Арнольд тойнби - биография, информация, личная жизнь. Цивилизационная теория арнольда тойнби и культурология

Принадлежащий к самым выдающимся представителям цивилизационного подхода, творец концепции «вызова-и-ответа».

Понятие цивилизации

Тойнби решительно отвергает идею единой цивилизации. Цивилизация для него это группа стран и народов, связанных общей судьбой и мировоззрением. Цивилизация противопоставляется примитивным обществам и характеризуется иерархической структурой, универсальным государством и универсальной религией . В своем развитии цивилизации проходят три этапа: расцвет , надлом и упадок . Причинами смерти цивилизации является внутренний (революция) и внешний пролетариат (война) или коснение структуры. Причиной роста и развития цивилизации является вызов и наличие творческого меньшинства.

Список цивилизаций по Тойнби

  • Сирийская
  • (иранская)
  • Арабская
  • Западная
  • Древнекитайская
  • Дальневосточная китайская
  • Дальневосточная японско-корейская
  • Индская
  • Юкатанская

"Постижение истории"

(A Study of History ) Фундаметальный труд А. Дж. Тойнби, состоящий из 12 частей:

  • Т. I: Введение (Introduction); Сравнительное исследование цивилизаций
  • Т. II: Генезис цивилизаций (The Geneses of Civilizations)
  • Т. III: рост цивилизаций (The Growths of Civilizations)

Первые три тома изданы издательством Оксфордского университета в 1934

  • Т. IV: Надломы цивилизаций (The Breakdowns of Civilizations)
  • Т. V: Распады цивилизаций (The Disintegrations of Civilizations)
  • Т. VI: Вселенские державы (Universal States)

Эти три тома изданы издательством Оксфордского университета в 1939

  • Т. VII: Универсальные церкви (Universal Churches)
  • Т. VIII: Героические времена (Heroic Ages); Контакты между цивилизациями в простанстве (Contacts between Civilizations in Space)
  • Т. IX: Контакты между цивилизациями во времени (Contacts between Civilizations in Time); Закон и свобода в истории (Law and Freedom in History); Перспективы западной цивилизации (The Prospects of the Western Civilization)
  • Т. X: Вдохновение историков (The Inspirations of Historians); Заметки по хронологии (A Note on Chronology)

Четыре тома изданы в 1954

  • Т. XI: Исторический атлас (Historical Atlas and Gazetteer)
  • Т. XII: Мои воспоминания

Последняя часть труда вышла в 1961

Другие труды

  • «Зверства в Армении: Убийство нации» (Тhe Armenian Atrocities: The Murder of a Nation, 1915).
  • «Национальность и война» (Nationality and the War, 1915).
  • «Новая Европа: Эссе о восстановлении» (The New Europe: Some Essays in Reconstruction, 1915).
  • «Балканы: История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (A History of Bulgaria, Serbia, Greece, Rumania, Turkeу, 1915).
  • «Депортации в Бельгии» (The Belgian Deportations, 1917).
  • «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in Belgium: An Historical Record, 1917).
  • «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in France: An Historical Record, 1917).
  • «Турция: Прошлое и будущее» (Turkey: A Past and a Future,1917).
  • «Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» (The Western Question in Greece and Turkey: A Study in the Contact of Civilizations, 1922).
  • «Греческая цивилизация и характер» (Greek Civilization and Character: The Self-Revelation of Ancient Greek Society, 1924).
  • «Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (Greek Historical Thought from Homer to the Age of Heraclius, 1924).
  • «Неарабские владения Османской империи после перемирия 30 октября 1918» (Non-Arab Territories of the Ottoman Empire since the Armistice of the 30th October 1918, 1924).
  • «турция» (Turkey, в соавторстве, 1926).
  • «Введение во внешнюю политку Британской империи в послевоенное время» (The Conduct of British Empire Foreign Relations since the Peace Settlement, 1928).
  • «Путешествие в Китай, или Заметные детали» (A Journey to China, or Things Which Are Seen, 1931)
  • «Постижение истории» (Сокращенная версия Д. С. Сомервелла, 1946, 1957, окончательная сокращенная версия 10 томов 1960).
  • «Цивилизация на суде истории» (Civilization on Trial, 1948).
  • «Перспективы западной цивилизации» (The Prospects of Western Civilization, 1949).
  • «Война и цивилизация» (War and Civilization, 1950).
  • «Двенадцать действующих лиц греко-римской истории» (по Фукидиду, Ксенофону, Плутарху и Полибию) (Twelve Men of Action in Greco-Roman History, 1952).
  • «Мир и Запад» (The World and the West, 1953).
  • «Историческое исследование религии» (An Historian’s Approach to Religion, 1956).
  • «Христианство в среде мировых религий» (Christianity among the Religions of the World, 1957).
  • «Демократия атомного века» (Democracy in the Atomic Age, 1957).
  • «От Востока до Запада: Кругосветное путешествие» (East to West: A Journey round the World, 1958).
  • «Эллинизм: История цивилизации» (Hellenism: The History of a Civilization, 1959).
  • «Между Оксом и Джумной» (Between Oxus and Jumna, 1961).
  • «Америка и мировая революция» (America and the World Revolution, 1962).
  • «Современный эксперимент западной цивилизации» (The Present-Day Experiment in Western Civilization, 1962).
  • «Между Нигером и Нилом» (Between Niger and Nile, 1965).
  • «Наследие Ганнибала: Вляние Пунических войн на жизнь Рима» (Hannibal’s Legacy: The Hannibalic War’s Effects on Roman Life, 1965):

Т. I. «Рим и его соседи накануне вторжения Ганнибала» (Rome and Her Neighbours before Hannibal’s Entry). Т. II. «Рим и его соседи после ухода Ганнибала» (Rome and Her Neighbours after Hannibal’s Exit).

  • «Изменения и традиция: Вызовы нашего времени» (Change and Habit: The Challenge of Our Time, 1966).
  • «Мои встречи» (Acquaintances, 1967).
  • «Города и судьбы» (Cities of Destiny, 1967).
  • «Между Амазонкой» (Between Maule and Amazon, 1967).
  • «Испытания Христианства: Иудаизм, эллинизм и исторический фон испытаний» (The Crucible of Christianity: Judaism, Hellenism and the Historical Background to the Experiences, 1969).
  • «Христианская вера» (Christian Faith, 1969).
  • «Некоторые проблемы греческой истории» (Some Problems of Greek Historу, 1969).
  • «Города в развитии» (Cities on the Move, 1970).
  • «Спасая будущее» (Surviving the Future, диалог между А. Тойнби и проф. Кей Вакайзуми, 1971).
  • «Постижение истории.» Иллюстрированный однотомник (в соавторстве с Джейн Каплан)
  • «Половина мира: История и культура Китая и Япониии» (Half the World: The History and Culture of China and Japan, 1973).
  • «Константин Багрянородный и его мир» (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973)
  • «Человечество и Мать-Земля: Очерки по истории мира» (ankind and Mother Earth: A Narrative History of the World, 1976, посмертно).
  • «Греки и их наследие» (The Greeks and Their Heritages, 1981, посмертно).

Британский культуролог и историк Арнольд Джозеф Тойнби, родившийся ровно 125 лет назад — 14 апреля 1889 года в Лондоне — имел пытливый ум, разносторонние интересы, блестящую эрудицию. Он оставил после себя двенадцатитомный труд «Постижение истории», описывающий сравнительную историю цивилизаций. Именно за этот труд он был удостоен Ордена Кавалеров Почета.

Тойнби родился в семье, которая имела средний достаток. Однако его дядя, также носивший имя Арнольд, был широко известен в Англии как исследователь экономической истории и яркий сторонник социального реформаторства, предполагавшего улучшение положения рабочего класса. Только благодаря своим способностям, Тойнби смог начать обучение в привилегированной школе. С 1902 по 1907 он учится в колледже Винчестер, а затем поступает в Бейлиол-колледж в Оксфорде, где, как он считает, окончательно определяется его жизненный путь как историка.

Будучи в 1911-1912 годах студентом Британской археологической школы, он совершает путешествие в Турцию, Италию, Грецию. В том же 1912 году Тойнби возвращается в родные пенаты в Бейлиол-колледж в Оксфорде в качестве преподавателя. Позже он переходит преподавать в Кингс-колледже, где читает ученикам историю Византии и Средних веков. В 1913 годе выходит в свет его первая крупная статья, которая носит название «Рост Спарты». В том же году Тойнби женится на Розалинде Мюррей, дочери Гилберта Мюррей. Его опыт был востребован в годы первой мировой войны, когда он работает в Британском МИДе, консультируя по проблемам, возникающим на Среднем Востоке. Но в то же время он не оставляет и свои исследования, публикуя новые работы, такие, как «Новая Европа» и «Национальность и война».

В 1919 году Тойнби приглашают на пост профессора в Лондонский университет, где он работает до 1924 года. А с 1925 года Тойнби поступает на службу в Королевский институт международных отношений, директором которого он становится в 1929 году и пребывает на этом посту до 1955 года. После этого Тойнби решает покинуть службу, чтобы полностью посвятить остаток жизни историческим исследованиям.

Помимо многочисленных статей и публикаций, изданных за долгую жизнь ученого, основным трудом его, принесшим мировую славу, стало его «Постижение истории» Арнольда Джозефа Тойнби, начало которой было положено еще в 1927 году (закончено в 1961 году). В этом многотомном труде он излагает свое собственное видение цивилизационной теории.

Основы теории локальных цивилизаций Тойнби.

Арнольд Джозеф Тойнби в «Постижении истории» предлагает рассматривать всемирную историю не как единую цивилизацию, а в качестве системы условно выделяемых цивилизаций. Он считал, что каждая выделяемая цивилизация проходит фазы от своего рождения до гибели, причем у каждой цивилизации эти фазы одинаковы. Согласно теории Тойнби, цивилизация представляет собой замкнутое общество, в котором характеризуется с помощью основных критериев.

В качестве таких основных критериев он выделяет только два:

— Религии и форма ее организации

— Территориальный признак, характеризующийся степенью удаленности от места, где зародилось данное общество своем первоначальном виде.

Кроме развитых цивилизаций, по классификации Тойнби, были еще неродившиеся и задержанные цивилизации. К неродившимся цивилизациям он относит дальнезападную христианскую, дальневосточную христианскую, скандинавскую, сирийскую «эпохи гиксов». Задержанные цивилизации он определяет как рожденные, но впоследствии остановленные в развитии в силу разных причин. К таким цивилизациям Тойнби относит эскимосов, кочевников Великой степи, османов, спартанцев, полинезийцев.

Иногда цивилизации, сменяющие друг друга, образуют последовательности. Эти последовательности могут содержать не более трех цивилизаций, последними же в таких последовательностях являются цивилизации, существующие в современном мире.

В «Постижении истории» Арнольда Джозефа Тойнби мы можем проследить сразу несколько таких последовательностей:

Минойская - эллинская - западная цивилизация;
минойская - эллинская - православная цивилизация;

Шумерская - индская - индуистская цивилизация;
минойская - сирийская - исламская цивилизация.

Ученый оценивал цивилизации по особым критериям, среди которых основным критерием была устойчивость цивилизации, как во времени, так и в пространстве в ситуациях взаимодействия с другими народами и Вызова. Развитие каждой цивилизации определено способностью творческого меньшинства общества найти ответ на Вызовы человеческой среды и природы. Ученый считал, что каждая цивилизация имеет стадии возникновения, роста, надлома и последующего разложения . Именно в этом он видел весь смысл существования цивилизации, сравнивая сопоставимые единицы истории, называемые монадами, со сходными этапами развития.

В теории Тойнби определены и типы Вызовов. К ним относятся:

— Вызов сурового климата, определяющего развитие египетской, шумерской, китайской, майянской, андской цивилизаций;

— Вызов новых земель, характеризующего развитие минойской цивилизации;

— Вызов ударов от соседних обществ, которому подвергалась эллинская цивилизация;

— Вызов постоянного внешнего давления, оказывающего влияние на развитие русской православной и западной цивилизаций;

— Вызов ущемления, при котором общество, осознав утерю нечто жизненно важного для себя, направляет свои возможности на выработку свойств, способных возместить потерю.

Основной движущей силой цивилизации исследователь считал т.н. «творческое меньшинство». Именно это меньшинство, если судить по «Постижению истории» Арнольда Джозефа Тойнби, способно сформулировать Ответ на Вызов, который для каждой цивилизации бывает своим. Сначала творческое меньшинство работает на рост своего авторитета, находя ответы на вызовы окружения на стадиях возникновения и роста цивилизации. По мере роста авторитета творческого меньшинства поднимается и цивилизация на другой уровень развития. Когда же наступают стадии надлома и разложения, творческое меньшинство теряет свою способность к нахождению ответов на вызовы, превращаясь в элиту, которая хоть и возвышается над обществом, но уже не имеет авторитета для управления, переходя к управлению не силой авторитета, а силой оружия. В этот период большинство населения, составляющего данную цивилизацию, становится внутренним пролетариатом. И тогда этот внутренний пролетариат создает вселенскую церковь, правящая элита отвечает на это созданием универсального государства, а внешний пролетариат переходит к созданию мобильных военных отрядов. Таким образом, Тойнби ставит развитие цивилизации от нахождения адекватного ответа на Вызов «творческим меньшинством». Когда же это меньшинство вырождается в надстройку, именуемую элитой, и не способную найти адекватный ответ на Вызов, тогда и происходит надлом цивилизации с последующим неминуемым ее распадом.

Взгляд на Россию как Цивилизацию, изложенный в книге «Постижение истории» Арнольдом Джозефом Тойнби.

На территории России, по мнению Тойнби, существует русская православная цивилизация. В качестве основного вызова, определившего ее развитие, ученый называет непрерывное внешнее давление. Первый вызов Россия получила в 1237 году со стороны кочевых народов, когда хан Батый организовал поход на славянские земли. Ответом на Вызов стало изменение образа жизни и социальной организации. Именно тогда произошел первый случай за всю историю цивилизаций, заключавшийся в победе оседлого общества над евразийскими кочевниками. Но не только победа стала определяющим фактором в развитии цивилизации, итогом стало завоевание земель этих кочевников, изменение лица ландшафта, заключавшееся в преобразовании кочевых пастбищ в крестьянские села, а стойбищ – в оседлые деревни. Следующий этап вызова для православной русской цивилизации, заключающееся в том же давлении на Россию со стороны, Тойнби считает давление со стороны западного мира, произошедшее в 17 веке. Оккупация Москвы польской армией на протяжении двух лет не прошла для страны даром. Адекватным ответом на вызов стало основание Петром I города Петербурга и последующее создание русского флота на Балтике.

Коммунистическую фазу в России Тойнби считал «контрударом», который отбивал назад все, что со стороны Запада было навязано России в 18 веке. Это был лишь один из вариантов ответа, который неизбежен при создавшемся противоречии между агрессором — западной цивилизацией, и жертвами – другими цивилизациями.

Ответом Росси на постоянное давление кочевых племен ученый считал возникновение казачества, как создание нового образа жизни и новой социальной формы.

Тойнби был свидетелем гибели викторианской Англии, распада колониальной системы, двух мировых войн, и поэтому у него сформировалось свое видение гибели цивилизации. Он считает, что в то время, когда Запад находится на вершине своего могущества, ему противостоят незападные страны. У этих стран достаточно всего – ресурсов, стремления, воли, чтобы придать всему миру другой, незападный облик. Основываясь на своей теории, Тойнби заглядывал и в будущее, определяя, что в 21 веке будут свои определяющие Вызовы. Таким Вызовом он считал Россию, исламский мир и Китай, которые выдвинут свои собственные идеалы.

Основные положения теории Тойнби.

Не всегда название труда A Study of History Тойнби переводят правильно. Обычно люди именуют труд Арнольда Джозефа Тойнби как «Постижение истории», тогда как более правильным можно считать перевод «Исследование истории», трактуя исследование в качестве законченного научного труда, а не в качестве процесса. Этот фундаментальный труд, принесший мировую славу британскому историку, культурологу, социологу, философу Арнольду Джозефу Тойнби, состоит из 12 томов, которые писались с 1934 по 1961 годы. Это исследование до сих пор вызывает жаркие споры в научных кругах всего мира.

Вкратце повторим суть «Постижения истории» Арнольда Джозефа Тойнби.

Исследователь отказался от линейности мировой истории, поделив человечество на ряд цивилизаций, которые находятся в противостоянии примитивным обществам. При этом каждая из цивилизаций имеет историческую шкалу, появляющиеся в качестве ответа на вызовы внешней среды. При этом чрезмерный вызов может стать фактором задержки цивилизации. На всем процессе развития цивилизации происходит расслоение общества. Тогда, когда творческое меньшинство способно находить адекватные ответы на Вызовы, дающие возможность решения возникшей проблемы, цивилизация переходит на новый, более высокий уровень развития. Но когда не найдено правильного ответа на Вызов, творческое меньшинство становится правящим меньшинством, и наступает период надлома цивилизации.

" Для души весь смысл существования заключается в истории"
А. Дж. Тойнби

С некоторых пор я довольно внимательно наблюдаю за "жизнью" "Гостевой книги" этого журнала. Не могу сказать, что всегда получаю от этого удовольствие. Иногда даже - наоборот. Но некоторые темы для своих размышлений я там нахожу. Недавно в "огне полемики" по "национальному вопросу" кто-то, говоря о "цивилизациях", походя упомянул имя Тойнби. Причем, в этом упоминании было нечто такое, что резануло слух.
Кто же он был этот А. Дж. Тойнби, чьи труды вызывали (и вызывают) столь же яростное неприятие, сколь и восхищение у самых разных людей; чьи работы были одинаково запрещены в фашистской Германии и Советском Союзе, чей авторитет был и остается столь высок среди специалистов многих стран мира. Кто он А. Дж. Тойнби - энциклопедист, историк и философ, гуманист, признанный противник насилия, убежденный антифашист и антитоталиторист, основатель метода "постижения истории", чьи построения и выводы, в частности, о перспективах существования СССР, были настолько прозрачны и убийственны, что даже не очень просвещенные советские вожди "догадались" запретить издание его книг на русском языке.
Кто он был? Что нес он миру? Что хотел и сумел сказать?
Арнольд Джозеф Тойнби родился в 1889 году на "закате золотого викторианского века" в Англии, а ушел из жизни в середине 70-х годов ХХ века, пройдя свой долгий жизненный путь "в беспокойстве за человечество". За несколько лет до смерти он писал: "Сейчас и здесь я вовлечен в будущее человечества, каким бы это будущее ни оказалось. Я также вовлечен в то, что произойдет со Вселенной после того, как исчезнет человечество, если такова его конечная судьба... . Я верю, что обитель самого сокровенного духовного святилища человека тождественна духовному началу, пребывающему за и вне Вселенной, и я верю, что эта конечная духовная реальность есть любовь... . Зов любви всегда будет для меня сопровождаться импульсом любопытства. Мне любопытно знать, каким будет развязка нынешнего акта драмы человеческой истории" (Пережитое. ч.11, гл.У111).
Научное любопытство, интеллектуальная свобода, мощное философское мышление и высокая моральная ответственность определили своеобразие и масштаб творчества А. Дж. Тойнби, ставшего "одним из властителей дум" ХХ века. "Его концепции, - пишет доктор В. И. Уколова, - оказали огромное влияние не только на историческую науку, но и на формирование современной ментальности". И продолжает: "Издание основных работ А.Дж. Тойнби на русском языке стало событием в интеллектуальной жизни общества, переживающего еще одну коренную ломку своей истории. Российское общество снова вернулось к широкому обсуждению поисков смысла собственного пути, изобилующего невероятными зигзагами. И размышления А. Дж. Тойнби органично влились в ментальность "великих российских перемен", ориентированных на "включение" России в цивилизованный мир. Арнольд Тойнби в глазах российских интеллектуалов выглядел одним из авторитетнейших наставников в теории цивилизаций, в которой они усмотрели спасительный выход из тупиков марксистской теории".
Ставший своеобразным "цивилизационным пророком" в России, А. Дж. Тойнби, отнюдь, не является таковым у себя на родине в Великобритании и, тем более, в Западном мире. По мнению многих западных историков автор "Постижения истории" (главный труд А. Дж. Тойнби) "ужасно несовременен со своими глобальными, слишком философскими общецивилизационными подходами". И это пишется в то время, когда весь мир говорит о наступившей "эре глобализации", - воистину, "нет Пророка в своем Отечестве"!
Один из крупнейших авторитетов в современной истории, основатель французской школы "Анналов" Л. Февр иронически отнес работы А. Дж. Тойнби к жанру "диалогов мертвых", а его мировоззрение назвал "космическим оптимизмом". Для человека, воспитанного на стихах Ф. И. Тютчева и Б. Л. Пастернака, прозе Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, философских работах В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. Ф. Федорова и Д. Л. Андреева, на социобиологических и социоисторических построениях А. Л. Чижевского и многих других поэтов, писателей, историков, философов и представителей других гуманитарных профессий России, это последнее определение звучит, как высшая степень похвалы, ибо все это проникнуто именно "космическим оптимизмом".
Есть, однако, некий парадокс в отношении к А. Дж. Тойнби и на Западе. Призывая "забыть Тойнби", "вырваться из капкана философского видения истории", историки, социологи, политологи, философы постольку, поскольку они хотят преодолеть рамки прагматики и мыслить теоретически, мыслят во многом по-тойнбиански. Так, например, произошло с известным американским историком и социологом С. Хантингтоном (1993), чьи высказывания совпали с высказываниями А. Дж. Тойнби почти текстуально.
А. Дж. Тойнби был историком, которому представлялась неприемлемой канонизация истории одной страны или цивилизации, если даже такой страной была его родина - Великобритания, а цивилизацией - та, к которой он принадлежал, - Западная. И этим он во многом "неприемлем" и "неприятен" многим современным историкам, переживающим очередной пароксизм увлечения "национальной историей", "своим особым путем" или "историческим преимуществом Европы" (или Запада, или Востока, или...).
Признавая на словах глобальный характер исторических процессов, некоторые западные (да и восточные) историки нередко пребывают "в сладостном заблуждении", предполагая, что "главная" история творится в их странах, на их континентах. Даже развал Советского Союза оценивается ими как шаг по пути приобщения к "привилегированному состоянию свободного мира" или как результат "отхода от истинно коммунистического пути".
Однако еще полвека тому назад А. Дж.Тойнби предупреждал об опасности такого образа мышления, говоря, что такая позиция - "историческая ловушка", ибо основание существования, кажущееся таким прочным, подтачивается и размывается силами и событиями, которые сам "наблюдатель" не считает историческими, поскольку они представляются ему происходящими вне собственно его "исторического мира". Может быть, именно в этом "непонимании и пренебрежении" и таится причина того, что в конце ХХ века человечество вновь оказалось перед лицом таких событий как нагорно-карабахский, боснийский или косовский кризисы на Кавказе и на Балканах, или многочисленные этно-социальные конфликты в Азии, Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и т.д.
Категорический противник фашизма, наблюдавший его "восхождение" и крах, А. Дж. Тойнби полагал, что земное спасение человечества в атмосфере великого противостояния буржуазного Запада и коммунистического Востока заключается в поисках среднего пути - "в политике эта золотая середина не будет означать ни неограниченного суверенитета отдельных государств, ни полнейшего деспотизма центрального мирового правительства; в экономике это также будет нечто, отличное от неконтролируемой частной инициативы или, напротив, явного социализма". Как актуально звучат эти слова сейчас. И как трудно поверить, что они были сказаны "несовременным" Тойнби еще в 1947 году.
Истинным движителем истории по А. Дж. Тойнби является Вызов. Движение истории определяется полнотой и интенсивностью Ответа на Вызов, мощью Рывка (Порыва), направленного навстречу божественному Призыву. Рывок вперед способно совершить творческое меньшинство, увлекающее за собой инертную массу. Одновременно Тойнби предупреждал, что ответственность за "надломы цивилизаций" лежит на совести их лидеров. Вызов, остающийся без Ответа, повторяется вновь и вновь. Неспособность того или иного общества в силу утраты творческих сил или энергии ответить на Вызов лишает его жизнеспособности и в конце концов предопределяет его исчезновение с исторической арены.
Судьба Коммунизма, по Тойнби, предопределена. Но и Западу брошен Вызов. Этот Вызов исходит из самой сущности исторического развития Запада, переживающего колоссальный подъем в области технологии и "фантастический" прогресс в области "ноу-хау". Это объединяет мир. Но огромная концентрация технических средств и возможностей делает особенно опасными "две врожденные болезни цивилизации". Такими "болезнями" А. Дж. Тойнби считал институты войны и классовой принадлежности. "Мы смотрим в лицо Вызову, с которым никогда не приходилось сталкиваться нашим предшественникам: мы должны искоренить Войну и Классы как таковые, и искоренить их немедленно под страхом того, что, если мы дрогнем или потерпим неудачу, они сами одержат победу над человеком, которая на этот раз окажется окончательной и бесповоротной".
Особо рассматривает А. Дж. Тойнби историю России, прослеживая в ней корни ее "византийского прошлого". Что касается ее перспектив в будущем, то здесь в определенном смысле он видит противостояние России и Запада.
Другой великой силой, противостоящей Западу, представляется Тойнби Ислам. Этому противостоянию он уделяет особое внимание.
В своих построениях А. Дж. Тойнби указывает также на возможность будущих столкновений между Западом и Индийской цивилизацией, цивилизациями Дальнего Востока. Особое будущее предсказывает он Китаю, - стране, которая "сама по себе есть целая цивилизация и которая, быть может, будет доминировать в ХХ1 веке".
Однако несмотря на все эти пророчества, он надеется, что история человечества не прервется, и людям "будут открыты смыслы в том повествовании, в котором ХХ век составляет лишь одну из начальных глав". Очень хочется верить в этом А. Дж. Тойнби, - такому "гуманистически старомодному", исторические оценки и предвидения которого, сделанные более 50 лет тому назад, оказались такими актуальными в конце ХХ века.
В своих работах А. Дж. Тойнби показал, что история открыта для постижения и что человечество способно дать достойный Ответ на вселенский Вызов.
Хочется надеяться на то, что "предчувствие" А. Дж. Тойнби долгой и несаморазрушительной истории человечества сбудется так же, как сбылись и другие его более кратковременные "предчувствия".

Вместо Postskriptum-а

Статья была уже закончена, когда вызвавшая ее появление "дискуссия" совершила неожиданный (или, вернее, вполне ожидаемый) "поворот": некоторые ее участники, повидимому, исчерпав свои аргументы и присвоив себе звание "победителей" (в чем и над кем??), не удовлетворились этим и "наградили" своих оппонентов таким "букетом" эпитетов и кличек, что вообще поставили под сомнение свою принадлежность к цивилизованному миру, вне зависимости от того, с какой цивилизацией они себя отождествляют. Ну, а предмет дискуссии: определение понятия "цивилизация", наличие или отсутствие "еврейской цивилизации"? Или уже не интересно. Важнее "додраться". Как тут не вспомнить П. П. Ершова с его "карасем"..
Стыдно, господа. Стыдно. И обидно: за журнал, и за тему...
И тогда опять пришлось обратиться к А. Дж. Тойнби.
Однако прежде, чем начинать цитировать Тойнби (а я намерен, в основном, только цитировать его), надо сделать два предупреждения:
А. Дж. Тойнби родился и воспитывался в христианстком обществе и некоторые понятия и термины, используемые им (например,"Яхве" для обозначения Б-га), могут показаться "не совсем чистыми" в среде иудеев. Но будем толерантны.
Как ученый он начинал в Греции, на Пелопонесском и Апеннинском полуостровах, и в использовании некоторых терминов следует традиции, принятой учеными этих стран,- в частности, говоря о еврейской цивилизации, он рассматривает ее в составе т. н. "сирийской", ибо со времен падения 11 Храма территории Иудеи, Самарии и других областей покоренной Страны были отнесены Римом к провинции Сирия. Но он выделяет эту цивилизацию, как выделяет и еврейский народ Со этим можно и не соглашаться. Но иметь в виду следует.
Как и всякий серьезный ученый, он начинает свою главную работу "Постижение истории" (а в дальнейшем я намерен цитировать именно ее) не с "вопросов" собеседникам или читателям, не с "ловли" их, а с определения. На то он и ученый.
"Рассмотрев и идентифицировав двадцать одно общество одного вида, в числе которых находится и западное общество, предварительно классифицировав их на основании определенных критериев, перейдем наконец к исследованию собственно истории, а именно к сравнительному анализу процесса генезиса, роста, надлома и разложения, возникновения и падения универсальных государств, вселенских церквей, героических эпох, контактов между цивилизациями во времени и пространстве" (с 79-80). И далее: "... эти общества...предстают как "интеллигибельные поля исторического исследования", образуя род, вбирающий в себя 21 общество одного вида. Общества этого вида принято называть "цивилизациями", чтобы отличить их от "примитивных обществ", которые тоже представляют собой "интеллигибельные поля исторического исследования" в том смысле, в каком этот термин был ранее определен нами" (с.80).
Еще ранее под понятием "интеллигибельные (постигаемые, Д. Г.) поля исторического исследования" Тойнби формулировал: "умопостигаемые поля исторического исследования, границы которых были приблизительно установлены с учетом исторического контекста данной страны, представляют собой к настоящему времени общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы"(с. 40). Ну, как не о евреях, разбросанных по всему миру. Как не о нас с Вами...
Далее, характеризуя "цивилизацию", Тойнби выделяет "три составляющие - это политика, культура и экономика" (с.355). И продолжает: "Выделенные нами три элемента в жизни общества имеют отнюдь не равное значение. Культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Как только цивилизация утрачивает внутреннюю силу культурного развития, она немедленно начинает впитывать элементы чужой социальной структуры, с которой она имеет контакты. Для цивилизации, находящейся в поле воздействия чуждой культуры, культурное влияние оказывается куда более благодатным и полезным, чем заимствования в экономическом или же политическом плане"(с.с. 355-356). Предвижу, что из этой цитаты каждый возьмет себе (в зависимости от своих взглядов) по половине. А Тойнби принимал ее целиком. На то он и Тойнби...
Я не могу излагать все, сказанное А. Дж. Тойнби. Это превышает мои возможности. Да и не входит в мои планы. Но об одном я должен сказать. Иногда, читая высказывания не очень сведущих и очень "горячих" критиков Тойнби, я нахожу "упреки" в его адрес: якобы он "принижал", "недооценивал", "искажал" и т. д. роль и место еврейского народа на арене мировой истории. Слава Богу, это совсем не так. И даже наоборот. Вот несколько прямых цитат (а их на этих 642 страницах сотни):
Говоря о "самотрансценденции футуризма" ("футуризм" в терминологии А. Дж Тойнби,- "это образ жизни того, кто мучительно ищет новых путей, побуждаемый внутренней потребностью движения вперед" Д.Г. ), он замечает: "Характерной чертой этих исторических проявлений футуризма является надежда на спасение и обретение покоя в мире земном. Это свойственно еврейскому футуризму. Поскольку история евреев запечатлена в документах, у нас есть возможность проследить данное явление на большом историческом отрезке. После разрушения царства Иудейского Навуходоносором в 586г. до н. э. евреи не утратили надежды создать новое еврейское государство. Непродолжительный период анархии, через который прошла империя Ахеменидов между смертью Камбиса и победой Дария Великого, был свидетелем попытки Зоровавеля (522 до н. э.) сделать Иерусалим столицей нового Царства Давида"... И продолжает: "Евреи не излечились от футуристической надежды на новое мирское государство и на более поздних этапах своей истории". И далее: "евреям потребовалось более шести с половиной столетий, чтобы методом проб и ошибок установить, что футуризм представляет собой неверный путь.
Если бы к этому свелась вся еврейская история, то она была бы просто неинтересной, являя собой картину монотонно повторяющихся и часто заслуженных неудач непокорного народа, который сам себе был злейшим врагом. Однако упорная приверженность футуризму, разумеется, составляла лишь часть его истории, причем, не самую важную. И если одни еврейские души, несмотря на цепь разочарований, связывали свои надежды с земным будущим, другие, наученные горьким опытом неудач, стали искать новых путей. Осознав крах футуризма, евреи совершили огромное открытие. Они стали искать Царства Божия. Призвать Бога на помощь, разумеется, не простая процедура. Возможно, практика эта столь же стара, как и сама религия; и было бы странно, если бы сирийские рабы не рассчитывали на помощь Бога, когда восставали против греческих господ и римских правителей на Сицилии, а евреи не взывали бы к Яхве, когда решились бросить вызов мощи Дария, Антиоха, Нерона, Траяна и Адриана.
Новый отправной пункт исходил не из самого понятия "мессия", когда-то изначально вмещавшего лишь то, что человеческий герой живет и действует благодаря санкции Бога; новым стало понимание природы, функции и пределов власти Верховного Божества. Яхве не остался просто местным богом еврейства, а оказался "Богом избранных"... Естественно, такой Бог должен был быть всемогущим, ибо только всемогущий и всеведущий мог помочь народу, утратившему свою футуристическую надежду... Сам Господь должен сыграть роль, которую только Он может сыграть. Только Он может быть спасителем и царем людей...
Вполне естественно, что эсхатологические надежды должны оформляться в народе в самые живые образы, а в религиях, которые были подвергнуты особенно суровому давлению, такие надежды развивались пророками Иудеи с самых давних времен-со времен Исайи" (с.с. 434-437). Я подозреваю, что и из этих цитат каждый возьмет свое. Но это уже "вопрос биографии" берущего...
И еще. Говоря о "контактах эллинистического общества", А Дж. Тойнби заявляет: "В конце концов эллинистический мир был обращен в религию еврейского происхождения, которая как была, так и осталась по сей день иудейской по своему духу и принципам, несмотря на сближение с эллинизмом и известные компромиссы в области теологии и атрибутики..." (с.574).
Я мог бы цитировать и цитировать А. Дж. Тойнби. На страницах его главной книги в изобилии разбросаны мысли о еврействе, иудаизме, и даже о сионизме. Желающие могут со всем этим познакомиться. И не обязательно со всем соглашаться. Но знать желательно. Можно только сказать, что народу, у которого нет таких заслуг перед историей, вряд ли ученый такого уровня, как А. Дж. Тойни посвятил бы так много времени в своих размышлениях и столько места в главной Книге своей жизни.
И еще одно: в заключительной, седьмой, заключительной части своей книги "Постижение истории" - "Вдохновение историков" автор пишет: "сегодня известно не менее одиннадцати умерших цивилизаций - древнеегипетская, вавилонская, шумерская, минойская, хеттская, а также индская культура и культура Шан в Старом Свете и майянская, юкатанская, мексиканская и андская цивилизации в Новом Свете". Если вспомнить, что в истории человечества Тойнби фиксировал всего двадцать одну цивилизацию, то в числе оставшихся десяти - китайская, эллинская, сирийская, западная, православная (основная), православная (в России), дальневосточная, иранская, арабская и индуисткая. Я обращаю Ваше внимание на два факта:

1 По тексту книги под названием "сирийская" Тойнби неоднократно говорил о еврейской культуре и иудаизме, как религии;
и
2 Наряду с т.н. "сирийской" он числит среди современных (существующих) и иранскую, и арабскую, т. е еще раз подчеркивает их розность с так называемой "сирийской". Больше аргументов, как говорится, не требуется.
Имеющий глаза - видит. Имеющий уши - слышит. А имеющий голову - думает.
И еще: распад любой цивилизации по А. Дж Тойнби начинается с распада и внутренней деградации интеллектуального меньшинства. Так не будем тратить силы, энергию, знания, культуру на злобу и удовлетворение личного тщеславия, на свары и ругань, на мракобесие, если мы себя таковыми (интеллектуалами) считаем.. Будущее нашей цивилизации (или наших цивилизаций - поскольку каждый из нас так или иначе принадлежит, как минимум, к двум цивилизациям) зависит и от нас.
А "исправление человечества" легче и правильнее всего начать с себя.

Примечание:
А. Дж. Тойнби "Постижение истории". М. Прогресс. 1991. 736 с.
А. Дж. Тойнби "Цивилизация перед судом истории" (сборник статей). М. Прогресс-Культура, СПб. Ювента. 1996. 480 с

Арнольд Джозеф Тойнби (Arnold Joseph Toynbee, 14 апреля 1889 года, Лондон — 22 октября 1975 года) — британский историк, философ истории, культуролог и социолог. Один из разработчиков цивилизационной теории, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Исследователь процессов Глобализации, критик концепции европоцентризма. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Учился в колледже Винчестер и оксфордском Бейлиол-колледже, где начал преподавательскую деятельность в 1912 году, затем преподавал историю Средних веков и Византии в Кингс-колледже.

Тойнби служил в Британском Форин-офисе, занимался изучением ближневосточных конфликтов. В начале Первой мировой войны собирал (вместе с Джеймсом Брайсом) материалы о преступлениях германских агрессоров в Бельгии.

В 1915 году Брайс и Тойнби подготовили «Синюю книгу» по Османской империи, обобщившую множество достоверных свидетельств совершённых младотурками массовых убийств армян (см. геноцид армян) и ассирийцев (см. геноцид ассирийцев).

В 1919-1924 годах преподавал в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений (англ. RIIA) в Чэтэм-Хаус, директором которого состоял в 1929-1955 гг.

В честь историка назван астероид 7401 Тойнби.

Книги (6)

Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации

Арнольд Тойнби — английский философ, культуролог и социолог. Он создал теорию «вызова и ответа» (challenge and response) — закономерность, которая, по его мнению, определяет развитие цивилизации.

Сэмюэл Хантингтон — американский философ, социолог и политолог. Он утверждал, что каждая цивилизация видит себя центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию. Между цивилизациями постоянно идет противостояние и нередко возникают конфликты. Исход такой борьбы зависит от того, насколько данная цивилизация «соответствует» сложившемуся миропорядку.

В данной книге собраны наиболее значительные произведения А. Тойнби и С. Хантингтона, позволяющие понять сущность их философии, сходство и расхождения во взглядах. Особое внимание уделяется русской цивилизации, ее отличиям от западной, точкам соприкосновения и конфликтам русского и западного мира.

Исследование истории. Том I

Возникновение, рост и распад цивилизаций.

Исследование истории. Том II

Цивилизации во времени и пространстве.

Арнольд Джозеф Тойнби — знаменитый британский ученый, философ, публицист и политолог, автор одного из значительнейших исторических трудов XX века — двенадцатитомного «Исследования истории».

Эта работа, вошедшая в золотой фонд мировой научной мысли, была переведена на все европейские языки и по сей день не утратила своей актуальности.

Пережитое. Мои встречи

В книгу включены воспоминания знаменитого английского историка А.Дж. Тойнби о его насыщенной событиями восьмидесятилетней жизни.

Учеба, а затем преподавательская деятельность в престижных колледжах Оксфорда, поездки по «горячим точкам» мира, работа в Королевском институте международных отношений, участие в качестве консультанта и помощника британских государственных деятелей во многих международных конференциях, встречи с первыми лицами мировой политики (Ллойд Джорджем, А.Гитлером, Дж.Неру, М.К.Ататюрком и др.), а также людьми, работавшими «за кулисами истории» (Лоуренсом Аравийским, лордом Брайсом, профессором Лютославским и др.) — все это представляет немалый интерес для современного читателя.

Арнольд Джозеф Тойнби - английский историк, родился в Лондоне 14 апреля 1889. Получил образование в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1913 женился на Розалинде Мёррей, дочери Гилберта Мёррея, оксфордского профессора-классика. Их сын Филип стал известным романистом. Они развелись в 1946, и в том же году Тойнби женился на своей давней помощнице Веронике Марджори Боултер. В 1919–1924 был профессором византиноведения, греческого языка, литературы и истории Лондонского университета, с 1925 до своей отставки в 1955 – научным руководителем Королевского института международных отношений и научным сотрудником Лондонского университета. В 1920–1946 – редактор «Обзора международных отношений». Во время Второй мировой войны Тойнби – директор научного отдела министерства иностранных дел Великобритании. В 1956 стал кавалером ордена Кавалеров почета. Умер Тойнби в Йорке 22 октября 1975.

Для культурологии представляет интерес 12-томное исследование Тойнби "Постижение истории", в котором он даёт классификацию локальных цивилизаций и излагает свои взгляды на социокультурную динамику. Тойнби выделяет основные этапы жизненного цикла цивилизации: возникновение, развитие, упадок, разложение и гибель. Каждая цивилизация привязана к своему ареалу. На сегодняшний день их насчитывается пять: китайская, индийская, исламская, западная, русская. В качестве причин упадка цивилизаций Тойнби называл нравственное вырождение и утрату творческого подхода элитарного меньшинства к возникающим проблемам. Тойнби предложил концепцию "вызова - ответа", согласно которой динамические изменения в культуре определяются внешними факторами. По его мнению, в будущем возможно слияние всех цивилизаций в единую на основе Вселенской церкви. Основные труды и публикации: "Западный вопрос в Греции и Турции" (1922), "Греческая историческая мысль" (1924), "Постижение истории" (1934-1961), "Подход историка к религии" (1956), "Америка и мировая революция" (1962); "Между Нигером и Нилом" (1965); "Изменяющиеся города" (1970), "Константин Багрянородный и его эпоха" (1973).

Безусловно, А. Тойнби не был первым, кто предпринял попытку связать европейскую и неевропейскую историю в единое целое. Достаточно вспомнить имена Г. Уэллса или О. Шпенглера, и если первый все еще рассматривал эту связь в европоцентристском духе, то второй явно придерживался тезиса о равноправии, и даже превосходстве незападных культур. Тогда почему при осмыслении этой проблематики насущным оказывается обращение именно к тойнбианскому наследию?
Дело не только в том, что тойнбианские штудии были шире и всеохватнее шпенглерианских. Никто до Тойнби не поставил с такой силой вопрос о том, что в условиях многообразия культур, форм человеческого опыта взаимопонимание людей без утраты их идентичности и даже, напротив, через ее углубление и содержательное обогащение становится одним из важнейших императивов современности. Никто до него с такой ясностью не осознал, что беспрецедентный по своей интенсивности процесс культурного взаимодействия народов является одним из тех фундаментальных вызовов или, если выражаться словами Е. Рашковского, "шифрограмм бытия", на которые человечество вынуждено откликаться в каждом поколении, познавая в частных временных коллизиях свои вечные измерения. /Пергам: литература глазами читателей/
Библиография
Опубликованные на русском
Тойнби А. Дж. Постижение истории 1991 ; 2002 ; 2006 ; 2008 ; 2010
Тойнби А. Дж. Исследование истории 2010
Тойнби А. Дж. Исследование истории. В трех томах том 1 ; том 2 ; том 3 , 2006
Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории 2003 ; 2006
Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи, 2003
Избери жизнь. Диалог Арнольда Тойнби и Дайсаку Икеды, 2008