Судьба человека краткое изложение. Краткий пересказ изложение рассказа Судьба человека в сокращении – Шолохов Михаил Александрович

Весна. Верхний Дон. Рассказчик с товарищем ехал на бричке, запряжённой двумя лошадьми, в станицу Букановскую. Ехать было трудно - снег начал таять, грязь непролазная. А тут возле хутора Моховского река Еланка. Мелкая летом, сейчас разлилась на целый километр. Вместе с неизвестно откуда взявшимся шофёром рассказчик переплывает реку на какой-то полуразвалившейся лодке. Шофёр подогнал к реке стоявший в сарае автомобиль марки Виллис, сел в лодку и отправился обратно. Обещал вернуться через два часа.

Рассказчик присел на поваленный плетень и хотел было закурить - но сигареты намокли во время переправы. Так бы и скучать ему два часа в тишине, одиночестве, без еды, воды, выпивки и курева - как подошёл к нему мужчина с ребёнком, поздоровался. Мужчина (это и был главный герой дальнейшего повествования Андрей Соколов) принял рассказчика за шофёра - из-за стоявшего рядом автомобиля и подошёл пообщаться с коллегой: он сам был шофёром, только на грузовой машине. Рассказчик не стал расстраивать собеседника, раскрывая подлинную свою профессию (так и оставшуюся неизвестной для читателя) и соврал, что ждёт начальство.

Соколов ответил, что не торопится, а перекурить охота. В одиночестве курить скучно. Увидев разложенные для просушки сигареты, он угостил рассказчика собственным табаком.

Закурили они, разговорились. Рассказчику неловко было из-за мелкого обмана, поэтому он больше слушал, а говорил Соколов.

Довоенная жизнь Соколова

Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестрёнкой дома померли от голода. Остался один. Родни - хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатёнку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошёл на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная весёлая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почём фунт лиха стоит, может, это и сказалось на её характере. Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на неё глядел, а в упор. И не было для меня красивее и желанней её, не было на свете и не будет!

Придёшь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьётся, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на неё и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь её, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе.

Дальше рассказывал опять таки про жену, как она его любила и не упрекала даже тогда, когда приходилось выпить лишнего с товарищами. Но вскоре родились у них дети - сын, а потом - две дочери. Тогда с выпивками было покончено - разве что кружку пива в выходной себе позволял.

В 1929 увлекли его машины. Стал он шофёром грузовика. Жил себе поживал да добра наживал. А тут - война.

Война и пленение

На фронт провожала его вся семья. Дети держали себя в руках, но жена очень расстроилась - в последний раз мол видимся, Андрюша… В общем и так тошно, а тут ещё и жена заживо хоронит. В расстроенных чувствах уехал на фронт.

На войне он тоже был шофёром. Дважды легко ранили.

В мае 1942 года оказался под Лозовеньками. Немцы шли в наступление, а он вызвался на передний край везти боеприпасы нашей артиллерийской батарее. Боеприпасы не довёз - снаряд упал совсем близко, взрывной волной перевернуло машину. Соколов потерял сознание. Когда очнулся - понял, что находится в тылу врага: бой гремел где-то сзади, а мимо шли танки. Притворился мёртвым. Когда решил, что все прошли - голову приподнял, увидел идущих прямо к нему шестерых фашистов с автоматами. Спрятаться было негде, поэтому решил умереть достойно - встал, хотя еле мог стоять на ногах - и смотрел на них. Один из солдат хотел застрелить его - но другой удержал. Сняли с Соколова сапоги и отправили пешком на запад.

Через некоторое время догнала еле шедшего Соколова колонна пленных из той же дивизии, что он сам. С ними шёл дальше.

Ночевали в церкви. За ночь случилось 3 заслуживающих внимания события:

а) Некий человек, представившийся как военврач, вправил Соколову вывихнутую во время падения из грузовика руку.

б) Соколов спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя.

в) Фашисты застрелили верующего, который надоедал им просьбами выпустить из церкви для визита в туалет.

На следующее утро стали спрашивать - кто командир, комиссар, коммунист. Предателей не оказалось, поэтому коммунисты, комиссары и командиры остались живы. Расстреляли еврея (возможно, это был военврач - по крайней мере, в фильме дело так представлено) и троих русских, похожих на евреев. Погнали пленных дальше на запад.

Всю дорогу до Познани Соколов думал о побеге. Наконец представился случай: пленных отправили копать могилы, охранники отвлеклись - он и дёрнул на восток. На четвёртые сутки догнали его фашисты с овчарками, собаки Соколова чуть не загрызли. Месяц его держали в карцере, потом отправили в Германию.

«Куда меня только не гоняли за два года плена! Половину Германии объехал за это время: и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области на шахте уголёк откатывал, и в Баварии на земляных работах горб наживал, и в Тюрингии побыл, и черт-те где только не пришлось по немецкой земле походить»

На волоске от смерти

В лагере Б-14 возле Дрездена работал Соколов и другие на каменном карьере. Угораздило его, вернувшись однажды после работы сказать, в бараке, среди других пленных: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит».

Кто-то донёс начальству об этих словах и вызвал его к себе комендант лагеря Мюллер. Мюллер русский язык знал отлично, так что общался с Соколовым без переводчика.

«Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдём во двор, там ты и распишешься». - «Воля ваша», - говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подаёт мне и говорит: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». А что мне было терять? «За свою погибель и избавление от мук я выпью», - говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдёмте, распишете меня».

Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подаёт мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: «Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: «Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!» А я ему своё: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать». Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, вроде помягче.

Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

После этого комендант стал серьёзный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», - и подаёт мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.

Харчи разделил Соколов со своими товарищами - всем поровну.

Освобождение из плена

В 1944 году Соколова определили шофёром. Возил он немецкого майора-инженера. Тот обращался с ним хорошо, иногда делился едой.

Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. Там он руководил постройкой укреплений. Выехали.

По дороге Соколов оглушил майора, забрал пистолет и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идёт.

Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками машут, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошёл на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулемётов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырёх местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями… Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую её, и дышать мне нечем…

Отправили Соколова в госпиталь подлечиться и подкормиться. В госпитале сразу написал письмо жене. Через две недели получил ответ от соседа Ивана Тимофеевича. В июне 1942 попала бомба в его дом, жена и обе дочери погибли. Сына дома не было. Узнав о гибели родных, он ушёл добровольцем на фронт.

Выписался Соколов из госпиталя, получил месячный отпуск. Через неделю добрался до Воронежа. Посмотрел на воронку на том месте, где был его дом - и в тот же день отправился на вокзал. Обратно в дивизию.

Сын Анатолий

Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий. Прислал письмо мне на фронт, видать, с другого фронта. Адрес мой узнал от соседа, Ивана Тимофеевича. Оказывается, попал он поначалу в артиллерийское училище; там-то и пригодились его таланты к математике. Через год с отличием закончил училище, пошёл на фронт и вот уже пишет, что получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали.

После войны

Андрея демобилизовали. Куда податься? В Воронеж ехать не хотел.

Вспомнил, что в Урюпинске живёт мой дружок, демобилизованный ещё зимою по ранению, - он когда-то приглашал меня к себе, - вспомнил и поехал в Урюпинск.

Приятель мой и жена его были бездетные, жили в собственном домике на краю города. Он хотя и имел инвалидность, но работал шофёром в автороте, устроился и я туда же. Поселился у приятеля, приютили они меня.

Возле чайной познакомился он с беспризорным мальчиком Ваней. Его мать погибла при авианалёте (во время эвакуации, вероятно), отец погиб на фронте. Однажды по дороге на элеватор Соколов взял с собой Ванюшку сказал ему, что он его отец. Мальчик поверил и очень обрадовался. Усыновил Ванюшку. Жена приятеля помогала смотреть за ребёнком.

Может, и жили бы мы с ним ещё с годик в Урюпинске, но в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил её с ног. Ну, известное дело, бабы крик подняли, народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шофёрскую книжку, как я ни просил его смилостивиться. Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. Зиму проработал плотником, а потом списался с одним приятелем, тоже сослуживцем, - он в вашей области, в Кашарском районе, работает шофёром, - и тот пригласил меня к себе. Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку. Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком.

Да оно, как тебе сказать, и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска мне не даёт на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте

Тут пришла лодка и рассказчик распрощался со своим негаданым знакомым. И стал думать об услышанном рассказе.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

С тяжёлой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…

Краткое содержание «Судьба человека» Вариант 2

  1. О произведении
  2. Главные герои
  3. Другие персонажи
  4. Краткое содержание
  5. Жизнь до войны
  6. Военное время
  7. Лагерные работы
  8. Побег
  9. В ожидании встречи с сыном
  10. Послевоенное время
  11. Заключение

Нужно написать изложение Изложение по теме судьба человека М. А. Шолохов про Ван??шку оно должно начинаться так На первой странице рассказа М. А. Шолохова мы знакомимся с двумя его основными героями.. вопросы: 1. Возраст 2. глаза 3. руки 4.одежда 1 Судя по росту лет 5-6 2 Светлые,как небушко голубые 3 Маленькие розовые холодные ручёнки 4 Одет просто но дабротно

Ответы:

Судьба человека. О красоте души советского человека говорится в рассказу М. Шолохова "СЧ", в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью, во имя жизни одолеть смерть. Андрей Соколов рассказывает о своей жизнью, которая была полна мук, "горюшка", которого ему "пришлось хлебнуть по самые ноздри и выше". Читаешь рассказ, и кажется, будто прямо в душу тебе глядят опустошённые, как бы "присыпанные пеплом глаза Андрея, которые были наполнены такой неизбывной, смертной тоской". Но оказывается, что эти глаза, видевшие муки и гибель, видевшие чудовищно изощрённого в своём стремлении убить в людях всё человеческое врага, на каждом шагу видевшие в глаза смерть, - не утратили способности видеть и чутко воспринимать всё чистое, прекрасное в природе, в окружающей жизни. Сердце Соколова исполнено доброты к живому, к людям. Его потрясла судьба маленького человека - Ванюшки, в чём-то схожая с его собственной печальной судьбой. Много страданий выпало на долю Андрея Соколова: "Куда меня только не гоняли за 2 года плена! Половину Германии объехал за это время, и в Саксонии был, на силикатном заводе работал, и в Рурской области был, на шахте уголёк откалывал, и в Баварии на земляных работах горб наживалЕ" Но каторжный труд зверства фашистов не сломили его, не убили в нём чувства долга, любовь к родной земле. Своими руками задушил А. Соколов предателя, грозившего своему взводному выдать его немцам. Стойко перенёс Соколов все муки концлагеря. Кто-то донёс начальству "горькие слова" Андрея о тяжести каторжного труда. И вот его привели к коменданту. Андрей понимает, что вот сейчас, может быть через несколько минут, его убьют, но он не испугался, не стал умолять о пощаде, а наоборот. "Захотелось мне им, проклятым, показать, чтоЕ у меня есть своё русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались". Необыкновенное мужество и достоинство, с которым Соколов вёл себя, вызвали уважение даже у фашиста, который благосклонно подарил Андрею жизнь, маленькую буханку хлеба и ещё более маленький кусок сала. Андрей Соколов понимал, что только поддержка товарищей помогла ему выжить, и, вернувшись в барак, Андрей делит добытый хлеб со всеми поровну. С первых минут плена Соколова не покидала мысль о побеге. Первый раз побег не удался, но во второй раз Андрей не только сам вырвался из плена, но и привёз с собой "немца, инженера в чине майора армии" с очень важными документами. Поправившись в госпитале, Андрей возвращается домой, но здесь новое тяжёлое горе сваливается на его плечи: гибель жены и дочерей. Соколов снова возвращается а фронт и там узнаёт о геройской гибели сына, который оставался последней радостью и опорой в его жизни. Встреча с Ванюшей сыграла большую роль в жизни А. Соколова. Этот мальчик-сирота, со "светлыми, как небушко, глазами", оживил его душу. Всю свою отцовскую любовь, всю теплоту своего сердца Андрей отдаёт этому мальчугану. Встреча этих двух людей, всё потерявших в годы войны, помогает им обоим "выдюжить". Написано много произведений, но, на мой взгляд, ни в одной книге так не отражена сила духа советского человека, как в рассказе М. Шолохова "СЧ". Сколько их, известных и безымянных героев, о которых уже написаны или только ещё пишутся книги и стихи. Мы всегда останемся в неоплатном долгу перед людьми. Защитившими мир от фашизма, перед солдатами, их матерями и вдовами. Они всегда жили и будут жить в памяти народа, всегда будут примером для нас, молодых. Именно к нам обращены слова "Реквиема" Р. Рождественского: Не плачьте! В горле сдержите стоны. Памяти павших Будьте достойны, Вечно достойны.

мужчины","Отец","Сын".Озаглавьте свое изложение.Подчеркните в своем изложении причастия
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту-лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал пригулшенным баском: -Здорово, браток!







-Беда мне с этим пассажиром!




А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками. На нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью.

Подчеркните в своем изложении причастия.

Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту-лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал пригулшенным баском:

Здорово, браток!

Здравствуй.-Я пожал протянутую мне большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые брови.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные-снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:

Беда мне с этим пассажиром!

Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку мальновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: "Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы".

Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...

Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки-все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками. На нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью.

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

Цель: Подготовка к написанию выборочного изложения по отрывку из рассказа М.А. Шолохова Судьба человека»

Задачи:

Развивать навык письменного изложения текста, умение работать со словарем.

Показать, как используется портретное описание для характеристики героев.

Закрепить умения отбирать материал.

Закрепить навыки правописания причастий, пунктуационные навыки.

Воспитать чувства сопереживания, уважения к людям.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

СЛАЙД

    Какие виды изложений вы знаете?

3. Работа над текстом.

Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той части, которая касается избранной вами темы. Пересказ должен идти от 3-го лица. Поэтому для изложения мы выбираем только описание героев рассказа М.А.Шолохова, их портреты.

СЛАЙД

    Что такое портрет?

Портрет – это изображение лица или всей фигуры человека.

Сделать портрет можно красками, карандашом. Вылепить из глины. Но словами тоже создается портрет – словесный портрет.

    Что главное в лице человека, его фигуре, одежде, мимике, жестах?

Итак, описание внешности не только предает то, как человек выглядит, но и является средством его характеристики.

Чтобы облегчить работу, при чтении текста постарайтесь мысленно представить себе героев, нарисовать их в своем воображении. Тогда вам останется лишь перенести то, что стоит перед вашим мысленным взором, на бумагу.

Выразительное чтение текста.

    О чем, по- вашему, говорят портреты героев фрагмента?

    По каким признакам вы это определили?

СЛАЙД Краткое содержание рассказа «Судьба человека»

В рассказе выдающегося писателя М.А.Шолохова «Судьба человека» главным героем является Андрей Соколов. Человек, на судьбу которого выпало немало страданий – это и Великая Отечественная война, и плен в фашистском лагере, и смерть родных. А мальчик, о котором вы прочитали – это приемный сын Ваня. (показ книги)

Отец много повидавший за свою жизнь человек.

Сын – трогательно доверчивый мальчик.

СЛАЙД

    Определите тип текста

(повествование с элементами описания)

СЛАЙД

    Определите стиль текста.

(художественный с элементами разговорной в диалогах)

4. Работа в группах.

Ученики знакомятся с текстом изложения и самостоятельно делают выборку материала (желательно распределить задания по группам). Возникают такие записи:


СЛАЙД Отец .

Мужчина - высокий, сутуловатый
Приглушенный бас
Большая черствая рука
Тощий вещевой мешок
Защитные летние штаны
Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью
Большие темные руки
Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской
Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан
Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена
Новые солдатские ботинки
Плотные шерстяные носки изъедены молью

СЛАЙД Мальчик .

Лет пяти-шести
Глаза светлые, как небушко
Розовая холодная ручонка
Белесые бровки
Мальчик одет просто, но добротно
Длиннополая куртка, подбитая легкой, поношенной цигейкой
Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на рукаве курточки

    Какими художественными приемами пользуется автор?

Эпитеты – устало сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской.

Сравнения – светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – небушко, сынок, ручонки.

Диалог

Систематизация материала.

    Что в записанных материалах следует сгруппировать? В какой последовательности лучше использовать данный материал?

К разделу «Отец» надо сгруппировать материал, относящийся к описанию рук и описанию одежды (делаются необходимые отметки). К разделу «Мальчик» следует сгруппировать то, что относится к описанию глаз (бровей). Обсуждается последовательность использования материала.

5) Работа над планом выборочного изложения.

2 СЛАЙДА

«Отец»:
1) рост,
фигура
2) руки;
3) глаза;
4) голос;
5) одежда

«Сын»:
1) возраст;
2) глаза;
3) руки;
4) одежда.

    Какие непонятные слова встретились в тексте, значение которых вы затрудняетесь определить?

(хутор, кисет, самосад).

СЛАЙД

Х у тор - однодворное сельское поселение,

Кисет - мешочек для табака (преимущ. курительного), затягиваемый шнурком

Самосад - табак собственного посева и домашней выделки.

6. Выборочный пересказ на тему:

« Портрет отца и сына»

Возможные варианты начала изложения:

а) Один из героев рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» – сутуловатый мужчина…


б) На первой странице рассказа « Судьба человека» мы знакомимся с двумя ее основными героями. Один – это…

7. Самостоятельная работа.

Задание:

    найти во фрагменте рассказа причастия, дать их характеристику, обязательно использовать их в изложении.

(запись в тетрадях и на доске).

8. Написание выборочного изложения.









-Беда мне с этим пассажиром!




А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками. На нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью.

Дам 70=80 баллов!

Помогите!
Выборочное изложение.Прочитайте отрывок из рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека".Выберите материал на одну из тем:"Портрет мальчика и
мужчины","Отец","Сын".Озаглавьте свое изложение.Подчеркните в своем изложении причастия
Напишите,пожалуйста,своими слова,умоляю((

Если,что кто напишет это изложение со своими словами дам еще 80 баллов
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту-лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал пригулшенным баском: -Здорово, браток!
-Здравствуй.-Я пожал протянутую мне большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
-Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
-Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые брови.
-Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные-снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
-Беда мне с этим пассажиром!
Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку мальновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: "Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы".
Мы закурили крепчайшего самосада и долго молчали. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки-все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками. На нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью.

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

Мама, мы нашли странный цветок!

Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

Значит, не ты посадила его? - сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок - инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

Это ромашка, - тихо сказала бабушка,

Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми
лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой:

Срывали просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.