Тип Моллюски. Класс Двустворчатые

11. Тип моллюски

12. Классы моллюсков

1. Изучив текст параграфа, сформулируйте общие признаки типа Моллюски.

Тело мягкое, мускулистое, состоит из 3 отделов: туловище, нога, голова (кроме двустворчатых). Сегментации нет. Тело покрыто раковиной. На голове есть щупальца, глаза, ротовое отверстие и органы равновесия.

2. Покажите на конкретных примерах, что строение органов дыхания моллюсков обусловлено средой их обитания.

Наземные моллюски (улитка) дышат легкими, водные (устрицы) - жабрами.

3. Как вы считаете, с какой целью раковины моллюсков измельчают и добавляют в корм домашней птице?

в качестве дополнительного источника кальция

4. Выберите из перечисленных терминов те, которые обозначают части тела определенных моллюсков.

1. Щупальца
В 2. Нога
В 3. Жабры
4. Раковина
5. Дыхательное отверстие
6. Голова
7. Мантия
8. Туловище
9. Глаза
10 Створки раковины
11. Вводный сифон
12. Ротовые лопасти
13. Выводной сифон
14. Ловчие щупальца
15. Хвостовые плавники

А - кальмар
Б - прудовик
В - беззубка

Ответ:

А - 1, 3, 6, 7, 8, 9, 14, 15
Б - 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,12
В - 2, 3, 7, 8, 10, 11, 12, 13

5. Изучив текст параграфа, заполните таблицу.

6. Используя рисунок 31 учебника, опишите, как осуществляется кровообращение у моллюсков.

Кровеносная система незамкнутая и состоит из сердца и сосудов. Сердце имеет желудочек и 1 -2 (реже 4) предсердия. Помимо сосудов часть пути кровь проходит в щелевидных полостях между органами.

7. Изучив текст параграфа, заполните таблицу Значение моллюсков.

8. Закончите предложения.

Не имеющее раковину тело слизней покрыто густой мантией . Она защищает тело от излишнего испарения и высыхания. Это моллюски ведут преимущественно наземный образ жизни и прячутся под палками, досками и т.д.

9. Изучив текст параграфа и рисунки, выполните лабораторную работу №4 "Особенности строения и жизни моллюсков", зарисуйте раковины брюхоногих и двухстворчатых моллюсков и подпишите их названия.

10. Рассмотрите рисунки 32, 33,34 учебника (с.49, 51).Каких из нарисованных моллюсков вы видели? Выпишите их названия.

рис. 32: Брадибена Вайриха, голубой слизень
рис. 33: Лима шероховатая, тридакна гигантская
рис 34: осьминог, каракатица

11. Изучив весь материал учебника по типу Моллюски, заполните таблицу.

12. Дайте определения понятий.

Реактивное движение - пульсирующее выбрасывание воды из мантийной полости через воронку
Чернильный мешок - орган моллюсков (напр. каракатиц), в котором вырабатывается чернильное вещество
Пищеварительная железа - орган, входящий в пищеварительную систему моллюсков
Слюнная железа - железа первого отдела пищеварительного тракта у моллюсков
Мантийная полость - полость, которая расположена между мантией и телом моллюска
Терка - мускулистый язык с хитиновыми зубами в ротовой полости моллюсков

13. На основании текста параграфа докажите, что моллюски стоят на более высокой ступени эволюционного развития, чем черви.

Моллюски более высоко организованы по строению (есть кровеносная, пищеварительная и нервная системы органов) и поведению

14. Заполните схему Систематические группы типа Моллюски.

Тип Моллюски
- класс брюхоногие
- класс двустворчатые
- класс головоногие

15. Внимательно рассмотрите рисунок и обозначьте внутренние органы моллюсков.

1. Нервные узлы
2. Нервы
2, Легкое
3. Сердце
4. Кровеносные сосуды
5. Кишка
6. Желудок
7. Терка
5. Кишка

Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями? кишка, желудок,сердце, легкое

16. Кроссворд № 2 "Моллюски"

1. Органы выделения у моллюсков (почки )
2. Орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полости тела (сердце )
3. Моллюск, способный в случае преследования пролетать над водой (кальмар )
4. Наружная складка кожи у моллюсков (мантия )
5. Брюхоногий моллюск. не имеющий раковины (слизень )
6. Часть тела брюхоногого моллюска (нога )
7. Млекопитающее, использующее брюхоногих моллюсков в пищу (крот )
8. Мешкообразный орган дыхания у наземных моллюсков (легкое )

Моллюски – крупный по числу видов (130 тыс.) тип животных. Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже – во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются – от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них – малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

Основные характерные черты строения моллюсков :

    Тело лишено сегментации, имеет двустороннюю симметрию (двустворчатые и головоногие) или асимметричное (брюхоногие). Отделами тела являются голова с расположенными на ней глазами и 1 – 2 парами щупалец, туловище, в котором расположено большинство внутренних органов, и нога – мускулистая брюшная часть тела, служащая для передвижения. У двустворчатых моллюсков голова редуцирована.

    Тело моллюсков заключено в раковину, защищающую животное и дающую опору для прикрепления мышц. Наружный слой раковины роговой, средний (фарфоровый) и внутрен­ний (перламутровый) – известковые. У брюхоногих моллюс­ков раковина цельная в виде колпачка или спирально завитой башенки. У двустворчатых она состоит из двух створок, соединенных эластичной связкой, зубцами «замка» и мускулами-замыкателями. Большинство головоногих моллюсков ра­ковину утратили.

    Туловище моллюсков покрыто кожной складкой – мантией, эпителий которой выделяет вещество раковины. Между ман­тией и телом образуется мантийная полость, в которой рас­полагаются жабры, некоторые органы чувств, анальное отверстие, отверстие выделительных органов.

    Полость тела вторичная (целом), однако сильно редуцированная и сохранившаяся лишь в виде околосердечной полости и полостей половых желез. Остальное пространство между внут­ренними органами заполнено рыхлой тканью – паренхимой.

    Пищеварительная система состоит из трех отделов: передней, средней и задней кишки. У большинства моллюсков (кроме двустворчатых) в глотке развит мускулистый язычок, покры­тый роговой пластинкой с многочисленными зубчиками - теркой. Ею они активно захватывают и измельчают раститель­ную и животную пищу. В глотку открываются протоки слюн­ ных желез, а в желудок – проток особой пищеварительной железы – печени. Двустворчатые питаются пассивно, отфильтровывая через жабры пищевую взвесь (водоросли, бактерии, детрит), поступающую в мантийную полость с водой через вводной сифон.

    Кровеносная система незамкнутая и состоит из сердца и со судов. Сердце имеет желудочек и 1 – 2 (реже 4) предсердия. Помимо сосудов часть пути кровь проходит в щелевидных поло­стях между органами.

    Органы дыхания у водных моллюсков – жабры, у наземных – легкое, представляющее собой участок мантийной полости. В стенке легкого имеется густая сеть кровеносных сосудов, через которые осуществляется газообмен. Легкое открывается наружу дыхательным отверстием – дыхальцем.

    Выделительная система представлена 1 – 2 почками. Они являются видоизмененными метанефридиями. Воронка почки открывается в околосердечную сумку, а выделительное отверстие – в мантийную полость.

    Нервная система разбросанно-узлового типа: пять пар крупных ганглиев расположены в жизненно важных органах (голове, ноге, мантии, органах дыхания и внутренностном мешке) и соединены между собой нервными стволами. Из органов чувств наиболее развиты органы химического чувства, осяза­ния, равновесия, а у подвижных хищников – зрения.

10. Размножение происходит половым способом. Большинство моллюсков – раздельнополые животные, реже – гермафро­диты (легочные брюхоногие моллюски). У раздельнополых моллюсков оплодотворение наружное, у гермафродитных – внутреннее, перекрестное. У пресноводных и наземных ле­гочных, а также головоногих моллюсков развитие прямое, у морских двустворчатых и брюхоногих моллюсков – с непол­ным метаморфозом, т. е. с планктонной личиночной стадией, способствующей их расселению.

Во время роста моллюска растёт и его раковина. Класс моноплакофоры. Класс панцирные. Класс головоногие. Класс бороздчатобрюхие. Современный наутилус. Тип моллюски или мягкотелые. Изучение внешнего строения и способа передвижения. Класс двустворчатые. Жизненный цикл большого прудовика. Внешнее строение брюхоногих моллюсков. Класс лопатоногие. Внутреннее строение брюхоногих моллюсков. Тип моллюски. У большинства моллюсков в глотке есть плотный мускулистый язык.

«Брюхоногие моллюски» - Внутреннее строение типичного моллюска. Банановый слизень, бороздчатый лиоплакс. Мускулатура тела. Проверим знания. Выяви признаки, характерные для представителей класса Моллюски. Системы органов. Заполним таблицу. Гигантская ахатина, гранатовое блюдечко. Тип Моллюски. Контрольный срез по теме «Плоские, Круглые, Кольчатые черви». Органы дыхания. Общая характеристика типа Моллюски (Мягкотелые). Брюхоногие.

«Общие признаки моллюсков» - Развитие. Местообитание. Орган. Что отличает классы. Признаки. Местообитание - суша, пресные водоёмы. Раковина. Чернильная железа. Прудовик. Скользят на ноге. Туловище. Сравнительная характеристика. Сравнительная характеристика классов. Суша. Общие признаки типа. Сравнительная характеристика классов типа Моллюски. Части тела - голова, туловище, нога. Класс Брюхоногие. Питание мельчайшими водными организмами.

«Систематика моллюсков» - Тип Моллюски. Брюхоногие чувствительны к температуре. Признаки типа. Чувствительность к факторам среды обитания. Особенности организации моллюсков, их происхождение. Класс Головоногие. Местообитание. Систематика моллюсков. Хищники. Тип животного. Особенности строения моллюсков. Внешнее строение моллюсков. Самый длинный и объемистый моллюск. Класс Брюхоногие. Кальмары. Строение пищеварительной системы.

«Классы типа Моллюски» - Класс Брюхоногие. Вредители кораблей. Сердце состоит из 1 желудочка и 2 предсердий, кровь голубая. Разменная монета. Отдельный вид – жемчужницы образуют жемчуг. Между мантией и телом находится мантийная полость. Наружный слой раковины роговой, средний (фарфоровый) и внутренний (перламутровый) - известковые. В Приморском заповеднике разводят, размножают и расселяют устриц и морских гребешков. У раздельнополых моллюсков оплодотворение наружное, у гермафродитных - внутреннее, перекрестное.

Тело моллюсков состоит из трёх отделов: головы (у двустворчатых отсутствует), ноги и туловища .

От основания туловища отходит мантия , между мантией и телом находится мантийная полость. Мантия наружу от себя откладывает минеральную раковину (наружный скелет).

Тело двустороннесимметричное , несегментированное. Полость тела вторичная (целом).

Обитают в воде, кроме некоторых брюхоногих. Дышат жабрами, наземные брюхоногие дышат легким (внутренней стенкой мантии).

Кровеносная система незамкнутая (кроме головоногих).

Развитие у наземных форм прямое, у водных – непрямое (имеется личинка).

Классы

Двустворчатые – пресноводные: беззубка, перловица, морские: мидия, устрица. Раковина состоит из двух створок. Питаются, фильтруя воду.

Брюхоногие – наземные: виноградная улитка, голый слизень, водные: большой прудовик, катушка. Питаются, соскабливая растительные клетки с помощью тёрки (радулы) .

Головоногие – осьминоги, каракатицы. Хищники, разрывают добычу хитиновым «клювом», имеют хорошо развитую нервную систему.

Установите соответствие между признаком животного и типом: 1) кольчатые черви, 2) моллюски.
А) кровеносная система замкнутая
Б) есть сердце, разделённое на отделы
В) имеется мантия
Г) нервная система - брюшная нервная цепочка с узлами в сегментах тела
Д) тело сегментировано

Ответ


Установите соответствие между признаком животного и типом, для которого этот признак характерен: 1) кольчатые черви, 2) моллюски
А) тело состоит из головы, туловища и ноги или туловища и ноги
Б) имеют складку кожи - мантию, образующую мантийную полость
В) кровеносная система замкнутая
Г) тело сегментированное
Д) у большинства в глотке имеется специфический орган - радула, или терка

Ответ



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны только для типа, к которому относят изображенное на рисунке животное.

1) многоклеточность
2) способность к гетеротрофному питанию
3) дыхание растворённым в воде кислородом
4) наличие наружного скелета, состоящего из трех слоев
5) туловище образует складку - мантию
6) тело состоит из головы, туловища и ноги

Ответ


Каким образом питаются брюхоногие моллюски?
1) размельчают крупную добычу роговым клювом
2) подкарауливают добычу, затаившись среди камней
3) фильтруют воду, задерживая органические остатки
4) скоблят листья и стебли растений зубчиками языка

Ответ


Установите соответствие между моллюсками и их особенностями: 1) виноградная улитка, 2) перловица. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дыхание жаберное
Б) питается путем фильтрации
В) в глотке имеется радула, или терка
Г) раковина цельная
Д) голова редуцирована
Е) развитие прямое

Ответ


Установите соответствие между моллюсками и экологическими группами, в которые они объединяются: 1) Морские, 2) Пресноводные, 3) Наземные. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Голый слизень
Б) Устрица
В) Беззубка
Г) Виноградная улитка
Д) Кальмар
Е) Большой прудовик

Ответ


Установите соответствие между примером животного и типом, к которому его относят: 1) членистоногие, 2) моллюски.
А) кальмар
Б) перловица
В) клещ
Г) мокрица
Д) тля
Е) катушка

Ответ


Установите соответствие между моллюском и средой его обитания: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обыкновенная беззубка
Б) большой прудовик
В) голый слизень
Г) осьминог
Д) виноградная улитка
Е) мидии

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие животные имеют незамкнутую кровеносную систему
1) круглые и плоские черви
2) моллюски и членистоногие
3) кольчатые черви и бесчерепные
4) хрящевые и костные рыбы

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Наиболее развитую нервную систему и органы чувств имеют моллюски
1) брюхоногие
2) двустворчатые
3) головоногие
4) пластинчатожаберные

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. К брюхоногим моллюскам относится
1) осьминог
2) кальмар
3) перловица
4) малый прудовик

Ответ


Установите соответствие между признаками моллюсков и классами, для которых они характерны: 1) Брюхоногие, 2) Двустворчатые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие в глотке мускулистого языка
Б) лёгочный тип дыхания
В) образование сифона складками мантии
Г) поглощение пищи путём фильтрации
Д) разделение тела на туловище и ногу
Е) спирально закрученная раковина

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

1. Изучив текст параграфа, сформулируйте общие признаки типа Моллюски

Тело мускулистое, мягкотелое

2. Покажите на конкретных примерах, что строение органов дыхания моллюсков обусловлено средой их обитания

Улитки обитают на суше. Водное животное дышит жабрами

3. Как вы считаете, с какой целью раковины моллюсков измельчают и добавляют в корм домашней птице?

Считается, в раковине имеются минеральные вещества и кальций

4. Выберите из перечисленных терминов те, которые обозначают части тела определенных моллюсков

А - 1, 6, 7, 8, 14, 15

Б - 3, 9, 11, 12, 13

5. Изучив текст параграфа, заполните таблицу

Передвижение моллюсков

6. Используя рисунок 31 учебника,опишите, как осуществляется кровообращение у моллюсков

Кровеносная система незамкнута. У моллюсков многокамерное сердце

7. Изучив текст параграфа,заполните таблицу

8. Закончите предложения

Не имеющее раковину тело моллюска покрыт густой слизью .Она защищает тело от излишнего испарения и высыхания. Это моллюски ведут преимущественно ночной образ жизни и прячутся под палками, досками и т.д.

9. Изучив текст параграфа и рисунки,выполните лабораторную работу №4 "Особенности строения и жизни моллюсков". Зарисуйте раковины брюхоногих идвухстворчатых моллюсков и подпишите их названия

10. Рассмотрите рисунки 32, 33,34 учебника (с.49, 51).Каких из нарисованных моллюсков вы видели? Выпишите их названия

Брадибена Вайриха, прудовик обыкновенный, слизень голубой

11.Изучив весь материал учебника по типу Моллюски, заполните таблицу

12. Дайте определения понятий

Реактивное движение - движение, происходящее за счет отделения тела со скоростью его части

Чернильный мешок - орган головоногих моллюсков, в котором образуется черный пигмент

Пищеварительная железа - железа пищеварительной системы

Слюнная железа - железы ротовой полости

Мантийная полость - полость, снаружи которой мантия, внутри - тело животного

Терка - покрытый рядами зубчиков "язык"

13. На основании текста параграфа докажите, что моллюски стоят на более высокой ступени эволюционного развития,чем черви

Моллюски более чевствительны, у них более развита дыхательная система

14. Заполните схему

Класс - брюхоногии

Класс - двустворчатые

Класс - Головоногие

15. Внимательно рассмотрите рисунок и обозначьте внутренние органы моллюсков.

1. нервные узлы

5. кровеносные сосуды

7. желудок

Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?

Сердце, почки, ноги

Кроссворд №2. "Моллюски"

3. кальмар