Что такое жития. Житие

- (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные… … Википедия

ЖИТИЕ, жития, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар., теперь шутл.). Благоденственное и мирное житие.… … Толковый словарь Ушакова

См … Словарь синонимов

житие - житие’м житие’, житие’м … Словарь употребления буквы Ё

Житие, я, житием, в житии[не житиё, ём]; мн. жития, ий … Русское словесное ударение

Житие, жития, жития, житий, житию, житиям, житие, жития, житиём, житиями, житии, житиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

житие - ЖИТИЕ, я, ср Текст, содержащий описание жизни святого, т.е. канонизированного христианской церковью церковного или государственного деятеля, мученика или аскета, включающий в себя биографические данные, молитвы, поучения и т.д. Житие упоминает о… … Толковый словарь русских существительных

I ср. 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. Изложение наиболее значительных фактов жизни в хронологическом порядке; жизнеописание. II ср. 1. Временной период от рождения до смерти человека или животного;… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Я; ср. 1. Жизнеописание какого л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского. 2. Разг. = Жизнь (2, 4 5 зн.); житьё. Беспечальное ж. ◁ Житийный, ая, ое (1 зн.). Ж ая литература. Ж ые сказания … Энциклопедический словарь

Житие - религиозно нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая , . Житие великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, взятое из Четии-Минеи 6 декабря и 9 мая, и из книги: Служба, житие и чудесаиже во святых отца нашего…
  • Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары , Злых Н.. Житие преподобномучениц, составленное известным церковным писателем, агиографом, кандидатом исторических наук архимандритом Дамаскином, известным православнымчитателям как исследователь…

Житие

житие , жития, ср.

1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк. ). Жития святых.

| То же, что (книж. устар. ).

2. То же, что (книж. устар. , теперь шутл. ). Благоденственное и мирное житие. Беззаботное житие.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Житие

жанр древнерусской литературы, повествующий о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых.

Рб: роды и жанры литературы

Род: жанры древнерусской литературы

Пример: "Житие Феодосия", "Житие Александра Невского"

* "XI веком датируются... первые русские жития (князей Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия). Жития эти отличаются литературным совершенством, вниманием к насущным проблемам современности, жизненностью многих эпизодов" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Житие

, я , ср.

1. Жизнеописание святых или каких-то лиц, канонизированных церковью.

* Агафья рассказывает ей [Лизе] не сказки: мерным и ровным голосом рассказывает она житие Пречистой Девы, житие отшельников . // Тургенев. Дворянское гнездо // *

2. Жизнь.

* [Пимен :] А сын его Феодор? На престоле он воздыхал о мирном житие Молчальника . // Пушкин. Борис Годунов // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Житие

жити’е (Быт.6:9 ; Быт.37:2 ; Иер.32:37 ; 1Пет.3:1 ,2,16; 1Тим.4:12 ; 2Тим.3:10 ) - жизнь, образ жизни.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Житие

религиозно-нравоучительный жанр средневековой христианской литературы, одна из ранних форм применения биографического метода к составлению жизнеописаний святых - мучеников за веру, страстотерпцев, чудотворцев, особо благочестивых, добродетельных, государственных и ученых мужей, выдающихся церковных деятелей, оставивших неизгладимый след в христианской культуре. В жанре агиографии оставили свой след Афанасий Великий, Григорий 1 Великий, Григорий Турский, Беда Достопочтенный, Петр Дамиан и др. Предыстория житийного жанра уходит своими корнями в античный биографизм Плутарха и Тацита. Его непосредственным основанием являются Четвероевангелие и Деяния Апостолов, рассказывающие о земной жизни Христа и подвижнической деятельности Св. Апостолов. Начиная с V в. стали широко распространяться житийные сборники - патерики . Житийный жанр составил неотъемлемую принадлежность христианской, западной и восточной (византийской) литературы. Его религиозноцерковное предназначение заключалось в том, чтобы способствовать широкому распространению почитания христианских святых.

Проблема достижения состояния святости и то, как она освещалась в житиях, была рассмотрена в работах русского культуролога П. М. Бицилли. «Кто знаком с житийной литературой средневековья, - писал исследователь, - знает, какую ничтожную роль в житиях святых - по крайней мере, до периода возбуждения исторического понимания под влиянием мистики - играет для агиографов проблема достижения святым святости. Святой или сразу выступает на историческом поприще уже "совсем готовым" святым, или же глухо упоминается о его внезапном "обращении". Отчасти правда эта вытекает из условий осведомления о святом: его узнают лишь с того момента, когда он начинает действовать как святой; однако мы хорошо знаем, что отсутствие материала редко когда рассматривалось агиографами как препятствие: на худой конец - и это постоянное явление - недостающие сведения восполняются готовыми шаблонами. Если "предыстория" святого обычно опускалась, то потому, что о ней просто не думали» (Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.-С. 159).

Результаты познавательных усилий писателей - агиографов (от греч. hagios - святой и grapho - описывать) позволяют выявить типические особенности христианского сознания в его наиболее ярких проявлениях. При этом авторское «я» полностью растворялось в повествовании, не обнаруживало себя никакими характерными проявлениями. Это обстоятельство составляло одну из важнейших отличительных особенность данного жанра: автор считал свой труд служением Богу, воспринимал свое «я» как ничтожно малую величину, недостойную внимания и упоминания. По сравнению с фигурой изображаемого святого она представлялась ему самому совершенно незначительной.

Другая особенность заключалась в однозначности морально-психологических рисунков, изображающих духовные метаморфозы христианских святых. Это проистекало не от слабости интеллектуальных ресурсов авторов жизнеописаний и не от их равнодушия к тому неповторимому, что присутствует в каждой отдельной судьбе, а от стремления выявить и обозначить самое главное и наиболее характерное в тех метаморфозах, которые происходят в человеке под воздействием Духа Святого.

Личность в житии предстает, как правило, в трех основных состояниях - обыкновенном, повседневно-обыденном, затем переходном, кризисном, переломном и, наконец, в состоянии, отвечающем критериям святости. Подчеркиваются высокий драматизм, сложность и трудность совершающегося преображения. В конечном счете перед подвигом веры во славу Божью отступают все мирские привязанности страстотерпца, его любовь к родителям, дому, богатству, если таковое имелось, и т.д. Через аскезу и молитвы преодолевается несовершенство человеческого естества.

Посредством житийных писаний формируется этическая парадигма, идеальный тип, представляющий высший нормативный образец христианского мироотноше- ния. В этом типе тон задает новозаветная парадигма трансформации фарисея Савла в апостола Павла, которая, однако, существенно видоизменяется. В Новом Завете фактически нет сведений о психодинамике преображения Савла в Павла, а есть история двух полярных типов - фанатичного гонителя христиан и неустрашимого апостола. Агиографический жанр, сосредоточенный на сюжетах преображения, тщательно выписывает траектории восхождений будущих святых от их «естественного», дохристианского состояния к просветлению. Но это, по преимуществу, внешние знаки и свидетельства преображения, а не внутренняя борьба мотивов. У читателя остается впечатление о внутреннем перерождении как мгновенном акте, совершающемся как бы за пределами физического времени.

Еще одно характерное отличие происходящей духовной трансформации обнаруживается в том, что если преображение Павла совершилось как бы помимо его воли, то преображения с житийными героями - это чаще всего метаморфоза, происходящая в соответствии с их свободным решением, движимая их свободной волей.

Ранняя христианская агиография отличается целым рядом существенных особенностей:

Тиражирование нескольких типовых моделей дианойи (перестройки души) - метанойи (перестройки ума):

1) превращение язычника в христианина, пронизанное пафосом борьбы с языческими искушениями;

2) превращение обычного христианина в праведника;

3) неустанная борьба праведника с множеством соблазнов и искушений плоти, которые продолжают смущать его и в уединении и отдалении от мирской суеты;

Нормативная идеализация, предполагающая «подверстывание» всего эмпирического материала под житийный канон;

Интерес не столько к внешней и внутренней жизни личности святого, сколько к тому, в какой степени и в каких формах обнаруживается ее причастность к христианской идее, к миру религиозного долженствования, к идеалу святости;

Преобладание тона суровой нормативности, благочестивой дидактики, морализирующего назидания, имеющих своей целью «услаждение души, стремящейся к добродетели»;

Сквозной характер антитез между сущим и должным, земным и небесным, плотским и духовным, тщетой благ мирских и величием райского блаженства;

Присутствие фольклорных мотивов, связывающих жизнеописание с глубокими культурными традициями дохристианского прошлого и стереотипами народного мировосприятия;

Предельно серьезный тон повествования, исключающий какие-либо признаки смехового начала;

Феноменология намеренного антиэстетизма описаний, подчеркивающих бренность всего земного, плотского, обесценивающих последнее, указывающих на его несопоставимость с красотами христианской духовности и высшего благочестия; итог стратегии антиэстетизма оказывался парадоксальным, но, вместе с тем, вполне соответствующим библейской традиции «извлечения драгоценного из ничтожного» (Иер. 15, 19): из земного праха взрастала христианская добродетель смиренного самоотвержения, достигающая степени ослепительной святости. Посредством житийных писаний складывалась философско-этическая парадигма, формировался идеальный тип, представляющий высший нормативный образец христианского мироотно- шения.

Древняя Русь, воспринявшая православие от Византии, отнеслась с большим вниманием к агиографическим сочинениям: стали появляться многочисленные переводы византийских жизнеописаний святых. Впоследствии в этом жанре стали творить и первые русские церковные писатели-летописцы, создавшие жития об убиенных князьях Борисе и Глебе, о христианском мыслителе Феодосии Печерском, Александре Невском, Сергии Радонежском и др. Страдания и нравственные подвиги святых расценивались как свидетельства их избранности, как знаки отмеченности Божьим покровительством.

В XV в. в Москве под руководством митрополита Макария был создан свод агиографических повествований «Великие Минеи-Четии». В нем были собраны жития ряда латинских (католических), греческих (византийских) и русских святых. На рубеже XVII -XVI11 вв. митрополит Дмитрий Ростовский подготовил многотомный свод жизнеописаний святых.

Древнерусские агиографические сочинения, рассредоточенные по рукописным сборникам XV-XVIII вв. и сгруппированные в специальных изданиях - это не только жанр душеспасительного чтения и одна из составляющих историко-литературного процесса, но еще и важный источник вне- религиозной и внелитературной информации. Изучение агиографических творений привело исследователей в выводу о том, что историческая эволюция житийной литературы совершалась в соответствии с той же логикой, с какой происходил переход живописи от иконы к портрету: нормативная роль канона постепенно ослабевала, а фактологическая сторона содержания становилась все более представительной. В итоге стало возможным появление произведений такого рода, как «Житие протопопа Аввакума». Это уже маргинальное сочинение, в котором смешаны жанры жития, исповеди, проповеди, авантюрного романа. От него тянется нить преемственности уже к сугубо художественным произведениям, авторы которых использовали элементы агиографии как литературный прием, позволявший придать повествованию особую, возвышенно-архаизированную направленность. К литературным произведениям такого рода следует отнести роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы » (1880) как часть задуманного «сверхромана» «Житие великого грешника Отца Сергия » (1898) Л. Н. Толстого, «Соборян » (1872) Н. С. Лескова, «Жизнь Василия Фивейского » (1904) Л. Н. Андреева, «Святого Евстафия » (1915) и «Матфея Прозорливого » (1916) И. А. Бунина, «Плаху » (1986) Ч. Айтматова и др. В западной литературе элементы агиографии использовали в своем творчестве Т. С. Элиот, К. Г. Честертон, Р. Брандштеттер и др. писатели.

В XIX в. светские ученые обратили внимание на способность этих литературных памятников служить источником научно- теоретических, социогуманитарных, исторических знаний об основании монастырей, строительстве храмов, важных церковногосударственных, политических событиях, трагических коллизиях княжеских усобиц и борьбы с вражескими нашествиями. Русский филолог, исследователь древней иконописи Ф. И. Буслаев считал агиографию чрезвычайно важным источником, дающим ценную информацию по истории древних обычаев и нравов.

Ярким свидетельством этого может служить магистерская диссертация русского историка В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник » (1871). Университетский учитель Ключевского, историк С. М. Соловьев предложил своему ученику рассмотреть подвижническую деятельность русских святых, монахов-отшельников какодно из проявлений внутренней колонизации России. Возникающие в северных лесах скиты, монастыри составили одну из линий колонизации Русью ее собственных, неосвоенных географических пространств. Ключевский сформулировал ряд тезисов относительно использования агиографии в научно-исследовательских целях: «1. По литературной части жития биографические факты служат в нем только готовыми формами для выражения идеального образа подвижника. 2. Из описываемой жизни житие берет лишь такие черты, которые идут к означенной задаче. 3. Избранные черты обобщаются в житии настолько, чтобы индивидуальная личность исчезла в них за чертами идеального типа. 4. Агиобиограф и историк смотрят на описываемое лицо с различных точек зрения: первый ищет в нем отражения отвлеченного идеала, второй - индивидуальных отличительных черт. 5. Обилие и качество биографических фактов в житии находятся в обратном отношении к развитию чествования святого, к торжественности повода, вызвавшего житие, и к хронологическому расстоянию, лежащему между кончиной святого и написанием жития». Ключевскому удалось усмотреть в агиографии не только материал для историка, но и более широкие познавательные возможности социологического и антропологического характера. Он писал: «Читая жития, мы присутствуем при двух основных процессах нашей древней истории: мы встречаемся лицом к лицу с древнерусским человеком, который, вечно двигаясь с крестом, топором и сохой, в зипуне и в монашеской рясе, делал одно немалое дело - расчищал место для истории от берегов Днепра до берегов Северного Океана и в то же время, несмотря на такую растяжимость, умел собрать силы на создание государства, сдержавшего и вторжения с Востока и пропаганду с Запада».

ЖИТИЕ, -я, мн. -я, -ий, ср. 1. То же, что жизнь (во 2 и 3 знач.) (стар.). Мирное ж. 2. В старину: повествовательный жанр - описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. || прил. житий-ный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Житийная лите-ратура.


Смотреть значение ЖИТИЕ в других словарях

Житие — жития, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар.,........
Толковый словарь Ушакова

Житие Ср. — 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. То же, что: биография. 3. То же, что: жизнь (3).
Толковый словарь Ефремовой

Житие — -я; ср.
1. Жизнеописание какого-л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского.
2. Разг. = Жизнь (2, 4-5 зн.); житьё. Беспечальное ж.
◁........
Толковый словарь Кузнецова

Житие Святого Алексея — (ок. 1050) - один из первых памятников французскойписьменности, анонимная поэма о римском монахе-аскете. Дала началомногочисленным переводам и переделкам на различные новоевропейские языки.
Большой энциклопедический словарь

Житие — (Быт 6.9; 37.2; Иер 32.37; 1Пет 3.1,2,16; 1Тим 4.12; 2Тим 3.10)-жизнь, образ жизни.
Исторический словарь

житие Александра Невского — жизнеописание новгородского и владимиро- суздальского кн. Александра Ярославича, составлено в кон. 13 в. в Рождественском монастыре во Владимире на основе монастырской........
Советская историческая энциклопедия

ЖИТИЕ (греческий βίος, латинский vita), жанр церковной литературы, жизнеописание святого. Область словесности, к которой принадлежит совокупность жития, именуется «агиография». Житие принято разделять на группы по следующим признакам: чину святости (агиологическому типу) изображаемого лица; особенностям повествовательной формы; пространному или краткому характеру описания жизни святого. В соответствии с чинами святости жития делятся на мученические, жития равноапостольных святых, преподобнические (житие святых-монахов), житие святых жён, житие юродивых (известны только в православной агиографии), святительские (житие святых - иерархов Церкви), а также святых-мирян; среди последних выделяют житие святых правителей (в славянский традиции - житие святых князей). Эта классификация не отличается строгостью, т.к. святой может одновременно принадлежать к нескольким агиологическим типам (мученик или миссионер одновременно может быть преподобным, святая жена - мученицей и/или монахиней, и т.д.). По особенностям повествовательной формы выделяются жития-агиобиографии, в которых подробно описана жизнь святого от рождения до смерти, и мартирии (от греческого μαρτύριον - мучение; в западной католический традиции именовались passio), описывающие мученическую смерть святых за исповедание веры, но не содержащие повествования об их жизни в целом. По характеру описания жизни святого жития могут быть пространными и краткими. Пространные жития предназначались для чтения в монастырях за трапезой в день памяти святого, для келейного и домашнего чтения (в православной греческой и славянской традициях их принято именовать минейными, так как они включались в Четьи-Минеи). Краткие жития составлялись для чтения на богослужении (в православной греческой традиции входили в состав сборников Синаксарь и Менологий; в Древней Руси - в состав созданного на основе Синаксаря сборник «Пролог», который у православных южных славян продолжал именоваться Синаксарем).

С точки зрения авторитетности и достоверности сообщаемых сведений жития некоторых святых в церковной традиции принято разделять на канонические и апокрифические; известны канонические и апокрифические жития великомучеников Георгия, Никиты Готского, Феодора Тирона. Жития часто создавались свидетелями жизни святых или по рассказам очевидцев. Цель жития - сохранение памяти о святых, назидание читающих, прославление святого на богослужении. По материалам жития обычно составлялись службы святым. Написание жития часто приурочивалось к моменту канонизации святых либо служило подготовке канонизации.

В отличие от светской биографии житие описывает в личности святого, прежде всего проявление Божественного начала; образы святых в житии обыкновенно не индивидуализированы; житие - «словесная икона» святого (В. О. Ключевский). Для жития характерен набор композиционных и стилистических «общих мест» (топосов): молитва автора к Богу с просьбой о помощи и признание своей греховности и «некнижности»; сведения о родителях святого; чудеса, сопровождающие его рождение; крещение, наречение имени, наделяемого символическим смыслом и предвещающего подвиги святого; его отказ в детстве от игр со сверстниками; обращение к Богу; уход в монастырь; бесовские искушения; знание дня своей смерти и благочестивая кончина; прижизненные и посмертные чудеса (исцеление слепых, парализованных, одержимых бесом и др.). В разных видах жития существует свой набор топосов.

На становление жития отчасти повлияли различные традиции. Оно вобрало некоторые черты античной биографии, античного романа, фольклорных жанров и мифологических представлений (например, мотив змееборчества в житии великомученика Георгия).

Наиболее ранние жития - мученические. Инициатива но составлению первых, не дошедших до нас сборников мученических житий приписывается римским папам Клименту I и Фабиану, позднее был составлен мартиролог, без достаточных оснований приписываемый Иерониму Блаженному, ещё один сборник написан английским монахом Бедой Достопочтенным. В 9 веке на латинском Западе мартирологи составляли Флор, Храбан Мавр, Вандельберт, Узуард, в 10 веке - Ноткер Заика. На греческом языке был составлен несохранившийся мартиролог Евсевия Кесарийского, известна также его книга о палестинских мучениках. «История персидских мучеников» была составлена около 410 года епископом Таргитским Маруфой.

Древнейшим преподобническим житием является житие Антония Великого, написанное Афанасием Великим. В 5 веке житие на Востоке писали Геронтий Пресвитер, Каллиник, Феодорит Кирский. Житийные сказания о монахах определённой местности были объединены в особые сборники - патерики (Египетский патерик - «Лавсаик» Палладия, Синайский патерик - «Луг духовный» Иоанна Мосха).

В византийской агиографии сосуществовали два направления - «народное», отличающееся простотой языка и приверженностью к бытовой конкретике, и «литературное» , ориентированное на книжный стиль, абстрагировавшееся от изображения бытовых реалий, тяготевшее к притчевости. К «народному» направлению относятся жития Иоанна Милостивого и Симеона Юродивого, составленные Леонтием Кипрским. Во 2-й половине 10 века в Византии прежде написанные жития были переписаны в отвлечённо-риторическом стиле Симеоном Метафрастом (всего им было отредактировано 148 житий, среди них - жития Богородицы, Николая, епископа Мирликийского, Дионисия Ареопагита).

Первое латинское житие - написанное диаконом Понтием житие святого Киприана, епископа Карфагенского (середина 3 века). Житие писали Руфин Аквилейский, Иоанн Кассиан Римлянин, Григорий Турский и др. Художественные черты усиливаются в житиях, созданных Валафридом Страбоном (святого Блайтмакка, святого Маммы). К 11 веку в латинской книжности окончательно выработались каноны изображения жизни святых; в 12 веке в житиях преобладали описания чудес. В 11-13 веках создаются своды жития - легендарии. Наиболее известным и читаемым был легендарий доминиканского монаха Якова Ворагинского «Золотая легенда» (13 век), включавший 180 житий; сборник «Каталог святых» составил в 14 веке Пётр Наталибус (умер 1382). Публикация корпуса латинского жития («Acta Sanctorum») была начата в 1643 обществом болландистов (издание продолжается и ныне).

Древнейшие русские жития относятся к рубежу 11-12 века: «Чтение о Борисе и Глебе»; житие Феодосия Печерского, составленное Нестором, а также «Сказание о Борисе и Глебе» неизвестного автора. Жития, составленные в конце 14 - 1-й четверти 15 века Епифанием Премудрым (Сергия Радонежского, Стефана, епископа Пермского), написаны изощрённым стилем, для которого характерны разнообразные риторические приёмы (стиль «плетения словес»). В середине 16 века корпус переводных и оригинальных житий был собран митрополитом Макарием в сборнике «Великие Четьи-Минеи». Новая редакция переводных и оригинальных житий, также объединённых в сборнике Четьих-Миней, принадлежит митрополиту Димитрию Ростовскому. Канонизация русской Церковью на рубеже 20-21 века большого числа святых (преимущественно мучеников, пострадавших в 20 веке) стала причиной активного развития русской агиографии в последние 2 десятилетия и составления многочисленных новых житий, в большинстве своём основанных на документальных материалах.

Лит.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. М., 1989; Brown Р. Society and the holy in late antiquity. Berk., 1989; Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995-1998. Т. 1-2; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 годы). 2-е изд. СПб., 1996; Мир житий: Сборник материалов конференции (Москва, 3-5 октябрь 2001 г.). М., 2002; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 2003; Русская агиография: исследования, публикации, полемика. СПб., 2005.

Обычно житием называют рассказ о жизни и подвигах тех, кто вошел в историю христианской церкви и был потом включен в число святых — тех личностей, память о которых до сих пор сохраняется во всех разновидностях христианства (католицизме, православии и протестантизме).

Какими же качествами жития привлекали внимание читателей? Рассказ о святом всегда строился так, чтобы читатель не, только ярко представил себе, почему именно данное историческое (или вымышленное) лицо названо церковью святым, но и читал его с неослабевающим интересом.

В центре житийного рассказа всегда помещались необычайные происшествия, происходившие с героем, или описывались его страдания во имя торжества христианской веры.

Основной задачей жития было прославление святого, которое всегда начиналось с воспевания его храбрости, стойкости или умения преодолевать трудности. Например, в одном из ранних житий — житии Бориса и Глеба — содержится потрясающее своим трагизмом описание их убийства Святополком. В житийной повести об Александре Невском также содержится красочное описание знаменитой Невской битвы, где Александр въехал на коне прямо на палубу вражеского корабля.

С самого начала жития строились по единому образцу, включавшему ряд обязательных моментов жизни святого. Излагались основные события жизни святого, часто от его рождения до смерти. В жития включалось и много сведений из истории, географии, даже экономики тех мест, где жил соответствующий святой. Благодаря этому исследователи широко используют жития как источник, содержащий важные сведения о жизни людей в давно прошедшие времена.

Иногда святыми признавали и самых обыкновенных людей, не совершивших в своей жизни ничего героического. В их жития обычно включались описания приписываемых им чудес, иногда случавшихся уже после их смерти.

С течением времени жанр жития начал постепенно видоизменяться. Описание жизни святого часто заслоняло рассказы о его подвигах. Составитель жития стремился показать, что обычный человек, посвятивший всю свою жизнь заботам о других, заслуживает ничуть не меньшего уважения, чем мученик, убитый в далеком прошлом. Борьба с самим собой оказывалась не менее важным делом, чем героическая смерть в мучениях.

При этом образ святого раскрывался с новой и во многом неожиданной стороны. Именно такие жития, больше напоминавшие биографии (например, рассказ о Юлиании Лазаревской) и стали использоваться писателями девятнадцатого и даже двадцатого века. Н. Лесков, Л. Толстой, Л.Андреев, Б. Зайцев, Б. Пильняк использовали житийные образы и сюжеты для создания своих произведений.

Вот какая интересная и долгая жизнь у житий святых в русской культуре.