Что такое житие в истории. Жития святых

Обычно житием называют рассказ о жизни и подвигах тех, кто вошел в историю христианской церкви и был потом включен в число святых — тех личностей, память о которых до сих пор сохраняется во всех разновидностях христианства (католицизме, православии и протестантизме).

Какими же качествами жития привлекали внимание читателей? Рассказ о святом всегда строился так, чтобы читатель не, только ярко представил себе, почему именно данное историческое (или вымышленное) лицо названо церковью святым, но и читал его с неослабевающим интересом.

В центре житийного рассказа всегда помещались необычайные происшествия, происходившие с героем, или описывались его страдания во имя торжества христианской веры.

Основной задачей жития было прославление святого, которое всегда начиналось с воспевания его храбрости, стойкости или умения преодолевать трудности. Например, в одном из ранних житий — житии Бориса и Глеба — содержится потрясающее своим трагизмом описание их убийства Святополком. В житийной повести об Александре Невском также содержится красочное описание знаменитой Невской битвы, где Александр въехал на коне прямо на палубу вражеского корабля.

С самого начала жития строились по единому образцу, включавшему ряд обязательных моментов жизни святого. Излагались основные события жизни святого, часто от его рождения до смерти. В жития включалось и много сведений из истории, географии, даже экономики тех мест, где жил соответствующий святой. Благодаря этому исследователи широко используют жития как источник, содержащий важные сведения о жизни людей в давно прошедшие времена.

Иногда святыми признавали и самых обыкновенных людей, не совершивших в своей жизни ничего героического. В их жития обычно включались описания приписываемых им чудес, иногда случавшихся уже после их смерти.

С течением времени жанр жития начал постепенно видоизменяться. Описание жизни святого часто заслоняло рассказы о его подвигах. Составитель жития стремился показать, что обычный человек, посвятивший всю свою жизнь заботам о других, заслуживает ничуть не меньшего уважения, чем мученик, убитый в далеком прошлом. Борьба с самим собой оказывалась не менее важным делом, чем героическая смерть в мучениях.

При этом образ святого раскрывался с новой и во многом неожиданной стороны. Именно такие жития, больше напоминавшие биографии (например, рассказ о Юлиании Лазаревской) и стали использоваться писателями девятнадцатого и даже двадцатого века. Н. Лесков, Л. Толстой, Л.Андреев, Б. Зайцев, Б. Пильняк использовали житийные образы и сюжеты для создания своих произведений.

Вот какая интересная и долгая жизнь у житий святых в русской культуре.

ЖИТИЕ , Жития - в христианстве - жанр церковной литературы, в котором рассказывалось о жизни духовных или светских деятелей, причисленных Церковью к лику святых. Церковно-служебным назначением Ж. обусловливалось строгое соблюдение основных канонов.

Герои Ж. идеализируются, описываются с соблюдением основных принципов жанра: святой рождается в благочестивой семье, с детства избегает игр с детьми, отдает предпочтение молитве и церковному пению, после смерти родителей все наследство отдает бедным, идет в монастырь, проводит время в молитвах и терпении, совершает подвиги благочестия, добивается любви и признания братии и мирян. Его отмечает Дух Святой (см. Святой Дух ), он начинает творить чудеса, говорит с ангелами и много пользы приносит тем, кто слушает и видит его, затем рассказывается о его кончине и посмертных чудесах.

Ж. появились в Римской империи в первые века христианства (200-209) - во время антихристианских репрессий Септимия Севера. В 3-4 вв. Ж. широко распространились на Востоке, в Византийской империи и католических странах Западной Европы. В многочисленных "пассионах" и мартириях рассказывалось о мученической смерти тех людей, которые во время преследования христиан признавали единого Бога - Иисуса Христа. Святыми были провозглашены и многие государственные деятели - цари, князья, императоры, деятели церкви (основатели и игумены [см. ] монастырей, епископы [см. ] и митрополиты [см. ]). Ж. были приурочены к определенной дате - дню смерти святого - и под этим числом входили в прологи, минеи, в сборники устойчивого состава. Обычно Ж. сопровождались посвященными святому церковными службами, похвальными словами в его честь, а иногда словами на обретение его мощей.

В истории христианства выделяются Ж. мучеников, Ж. святых отцов, в западной версии - мартирологи и др. В начале 11 в. византийские Ж. Алексея, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Евстафия Плакиды, Андрея Юродивого, Евфросинии Александрийской, Николая Мирликийского, Симеона Столпника, Федора Стратилата, Епифания Кипрского, Козмы и Дамиана, Марии Египетской и др. через посредничество Болгарии были перенесены на земли восточных славян. В Ж. - мартириях - подробно описываются мучения, которым подвергают святого перед смертью, пытаясь заставить его отречься от веры. Другие Ж. рассказывали о христианах, которые добровольно подвергли себя испытаниям: богатые молодые люди тайно покидали родительские дома, вели нищенский образ жизни, уходили в пустыни, жили в полном одиночестве, проводили дни в непрестанных молитвах. Особым видом христианского подвижничества было столпничество - долгие годы святой обитал в каменной башне (столпе).

Появление оригинальных Ж. связано было с политической борьбой Руси за утверждение своей церковной самостоятельности. В 1051 князь Ярослав Мудрый, последовательно добиваясь независимости Русской Церкви от опеки Константинопольского патриарха и византийского императора, поставил в Киеве митрополитом русина Илариона и стал настаивать на канонизации своих родных братьев Бориса и Глеба. Жизни и мученической кончине князей посвящен ряд памятников - рассказ в "Повести временных лет" (1015), "Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба" (начало 12 в.) Нестора и анонимное "Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба" (середина 11 в.). Именем младших сыновей князя Владимира Святославича - Бориса и Глеба - освящалась идея родового старшинства в системе княжеской иерархии и была основана традиция т. н. княжеского Ж. в древней восточнославянской литературе.

Наряду с княжескими Ж. стали появляться и Ж., посвященные выдающимся деятелям Церкви - основателям тех или иных монастырских общежитий. Около 1091 Нестор написал "Житие Феодосия Печерского", в котором рассказал о монахе-подвижнике, ушедшем в монастырь против воли матери, обладающей сильным и непреклонным характером. Феодосий преодолевает все испытания и посвящает себя служению Богу. В изображении Нестора Феодосий Печерский прежде всего суровый подвижник - аскет, деятельный хозяин вверенного ему монастыря, по инициативе Феодосия иноки из пещер окончательно переселились в Печерский монастырь.

"Житие Феодосия Печерского" послужило литературным источником Киево-Печерского патерика - сборника рассказов об иноках Киевского Печерского монастыря. В основе сборника - переписка Владимиро-Суздальского епископа Симона с киевским монахом Поликарпом, которые жили в конце 12-13 в. Авторы изобразили печерских святых людьми особого склада, стремившихся в неустанной борьбе достигнуть того аскетического идеала, который в древности выработали греческие и восточные монашеские общины. Путь духовного совершенства иноков показан на фоне исторической действительности, сообщается немало фактов, характеризующих монастырский быт той эпохи, утверждается идея славного прошлого Киева и общерусского значения Печерского монастыря и его святынь.

Выдающимися памятниками белорусской агиографии 12 в. является "Повесть о жизни и смерти Евфросинии". Неизвестный автор восславляет настойчивую подвижницу, ее стремление к достижению знаний и духовному совершенству. Главная героиня Предслава - внучка князя Всеслава, дочь князя Святослава-Георгия - отказывается от замужества и против воли родителей постригается в монахини под именем Евфросиния (см. Евфросиния Полоцкая ). В монастыре она переписывает книги, записывает молитвы и проповеди. В произведении литературный схематизм и дидактическая риторика соседствуют с яркими реалиями времени, жизненной правдивостью описаний, основанных на реальных исторических фактах: строительство Спасо-Преображенского храма, мужского и женского монастырей, которые стали средоточием культуры и просвещения в Полоцке, по ее просьбе Лазарь Богша создал Крест, где сохранялись христианские святыни. Внутренний мир героини раскрывается в многочисленных монологах и диалогах, в произведении органично сочетается художественное описание жизни святой, краткое описание ее путешествия в Иерусалим и похвала.

В конце 12 - начале 13 в. было создано прологовое Ж. туровского епископа Кирилла, в котором главный герой изображен в полном соответствии с традициями агиографической литературы Средневековья. Сын богатых родителей отказывается от наследства и становится покорным иноком, некоторое время проводит на столпе. В заключительной части Ж. восславляется "другой Златоуст, иже на Руси паче всех восиа".

В полном соответствии с христианской традицией монах Ефрем написал "Житие Авраамия Смоленского" (начало 13 в.), в котором изображен талантливый проповедник и образованный монах Селищанского монастыря. Значительную роль в произведении играет авторский элемент. Ефрем размышляет, проводит аналогии с Ж. Саввы и Иоанна Златоуста, использует стилевую манеру Нестора. В произведении рассказывается о гонениях на Авраамия со стороны местного духовенства, которое завидовало его популярности и любви народа. Автор описывает тяжелые физические и душевные муки героя, его тернистый путь к всеобщему признанию.

Период борьбы с монголо-татарами и шведско-немецкой интервенции ознаменован написанием княжеских Ж.: Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Михаила Всеволодовича Черниговского, Довмонта-Тимофея, Дмитрия Донского. В 1270-1280-х книжник Владимирского Рождественского монастыря написал "Житие Александра Невского". Автор произведения называет себя современником Александра, "самовидцем" его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников. Приступая к описанию "святой, и честной, и славной" жизни князя, он приводит слова пророка Исайи (см. Йешаяѓу ) о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. В Ж. создан образ мужественного князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика, показаны наиболее значительные события из его жизни - битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, дипломатические отношения с Золотой Ордой и Папой Римским. Александр Ярославич является средоточием лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории - Иосифа, Самсона, Соломона (см. Шеломо ), а также римского царя Веспасиана. "Житие Александра Невского" стало образцом для княжеских жизнеописаний, его влияние ощутимо в "Повести о Довмонте", в "Сказании о Мамаевом побоище", в "Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского".

В 14 - начале 15 в. формируется идеология централизованного государства, укрепляется авторитет великокняжеской власти, в литературе на первый план выдвигается нравственный идеал человека, целеустремленного, стойкого, способного к самопожертвованию во благо народа. Неизвестный автор создал "Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского", главным героем которого является московский князь - победитель монголо-татарских завоевателей, идеальный правитель всей Русской земли. После победы Дмитрия Ивановича над Мамаем "бысть тишина в Руской земли". При этом отмечается, что подобно Давиду, помиловавшему детей Саула, великий князь был милостив к провинившимся перед ним: "повинных же прощааше".

Выдающимся русским агиографом первой четверти 15 в. был Епифаний Премудрый, написавший "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергия Радонежского" (см. - Т. К.). Писатель стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, превыше всего ставящего общее дело - дело укрепления Русского государства. В "Житии Стефана Пермского" прославляется миссионерская деятельность русского монаха, ставшего епископом в далекой коми-пермяцкой земле, показывается торжество христианства над язычеством. "Житие Сергия Радонежского" посвящено известному церковному и общественно-политическому деятелю, создателю и игумену подмосковного Троицкого монастыря. Будучи прекрасно образованным и начитанным, Епифаний Премудрый владел множеством литературных форм и оттенков стиля, талантливо включал в сочинения библейские цитаты и литературные реминесценции, мастерски использовал риторически изощренный стиль "плетение словес", сочетая стилистическую изысканность с ясностью и динамичностью сюжетного развития.

Во второй половине 16 в. русский писатель и публицист Ермолай-Еразм создал "Повесть о Петре и Февронии Муромских", в которой рассказывает историю любви князя и крестьянки. Автор сочувствует героине, восхищается ее умом и благородством в борьбе против бояр и вельмож. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому, корыстному поведению ее высокородных противников. В произведении с необычайной силой прославляется сила и красота женской любви, которая способна преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью. В повести отсутствуют характерные для Ж. описания благочестивого происхождения героев, их детства, подвигов благочестия, ореолом святости окружается не аскетическое монашество, а идеальная супружеская жизнь в миру и мудрое единодержавное управление своим княжеством. После канонизации Петра и Февронии на соборе 1547 это произведение получило распространение как Ж.

В 17 в. жанр Ж. трансформируется в бытовую повесть, эти изменения ярко прослеживаются в "Повести о Юлиании Лазоревской", написанной ее сыном Дружиной Осорьиным. Автор создает образ энергичной русской женщины, образцовой жены и хозяйки, терпеливо переносящей испытания. Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни и служения людям.

Следующий шаг по пути сближения Ж. с реальной действительностью сделал протопоп Аввакум в своем знаменитом Ж.-автобиографии. В 1640-е встал вопрос о проведении церковной реформы, которая вызвала мощное антифеодальное и антиправительственное движение - раскол, или старообрядчество. Идеологом старообрядчества был протопоп Аввакум, который в 1672-1673 создал свое лучшее творение - "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное".

Характер Аввакума раскрывается как в семейно-бытовом плане, так и в его общественно-политической жизни, воссоздается образ стойкого, мужественного и бескомпромиссного русского человека. Обличая представителей церковной и светской власти, Аввакум не щадит и самого царя, хотя царскую власть считает незыблемой. Тесное переплетение личного и общественного превращает данное Ж. из автобиографического повествования в широкую картину социальной и общественно-политической жизни своего времени. В стиле Ж. органично сочетается сказовая форма с проповедью, что и обусловило сочетание церковно-книжных элементов языка с диалектными. Новаторством протопопа Аввакума является то, что он решился написать свое собственное "Ж." и создал блестящее произведение автобиографического жанра, до той поры в зачаточном виде существовавшего в русской литературе. Основной удар своей обличительной критики Аввакум направил против реформ патриарха Никона. Человек громадной энергии и силы духа, Аввакум показал себя мастером полемики и агитации. Никакие пытки и истязания, ссылки, гонения, уговоры царя и бояр, обещания земных благ за отказ от своих убеждений не могли заставить Аввакума прекратить борьбу против "блудни еретической".

В православии в настоящее время особой распространенностью пользуются сюжеты из Ж. следующих угодников Божьих: Иоанна Крестителя; святого первоверховного Апостола Петра; святого первоверховного Апостола Павла; Апостола Андрея Первозванного; благоверного великого князя Александра Невского (1220-1263); великомученицы Варвары (3 - начало 4 в., пострадала за Иисуса Христа ок. 306); равноапостольного великого князя Владимира (ок. 960-1015); великомученика Георгия Победоносца; великомученицы Екатерины (казнена между 305 и 313); святого пророка Илии; Апостола и евангелиста Иоанна Богослова; святителя Иоанна Златоуста; праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908); блаженной Ксении Петербургской (18 - начало 19 в.); святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (конец 3 - первая половина 4 в.); равноапостольной великой княгини Ольги (10 в.); великомученика и целителя Пантелеимона (3-4 вв.); преподобного Серафима Саровского; преподобного Сергия Радонежского; сорока мучеников севастийских (4 в.) и др.

Т. П. Казакова


Поделиться:

что такое житие






  1. Житие#769; (биос (греч.), vita (лат.)) литературный жанр биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов-основателей монастырей, реже биографии светских лиц, которых церковь считала святыми. Житие создавалось после смерти святого, после канонизирования.
    ru.wikipedia.org/wiki/Житие

    жизнь; образ жизни, поведение; пропитание.
    sobor.vinchi.ru/pages/ostrov/chram_5.html

  2. жизнеописание
  3. Жизнеописание, часто о святых
  4. Описание существования рода людского со времен появления ИИсуса Христа
  5. Если Ж.-мое, то это то что вокруг, а если Ж.- их, то фантастика.
  6. ЖИТИЕ, в христианстве - жанр церковной литературы, в котором рассказывалось о жизни людей, причисленных Церковью к лику святых. Создавались жития по жестким канонам. Святой рождается в благочестивой семье, с детства избегает игр с детьми, отдает предпочтение молитве, идет в монастырь, проводит время в молитвах, совершает подвиги благочестия, добивается любви и признания братии и мирян. Его отмечает Дух Святой, он начинает творить чудеса, говорит с ангелами, затем рассказывается о его кончине и посмертных чудесах.
    Жития появились в Римской империи в первые века христианства. В многочисленных житиях рассказывалось о мученической смерти тех людей, которые во время преследования христиан признавали единого Бога - Иисуса Христа. Другие жития рассказывали о христианах, которые добровольно подвергли себя испытаниям.
    Появление оригинальных житий на Руси связано было с политической борьбой Руси за утверждение своей церковной самостоятельности. В 1051 князь Ярослав Мудрый стал настаивать на канонизации своих родных братьев Бориса и Глеба.
    Стали появляться жития, посвященные выдающимся деятелям Церкви например, "Житие Феодосия Печерского", в котором рассказал о монахе-подвижнике, ушедшем в монастырь против воли матери, обладающей сильным и непреклонным характером. Феодосий преодолевает все испытания и посвящает себя служению Богу.
    Выдающимся памятником является "Повесть о жизни и смерти Евфросинии". Неизвестный автор восславляет настойчивую подвижницу, ее стремление к достижению знаний и духовному совершенству.
    Период борьбы с монголо-татарами и шведско-немецкой интервенции ознаменован написанием житий Александра Невского, Дмитрия Донского и других. Книжник Владимирского Рождественского монастыря написал "Житие Александра Невского". Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. В житии создан образ мужественного князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика, показаны наиболее значительные события из его жизни - битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище. Александр Ярославич является средоточием лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории - Иосифа, Самсона, Соломона.
    Выдающимся русским агиографом первой четверти 15 в. был Епифаний Премудрый, написавший "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергия Радонежского". Писатель стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, превыше всего ставящего общее дело - дело укрепления Русского государства.
    Во второй половине 16 в. русский писатель Ермолай-Еразм создал "Повесть о Петре и Февронии Муромских", в которой рассказывает историю любви князя и крестьянской девушки. Автор сочувствует героине, восхищается ее умом и благородством в борьбе против бояр и вельмож. В произведении с необычайной силой прославляется сила и красота женской любви, которая способна преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью. В повести ореолом святости окружается идеальная супружеская жизнь и мудрое единодержавное управление своим княжеством.
    Следующий шаг сделал протопоп Аввакум, написавший сам свое житие. В 1640-е встал вопрос о проведении церковной реформы, которая вызвала мощное движение - раскол, или старообрядчество. Идеологом старообрядчества был протопоп Аввакум, который в 1672-1673 создал свое лучшее творение - "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". Характер Аввакума раскрывается как в семейно-бытовом плане, так и в его общественно-политической жизни, воссоздается образ стойкого и мужественного русского человека.
  7. Житие-это жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

В литературе есть четкое определение, что такое житие. Это рассказ о жизни и подвигах деятелей христианской церкви, которые были удостоены звания святых. Со временем житие видоизменились, но главная суть -прославление достойного человека, в них осталась.

Рассказы о святых были включены в сборники и появились на Руси в одно время с новой религией – христианством. Они сразу же полюбились в кругу грамотных людей и стали читаться с большим интересом.

Задача жития

Рассказы были построены таким образом, чтобы читателю было понятно, почему историческое лицо было названо святым. Что такое житие, понятно, если разобраться, какие задачи ставили перед собой авторы писаний.

Основная задача жития – прославление святого, была реализована за счет воспевания его храбрости, отваги, умения справляться с трудностями. Например, в житие об Александре Невском можно прочитать красочное описание известной Невской битвы, когда Александр въехал на своем скакуне прямо на палубу вражьего корабля.

Структура писаний

Каждое житие построено по единому образцу. Обязательно должны быть описаны сведения из истории, географии, иногда экономики того места, где жил святой. Поэтому житие является источником для историков, из которого они могут почерпнуть различную информацию дней минувших.

Известны случаи, когда святыми признавали обычных людей, которые ничего героического в жизни не совершили. Им приписывали совершение чудес, которые произошли уже после их смерти. Еще бывало писали о вымышленных героях.

Со временем в жанр житие добавили так же рассказы о жизни человека, что практически заслоняло рассказы о подвигах святых. Писатели стремились показать, что жизнь простого человека, который помогает другим, ничем не отличается от жизни мучеников, убитых в далеком прошлом и этот человек заслуживает должного уважения.

ЖИТИЕ (греческий βίος, латинский vita), жанр церковной литературы, жизнеописание святого. Область словесности, к которой принадлежит совокупность жития, именуется «агиография». Житие принято разделять на группы по следующим признакам: чину святости (агиологическому типу) изображаемого лица; особенностям повествовательной формы; пространному или краткому характеру описания жизни святого. В соответствии с чинами святости жития делятся на мученические, жития равноапостольных святых, преподобнические (житие святых-монахов), житие святых жён, житие юродивых (известны только в православной агиографии), святительские (житие святых - иерархов Церкви), а также святых-мирян; среди последних выделяют житие святых правителей (в славянский традиции - житие святых князей). Эта классификация не отличается строгостью, т.к. святой может одновременно принадлежать к нескольким агиологическим типам (мученик или миссионер одновременно может быть преподобным, святая жена - мученицей и/или монахиней, и т.д.). По особенностям повествовательной формы выделяются жития-агиобиографии, в которых подробно описана жизнь святого от рождения до смерти, и мартирии (от греческого μαρτύριον - мучение; в западной католический традиции именовались passio), описывающие мученическую смерть святых за исповедание веры, но не содержащие повествования об их жизни в целом. По характеру описания жизни святого жития могут быть пространными и краткими. Пространные жития предназначались для чтения в монастырях за трапезой в день памяти святого, для келейного и домашнего чтения (в православной греческой и славянской традициях их принято именовать минейными, так как они включались в Четьи-Минеи). Краткие жития составлялись для чтения на богослужении (в православной греческой традиции входили в состав сборников Синаксарь и Менологий; в Древней Руси - в состав созданного на основе Синаксаря сборник «Пролог», который у православных южных славян продолжал именоваться Синаксарем).

С точки зрения авторитетности и достоверности сообщаемых сведений жития некоторых святых в церковной традиции принято разделять на канонические и апокрифические; известны канонические и апокрифические жития великомучеников Георгия, Никиты Готского, Феодора Тирона. Жития часто создавались свидетелями жизни святых или по рассказам очевидцев. Цель жития - сохранение памяти о святых, назидание читающих, прославление святого на богослужении. По материалам жития обычно составлялись службы святым. Написание жития часто приурочивалось к моменту канонизации святых либо служило подготовке канонизации.

В отличие от светской биографии житие описывает в личности святого, прежде всего проявление Божественного начала; образы святых в житии обыкновенно не индивидуализированы; житие - «словесная икона» святого (В. О. Ключевский). Для жития характерен набор композиционных и стилистических «общих мест» (топосов): молитва автора к Богу с просьбой о помощи и признание своей греховности и «некнижности»; сведения о родителях святого; чудеса, сопровождающие его рождение; крещение, наречение имени, наделяемого символическим смыслом и предвещающего подвиги святого; его отказ в детстве от игр со сверстниками; обращение к Богу; уход в монастырь; бесовские искушения; знание дня своей смерти и благочестивая кончина; прижизненные и посмертные чудеса (исцеление слепых, парализованных, одержимых бесом и др.). В разных видах жития существует свой набор топосов.

На становление жития отчасти повлияли различные традиции. Оно вобрало некоторые черты античной биографии, античного романа, фольклорных жанров и мифологических представлений (например, мотив змееборчества в житии великомученика Георгия).

Наиболее ранние жития - мученические. Инициатива но составлению первых, не дошедших до нас сборников мученических житий приписывается римским папам Клименту I и Фабиану, позднее был составлен мартиролог, без достаточных оснований приписываемый Иерониму Блаженному, ещё один сборник написан английским монахом Бедой Достопочтенным. В 9 веке на латинском Западе мартирологи составляли Флор, Храбан Мавр, Вандельберт, Узуард, в 10 веке - Ноткер Заика. На греческом языке был составлен несохранившийся мартиролог Евсевия Кесарийского, известна также его книга о палестинских мучениках. «История персидских мучеников» была составлена около 410 года епископом Таргитским Маруфой.

Древнейшим преподобническим житием является житие Антония Великого, написанное Афанасием Великим. В 5 веке житие на Востоке писали Геронтий Пресвитер, Каллиник, Феодорит Кирский. Житийные сказания о монахах определённой местности были объединены в особые сборники - патерики (Египетский патерик - «Лавсаик» Палладия, Синайский патерик - «Луг духовный» Иоанна Мосха).

В византийской агиографии сосуществовали два направления - «народное», отличающееся простотой языка и приверженностью к бытовой конкретике, и «литературное» , ориентированное на книжный стиль, абстрагировавшееся от изображения бытовых реалий, тяготевшее к притчевости. К «народному» направлению относятся жития Иоанна Милостивого и Симеона Юродивого, составленные Леонтием Кипрским. Во 2-й половине 10 века в Византии прежде написанные жития были переписаны в отвлечённо-риторическом стиле Симеоном Метафрастом (всего им было отредактировано 148 житий, среди них - жития Богородицы, Николая, епископа Мирликийского, Дионисия Ареопагита).

Первое латинское житие - написанное диаконом Понтием житие святого Киприана, епископа Карфагенского (середина 3 века). Житие писали Руфин Аквилейский, Иоанн Кассиан Римлянин, Григорий Турский и др. Художественные черты усиливаются в житиях, созданных Валафридом Страбоном (святого Блайтмакка, святого Маммы). К 11 веку в латинской книжности окончательно выработались каноны изображения жизни святых; в 12 веке в житиях преобладали описания чудес. В 11-13 веках создаются своды жития - легендарии. Наиболее известным и читаемым был легендарий доминиканского монаха Якова Ворагинского «Золотая легенда» (13 век), включавший 180 житий; сборник «Каталог святых» составил в 14 веке Пётр Наталибус (умер 1382). Публикация корпуса латинского жития («Acta Sanctorum») была начата в 1643 обществом болландистов (издание продолжается и ныне).

Древнейшие русские жития относятся к рубежу 11-12 века: «Чтение о Борисе и Глебе»; житие Феодосия Печерского, составленное Нестором, а также «Сказание о Борисе и Глебе» неизвестного автора. Жития, составленные в конце 14 - 1-й четверти 15 века Епифанием Премудрым (Сергия Радонежского, Стефана, епископа Пермского), написаны изощрённым стилем, для которого характерны разнообразные риторические приёмы (стиль «плетения словес»). В середине 16 века корпус переводных и оригинальных житий был собран митрополитом Макарием в сборнике «Великие Четьи-Минеи». Новая редакция переводных и оригинальных житий, также объединённых в сборнике Четьих-Миней, принадлежит митрополиту Димитрию Ростовскому. Канонизация русской Церковью на рубеже 20-21 века большого числа святых (преимущественно мучеников, пострадавших в 20 веке) стала причиной активного развития русской агиографии в последние 2 десятилетия и составления многочисленных новых житий, в большинстве своём основанных на документальных материалах.

Лит.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. М., 1989; Brown Р. Society and the holy in late antiquity. Berk., 1989; Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995-1998. Т. 1-2; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 годы). 2-е изд. СПб., 1996; Мир житий: Сборник материалов конференции (Москва, 3-5 октябрь 2001 г.). М., 2002; Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 2003; Русская агиография: исследования, публикации, полемика. СПб., 2005.