - "Рыжий" было первоначальным именем его сына Неоптолема.

Если верить "Илиаде", Ахиллес имел повышенную пушистость. В переводе Вересаева упоминается "косматая грудь", а у Гнедича -"власатые перси героя".

Что касается ахиллесовой пяты, то в ранних версиях мифа неуязвимый герой действительно умирает от ранения в пятку. В более поздних и более реалистичных версиях стрела Париса, попавшая Ахиллесу в пятку, лишь обездвиживает его, а умирает он от второй стрелы, направленной в грудь. Совсем как в фильме, когда Парис, ранив его в пятку, затем хладнокровно расстреливает.

Исполняя предсказание дельфийского оракула, Ахиллес исцелил незаживающую рану Телефа, царя Мизии, которую сам же когда-то и нанёс своим копьём, просто приложив это копьё к ране. В благодарность Телеф указал ахейцам путь в Трою.

Ахиллес и компания приплыли под Трою на чёрных кораблях. Совсем как эскадра Мэтью Перри в Японию.

В отличие от Ахиллеса, кони, возящие его колесницу, бессмертны. Когда-то они были титанами, а мамой их была гарпия. Под видом коней они скрываются от мести себе подобных. Посейдон подарил их Пелею на свадьбу. Коней зовут Ксанф (имя означает "рыжий, бурый, светло-золотистый") и Балий ("пятнистый"). Ксанф, к тому же умеет говорить и обладает даром пророчества. После того, как Ксанф сказал, что в гибели Патрокла виноваты не они, а мстительные боги, и напророчил Ахиллесу скорую смерть, герой разозлился, а злобные эринии навсегда заткнули говорящую лошадь. Отныне Ксанф предпочитал помалкивать.
Управлять бессмертными конями могли только сам Ахиллес, его друг Патрокл и ещё один его друг, Автомедон, который был у Ахиллеса возницей. Последний настолько прославился лихим вождением транспортного средства, что его имя стало нарицательным.
Коня Гектора тоже звали Ксанф, но никаких странностей за ним замечено не было.

Ахиллес у Гомера имеет постоянный эпитет "быстроногий", но во время погони за Гектором, когда они четыре раза обежали вокруг стен Трои, он так и не смог сократить разрыв и догнать противника. А пробежали они немало. Даже если бы Троя была такой же маленькой, как Московский Кремль, они преодолели бы около 9-ти километров. А если между противоположными стенами был хотя бы километр, то это расстояние увеличилось бы до 12 - 16 км. Ахиллес не смог догнать врага несмотря на то, что он бежал по более узкому кругу, стремясь оттеснить Гектора от стены, с которой троянцы его, Ахиллеса, могли подстрелить. Гектор же бежал по внешней дорожке. Стрел противника он не опасался, потому что Ахиллес запретил своим стрелять и похищать у него славу победы. Впрочем, быстроногий Ахиллес не смог догнать не только Гектора. Он не догнал даже черепаху. ru.wikipedia.org/wiki/Ахиллес_и_черепаха
Кстати, о постоянных эпитетах. Гектор остаётся шлемоблещущим даже тогда, когда надевает на голову трофейный шлем, принадлежащий Ахиллесу. У Ахиллеса шлем не блестел. Может, Гектор его перед выходом на бой мелом надраил?

На свои несчастья великовозрастный ребёнок Ахиллес всё время жалуется маме - богине. Мама немедленно появляется, гладит его по головке, утешает, а затем начинает исправлять ситуацию. Учитывая, что связи у неё покруче, чем у дам из комитета солдатских матерей, те, кто обижал Ахиллеса после ужасно жалеют.

С девяти лет Ахиллес знал, что без него победа под Троей невозможна. Начиная с раннего детства и чуть ли не до самой смерти все гадатели и предсказатели, включая говорящую лошадь, твердили ему, что под Троей он погибнет. Никаких личных интересов в Илионе у него нет. Ему нужна только слава и он эту славу почему-то предпочитает долгой жизни.
Ахиллес - персонаж "Илиады" с фактом своей скорой смерти почти смирился. Поэтому жизнь свою он не ценит. Точно так же, как и жизни других людей. "А, всё равно, рано или поздно все там будем". Горечь от смерти лучшего друга делает его ещё более жестоким.
В более поздних версиях мифа герой выглядит гораздо гуманней.