Болезнь тёплых христиан. Что такое теплохладность

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Основанием для изобретения такого термина являются слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Апокалипсисе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15, 16).

Почему же Спаситель так строг с теплохладными? В церковнославянском языке еще более жесткий эпитет предусмотрен им в наказание: не просто извергну, но даже изблюю из уст Моих, т. е. с отвращением отвергну далеко от Себя. Отлучу от Себя. Воистину страшное наказание.

Дело в том, что теплохладность – это попытка совместить Бога и сатану, Христа и Велиара. Попытка соединить небо и ад ради собственного комфорта-болотца, ради того, чтобы и далее жить в тине-жиже своих страстей, но только с успокоенной, словно бы приспанной совестью.

Разберем вкратце грехопадение первых людей. Человек отвратился от Бога и влюбился в материальное. Его главной задачей, поставленной перед ним Всевышним, было обожение, т. е. приближение к Богу – вечное движение в горняя. Вместо этого человек отвратился от Господа и ринулся вниз, чтобы влюбиться в материальный мир, который явился для него источником горделиво-плотяного наслаждения, средством удовлетворения греха.

Для теплохладного человека эта любовь к материальному миру является сердцевиной греха теплохладности, его ядром. Он готов предать Бога, снова распять Спасителя, лишь бы цел был его маленький комфортный мирок. Такой человек внешне может быть очень благочестивым, но когда придет время выбора, последний будет очевиден: измена Богу ради своего уютного оазиса. И самая главная, самая страшная слепота такого человека состоит в том, что он не понимает, что все равно потеряет свой оазис. Мало того, не оазис, без Господа это болото, в котором давно уже живут чудовища, готовые пожрать душу человека. В нем давно уже развивается грех. Если ему не препятствовать, он превратится в уродливую губительную страсть.

Анатомией греха является пример ветхозаветных Содома и Гоморры. Очень богатые города, стоящие на месторождении нефти, которая ценилась и в древности. Из нее делали строительный материал битум. Из-за своего комфорта, богатства, уютного и теплого мирка содомиты и гоморриты забыли Бога. Он перестал им быть нужен. И в них начал развиваться грех. Вначале они стали жестосердечные, эгоистичные, перестали давать милостыню, начали жить только для себя. Глубиной их падения явилась содомия. И после этого – уничтожение городов Богом.

На примере Содома и Гоморры видно, что теплохладность является питательной средой, в которой рождается грех, тем первичным бульоном (как говорят биологи-эволюционисты), где зарождается жизнь греха.

Именно поэтому Спаситель в Откровении, развивая тему теплохладности, упреждает больного ею от слепоты: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3:18, 19).

О том, какой удел теплохладности, ярко повествует житие преподобного Макария Египетского устами мертвеца: «Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: "Кто ты такой?" Череп отвечал: "Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение". Преподобный спросил: "Каковы эти мучения?" "Мы находимся в великом огне, – отвечал череп, – и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением". Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: "Есть ли мучения еще более жестокие?" Череп ответил: "Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки".

Из священнического опыта скажу, что труднее всего общаться с подобными людьми. Лучше общаться с очевидными грешниками. Часто человек, больной тяжким грехом, ищет исцеления, имеет нужду в Боге. Но теплохладный говорит тебе на похороне: «Батюшка, отслужи побыстрее, а то у нас столовая заказана». Или на крестинах торопит тебя. Ему не важно Таинство, ему важно вписаться в традицию, чтоб как у всех, а далее заниматься своими плотяными делами. И ты, священник, всматриваешься в эту страшную зияющую пустоту завуалированного безбожия и не можешь достучаться к человеческой душе, потому что Бог ей не нужен.

Но вчитаемся в слова Спасителя-Христа, братья и сестры! Помажем глазной мазью Евангелия свои глаза, купим у Бога золото Таинств, очищенное огнем Святого Духа, оденемся в белые одежды богоугодного праведного добродетельного целомудренного жития, пока не стало слишком поздно, пока чудовища, выращенные нами же в собственном болотце, не обратились и не пожрали нас.

Иерей Андрей Чиженко

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3;14-19).

Теплый противопоставляется холодному и горячему. В чем различие? Теплый находится в комфортном состоянии. Успокоившийся. Достигший. В теплом состоянии человек спит. В отличие от горячего и холодного. В тепле, комфорте легко уснуть и приятно спится. В этом состоянии человек живет в свое удовольствие. При холоде и жаре уснуть не просто.

Горячий стремится к Господу, почитая себя не достигшим и недостойным.
«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Филипп. 3;12-15).
«Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17;10).

Теплый считает себя праведным, достигшим, спасенным. Поэтому успокаивается и засыпает. Это нарушение первой заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5;3).

У холодного и горячего нет успокоенности, «душа не на месте». Горячий еще не достиг и постоянно стремится, все время в поиске. А холодный – в терзаниях и смятении потому, что явный грешник. Пример – фарисей и мытарь. Теплый и холодный. Один себя хвалит, другой не смеет глаза к небу поднять из-за сознания своей греховности. И грешник мытарь был оправдан. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7;10). Еще пример – раскаявшийся блудный сын (Лк. 15;11-32).

О «праведности» теплых фарисеев Иисус Христос говорил: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф. 5;20). И еще: «Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Матф. 21;31-32).

Основной принцип греха – гордость. Самомнение, самолюбие, высокомерие. Основной принцип праведности Божьей – смирение. Скромность, кротость, униженность. Грешник думает о себе высоко, праведник не думает о себе вообще, кающийся грешник думает о себе низко. И всякий, кто думает о себе высоко уже грешит. Именно в том, как он о себе думает. Поэтому самые страшные грешники это те, которые с виду праведники. Не делают явных грехов по плоти и этим себя оправдывают и превозносятся. Таким образом, грешат гордыней – а это уже грех к смерти. Поэтому Христос и предупреждал о «праведности» лицемеров, чтобы не шли по этому пути – «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12;1).

Теплых «праведников», почитающих себя достигшими, Бог не выносит.
«праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1;13-15).

Теплому не нужен Бог и помилование от Него. Поэтому и нет нужды слушаться Господа и выполнять Его волю, чтобы заслужить спасение и награду. Уже не надо верить. Уже всё совершилось и все усовершились.
«…и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру. Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа"» (2Тим. 2;17-19).

Для Господа главное – вера.
«Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6;28-29)
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте любви» (1Кор. 13;13-14;1).

Вера без дел мертва. Вера проявляется в делах. В делах Божьих. Дела Божьи совершаются через послушание. Услышал Слово Господа – исполнил. Таким образом, пребываешь в вере и послушании. Отсюда, грех – это неверие в непослушании.
«Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3;18-19)
«…неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1Цар. 15;22-23).

Итак, теплый это тот, кто не боится Бога. Успокоился и отдыхает, надеясь на свою «праведность». Думает о себе, как о любимом и ценном в глазах Божьих. И вместо благодарности, покорности и благоговения – превозносится и кичится. Это – лицемерие, лукавство. Таких Бог отвергает.

Теплый подобен вытесанному людьми камню. Такие не пригодны для Господа – «если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их» (Исх. 20;25). Лицемер, рожденный лицемерами – «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Матф. 23;15).

Израиль был теплым. Пресытились благословениями Божьими и перестали чтить Всевышнего.

У холодного и горячего есть общее. Благоговение перед Господом и сознание своей ничтожности. А это главное, что требует Господь.

Теплый превозносит себя и ропщет на Бога, требует у Бога, ведет себя, как равный Ему.
«Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей, так что одна стена [была] между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моем» (Иез. 43;8).
Это – грех дьявола. Грех к смерти.

Теплый скрывает грехи свои, не идет к свету и не любит свет. Оправдывает себя. Хвалится внешней, искусственной праведностью.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф. 23;25-28).

Горячий считает себя недостойным, потому что он смиренный и святой. Холодный почитает себя недостойным, потому что он такой и есть, и честно это признает. Теплый считает себя достойным и значимым. Это – грех, закрывающий Бога.
«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом» (1Кор. 1;26-31).

Если мы действительно что-то хотим, то как правило добиваемся этого. Что же тормозит нас в духовной жизни? Почему хотим худеть и худеем, а хотим молиться и не молимся? Размышляют иерей Филипп Ильяшенко, финансист Константин Каракацанис и жена священника Анна Васильева.
Омовение ног. Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в.

«НС» продолжает свой опрос "Как починить волю? ":

Иерей Филипп Ильяшенко (Москва):
— То, что вы описываете, Спаситель в Евангелии называл фарисейством и лицемерием и последовательно обличал. В Апокалипсисе «Сидящий на троне» обращаясь к Ангелу Лаодикийской Церкви говорит: «О если бы Ты был холоден или горяч, но Ты не холоден и не горяч...» — известные московские духовники связывают эти слова с тем, о чем вы говорите и называют это явление теплохладностью. Полагаю, что самый верный путь описан в заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью, и всем разумением твоим». Речь идет, таким образом, не о воле (у христианина нет слова не могу, есть — не хочу! — а это совсем другая область), а о сердце! Если я кого-то люблю, то едва ли захочу его расстраивать, напротив, поспешу использовать всякую возможность его порадовать — выполняя его просьбы, исполняя угодное ему!

Константин Каракацанис, финансовый директор крупной компании (Москва):
— Мне кажется, основная проблема несоответствия чтения и практики в том, что подлинное наше желание, к сожалению, "бери от жизни все!" И дальше мы его пытаемся обуздать, или уговорить, или победить. И себя, любимого, жалко к тому же. Поэтому у нас и не получается победить волю умом. Но как только (часто после потрясений) мы собираемся и действительно что-то хотим, мы всего или почти всего добиваемся. Это и в обычной жизни заметно. Ну, например, худеть у многих получается же, в конце концов.

Очень часто мы слышим с амвона тезис о том, что человек, как ни работай над собой, все одно — существо падшее, и фактически никакого продвижения в сторону Царства Божьего не может осуществить. И без помощи Божьей ничего не выйдет. А вывод из этого утверждения может быть сделан (и часто делается) такой: не выходит — значит пока нет помощи. Нет помощи — значит недостоин. А, следовательно, и напрягаться не надо, потому как бесполезно. Человек просто плывет по течению, опять оправдывая свою лень.

Книжное знание всегда несколько иллюзорно, это модель, а не натура. Как геометрия, где отрезок и плоскость не имеют толщины. Но в реальности мы понимаем, что это такие допущения, для простоты изложения главных принципов, и переносим это отношение к учебнику на духовные книги. То есть в принципе мы все принимаем, но что это надо делать прямо сейчас, не доходит до ума и сердца. То, что прочитанное необходимо понять буквально, тоже не доходит.
Вывод я могу предложить один — не соглашаться с ленью, с нелюбопытством, а понуждать себя к действию, ежедневному или ежечастному — кто как может...

Анна Васильева, жена священника (Архангельск):
— Этот вопрос мне кажется несколько отвлеченным от жизни. Что могу сказать о себе — когда были первые годы жизни в Церкви, то вопросы о «духовной жизни» присутствовали. Потом с возрастом получилось, что вся духовная жизнь сводится к самому малому, но которое очень трудно выполнить. Самое элементарное — не обижаться и других не обижать, не делать другим плохого, не кричать на детей, помогать тем, кому хуже. Вот минимум, который так по-детски выглядит, и очень сложен. Поэтому лично у меня не стоит сейчас вопросов о какой-то духовной жизни, мне бы выполнить как-нибудь этот минимум.

Насчет застревания и хождения по кругу — не знаю, мне кажется, что наш путь к Богу — это не стремление к каким-то «вершинам духовной жизни» (что это такое, я толком и не понимаю), а преодоление тех постоянных трудностей, что каждый день встречаются на нашем пути. То есть наш путь к Богу, получается, не столько молитва и чтение святых отцов, сколько — просто терпеть все неприятности, скорби, не роптать на Бога. А застревание — жизнь все время приносит какие-то проблемы, сюрпризы. Сегодня они одни, завтра другие, решать их приходится по-разному. То есть застревание, конечно, есть, существует, но как-то о нем не думаешь особенно, житейская суета особо не дает возможности размышлять.

Как починить свою волю — я не знаю. Наверное, в некоторых случаях надо лечиться. Вижу, что в моем окружении много людей, страдающих депрессией. Пока никому из них, насколько я могу видеть со стороны, не удалось самим свою волю починить. Одной подруге помогли антидепрессанты и работа с психотерапевтом — это заняло не один месяц, но результат принесло, воля действительно окрепла.

Есть еще такой момент, не знаю, насколько он уместен. Это мое личное наблюдение. У меня есть подруга, которая 20 лет ходила в церковь и жила церковной жизнью, серьезный неповерхностный человек. Ее тоже беспокоило это «топтание на месте». Она хотела настоящей глубокой христианской жизни. И так получилось, что она нашла ее в одной общине, которую принято критиковать и называть сектантской. Я тоже познакомилась с несколькими людьми из этой общины. Мне показалось, что они все максималисты, старающиеся жить по-максиму по-христиански. Они постоянно что-то изучают, Священное писание, историю Церкви. То есть у них как-то получается так жить, что Христос и Евангелие у них на первом месте. Может быть, их опыт церковной жизни может быть и нам полезен, интересно, как это у них получается.

Теплохладность - болезнь современного мира, духовный СПИД: так пастыри церкви характеризуют происходящее сегодня в обществе. Но ведь этот грех упоминается еще в Откровении Иоанна Богослова. В чем же его опасность для души, что значит быть теплохладным, почему большинство православных на самом деле не умеют по-настоящему любить Бога?

О понятии «теплохладность»

Как понять значение слова «теплохладность»? Нет ли в нем какого-то противоречия? Разве могут соединяться вместе тепло и холод? Оказывается, да. Теплохладными сегодня можно назвать большинство тех, кто считает себя верующими православными христианами.

Разные есть грехи в православии, но теплохладность особо противна Господу. Святой апостол Иоанн Богослов так передает в Откровении гневное обращение Бога к Лаодикийской Церкви:

Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3: 15-16)

Ни то ни се, ни горячая любовь к Богу, ни его отрицание - так можно охарактеризовать теплохладность. Человек знает о существовании Создателя, даже верит в Него, но не делает решительного выбора между такими понятиями, как добро и зло, святость и грех.

Духовная жизнь такого «верующего» противоречива. Нет в нем той искры истинной любви, готовности нести данный Господом крест, благодарно принимать любые испытания.

Можно внешне соблюдать правила церковной жизни - посещать службы, подавать милостыню, поститься. И в то же время быть привязанным к мирской жизни, с легкостью оправдывать свои грехи, причащаться, не имея горячего желания исправиться, зачастую молиться не искренне, а механически, просто по привычке или по необходимости.

В общем, теплохладность - формальная любовь к Богу. Святитель Феофан Затворник говорил:

…стояние между добром и злом, между жизнью безбожного мира и жизнью в истинной вере, между святостью и грехом, между Христом и сатаною

Как понять, не больны ли вы теплохладностью - на следующей странице.

Признаки болезни «теплохладности»

Мы все, чего уж там скрывать, склонны к самооправданию. Многие искренне считают себя благочестивыми прихожанами, вполне порядочными людьми - никого не убили, не украли, о семье заботимся, в храм регулярно ходим.

И далеко не у каждого хватает смелости признаться самому себе в самообмане. Настоящих верующих, для которых Божьи заповеди - закон жизни, совсем немного. И если себя еще можно успокоить и обмануть, то Господь ведь насквозь видит душу человека.

Человек, добровольно поддающийся общему течению, а таких большинство, меняется по возрастам жизни, по временам календарного года, наконец, по часам дня. В воскресенье утром он — молящийся христианин, в послеобеденное время — светский сплетник, вечером в театре — непринужденный поклонник искусства, а после театра — нередко грубый циник. Епископ Антоний Храповицкий

Вы уверены - ваша духовная жизнь угодна Богу? Теплохладность - не ваш грех? А если честно признаться себе и потом покаяться перед Господом?

Ваша молитва иногда бывает чисто механической, не идет из самой глубины души, общения с Создателем не получается. Молитва зачастую рассеянная, вы отвлекаетесь на посторонние мысли. В храм вы ходите не регулярно, позволяете себе опаздывать на службу или уходить раньше, иногда «витаете в облаках», не можете сосредоточиться.

Исповедуетесь вы редко, не особо готовясь к Таинству, предпочитая общую исповедь, ведь бывает стыдно и неловко открыть священнику все свои прегрешения. Находите оправдание своим поступкам, так как уверены - в современном обществе невозможно соблюдать все Божьи заповеди.

Любовь к Богу в вас присутствует, когда все в вашей жизни гладко и складно.

А если начинаются трудности и испытания, то появляются обида и непонимание - за какие грехи, Господи? Нет в вашей душе постоянного присутствия Бога, желания очищать свою душу, пусть даже через слезы и страдания.

Вам это присуще? Значит, ваш диагноз - теплохладность. Чем она опаснее духовной холодности и даже атеизма? Об этом - на следующей странице.

Теплохладность опаснее атеизма?

Наверное, звучит парадоксально, но атеист скорее может обрести любовь к Богу, чем человек теплохладный. Холодность первого вызвана его незнанием Господа, духовным невежеством и оттого иногда даже враждебным отношением к Создателю. Но такой человек легче может осознать свою греховность и отчужденность от Творца и Спасителя. Вспомним - именно разбойник первым вошел в Царство Небесное, покаявшись на кресте.

Тот же, кому присуща теплохладность, может быть очень даже сведущим в вопросах веры, знать Божьи заповеди, множество молитв, разбираться во всех тонкостях церковных богослужений. Он верит в Господа, но как-то по-своему, без фанатизма. Он даже зачастую весьма доволен собой, считая себя сознательным православным христианином. Но вот только истинная любовь к Богу в нем отсутствует. И если человек столько времени провел в лоне церкви, но полюбить своего Творца так и не смог, придет ли к нему это чувство?

Атеиста можно сравнить с больным, незнающим о своем недуге. Он и не лечится из-за своего незнания. А вот теплохладный, хоть и подозревает о своей болезни, но по причине своего равнодушия не стремится прибегать к помощи Спасителя, как к целительному лекарству. Его внешнее, показное благочестие усугубляется еще и грехом лицемерия. Нравственность теплохладного фальшивая, ведь сердце его скрыто от Бога.

И, действительно, человек равнодушный к вере или даже атеист, под влиянием жизненных обстоятельств и благодати Божией, может покаяться и радикально измениться. Теплохладный же будет духовно тлеть всю свою жизнь и вряд ли когда приложится к Богу всем сердцем. Священник Алексий Мороз

Можно ли научиться любить Господа - читайте далее.

Научиться любить Бога

В чем же причина, почему в людях отсутствует любовь к Господу? Долгие годы атеизма и богоборчества, соблазны современного мира, конечно, наложили свой отпечаток.

И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. (Мф. 24:9)

Миссионер по призванию, протоиерей Евгений Соколов с горечью отмечает объективный, но печальный факт - регулярно в храм ходит лишь один из десяти крещеных православных россиян. Батюшка искренне недоумевает - как можно восхищаться красотой этого мира, любить природу, животных, детей и не любить того, кто все это создал - нашего Господа?

Как научиться любви к своему Творцу? Знать и исполнять Божьи заповеди - вот верное средство на этом нелегком пути. По словам преподобного Амвросия Оптинского, научиться любви к людям можно, совершая добрые дела. И за это со временем Господь пошлет благодать любви. Так же и в отношении нашего Творца - у человека, который старается жить по заповедям Божьим (оно дается, конечно, с трудом), постепенно рождается и укрепляется любовь к Богу. Ведь заповеди помогают бороться с нашими пороками и болезнями души.

Преодолевая свое самолюбие и гордыню, мы очищаемся, развиваем в себе навык послушания и исполнения Христовых заповедей. Мы словно расчищаем от препятствий свой путь и открываемся любви к своему Создателю. Ведь это чувство естественно, оно в нас заложено при нашем сотворении. И лишь наши грехи и страсти мешают ему раскрыться в полной мере.

О причинах теплохладности и о настоящей любви к Богу рассказывает руководитель миссионерского Отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов:

Сегодня среди Адвентизма распространяется странный комментарий на Библейский текст:

«Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:16).

«Извергну» - объясняют, значит, изрыгну, изблюю. Да, от таких и подобных им толкований действительно стошнит.

Обосновывают такое толкование тем, что на языке оригинала, мол, такая концепция как раз и заложена.

Не хочу ничего сказать в отношении оригинала, может это место и можно так перевести, возможно, там даже есть какой-либо альтернативный вариант перевода. Если бы я знал древнегреческий, я бы этот вариант, конечно, отверг бы. Слишком грубое сравнение. И навряд ли Иоанн и Христос, давший ему концепцию этой вести, имели в виду именно это.

Для того чтобы разобраться в этом выражении, чтобы познать, о чем этот текст говорит, давайте обратимся в самую суть, в самое сердце этой мысли.

О чем здесь говорится?

К кому обращены эти слова?

Читаем:

«Ангелу Лаодикийской церкви напиши» (Откр.3:14).

Кто этот Ангел Лаодикийской церкви, которого Свидетель Верный и Истинный извергнет из уст Своих, если он не покается?

Давайте подходить ко всему здраво. В первую очередь это ангел, руководитель церкви города Лаодикии в Малой Азии.

Давайте сначала посмотрим, что происходило там, в Лаодикийской церкви, и только
потом определим, какое значение это имеет на наши дни.

Город был основан где-то около 250 г. до Р. Х. Царем Антиохом Сирийским и был назван в честь его жены Лаодикии. Расположен он был в долине реки Ликус.

Выражение: «Ни холоден, ни горяч» - было особенным образом понятно для верующих Лаодикии.

В окрестностях этого города был водопад, в который впадали горячие источники, текущие в Иераполь. Протекая через долину Ликус к Лаодикии, примерно на расстоянии около десяти километров эти горячие источники заметно охлаждались и, достигая окрестностей Лаодикии, становились теплыми... Таким образом, эта редкая географическая особенность была известна всем и как нельзя лучше характеризовала духовное состояние верующих лаодикийской церкви.

Да, такую теплую воду если выпить, к тому же есть предположения, что вода та содержала какие-то щелочи, то действительно стошнит.

Но это все было в окрестности города Лаодикии, где была повсеместная первоапостольская церковь. И в прямом отношении к этой церкви, возможно и оправдан такой перевод о тошноте того кто выпил эту тошнотворную теплую воду.

Но ведь значение этого описания не останавливается на поместной церкви в Лаодикии. Семь церквей трансформируются в семь периодов времени, в которые жили христиане, это семь христианских периодов. И мы сегодня живем в период лаодикийской церкви. Заметьте, это временное пространство, это промежуток времени, а не какая-то определенная конфессия. Это все христиане, живущие в период с 1844 года. Почему с 1844 года? Да, потому что в названии заложено значение. «Лаодикия» - означает «суд над народом» или же «народ суда». Последнее определение более подходящее.

А кто же тогда Ангел церкви?

Давайте проанализируем, кого избирали на руководящий пост в первоапостольской церкви:

2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим.3:2-5).

Вы заметили, кого избирали на руководящий пост? Он должен быть образцом для всей церкви. Он должен был быть тем, на которого все будут равняться (но прежде он сам, конечно, должен был равняться на Христа). Он тот, который будет учить членов церкви, наставлять их в Слове Божьем, вести их к духовному совершенству.

Вот таково значение ангела повсеместной церкви в Малой Азии.

Но если значение церкви мы трансформируем, и церковь у нас становится временным отрезком, в котором живут христиане, то кем тогда является ангел церкви, ангел всей христианской церкви этого временного промежутка? Вот здесь-то как раз это место и занимает Богом учрежденная церковь.

Подобно тому, как в повсеместной церкви избирался самый лучший из всех членов, который должен был учить всю церковь, так и сегодня Адвентисты седьмого дня имеют самое чистое Библейское учение. И задача церкви - нести это учение всему миру и в том числе всей христианской церкви (см.Откр.14:6-12), к которой и должен прозвучать призыв: «Выйди из нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр.18:4).

Вот теперь мы уже поближе подошли к тому моменту, где надо увидеть, что означают слова Свидетеля верного и истинного: «Извергну тебя из уст Моих».

Откуда извергну? Из желудка? Да нет, из уст.

Это в древности люди выпив теплую воду, и она естественно не на губах у них была, а проходила через гортань, далее проходя пищевод, попадала в желудок. В желудке эта теплая щелочная вода производила реакцию, и организм человека так устроен Богом, что он пытается исторгнуть все то, что организм не приемлет. Начинаются рвотные конвульсии в желудке, и человек изрыгает все его содержимое.

В значении того символа на наше время, - что означает наше теплое состояние? Неудовлетворительность нашей духовности.

В Малой Азии в окрестностях Лаодикии кто пил теплую воду? Все люди и члены церкви тоже, ну, если, конечно, не было под рукой другой воды.

А в значении с Лаодикией на наше время мы – это ангел церкви, АСД Лаодикийского периода, это мы являемся той теплой водой; ведь о нас же говорится, что «ты ни холоден, ни горяч». И что ли Свидетель верный нас выпил, согласно этому толкованию, что Он готов теперь нас изрыгнуть?! Нет. Но кого-то такое толкование устраивает, а может, они просто не задумывались над этим вопросом более глубоко, как-то поверхностно отнеслись к нему?!

Вот толкование этих слов: «Извергну тебя из уст Моих».

Самое первое, что хочу сказать и заострить внимание на том, что как раз-то на устах тошнота не возбуждается. Она происходит либо в желудке, либо сразу в гортани, но только не на устах.

Чем занимается Христос в небесном святилище с 1844 года? Он ходатайствует на суде. Сегодня идет суд над мертвыми. И как только представляются дела какого-либо человека на суд, и если тот человек ушел в могилу в полном раскаянии перед Богом за свои грехи, тогда он на устах Христа-Адвоката; Небесный Защитник ходатайствует за него.

В любви Своей Бог, видя наше теплое состояние, наше самодовольство, нашу наготу, пока еще не пришел час суда над живыми, - все, что может - предлагает нам. Он предлагает нам и золото огнем очищенное и глазную мазь, чтобы мы увидели свое состояние. Наказывает нас, наконец, в любви Своей, чтобы остановить нас на наших путях. Его цель, чтобы одеть нас в Свои одежды праведности. Ибо вот-вот настанет час, когда нам надо будет предстать перед судом. Если мы примем все Его дары, - Он оденет нас в одежды Своей праведности, и только тогда на суде мы будем у него на устах. Он будет взывать: « Да, он - грешник, но он оставил грех, он сожалел о нем; Моя кровь омыла его, да будет он со Мной во всю вечность».

А если мы не внемлем призыву Свидетеля Верного, не примем Его дары, то останемся в своей праведности, хотя и говорим много о праведности Христа сегодня. В вопросе пересмотра нашей жизни каждый должен начинать с самого себя, и если мы этого не сделаем, - Небесный Адвокат извергнет нас из уст Своих, Он просто не будет за нас ходатайствовать.