Урок знакомство с буквой ы. Тема: Знакомство с буквой «ы

Тема урока
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ «Ы»

Цели деятельности педагога
организовать работу по ознакомлению с буквой ы; научить выполнять звуковой анализ слова «рыбы», наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твёрдые - мягкие); создать условия для развития фонематического слуха, памяти, внимания, речи.

Планируемые результаты образования

Предметные: знают букву ы; умеют выполнять звуковой анализ слова «рыбы», «дым», «усы», «мышка».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: логические - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Ход урока

1.Организационный момент.

Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.

2.Постановка учебной задачи.

Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)
Учитель читает стихотворение В. Татаринова.
На самом тёмном чердаке живёт косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне. Глазёнки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьёв и на мышат он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он дождик пьёт и ветер ест.
Он не боится высоты, не птица он, не зверь...
Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле на ужин. (Золотая рыбка.)

3.Открытие нового знания.

Звуковой анализ слова «рыба».
«Прочитайте» первый звук в слове «рыба». (Рррыба.)
Какой это звук? (Твёрдый согласный звук.) Какой фишкой обозначим звук? (Синей.) Назовите мягкую пару, ([р"].)
«Прочитайте» второй звук в слове «рыба». (Рыыыба.)
Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
«Прочитайте» третий звук в слове «рыба». (Рыббба.)
Какой это звук? (Твёрдый согласный звук)
Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)
Назовите его мягкую пару, ([б"].)
«Прочитайте» последний звук в слове «рыба». (Рыбаааа.)
Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
Звук [ы] обозначается буквой ы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Знакомство с новой буквой.
Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
А. Шибаев
Бывает эта буква Вот топор, полено рядом
В конце и в середине. Получилось то, что надо.
В конце капусты, брюквы, Получилась буква Ы,
А в середине дыни. Все мы знать её должны.
Е. Григорьев В. Степанов
Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?
Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и в конце слов.)
Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (Врусском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)
Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
Ы не начинает слов –
Видно, нрав её таков. Т. Синицына

4.Закрепление
изученного
1. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Для читающих учеников:
Прочитайте стихотворение С. Маршака.
Для нечитающих учеников:
Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
Подчеркните в словах букву ы. (букв.)
Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.
2.Игра «Будь внимателен».
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского.
У КОГО РАСТУТ УСЫ?
У кого растут усы?
У моржа и у лисы,
У бобра и у крота,
У кота и у кита.
Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомячка.
Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей...
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!
Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)
Кого ещё вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)
Звукобуквенный анализ слова «усы».

Физкультминутка
Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».
Обозначьте звуки фишками и буквами.
Пых любит играть в игру «Один-много». Вам нужно образовать множественное число.
Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.
У буквы Ы обычай есть,
За него хвала и честь:
Буква Ы спокойно может, Встав в конце, предметы множить: Стол - столы, забор - заборы, Пол - полы, узор - узоры.
Пых любит разные превращения. Вот и сейчас он превращает людоеда в мышь. Хотите ему помочь? (Дикобраз, зебра, аист, тигр, рак, кенгуру, уж, жираф, филин, носорог, гиппопотам, мышь.)
Работа по учебнику.
Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в её названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)
Звукобуквенный анализ слова «мышка».
Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.
Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).
Что нужно поменять, кроме буквы?

5.Итог урока.

В копилке Пыха осталось только одно задание - кроссворд. Выполните его.
С какой буквой-труженицей познакомились?
Чем она отличается от всех остальных?
Какой звук обозначает буква ы?
Ы живёт в семействе гласных –
Звуков чистых, чётких, ясных,
И, как гласная любая –
Мы теперь о том уж знаем, -
Любит Ы к согласной встать,
Чтобы слог образовать:
Выход, мыло, тыква, пыль,
Мыши, мысли, сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.
Т. Синицына

6.Рефлексия.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Разделы: Начальная школа

"Пых - пых - пых". Кто это там пыхтит?
На самом тёмном чердаке живёт косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.
Глазёнки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьёв и на мышат он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он дождик пьёт и ветер ест.
Он не боится высоты, не птица он, не зверь: (показ рисунка)

Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который он обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.

Вот первое: (на листке картинки - бабочка, кузнечик, стрекоза, рыбка). Ответьте, кто лишний? Почему? (работа в парах: обсудите и объясните)

Дети: Рыбка,т.к. она живёт в воде, а остальные - насекомые.

Работа в учебнике на с.54.Звукобуквенный анализ слова РЫБА. Составляем схему.

Назовите второй звук. [ы]

Обозначаем буквой Ы.

Какая буква? Гласная

После какого согласного стоит? Твёрдого

А на что она похожа?

Вот топор, полено рядом-
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать её должны. (показ картинки)

Пых любит эту букву. Пых - пых - пых. Он знает много слов с этой буквой. А какие слова вы знаете? Сразу говорите, где находится этот звук. (дым, сыр, усы, :)

А где же слова со звуком Ы в начале слова? Их нет!

Какой сделаем вывод?

Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
Ы не начинает слов -
Видно, нрав её таков.

А как в учебнике об этом написал С.Маршак? (с.54)

Читающие дети читают стих. Нечитающие считают, сколько раз встречается буква Ы. (7)

Физкультминутка.

Сейчас будьте внимательны! Пых предлагает вам игру. Я читаю стих., а вы слушаете и запоминаете, у кого растут усы? (М.Пляцковский. "У кого растут усы?")

У кого растут усы?
У моржа и у лисы,
У бобра и у крота,
У кота и у кита.

Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомяка.

Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей:
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!

Проверка.

Работа с учебником(с.54). Звукобуквенный анализ слова УСЫ. Составление схемы. Проверка.

Самостоятельная работа со словом ДЫМ. (один у доски)

Проверка.

Пых любит превращения. Но прежде надо догадаться, как назвать картинку, чтобы количество звуков в её названии соответствовало количеству звуковых домиков. (с.55)

Дети: МЫШКА

Что нужно поменять, чтобы МЫШКА превратилась в МУШКУ, МОШКУ, МИШКУ?

А схемы не изменятся?

Дети: В схеме слова МИШКА надо поменять синий квадрат на зелёный.

Дети: Перед И согласные мягкие.

Перед какими гласными согласные твёрдые? Мягкие?

В копилке Пыха осталось ещё одно задание - кроссворд. Это домашнее задание.

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Чем эта буква отличается от других букв?

Какой звук обозначает буква Ы?

После каких согласных букв будем её писать?

Ы живёт в семействе гласных -
Звуков чистых, чётких, ясных.
Выход, мыло, тыква, пыль,
Мыши, мысли, сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.

Цель занятия: изучаем букву Ы, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ы, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ы по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Дым Сыр Усы Мыло

  1. Скажи, как гудит пароход? (Ы-ы-ы!..)
  2. СЫР, КОСЫНКА - какой звук есть во всех этих словах?

Запомни, пожалуйста: в русском языке нет слов, в которых звук [Ы] находится в начале слова.

В середине или в конце звук [Ы] в словах СЫР? ЧАСЫ? УСЫ? СЫН? КОТЫ? ОСЫ? СУПЫ? ДЫМ?
Когда мы произносим звук [Ы], воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Ы].

  • Гласный или согласный звук [Ы]?
  • Какие еще гласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь согласные звуки?

Задание: печатная буква Ы для дошкольников

Рассмотри букву Ы. Нашили букву Ы в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Сказка про букву Ы

Крыса Дылда и Пых-Пых

Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:

Кара-ул!!!
- А что случилось?

У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!

Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.
- Он же все мои припасы сожрет! - зарыдала Дылда.
- Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,- сказал Мыша.
- Т-ты что, б-боишься? - тихо спросил Цып.
- А т-ты?
- С тобой нет.

Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! - лежа под кроватью, бормотала Дылда.

Но через несколько минут друзья вернулись.

Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша.
- А кто же это был?
- Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.

Скороговорки

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла -
Так мылась Мила.

Кто больше?

Назовите как можно больше слов со звуком [Ы] в середине.
(Ответ: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка, пыль, быть, мышь, выгодно.)

Веселые стихи про букву Ы для детей

Бык мычит две буквы: - Му!
- Мяу! - кот сказал ему.
- Слышал?
Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
(Г. Виеру)

Жили-были прыгуны.
— Мы допрыгнем до Луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
— Прыгуны, вы где?
— Мы тут!
(В. Берестов)

Ы - мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
(Я. Аким)

Бывает эта буква в конце и в середине,
В конце капусты, брюквы, а в середине дыни.
В маленькую книжку не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы - нарисуем мышку.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

№ 31

Внимательно рассмотри картинки.

На первой картинке?

Что надо дорисовать на второй картинке?

на третьей картинке?

Поднимай букву ы , когда услышишь в словах звук [ы]: крыша, шары, большой, крылья, стул, пыль, красный, земля, плывет. Как называются звуки [а], [о], [ы]?


№ 32

Рассмотри картинку.

Покажи и скажи, кто идет за курицей. Сколько цыплят идет за курицей? Покажи и скажи, кто идет перед цыплятами.

Слушай слова и поднимай буквы а, ы, когда услышишь в словах звуки [а], [ы]: лапки, курица, цыплята, глаз, крылья.

№33 Рассмотри картинку.

Скажи, что делает девочка. Обозначь длинной полоской предложение Девочка собирает ягоды. Назови слова этого предложения. Обозначь каждое слово короткой полоской. Сосчитай, сколько слов в предложении. Назови слова в предложении Девочка собирает спелые ягоды. Каждое слово обозначь полоской. Сколько слов во втором предложении? Повтори первое предложение. Что обозначают короткие полоски? Повтори второе предложение. Сравни предложения: сколько слов в первом предложении? Сколько слов во втором предложении? Назови слово, которое есть во втором предложении, а в первом предложении нет. Есть ли в словах ягоды и спелые звук [ы]? Найди на картинке два предмета, в названиях которых есть звук [ы], два предмета, в названиях которых есть звук [а], и двапредмета, в названиях которых есть звук [о].

Создают ли губы, зубы и язык преграду при произнесении звуков [а], [о], [ы]? С голосом или без голоса произносятся звуки [а], [о], [ы]? Как называются звуки [а], [о], [ы]?


№ 34

Показывай букву Ы , когда услышишь в словах звук [ы]:

Мыло, мыльница, полотенце, сын, дочь, вымытый, грязь, дышит, отдыхает, работает, смелый, рыбак

№ 35

Посмотри на картинки. Что на них нарисовано?



Тема: Знакомство с буквой ы

Цель: Создание условия для ознакомления с гласным звуком [ ы ]

Задачи:

  1. Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуком [ ы ]. Научить различать данный звук на слух и обозначать буквой ы, читать слова с этой буквой. Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.
  2. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.
  3. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре.

Оборудование:

  1. Журова Л.Е. Букварь: 1 класс
  2. Безруких М.М. Пропись №1 к учебнику «Букварь
  3. Карточки цветовые
  4. Карточки со слогами
  5. Презентация
  6. Цветные шарики

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент.

Встали все красиво.

Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. (Слайд 1)

Присаживайтесь.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Повторение

Сегодня у нас в гостях мышонок по имени Джерри, но пришёл он не с пустыми руками, а принёс нам волшебные шарики. (Слайд 2)

Посмотрите внимательно на эти шары, что вы на них видите? (Буквы)

На какие две группы можно разделить эти шары? (Согласные и гласные)

Правильно. Буквы имеют звуки согласные или гласные.

Назовите согласные звуки. (Р, П, К, М,)

Давайте проверим. (Слайд 3)

3. Выявление места и причины затруднений

Скажите, чем гласные отличаются от согласных? (Они тянутся, поются и произношению не мешает ничего)

Посмотрите на буквы и попробуйте их тоже разделить на группы. (Звуки, которые делают согласные звуки твёрдыми или мягкими)

Все ли буквы вы поставили в ту или иную группу. (Нет)

А что вы заметили? (Среди них есть новая буква ы)

Назовите мне, пожалуйста, звуки каких букв делают согласные твёрдыми. (А,О,У,Э)

Назовите мне, пожалуйста, звуки каких букв делают согласные мягкими.

(Я,Ю,Е,Ё) (Слайд 4)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Почему мы никуда не поставили букву ы? (Потому что букву ы мы ещё не изучали).

Верно. Значит, что же мы должны сделать с нами сегодня на уроке? (Слайд 5)

5. Реализация построенного проекта

  • Стихи про букву ы (Слайд 6)

Вы приготовили стихи, загадки и рисунки про букву ы. Давайте мы вас послушаем.

  • Работа по составлению звуковых схем

Посмотрите на доску. Что вы видите? Назовите.

(Дыня, мыло, крыса, сыр)

(Слайд 7)

- Что общего есть в этих словах? Есть буква ы. Давайте прочитаем их по слогам

(Слайд 8)

А сейчас попробуем сделать звуковую схему слова дыня (Дет дают характеристику каждому звуку) (Слайд 9)

  • Самостоятельная работа в парах

У вас на партах лежат цветные квадратики.Положие их перед собой и составьте схемы слов. 1ряд - мыло, 2 ряд - крыса, а третий ряд - сыр. Кто сделает,сигнализируйте мне поднятыми руками.

А сейчас давайте проверим вашу работу. (Слайд 10)

- Обратите внимание, какой звук перед звуком ы.

  • Вывод.

Давайте сделаем вывод. Что мы узнали про букву ы? (Буква ы, звук - ы, он - гласный, делает согласные звуки твёрдыми)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

  • Работа с учебником

Откройте учебник и посмотрите кто там нарисован. (Это рыба)

Выложите звуковую схему этого слова. (Работа в парах с проверкой)

А обратили вы внимание, где находится буква ы в словах? (В середине)

Как вы думаете, а может ли стоять буква ы в начале слова? (Нет)

Почему? (Потому что таких слов нет) (Читает подготовленный ученик)

Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву Ы.

  • Составление слогов из слов

А сейчас давайте составим слова из слогов (на маленькой доске расположены слоги, из которых дети составляют слова: шка-фы, цве-ты, но-сы, ко-зы, зу-бы,со-мы, гри-бы, ки-ты).

Что общее есть в этих словах? (Буква ы)

Где стоит буква ы? (В конце слова)

А что ещё заметили в значении этих слов? (Слова, обозначающие множественное число).

Правильно, молодцы. (Слайд 11)

Сделайте вывод. (Если буква ы стоит в конце слова, то она ставит его во множественное число)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Знакомство с буквой

Посмотрите из каких элементов состоит буква ы. (Наклонная линия с овалом, соединительная линия и наклонная линия с закруглением)

(Слайд 12)

  • Показ с объяснением

Посмотрите, как пишется буква ы (Объяснение и показ учителем)

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

  • Самостоятельное написание двух строчек
  • Взаимопроверка.

Возьмите зелёный карандаш и обведите ту букву, которая получилась лучше и правильнее остальных. Поменяйтесь тетрадями возьмите красный карандаш и сделайте то же самое в тетради соседа.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Обратимся снова к учебнику На странице 55 есть кроссворд, который нам необходимо разгадать. Соотнесите схему со словом. Какое слово подходит к каждой схеме? (Объяснение с доказательством)

Ребята, как вы думаете почему именно мышонок сегодня наблюдал и помогал нам работать? (Потому что в этом слове есть буква ы)

9. Рефлексия учебной деятельности

Подведите итог урока.

Познакомиться с … буквой ы и звуком её обозначающим

Учиться отличать … звук ы от других

Учиться писать … букву ы и слоги

Мы смогли ответить на все вопросы?

Кто всё понял - зелёный шарик,

кто что то не понял или в ходе урока возникали небольшие трудности - жёлтый ,

а у кого осталось много неразрешённых вопросов - красный .

И давайте эти шарики подарим мышонку. (На доске мышонок Джерри с ниточками в лапах, шарики на магниты)

Как вы думаете, а понравилась ли ваша работа мышонку?

Он дарит вам всем шарики с сюрпризом. (Подарить шарик и раскраску Джерри)