Эпоха митрополита макария. Выставка «XVI век

С 21 июня по 11 сентября в Историческом музее пройдет выставка «XVI век. Эпоха митрополита Макария», посвященная важнейшему периоду в истории России — периоду становления и укрепления Русского централизованного государства.

Во многом благодаря обширной церковной и государственной деятельности митрополита Московского и всея Руси Макария (1481-1563) к середине XVI века сложилась подлинная симфония светской и церковной властей, наивысшего расцвета достигла русская средневековая культура.

Богатейшее собрание Исторического музея, включающее уникальные книжные своды, рукописи, автографы, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства, дает возможность впервые представить эпоху митрополита Макария как яркое, целостное явление отечественной истории и культуры.

Экспозиционный ряд выставки построен по историко-биографическому принципу. Становление личности будущего митрополита было связано с крупным центром древнерусской книжности и духовности — Пафнутиевым Боровским монастырем, где юноша Михаил принял постриг с именем Макария и прошел все ступени иноческого послушания, и можайским Лужецким монастырем, где он несколько лет был игуменом. Один из главных экспонатов этого раздела — Евангелие («Боровское»;) в драгоценным окладе 1530-1533 гг., являющееся вкладом новгородского архиепископа Макария в монастырь своего пострижения.


На разнообразных экспонатах будут продемонстрированы основные направления деятельности Макария, главы первой по своей значимости епархии Русской Православной Церкви — Новгородской (1526-1542 гг.): укрепление монастырской жизни, строительство церквей, поновление икон, миссионерство, формирование книжной школы.

Деятельность митрополита Макария на Московском престоле (1542-1563) имела эпохальное значение не только для Русской церкви, но и для российского государства. Основные ее вехи будут показаны на выставке: венчание на царство Ивана IV (1547 г.), расширение границ Российского государства и укрепление государственности (Казанский и Астраханский походы 1547-1554 гг., строительство Покровского собора), прославление русских святых на церковных соборах 1547 и 1549 гг., создание фундаментального книжного свода — Великих Миней Четиих, важнейшего историографического памятника русской государственности — Степенной книги, а также школы писателей и книжников, проведение Стоглавого собора 1551 г., начало книгопечатания.

В экспозиции будут представлены уникальные рукописные книги, документы, издания анонимной типографии и экземпляры первопечатного Апостола (1564), иконы, в том числе макариевской школы, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы церковного и бытового обихода.


Логическим завершением экспозиции станет раздел, посвященный почитанию митрополита Макария в XVII-XX вв., вплоть до его прославления в лике святых на Соборе Русской Православной Церкви 1988 г.

Помимо памятников из собрания Государственного исторического музея, многие из которых будут экспонироваться впервые, на выставке представлены редчайшие иконы из Музеев Московского Кремля и документы из Российского государственного архива древних актов.

А. Андреева

14.10.2017 - 17:47

В сентябре завершила свою работу выставка, посвященная одному из важнейших и, надо заметить, благополучных, спокойных, стабильных и политически удачных периодов в истории России и Русского Православия, периоду становления и укрепления огромного Русского централизованного государства. Этот отрезок нашей истории неразрывно связан с именами двух выдающихся личностей,внесших неоценимый вклад в развитие страны - Иваном Грозным и митрополитом Макарием, что бы не говорили и как бы не пытались умалить их значимость. Эту эпоху, которую традиционно мы знаем как «грозненскую», по праву можно называть и «макарьевской» - столь масштабна созидательная деятельность митрополита Московского и всея Руси Макария, стоявшего у руля Церкви в тот период.

Именно такое название и дали выставке организаторы: «16-й век. Эпоха митрополита Макария». На ее открытие (в июле) был приглашен старообрядческий Митрополит Корнилий. Мы же едва успели на «подножку уходящего поезда» - пришли буквально за два дня до закрытия выставки. К сожалению, все экскурсионные программы, проходившие в течение двух месяцев, закончили свою работу, и нам пришлось довольствоваться тем, что мы сами увидим и прочитаем, без сопровождения экскурсовода.

Проходила выставка в одном из красивейших и значимых мест Москвы - Историческом музее. Величественное красное здание в стилеXVI века с белыми, как будто на них круглый год лежит снег, башенками очень органично вписано в ансамбль Красной площади - мимо него так просто не пройдешь, обязательно притянет ваше внимание.

Основатель музея - Александр II, также его возникновение тесно связано с именами русского археолога и историка Ива́на Его́ровича Забе́лин а и графа Уварова, председателя Московского археологического общества . Строили музей 6 лет, причем начало было положено архитектором Шервудом и инженером Анатолием Семеновым, а закончил строительство Александр Попов , который все свои инженерные проекты (и башен, и художественного оформления залов) разрабатывал, опираясь на замысел графа Уварова . В 1883 году «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III » принял своих первых посетителей.

В советское время здание изрядно попортили: с башен были сняты двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов, многие росписи и детали интерьера были забелены или уничтожены. Да и вообще здание планировали снести, и построить на его месте монумент в честь победы коммунизма, но помешала Великая Отечественная.

В 1986 году музей закрыли на реконструкцию, а к 2003 году восстановили интерьеры залов, родословное древо государей Российских; вернули скульптуры двуглавых орлов, единорогов и львов.

Нарядно и ярко встречает музей своих посетителей - лишь войдя, мы словно во дворец попадаем. Потрясает интерьер парадного зала с богатой настенной росписью и львами. На сводах потолка знаменитое генеалогическое древо Рюриковичей и Романовых - 68 портретов великих князей, царей и императоров кисти Васнецова.


Музей собрал богатейшую коллекцию - более 5 миллионов экспонатов, многие из которых люди приносили безвозмездно, дарили музею. Но прежде чем подойти к витринам, посетители, уверена, также как и мы, с восхищением рассматривают сначала сами залы, каждый из которых (а на сегодня их 35) уникален: архитектура, отделка, роспись, лепнина. Оформление залов соответствует представленной эпохе.


В этом уникальном музее собрана практически вся история, со времен «до нашей эры» и заканчивая 20 веком - почти 6 километров хронологического пути, полное погружение в историю. Каменный, бронзовый, ранний железный века, античный мир. Раннее средневековье. Великое переселение народов в конце IV века. Домонгольский период IX-XIII века. Путь "из варяг в греки". Редчайшие предметы интерьера и культуры: огромный почти 8-метровый челн, выдолбленный каменными топорами из цельного дуба; дольмен «Колихо» - древнее сооружение из каменных плит, в котором были обнаружены останки 70 человек; Таманский саркофаг - один из самых знаменитых памятников античной культуры IV в. до н.э., раскопки курганов, огромное количество экспонатов, относящихся к разным эпохам…. Мельком заглянули в один из залов, ахнули - какие же красивые печные изразцы - жар-птицы!Особо крупные экспонаты установлены около лестничных пролетов: коляска императора Павла I, четырехместная карета Екатерины II.


Проходя мимо роскошного «Роллс-Ройса», остановилась, с интересом прослушала его историю. Оказывается этот автомобиль (его еще называют «Серебряный призрак») попал в Россию в 1915 году. Заказала его императрица Александра Федоровна; дворцовое ведомство заплатило за авто 17,5 тысяч золотых рублей. После Февральской революции его облюбовал Керенский, а уж затем автомобиль попал в гараж Ульянова (Ленина). Именно на нем в день покушения Ленин прибыл на завод Михельсона, и он же помчал раненого вождя в Кремль. Сейчас «Призрак» считается самым дорогим автомобилем в мире, оценивается он почти в 60 млн. долларов. Своим названием машина обязана бесшумности хода и тому, что многие ее детали покрыты серебром.

Очень хотелось основательно пройти по залам музея, тщательно рассмотреть каждый экспонат. Но по опыту знаю, что для этого нужна как минимум неделя, за один день это невозможно сделать. Да и цель посещения Исторического музея в этот раз у нас была конкретная - выставка о митрополите Макарии, поэтому быстро, заставляя себя не задерживаться и не останавливаться (что не очень-то получалось), направились сразу на 3-й этаж.


Первые монеты, первый ткацкий станок, первый печатный станок…. В экспозиции очень много уникальных рукописных книг. Нам сейчас очень сложно представить, что книги писались вручную, чернилами, причем таким красивым почерком, идеально ровными строчками, с украшениями и узорами - диву даешься. Какой же это был титанический труд!




С именами митрополита Макария и царя Ивана Грозного связано начало издания печатных книг в Московском государстве, явилось плодом их совместных усилий. Очень органичный симбиоз сложился в середине 16 века между светской властью и церковной. Во многом это стало возможным благодаря митрополиту Макарию (1481-1563), главе первой в то время по своей значимости епархии Русской Церкви - Новгородской. Царь предложил митрополиту организовать книгопечатание - необходимость этого назрела:строилось много новых церквей, в т.ч. на территории присоединенного в 1552 году Казанского ханства, итребовалось широкое распространение богослужебных книг.




За 12 лет, с 1553 по 1565 г., первая московская типография выпустила 7 изданий (они представлены на выставке): три Евангелия разных шрифтов (узко, средне и широкошрифтное), Триоди постную и цветную, две Псалтыри также разного шрифта (причем, широкошрифтная представляет чрезвычайную редкость). Эти книги были в первую очередь необходимы в церковном обиходе. Книги имитировали рукописные, в них также было большое разнообразие шрифтов и орнаментов. Имена первых печатников неизвестны, но их безценный опыт был учтен в последующих изданиях и, вне всякого сомнения, благодаря их труду стало возможным появление Апостола 1564 года - непревзойденного шедевра древнерусской печати, высшего достижения полиграфического мастерства 16 века - первой датированной русской печатной книги, выполненной Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. На выставке представлен один из сохранившихся экземпляров этого Апостола - на кожаном переплете золотое тиснение с двуглавым орлом, на груди которого щиток с изображением головы Ивана Грозного в короне, и надписью: «Иоан Божиею милостью господарь царь и великий князь всея Руси».



Организаторам выставки, опираясь на богатейшее уникальное собрание музея, удалось наиболее целостно, ярко и полно представить этот период отечественной истории и культуры. Помимо памятников из собрания собственно Государственного исторического музея, на выставке представлены редчайшие иконы из Музеев Московского Кремля и документы из Российского государственного архива. Документы, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы церковного и бытового обихода, книжные своды, рукописи, автографы… Можно без каких либо колебаний отметить, что русская средневековая культура достигла в тот период своего наивысшего расцвета.

С трепетом рассматриваем ценнейшие древние иконы: «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (нач. 15 века), св. Никола Великорецкий, Владимирская икона Божией Матери, Архангел Михаил, «Благословенно воинство Небесного Царя», «О Тебе радуется». Икона великомученика Димитрия Солунского 1586 года в серебряном с золочением окладе, украшенном драгоценными камнями: сапфирами, бирюзой, перламутром, жемчугом. Икона преподобного Геннадия Костромского, современника митрополита Макария, основателя монастыря близ города Любима. Большая икона прп. Варлаама Хутынского с житийными клеймами (1540 годы). Этого святого особо почитал Василий III (он принял перед смертью постриг с его именем), а позднее и Иван Грозный.

В серебряных резных окладах иконы св. Иоанна Предтечи (16 век) и св. благоверного князя Александра Невского, канонизация которого состоялась на Соборе 1547 года (в экспозиции также есть сборник «Житие и службы русским святым», открытый на странице, где указана служба 23 ноября святому Александру Невскому «новому чудотворцу»). Иконы святых благоверных Петра и Февронии Муромских, прп. Михаила Клопского, также канонизированных Собором 1547 года.


Митрополит Макарий так много сделал для Церкви и так много изменил в ней, что трудно представить себе историю Русского Православия без этой личности. Что стоила только борьба с еретиками – сохранившиеся «дела на еретиков», обширные материалы расследований, живо свидетельствуют об этом. Но методы борьбы существенно отличались от тех, что были до митрополита: противодействие еретикам не знало жестокости, их не пытали и не уничтожали, но отправляли на покаяние в дальние обители. Цель этой борьбы была не в истреблении заблудших, но в победе истины, в торжестве Православия. На Стоглавом Соборе 1551 года Церковь приняла значительный свод единых правил, касающихся разных сторон церковной жизни. Общие правила касались всего русского духовенства и должны были неукоснительно им исполняться. Во время правления митрополита Макария Соборами 1547 и 1549 гг. было канонизировано множество святых. Иона Московский, Александр Свирский, Макарий Калязинский,Савва Сторожевский и Савва Вишерский, Павел Обнорский, Зосима и Савватий Соловецкие (икона этих святых с 63-мя житийными клеймами представлена на выставке - это одна из самых мощных по духовному содержанию и художественному исполнению икона)… В память о канонизации на Макарьевских Соборах был установлен праздник Собор Российских чудотворцев и составлена служба, в которой соборно прославлялись все русские святые.


Укрепление монастырской жизни, строительство церквей, поновление икон, миссионерство, формирование книжной школы – это только некоторые из направлений деятельности митрополита. Он был духовным писателем и просветителем чрезвычайно высокого уровня. Мудрый наставник и руководитель, митрополит Макарий собрал вокруг себя талантливейших книжников; его писания и пастырские проповеди оставили глубокий след в сознании русских людей того времени и прошли через поколения.

Рассматриваем уникальные рукописные подлинники: крестоцеловальная запись боярина Глинского царю Ивану; грамота митрополита Макария своей пастве о пожертвованиях в иерусалимские и синайские монастыри; жалованная грамота Ивана Грозного игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козме… Кто-то из посетителей «забылся» и слишком близко приблизился к стеклу витрины - сразу сработала сигнализация. Смотритель музея успокоила: «Ничего страшного. Но старайтесь не касаться - очень ценные экспонаты и охрана серьезная».

Еще рукописи. Чин венчания на царство, составленный митрополитом Макарием.Митрополит напутствовал молодого государя, раскрывая идеал христианского монарха: «…имей страх Божий в сердце и храни веру христианскую чисту и непоколебиму... К святой же соборной Церкви и к всем святым церквам имей веру, страх Божий и воздавай честь... Бояр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству и... ко всему христолюбивому воинству будь... милостив и приветен... За обиженных же стой царски и мужески, и не давай обидеть не по суду и не по правде» . Для Ивана Грозного он стал и духовным наставником, и верным помощником, и другом.

Следующее наставление, сохранившееся в рукописи, - поздравительная речь митрополита Макария к Ивану Грозному с его бракосочетанием с княгиней Анастасией Романовной (1547 год). Рукопись Стоглава (в составе сборника из среды московских старообрядцев), в котором на нескольких миниатюрах представлены сцены, где Иван Грозный велит митрополиту Макарию созвать Церковный собор, передает ему текст своего обращения к Собору; сцена, где митрополит беседует с архиереями. "Царственная книга" - Лицевой летописный свод, на миниатюрах которого изображены сцены венчания Ивана Грозного на царство митрополитом Макарием 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля. На полях скорописанные записи, предположительно сделанные самим Грозным. Строительство Покровского собора, создание важнейшего историографического памятника русской государственности - Степенной книги, основание школы писателей и книжников, проведение Стоглавого собора…


Экспонаты демонстрируют основные вехи деятельности митрополита Макария на Московском престоле (1542-1563), значение которой эпохально не только для Церкви, но и для государства.

В 1552 году Иван Васильевич отправился на войну с Казанью - оттуда совершались набеги на Русь, угонялись тысячи пленников-христиан. Митрополит благословил этот поход, объявил его делом веры. Послание Макария, «укрепляющее на брань», сохранилось, оно представлено среди экспонатов. В другом своем послании митрополит Макарий просит русское воинство честно послужить Отечеству и царю; там же увещевает воевод, ведущих постоянную борьбу между собой за власть - от этого страдала вся русская армия, были тяжелые поражения от неприятелей.

Еще уникальные экспонаты: Новгородская кормчая 1282 г. - на верхней крышке переплета автограф митрополита Макария. Церковный обиход из Чудова монастыря - исключительный по полноте сборник, в котором есть все службы, в том числе русским «новым чудотворцам»; Толковое Евангелие 1544 г. с вкладной записью митрополита Макария в Успенский собор Кремля «на память своей души и по своих родителех». Рукописное Евангелие "Мстиславово" было выполнено новгородскими мастерами по заказу Ивана IV в 1551 году. Оклад уникальной копии с эмалевым средником с изображением Господа Вседержителя и 12 эмалевыми образками с изображениями Божьей Матери, святых воинов мучеников и апостолов. От первоначального оклада 12 века сохранились две эмалевые пластины с изображением апостолов Иакова и Варфоломея.

Рукописное «Боровское» Евангелие в драгоценном окладе, изготовленное по заказу архиепископа Великого Новгорода и Пскова Макария для Пафнутьев-Боровского монастыря. Рядом на стене довольно крупное серебряное с золочением и чеканкой клеймо с гробницы преподобного Пафнутия Боровского (прославленного на Соборе 1547 года), рядом фреска «Господь Вседержитель на престоле» из Пафнутьевского монастыря - все эти экспонаты не случайны здесь. В Пафнутьев-Боровском монастыре будущий митрополит принял постриг с именем Макарий, здесь он прошел все ступени послушания; с этим монастырем, в то время являвшимся крупным центром книжности и духовности, связано становление его личности.


Под стеклянным толстым стеклом отдельностоящей витрины - Великие Минеи Четьи, созданные по повелению митрополита Макария. Не напрасно один из церковных историков назвал Макария «покровителем книжного делания»! Это грандиозный книжный свод, содержащий круг церковного чтения на каждый день года. В него попали жития всех святых, почитаемых на Руси. Огромные фолианты в 12 томах, 27 тысяч рукописных страниц! Архиепископ Филарет (Гумилевский) сказал: «Это целая библиотека книг; мало трех лет, чтобы прочесть ее» . Этими Минеями пользовались до времен Петра I. Всего их было три комплекта: Софийский (для Новгородской Софии), Успенский (для Успенского собора Московского кремля) и Царский (для царя Ивана Грозного). Полностью сохранился только Успенский - в других комплектах некоторые тома утрачены. Одна из миней представлена в раскрытом виде: в очередной раз не перестаю восхищаться мастерством наших предков, настолько удивительно красивое, аккуратное, четкое, ровное письмо с вензелями, настолько тонко выполненный великолепный цветной орнамент с позолотой - ну просто невозможно к этому привыкнуть. Мне посчастливилось читать службу с подобной древней книги у нас в храме. Каждый раз с трепетом беру ее в руки и долго не могу оторвать взгляд, особенно сознавая, что вся эта необыкновенная красота создана вручную!


Панагия «Знамение», украшенная золотом, серебром, резьбой, изумрудами, рубинами, жемчугом и другими драгоценными камнями. Напрестольные и наперсные кресты. Вышитые золотым шелком пелены «Не рыдай мене Мати» и "Богоматерь Гребневская". Плащаница 1558 года работы мастерской Великой княгини Анастасии Романовны.

С интересом рассматриваем предметы церковного и бытового обихода. Снаряжение русского воина середины XVI века: наконечники пик, бердыши, шлем, кольчуга. Крестьянское оружие: наконечник рогатины, мотыга, кистень, топор. Серебряный с золочением резной писчий прибор, медного литья чернильницы. Походная церковь конца 16 века. Бархатное оплечье священнической фелони. Антиминсы храма апостола Иоанна Богослова и Воскресенской церкви (был освящен при епископе Рязанском и Муромском Ионе). Резной золоченый образок «Рожество Богоматери» из мамонтова бивня. Небольшие иконы, образки, вырезанные как из дерева, так и из таких экзотических, на наш, современный взгляд, материалов, как бивень мамонта, моржовый клык. Например, образок Божьей Матери «Знамение» с символами евангелистов выполнен рельефной резьбой из моржового клыка. Долго разглядывала маленький резной деревянный образок двунадесятых праздников - удивительно тонкая работа резчика-иконописца.

В отдельной витрине огромное, на вид очень тяжелое, серебряное с позолотой и резьбой кадило. Мощное впечатление! Богатырями, видимо, в старые добрые времена были не только миряне, но и священники… Потир, церковное блюдо с вырезанными на нем словами молитвы «Чрево Твое Святая трапеза», стакан царевича Феодора - все предметы серебряные с золочением, резными украшениями.


Преставился митрополит Макарий 31 декабря 1563 года. В Сборнике «О российских святых чудотворцев» в разделе царствующего града Москвы читаем: «чудный Макарий митрополит представися в лето 7072 (1563) декабря в 31 день». Сказание, написанное вскоре после смерти святителя Макария, повествует о его скоротечной болезни после службы и крестного хода в Елохово на память великомученика Никиты 31 декабря и погребение 1 января 1564 года. В лике святых митрополит Макарий был прославлен на Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.

Святой Макарий умер в добром согласии с государем, не был он ни мучеником, ни исповедником. Его имя, к сожалению, не так на слуху, как, к примеру, имя патриарха Никона, печально известного своими реформами, приведшими к страшному расколу Церкви и общества (кстати, все то созидательное, что было заложено митрополитом в церковное здание, дало огромный запас прочности и определяло судьбу Церкви вплоть до никоновской реформы). О митрополите Макарии не снято фильмов, не написано исторических романов. Но, вне всякого сомнения - это великая историческая личность, человек-эпоха и имя его стоит очень высоко.

Полистали увесистую книгу отзывов и обнаружили в ней множество записей восточными иероглифами (китайскими? японскими?).Тронула сердце, не оставила равнодушными гостей столицы наша история; величие, мощь, духовное богатство России. И мы благодарны организаторам выставки, в какой-то степени, в плане массового просвещения, безусловно, являющимися последователями святого Макария.

12 января празднуется день памяти святителя Макария митрополита Московского (1482-1563 гг.), который был возведен на московскую кафедру при правлении малолетнего Иоанна Грозного. При возрастании Иоанна владыка оказывал на него большое влияние. Можно сказать, что юный Царь был в немалой мере духовно воспитан именно им. А со временем стал влиять и на политику. Вошел в так называемую «Избранную раду» — неофициальное консультативное правительство. В 1547 г. митрополит Макарий свершил церковное венчанные Иоанна Ивана IV на царство. Так впервые на Руси появился Царь.

Как при жизни, так и по кончине по молитвам к митрополиту Макарию свершались чудеса.

Деяния святителя Макария при жизни

Напомним, что митрополит Макарий прославился не только своими трудами по организации на Руси книгопечатания и что именно он открыл первую в Москве для печати церковных книг типографию. Макарий лично способствовал работе по составлению нового Владычного летописного свода (церковно-государственной летописи наиболее значимых событий). Им же была проведена работа по собиранию и редактированию всех книг житий святых в единое издание («Макарьевских миней в 12 томах»). В 1541 г. все тома свода святитель передал для библиотеки Киевского Софийского собора.

В 1547 и 1549 гг. Царь Иоанн Грозный и святитель Макарий провели в Москве два Собора, где произошла канонизация многих русских святых. была проведена большая работа по канонизации русских святых. Составление житий новопрославленных святых происходило под непосредственным руководством Макария.

В 1551 году при участии святителя прошел знаменитый в истории русской Православной Церкви Стоглавый Поместный собор — Стоглав (поскольку на нем рассматривалось сто важнейших вопросов «глав»).

В декабре 1563 г. митрополит Макарий известил Царя Иоанна Грозного, что по старости и своим болезням желает оставить митрополию и проживать в Пафнутиевом монастыре. Царь лично явился к любимому им митрополиту и умолял остаться на митрополичьей кафедре. Уступая просьбам самого Царя-Государя владыка Макарий дал на это согласие. Произошло это 21 декабря 1563 г. однако уже через десять дней, святитель скончался. Погребли его в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизировали в чине святителей в 1988 г. на Поместном соборе Русской православной церкви.

Помощь владыки Макария современникам

Марина Андреевна Журинская, редактор православного журнала «Альфа и Омега» рассказывает случай:

Однажды наш старый издательский компьютер перегорел. Починить его было можно, хотя и трудно, но вот содержание жесткого диска при этом безнадежно погибло. А там были материалы для очередного номера журнала «Альфа и Омега», которые еще не успели скопировать. Но что самое важное, там были очень объемные иллюстрации, которые были с таким трудом сделаны, так что на обычную дискету они не помещались, а на дополнительные жесткие диски или на дискеты большого объема (такие есть, но требуют еще специального устройства) в редакции не было денег. Поэтому специалист увез компьютер в починку, а сотрудники редакции пребывали в печали.

Тем временем в иконописной школе Московской Духовной Академии была написана икона святителя Макария, Митрополита Московского, на которой в одном из житийных клейм было изображено, как Святитель благословляет первопечатника диакона Иоанна Федорова на его благое дело. Тем самым впервые в православной иконописи в России на иконе появилось изображение печатного станка. Икона была помещена в храме подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве.

И вот, вся редакция решила почтить память Святителя, положившего начало книгопечатанию на Руси, покровительствующего православному книжному делу и просвещению. В день памяти Святителя, 12 января 1998 года, на Троицкое подворье собрались не только сотрудники редакции, но и постоянные авторы журнала, добровольные помощники и просто читатели, в числе которых было и несколько иереев, принявших участие в Богослужении.

Нужно отметить, что за несколько дней до службы одной из сотрудниц редакции позвонила ее православная знакомая, которая была также приглашена на службу. Услышав, что святитель Макарий является покровителем книжного дела в России, она поинтересовалась, помогает ли Святитель при компьютерном наборе? И как в воду глядела! По окончании службы все разъехались по домам. А через некоторое время сотрудник, ремонтировавший компьютер, начал обзванивать по телефону всех своих коллег с невероятной новостью. Решив в последний раз запустить стертый жесткий диск из перегоревшего компьютера, он обнаружил, что диск вдруг заработал, с которого он быстро скопировал всю информацию. После этого диск отказал окончательно, и осмотр показал, что он нуждается в очень серьезном ремонте.

Макарий (митрополит всероссийский)

М акарий - митрополит всероссийский (1482 - 1563), выдающийся представитель русской иерархии. Впервые оценил по достоинству эту крупную фигуру академик . По своему настроению и взглядам Макарий может быть причислен к партии иосифлян; но он не был партийным человеком. Обходительный и ласковый, Макарий не запятнал себя раболепством пред высшею властью и холодною жестокостью к людям, не разделявшим его взглядов на монастырское вотчиновладение. Не обладая кротостью святого и гением преобразователя, он сумел взять удачный средний тон миротворца бурной эпохи и устроителя жизни церкви, на основах и в пределах, которые допускала тогдашняя русская действительность. Как и , Макарий был сторонником монастырского общежития и ввел его в своем Лужецком монастыре. Это, а также "мудрость в божественном писании" открыли ему дорогу на Новгородскую архиепископию (1526). Здесь Макарий ввел общежитие в монастырях, прекратил купножитие монахов и монахинь в одних и тех же монастырях, стремился к утверждению христианства между инородцами Водской пятины, украшал храм святой Софии и начал работу по собиранию всех чтимых церковью книг, обретавшихся в русской земле. В 1542 г. Макарий оказался митрополитом московским. То обстоятельство, что он занял кафедру после низвержения двух предшественников своих ( и Иоасафа), в момент острой боярской борьбы, оказал мало влияния на воспитание и продержался без особых столкновений до 1563 г., в глазах многих кладет на образ Макария черные тени. Другие, наоборот, именно Макарию приписывают переворот 1546 г. в настроении Иоанна и начало блестящего периода его правления. Мысль о венчании на царство не могла принадлежать 16-летнему Иоанну; она шла от митрополита. В 1547 - 1549 и 1551 годах состоялись церковные соборы, оставившие глубокий след в истории. Первые два решают вопрос о канонизации святых. Дотоле русская церковь чтила 22 святых; теперь было провозглашено общецерковными святыми еще 30 и местными 9. Это ставило на очередь вопрос о возглавлении изукрашенной святыми церкви патриархом. Собор 1551 г. Стоглавый (названный так по разделенным на сто глав его определениям), ставил своей задачей обновление русской церкви. Деяния собора выдвигают на первый план молодого царя и оставляют в тени митрополита. Но это только казовая сторона дела. В вопросах собору, предложенных от имени царя, многие указывают такие особенности обычаев псковско-новгородской области, которые явно выдают авторство бывшего новгородского епископа. Постановления собора затрагивают церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление и суд, жизнь духовенства высшего и низшего, монашества, христианскую жизнь мирян. Макарий не имел преемников, которые могли бы продолжать его дело; поэтому постановления собора 1551 г. не вошли в жизнь в той мере, как того заслуживали. - По жгучему вопросу о владении церковными вотчинами Макарий держал себя умеренно. Военные предприятия ставили остро вопрос о наделении поместьями боярских детей. В 1551 и 1557 г. были предприняты важные ограничения накопления земель в руках церкви. Макарий молчал, но он заявил протест, когда царь захотел приобрести недвижимые имения митрополичьей кафедры. - При Макарии основана первая типография в Москве. В год смерти митрополита в ней напечатана первая книга - Апостол. - На втором году его правления с было снято запрещение. - Наконец, с именем Макария связано издание Четьих-Миней и "Степенной книги". Над изданием Миней Макарий работал 12 лет уже в Новгороде и в 1541 г. список его подарил Софийскому собору. В 1552 г. был закончен перепискою более полный список, внесенный Макарием в Успенский собор (теперь в Синодальной библиотеке). Он состоит из 12 книг. На 1300 житий русских произведений приходится только 39, похвальных слов - 25; из последних, некоторые можно также назвать житиями. - "Степенная книга" дает биографии представителей светской и духовной власти и старается утвердить в понятиях общества то высокое представление о царской власти, которое сложилось в XVI в. Во всех важнейших биографиях постоянно говорится о "чудесно-рожденных" князьях, о "чудесном зачатии", о благочестии русских самодержцев. Вообще "Степенная книга" является сборником статей агиобиографического содержания и в этом отношении очень напоминает Четьи-Минеи. Когда Макарий умер, царь писал: "о Боже! коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий". - См. Е.Е. Голубинский "История русской церкви" (том II, часть 1, Москва, 1900); его же "Канонизация святых" (2-е издание); "Опыт русской историографии" (том II, Киев, 1908).

Другие интересные биографии:

(1428-1563) - Пострижение и монашеское воспитание получил в Пафнутиевом Боровском монастыре, где всецело проникся учением Пафнутия, отличительной чертой которого, по словам современного биографа, было чувство меры. Из архимандритов Можайского Лужецкого м-ря Макарий в 1526 г. поставлен был архиепископом Новгородским, а в 1542 г. возведен боярской партией (Шуйскими) на престол митрополита московского и всея Руси, хотя он и был убежденным приверженцем иосифлян, считавших самодержавие царя необходимым оплотом православия. Шуйские рассчитывали, по-видимому, на мягкость характера Макария, которая помешала ему сыграть видную политическую роль в царствование Иоанна IV. Макарий не принимал непосредственного участия в низвержении Шуйских; как в эпоху влияния Сильвестра и Адашева, так и по падении их он сохранял положение высшего официального царского советника, но советы его никогда не превращались в требования. Иоанн Грозный всегда с любовью и уважением отзывался о своем отце-митрополите. Уважением проникнуты и все отзывы современников Макария, к какому бы лагерю они ни принадлежали; даже кн. Курбский, ненавидевший иосифлян, не решается резко выражаться о Макарии. Недружелюбно относятся к Макарию новейшие историки (Карамзин и мн. др.), считающие его главным виновником всех постановлений Стоглавого собора.

Не имея значения как политический деятель, Макарий занимает видное место в истории русской церкви и литературы. В бытность свою новгородским архиепископом Макарий, как последователь Иосифа Волоцкого, вводил в монастырях своей епархии общежитие и заботился о водворении и распространении христианства между северно-русскими инородцами. Идеей централизации как в государстве, так и в церкви проникнута канонизация святых, предпринятая Макарием как митрополитом московским. Местное почитание или непочитание святых поддерживало обособленность областей, а иногда носило и прямо политический характер. Так, в Новгороде до последних годов независимости его не было чествования преп. Сергия, который считался покровителем Московского государства и потому особенно почитался в Москве. Канонизация святых, произведенная Макарием, имела целью заменить областные священные предания преданиями общерусскими и подчинить первые центральному контролю. Как по количеству канонизованных святых (см.), так и по форме канонизации деятельность соборов 1547 и 1549 гг. представляет собой явление небывалое в русской истории. После этих соборов при митрополите Макарии канонизовано было еще 6 святых. Видными эпизодами в истории русской церкви при Макарии являются и соборы, созванные по поводу ересей Башкина (см.) и Косого (см.).

Наконец, стремление Макария ко всестороннему улучшению положения церкви и народной нравственности, к устранению нестроений, коренившихся в особенностях быта отдельных областей, выразилось в созвании Стоглавого собора 1551 г., постановления которого известны под именем Стоглава (см.). Макарий был не только по сану своему первоприсутствующим на соборе, но и по образованию и начитанности стоял выше всех других членов его. Как редакция всего Стоглава, так и большая часть ответов на царские вопросы (да и самых вопросов) бесспорно принадлежит Макарию. На это указывает сличение многих мест Стоглава с сочинениями Макария, явившимися раньше собора. Так, 3 и 33-я главы Стоглава часто представляют выдержки из послания Макария в Свияжск ("Акты Истор.", I, 287), 52-я глава - из послания к царю в Казань (ibid. 290); постановления собора о церковных имуществах исходят из тех же данных, на которых основан "Ответ" Макария Иоанну, писанный раньше соборного постановления. Крупнейшую заслугу Стоглава и преимущественно Макария составляет открытие в Москве первой типографии для печатания священных книг по исправленным образцам. Лишившись со смертью Макария своего защитника, типография была разрушена фанатической чернью, а типографщики должны были бежать за границу. Через 10 лет после смерти Макария была нарушена и неприкосновенность церковных имуществ, которую он столь энергично защищал. Ближайшее потомство не воздало Макарию по его заслугам: московский собор 1667 г., предав анафеме Стоглав, обвинил его в "простоте и невежестве".

Объединительным характером отличается и литературная деятельность Макария. Еще в бытность свою архиеп. новгородским Макарий поставил себе задачей собрать все "чтомые книги, яже в Русской земле обретаются". В результате получился громадный сборник "великих Миней Четий"; о содержании, отношении к предшествовавшим аналогичным попыткам и дальнейшей судьбе этого сборника см. Минеи. Для собирания старых и составления новых житий русских святых Макарий собрал вокруг себя многих деятелей, в числе которых были известный дьяк Дм. Герас. Толмачев и боярский сын Вас. Мих. Тучков. Сам Макарий был между ними не только руководителем и редактором, но и ревностным сотрудником. Макарий окончательно утвердил в нашей агиографической письменности то направление, которое возникло еще в XVI в., когда на первый план слагатели житий стали выдвигать нравственное назидание читателя; бесхитростное изложение заменяется витиеватым "плетением словес", народный язык вытесняется церковно-славянским, вместо прежней краткой молитвы присоединяются похвальные слова в честь святого и описания чудес, совершавшихся по его кончине в разные времена. Такой характер носят как переделки старых редакций, так и вновь составленные при Макарии жития; число последних достигает 60. В последние годы своей жизни Макарий, главным образом, занимался Степенной книгой (см.), и здесь играя роль руководителя и, по всей вероятности, редактора. И в этой первой попытке обработки русской истории он выдвинул на первый план всероссийское значение Москвы. Наконец, Макарию приписывают еще составление "сводной кормчей книги" и "великой книги правила келейного и путного". Из литературных произведений, написанных самим Макарием, сохранились одно поучение, три речи, четыре послания и одна грамота. Поучение и речи Макария отличаются поразительной для того времени простотой и безыскусственностью изложения, чем и подтверждается свидетельство летописца, удивлявшегося способности Макария говорить всем удобопонятно. Послания написаны с обычной в тогдашней письменности искусственностью, витиеватостью, многоречием.

Ср. Н. Лебедев, "Макарий, митрополит всероссийский" (М., 1877) и ст. Заусцинского в "Журнале М. Н. Пр.", 1881 г., №№ 10 и 11.