День святого Патрика: история, традиции и обычаи. Празднование дня святого патрика и жизнь покровителя ирландии

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно в православных кругах. Попробуем разобраться, действительно ли речь идет о почитании «католического святого».

На заседании Священного Синода РПЦ 9 марта 2017 года в русский месяцеслов было включено 15 святых, подвизавшихся на Западе в период неразделенной Церкви – до разделения на православных и католиков. Среди этого списка числится имя великого апостола Ирландии святителя Патрика (Патрикия) († после 460 г.). О его жизни нам достоверно известно немногое. Источниками описания его жизни и подвигов служат его собственные сочинения («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Святого Патрика» и некоторые другие) и стихотворные гимны, написанные вскоре после его смерти.

Святой Патрик родился в Британии около 383 года в семье диакона Кальпурния. В возрасте 16 лет он был вместе со многими другими жителями похищен пиратами, которые увезли его в Ирландию, где и продали одному землевладельцу, который поручил Патрику охранять в горах свои стада.

Суровая жизнь и тесное соприкосновение с природой обратили его сердце к Богу. Дни и ночи он проводил в молитве, укрепляемый Святым Духом. Через шесть лет плена по Божественному повелению он совершил побег и, пройдя наугад больше 320 километров, сел на языческий корабль. После многочисленных злоключений ему удалось наконец вернуться на родину.

Вскоре по возвращении Бог вновь призвал будущего просветителя к апостольскому служению в тех землях, где он находился некоторое время в рабстве. Патрик откликнулся на этот призыв и решил подготовить себя к просвещению ирландских варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет он провел в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона. Через некоторое время святой принял посвящение в епископа из рук святого Германа, после чего и началась его апостольская миссия на ирландском острове.

Благодаря ревностному и самоотверженному служению делу евангельского благовестия ему удалось обратить ко Христу тысячи ирландцев, включая правителей и языческих жрецов-друидов. Последние пытались противодействовать ему при помощи колдовства, но сила Божия, действующая через святого Патрика, обратила их козни в ничто. Некоторые из них обратились ко Христу и даже сделались благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Посвятив свою жизнь миссионерству в Ирландии, святой Патрик рукополагал новых клириков, основывал монастыри, неустанно проповедовал и защищал простой народ от притеснений. Сам он проводил строгую жизнь, постоянно упражняясь в молитвословии и чтении Священного Писания.

Об особой любви к Слову Божию свидетельствует его «Исповедь», написанная на исходе жизни. В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Свою самоотверженность и любовь ко Христу он выражает в таких словах: «Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины. И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным, или мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или истреблено птицами небесными, ведь я твердо верю, что если так случится, я сохраню и душу, и тело. Ибо вне всякого сомнения в день тот [последний] мы снова восстанем в сиянии солнца, то есть во славе Иисуса Христа, нашего Искупителя, как дети Бога Живого и сонаследники Христа, сотворенные по образу Его, и будем царствовать через Него, с Ним и в Нем».

Святой Патрик мирно почил о Господе около 460 года в местечке Саул после многолетнего апостольского служения ирландскому народу. Благодаря трудам святого Патрика Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться «Островом святых». Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрику посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Внесение 15 имен святых в русский месяцеслов было воспринято неоднозначно в православных кругах. Целый ряд СМИ, как светских, так и околоцерковных, с восторгом или, напротив, возмущением сообщили о неслыханном почитании Русской Православной Церковью «католических» святых. Больше всего досталось святителю Патрику Ирландскому, которого некоторые ресурсы даже кощунственно назвали богохульником, усмотрев в его учении и жизни католические признаки. В качестве главного аргумента заявляют о том, что якобы его прославление в качестве святого началось на католическом Западе аж в XVII веке, и РПЦ своим решением просто признала католическую канонизацию.

«Тенденция к противлению всему западному не нова и по-своему понятна, но доводить ее до такого абсурда, что не признавать святых угодников Божиих на том основании, что они жили на Западе, уже переходит всякие границы»

По поводу древнего почитания святого Патрика мне удалось найти немного информации, но уже этих сведений вполне хватит, чтобы опровергнуть распространяемые глупости. В частности, пишут, что святого Патрика стали почитать католики только в XVII веке. Это откровенно ошибочное заявление. В древние времена не было ещё официальной процедуры канонизации. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. Поэтому святых начинали почитать вскоре после их преставления. Кто прославил святителя Николая Чудотворца официально? Сомневаюсь, что кто-то найдет такое формальное определение. Хотя в Западной Церкви почитание святых было более формализованным, чем на Востоке, тем не менее, почитание отдельных подвижников начиналось без жесткого контроля церковной властью. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация святого Ульриха Аугсбургского в 993 году. Так что ждать определения какого-нибудь древнего собора об официальной канонизации подвижников исторически некорректно.

Так когда же в таком случае Православная Церковь начала почитать ирландского епископа в качестве святого?

Кроме того, ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых - собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Следовательно, включение святителя Патрика в месяцеслов РПЦ является не признанием католической канонизации, а восстановлением несправедливо забытого почитания его Древней Церковью.

Свт. Иоанн Шанхайский († 1966 г.), много потрудившийся для восстановления почитания древних западных святых, говорил о том, что многие из них, к сожалению, совсем неизвестны русскому человеку. По его словам, «постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада, и он является святым, почитаемым Православною Церковью . Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания там его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнью различным векам и прославились разными путями… Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости» .

Как вы уже поняли, для святителя Иоанна святость Патрика и многих других западных подвижников не вызывала никаких сомнений. Он сообщает об изначальном почитании ирландского епископа. Собор епископов РПЦЗ под председательством святителя Иоанна постановил почитать древних святых православного Запада (в том числе св. Патрика) чтобы эти праведники почитались всей Православной Церковью , а ее верные члены обращались бы к ним в своих молитвах.

Кстати, древнейшее житие святого Патрика (конец VII в.), опубликовано на русском языке в книге Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (см. приложение к книге). Ну, это для тех, кто до сих пор сильно сомневается, что его почитали в древности.

Кроме того, многие православные западные святые не были известны и почитаемы на Востоке, что никак не умаляет их святости. Например, блаженный Августин, которого V Вселенский Собор поставил в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви, стал почитаться на Востоке уже после раскола с католиками (по-видимому, только в XIX в.). Его памяти даже нет в Типиконе, что не мешает нам почитать его как православного святого.

Почему-то бурное возмущение началось только сейчас, при том, что святой Патрик и многие другие западные подвижники уже давно почитаются как местночтимые святые РПЦ МП (в частности, св. Патрик в Сурожской епархии и на приходах РПЦ в США) и в Константинопольской Православной Церкви. Его имя числится в Великом Синаксаре Греческой Церкви . В честь него строят храмы в Антиохийской Православной Церкви . Просто местное почитание стало общецерковным, как это бывает и с другими святыми.

Кроме того, 21 августа 2007 года Священный Синод РПЦ учредил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третье воскресенье после праздника Троицы. Хотя святые и не перечислены здесь поименно, но среди ирландских святых не может не подразумеваться просветитель этой страны.

Кто-то стал писать, что этот шаг Священного Синода будет поощрять пьянки, которыми на Западе и в России сопровождается праздник святого Патрика. По-моему это уже совсем глупый довод. Кому надо найти повод для выпивки, он его найдет без всяких канонизаций. Такими темпами можно вообще все церковные праздники поотменять. Церковь отмечает память святых традиционно – богослужением, не думаю, что в данном случае будет по-другому. Церковь прославила святого, а не узаконила коммерческое празднование под его именем. Да я и не думаю, что во многих приходах ему будут служить службы: память преподобного Алексия, человека Божия, которая тоже празднуется 30 марта, более привычна русскому православному человеку.

В прославлении давно забытых святых кто-то может увидеть экуменическую политику или навязывание западных ценностей – объяснений можно придумать сколько угодно, благо, наш народ любит чтоб было пострашней. Лично я вижу в этом, вместе со святителем Иоанном Шанхайским, восстановление исторической справедливости и возможность порадоваться при мысли, что у нас есть еще несколько предстателей перед Богом. Искание во всем негатива мне представляется признаком духовного нездоровья, поэтому призываю лучше помолиться и почтить память великого апостола Ирландии, святого Патрика, день памяти которого мы сегодня вспоминаем.

С праздником святителя Патрикия, братья и сестры!

Вконтакте

Святой Патрик – самый почитаемый святой в Ирландии, считается, что именно он принес христианство на «Изумрудный остров», крестил Ирландию и избавил ее от язычества. Однако уже несколько веков день его поминовения отмечается не только в самой Ирландии, но и во многих других странах – Канаде,Великобритании , США , Нигерии, а 10 лет назад к этим странам присоединилась и Россия.

Правда, для нас это скорее возможность весело провести время, выпить пива и потанцевать под волынку, ведь Патрик – святой католической церкви, и к православию относится опосредованно.

История Дня святого Патрика

По поверьям, святой Патрик происходил из зажиточной и очень религиозной английской семьи, и его ждало безбедное будущее . Однако когда ему исполнилось 16 лет, его похитили и продали в рабство в Ирландию, где он на протяжении 6 лет пас скот у одного ирландского «барина».

До похищения юноша не отличался религиозностью, несмотря на то, что его отец и дед имели духовные саны. Сильная вера в Бога, по собственному признанию Патрика, пришла к нему именно в рабстве, когда он ежедневно и еженощно возносил молитвы, моля о терпении и спасении.

Как гласит легенда, однажды Патрик во сне услышал голос, призывающий его к побегу: «беги, тебя ждет корабль». И тогда молодой человек начал пробираться к морю, где действительно обнаружил готовый к отплытию корабль. Он долго уговаривал капитана взять его с собой, но тот отказывался, ведь Патрику нечем было заплатить за проезд. Его выручил помощник капитана, который откликнулся на горячие молитвы молодого человека и провел его на корабль.

Вернувшись на родину, Патрик углубился в религиозную жизнь и даже, как считается, несколько лет провел в монастырях Галлии, где стал епископом. Правда, по другим источникам, он не был рукоположен и не имел религиозного сана.

Тем не менее, через некоторое время Патрик снова во сне услышал голос, который призывал его вернуться в Ирландию и принести туда свет католичества. Есть мнение, что его миссионерство благословил сам Папа, и что Патрик должен был заменить умершего за год до этого епископа Палладиуса (Палладия).

Все, что касается пребывания Патрика в Ирландии, овеяно легендами и окружено домыслами, так как письменных источников об этих событиях практически не сохранилось, а сам Патрик оставил после себя только два документа – «Исповедь», в которой он больше размышляет о своем духовном росте, но обходит стороной свою биографию, и письмо некоему Коротику, который, возможно, был разбойником.

Считается, что святой Патрик на примере трилистника (листа клевера) объяснял язычникам принцип христианства: как на одном стебле срослись три листа, так и Отец, и Сын, и Святой Дух едины в одной вере. С тех пор трилистник стал символом Ирландии.

Еще одна легенда рассказывает о том, что святой Патрик изгнал из Ирландии змей, собрав их у своих ног, он повелел им навсегда покинуть страну. Правда, по другой версии, эту легенду не стоит понимать буквально, так как Патрик боролся в первую очередь с язычеством и «изгнал» из Ирландии не змей как таковых, а культ кельтского (друидского) бога плодородия Сернунноса, который как раз и изображался в виде большого змея. И, кстати, это больше похоже на правду, так как змей в Ирландии уже тогда не было по климатическим условиям.

Тем не менее, святой Патрик остался в памяти ирландцев как человек, несущий христианство и постоянно совершавший чудеса. И вот уже несколько веков день смерти святого – 17 марта - отмечается как национальный ирландский (и не только) праздник. Что характерно, раньше это было чисто религиозным событием, во время которого закрывались все питейные заведения, люди проводили время в покаянных молитвах и служили мессы.

Сейчас же, напротив, праздник стал более светским, он сопровождается народными шествиями, карнавалами , песнями, танцами и соревнованиями музыкальных коллективов. Хотя для глубоко верующих католиков он по-прежнему начинается с мессы.

Обычаи и традиции

Зеленый цвет

В Ирландии День святого Патрика начинают отмечать 12 марта, к нему готовятся чуть ли не весь год. Придумываются и шьются костюмы, выпускается сувенирная продукция, пишется музыка и разучиваются новые танцы.

В период с 12 по 17 марта Ирландия зеленеет полностью. Даже волосы и бороды солидных граждан приобретают зеленый, изумрудный или салатовый цвет. Есть поверье, что если на праздник святого Патрика на человеке нет хотя бы одной зеленой детали, то любой прохожий может его ущипнуть.

Трилистник

Особое место занимает в День святого Патрика трилистник – его рисуют на щеках, прикалывают на шляпы или на одежду, вышивают на флажках и вымпелах. Есть поверье, что если 17 марта найти листок клевера с четырьмя листочками, то весь год человека будет сопровождать невероятное везение.

День святого Патрика: история, традиции и обычаи

Кстати, есть мнение, что шемрок (так еще называют трилистник) - вовсе и не клевер, а то, что мы с вами называем «кислица» или «заячья капуста». Правда, в заснеженной мартовской России мало где можно найти как клевер, так и кислицу, поэтому нам остается только рисовать и вышивать трилистник с четырьмя лепестками, надеясь, что это изображение принесет нам счастье .

Последний бокал пива

А еще последний бокал алкоголя, выпиваемый в День святого Патрика, носит символический характер и называется «утопить трилистник». Есть легенда, что если в этот бокал кинуть листочек клевера, выпить, а потом вытащить из пустого бокала трилистник и кинуть его через левое плечо, то на протяжении года жизнь будет денежной и успешной.

Лепрекон

С недавних пор еще одним символом Дня святого Патрика стал лепрекон – ирландский фольклорный персонаж, небольшой человечек ростом с ребенка. Одна из сказок говорит, что он чинит сапоги феям.

Этот рыжебородый человечек обладает скверным характером и знает, где спрятаны клады . Поэтому считается, что если 17 марта поймать лепрекона и не спускать с него глаз, то он в обмен на свободу обязательно расскажет, где зарыт горшочек с золотом, которыми так славится Ирландия.

День святого Патрика: история, традиции и обычаи

Самое интересное, что лепреконы «живут в Ирландии» уже очень давно, однако ассоциировать их с праздником стали только после того, как одной фирме, выпускающей сувенирную продукцию, потребовался в качестве символа забавный персонаж, а суровый святой Патрик мало подходил на эту роль. И тогда вспомнили о местных гномах.

Кстати, считается, что хоть гномы и лепреконы внешне очень похожи, они не только не дружат, а еще и враждуют – гномы считают, что лепреконы позорят имя честного гнома, тачая сапоги, а не добывая золото и драгоценные камни. А лепреконы со свойственной им ворчливостью отмечают, что от гномов плохо пахнет.

В России День святого Патрика стали отмечать с 1992 года, в Москве и в некоторых других городах проходят парады, где зеленые люди поют под волынки и ловят ряженых лепреконов. 2013 год не станет исключением. С 13 по 24 марта пройдет ежегодный международный фестиваль «День святого Патрика», на котором выступят специально приглашенные ирландские музыканты.

День святого Патрика: история, традиции и обычаи

17 марта по Тверскому бульвару Москвы пройдет праздничный парад. «Отметится» День святого Патрика и в других городах России. Кроме того, к международному фестивалю обычно приурочены концерты, дни ирландского кино, пивные вечеринки.

Если вас не смущает, что День святого Патрика приходится на Великий пост , вы можете присоединиться к празднованию или устроить свою собственную вечеринку. Несмотря на то, что День святого Патрика - праздник христианский, это одно из самых веселых религиозных празднований. Можно одеваться в наряды из кельтской мифологии, танцевать джигу, пить пиво и ирландский виски, а можно попытаться освоить волынку.


17 марта - День святого Патрика - Национальный праздник Ирландии, который многие годы отмечается по всему миру. А недавно на заседании Священного синода в Даниловом монастыре в Москве было принято решение, что РПЦ будет отмечать день этого святого ежегодно 30 марта. В этом обзоре малоизвестные и весьма любопытные факты об этом Святом, день которого празднуют без особой святости.

1. 17 марта - день смерти


Святой Патрик - святой католической церкви, праздник в честь которого отмечается в день его смерти и вознесения на небо, а не в день его рождения. Большую часть своей земной жизни Патрик обращал язычников Ирландии в христианство. Святой Патрик умер 17 марта 461 г.н.э.

2. Не был ирландцем


Хотя сегодня Святого Патрика считают покровителем Ирландии, сам он не был ирландцем, и даже не был рожден на изумрудном острове. Родители Патрика были римлянами и жили на территории современной Англии, а если точнее - то в Шотландии или Уэльсе (ученые не могут прийти к согласию, где именно). Он родился в 385 году нашей эры. К тому времени, большинство римлян были христианами, и христианская религия быстро распространялась по всей Европе.

3. Рабство


В возрасте 16 лет Патрика похитили ирландские разбойники, которые продали его в рабство. Он прожил несколько лет в Ирландии, пас овец, а в возрасте 22 лет ему удалось бежать. После этого он добрался до монастыря в Англии, где и провел 12 лет.

4. Трилистник - символ Святой Троицы


Многие утверждают, что трилистник представляет собой веру, надежду и любовь, но он на самом деле использовался Патриком, когда он рассказывал ирландцам о Святой Троице, т. е. на примере трилистника он объяснял, как Отец, Сын и Святой Дух могут быть отдельными личностями и одновременно единым целым. Очевидно, что языческие правители Ирландии сочли Патрика убедительным, поскольку быстро приняли христианство.

5. Изгнание змей из Ирландии


Согласно легенде, Святой Патрик изгнал всех змей (или в некоторых переводах «жаб») из Ирландии. На самом деле нет никаких доказательств того, что змеи вообще существовали в Ирландии, поскольку там для них слишком суровый климат. Некоторые ученые предполагают, что термин «змеи» может быть образным и ссылаться на языческие религиозные верования и практики.

6. Не зеленый... Синий!


На самом деле со Святым Патриком ассоциируется синий цвет, а не зеленый, как это принято считать. На ряде работ, изображающих святого, можно увидеть его синие одежды. Король Генрих VIII первым использовал в качестве флага Ирландии золотую арфу на синем фоне. С того времени синий стал символом страны.

Зеленый цвет начал ассоциироваться со страной гораздо позже, предположительно, из-за ее зеленых пейзажей (в Ирландии очень большое количество осадков). Сегодня страна также известна как «Изумрудный остров».

7. Трилистник не является символом Ирландии


Трилистник - популярный ирландский символ, но он не является символом Ирландии. Уже в период средневековья на ирландских надгробиях и рукописях появилось изображение арфы. Тем не менее, ученые уверены, что арфа была популярна в ирландских легендах и культуре даже задолго до этого периода. В средневековый период арфа символизировала Ирландию.

Король Генрих VIII использовал изображение арфы на монетах уже в 1534 г. Позже, арфа была использована на ирландских флагах и ирландских гербах. Арфа также использовалась как символ ирландского народа во время их долгой борьбы за свободу. Когда Ирландия стала независимой страной в 1921 году, арфа стала национальным символом.

8. В США больше ирландцев, чем в Ирландии


По оценкам, около 34 миллионов американцев имеют ирландские корни. Некоторые из них являются чистокровными ирландцами, то есть они или их родители приехали из Ирландии, но гораздо больше людей имеют сегодня смешанное происхождение. В самой Ирландии живут всего 4,2 миллиона человек.

Объясняется это «картофельным голодом» в Ирландии, когда миллионы ирландцев покинули страну, эмигрировав в США. Переселение ирландцев продолжалось на протяжении большей части XIX века.

9. День Святого Патрика в России


К слову, в этом году РПЦ приняла решение тоже отмечать День святого Патрика. Но не сегодня, а 30 марта (17-го по старому стилю). Для православных верующих новый праздник придется на Великий пост. Впрочем, Церковь предполагает, что в этот день люди будут не танцевать и пить, а все же ходить на службы и молиться. Протоиерей Александр Сорокин, председатель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель Феодоровского собора в паять 300-летия Дома Романовых: «Святой Патрик, Святой Патрикий - по-славянски. Почитание этого святого в РПЦ началось не сегодня. И даже не позавчера. А совсем давно, когда наши церкви еще составляли единое целое, восточные и западные церкви ».

10. 17 марта, до 1970 года, не пили


Помимо зеленого цвета, День Святого Патрика ассоциируется с алкогольными возлияниями. Тем не менее, в Ирландии с 1903 по 1970 годы День Святого Патрика считался религиозным праздником. Все пабы были закрыты в течение дня. Это было отменено в 1970 году, когда День Святого Патрика был классифицирован как национальный праздник.

Recordid=33844#frame width="640" height="360" src="https://www.youtube.com/embed/tWkFGZSDFHE" frameborder="0" allowfullscreen>

Лучше всего в этот день, конечно, оказаться в Дублине! А знакомство с эти городом можно начать, посмотрев .

Который проводится в честь знаменитого покровителя этой страны. По легенде, именно он принёс в страну христианство, искоренив язычество, а ещё он прогнал с острова змей. Для ирландцев это весёлый, красочный, весенний праздник.

Когда Патрика празднуется? Происходит это ранней весной, 17 марта, когда молодые листья и трава отличаются особой свежестью и зеленью. Хотя изначально этот праздник отмечался только в Ирландии, сейчас традиция распространена по всему миру.

Известная шутка гласит: "В этот день каждый, кто захочет, может стать ирландцем". Каковы же обычаи этого праздника?

История возникновения легенды

Хотя считается, что христианизацию Ирландии провёл именно святой Патрик, есть признаки того, что эта религия существовала там и до него. Более того, некоторые учёные вообще склонны считать, что святой Патрик - это не более чем персонаж легенд. Достоверно известно, что в 373 году нашей эры в Британии родился мальчик Мэвин Суккат. Он был весьма далёк от христианства, но в шестнадцать лет его взяли в рабство и увезли в Ирландию. Именно в условиях тяжкой неволи он пришёл к религии, и новая вера помогла ему выжить.

Когда же наконец ему удалось освободиться, он уехал в Галлию, где стал служителем церкви и получил имя Патрик. После чего вернулся в родную страну в качестве миссионера, проповедуя христианство.

Обычаи праздника

Несмотря на то, что, по логике, День святого Патрика тесно связан с христианством, этот праздник является переплетением как языческих, так и христианских традиций. К почитанию деяний святого, например, можно отнести восхождение на гору Кро-Патрик, на которой, по легенде, святой изгнал всех змей из страны.

Еще одна дань христианству - украшение домов и одежды зеленым трилистником, который символизирует крест.

К народным традициям относится то, что в День святого Патрика нужно выпить хотя бы рюмку спиртного в ирландском пабе, а перед этим нужно положить в неё листик трилистника. Это называется «осушить трилистник». После этого обязательно нужно вынуть лист из рюмки и выбросить через левое плечо.

Традиционный цвет одежды в этот день - зелёный. Он символизирует Ирландию, весну и трилистник. Вообще, ирландцы руководствуются правилом: чем больше зеленого - тем лучше! А в Чикаго даже реку каждый год красят в зеленый цвет!

В День святого Патрика в Ирландии и по всему миру устраиваются массовые парады в экстравагантных костюмах, в которых принимают участие и знаменитые духовые оркестры с волынками.

Кроме всего этого, неизменным образом праздника являются лепреконы - мифические персонажи, у каждого из которых, по легенде, есть мешочек с золотом. Но если золото попадёт в чужие руки, то тут же растворится в воздухе, поэтому просить или отнимать у лепреконов их богатство смысла никакого нет. В честь забавных персонажей участники праздника всегда надевают высокие зелёные цилиндры.

Праздничная кухня

Хотя День святого Патрика и приходится на Великий Пост, ирландцы наедаются мясными блюдами досыта, не нарушая при этом ограничений. Как такое возможно? Это еще одно волшебство праздника. По католической традиции, постным блюдом считается рыба, поэтому возникло поверье, что мясо, положенное в кастрюлю в этот день, святой Патрик делает рыбой. Так и люди довольны, и пост не нарушен.

Традиционным блюдом раньше считалась капуста с беконом, но позже она сменилась солёным мясом, которое привнесли в ирландскую иммигранты.

Еще одной характерной особенностью является то, что практически во все праздничные блюда в этот день, даже сладкие, добавляется… пиво!

День Святого Патрика невозможно пропустить. Если вы вышли весной на улицу, а все вокруг зеленого цвета, рекой льется пиво и громко звучит волынка - не сомневайтесь, настал любимый праздник всех ирландцев!

17 (ст. стиль)/30 (нов.стиль) марта марта Церковь празднует память святого Патрика. Именно этот человек в V веке привел к христианству целую страну – Ирландию. В день памяти святого Патрика его почитатели по всему миру проводят парады в его честь.

Хотя имя св. Патрика связывается главным образом с Ирландией, но родился он в 389 г. на севере Англии, в семье знатного британца Кальпурния. Мать его была близкой родственницей св. Мартина Турского. Новорожденного мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали имя латинское - Магон.


В 405 г. ирландские пираты нападают на богатую виллу Кальпурния, и увозят Магона в рабство. В Ирландии Магон был продан одному из местных племенных вождей, который, как бы в насмешку, дал ему прозвище Патрик (Patricius) - «знатный человек». С этим именем герой нашего повествования не расставался уже никогда.


Шесть лет провел Патрик в рабстве, пастухом. В любую погоду, под проливным дождем и пронизывающим ветром, он пас овец на скудных ирландских пастбищах, моля Бога о спасении. И вот однажды он услышал таинственный голос: «На берегу моря тебя ждет корабль». Патрик решил, что это откровение Божие, и решился на побег. В одном из портов ему удалось наняться моряком на корабль и уплыть в Галлию.


Патрик становится учеником святителя Германа. В 432 г. св. Патрик, уже в епископском сане, снова отправляется в Ирландию. При первом же знакомстве ирландцы пытались закидать Патрика камнями. Однако какое-то время спустя проповедь святого обратила ко Христу сердце одного из местных вождей. Он пожертвовал просторный амбар для устройства в нем первого храма.


Накануне Пасхи святой отправляется в ставку верховного короля Лоэгайре, которому подчинялись все прочие вожди. Король узнал об этом и решил убить святого. Посланные им убийцы стали свидетелями небывалого чуда: едва они появились перед Патриком и его восемью беззащитными спутниками, как святой муж воззвал к Небесам, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Гимн св. Патрика - «Песнь оленя» - сохранился до наших дней.


Святой Патрик предупредил короля, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды - местные жрецы, используя все магическое искусство, оказались бессильными против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал св.Патрик силою Святого Духа. Итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.

Рисунки Елены Поповской.