Главный калибр линкора ямато. Стальной опавший лепесток сакуры: история и гибель линкора «Ямато

Спустя несколько лет после окончания первой мировой войны в военно-морских ведомствах разных стран заговорили о лин корах . Бытовало мнение, что эти боевые корабли все еще являются основной силой любого флота.

Предназначен для боя в сомкнутом боевом порядке. На вооружении у него наступательные и оборонительные боевые средства, сосредоточены в наиболее рациональной степени: на первом месте стоят артиллерия, бронирование и непотопляемость, на втором - скорость и дальность хода. Требование о максимально возможном одновременном усилении наступательных средств и средств защиты тем легче выполнимо, чем больше боевой корабль, так как на более крупном судне можно выделить всем этим средствам значительный процент от общей массы: этим и объясняется рост водоизмещения линкоров в ходе их эволюции.

Взяв курс на усиление вооруженных сил, Япония в 1934 году решила больше не придерживаться Лондонского соглашения 1930 года об ограничении морских вооружений и приняла так называемую Программу «Марусаи», согласно которой для Императорского флота предполагалось построить ряд новейших боевых кораблей, в том числе и несколько линкоров , причем первостепенное значение придавалось не количеству, а качеству новой боевой технике.

В основу разработки новых линкоров положили идею превосходства над аналогичными американскими кораблями, которые, по оценке японских специалистов, вследствие обязательного условия прохождения через Панамский канал, должны были иметь ограниченные тактико-технические данные: водоизмещение не более 63000 тонн, вооружение орудий калибром не более 406 мм и скорость хода до 23 узлов. Головным кораблем должен был стать линкор « ».

линкор «»

Постройка линкоров «Ямато» и «Мусаси» велась в строжайшей секретности. Вокруг стапельных мест соорудили высокие заборы, сверху закрытые маскировочными сетками, окна близлежащих зданий, обращенных к верфи, замуровали. С судостроителей взяли подписку о неразглашении сведений, на каком объекте они работают. Кроме того, работу организовали таким образом, чтобы ни один из работников не имел полной картины объекта и даже проектировщикам выдавались только отдельные части проектной документации. Полное представление о проекте имел строго ограниченный круг лиц.

линкор «Ямато» спущен на воду 8 августа 1940 года, а вступил встрой в декабре 1941

Боевая карьера линкоров этого класса не особенно богата событиями. Линкор «Ямато», будучи флагманским кораблем адмирала И. Ямамото, во время сражения у атолла Мидуэй, получив сообщение о разгроме японских авианосных сил, вышел из боя, так и не использовав свои огромные орудия. Линкор « Мусаси» держал флаг адмирала М. Кога, ставшим командующим Объединенным флотом после гибели И. Ямамото. Оба боевых корабля почти все время находились у острова Трук.

25 декабря 1943 года, находясь к северу от острова, линкор « » получил попадание торпедой с американской подводной лодки «Скейт». Этот случай побудил к усовершенствованию противоминной защиты на кораблях этого типа.

В ходе войны на Тихом океане, когда авиация начала убедительно доказывать свою ведущую роль в военных действиях на море, огромные орудия оказались бесполезными, и оба японских линкора, вскоре потопила американская палубная авиация.

линкор «Ямато»

линкор «Мусаси» - в августе 1942 года

С 23 ноября 1944 года линкор « » базировался в Японии, откуда и вышел в свой последний поход в апреле 1945 года. Он принял участие в операции «Теничиго». Цель операции - достичь места высадки американского десанта на острове Окинава, где 1 апреля на него вторглись американские войска. В ходе столкновения с американскими самолетами в линкор попали три торпеды. Была повреждена вспомогательная рулевая машина. Линкор « » сбил один торпедоносец. Спустя некоторое время в боевой корабль попали еще две торпеды, вызвав повреждение электрооборудования, отчего часть артиллерии вышла из строя. Положение корабля еще не стало критическим, но резервы живучести и остойчивости были на грани исчерпания. Затем началась последняя атака в ходе которой в корабль попало, по меньшей мере, четыре торпеды. На линкоре « » в это время работал только один гребной вал, а вскоре были затоплены и оставлены персоналом все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход. Крен на левый борт достиг 15-16 градусов.

линкор «Ямато» взрыв погребов

Когда линкор « » лег на борт с креном около 80 градусов раздался чудовищной силы взрыв, который был слышен на много миль вокруг. Отблеск этого взрыва видели на кораблях американского соединения находившегося в нескольких десятках миль от места трагедии на острове Кагосима. Столб дыма поднялся над боевым кораблемна высоту 6 км и по виду напоминал «ядерный гриб». Пламя взрыва поднялось на 2 км. Несомненно, только взрыв погребов (примерно 500 тонн взрывчатых веществ) мог произвести подобный эффект, но вот что вызвало взрыв неизвестно. Некоторые американские специалисты считают, что взрыв произошел из-за попадания бронебойной бомбы в башню и через нее в главные погреба. Взрыв привел к ужасным потерям в экипаже линкора « Ямато». Из 2767 человек экипажа погибло 2498 человек, включая командующего соединением и командира корабля. Всего же в сражении кроме линкора «Ямато» были уничтожены линейный крейсер и четыре эсминца, на которых погибли или утонули 3665 человек. В своем последнем бою линкор «Ямато» сбил всего пять и повредил двадцать самолетов, а всего соединением уничтожено десять самолетов: четыре пикирующих бомбардировщика, три торпедоносца и три истребителя.

Этот гигант поражал воображение еще до своего рождения. Когда его строили, кругом стапеля, натянули для маскировки от любопытных бака-гайдзинов, рыболовную сеть длинной больше двух километров. Пять лет прошло, прежде чем он засиял во всей своей смертоносной красе... Но сначала о том как он умирал... В полдень 7 апреля, пробили первые колокола печали в Храме Аматерасу. Две волны из трехсот птиц войны. Осененных масонскими белыми звездами порождения Бусо , обрушили на обреченного гиганта, сотни бомб и торпед, тысячи снарядов и ракет. Два часа двадцать три минуты, ушло у фурё-гайдзинов, на то что бы пустить ко дну гордость Императорского флота...
Да, это был Линкор "Ямато", самый большой военный корабль с артиллерийским вооружением, когда либо построенный на Земле.
... Семьдесят две тысячи тонн наполненных смертью. Девять 460 миллиметровых жерл, не имевших равных в мире, могли за пятьдесят километров разнести любую мишень, будь то эскадра противника или вражеский город.
150.000 лошадей силовой установки, могли нести линкор через океаны на скорость 27,5 узлов, на расстояние 7200 миль. Населяло этот стальной остров три с половиной тысячи человек. От назойливых мух вражеской авиации, стальной мастодонт ощетинился двумя сотнями зенитных стволов, а на корме у линкора был свой ангар с семью гидросамолетами.
Что бы осознать размеры истинные размеры Флагмана Императорского флота, представьте себе, что некий великан, воткнет линкор "Ямато" в клумбу рядом со зданием Московского Университета. Так здание МГУ, окажется ниже. Даже страшно подумать, что бы было, появись он в 1945 году, на рейде Владивостока.
Но военная судьба самого большого в мире линкора была не завидной... В качеств флагмана Объединённого флота он формально участвовал в сражении у атолла Мидуэй 4-6 июня 1942 года, но фактически, так как находился на 300 миль позади боевой линии японских авианосцев и столкновений с противником не имел.
28 мая 1942 года "Ямато" перебазировался на остров Трук , где болтался около года, выполняя роль плавучего штаба Объединённого Императорского флота. А 25 декабря 1943 г., к северу от острова Трук, "Ямато" получил боевое крещение, в виде попадания в борт, трехсот килограммовой боевой головкой торпеды, пущенной с американской субмарины. С января - до апреля 1944 года, "Ямато" проходил модернизацию и ремонт.
19 июня 1944 года, "Ямато" в сражении в Филиппинском море, впервые открыл огонь в боевой обстановке, но как выяснилось, линкор обстрелял свою же авиацию, и в добавок промазал. В стычках с американскими кораблями, огонь линкора с дистанции 27 км., опять же был малоэффективен. И тогда же свершилось чудо, спасшее американцев. Тайна не меньшая чем правда о Перл Харборе. Расчистив путь к заливу Лейте, где беззащитными оставались триста американских транспортов, японские корабли повернули назад.
До январе 1945 года, "Ямато" опять был на ремонте, а утром 6 апреля 1945 года, началась операция "Тен-ити-го" ("Небеса-1"). Боевое соединение в составе Линкора "Ямато", 1 лёгкого крейсера и 8 эсминцев вышло в море и взяло курс на Окинаву.
В полдень 7 апреля, "Ямато" и его эскорт, подверглись мощным атакам почти трехсот американских палубных самолётов. Удар первой волны нанесли по "Ямато", почти 150 "Эвенджеров", "Хелдайверов", "Корсаров" и "Хеллкетов", поднятых с авианосцев "Хорнет", "Хенкок" "Беннигтон" "Белло Вуд" и "Сан-Джасинто" . Ни один линкор в мире не выдержал бы такого удара, но осененный золотым цветком сакуры гигант выдержал. И тогда пошли самолеты второй волны с "Эссекса", "Банкер Хилл", "Батаана" и "Кебота", их атака был нацелен исключительно, в уже поврежденный левый борт "Ямато". Десятки бомб и торпед, тысячи ракет и снарядов, обрушились на обреченного исполина. Защиты с воздуха не было, свое ПВО оказалось малоэффективным, перед такой лавиной небесного огня. И сама богиня Аматерасу не могла тут помочь своим отважным морякам. Через два часа линкор, получив в борт дюжину торпед и столько же попаданий авиабомб в палубу и надстройки, вышел из строя.
В 14.23 по местному времени произошёл взрыв носового погреба артиллерии главного калибра, после чего "Ямато" опустился, в мрачные и холодные чертоги царства Сусаноо, в глубинах сгинула и большая часть экипажа. 3061- Итто хико хэй, Хико хэйтё, Дзёто хико хэйсо, Тюи, Сёса и Тайса, во главе с Дайсё Косаку Аригой, одели белые саваны Юрэй и души отправились в Храм Аматерасу. Спастись удалось лишь 269 морякам. Потери американцев составили 10 самолётов и 12 лётчиков. На свете есть три самые большие и бесполезные вещи - египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор "Ямато" Увы. Шутка, расхожая среди японских морских офицеров, была не лишена грустной правды, порождение Британской науки и коварства, Японский Императорский флот, не только не принес Империи новую победу, но и не смог защитить старых завоеваний... А в японском музее Знаменитых Линкоров, есть павильон "Ямато", самого большого линкора в Мире.
На последок должен, говоря ученым словом, резюмировать... Японская промышленность после 1945 года не стояла на месте и научилась строить супертанкеры и крупнейший в мире супертанкер Knock Nevis , больше легендарного линкора, более чем в полтора раза. Как это не пародоксально звучит, но если бы Ямато и его систершип Мицуи, были бы раза в полтора, два побольше, то битвы за Филиппины и Мидуэй прошли бы по другому. Ну а авианосец размером с Knock Nevis , фирме Sumitomo Corporation , что в городе Йокосука, я думаю будет не сложно, а Интерпрайз рядом с ним, сойдет в лучшем случае за кораблик эскорта. Так что размышляйте и делайте выводы. Как говорили древние - "Si vis pacem , para bellum".
>
> Технические характеристики линкора "Ямато" :
Длина - 263,0 м;
Высота - 38,9 м;
Осадка - 10,6 м;
Водоизмещение - 72800 тонн;
Дальность плавания - 7200 миль;
Судовая силовая установка - четырехвальная паротурбинная;
Мощность - 150000 л.с.; Экипаж :
Всего - 2300 - 3200 человек;
Скорость - 27 узлов;
Вооружение:
Орудие главный калибр 460 мм - 9;
Орудие противоминный калибр 155 мм - 12;
Орудие универсальный калибр 127 мм - 12;
Зенитное вооружение 6х2- 127-мм/40 (позже увеличено до 12х2), 8х3- 25-мм (позже - 52х3), 2х2 - 13,2-мм пулемёта Гидросамолеты - 7; Две катапульты

Перед началом Второй мировой войны Япония претендовала на звание одной из сильнейших морских держав. С начала 20 века она проявляла агрессивность по отношению к соседствующим странам. Готовясь к большой войне, Императорский флот строил огромные дредноуты, размеры и огневая мощь которых впоследствии поразят и – родоначальника супер-броненосца.

Самые мощные линейные корабли в мире были представлены двумя экземплярами: «Ямато» и «Мусаси». Третье судно в процессе строительства было переоборудовано в авианосец. Линкоры типа «Ямато» принимали активное участие во Второй мировой войне на Тихоокеанской арене. Их основным противником выступали США, они же стали причиной гибели крупнейших дредноутов в истории.

Проектирование и строительство

Согласно Вашингтонскому договору 1922 года число линкоров у США, Англии и Японии находились в соотношении 15:15:9 соответственно. С таким количеством основного морского вооружения у Страны Восходящего Солнца не было шансов одержать победу в войне. В тайне от всех японцы решили построить новый линкор, водоизмещение которого будет значительно превышать все согласованные ранее показатели. По их задумке дредноуты, построенные в начале 40-х, должны превосходить любые возможные американские образцы 47-49 годов постройки.

Не все руководство флота оптимистически смотрело на огромные затраты, связанные со строительством секретных кораблей. Главнокомандующий Ямамото Исороку сравнивал полезность линкоров с самурайским мечом – красивые и устрашающие, но не способные противостоять новым авианосцам.

Тем не менее осенью 1937 года началось строительство «Ямато». Спустя 5 месяцев в вервях появился «Мусаси». Информация о дредноутах была засекречена. Судостроительные заводы были закрыты со всех сторон. Разведывательные самолеты не могли определить характеристики судов даже после их спуска на воду – «Ямато» укрывались специальными сетями. Никто из инженеров не видел полной документации, каждый получал свою часть проекта. В документах намеренно занижали калибр главного орудия, чтобы ни одна страна в мире не начала разработку аналогичных пушек.

Конструкция и бронирование

Длина «Ямато» составляла 256 метров, полное водоизмещение равнялось 72 810 тонн. Планируя такую большую грузоподъемность и параметры, Япония считала, что США – основной противник, никогда не смогут построить аналогичное судно. По мнению Императорского флота Америка ограничивает размеры кораблей, так как для перехода из одного океана в другой ей необходимо проходить через достаточно узкий Панамский канал.

Корпус линкора имел грушевидную форму с удлиненным носом. Такая конструкция способствовала хорошей мореходности, однако была уязвимой для вражеских торпед. Металлические элементы скреплялись заклепками, сварка применялась на небольших участках конструкции.

Энергетическая установка включала 4 турбозубчатых агрегата Kampon. Первоначально планировалось использовать смешанную дизельно-паротурбинную систему. Однако испытания показали, что японское дизельное оборудование было ненадежным. Скорость хода достигала 27,5 узлов, дальность плавания составляла 7 200 морских миль.

Защита корабля была самой толстой среди всех дредноутов в мире. При этом судно было не столь безопасным. Японская сталь обладала слабыми характеристиками. Борт обшивался 410-мм листами. Башни главного калибра бронировались пластинами толщиной 650 мм. Боевая рубка защищалась 500-мм сталью.

66-и сантиметровая броня японского линкора «Ямато»

Вооружение линкора «Ямато»

Большое внимание уделялось тяжелому вооружению. Все разработки велись в строжайшей секретности. Ни одна страна в мире не должна была узнать о том, какое оборудование будет установлено на дредноутах «Ямато».

  • Главный калибр включал три трехорудийные системы калибром 460 мм (тип 94). Максимальная дальность полета снаряда составляла 42 км. Для управления огнем использовались электромеханический вычислитель, 5 дальномеров, прибор слежения и другие элементы. В светлое время суток тяжелая артиллерия показывала хорошие характеристики, однако в темное время система управления огнем работала слабо. В новой части пушки размещались на башнях по линейно-возвышенной схеме, третья группа артиллерии находилась на корме.
  • Средний калибр состоял из 12 155-мм орудий, размещенных на 3 четырехорудийных башнях. Каждая надстройка была оснащена дальномером. Пушки предназначались для обстрела вражеских берегов или кораблей неприятеля. Впоследствии их заменили на 127-мм зенитную артиллерию.
  • Противовоздушная оборона представляла собой 6 спаренных 127-мм установок, 8 25-мм трехорудийных систем, 2 13,2-мм двухорудийных пулемета. В ходе войны стало понятно, что основной ударной силой являются самолеты, поэтому количество 127-мм зенитных пушек, рассчитанных на дальнее действие, было увеличено в два раза.
  • Авиация включала 7 гидросамолетов и 2 катапульты.

Служба

Летом 1939 года первый дредноут типа «Ямато» был спущен на воду. После завершения работ и проведения испытаний, в декабре 1941 года, линейный корабль был принят на вооружение. Во время боя вблизи атолла Мидуэй (июнь 1942 год) он являлся флагманом, однако фактически не принимал участие в схватке, так как находился на расстоянии 300 миль от собственных авианосцев.

«Мусаси» заступил на службу в августе 1942 г. Спустя два года оба линкора в составе авианосного соединения принимали участие в битве при Марианских островах. Корабли открыли огонь по авиации. Впоследствии выяснилось, что они обстреливали собственные самолеты. К счастью, ни одно воздушное судно не пострадало.

В октябре 1944 года американские ВМС заняли позиции у берегов Филиппин. Для Японии это означало перекрытие источников нефти и другого сырья. Лишившись к этому времени уже нескольких авианосцев, командование решило сделать основной ударной силой линкоры. Во время очередной схватки все усилия флота США были направлены на уничтожение «Мусаси». Подводные лодки выпускали торпеды, авиация сбрасывала бомбы. Гибель была неминуема. 16 часов дредноут боролся за жизнь, но более 20 попаданий в корпус корабля сделали свое дело. Корабль перевернулся и затонул.

Спустя несколько дней в заливе Лейте японское соединение во главе с «Ямато» заметило американскую эскадру, в составе которых находились авианосцы. С 27-километрового расстояния линкор совершил первый выстрел. Завязалась нешуточная борьба, жертвой которой стали американские судна: 1 авианосец и 3 миноносца.

Гибель «Ямато»

После изнурительных сражений «Ямато» нуждался в восстановлении и до января 1945 года на нем производились ремонтные работы. В это время союзнические силы приближались к берегам Японии. В апреле 1945 года силы Японского императорского флота были на исходе. Но моряки сражались до последнего. 6 апреля «Ямато» вместе с 1 крейсером и 8 эсминцами отправились на перехват десантных кораблей. Все понимали бесперспективность атаки, но шли в бой. На следующий день соединение было обнаружено. 227 американских самолетов поднялись в воздух. Спустя 2 часа самый крупный линкор в мире затонул. Вместе с ним погиб 3 061 член экипажа, в живых осталось 269 человек.

Уже 70 лет в водах Тихого океана на глубине более 1410 футов покоятся обломки самого передового корабля того времени - японского линкора «Ямато», головного корабля Императорского флота. Это судно считалось непотопляемым. Оно было самым смертоносным из всех когда-либо построенных военных кораблей.

Грозное оружие

Через несколько лет после того, как закончилась Первая мировая, в большинстве военно-морских ведомств различных государств заговорили о применении линкоров. В те времена существовало мнение, что боевые корабли данного вида все же остаются основной мощью любого флота, так как предназначены для морских боев в сомкнутом порядке.

Дело в том, что линкоры оснащены одновременно как наступательными, так и оборонительными боевыми средствами, расположенными в наиболее рациональном порядке. Разрабатывая такие корабли, в первую очередь заботились об их бронировании, непотопляемости и артиллерии, а уже во вторую - о дальности и скорости хода.

Одновременное максимальное усиление наступательных и защитных качеств судна возможно только на борту крупного боевого корабля, так как установка дополнительного оснащения занимает значительную часть его общей массы. Именно этим объясняется увеличение водоизмещения линкоров.

Программа «Марусаи»

В 1930 году в Лондоне было принято международное соглашение, касающееся ограничения морского вооружения. Среди государств, подписавших данный документ, была и Япония. Но через 4 года эта страна взяла курс на усиление своих вооруженных сил и отказалась придерживаться лондонских договоренностей. Вместо этого японское правительство разработало программу под названием «Марусаи», предусматривавшую строительство целого ряда усовершенствованных боевых кораблей для Императорского флота, в число которых входило и несколько линкоров. С самого начала упор делался не на количество произведенной боевой техники, а на ее качество.

Основной целью разработки новейших линкоров являлась идея превосходства над американскими кораблями такого же класса. Японские специалисты пришли к выводу, что согласно обязательному условию прохождения международных судов через Панамский канал, все корабли должны были иметь ограничения, касающиеся тактико-технических данных. Это означало, что водоизмещение у них не более 63 тыс. тонн, скорость не превышает 23 узла, а орудия калибром до 406 мм. Но японские суда не собирались проходить через канал, поэтому размер их мог быть каким угодно. Было решено, что головным кораблем Императорского флота станет линкор «Ямато», а его командиром - адмирал Исороку Ямамото.

Строительство

Закладка первого линейного корабля произошла 4 ноября 1937 года в Курэ, в военно-морском арсенале. Это был линкор «Ямато» (фото предоставлено выше). Для его постройки сухой док №4, имевший длину 339 м и ширину - 44 м, специально углубили на 1 м. Второй корабль такого же класса был заложен уже весной следующего года в Нагасаки и назывался «Мусаси». Его постройка производилась на наклонном усиленном стапеле №2 с параметрами 312 на 40,9 м, который принадлежал компании «Мицубиси хэви индастриз».

В 1939 году в Японии была принята Четвертая программа по обновлению флота, согласно которой весной 1940 года начали строительство третьего линкора - «Синано». Оно производилось в сухом доке в Йокосука, в военно-морском арсенале. И четвертый, последний, корабль №111 заложили в том же году в доке, где до этого строили линкор «Ямато».

Создание «Синано» было приостановлено в самом конце 1941 года на стадии, когда корпус уже собрали до высоты главной палубы. В последующие три года его переоборудовали в авианосец, сохранив при этом первоначальное название.

Надо сказать, что постройка всех кораблей этого типа проводилась в обстановке чрезвычайной секретности. Все стапельные платформы были огорожены высокими заборами, а сверху накрыты либо маскировочными сетками, либо специальными навесами. Кроме того, все окна близлежащих зданий, выходивших на верфь, были наглухо заложены. Также все судостроители были вынуждены дать подписку о неразглашении какой-либо информации об объекте, на котором они работают.

Японский линкор «Ямато» и остальные три корабля такого же типа собирались так, что ни один из рабочих не знал, какой конкретно объект он сооружает. Доходило до того, что инженерам выдавали проектную документацию строго по частям. Полное представление о плане строительства кораблей имел только очень узкий круг лиц.

Головной линкор был выведен из дока в начале августа 1940 года. А уже в конце 1941 года он встал в строй. Это событие произошло без малого через 7 лет после того, как появились первые чертежи линкора «Ямато». Корабль «Мусаси» спустили на воду на три месяца позже, а в эксплуатацию ввели в конце лета 1942 года.

Боевая история

Вопреки ожиданиям, военная карьера линкоров этого класса не была богата на события. Линейный корабль «Ямато» являлся флагманским судном адмирала Ямамото. В то время, когда шло сражение у атолла Мидуэй, он получил сообщение о поражении своих авианосных сил, но вместо того, чтобы использовать огромные орудия линкора против врага, он вышел из боя.

Двойник «Ямато» - «Мусаси» являлся штабом адмирала Кога, который стал командующим Императорского флота после смерти Ямамото. Оба линкора практически не вступали в бой и все время стояли у берегов Трука.

В конце декабря 1943 года «Ямато», находясь к северу от того же острова, был торпедирован американской подводной лодкой «Скейт». Получив повреждения, линкор не сразу повернул к родным берегам. В Страну восходящего солнца судно пришло 22 ноября 1944 года и было сразу же поставлено не только на ремонт, но и на модернизацию. После случая с торпедированием головного корабля Императорского флота японцам пришлось несколько усовершенствовать противоминную защиту кораблей данного типа. Но в ходе боевых действий на Тихом океане стало ясно, что ведущая роль на море теперь принадлежит авиации, а огромные орудия линкоров оказались свершено бесполезными.

Сражение в заливе Лейте

Не секрет, что 1944 год для Японии оказался неудачным. После поражения вблизи Мариинских островов ее палубная авиация так и не смогла оправиться, но вести дальнейшие военные действия было необходимо. Императорский флот намеревался взять реванш у американцев, стянув при этом к Филиппинским островам все оставшиеся силы. В это соединение входили 9 линкоров и 4 авианосца. Японское командование прекрасно понимало, что в случае проигрыша оно потеряет флот полностью и бесповоротно, но оставить за собой Филиппины, как и нефтяные месторождения, было жизненной необходимостью.

Американцы сумели собрать в этом районе все самые крупные силы - 12 линкоров и 16 авианосцев. К тому же у них было несомненное превосходство в воздушном пространстве, что в итоге и решило исход сражения.

Первые незначительные столкновения между двумя враждующими флотами начались 23 октября, а настоящие сражение в воздухе - только утром следующего дня. Японским адмиралом Ониси было организовано 3 налета на американские суда. В каждом из них участвовало от 50 до 60 самолетов, но этого количества оказалось недостаточно для достижения успеха.

Один из японских пикировщиков даже ухитрился атаковать американский авианосец, сбросив на него бомбу весом в 600 фунтов (272 кг). Бомбардировщик сбили, но на судне возник сильный пожар, и его пришлось потопить при помощи торпед. В тот день этот эпизод был единственным значительным достижением японской авиации. После этого были и другие атаки с применением пикировщиков и торпедоносцев, но они были безрезультатными.

Гибель линкора «Мусаси»

В тот день авиация США методично продолжала наносить удары по японскому соединению. В этих атаках участвовало более 250 самолетов, взлетавших с трех авианосцев. По окончании боя американские летчики доложили о 76 сбитых машинах противника. Хуже всего пришлось линкору «Мусаси», который стал главной мишенью. В него попало 17 бомб и 20 торпед, и это не считая близких разрывов. Наконец, в 18 ч 35 мин, получив множественные серьезные повреждения, корабль «Мусаси» затонул. Он унес с собой 991 члена экипажа из 2279.

В последующие два дня успех был на стороне американской палубной авиации. В итоге сражение закончилось полным разгромом японского Императорского флота, который потерял все свои авианосцы, три линкора и большую часть других суден.

Технические характеристики

Линкор «Ямато» водоизмещением 72800 тонн, имел длину 263 м и высоту 38,9 м при осадке в 10,6 м. На его борту находилась корабельная четырехвальная паротурбинная силовая установка мощностью 150000 л. с. Максимальная скорость этого судна составляла 27 узлов, а дальность плавания - 7200 миль.

На вооружении корабля находилось 9 орудий с калибром 460 мм, по 12 противоминных 155 и 127-миллиметровых стволов, а также 24 зенитных пушки на 25 мм. Кроме того, имелось еще и 7 гидросамолетов.

Финальный поход

Линкор «Ямато» (фото представлено ниже) с осени 1944-го базировался на территории Японии. Именно оттуда он и отправился в свое последнее плавание в апреле 1945 года. Это была военная операция под названием «Теничиго». Ее целью было уничтожение частей американских войск, которые 1 апреля десантировались на Окинаву.

Через 6 дней после высадки противника на японский остров линкор подходил к его берегам в составе незначительного соединения. На его борту находилось столько топлива, сколько нужно было для следования только в одну сторону. Гибель «Ямато» и остальных судов была лишь вопросом времени, так как не только ему, но и другим судам поступил приказ сражаться до последнего вздоха, а это могло означать лишь одно - японское командование посылало их на верную смерть. Подтверждением этому служит и тот факт, что у данного соединения не было авиационного прикрытия.

«Ямато»: последняя битва

Вскоре японские корабли были обнаружены авиацией США. На линкор сразу же налетели вражеские самолеты. Всего было три атаки, в которых приняло участие до 200 бомбардировщиков, взлетевших с американских авианосцев «Хорнет», «Йорктаун» и «Беннингтон».

В результате первого налета в корабль «Ямато» попали три торпеды. Они повредили вспомогательную рулевую машину, в свою очередь, линкор сбил лишь один торпедоносец. После второй атаки двумя снарядами было повреждено бортовое электрооборудование, вследствие чего из строя вышла часть артиллерии. Но и после этого положение линкора еще нельзя было назвать критическим, хотя все резервы устойчивости и живучести стремительно исчерпывались. Наконец, начался последний налет на корабль. На этот раз в него попало не менее четырех торпед. К этому времени на «Ямато» в рабочем состоянии находился единственный оставшийся гребной вал, но вскоре персоналу пришлось покинуть постепенно заполняющиеся водой котельные отделения. После этого он полностью потерял ход. Корабль стал клониться на левый борт.

Вскоре крен достиг 80 градусов, после чего прогремел чудовищный взрыв. Он означал гибель «Ямато». Последняя битва линкора, которая длилась около двух часов, была окончена. Взрыв был такой силы, что его слышали на многие мили вокруг, а его отблеск видели с американских кораблей, находившихся у острова Кагосима. Столб дыма, поднявшийся над местом трагедии, напоминал собой так называемый ядерный гриб. В высоту он достигал около 6 км, а пламя от взрыва поднималось не менее чем на 2 км.

Подобный эффект могла произвести сдетонировавшая взрывчатка в количестве около 500 тонн. Но что именно вызвало этот взрыв, до сих пор неизвестно. Американцы склонны считать, что его спровоцировала бронебойная бомба, попавшая в башню, а затем и в главные погреба, где хранились боеприпасы.

Последствия

Гибель линкора «Ямато» повлекла за собой ужасные человеческие жертвы. Из 2767 членов экипажа осталось в живых всего 269 человек. В числе погибших оказались капитан корабля и командующий соединением. Кроме линкора, в ходе сражения американцами были уничтожены 4 эсминца и линейный крейсер, на которых утонули или были убиты 3665 человек. В финальном бою «Ямато» повредил 20 и сбил 5 самолетов.

Технические просчеты

Последний бой «Ямато» показал все недостатки кораблей этого класса. Прежде всего, у него была довольно слабая противовоздушная защита, несмотря на то что на его борту находилось большое количество орудий зенитной артиллерии. За все время боя линкор смог сбить лишь 10 вражеских самолетов.

Это могло произойти по трем причинам. Первая из них - недостаточная боевая подготовка артиллерийских расчетов. Известно, что из-за нехватки снарядов японцы тренировались в стрельбе по воздушным шарам, которые, естественно, летали очень медленно. Вторая причина - небольшая масса зенитных боеприпасов. Их калибр был всего лишь 25 мм и весил каждый 250 г. Третьим фактором могла стать небольшая начальная скорость снарядов, которая превосходила быстроту американских самолетов только в 6 раз, и, как показал бой, этого оказалось явно недостаточно.

Находки

В январе 2010 года в мировой прессе появилась сенсационная новость - японский кинопродюсер Харуки Катагава в ходе очередной организованной им подводной археологической экспедиции наконец обнаружил обломки затонувшего в конце Второй мировой войны самого огромного военного корабля в мире. Сейчас линкор «Ямато» - на дне (фото смотрите в этом материале) Тихого океана в 50 км от ближайшего к нему японского острова.

В марте 2015 года во время частной экспедиции, организованной американским миллиардером Полом Алленом, был обнаружен двойник знаменитого линкора - корабль «Мусаси». Он находится недалеко от филиппинских берегов, на дне моря Сибуян на глубине более 1000 м.

Память

Город Курэ (префектура Хиросима), который расположен на побережье внутреннего моря, знаменит тем, что здесь находилась военно-морская база Японии во время двух мировых войн. Именно здесь был построен самый большой в истории человечества боевой корабль - линкор «Ямато». Поэтому неудивительно, что в наши дни самой большой достопримечательность этого города является музей, посвященный проектировке, строительству и боевой истории данного корабля. Здесь можно воочию увидеть подробный макет линкора, выполненный в масштабе 1:10. Японцы свято чтят свою историю, поэтому легендарный «Ямато» для них является олицетворением отваги и героизма их народа. Подвиг его экипажа можно сравнить только с отвагой моряков русского крейсера «Варяг».

Музей "Ямато" является одним из самых интересных и популярных музеев мира. В нем имеются экспозиции, касающиеся не только линкора, но и другой боевой техники, к примеру, подводных лодок-камикадзе, самолета «Зеро», а также современного высокотехнологического судостроения.

Морские стальные чудовища, такие как «Ямато» и «Мусаси», навсегда останутся в истории непревзойденными линкорами за всю эпоху корабельного строительства. Им так и не дали возможности явить миру всю свою мощь, на которую они были способны. Теперь уже сложно предугадать, как бы сложилась их судьба, да и будущее всего мира, если бы им отвели главную роль в столь быстром продвижении Японии к объединению всех азиатских земель под своим началом.

Это были самые крупные и вооруженные линкоры в истории. Было построено всего два корабля этого типа — «Ямато» и «Мусаси». Их гибель ознаменовала конец эпохи линкоров.

Вашингтонское морское соглашение 1922 года ограничивало количество линейных кораблей Великобритании, США и Японии в соотношении 15:15:9. Это не позволяло японскому флоту достигнуть численного превосходства над своими вероятными противниками. Поэтому в 1934 году правительство Японии приняло секретное решение об отказе от соблюдения ограничений максимального тоннажа, согласно Лондонскому морскому договору 1930 года, — 35 000 т — и создании кораблей максимально возможной мощи — программа Марусаи. Японцы исходили из ошибочного предположения, что США не могут строить корабли такого размера из-за ограничений по прохождению Панамского канала.

ПРОЕКТ

В основу создания проектов линейных кораблей по программе Марусаи легла концепция, согласно которой при затрате одинаковых средств на строительство флота преимущество имеет страна, имеющая меньше число линкоров с большим водоизмещением каждого корабля, так как боевая мощь корабля растет с увеличением водоизмещения значительно быстрее, чем его стоимость.

Огромное водоизмещение позволило оснастить линкоры типа «Ямато» крупнейшими орудиями калибра 460 мм. Броневая защита (до 410 мм) была рекордной по толщине, но реальная ее эффективность снижалась низким качеством японской стали. Противоторпедная защита также имела рекордные показатели, однако была не вполне удачно сконструирована. Зенитная артиллерия была явно недостаточной, но она была существенно усилена в ходе модернизации.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Закладка головного корабля серии «Ямато» состоялась 4 ноября 1937 года в военно-морском арсенале в Куре. Второй линкор — «Мусаси» — заложили в марте 1938 года в Нагасаки, третий по счету линкор-«Синано» — заложили в апреле 1940-го в Йокосука, четвертый корабль № 111 — в сентябре 1940-го в том же доке, где ранее строился «Ямато». Несмотря на то что «Синано» был собран до уровня главной палубы, его постройку приостановили в декабре 1941 года, в 1944-м его переделали в авианосец, сохранив наименование. Корабль № 111, не получивший собственного имени, так и не был достроен. Планировалось построить еще три линкора с усиленной зенитной артиллерией, при этом два последних должны были нести по шесть орудий калибра 510 мм, но их закладка была отменена. «Ямато» спустили на воду 8 августа 1940 года. «Мусаси» — в ноябре того же года.

БОЕВАЯ СЛУЖБА

Вступив в строй 16 декабря 1941 года, «Ямато» был объявлен боеготовным только 27 мая 1942 года. Уже 4-6 июня 1942 года он в качестве флагмана формально участвовал в знаменитом сражении у атолла Мидуэй. В тот момент на «Ямато» находился командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото. В этом сражении линкор не имел столкновений с противником, т. к. находился на 300 миль позади японских авианосцев. До начала 1943 года «Ямато» базировался на острове Трук.

«Мусаси» вступил в строй в августе 1942-го. До конца года линкор проходил испытания, дооборудование и боевую подготовку в японских водах. В январе 1943 года он прибыл на Трук, сменив «Ямато» в качестве флагмана объединенного флота.

29 марта 1943 года «Мусаси» вышел из бухты острова Трук, уклоняясь от атаки американской палубной авиации, но в море был атакован подлодкой США SS-282 «Танни» и получил попадание торпеды в носовую часть. Корабль принял 3000 т воды, потери составили 18 человек. Ремонт проводился в Куре до конца апреля, а в мае 1943 года «Мусаси» принял участие в операции у Алеутских островов. 25 декабря 1943 года при совершении транспортной миссии по перевозке пехотного полка к северо-востоку от Трука «Ямато» был торпедирован американской ПЛ SS-305 «Скейт». Одна торпеда попала в правый борт в районе кормовой башни главного калибра. Внутрь попало около 3000 т воды. Транспортная операция была прервана, и «Ямато» в сопровождении части сил соединения отправился на ремонт в порт Куре. К 3 февраля 1944 года ремонт был завершен, а к 18 марта была выполнена очередная модернизация линкора.

В октябре оба линкора были направлены в залив Лейте на Филиппины, где японское командование планировало дать генеральный морской бой флоту США, разработав операцию «Се-Го» (Победа).

ГИБЕЛЬ СУПЕРЛИНКОРОВ

Именно на Филиппинах, в море Сибуян, 24 октября 1944 года погиб линкор «Мусаси». На линкор было произведено шесть авиационных налетов, в которых участвовало около 260 самолетов. В него попало в общей сложности от 6 до 17 тяжелых авиабомб и от 16 до 20 авиационных торпед. После попадания последней бомбы крен на левый борт увеличился до 30°. Вскоре линкор перевернулся и затонул. Из 2399 человек, находившихся на борту, погибло 1023. В этом же бою «Ямато» получил повреждение от авиабомбы.

«Ямато» вернулся в Японию 22 ноября 1944 года, был поставлен на ремонт и на последнюю модернизацию, которая закончилась в январе 1945 года. К этому времени война переместилась к берегам Японии.7 апреля 1945-го «Ямато» шел в составе небольшого соединения к острову Окинава. Авиационное прикрытие у соединения отсутствовало, и на обнаруженный линкор было совершено три налета, в которых приняло участие около 200 самолетов. «Ямато» получил попадания от 4 до 12 тяжелых авиабомб и от 7 до 12 авиационных торпед, причем почти все поразили корабль в левый борт. «Ямато» начал медленно крениться и в 14:23 взорвался. Это был один из самых мощных взрывов доатомной эры, эквивалентный примерно 500 т взрывчатки. Пламя взметнулось на 2 км, столб дыма — на 6 км. Из 3332 человек экипажа линкора погибло 3055, включая командира корабля вице-адмирала Косаку Аруга.

КОНСТРУКЦИЯ И ВООРУЖЕНИЕ

Проектирование и строительство линкоров типа «Ямато» было настолько эффективно засекречено, что американцы не знали истинных тактико-технических характеристик этих кораблей до самого конца войны.

Конструкция линкоров типа «Ямато» удовлетворяла высшим требованиям, предъявляемым к живучести корабля. Например, при затоплении всех отсеков, не защищенных броней, плавучесть бронированной цитадели должна была обеспечить нахождение корабля на плаву и сохранение его остойчивости. А при затоплении всех пустых отсеков одного борта угол крена не должен был превысить 18°.

КОРПУС

Корпус линкора «Ямато», как все японские корабли, имел волнообразный «горбатый» профиль. Эта форма позволяла максимально повысить мореходные и скоростные качества при минимальном весе корпуса. Корабль имел узкий длинный нос, что обеспечивало хорошие мореходные качества, но делало носовые отсеки уязвимыми для торпед. Для обеспечения минимально возможной осадки мидель корабля был спроектирован почти прямоугольным. Улучшению ходовых качеств также служил носовой бульб.

Корпус был клепаный, применение сварки при строительстве не превышало 6 %. Для изготовления корпуса и надстройки применялась сталь повышенной прочности. На палубе располагался минимум оборудования — это требовалось для защиты от дульных газов орудий главного калибра. Командные посты располагались в основном на башенноподобной надстройке (высотой 28 м), которая была практически не бронирована, за исключением небольшой боевой рубки.

БРОНИРОВАНИЕ

Корабли типа «Ямато» имели самое мощное бронирование за всю историю строительства линкоров. Толщина бортового броневого пояса достигала 410 мм. Бортовая броня располагалась с развалом под углом 20°. Теоретически на дистанциях свыше 18,5 км он не пробивался никакими иностранными снарядами. Ниже главного пояса был размещен еще один броневой пояс толщиной 200 мм, защищающий от «недолетов».

Но при этом следует отметить, что, за исключением румпельных отделений и палубной брони на носу и корме, броневая защита ограничивалась цитаделью, которая занимала только 53,5 % длины корабля. Наиболее мощно была защищена боевая рубка. Толщина ее стенок составляла 500 мм, крыши — 200 мм, пола — 75 мм, а идущая к ней от главной палубы цилиндрическая шахта имела толщину стенок 300 мм. Главный пост управления огнем защищали 150-мм плиты.

Противоторпедная защита проектировалась для противодействия заряду тротила массой до 400 кг.

ГЛАВНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Линкоры имели главную энергетическую установку (ГЭУ), включающую четыре турбозубчатых агрегата марки «Кампон» и 12 котлов той же фирмы. Каждый котел и турбина были установлены в отдельном отсеке. По оценке американских специалистов, силовая установка была технически отсталой и имела слишком большие габариты, но, по мнению японцев, ГЭУ хорошо справлялась со своими задачами.

При форсированном режиме ГЭУ выдавала мощность до 165 000 л. с. При этом линкор развивал скорость 27,7 узла. Экономичный ход обеспечивался мощностью всего 18 000 л. с. Применение электричества на линкорах было ограничено — везде, где только возможно, применялись паровые машины.

ВООРУЖЕНИЕ

Вооружение линкоров типа «Ямато» было под стать его громадным размерам: орудия главного калибра «тип 94» — 3 х 3 х 460 мм, орудия среднего калибра «тип 3» — 2 х 3 х 155 мм, зенитные орудия «тип 89» — 12 x 2 x 127 мм, зенитные автоматы «тип 96» — 52 х 3 х 25 мм, пулеметы «тип 93» — 4 х 13,2 мм.

Корабль имел совершенную (для того времени) систему управления огнем главного калибра — «тип 98». Она состояла из двух электромеханических вычислителей. Это частично компенсировало отсутствие хороших радаров управления огнем. Устройство обеспечивало очень небольшое рассеивание снарядов в залпе и разброс залпов.

Линкор нес семь двухместных гидросамолетов разведчиков-корректировщиков типа «О». Они транспортировались со сложенными крыльями в ангаре и поднимались наверх с помощью крана. Две бортовые катапульты длиной по 18 м для их запуска размещались в корме на пилонах.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

В целом электронное оснащение японских кораблей было отсталым. «Ямато» и «Мусаси» имели обычные для японских кораблей радиостанции, со значительно увеличенной мощностью, что позволяло использовать их как флагманские.

«Мусаси» первым из линкоров получил радар «тип 21» в сентябре 1942 года. Радар был ненадежным и маломощным. Он обнаруживал только надводные цели на небольшом расстоянии. Лишь в середине 1944 года линкоры «Ямато» и «Мусаси» получили комплекты из шести радаров трех разных типов для обнаружения морских и воздушных целей. Но управлять огнем главной или зенитной артиллерией с их помощью было невозможно. По техническому уровню японские радары 1944 года соответствовали уровню американских и британских 1941-го. Корабли типа «Ямато» имели набор гидрофонов. В конце войны они получили детекторы радиоизлучения и инфракрасные приборы.