апостола Иоанна Богослова. Слово в день преставления св

Кстати, да, задумывался о том, как наша дикарская сущность прикрыта искусственной ширмой культуры. И как легко эту ширму сбросить.

Книжки, красное вино, стихи, конкурсы актерского мастерства, всякие hand-made, иностранные языки, осознание себя личностью, сказки на ночь ребенку и прочее, что здесь уже упоминали, - это побочный продукт сытого мозга. Когда человек поставлен на грань выживания, когда в спину дышит голодная смерть, а перспектив никаких, то вся эта человеческая чепуха рассыпается и забывается начисто. Просыпаются инстинкты выживания, человек превращается в дикаря, каннибала. И выживает уже не самый начитанный, самый культурный и моральный, а самый сильный, самый наглый, самый свирепый и агрессивный.

Пирамиду Маслоу пока никто не отменял

Надюшка, Андрей, вы живёте в эпоху изобилия ресурсов. Чтобы покушать, достаточно сходить в магазин за углом. Маловероятно, что на вас по дороге нападет группа голодных людей и отберут пакеты с продуктами. Маловероятно, что ночью в вашу квартиру проникнут разъяренные голодные люди и съедят вас. Вы уверены, что если вам станет плохо - вы вызовете скорую помощь и вам помогут. У вас удовлетворены все базовые потребности и поэтому у вас много времени и желания, чтобы заниматься всей этой человеческой вознёй и писать здесь красивые высокоморальные ответы. Но как только все эти прелести будут убраны и у вас будет выбор: либо съесть умершего соседа, либо умереть с вашим ребенком с голода, вы начисто забудете про салатики, уроки с ребенком, hade-made, иностранные языки, про сказки Пушкина, стихи и прочую суету. Человек - это обычное хищное млекопитающее с чуть более развитым мозгом, чем у других зверей.

Один из примеров, когда обычные люди, попав в экстремальную ситуацию забыли о религии, морали, этике и ели своих умерших товарищей, что позволило им выжить после катастрофы самолета в Андах:

С одной стороны в ваших рассуждениях нет противоречия: все люди хотят есть, выживать и размножаться, потому что человек-млекопитающее, а все млекопитающие просто выживают, жрут и размножаются.

Пирамида Маслоу иллюстрирует, что У КАЖДОГО человека есть и физиологические потребности, и потребность в дружбе и самореализации, только ставит очередность выполнения этих потребностей. Я очень сомневаюсь, что люди, поставленные в условия выживания получают шанс "почувствовать свою истинную человеческую сущность", скорее они осознают, что вынуждены вести себя как животные, чтобы выжить и испытывают стресс. Сущность человека в том, что у него всегда существуют потребности, которых нет у животных, а не в том, что потребности, перечисленные в первых ступенях пирамиды - настоящие, а остальные - надуманные и несущественные.

Ответить

Да, проблема в том, что культура это и есть способ выживать и выигрывать у безкультурных.

Да, он не всегда работает, но:

ДИКИЕ люди владеющие огнем, искусством изготовления орудий, умеющие друг друга понимать на охоте и в поисках корешков -- выигрывают в выживании у дикарей которые без культуры.

Культура -- это, в том числе, средство найти пожрать.

Локально дикий человек может выиграть, глобально он не выигрывает, а вымирает.

Ответить

Андрей, Александр Стерлигов очень хорошо написал ответ, который тяжело подвергнуть критике (наверно поэтому ее нет), потому что, рассуждая, сравнивал современного человека даже не с дикарем, а с животным (млекопитающее). Человек - просто животное, а животным свойственна естественность; культура, в свою очередь - это "напускная ширма", она неестественна. И именно с этим я готова поспорить. Все как будто взяли и согласились с тем, что дикарь - это такое животное, в шкуре и с дубиной. А на самом деле первые образцы искусства относятся ко времени появления нашего вида, человек с самого начала имеет потребность к творчеству и самовыражению. Человек - это не только и не просто животное. И если остались до сих пор дикари на планете, то они, как и мы имеют культуру, хоть и отличную от нашей. Правомерно ли называть культуру неестественной только от того, что она - признак единственного вида на земле? Уверена, что есть еще виды на земле отличающиеся экзотическим признаком от других и от этого они не становятся неестественными.

Я думаю, что

Культура -- это, в том числе, средство найти пожрать.

это тоже про естественность культуры

Ответить

Прокомментировать

Тематический блок. Язык и общество.

Ключевые слова.

мышление

богатство

преклоняться

понимание

мастерство

прекрасный

выразительность

создание

чувствовать

гармоничный

сохранять

поэтичный

Определение понятия.

Язык-система словесного выражения мыслей, которая обладает звуковыми, словарными, грамматическими средствами и служит для обмена мыслями и взаимного понимания и общения людей в обществе.

Словарь сочетаний

Язык сложный, красивый, гибкий, звучный, родной, иностранный, национальный, международный; яркий, выразительный, литературный…

Язык (чей?) жителей, аборигенов, народа; писателя, автора, Пушкина, Гоголя, произведения, романа…

Существование, происхождение, развитие, эволюция, состояние, система, нормы, история, богатство, особенность, благозвучие, бедность, примитивность… языка.

Исследовать, описывать, изучать, учить, выучить, знать, любить, понимать, забыть… язык.

На каком-либо языке говорить, писать, читать, объясняться, отражается.

Язык является чем-либо, представляет собой что-либо.

    Язык представляет собой явление социальное.

Проблемы

Тезисы

Язык и общество

Состояние современного языка

Развитие языка

Язык живой как жизнь.

Слово и дело

Слово-это тоже дело

Речь человека и его мысли

Без слов нет мысли

Афоризмы, крылатые выражения, высказывания

    Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий (В.Г. Белинский).

    У языка есть хранитель надёжный и верный; это – его же собственный и верный дух, гений (В.Г. Белинский)

    Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной (П. А. Вяземский).

    Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло (А.И. Герцен).

    Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи (Н.В.Гоголь).

    Бессмертие народа в его языке (Ч.А.Айтматов).

    Язык есть вековой труд целого поколения (В.И.Даль).

    Но с языком, с человеческим словом, с речью, безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли (В.И.Даль)

    О, как недостаточен, как бессилен язык человеческий для выражения высоких чувств души (М.Н.Загоскин)

    Богатство языка есть поступок (Н.М.Карамзин)

    Слово есть поступок (Л.Н.Толстой).

    Язык-это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А.И.Куприн)

    Язык есть одежда мысли (С.Джонсон)

    Язык, язык! Это душа народов. В нём читаются их судьбы (П.Беранже).

Аргументы.

    Огромную ценность представляет для нас «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. За полвека известный писатель, лексикограф, этнограф не только собрал более 200 тысяч русских слов, но и объяснил значение каждого, привёл примеры пословиц, поговорок. Слово, Отчизна, Правда - равнозначные понятия для В.И.Даля. он считает, что «великому народу дан и великий язык»

    «Мы сейчас недовольны языком, но попробуем разобраться – язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону. Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернёт сюда» - утверждает русский учёный-лингвист В.Костомаров. Язык отражает состояние общества, так что сейчас исправлять надо не язык, а общество.

    Чувство гордости за свой народ, восхищение неисчерпаемым богатством его духа с особенной силой проявились у И.С.Тургенева, когда он думал о родном языке. Подлинным гимном родному языку звучит написанное в июне 1882 года стихотворение в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Язык самого Тургенева бесконечно богатый, образный и музыкальный. Определяя роль Тургенева в истории русского литературного языка, с уверенностью можно сказать, что язык этот создали Пушкин, Тургенев, Чехов… Их язык велик, могуч и правдив.

    Карамзин Николай Михайлович, русский историк, автор знаменитого труда «История государства Российского», в одной из публицистических статей определяет роль русского языка. Писатель сравнивает его с гордой, величественной рекой, которая «шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается». Потом «журчит нежным ручейком» и вливается в нашу душу. Падения и возвышения человеческого голоса образуют богатство языка и богатство мыслей.

Текст

(1)Задумывались ли вы над тем, что такое язык? (2) Один человек говорит, другой слушает и понимает его. (3) Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. (4) С помощью слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. (5) И это происходит благодаря языку.

(6) Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: (7) «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли…» (8) Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

(9)Есть такая легенда о древнегреческом баснописце Эзопе. (10) Эзоп был рабом философа Ксанфа. (11)Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу и купить «самого лучшего, что есть на свете», и приготовить блюда. (12) Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. (13) Когда пришли гости, Эзоп подал на стол одни только языки: жареные, варёные, солёные.

(14)Ксанф удивился и спросил, почему Эзоп подаёт только языки. (15) Эзоп ответил: (16) «Ты велел купить самое лучшее. (17)А что может быть на свете лучше языка? (18)При помощи языка строятся города, развивается культура народов. (19) При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. (20)Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах. (21)Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

(22)Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. (23) В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. (24) Эзоп опять пошёл покупать языки. (25) Все удивились этому.

(26) Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: (27) «Ты велел мне сыскать самое худшее. (28)А что на свете хуже языка? (29) Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. (30) язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. (31) Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. (32)Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

(33) Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

(по Л.Т. Григорян)

Задания к тексту

    Из предложения 8 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

    Из предложений 17-21 выпишите все местоимения .

    Из предложений 13-14 выпишите словосочетание со связью примыкание .

    Среди предложений 20-30 найдите сложные предложения , включающие односоставные безличные

    Среди предложений 1-8 найдите предложения с приложениями . Напишите номера этих предложений.

    Среди предложений 11-17 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным . Напишите номер этого предложения

    Среди предложений 26-32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и местоимения . Напишите номер этого предложения.

Варианты работы с материалом.

В правом столбце заявлены проблемы анализируемого текста. В левом – тезисы. Соотнесите проблемы и тезисы.

Проблемы

Тезисы

Язык и общество

Язык живой как жизнь.

Состояние современного языка

Слово-это тоже дело

Развитие языка

Борьба за язык есть борьба за культуру.

Слово и дело

Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности

Богатство и бедность нашей речи

В языке отражаются изменения в обществе.

Язык литературный и разговорный

Без слов нет мысли

Речь человека и его мысли

Обеднение современного русского языка.

В правом столбце заявлены проблемы анализируемого текста. Сформулируйте тезисы.

Проблемы

Тезисы

Язык и общество

Состояние современного языка

Развитие языка

Слово и дело

Богатство и бедность нашей речи

Язык литературный и разговорный

Речь человека и его мысли

В левом столбце заявлены тезисы анализируемого текста. Сформулируйте проблемы.

Проблемы

Тезисы

В языке отражаются изменения в обществе.

Обеднение современного русского языка.

Язык живой как жизнь.

Слово-это тоже дело

Язык нужно бережно сохранять, как охраняют ценности

Борьба за язык есть борьба за культуру.

Без слов нет мысли

Ключи к тесту.

    Издавна, подвижный, собеседник.

    Что, мы, ничего.

    Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как огромно, как бесконечно величие апостолов?

    Задумывались ли над тем, как безмерна была их сила?

    Задумывались ли над тем, какой огромной силой духа, какой отважностью обладали эти избранники Христовы, эти братья Христовы, эти друзья Его?

    Задумывались ли над тем, что сердцевед Бог наш избрал учениками Себе тех, сердца которых были самыми чистыми, самыми пламенными, самыми способными вместить всю глубину и все величие учения Христова?

    Задумывались ли вы над тем, какое изумительное чудо совершил над ними Бог, когда в день Пятидесятницы ниспослал Духа Своего на них и дал им силы и уменье говорить на всех языках, ибо это было им необходимо, ибо проповедовать должны были они всем народам и должны были говорить на разных языках.

    В чем же была главная сила апостолов?

    В том, что покорили они проповедью своею весь мир Христов.

    Огромна, страшна была сила империи Римской. Это была мировая держава, держава, подчинившая власти своей народы всего тогдашнего мира, всех покорившая себе.

    Одной из важнейших основ власти этой державы была религия языческая, которой римляне придавали огромное значение. Они думали, что если падет их религия, то падет и держава их. Они в этом не ошиблись – так и было.

    Кто же сокрушил их мировую власть? Кто же победил и уничтожил языческую религию?

    Апостолы Христовы, проповедовавшие всему миру Евангелие. Эти бедные, ничему не учившиеся рыбари галилейские, простые люди, совершенно безоружные, обладавшие только одним мечом – мечом слова Божьего, покорили языческую религию и водрузили на ее развалинах крест Христов.

    Знаете ли вы, каких безмерных трудов стоила эта победа, какими жестокими страданиями и преследованиями сопровождалась их проповедь о Христе?

    Знаете ли вы, что все они, кроме одного только великого апостола Иоанна Богослова, преславную память которого мы ныне празднуем, окончили жизнь свою мученически, некоторые в ужасных страданиях: апостолы Петр, Андрей, Варфоломей, Филипп, Анания были распяты на крестах, Петр вниз головой.

    С апостола Варфоломея содрали всю кожу и распяли его на кресте. Апостол Матфей умер страшной смертью в Эфиопии. И хотя один апостол Иоанн Богослов умер естественной смертью, но и он не избежал мучений и тяжелых гонений. По приказу языческого императора был он брошен в котел, в котором кипели масло и сера, но силой Божией остался невредим, и тогда был он сослан на дикий скалистый остров Патмос.

    Победили, победили Христовы апостолы весь языческий мир, и благодатная проповедь их воссияла над миром солнцем правды, разгоняя тьму языческую.

    Если так велики были все святые апостолы, то что же сказать об апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, который был возлюбленным, избранным учеником Христовым?

    Всех апостолов Своих любил Христос, но особо горячей любовью любил Иоанна Богослова, которого призвал на путь апостольства в юности его.

    Он знал, какое драгоценное сердце бьется в груди Иоанна. Он отмечал его много раз. Иоанн возлежал на груди Господа Иисуса при Тайной Вечери и спросил Его на ухо о предателе: "Господи, кто есть" ?

    Он был одним из тех избранных, пред которыми преобразился Христос на горе Фаворской, был там вместе с Петром и братом своим Иаковом.

    Эти же три избранных апостола были в саду Гефсиманском, когда там молился Господь Иисус Своей последней молитвой, обливаясь кровавым потом.

    Ему Христос, висевший на кресте, заповедал быть хранителем и попечителем Своей Пречистой Матери: взглянув на Матерь Свою, а потом на ученика, Он сказал Ей: "Се Мати твоя!" И ему: "Се сын Твой!"

    Скажите же, скажите, кто из всех людей, живших в мире, достоин более любви нашей, чем апостолы Христовы, а среди них избранный, возлюбленный Господом Иоанн Богослов?

    Величие его безмерно, и заслуживает он самой пламенной, самой горячей любви, самого глубокого почитания.

    Он велик и в другом отношении: он был евангелистом, он написал величайшее из четырех Евангелий, Евангелие, не похожее на три других Евангелия: от Матфея, Марка и Луки, ибо в своих Евангелиях они главным образом рассказывают о жизни Господа Иисуса, о Его чудесах, Его преславных делах, о притчах глубоких, Им произнесенных; в них, конечно, содержится и учение о Божестве Господа Иисуса. Но никто из этих трех евангелистов с такой огромной силой не провозвестил христианскому миру о Божественности Господа Иисуса Христа.

    Его Евангелие поистине изумительное.

    Написано в течение тысячелетий бесчисленное количество книг, людьми написано. Среди них есть и весьма, весьма мудрые, весьма ценные для нас, содержащие ту или другую частицу истины, но если сравнить все эти книги, вместе взятые, с одним только Евангелием от Иоанна, то они представятся нам слабо мерцающими на ночном небе далекими звездочками, а Евангелие Иоанна предстанет ярко сияющим солнцем, всю вселенную освещающим, затмевающим свет звезд.

    В своем Евангелии с огромной силой и глубиной святой Иоанн свидетельствует миру о Божественности Господа Иисуса.

    Нет ничего более великого в мире, чем первая глава его Евангелия, которая читается один раз в году в первый день Святой Пасхи на литургии: "Вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово".

    Сразу же, сразу же сказал он, что Бог был Слово, а Словом именуется Господь Иисус Христос. И все Евангелие его полно свидетельств о Господе Иисусе как истинном Боге, Втором Лице Святой Троицы.

    Только в нем содержатся все важнейшие глубочайшие речи Самого Господа Иисуса Христа, в которых Он Сам свидетельствует о Своей Божественности.

    Только в этом Святом Евангелии читаем о чрезвычайно глубокой по содержанию беседе с Никодимом, пришедшим к Иисусу ночью, о беседе Его с самарянкой; читаем о воскрешении Лазаря.

    Читаем в нем прощальную беседу Господа Иисуса с апостолами пред страданиями Своими.

    Читаем удивительную молитву Его к Отцу Своему, которая именуется первосвященнической молитвой.

    Уже в первом веке, еще при жизни апостола Иоанна, возникли весьма опасные ереси, которые если бы не были изобличены как ложные, могли разрушить все христианство.

    Соборы Вселенские и отдельные великие святые боролись с этими ересями и посрамили их.

    А чем руководствовались они в этой своей борьбе против ересей?

    Прежде всего и больше всего Евангелием от Иоанна, ибо в нем почерпали они безусловные доказательства Божественности Господа Иисуса.

    Но не одно только Евангелие написал св. апостол Иоанн Богослов, он написал еще и три чудных соборных послания. И в этих посланиях является он пред нами, как величайший провозвестник и проповедник любви.

    Только из первого его послания узнаем то, что важней всего для нас, – узнаем, что Бог есть любовь.

    В древнем мире богов представляли только грозными владыками, карателями и мстителями, и никто не знал до того, как нам это открыл святой Иоанн, что Бог есть любовь.

    Его послания – сплошной гимн любви. Никто с такой силой, с такой настойчивостью не проповедовал о любви, как святой Иоанн.

    Он жил очень долго, более ста лет, и всю жизнь он проповедовал о любви. А когда одолели его тяжелые старческие немощи, и не в силах он был произносить длинные проповеди, то повторял постоянно одну короткую фразу: "Дети, любите друг друга!"

    Ученики его спросили его: "Отче святый! Что значит, что ты повторяешь всегда одно и то же?"

    Святой апостол отвечал им: "Я потому говорю только эту фразу, что в ней содержится вся сущность Евангелия Христова, ибо Евангелие Христово есть учение о святой любви".

    Он написал еще удивительную книгу, называемую Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна. Он написал в ней то, что было открыто ему Богом на острове Патмосе о последних судьбах мира пред Вторым страшным Христовым пришествием. Изумительна и эта книга: из нее почерпаем величайшие откровения и тайны Божии.

    Скажите, не достоин ли этот апостол нашей безмерной любви, не достоин ли того, чтобы в нынешний день, когда празднуется память его, были бы полны храмы наши народом? А видите, как далеко не полон храм.

    Не привыкли христиане чтить величайшего апостола Иоанна Богослова так, как должно.

    Наполняются до отказа храмы в день первоверховных апостолов Петра и Павла, еще более – в дни памяти святителя Николая. Конечно, конечно, и апостолы Петр и Павел, и святитель Николай заслуживают глубочайшей любви.

    Но почему такой глубокой любви не воздаете вы тому, кто Самим Христом был поставлен выше всех: и выше Петра и Павла, и выше святителя Николая? Почему не воздаете ему славу, почему не преклоняетесь пред памятью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова?

    Есть и моя вина в этом: конечно, я должен был бы каждый раз в дни памяти великого Иоанна Богослова сам служить, архиерейским служением привлекать вас к храму Господню. И очень хотел бы сегодня служить, но нет к этому возможности, ибо нет тех сослужителей, без которых невозможна архиерейская служба.

    Запомните же хоть одно мое нынешнее слово и воздайте вместе со мною молитвенное пение великому и преславному апостолу Иоанну Богослову, другу и брату Христову.

    1. Соединительное тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение «от...до») - количественные, временные, пространственные: С Казанского вокзала начнут отходить поезда с табличками «Москва - Кара-Бугаз, через Ташкент - Красноводск« (Пауст.); Запасы нефти на Челекене очень невелики и должны быть исчерпаны за первые десять - пятнадцать лет добычи (Пауст.); Пришли и самые старые люди пушкинского Святогорья.

    Самым молодым из них было не менее 70-75 лет (Гейч.); Ошибочно полагая, что культура конского каштана в северо-западных парках явление не XVIII-XIX веков, а более позднее, удалили все каштаны из Тригорского и с могильного холма Святогорского монастыря (Гейч.).

    Между двумя (и более) именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, явление и т.д., также ставится тире: теория Канта - Лапласа; Закон Бойля - Мариотта; Диаграмма Герцшпрунга - Ресселла.

    Такие именные сочетания (сочетания имен собственных и нарицательных) выступают в качестве определений. Круг этих определений в последнее время значительно расширился: проблема Солнце - Земля; отношения учитель - ученик; история Печорин - Грушницкий; матч «Динамо»- «Спартак».

    2. Тире может ставиться в простом предложении не только на месте пропуска его членов, но и между членами предложения -для выделения, акцентирования их позиции (в стилистических целях), а также для расчленения высказывания с целью перегруппировки смысловых связей словоформ. Чаще всего выделительное тире отделяет присоединительный член предложения, заключающий в себе дополнительное сообщение: Это очень скверно, как я должен был писать - из-за куска хлеба (Бун.); Он простился с теми двумя, что вышли с ним и направились к белой статуе Виктории, к крытой пристани, и опять побрел по улице рикша - на этот раз к отелю (Бун.); Рикша и его седок неслись среди этой тесноты и грязи Древнего Востока быстро, быстро, точно спасались от кого-то, - вплоть до самой реки Келани (Бун.); На другой день семинаристы снова схватились с кадетами - открыто, у Летнего сада (Кав.); За всю весну Николай встретился с Овражным только раз - случайно, на улице (Ш.).

    3. Отделяться с помощью тире могут и члены предложения, подчеркивающие быструю и неожиданную смену действий: Вскакиваю - и бегом вдоль забора (Крут).

    Разговорные интонации, паузы передает тире в предложениях с частицами: И вот - речка (Крут.).

    Упражнение 11. Найдите соединительное и выделительное тире. Определите условия (смысловые, стилистические) его употребления.

    1. Там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал в эту ночь. Был он и на другую, и на третью ночь -опять среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном (Бун.). 2. И вообще всем им - цены нет (Ш.). 3. Мне надо заготовить дровишек на ночь, стан оборудовать, словом, я - по хозяйственной части, а ты - обеспечиваешь рыбой (Ш.). 4. И книги читали, классику - опять-таки для себя (Д. Г.). 5. Примерно в это время Колюша стал получать предложения вернуться - то в Белую Церковь возглавить Институт генетики сахарной свеклы, то в Пушкин под Ленинградом (Д. Г.). 6. Откуда он - в нашей-то Липяговке? (Крут.). 1. У поповского дома расстаемся: мне идти на Кончановку - прямо, а ей на Низовку - налево (Крут.). 8. А за селом - зеркально потрескивает нетронутый наст (Крут.). 9. У подножия оград цветут в пыли последние желтые цветы -те скромные осенние цветы обочин и пустырей, какие даже не имеют имени (Пауст.).

    10. А черные остовы тягачей и машин еще долго маячили вдоль всей дороги - и у Погорелого, и на увалах Разбойного лога, и возле вала, за кончановскими огородами (Крут.). 11. Здесь, в изумительно тонкой и чуткой музыке второй части повести, в самой «партитуре» ее звучит не только дуэт «автор - герой»... Здесь - трио (газ.). 12. Вот и мы с Татьяной -разобрались, выяснили. Разгребли. Распутали. Обновили списки, расставили по своим местам персональные карточки (газ.).

    Упражнение 12. Определите условия употребления тире. Сформулируйте правила постановки тире. Укажите предложения, в которых тире могло бы и не быть. Какие смысловые оттенки утратят эти высказывания без тире?

    1. Самые щедрые рассветы - осенью. Всему они раздают свои цвета, все окрашивают в теплую утреннюю радость, одаривают остатками летнего тепла.

    Незвонкую медь - полям и лесам, раскаленное серебро -облакам, синь-хрусталь - рекам, алость - стае лебедей.

    Лебеди летят медленно. Может, им нравится, когда их перья окрашены в алый цвет восходящего солнца? А может, прощаются с Россией до весны?

    Лебеди-лебеди, какая будет завтра погода?

    Я смотрю на крылья алых птиц. Если сразу махнут пять раз -быть завтра ясному теплому дню, если помедлят - начнутся дожди. Такое в народе есть поверье.

    Быстрее машите крыльями, алые птицы! Путь мой еще не закончен. И завтра мне нужна хорошая погода, сухая тропа и светлое небо.

    Но лебеди машут крыльями медленно. И в их трубных кликах мне слышится: завтра дождь, хмурые дали, мокрые тропы...

    А над моей головой долго еще кружат и не могут упасть на землю несколько лебединых перьев. Они кружат и окрашиваются то в розовый, то в сизый, то в желтый цвет. Чем ближе к земле, тем ярче становятся перья.

    Щедры осенние рассветы - всем раздают свои цвета.

    (В. Бурлак)

    2. Задумывались ли вы над тем, что величие исторических личностей может измеряться совершенно по-разному? Одни из них, будучи ослепительными вершинами, могучими и неповторимыми фигурами нашей отечественной истории, так и остаются в плену у своего времени. Другие же, с какой-то поразительной легкостью переступая рубежи своего времени, вторгаются в жизнь грядущих поколений, обретая при этом новую, светоносную силу, живое дыхание, и становятся нашими современниками. Более современными, чем мы с вами. Парадоксально? Парадоксально! Но это - факт...

    Сегодня мы все задумываемся над этим, пытаясь осознать феномен гения. Величие Пушкина - в его удивительной простоте и его духовной неисчерпаемости. Вспомним, как входит он в нашу жизнь. В дошкольные годы - поэтической сказкой, чудесны Лукоморьем, открытием живописной красоты родной русской природы. В школьные и юношеские годы - богатейшей гаммой глубоких человеческих чувств, высотой гражданских дум, поэзией становления личности.

    И хорошо, если в раннюю свою пору ты встречаешь того, кто, разрушая привычно хрестоматийные школьные рамки, вдруг приоткрывает перед тобой бескрайность и величие его поэзии, возвышающей твою душу. Откроет, что и тебе доступна, и у тебя может быть собственная «звезда пленительного счастья», если ты соизмеряешь свою жизнь и дело с пушкинскими идеалами беззаветного служения Отечеству. И потому Пушкин - уже не удел воспоминаний твоих, а прежде всего творческое состояние души.