Желательные действия и запреты пятничного дня. Исламская библиотека

«Дошел ли до тебя рассказ о Покрывающем (Дне воскресения)? Одни лица в тот день будут унижены, изнурены и утомлены. Они будут гореть в Огне жарком. Их будут поить из источника кипящего и кормить только ядовитыми колючками, от которых не поправляются и которые не утоляют голода. Другие же лица в тот день будут радостны. Они будут довольны своими стараниями в Вышних садах» (Коран, 88:1–10)

Одной из сур, читаемых Пророком (мир ему и благословение) по пятницам, была сура «Покрывающее» («Аль-Гашия»). Это одна из завершающих сур Корана, и она знакома многим из нас.

Но почему же Пророк избрал ее для частого чтения? О чем она, и почему ее так сильно любил Пророк? И вообще, какой цели служили большинство его проповедей? Что они должны были сказать его сподвижникам?

Напоминание о Конце

Прежде всего, эта сура Корана открывается напоминанием о Судном дне. Она говорит о тех, кто будет в этот день горевать, и о предстоящем им наказании.

Эти строки звучат сколь выразительно, столь и гнетуще. Аллах предупреждает нас для того, чтобы мы не откладывали свои благие побуждения и прямо сейчас начинали трудиться, дабы избежать страшного исхода - мучений в загробной жизни.

«Они не услышат там словоблудия. Там есть источник текущий. Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки, и разостланы ковры» (Коран, 88:11–16).

В то же время, Аллах рассказывает о тех, кто в Судный день будет счастлив, и о прекрасных благословениях, которые будут им дарованы.

Это напоминание для нас, чтобы мы стремились в эту обитель благодати и всеми силами старались избежать наказания в огне. Но как представить себе рай и ад, если человек никогда их не видел? Для этого стоит только…

Взглянуть на окружающий мир

«Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» (Коран, 88:17–20)

То есть, чтобы мы действительно поняли, что такое рай и ад, Аллах предлагает нам взглянуть на чудо Его творения. Только вглядитесь в окружающий мир, попробуйте рассмотреть его в деталях, и вы поймете, что это плод творения Создателя. А теперь поймите, что рай и ад со всеми их составляющими это тоже Его творение. Таким образом, Аллах связывает в наших умах мысли о смерти с размышлениями об окружающем мире.

Задумываясь о величии этого мира, мы понимаем, что он не мог возникнуть без Создателя. Посмотрите на верблюда: такое хрупкое, но такое сильное животное, способное много дней нести тяжелую поклажу. И обходиться без воды целый месяц! Не поразительно ли, что существует такое создание?

И может ли не поражать вид неба? Вот оно, ясное и голубое, но стоит прийти облакам, и цвет меняется. Ночью на нем сияют звезды и луна, и все это - лишь крошечные частицы мироздания.

И разве не удивительно, что Аллах воздвиг горы и наряду с ними разверз бескрайние долины? Земные ландшафты поражают своим контрастом.

Все это должно напоминать нам о равновесии творения и о том, что Аллах уравновесит всю несправедливость, окружающую нас в этой жизни.

«Наставляй же, ведь ты являешься наставником, и ты не властен над ними. А тех, кто отвернется и не уверует, Аллах подвергнет величайшим мучениям. К Нам они вернутся, и затем Мы потребуем у них отчета» (Коран, 88:21–24).

Таким образом, глядя на окружающий мир, человек получает представление о рае и аде. Причем ислам - это не религия абстракций, она сочетает теорию с практикой, духовность с реальностью, а размышления с действием.

Задумываясь о величии Аллаха, мы понимаем, что рай и ад - это не просто символы, и стараемся напоминать людям о том, что всех их ждет в загробном мире. Зная о грядущей опасности, мы стараемся предостеречь других. Так же поступал и Пророк. Люди были ему небезразличны, не должны оставаться равнодушными и мы. Разве мы не хотим, чтобы и другие попали в рай?

Но одновременно Аллах призывает нас быть снисходительными и помнить, что мы никого не можем заставить, наше дело - призвать к Исламу, а их - решать, ответить ли на призыв.

Итак, в следующий раз, когда услышите суру «Покрывающее», задумайтесь о вечной жизни, об окружающем мире, и не ленитесь внести свою лепту в то, чтобы и другие пришли к Аллаху.

В пятничный день настоятельно рекомендуется в первую очередь купаться. Есть мнение, что пятничное купание является обязательным. Совершать купание желательно всем, вне зависимости от того, идет этот человек на джума-намаз или нет. Время купания наступает на рассвете, но желательно, искупаться ближе к тому времени, когда человек выходит на пятничный намаз. Если человек не имеет возможности искупаться, то он может совершить вместо купания .

Так же, как и в пятницу, желательно купаться для праздничного намаза (Курбан Байрам), Ид аль-фитр (Ураза Байрам), для намаза с просьбой о дожде и для затмения солнца или луны. Желательно купаться и тому, кто омывал усопшего, тому, кто потерял разум или сознание после пробуждения, и человеку, принявшему ислам. Но самым ценным из этих всех купаний для человека считается купание в пятницу.

Для обычного человека желательно выходить на джума-намаз как можно раньше, а имаму – ко времени совершения джума-намаза.

Желательно идти на джума-намаз спокойно и пешим ходом, если нет опасения пропустить джума-намаз.

По пути в мечеть и в самой мечети, до начала хутбы, следует заниматься чтением Корана, поминанием Аллаха или же чтением салавата на Пророка, (мир ему и благословение).

Нежелательно перешагивать через головы сидящих в мечети. Если же в передних рядах они оставили место для сидения, то перешагивать через людей разрешается, даже если он нашел себе другое место. Но если в мечети он найдет другое свободное место, то ему все-таки желательно не перешагивать через людей, особенно если есть надежда, что они закроют этот пробел после икамата.

Желательно также на джума-намаз надеть самую красивую и белую одежду.

Следует остричь ногти, удалить волосы с интимных и других мест.

Желательно устранить неприятные запахи и надушиться благовониями.

Желательно делать много дуа (молитву), чтобы попасть в период времени, когда принимается дуа. Хадисы пророка, (мир ему и благословение), указывают на то, что в пятницу есть одно скрытое время, в которое Аллах принимает молитву, и это время длится недолго. В определении этого часа высказано много версий, самая вероятная из них гласит, что это последние часы после послеобеденного намаза (аср). В другой версии сказано, что это время между сидением хатыба на мимбар и саламом джума-намаза.

Желательность чтения салавата на Пророка, (мир ему и благословение), увеличивается в ночь на пятницу и в саму пятницу. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Лучшим из ваших дней является пятница, поэтому в этот день очень много читайте салават ».

Запреты пятницы

Тому, кто обязан совершить , запрещается заниматься торговлей и другими подобными делами после того, как прозвучал второй азан. А до второго азана и после наступления времени обеденного намаза заключать торговые и иные акты нежелательно. Следовательно, люди, которые заключают торговые или иные акты с мужчинами, которые обязаны совершить джума-намаз, являются грешниками, даже если это женщина, ибо она является соучастницей греха. Женщине разрешается торговать с женщиной, а также с мужчиной, который не обязан совершать джума-намаз (например, с путником). В любом случае, заключенный акт считается действительным, даже если был запрещен.

Продолжение следует…

Ахмад Магомедов

Великая Страстная пятница является днем, когда необходимо вспомнить об Иисусе Христе и его мучениях, потому как, именно в этот день, он был распят на кресте. Именно поэтому, Страстная пятница считается днем скорби. Страстная пятница в 2018 году приходится на 6 апреля. В память о той трагической истории, верующие придерживаются ограничений в пище и своем поведении. Весь день принято проводить в молитвах о великом поступке Иисуса Христа.

Молитва в страстную пятницу: что можно и что нельзя делать в этот день

В Страстную пятницу запрещается готовить и употреблять еду, а также работать по хозяйству, особенно шить, резать и стирать. Не разрешается даже купаться и подстригать волосы. Абсолютно все дела по дому не приветствовались, потому что отвлекали от траура. Однако, все же помощь близким не запрещается.

В Страстную пятницу категорически запрещается веселиться и проводить время в шумных компаниях, потому как все верующие обязаны вести себя скромно. В противном случае, жизнь может установиться так, что весь грядущий год придется горевать. Именно поэтому, в Страстную пятницу лучше провести день в молитвах и позаботиться о своих родных.

Молитва в страстную пятницу: молитвы, которые нужно читать

В Страстную пятницу на утренней службе читают 12 частей Евангелия, которые посвящены мучениям Христа. Слова этих молитв также показывают мучения и поступок Христа.

Молитва для других

О Иисус, помилуй вашей святой Церкви; заботиться о нем. О Иисус, помилуй бедных грешников и спасти их от ада. О Иисус, благослови моего отца, мою мать, моих братьев и сестер, и все, что я должен молиться. О Иисус, пожалейте души в чистилище и довести их до вашего небесного покоя.

Молитва, чтобы выразить скорбь за грехи

Бог Отец Мой, Мне очень жаль за то, что отвернулась от вашей дружбы. Вы показали только любовь ко мне. Я иногда показано немного любви в ответ. Из-за твоего, единственного твоего, Иисуса, Который умер и воскрес для меня, прости меня все мои грехи. Отец, не только я обидел вас на мои грехи, но я также оскорбил ваше сообщество здесь, на земле. Я обещаю, чтобы показать большую любовь к соседу, с тем чтобы восполнить мои грехи. Я ничего не можем сделать, если ваш Святой Дух не помогает мне вести жизнь, такая как Иисус, жизнь провел забыв о себе в служении другим.

Молитва за Святейшества на Страстную пятницу

Господи, на завтра и его потребностей Я не молюсь, Держите меня, Боже мой, от пятна грехов, Позвольте мне оба работают старательно и надлежащим образом молиться, Позвольте мне быть добрым словом и делом для других, Позвольте мне не сделать ничего плохого или простаивает на словах, бездумное сказать, Установите вам замок на моих губах Позвольте мне в сезон, Господи, быть честны, в сезоне геев, Позвольте мне быть верным вашей милости только сегодня, И если сегодня, мой прилив жизни должно угасать, О ставку быть, если сегодня я умру, приходите домой сегодня, Так, на завтра и его потребностей, я не молюсь, Но держать меня, направлять и любить меня, Господи, я молю тебя.

Молитва за единство

Отец Небесный, вы Отец всех мужчин. Мы просим вас, чтобы отправить Святого Духа, Дух, который объединяет людей, так что все люди забудут прошлые неприятности, отложить в сторону несправедливые мнения, и работать вместе на благо всех, независимо от их религии, независимо от того, каковы их расы, так что в конце концов, этот мир, сделал добро мужчин, работающих вместе, в духе Иисуса и работать с вами, могут быть переданы вам вашим Сына, Объединяйтесь особенно всех христиан так что скоро они могут быть снова вместе, как одно стадо вокруг стола Вечери Господней. Мы просим вас более тесно объединить тех нашей Церкви, так что под руководством Духа к Царствие Твое, мы можем работать, молиться и жить счастливо вместе в любви и мире. (Аминь).

Ночь с четверга на пятницу наступает вместе с закатом солнца (азаном на намаз магриб) в четверг и завершается с началом утреннего намаза пятницы.

Посланник Аллаха (С) сказал: “Аллах каждую ночь отправляет ангела на нижние небеса в ее последнюю треть, а в ночь пятницы – в начале ночи. И Аллах повелевает ему, дабы он взывал (от имени Аллаха): ‘Есть ли просящий, чтобы Я дал ему? Если ли кающийся, чтобы Я принял его покаяние? Есть ли тот, кто ищет прощения, чтобы Я простил его? О, ищущий блага, подойди! О, ищущий зла, остановись!‘ И так он не прекращает взывать, пока не настанет рассвет. Когда же наступает рассвет, он возвращается на свое место из царства небес”. Мне рассказал об этом мой отец от моего деда от Посланника Аллаха (С)».

(«Таухид», хадис 251).

В ночь на пятницу желательно совершить следующие деяния:

اَللَّهُمَّ مَنْ تَعَبَّا وَتَهَيَّا Аллахумма ман таАбба ва тахайа О Аллах, кто-то может приготовиться
وَاعَدَّ وَٱسْتَعَدَّ ва аАдда ва стаАдда и стоять готовым
لِوِفَادَةٍ إِلَىٰ مَخْلُوقٍ ли-вафаадатин иля махлуки для надежды на творения,
رَجَاءَ رِفْدِهِ раджаа рифдихи полагаясь на их помощь
وَطَلَبَ نَائِلِهِ وَجَائِزَتِهِ ва талаба нааилихи ва джаизатихи и прося у них свой дар и награду.
فَإلَيْكَ يَا رَبِّ تَعْبِيَتِي وَٱسْتِعْدَادِي фа илейка йа рабби таАбийати ва стиАдаади Что же до меня, о Господь мой, то моя готовность -
رَجَاءَ عَفْوِكَ раджаа Афвика в надежде на Твоё прощение,
وَطَلَبَ نَائِلِكَ وَجَائِزَتِكَ ва талаба нааилика ва джаизатика в испрашивании дара Твоего и награды.
فَلاَ تُخَيِّبْ دُعَائي фаля тухайиб дуАаи Так не оставляй мою мольбу!
يَا مَنْ لاَ يَخِيبُ عَلَيْهِ سَائِلٌ йа ман ля йахиибу Алейхи сааиль О Тот, Кто не оставляет просящих,
وَلاَ يَنْقُصُهُ نَائِلٌ ва ля йанкусуху нааиль и взывающий ничего не убавит от Него!
فَإنّي لَمْ آتِكَ ثِقَةً بِعَمَلٍ صَالِحٍ عَمِلْتُهُ фа инни лам аатика сиката би-Амали саалихи Амильтуху Ибо я пришёл к Тебе не уверенным в праведных делах, что совершал,
وَلاَ لِوِفَادَةِ مَخْلُوقٍ رَجَوْتُهُ ва ля ли-вифаадати махлууки раджаутуху и надежда моя была не на помощь творений.
اتَيْتُكَ مُقِرّاً عَلَىٰ نَفْسِي بِٱلإسَاءَةِ وَٱلظُّلْمِ атайтука мукирран Аля нафси биль-исаати ва ззульм Нет, но я пришёл к Тебе, признавая Своё зло и несправедливость, что совершал,
مُعْتَرِفاً بِانْ لاَ حُجَّةَ لِي وَلاَ عُذْرَ муАтарифан биан ля худжжата ли ва ля Аузр понимая, что нет у меня ни довода, ни извинения.
اتَيْتُكَ ارْجُو عَظِيمَ عَفْوِكَ атайтука арджу Азыма Афвика Я пришёл к Тебе, надеясь на величие Твоего прощения,
ٱلَّذِي عَفَوْتَ بِهِ عَنِ ٱلْخَاطِئينَ аллази Афаута бихи Ани ль-хаатиин которым прощаешь Ты грешников,
فَلَمْ يَمْنَعْكَ طُولُ عُكُوفِهِمْ عَلِي عَظِيمِ ٱلْجُرْمِ фа лам йамнаАка таулю Аукуфихим Аля Азыми ль-джурм и продолжительность их упорства в своих преступлениях
انْ عُدْتَ عَلَيْهِمْ بِٱلرَّحْمَةِ ан Аудта Алейхим би-ррахмати не удерживает Тебя от того, чтобы повернуться к ним с милостью.
فَيَا مَنْ رَحْمَتُهُ وَاسِعَةٌ фа-йа ман рахматуху ваасиА О Тот, Чья милость всеобъемлюща,
وَعَفْوُهُ عَظيمٌ ва Афвуху Азым а прощение велико!
يَا عَظيـمُ يَا عَظيـمُ يَا عَظيـمُ йа Азыму йа Азыму йа Азым О Великий, о Великий, о Великий!
لاَ يَرُدُّ غَضَبَكَ إِلاَّ حِلْمُكَ ля йарудду газабака илля хильмука Ничто не может отвратить Твой гнев, кроме Твоего снисхождения,
وَلاَ يُنْجِي مِنْ سَخَطِكَ إِلاَّ ٱلتَّضَرُّعُ إِلَيْكَ ва ля йунджи мин сахатика илля ттазарруА илейка и ничто не спасёт от Твоей ярости, кроме преклонения пред Тобой!
فَهَبْ لِي يَا إِلٰهِي فَرَجاً фа хаб ли йа иляхи фараджан Так даруй мне избавление, о мой Бог,
بِٱلْقُدْرَةِ ٱلَّتِي تُحْيِي بِهَا مَيْتَ ٱلْبِلاَدِ биль кудрати ллати тухии биха майта ль-биляд той силою, которой Ты оживляешь мёртвые земли,
وَلاَ تُهْلِكْنِي غَمّاً حَتَّىٰ تَسْتَجِيبَ لِي ва ля тухликни гамма хатта тастаджиба ли и не дай мне погибнуть от скорби, прежде чем Ты ответишь мне
وَتُعَرِّفَنِي ٱلإِجَابَةَ فِي دُعَائِي ва туАррифани ль-иджаба фи дуАаи и даруешь мне знамения Твоего ответа в моих мольбах!
وَاذِقْنِي طَعْمَ ٱلْعَافِيَةِ إلَىٰ مُنَتَهَىٰ اجَلِي Ва зикни таАма ль-Афияти иля мунтаха аджали Дай мне вкусить сладость благополучия до конца моего срока,
وَلاَ تُشْمِتْ بِي عَدُوِّي ва ля тушмит би Адувви не позволяй моим врагам одержать верх,
وَلاَ تُسَلِّطْهُ عَلَيَّ ва ля тусаллитху Алейя не наделяй их властью надо мной
وَلاَ تُمَكِّنْهُ مِنْ عُنُقِي ва ля тумаккинху мин Аунуки и не давай мою шею им под ярмо!
اَللَّهُمَّ إِنْ وَضَعْتَنِي فَمَنْ ذَا ٱلَّذِي يَرْفَعُنِي Аллахумма ин вазаАтани фа ман за ллази йарфаАуни О Аллах, если Ты унизишь меня, то кто возвысит меня?
وَإِنْ رَفَعْتَنِي فَمَنْ ذَا ٱلَّذِي يَضَعُنِي ва ин рафаАтани фа ман за ллази йазаАуни Если Ты возвысишь меня, то кто унизит меня?
وَإِنْ اهْلَكْتَنِي فَمَنْ ذَا ٱلَّذِي يَعْرِضُ لَكَ فِي عَبْدِكَ ва ин ахлактани фа ман за ллази йаАризу лака фи Абдик И если Ты погубишь меня, то кто заступится пред Тобой за меня - Твоего раба -
اوْ يَسْالُكَ عَنْ امْرِهِ ау йас-алака Ан амрихи и кто спросит Тебя обо мне?
وَقَدْ عَلِمْتُ انَّهُ لَيْسَ فِي حُكْمِكَ ظُلْمٌ ва кад Алимту аннаху лейса фи хукмика зульмун Знаю я, что нет угнетения в Твоём решении,
وَلاَ فِي نَقَمَتِكَ عَجَلَةٌ ва ля фи накаматика Аджаля и нет спешки в Твоём отмщении.
وَإِنَّمَا يَعْجَلُ مَنْ يَخَافُ ٱلْفَوْتَ ва иннама йаАджалу ман йахаафу ль-фаут Ибо спешит тот, кто боится поражения,
وَإِنَّمَا يَحْتَاجُ إِلَىٰ ٱلظُّلْمِ ٱلضَّعِيفُ ва иннама йахтааджу иля ззульми ззаАиф а в угнетении нуждается слабый.
وَقَدْ تَعَالَيْتَ يَا إِلٰهِي عَنْ ذٰلِكَ عُلُوّاً كَبِيراً ва кад таАалейта йа иляхи Ан залика Аулувван кабиран Ты же, о Господь мой, выше этого великим вознесением!
اَللَّهُمَّ إِنِّي اعُوذُ بِكَ فَاعِذْنِي аллахумма инни аАузу бикя фа-Аизни О Аллах, я прибегаю к Тебе - так надели меня защитой!
وَاسْتَجيرُ بِكَ فَاجِرْنِي ва стаджииру бикя фааджирни Я ищу Твоей помощи - так помоги мне!
وَاسْتَرْزِقُكَ فَٱرْزُقْنِي вастарзикука фа-рзукни Я ищу у Тебя удела - так даруй мне удел!
وَاتَوَكَّلُ عَلَيْكَ فَٱكْفِنِي ва атаваккалу Алейка факфини Я прибегаю к Тебе - так стань мне опекой!
وَاستَنْصِرُكَ عَلَىٰ عَدُوِّي فَٱنْصُرْنِي вастансирука Аля Адувви фансурни Я прошу у Тебя помощи против моих врагов - так помоги мне!
وَاسْتَعينُ بِكَ فَاعِنِّي вастаАину бикя фаАинни Я прошу у Тебя поддержки - так поддержи меня!
وَاسْتَغْفِرُكَ يَا إِلٰهِي فَٱغْفِرْ لِي вастагфирука йа иляхи фагфир ли Я прошу Тебя о прощении, о Господь мой, - так прости меня!
آمِينَ آمِينَ آمِينَ амина амина амин Амин! Амин! Амин!

عَن ابن عُمَر رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم:

مَنْ قَرَأَ سُوَرَةَ الْكَهْفِ فِي يَوْمِ الْجُمُعَةِ ؛ سَطَعَ لَهُ نُورٌ مِنْ تَحْتِ قَدَمِهِ إِلَى عَنَانِ السَّمَاءِ يُضِيءُ لَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، وَغُفِرَ لَهُ مَا بَيْنَ الْجُمُعَتَينِ

رواه أبو بكر بن مردويه في تفسيره بإسناد لا بأس به

Со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто прочитал суру «Пещера» в день пятницы, того осенит свет, который в Судный день от ног его будет достигать вершин небес, и послужит это ему искуплением грехов, совершенных между двумя пятницами».

Хафиз аль-Мунзири сказал: «Этот хадис передал Абу Бакр ибн Мардавайх в своём тафсире с неплохим иснадом». См. «ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1/354.

Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис достоверным.

Чтение суры «Пещера» (аль-Кахф) в пятницу является желательной Сунной, на что указывают многие хадисы.
В каждой версии хадисов о чтении в пятницу суры «аль-Кахф» есть слабость, однако множество версий этих хадисов усиливают друг друга, и многие имамы считали из-за этого их достоверными и опирались на них.
Сообщается от Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто прочитает суру “Пещера” в день пятницы, того будет освещать свет между двух пятниц». аль-Хаким 2/399, аль-Байхакъи 3/249. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар в «Тахридж аль-Азкар», шейх Ибн аль-Къаййим в «Задуль-ма’ад» 1/375 и шейх аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 6470.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто прочитает суру “Пещера” в ночь на пятницу, того будет освещать свет, который будет между ним и Священным домом (Кабой)». ад-Дарими 3450, аль-Байхакъи 2444. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.
Но даже если и допустить, что хадисы о чтении суры «аль-Кахф» в пятницу являются слабыми в форме марфу’, т.е. непосредственно от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), зато они однозначно являются достоверными в форме маукъуф, т.е. от сподвижника, а именно версии от Абу Са’ида аль-Худри. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Даже если и есть разногласие в слабости хадиса от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то что касается этого хадиса в форме маукъуф, то нет никаких сомнений в том, что он достоверный!” См. “Тальхыс аль-хабир” 1/102, “Натаидж аль-афкар” 1/247.
А то, что подобное говорит сподвижник, ясно указывает на то, что этот хадис даже если иснадом и маукъуф, то по положению он подобен марфу’, т.е. тому, что передается от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники о таких вещах не могут знать, кроме как от него.

Имам ад-Думьяты говорил: “Даже если это сообщение в форме маукъуф (от сподвижника), то все равно это подобно тому, что передается от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку такие вещи не говорят на основании своего мнения”. См. “аль-Матджуру-ррабих” 1/48.
Но учитель Ибн Хаджара — хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: «Я видел слова ад-Даракъутни и ан-Насаи, что правильным является то, что хадис этот маукъуф, а не марфу’. На это тебе следует сказать: «А где довод на то, что маукъуф является правильным, а марфу’ — ошибкой? Передавшие версию в форме маукъуф и являются теми, кто передал её в форме марфу’. А истина ин ша-Аллах в том, что форма марфу’ является достоверной!» См. «аль-Бадр аль-мунир» 2/292.
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади говорил: “Разногласие между двумя версиями хадиса, один из которых в форме раф’ (от пророка), а другой — вакъф (от сподвижника), не указывает на слабость хадиса! Может быть так, что сподвижник один раз передает хадис от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а другой раз передает это в виде фатва и не приписывает этих слов Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Хадис может передаваться двумя путями. Суфьян ибн ‘Уйейна так часто поступал, иногда он передавал хадис в форме марфу’, а иногда в форме маукъуф, и это не влияет на слабость хадиса, поскольку одна версия не опровергает другую. Однако в таком случае брать версию марфу’ (от Пророка) важнее, поскольку в этом дополнение!” См. “аль-Кифая” 586.
Среди ученых, которые подтвердили достоверность хадиса о чтении в пятницу суру аль-Кахф:
аль-Хаким, аль-Мунзири, ад-Думьяты, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Хаджар, Ибн аль-Къаййим, аль-Бухути, ас-Суюты, аль-Мунави, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, аль-Албани, Ибн Баз, Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу’айб аль-Арнаут и др. См. “аль-Матджуру-р-рабих” 1/48, «аль-Бадр аль-мунир» 2/292, «Задуль-ма’ад» 1/375, «Кашшаф аль-къина’» 2/43, «Сахих аль-джами’» 6470, “Фатава Ибн Баз” 12/415.
Что же касается непосредственного чтения этой суры в пятницу, то это правомочно как в ночь на пятницу, т.е. в четверг после вечерней молитвы, так и днем, как на это указывают различные версии этих хадисов. Имам аль-Мунави сказал: «Желательно читать эту суру в день пятницы, а также и в ночь на пятницу, как об это говорил аш-Шафи’и». См. «Файдуль-Къадир» 6/198.
Имам аш-Шафи’и говорил: “В ночь на пятницу и днем в пятницу я предпочитаю чтение суры «аль-Кахф» по причине того, что передается в отношении этого”. См. “аль-Умм” 1/355.
Имам аль-Мардави сказал: “Следует читать суру «аль-Кахф» в пятницу, и так считают большинство наших сторонников (ханбалитов), и на это указывал имам Ахмад”. См. “аль-Инсаф” 5/281.
Вряд ли бы имам аш-Шафи’и и имам Ахмад опирались бы на эти хадисы, не имей они достоверную основу.
Аллаху а’лям.