Вербальные и литеральные парафазии. Литеральная парафазия

Парафазия

(от греч. para - возле, около, phasis - речь) - замена требуемых звуков (букв) речи или слов на другие; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов устной и письменной речи. Различают два вида П.: литеральную и вербальную . При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария мозга (у правшей) П. представляет собой проявления различных форм афазии . Литеральная П. выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которых лежат сенсорные или моторные нарушения речи. Вербальная П. характеризуется заменой одних слов другими, близкими по смыслу (см. ). Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Парафазия

Нарушение речевого высказывания, проявляемое в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие или же в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи.

Различаются два вида парафазии:

1 ) парафазия литеральная - ошибочная замена отдельных звуков или слогов в словах; в ее основе лежат сенсорные или моторные нарушения речевые;

2 ) парафазия вербальная - замена одних слов другими, близкими по смыслу, что обусловлено мнестическими или семантическими нарушениями речи; может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Парафазия Этимология.

Происходит от греч. para - возле, около + phasis - речь.

Категория.

Клиническое нарушение.

Специфика.

Нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков (букв) или слов речи.

Виды:

Литеральная парафазия,

Вербальная парафазия.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПАРАФАЗИЯ

(от греч. para - возле, около + phasis - речь) - замена требуемых звуков (букв) речи или слов на др.; неправильное употребление отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи. Различают 2 вида П.: литеральную и вербальную. При локальных поражениях речевых зон коры левого полушария (у правшей) П. представляют собой проявления различных форм афазии . Литеральная П. выражается в виде ошибочной замены отдельных звуков (или слогов) в словах, в основе которой лежат сенсорные или моторные нарушения речи (см. ). Вербальная П. характеризуется заменой одних слов др., близкими по смыслу (см. ), обусловленной мнестическими или семантическими нарушениями речи. Эта форма П. может проявляться и как соединение отдельных элементов разных слов в одно (см. ).

Литеральные и вербальные П. у детей наблюдаются при алалии и представляют собой проявление общего речевого недоразвития. См. . (Т. В. Ахутина.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "парафазия" в других словарях:

    парафазия - парафазия … Орфографический словарь-справочник

    ПАРАФАЗИЯ - [нем. Paraphasie Словарь иностранных слов русского языка

замена нужного звука (или буквы) другим звуком (или буквой), что приводит к искажению слова, один из симптомов афазии. Характер замены зависит от формы афазии. При сенсорной афазии замена происходит по признаку фонематической близости звуков (или букв). Так, звук с заменяется звуком з, б - п и т. д. При афферентной моторной афазии заменяются звуки (или буквы), близкие по способу произношения (т. е. близкие артикулемы). Напр., звук л заменяется звуком н, м - б или п и т. д. Л. п. проявляется как в устной, так и в письменной речи (см. Парафазия; Вербальная парафазия). Восстановление высших психический функций - отрасль нейропсихологии, основной задачей которой является изучение теоретических основ, механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. Теоретической базой В. в. п. ф. являются, с одной стороны, общепсихологические представления об общественно-исторической природе, прижизненном формировании высших психических функций и их системной организации, с другой стороны, нейропсихологическая концепция о системном строении и системной динамической локализации данных функций. Указанные теоретические предпосылки позволили обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. А. Р. Лурия были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.). Применение нейропсихологической теории В. в. п. ф. на практике при лечении раненых во время Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и были разработаны научные основы В. в. п. ф - речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьв, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Э. С. Бейн, Н. Н. Трауготт и др.). Дальнейшее изучение проблем В. в. п. ф. было связано преимущественно с теоретическим анализом причин речевых нарушений и разработкой различных методов их восстановления. А. Р. Лурия и его учениками (Д. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и др.) был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные звенья в психологической структуре функции и на сохранные афферентные деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции и др. Изучение динамики восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы нарушения различных речевых функций, в частности, роль зрительных образов в формировании афазии. Работы Л. С. Цветковой и ее сотрудников показали, что нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой организации зрительных образов. Дальнейшее развитие данного направления в нейропсихологии связано с расширением сферы применения методов восстановительного обучения, разработкой методов восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной работоспособности; с созданием комплексных методов восстановления функций путем сочетания психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из важнейших разделов данного направления является изучение эмоциально-психологической стороны восстановительного обучения, разработка групповых методов восстановления речевых функций путем корригирования изменений личности больного. Современная практическая работа в области нейрореабилитации, которая проводится в различных научно-практических центрах России, базируется на общих теоретических представлениях А. Р. Лурия о системной психологической и мозговой организации психических функций. Эти идеи легли в основу системы комплексной нейрореабилитации, разработанной В. М. Шкловским и его сотрудниками и успешно применяемой в Центре патологии речи в Москве и в др. городах России. Высокая социальная значимость результатов исследования проблемы В. в. п. ф. и их применения на практике связана с большой социальной потребностью в такого рода работах в области клинической психологии (в частности, в связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний) и большой эффективностью нейропсихологических методов В. в. п. ф.

Парафазия является особенностью (утраты имевшейся речи), характерными признаками которой есть нарушение высказывания, замена правильных букв, слогов и слов на неправильные.

Пациент заменяет корректные слова в предложении на совершенно непонятные и неестественные в данном употреблении и в конкретной ситуации. Присутствует значительное ускорение речи, что в значительной мере затрудняет понимание разговора.

Неврологический аспект проблемы

Возникновение парафазии может быть обусловлено рядом причин и встречаться у людей абсолютно разного возраста. К причинам проявления нарушения у взрослых относится разнообразное поражение коры головного мозга:

В детском возрасте к вышеперечисленным факторам стоит добавить поражение речевых центров головного мозга в результате:

  • гипоксии плода;
  • травмирования матери во время беременности;
  • самопроизвольное прерывание беременности;
  • асфикция новорожденного;
  • травма, полученная при родах;
  • соматические заболевания матери во время вынашивания плода;
  • внутриутробное инфицирование.

В основе парафазии лежит нарушение нейрофизиологической или найропсихологической предпосылки – это может быть нарушение праксиса, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, что, в свою очередь, ведёт к нарушению речи, восприятия, чтения, письма, счёта.

Разновидности нарушения

Парафазия подразделяется на три вида вида:

  • вербальная;
  • литеральная;
  • зеркальная.

И подмены не заметив

Вербальные парафазии – явление, при котором одно слово в речи заменяется другим, причём эти слова будут находиться в одном ассоциативном поле. Например, вместо слова «локоть», говорится «колено». Вместо слова «стул» — «стол» и т.д.

Данное явление характерно для акустико-мнестической афазии и характеризуется возможностью воспроизводить отдельные слова и невозможностью повторить ряд из трёх-четырёх слов, связанных по смыслу.

У пациентов может наблюдаться повышенная речевая активность, а может и наоборот, проявляться её тормозимость. Так, в беседе с двумя-тремя людьми человек с парафазией будет теряться в многосложных предложениях собеседников, при этом в ответ выдавая информацию либо не по теме, либо называя совершенно другие слова вместо необходимых по смыслу.

Трудности, связанные с семантической размытостью слов, полным или частичным непониманием их смысла, приводит к многократному использованию парафазий: замены слов в предложении, замена букв или совмещение воедино нескольких слов (к примеру «ножилка» — нож и вилка).

Часто может проявляться неверное употребление местоимений, смешение существительных в роде и числе, а также флексий глаголов.

Близко на вид, далеко от реальности

Литеральная парафазия характеризуется заменой буквы или звука в слове на другую. Встречается и в устной речи, и в письме. В зависимости от области и степени поражения, явление может приобретать различные черты.

Так, в случае с , идёт замещение звуков на близкие фонематически («с» на «з», «б» на «п»). В случае с идёт замена звуков на похожие («м» на «б», «л» на «н»).

Пациент с данным явлением может не только путать некоторые звуки, но и переставлять буквы в рамках одного слова. Часто ему сложно выстроить предложение из-за подбора соответствующих слов. Таким образом, замедляется сама речь, характерны повторения слов, обрывки фраз. При письме также видны отклонения: нарушается правильность письма и движение руки.

Парафазия, возникающая на основе (глубокой несформированности речи в результате поражения коры головного мозга) характеризуется потерей ранее присутствовавшей речи, также имеет место повреждение центров головного мозга, которые отвечают за речь во время внутриутробного развития.

Смотрю в тебя, как в зеркало

Зеркальная парафазия – в данном случае, пациент произносит начало и конец слова правильно, а вот середину – справа-налево.

Что характерно, люди, которым присуще данное заболевание удивительно быстро читают слова, написанные зеркально. И читают их правильно.

В некоторых случаях, кроме того, что слово читается так, будто разделено на несколько частей, где первая и последняя части произносятся правильно, а средняя не только переворачивается зеркально, но и удваивается.

Примеры из жизни

При рассмотрении примеров парафазии, могут иметь место такие отклонения:

  • если в оригинале слово будет звучать – «грач» , то при вербальной парафазии пациент будет обозначать как «стриж», «ворон», «дятел», а при литеральной – «врач», «грак», «удач», «грап», при зеркальной – «гарч», «гарач»;
  • «волк» при вербальной – «заяц», «медведь», «тигр», «лиса», при литеральной – «вол», «ворк», при зеркальной – «влок», «влолк»;
  • «удав» при вербальной – «змея», «питон», «уж», при литеральной – «удар», «удал», «удалец», при зеркальной – «уадв», «удадв».

Коррекция и восстановление речевых функций

Лечение парафазии, как и любой другой разновидности афазии, заключается в применении нейрореабилитации (восстановление и компенсация высших психических функций, в том числе и речи). Система мероприятий включает в себя:

  • физиотерапию;
  • медикаментозное лечение;
  • трудотерапию;
  • психотерапию;
  • восстановительные занятия с логопедом;
  • методы социальной и психологической адаптации.

В настоящий момент специалисты назначают пациентам специальное сканирование, по результатам которого можно определить области поражения и их степень, а после приступить к лечению, в процессе которого можно не только устранить причины возникновения, но и предупредить развитие заболевания.

Восстановление речи на данный момент осуществляется логопедом афазиологом или нейропсихологом. Наибольший эффект дают занятия, к которым подключают использование ноотропных препаратов: Неотропил, Фенотропил, Церебролизин, Энцефабол.

Но и на этом терапия не заканчивается: члены семьи должны пройти специальные обучения у логопеда афазиолога, получить специальные инструкции по особенностям терапии и реабилитации больного. Только такие комплексные меры могут привести к значительным результатам.

Время лечения может достаточно затянуться во времени – до пяти лет, но, не смотря на современную технику, методики, результат стопроцентный дать не может ни один врач. Даже самые высокие технологии в некоторых случаях не могут вернуть речь в идеальное состояние.

Таким образом, достаточно распространённое явление, парафазия, когда человек путает буквы в словах, неправильно применяет по смыслу слова и словосочетания – это звоночек для того, чтобы обратиться за помощью квалифицированного врача, который после специального обследования сможет определить конкретную причину поражения коры головного мозга и назначить лечение и реабилитацию.

В статье рассмотрим литеральные парафазии при афазии. Что означают такие отклонения?

Парафазия представляет собой особенность афазии (утраты речи), характерными симптомами которой являются нарушения высказывания, замена правильных слогов, букв и слов на неправильные. Больной при этом заменяет корректные слова в составе предложения на совершенно неестественные и непонятные в конкретном употреблении и в определенной ситуации. Кроме того, при этой патологии присутствует существенное ускорение речи, что способствует значительным затруднениям понимания разговора.

Многим интересно, что это — литеральные и вербальные парафазии.

Неврологический аспект болезни

Возникновение литеральной парафазии может быть обусловлено целым рядом неврологических причин и наблюдаться у людей самых различных возрастов. К причинам развития такого нарушения у взрослых пациентов относятся разнообразные поражения коры мозга:

  • расстройства мозгового кровообращения;
  • травмы;
  • инфекционные патологии, поражающие головной мозг;
  • следствие тромбоэмболий;
  • кисты и прочие новообразования головного мозга;
  • разрыв аневризмы.

В детском возрасте к вышеуказанным факторам следует добавить поражение речевого центра головного мозга, которое может случиться в результате:


В основе литеральной парафазии лежат нарушения нейропсихологической или нейрофизиологической предпосылки - это может быть расстройство праксиса, фонематического слуха, артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, приводит к нарушениям речи, восприятия, письма, чтения, счета.

Другие виды парафазии

Основных видов литеральной парафазии всего три, однако четкой грани между ними нет, поскольку формы могут сочетаться между собой. Таким образом, литеральная форма патологии тесно связана с такими ее видами: вербальная и зеркальная. Вербальные парафазии - явления, при которых одно слово в речи подменяется другим, и эти слова находятся в одном ассоциативном поле. К примеру, вместо слова «локоть», говорят «колено», «стул» - «стол» и т. п.

Подобное явление часто наблюдается при акустико-мнестической афазии и отличается возможностью воспроизводить слова и невозможностью повторить сразу три-четыре слова, связанные по смыслу. У таких пациентов может отмечаться повышение речевой активности, либо наоборот, проявляться ее заторможенность. Трудности, обусловленные семантической размытостью слов, частичным или полным непониманием их смысла, способствуют многократному применению парафазий: замены букв в словах, слов в предложении, совмещение нескольких слов воедино (пример: «ножилка» — нож и вилка). Также может проявляться неверное применение местоимений, изменение существительных в числе и роде, флексий глаголов.

Литеральная парафазия проявляется в виде замены звука или буквы в слове на другую. Встречается подобное явление как в письме, так и в устной речи. В зависимости от степени и области поражения, патологическое состояние может приобретать разные черты. Таким образом, в случае с сенсорной афазией идет замещение звуков на фонематически близкие («б» на «п», «с» на «з»). В случае с моторной афазией идет замена звуков на схожие («л» на «н», «м» на «б»).

Пациент с таким заболеванием может не только путать звуки, но и переставлять буквы в одном слове. Часто ему сложно построить предложение при необходимости поиска соответствующих слов. Таким образом, сама речь замедляется, характерны при этом обрывки фраз, повторения слов. При письме также наблюдаются существенные отклонения: нарушается его правильность и движения руки. Пример - голос - колос, холос, голс и т. п.

Парафазия, которая возникает на фоне алалии (глубокая несформированность речи вследствие поражения коры мозга) характеризуется потерей присутствовавшей ранее речи, кроме того, имеет место повреждение центров мозга, отвечающих за речь в период внутриутробного развития.

Зеркальная парафазия характеризуется тем, что пациент произносит конец и начало слова правильно, а его середину - справа-налево. Характерно то, что люди, которым присуще подобное заболевание, очень быстро читают слова, которые написаны зеркально, причем читают их правильно. В определенных случаях слово читается так, будто оно разделено на несколько частей, где последняя и первая части произносятся правильно, а срединная не только зеркально переворачивается, но и удваивается.

Примеры

При рассмотрении видов литеральной парафазии в логопедии могут наблюдаться такие отклонения:

  1. Если слово звучит - «грач», то при вербальной форме парафазии человек будет обозначать это слово как «стриж», «дятел», «ворон».
  2. При литеральной форме - «врач», «удач», «грак», «грап».
  3. При зеркальной - «гарач», «гарч».

Коррекция и восстановление функций речи

Лечение любой формы парафазии, в том числе и литеральной, как и любых разновидностей афазии, заключается в использовании нейрореабилитации (компенсация и восстановление высших психических функций, в частности речевых). Система терапевтических мероприятий обычно включает в себя:


Специальное сканирование

В настоящее время медицинские специалисты назначают больным с литеральной парафазией специальное сканирование, по информационным результатам которого можно в точности установить области поражения мозга и их степень, после чего приступить к соответствующему лечению, в процессе которого не только устраняются причины их возникновения, но и появляется возможность предупредить дальнейшее развитие патологического процесса.

Восстановление речи на сегодняшний день осуществляется нейропсихологом или логопедом-афазиологом. Наибольшую эффективность показывают занятия, к которым подключается использование ноотропных медикаментозных препаратов:

  • «Фенотропил»;
  • «Неотропил»;
  • «Энцефабол»;
  • «Церебролизин».

Обучение членов семьи

Однако и на этом коррекция литеральной парафазии не заканчивается: все члены семьи пациента должны пройти специальное обучение у логопеда-афазиолога, получить некоторые инструкции по особенностям лечения и реабилитации больного. Таким образом, только комплексные меры могут способствовать значительным положительным результатам. Время терапии может существенно затянуться по времени - иногда даже до пяти лет, однако несмотря на современные методики, технику лечения, стопроцентный результат не может гарантировать ни один специалист. Даже самые современные технологии в определенных случаях не могут вернуть идеальное состояние речи.

Заключение

Таким образом, довольно распространенное явление, литеральная и иные виды парафазии, когда человек меняет буквы в словах, неправильно использует их по смыслу - это сигнал к тому, чтобы обратиться к квалифицированному врачу, который после специальной диагностики может определить конкретный фактор поражения коры мозга и назначить терапию и реабилитацию. Особенно это важно в детском возрасте, когда некоторые отделы мозга еще продолжают процессы своего формирования.