Дворовые игры советского детства. Дети перестройки: наши дворовые игры

У меня подрастает сын, и я с грустью вижу, что нынешние дети совершенно не похожи на нас. Мы читали книги, ходили скопом в кино, а потом разыгрывали батальные сцены, мы больше общались, дружили. А ещё мы бегали во дворах и играли, и можно много приводить причин, почему современные ребята так мало гуляют со своими сверстниками, это и криминогенная обстановка, и учёба, которой детей заваливают сверх меры, и компьютеры, но … мне их жаль, они лишены удивительных приключений и воспоминаний которые остаются на всю жизнь.

1. Хали-хало

Правила игры
Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.
Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.
Виды шагов в игре хали-хало:
Гигантские - самые большие шаги, на всю ширину.
Нормальные - обычный детский шаг.
Лилипутские - очень маленькие шажочки.
Лягушачьи - в прыжках на корточках.
Зонтики - ребенок кружиться в сторону водящего.
Кирпичи - шаг пятку к носку.
Верблюжьи - шаг и плевок (главное в водящего не попасть).
Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.

2.Прятки

Правила игры
Один человек водит, остальные прячутся. По заранее обговоренным условиям вода считает до определенного числа повернувшись к стене, все за это время прячутся не выходя за границы обговоренной территории.
Ну и коронная фраза воды: раз два три четыре пять я иду искать.

3.Жмурки

Правила игры
Играют в Жмурки несколько человек. С помощью считалки или по жребию выбирается водящий. Игроки завязывают воде плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и "рассыпаются" в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал - пойманный игрок становится водящим.

4.Казаки-разбойники

Правила игры
Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).
Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).
По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками».
По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.).
Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать.
Пойманных «разбойников» уводят в «темницу».
«Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих.
«Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего.
Цель игры: переловить всех «разбойников».

5. Лапта

Правила игры
Я знаю два варианта игры. Один упрощённый (детский), другой взрослый. В детстве, на даче, мы конечно играли в простой:
На ровной лужайке на расстоянии 15-20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая - коном, или домом.
Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.
Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.
Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.

6. Вышибалы

Правила игры.
Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды.
Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда.
Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами.

7. Квадрат

Правила игры
Для этой игры нужна компания из четырех человек и мяч. Для начала нужно создать игровое поле. На земле чертится квадрат произвольного размера, разделенный на четыре меньших квадрата, по одному на каждого участника. В центре поля рисуется круг, предназначенный для подачи. Игра начинается с подачи мяча игроком, которого выбирают с помощью жребия (считалки). Мяч бросается одной или двумя руками в центральный круг, так, чтобы он отскочил к игроку, находящемуся по диагонали. Игрок, находящийся по диагонали, должен отбить мяч после одного касания о землю в его четверти. Отбивать мяч нужно ногами, коленом, головой, руками трогать нельзя.

8. Фанты

Правила игры
Старая добрая детская игра. Вариантов её множество. Расскажу про ту в которую играли мы. Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет должен выполнить задание написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание. Это обстоятельство несколько ограничивает садистские замашки.

9. Я знаю пять имён

Правила игры
Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем.
Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю, приговаривая:
- Я знаю пять имен девочек. Аня -раз, Катя - два, Поля - три, Маша - четыре, Настя - пять.
Игрок должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово.
Если игрок справился с задачей он переходит к следующей теме, заранее определенной, например:
- Я знаю пять имен мальчиков (названий городов, животных, насекомых, птиц, стран, городов и т.д)
Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику.
Тот начинает сначала:
- Я знаю пять имен девочек
Для усложнения игры можно ввести условия, что имена не должны повторяться. Когда мяч, сделав круг, вернется к первому игроку, он начинает с той темы, на которой он остановился.
Игра длится до тех пор, пока всем не надоест.
Победителем считается тот, кто успел охватить максимальное количество тем

10. Салки

Правила игры
По жребию или по считалке выбирают одного водящего. Затем устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит, тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - осален!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.
Колдунчики
(эта игра - разновидность салок)
Участники убегают от водящего. Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

11. Испорченный телефон

Правила игры
Старая проверенная временем детская игра в испорченный телефон.
Играть в неё можно одной или двумя командами.
Выбирается водящий, который на ухо шёпотом говорит одному из игроков слово или фразу, а тот старается точно также передает другому игроку и так по цепочке.
Последний игрок говорит в слух то, что у него получилось и сравнивают с оригиналом.
Зачастую получается очень неожиданный и смешной результат!
Если играет две команды, то ведущий передает слово двоим игрокам из обоих команд. Побеждает та команда, чей результат будет наиболее похож на оригинальный.

12. Кис-Брысь-Мяу

Правила игры
Для игры нужно примерно одинаковое соотношение игроков разного пола. Игроки садятся на скамейку. Двое участников, ведущий и один из игроков, становятся перед скамейкой спиной друг к другу (ведущий лицом к игрокам, игрок - спиной).
Ведущий показывает глазами (или незаметно пальцем) на кого-нибудь из игроков и спрашивает "кис?".
Если игрок говорит "брысь", то тот продолжает выбирать.
Если игрок говорит "мяу", то у этого игрока спрашивают "какой цвет?".
Игрок называл цвет и выполнял задание, которое соответствовало выбранному цвету.
Значения цветов были такими:
Белый - означал "пять минут наедине". Т.е. мальчик и девочка уходили и уединялись на 10 минут так, чтобы никто из компании их не видел.
Зеленый - три вопроса на "да". Вопросы задавались любые, а вот ответить игрок мог только "да". Причем вопросы задавались каверзные, типа "Ты его любишь"? Отвечающий краснел и запинался, а ничего другого сказать не имел права. Вся компания веселилась от подобных диалогов:)
Красный - означал поцелуй в губки. Использовался цвет очень редко.
Розовый - поцелуй в щечку. С ним проще, его использовали часто.
Желтый - три вопроса наедине (спрашивать можно было все что угодно и не ответить игрок не имел права). Конечно, все задавали вопросы "с подковырками" и частенько ну очень личные, но ответы как правило держались втайне.
Оранжевый - пройтись под ручку определённый маршрут.
Синий - поцелуй ручки.
Фиолетовый - три мелкие пакости (скажем, дернуть за косичку, наступить на ногу, отобрать заколку). Тоже пред всей честной компанией.

13. Море волнуется раз..

Правила игры
Есть несколько вариантов игры.
1) Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой.
2) После произнесения считалочки игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
3) Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

Правила игры
На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 20 метров.
Все игроки становятся с одной стороны водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:
"Тише едешь-дальше будешь. Стоп."
Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру.
В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры.
Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.

15. Резиночки

Правила игры
Главный атрибут этой игры- бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки

16. Съедобное-несъедобное

Правила игры.
Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть

17. Ножички

Правила игры.
Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку

Правила игры.
Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

20. Дочки матери.

Правила игры.
Игра считалась девчачьей, но в определенных случаях в нее допускались и мальчишки, которые могли еще до вступления в половозрелый возраст понять, что такое брак и чем он грозит. У игры было одно правило – играть, используя максимум фантазии и жизненного опыта, подсмотренного у родителей или в мыльных операх.
На протяжении игры роли могли меняться («а давай теперь ты – мама, а я как-будто твоя дочка?»), в игру периодически вступали случайно найденные дети, внезапно объявившиеся мачехи, нагулянные необъяснимым образом любовники. И ожившие куклы, пупсики, плюшевое зверье. Разыгрывались сценки «а давай как будто мы в магазине», свадьбы, ссоры, интриги, драки, смерть! Все, как в жизни.

Недавно подумал, а ведь мне жаль наших детей. Вот смотрю на своих - секции, кружки, школы, репетиторы... Образование на первом месте. Но ведь пустое у них детство, не интересное же! Да, летом вроде бы по лагерям все, по морям, по деревням, чем-то занимаются. Но чего-то у них нет, что было у нас. Долго не пришлось думать. Ответ пришёл сразу. У наших детей нет двора. Того Двора, что был у нас. Не двора, как места (хотя и то уже в парковку превратилось давно), а как способа социализации, приобретения коммуникативного опыта, да нафиг эти умные слова - ОБЩЕНИЯ, наконец! Господи, спасибо тебе, что у меня не было "Одноклассников", благодаря этому я знаю в реале, а не в виртуале кучу людей, которые могут реально помочь и при необходимости помогу им и я. И большое количество этих связей зародилось именно во Дворе. Моём любимом Дворе.
Я уже писал, чем мы занимались в детстве - рассказ был про то, . Но всё же не эти занятия составляли большую часть нашего дворового времени.
Дворовые игры - это то, чего мы лишили своих детей, заперев их в квартирах и привязав к себе ради безопасности и изоляции от тлетворного влияния нерадивых сверстников.


То, о чём пойдёт речь в этом посте относится далеко не только к детям перестройки - в эти дворовые игры играли целые поколения, начиная с 50-60 годов, а то и ранее. По прошествии 25 лет мне не составило большого труда вспомнить все наши игры - некоторые из них я помню так, будто играл в них совсем недавно. Давайте расскажем своим детям о том хорошем, что было у нас.

Дворовые игры: практически единые правила и названия по всей стране. Как, скажите, как это так происходило, что в тот же Квадрат играли и в Магадане, и в Калининграде? Что за тайные коммуникации? Итак, поехали.

Квадрат.

Для игры нужен был крупный мяч и кусок кирпича, чтобы нарисовать на асфальте квадрат, разделенный на 4 части, с кругом для подачи посередине.

1. Игра начинается с подачи мяча в круг поля в направление соперника. Подавать можно только по диагонали.
2. Касаний не ограничено.
3. Игрок может отбить мяч "до" и "после" (максимум 1) касания мячом его квадрата.
4. Если игрок отбивает мяч на свой квадрат, ему засчитывается 1 гол.
5. Если мяч упал на линию (между 2-мя игроками) или на круг, переподает тот игрок, который коснулся мяча последним.
6. Если игрок подал мяч на линию соперника (со стороны аута), то переподает мяч игрок, который коснулся мяча последним.
7. Если мяч улетел в аут (за пределы общего квадрата), игроку подавшему этот мяч насчитывается 1 очко.
8. Если на квадрат игрока упал мяч и ударился об поле 2 раза, игроку насчитывается 1 гол.
9. Как правило, игра продолжается до 11 голов. Забивать голы можно любой частью тела, кроме рук.
10. Если один из игроков пропустил 11 голов, он выбывает из игры. Когда на игровой площадке остается 2 игрока, они занимают каждый по два квадрата, и играют до тех пор пока один из них пропустит 7 голов.
При игре два на два — игроки, находящиеся по диагонали друг к другу — считаются союзниками и имеют общий счет.


Мочили мяч до посинения или пока мама домой не позовёт.

Козёл.

Смысл игры заключался в пинания ногами мяча об стену, причём с той позиции, где он остановился после удара предыдущего игрока. Если мяч по стене не попадал, то на этого игрока навешивалась очередная буква из слова "КОЗЁЛ". Игра продолжалась до тех пор, пока кто-то первым не набирал все буквы и объявлялся "козлом". Высшим пилотажем считалось умение так закрутить мяч, чтобы он отскакивая от стены улетал под тупым углом в самое труднодоступное место, например, в подвал. Это называлось "подлянками" :)

Двадцать одно

Каждый участник должен был набить мяч ровно 21 раз сначала на ноге, потом на коленке, потом на руке и потом на голове. Если получалось набивать меньше, то ход переходил к следующему игроку, если случайно больше - всё накопленные ранее очки сгорали. Выигрывал тот, кто первым пройдёт все этапы и наберет 21 очко в каждом виде набивания.

Вышибалы

В эту игру в основном играли, когда во дворе было большое количество детей.
Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих. Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу — чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча. Команда окружена командой вышибал. С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих. Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка». Поймавший «свечку» имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых. Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.


Штандер-стоп

Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место. Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» или «Стоп!». В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.
Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.

Червички-стоп (Хали-хало)

Ведущий берёт мяч и загадывает слово. Остальные игроки должны его отгадать по подсказкам - суть (значение) этого слова и первая и последняя буквы.
Когда игрок называет правильное слово, ведущий кидает ему мяч и бежит. Выигравший берёт мяч, кричит ведущему «Червички стоп!» и называет, сколько от него до ведущего шагов - простых, гигантских, лилипутских или муравьиных. Делает названное количество шагов в сторону водящего. А затем старается попасть в кольцо из рук водящего. Если попадает - сам становится водящим. В некоторых регионах игра могла быть известна под именем "Хали-Хало".

Лягушки

В "Лягушки" в основном играли девочки. Мяч кидался в стену, в момент его удара о землю необходимо было перепрыгнуть мяч, не зацепив его.

Собачки

Игра, в которой игроки становятся в круг и перекидывают мяч друг другу, стараясь не давать мяч в руки "собачке" - человеку, находящемуся в центре круга. Если он поймал мяч - меняется местами с упустившим мяч игроком. Разновидность "Горячей картошки".

Горячая картошка

Все игроки становятся в круг и быстро перебрасывают друг другу мяч (как будто это горячая картошка, а не мячик). Один игрок кидает, другой должен поймать мяч. Тот, кто не поймал, считается «наказанным» и садится на четвереньки в центр круга — «котел». Игроки могут выручать «сидящих» в котле и возвращать их в игру. Для этого нужно кинуть мяч в центр и попасть в «наказанных» игроков. Все, кого коснулся мячик, возвращаются в игру. «Наказанные» игроки могут сами себя «спасти». Для этого им нужно не вставая с четверенек поймать летящий над ними мяч. При этом нельзя вставать в полный рост, можно только поднимать руки или попытаться подпрыгнуть на четвереньках. Если кому-то из них это удалось, все игроки из центра встают в круг. а игрок, кидавший мяч, садится в центр.

Пионербол

Упрощённая версия волейбола, где мяч игроки не отбивают, а ловят двумя руками и кидают его дальше тоже двумя руками. Популярная пляжная и лагерная игра.

Войнушка

Помните, "тай-тай налетай, кто в войнушку играй!"? :) Эта кричалка-зазывалка в мгновение собирала могучие армии "нашинских" и "ненашинских", вооружённых короткими палками-пистолетами и досками от ящиков - автоматами. У кого был настоящий игрушечный пистолет, тот объявлял себя командиром и начиналось. Из-за каждого угла доносилось "та-та-та! Ты убит" - "Нет, ты меня только в руку ранил!!" - "А я как будто из последних сил...". - "Четыре-четыре, я на перерыве" - "Пять-пять - я в игре опять" и так далее. Баталии продолжались, пока всех не загонят домой. А перед тем, как зайти в квартиру, прятали своё "оружие" за подъездную дверь или под лестницу. Иногда даже девочки принимали участие - в качестве медсестёр и перевязывали раненых бойцов своими белыми платками.


Зарница

В пионерских лагерях "войнушка" приобретала масштаб мощной военно-патриотической игры, о которой даже снимали фильмы ("До первой крови"). Вот это был настоящий драйв, ради которого стоило ездить в лагеря.

Сифа

Школьная игра, в которую играли исключительно мальчики. Всё дело в снаряде, которым играли - грязная, вонючая тряпка (либо половая, либо со школьной доски). Чем противнее "снаряд", тем активнее шла игра. Смысл игры в том, что начинающий берёт в руки мокрую тряпку и бросает её в стоящего рядом соседа с криком "Сифа!" (от слова сифилитик). Остальные тут же разбегаются от новоиспечённого "сифы" врассыпную. Задача "сифы" - реабилитироваться в обществе, попав тряпкой в другого человека, даже если он не хочет принимать участие в игре. И так далее, пока кто-то не смирится с новым статусом сифы на весь оставшийся день. Особенность игры в том, что она всегда начиналась внезапно, по инициативе лишь одного человека, без предварительной договорённости, и зачастую большинство играли в неё не по своему желанию, а ради спасения от грязных пятен на одежде.


Какие только чудеса уворачиваемости не проявляли мы, чтобы не стать "сифаком"...
А сейчас вон даже продают эту игру... Крутая идея:)

Городки, клёк.

Смысл игры заключается в сбивании битой (палкой) разных строений из дощечек и палочек. В эту игру лично я практически не играл, и она не была популярна в нашем дворе.


Секретики

Девачковая игра, смысл которой заключался в закапывании в разных укромных уголках двора цветных бутылочных стёклышек, с конфетной фольгой в виде подложки. Смысл игры для мальчиков заключался в нахождении и уничтожении этих закладок.

Двенадцать палочек

Очень популярная на всём советском просторе игра. Основная ее суть в том, что все игроки должны успеть спрятаться в то время, пока ведущий собирает в одну кучу 12 палочек, разбросанных перед этим. Таким же способом - раскидывая палочки - можно и "выручать" не только себя, но и уже "застуканных" игроков.



Прятки

Самый их простой вариант. Один мается, остальные прячутся. А потом начинается "Стук-стук, Дима. Стук-стук, Маша...".

Море волнуется раз...

Детсадовская игра, где после слов ведущего "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - морская фигура на месте замри!", участники замирают в позах, которые изображают различные слова. Ведущий должен угадать, что они изображают.

Дочки-матери

Игра-подготовка девочек к семейной жизни:) Кстати, мальчики тоже в неё охотно играли, изображая детей и пап.


Снежки

Перебрасывание снежными комьями зимой. Либо стенка на стенку, либо строили снежные крепости и оттуда кидались.



Брызгалки

Вариант "войнушки", только в качестве оружия использовались пластиковые бутылки из-под моющих средств (например, "Белизны"), наполненных водой и с дыркой в крышке.

Ножички

Очень популярная игра мальчишек, заключающаяся в метании ножа в землю. Разновидностей игры было много - "земельки", "танчики" и так далее. Цель игры "земельки" - "отвоевать" у противника как можно больше земли. Игроки по очереди кидали ножики в землю, стоя на своем участке, и "отрезали" земли у своих противников.

Самые распространённые советские складные ножи, которыми и играли:

Догонялки

Без комментариев:)

Царь горы

Смысл игры заключается в захвате и удержании какой-нибудь не очень высокой горки - либо песчаной на пляже, либо снежной во дворе. Претенденты на царя должны постараться скинуть засидевшегося правителя с горы всеми способами. Однажды мы играли в царя горы на высоких трубах, я упал на живот и чуть не задохнулся...


Классики

Очень популярная у девочек игра, где мелом на асфальте рисуют квадраты в определенной последовательности, Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «битку» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой. Все наши дворы были изрисованы этими квадратами. Наверное, они главный претендент на символ советского детства. Мел и асфальт - всё, что нам было нужно для игр.


Казаки-разбойники

Очень популярная игра, аналог пряток, в которые играли всем двором. Одна команда ("разбойники") пряталась, а другая ("казаки") её искала, используя подсказки "разбойников" в виде стрелок на земле, деревьях, стенах домов. Игра продолжалась весьма долго.

Колечко-колечко, выйди на крылечко

Игра детских садиков. Участники садятся в ряд и складывают перед собой ладони лодочкой. Ведущий зажимает в ладонях какой-нибудь мелкий предмет, обычно монетку или колечко. Затем обходит всех игроков по очереди, вкладывая каждому в "лодочку" свои сложенные "лодочкой" руки со словами: "Я ношу-ношу колечко, и кому-то подарю" и незаметно вкладывает этот предмет в ладони одного из игроков. Затем произносит: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" - и «отмеченный» игрок должен вскочить с лавочки и выбежать. При этом задача остальных игроков - удержать убегающего в своих рядах, поэтому "избранный" старается не показывать, что именно ему достался заветный предмет.

Съедобное-не съедобное

Ведущий бросает участникам игры мяч, одновременно называя различные предметы. Мяч нужно ловить в случае, если названный предмет съедобен и отбивать мяч в противном случае.


Камень-ножницы-бумага

Игроки считают вместе вслух «Камень… Ножницы… Бумага… Раз… Два… Три», одновременно качая кулаками. На счёт «Три» они одновременно показывают при помощи руки один из трёх знаков: камень, ножницы или бумагу. Знаки изображены на картинке. Победитель определяется по следующим правилам:
- Камень побеждает ножницы («камень затупляет или ломает ножницы»)
- Ножницы побеждают бумагу («ножницы разрезают бумагу»)
- Бумага побеждает камень («бумага накрывает камень»)
Если игроки показали одинаковый знак, то засчитывается ничья и игра переигрывается. Обычно играли на щелбаны и после игры лоб участников был красным.


Рыбак и рыбка

Участники встают в круг, ведущий стоит внутри его и раскручивает на уровне ног скакалку. Задача участников - перепрыгнуть скакалку.

Резиночки

Всем известная и любимейшая игра всех девчонок во дворах. Два игрока становятся "в резиночку". Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) - по очереди на всех уровнях. Обычно каждое упражнение выполнялось на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня - так игра была разнообразнее. Иногда прыгалось по-другому - все упражнения сразу выполнялись сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные упражнения отменялись

Уровни игры в резиночку:

Первые - когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих
- вторые - резиночка на уровне колен
- третьи - резинка на уровне бедер ("под попой")
- четвертые - резинка на уровне пояса
- пятые - резинка на уровне груди
- шестые - резинка на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.

Я никогда не понимал, как девочкам удавалось так высоко прыгать и задирать ноги. Да, о самой резинке - зачастую это была резинка из трусов, связанная с несколькими такими же. Купить новую было очень сложно из-за дефицита.

В современных дворах школьников всё меньше. Дома - айпад, комп, телек. А на улице что? Маньяки и комендантские часы. В 80-е всё было по-другому. Дома - тоска смертная, и мы пропадали целыми днями на улице! И нам ! Вспомним?

Эти игры утеряны, пожалуй, навсегда. Сейчас в Туле проводят чемпионаты дворовых игр, но участвуют в них в основном ностальгирующие взрослые, те, кому сейчас 30-40, а тогда (в то замечательное «тогда»!) было 7-12 лет. Детям же любовь к «резиночкам», «казакам-разбойникам» и «биточкам-классикам», увы, уже не привить.

«Резиночки»

Пожалуй, главный дворовый хит нашего детства. Играли в него преимущественно девочки с первого по четвёртый класс, некоторые слегка задерживались, «разминаясь» с младшими сёстрами и соседками в перерывах между школой и уже настоящими свиданиями.

Резинка (обычная, бельевая, которая у нас попросту называлась «для трусов») была в арсенале каждой школьницы. Для игры нужно было около трёх метров, концы связывали, а ещё лучше - сшивали (сами или просили маму).

Мне повезло: бабушка работала кассиром в криволученской «Галантерее», поэтому помимо простых белых резинок у меня водились и чёрные, и цветные.

Смысл игры: двое становились на расстоянии, зацепив за ноги резинку, остальные через эту резинку прыгали. Уровней (по высоте и сложности) было много: от щиколоток («первые») до самой шеи («седьмые»).

Особо прыгучие удивляли сидящих на лавочках бабушек-болельщиц «восьмыми»: в этом случае резинку держали руками на высоте ушей.

Девочка, которая не смогла пропрыгать нужную комбинацию, считалась «заронившей» или «стратившей» и становилась «столбом» с резинкой на ногах. Прыгать выходила следующая. Играть в «резиночки» можно было минимум втроём. Хотя... Если уж народу во дворе не было, а сыграть в «резиночки» буквально приспичило, играли и вдвоём, прицепляя край резинки за деревце или качели.

«Классики» или «биточки»

Давным-давно, дорогие мои детишечки, когда в тульских дворах были тротуары... А если серьёзно, в нашем детстве в старых дворах нашего города действительно были широкие ровные пешеходные дорожки. И все они непременно были исписаны мелом. И у каждого подъезда были начерчены прямоугольники, разделённые на пронумерованные клеточки. Это и были «классики».

Смысл игры заключался в том, что нужно было пройти (а точнее, проскакать на одной или двух ногах) все клетки по порядку. И не просто проскакать, а одновременно пинать ногой шайбу, которая называлась «биточкой».

В игре могло участвовать сколько угодно игроков. Можно было попрыгать и одному.

Главным артефактом «классиков», конечно, была битка. К слову, её можно было купить и в магазине, правда, они редко попадались. Магазинные экземпляры изготавливались из лёгкого металла и украшены были «барельефом» героев мультика «Ну, погоди!».

Если же покупной битки не было, её делали сами. В первую очередь, тырили у родителей обувной крем в плоских банках, безжалостно выбрасывая остатки и заполняя содержимое жестяной коробочки песком. Чтобы битка не открылась ненароком, её край стесывали об асфальт. Такие же прекрасные биточки получались из коробочек из-под монпансье.

Не знаю, как в других районах Тулы, а в Криволучье было ещё одно месторождение роскошнейших биток - предприятие по сбору металлолома «Втормет» (мы называли его «чермет»). Находился «чермет» через ж/д пути от улицы Приупской. Так что нам, 7-8-летним, ходить туда было ещё интереснее: так далеко от дома, без спросу, да ещё пролезть под стоящим составом... Настоящий квест! А на самом «чермете» мы искали (и находили!) шикарные шайбочки, предположительно свинцовые. Ровные, гладкие, тяжёленькие (не промажешь!) - такие были только у нас!

«12 палочек»

Эта игра немногим отличалась от простых «пряток». Тот же «вОда», игроки прячутся. В начале кона собирали 12 палочек, клали их на край досочки, а под неё - камешек так, чтобы можно было наступить на другой край щепки и конструкцию развалить. Палочки устанавливали возле стенки-«чуры», лицом к которой и становился водящий («Кто не спрятался, я не виноват!»). И когда в ходе игры вОда «застукивал» спрятавшегося игрока, его задачей было как можно быстрее добежать до чуры и с криком «чур-палочки» (или «чур-палочки-застукалочки!») конструкцию развалить.

В «12 палочек» мы играли всем двором, подбадривая водящего криками-мантрами: «Кто по городу не ходит, тот четыре кона водит!», «Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор!» (это означало, что водящий близко к «чуре» и бежать из укрытия рановато), «Пила-пила, лети как стрела!» (пора мчать к палочкам!).

«Краски»

Это была игра на скорость и ловкость. Играть в «Краски» собирались человек по десять. Все, кроме двоих, были «красками». Каждый выбирал себе цвет.

Оставшиеся двое становились по договорённости продавцом красок и покупателем, который почему-то был монахом. Наверное, в этом был свой какой-то сакральный смысл, но представлен монах был не в самом выгодном свете. Он подходил к продавцу и как бы стучал в дверь, затем - диалог:

Тук-тук!

Кто там?

Я монах в синих штанах. На голове дырка, в ж** бутылка. Я пришел ЗА КРАСКОЙ.

Почему монах так ужасно выглядел, почему в таком непотребном виде явился в магазин, мне никогда понятно не было.

Но в детстве мы совершенно этим вопросом не заморачивались. Просто играли, и всё.

Затем беспардонный монах выбирал цвет краски, и, пока продавец называл цену и производил с монахом расчёт, краска выходила на старт. С последним уплаченным рублём (удар ладошкой монаха по ладошке продавца) «краска» срывалась с места! Если монаху, несмотря на наличие сами знаете где бутылки, удавалось догнать «краску», он забирал её себе и возвращал деньги. Чаще всего краски были быстрее. Оно и понятно!

артефакты детства

После нас ни одному археологу эти вещи ничего не скажут. Но мы бы за них душу продали!

Вкладыши от жвачки «Love is...» (Любовь - это...). На каждом вкладыше - разные сюжеты и объяснения, что же такое ЛЮБОВЬ.

Поразительно красивая битка с рисунком под слоем оргстекла. Сейчас продаётся для коллекций.

Плитки. Раньше ими облицовывали фасады домов. Дети же использовали разномастные плиточки для игр и коллекций как некий эквивалент для расчётов при спорах и менах.

Вспомним считалочки

Шел крокодил, трубку курил, трубка упала и написала:
«Шишел-мышел, п*рнул, вышел».
(Пардон, но из песни слов не выкинешь).
Иногда трубка, падая из неловких лап крокодила, писала:
«Шишли-мышли, сопли вышли».

Ехала машина грузовая, задавила Николая. Николай кричит: «Ура!»
Позовите докторА.
Доктор едет на бутылке,
Прямо немцу по затылке.
Немец думал, что война, сделал пушку из г**. Зарядил туда котлету, раз-два-три, и пушки нету!

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.Oглядываем опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

"Резиночки"

Как играть.

Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

"Классики"

Как играть.

Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

"Бояре"

Как играть.

Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Как играть.

Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

"Колдунчики"

Как играть.

Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

"Море волнуется раз"

Как играть.

Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

"Казаки-разбойники"

Как играть.

Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

"12 палочек"

Как играть.

Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

"Вышибалы"

Как играть.

«Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

"Я знаю 5 имен"

Как играть.

Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

"Съедобное-несъедобное"

Как играть.

Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

"Ножички"

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

"Колечко-колечко"

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

"Вы поедете на бал?"

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?
Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

"Я садовником родился"

Как играть.

Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки. Конечно, компьютерные игры не могут заменить подвижные детские игры на свежем воздухе. Хотя их тоже можно разделить на полезные и не очень. Например, игра майнкрафт онлайн гораздо больше принесёт пользы ребёнку, чем какие-нибудь бессмысленные стрелялки.

"Кис-мяу"

Как играть.

Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

У советских детей не было смартфонов, ноутбуков, планшетов, интернета, игровых консолей и прочих современных благ. Родившимся после 2000-ых годов может показаться, что в советское детство — это скука скучная. Но это далеко не так. Да, у поколения СССР не было всего вышеперечисленного, но было нечто большее — настоящее «аналоговое» детство с кучей игр, которые объединяли детей со всего двора и делали их по-настоящему счастливыми!

Давайте вспомним самые распространенные и лучшие игры советских детей…

Резиночки

Аксессуаром данной игры для девочек является бельевая резинка. В игре участвуют 3 или 4 человека. Каждая из участниц совершает прыжки, через натянутую резинку на различной высоте. Первый уровень начинается с щиколоток и заканчивается на уровне шеи.

Классики

Игра «Классики» происходит на асфальте. Для этого необходимы небольшой камень и мелки. Мелком расчерчивают клеточки с цифрами в определённом порядке. Главное правило в этой игре - кинуть камень в клеточку, после чего на одной или двух ногах необходимо допрыгать до неё и таким же способом вернуться.

Вожатый, вожатый, подай пионера!

Тише едешь, дальше будешь - стоп!

На черте финиша водящий поворачивается спиной к участникам и проговаривает: «Тише едешь, дальше будешь - стоп!». Пока водящий говорит, участникам необходимо подбежать ближе к финишу. Как только водящий прекращает говорить, участники должны застыть на месте. В этой игре победа достанется тому, кто первым добежит до финиша и прикоснётся до водящего.

Море волнуется раз…

Ведущий отвернувшись от участников проговаривает считалку:

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три
Морская фигура замри!

Во время считалки участники начинают совершать движения, изображая руками всевозможные фигуры. В то время, когда водящий заканчивает говорить, игрокам нужно застыть в какой-либо позе. После чего ведущий дотронувшись до одного из участников, должен угадать изображаемую фигуру игрока.

Казаки-разбойники

Участники разбиваются на две команды: «казаки» и «разбойники». Действие игры может происходить в подъезде, во дворе, на улице. «Разбойники» загадывая кодовое слово убегают, рисуя при этом на асфальте стрелки своего движения. Цель «казаков» найти по этим стрелкам «разбойников» и узнать их секретное слово.

Вышибалы

В данной игре два участника должны встать с двух сторон площадки, оставшиеся участники должны находиться в центре. Главная цель «вышибал», перебрасывая мяч друг другу, попасть в одного из участников, находящихся в центре. Когда в команде с основными игроками останется один человек, он должен уклониться от мяча такое количество раз, сколько ему лет.

Я знаю 5 имен

Один участник игры берёт в руки мяч, говоря при этом: «Я знаю одно имя мальчика», после чего кидает мяч об землю, и проговаривает имя. Варианты могут быть разными: «Я знаю один город», «Я знаю одно имя девочки» и т. д. Использовав все варианты, игрок проговаривает те же самые речёвки, только на счёт два. Если, участник отбивая мяч своевременно не назвал имя и не ударил по мячу, то ход игры передаётся другому игроку. Победу одержит тот, который сможет добраться до десяти.

Съедобное-несъедобное

Все участвующие в игре садятся в ряд. Водящий подкидывает мяч любому игроку, произнося при этом какой-либо предмет. Участник должен словить мяч, если предмет окажется «съедобным», если нет, то должен отбить его. Цель ведущего запутать игрока. Чем быстрее он будет кидать мяч, тем увлекательнее будет игра.

Ножички

Участники чертят на земле круг. После чего, каждый один за другим бросает ножичек на территорию соперника, отвоёвывая при этом у него максимально больше земли. Ножик можно бросать в песок, землю, а также в деревянные скамьи. Если ножек при броске не встрял в землю, а упал, другой игрок кидает ножик.

Колечко-колечко

Участники этой игры садятся в ряд и соединяют свои ладони лодочкой. У водящего игры в кулаке должен находится мелкий предмет: пуговица, монета, колечко. Цель водящего обойдя каждого игрока, незаметно вложить ему «колечко», произнося при этом «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Тот участник у которого оказался предмет поднимается и старается убежать. Задача всех других игроков поймать убегающего.

Вы поедете на бал?

Водящий игры читает речёвку:

«Да и нет не говорите,
Черный и белый не берите,
Вы поедете на бал?».

Его цель сбить с толку участников. Задача участника отвечать на вопросы не применяя слова «чёрный», «белый», «да», «нет».

Я садовником родился

Все участники должны подобрать себе имя - название какого либо цветка и после этого сказать его остальным игрокам и водящему. Водящий проговаривает считалку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» и говорит «имя» одного из участников. Игрок чьё имя огласили должен отозваться. Если же участник не откликнулся садовник назначает ему задание (спеть, станцевать и т.д)

Слон

В эту игру играли дети и подростки в каждом дворе СССР. Её правила достаточно просты. Игроки условно разбиваются на две команды: «слонов» и «всадников». Участники первой команды встают друг за другом, согнувшись пополам и обхватив друг друга. Получается своеобразный плотный строй, который именовался «слоном». Участники второй команды выстраиваются в неподалеку от «слона». Каждый из «всадников» разбегается, опирается на последнего «слона» и пролетает дальше, стараясь «оседлать слона» ближе к голове, чтобы поместились все оставшиеся «всадники». Задача «слона» в том, чтобы не упасть под тяжестью «всадников». Задача «всадников» в том, чтобы не упасть со «слона».