Составление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Когда вносить плату? Кто является плательщиком сбора за нвос

В случае, если при ведении деятельности оказываются определенные вредные воздействия на экологию, организации и индивидуальные предприниматели должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В 2016 году в экологическое законодательство был внесен ряд изменений. В письме от 08.04.2016 №ОД-06-01-32/6777 Росприроднадзор дал разъяснения насчет сроков внесения платы за негативное воздействие, сроков подачи декларации. Кто и в каком порядке должен вносить плату за негативное воздействие в 2016 году? Давайте разберемся по порядку.

Когда вносить плату?

Плата за негативное воздействие на природу должна быть внесена независимо от:

  • вида деятельности компании (производственная, непроизводственная, иная);
  • ведется или не ведется деятельность предприятия, если причиненный вред окружающей среде уже имел место быть;
  • режима налогообложения, который применяется предприятием. Таким образом, платить за причиненный вред должны также организации и предприниматели, применяющие УСН , спецрежимы в виде ЕНВД , ЕСХН и патентной системы налогообложения ;
  • размера и статуса компании. Малые, микропредприятия, бюджетные организации не освобождаются от уплаты за причиненный вред;
  • является ли источник оказания вреда природе собственностью компании или нет. Таким образом, платить должно лицо, которое фактически использует данный объект, то есть это может быть арендатор или предприятие, получившее данный объект в лизинг.

Таким образом, вносить плату за негативное воздействие на атмосферный воздух, к примеру, придется даже малому бизнесу. Но что считать причиненным вредом? Плату необходимо вносить в следующих случаях:

  • Когда при осуществлении деятельности стационарных объектов (предприятий, заводов и т.д.) в атмосферный воздух происходят выбросы вредных загрязняющих веществ;
  • Когда при работе компании в водные объекты сбрасываются вредные, загрязняющие водоемы вещества;
  • В случае хранения или захоронения отходов производства. При этом предусмотрено исключение – если отходы будут утилизированы и обезврежены в период, не превышающий 11 месяцев со дня, когда они образовались, то платить за их размещение не придется.

Расчет платы за негативное воздействие

Рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду необходимо отдельно по каждому виду вредного воздействия, и в целом по обязательному платежу. Общая сумма платы за год будет равна сумме платежей по всем видам вредных загрязнений. Например, для расчета платы за негативное воздействие за 2016 год на природу при попадании (выбросах) вредных веществ в воздух, необходимо умножить платежную базу по каждому загрязняющему веществу, включенному в определенный перечень, на соответствующие ставки платы и с применением определенных коэффициентов. Платежной базой в данном случае является объем или масса выбросов в воздух. Рассчитать базу плательщику необходимо самостоятельно.

Ставки платы в отношении каждого загрязняющего вещества устанавливаются Правительством РФ. На 2016, 2017 и 2018 годы ставки платы утверждены постановлением Правительства РФ № 913 от 13 сентября 2016 г. и действуют с 1 января 2016 года.

Для расчета платы за негативное воздействие компании также понадобятся нормативы допустимых сбросов вредных, загрязняющих окружающую среду веществ. При этом нормативов, которые подходили бы любой организации или предпринимателю, нет. Это объясняется тем, что данные показатели зависят от множества отдельных факторов, имеющихся у каждого плательщика. Проекты допустимых нормативов организация должна разработать самостоятельно, возможно привлечение специалистов по данному вопросу из сторонних организаций.

Согласно письму Росприроднадзора, расчет и внесение платы за негативное воздействие в 2016 году должен быть осуществлен в следующие сроки: все плательщики, кроме предприятий, которые относятся к малому и среднему бизнесу, в течение года вносят авансовые платежи, не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который вносится платеж. Предприятия, относящиеся к малому и среднему бизнесу, вносят плату только по итогам года, до 1 марта.

Отчетом по плате за негативное воздействие является декларация , которую необходимо подавать один раз в год, по итогам года. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и форма, по которой необходимо подать отчет, устанавливаются Минприроды России. В настоящее время форма декларации не утверждена. Первый раз декларацию о расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо будет представить по итогам 2016 года, до 10 марта 2017 года включительно. Предприятиям, которые платили авансовые платежи в течение 2016 года, никакую отчетность по итогам квартала подавать было не нужно.

11 апреля 2016 года вышло пояснительное письмо Росприроднадзора №АС-06-01-36/6155 «О плате за НВОС» уточняющее порядок внесения НВОС на 2017 год:

  • Крайний срок уплаты НВОС за 2017 год – 1 марта 2018 года
  • Для всех (кроме малого или среднего бизнеса) важно следить, чтобы 1/4 от суммы за год (прошлый) каждый квартал выплачивалась на соответствующий КБК (отдельно по отходам, выбросам и сбросам). Размер сумм платы должен быть на основе фактических (не начисленных) выплат за I — IV квартал 2015. Для малого и среднего бизнеса в 2017 году все без изменений : нужно раз в год подать декларацию.
  • При переплатах средства могут быть зачтены в счет будущих платежей, либо возвращены плательщику.
  • По итогам года до 1 марта 2018 все хоз. Субъекты перечисляют плату НВОС в соответствии с основным ФЗ №7 «Об охране ОС».
  • Подача отчетности в течение 2017 года не производится (только платежи). Декларация о внесении платы подаются до 10 марта 2018.
  • НВОС не взимается, если отходы размещаются на объектах размещения отходов без негативного следа на ОС.
  • Вне зависимости, включен ли объект размещения отходов в госреестр объектов размещения отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду производится. В планах принятие постановление Правительства РФ с порядком исключения НВОС.

21 декабря 2015 года Государственной думой ФС РФ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон определяет, как будет взиматься плата за негативное воздействие в 2016 году.

Основные положения Федерального закона:

  • изменен срок , до наступления которого необходимо на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности до 1 июля 2016 года.
  • введен коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности, либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями
  • установлены квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) платы за НВОС; платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Данное положение не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Плата за негативное воздействие в 2016 году должна быть уплачена:

За 1-й квартал 2016 г. до 20 апреля 2016 г.

За 2-й квартал 2016 г. до 20 июля 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 3-й квартал 2016 г. до 20 октября 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 4-й квартал 2016 г. до 1 марта 2017 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

При этом декларация о плате за НВОС за 2016 г. должна быть предоставлена до 10 марта 2017 г.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду - устоявшееся понятие, под которым понимают ежеквартальные денежные отчисления предприятий и физлиц с вредным экологическим следом в пользу государства.

Виды негативного воздействия

  1. Размещение (захоронение, обезвреживание) отходов
  2. Загрязнение водных объектов (сброс в поверхностные и подземные источники)
  3. Вредные выбросы в воздух от стационарных источников (передвижные исключены с 2015)

Если предприятие имеет хотя бы один вид загрязнения, тогда закон обязывает вносить плату за негативное воздействие на ОС. Регулирующий закон — №632-ФЗ от 28.08.1996.

Рассмотрим подробнее, что включает каждый вид негативного воздействия.

1. Размещение отходов производства и потребления

В законе размещение определено как хранение и захоронение . Сначала отход хранится (собирается, накапливается) в определенном месте, а затем поступает на захоронение (конечная точка пребывания, как правило, полигон). Эти два этапа могут быть разнесены во времени, но по обоим предусматриваются отчисления в бюджет.

Плата НВОС не производится за отходы, подлежащие переработке (утилизации) и дальнейшему использованию.

2. Сбросы ЗВ в водные объекты

Если на предприятии есть труба, по которой в водоем стекает вода вперемешку с отходами, при этом качество воды в данном водоеме резко ухудшается или наносится ущерб береговой линии дну или стволу скважины, то это квалифицируется как сброс загрязняющих веществ.

Бывают организованные и неорганизованные источники. Это относится как к сбросам в воду, так и выбросам в атмосферу. В обоих случаях неорганизованные источники – это те, по которым нельзя провести замеры мощности и объемов вредных сбросов/выбросов. Вместо замеров применяют расчетный метод по усредненным показателям.

3. Вредные выбросы в атмосферный воздух

По аналогии со сбросами под вредными выбросами понимают вредные вещества, распространяющиеся чере атмосферу. Источник выбросов также может быть организованным или поддающимся замерам, как труба в котельной. А может быть неорганизованным: пыль из производственных окон, аэрозольное распространение хим. удобрений и пр.

С 1.01.2015 за выбросы, возникающие от автотранспорта, т.е. от передвижных источников , плата не взимается (см. официальное письмо). Перечисленные в бюджет взносы за передвижные источники выбросов за 1 и 2 кварталы 2015 можно вернуть . Нужно приложить к заявлению письмо Росприроднадзора № АА-06-01-36/13498 (см. ниже).

Изменения в расчете платы за негативное воздействие в 2015 году

Плата за вредные выбросы от передвижных источников с первого января 2015 не взимается . Также произведен перерасчет повышающих коэффициентов за НВОС.

Из-за несогласованности региональные отделения Росприроднадзора в начале 2015 отказывались принимать расчеты платы без учета передвижных источников. Сейчас уже вышло новое письмо, подтверждающее отмену платы за передвижные источники. Это письмо АА-06-01-36/13498 от 3.08.2015 можно прикладывать к расчету платы:

Сроки уплаты платы за негативное воздействие

20 дней после завершения отчетного квартала - это крайний срок, когда размер денежных выплат должен быть рассчитан и перечислен в бюджет (для СЗ региона это Департамент Росприроднадзора по СЗФО).

Расчет платы за негативное воздействие

В расчете учитываются следующие параметры:

  1. Объем отходов за период (степень воздействия на окружающую среду)
  2. Класс опасности отхода (за отходы 1 класса платим больше всего, за 5-ый класс меньше)
  3. Вид обращения с отходами (плата идет за захоронение отходов)
  4. Наличие нормативных документов по экологии. При отсутствии вводятся повышающие коэффициенты.

Коэффициент платы за негативное воздействие

При расчете размера платы за НВОС руководствуются нормативами платы, прописанными в постановлении РФ. Согласно данному документу вводятся повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от ситуации с источником загрязнения.

Если есть нарушения по экологии, формула умножается на число:

Теперь понятна выгода ежегодного , ведь наличие этих документов позволяет снизить размер платы в пять раз .

Также для 2015 года заданы новые коэффициенты инфляции , на которые надо поменять прошлогодние значения:

Ответственность за невнесение платы за негативное воздействие

Статья 8.41 (КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ) устанавливает штрафы за неуплату взноса:

  • 50-100 тысяч рублей - юридическим лицам

Статья 8.5 за умышленное сокрытие информации о состоянии окружающей среды:

  • 3-6 тысяч рублей - должностным лицам
  • 20-80 тысяч рублей - юридическим лицам

В любом случае сохраняется обязательство внести плату за НВОС.

Модуль природопользователя

Государство упрощает механизм расчета платы за НВОС. Непосредственно расчет платы делается через Модуль природопользователя – программу, через которую в электронном виде можно проводить операции по внесению платы.

Интерфейс модуля природопользователя

Модуль можно скачать на сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru/node/5523). Если он у вас уже установлен, стоит обновиться до актуальной версии.

Интерфейс модуля напоминает 1С. В самом модуле есть справка, которая упрощают работу.

Помимо расчета платы за негативное воздействие модуль позволяет сдавать в электронном виде отчеты 2-ТП Отходы, и отчет субъектов малого и среднего бизнеса.

Исходные данные для расчета платы через модуль природопользователя

  1. Название организации
  2. Юридический адрес (вкл. индекс)
  3. Основной вид деятельности организации
  4. Номер телефона
  5. ФИО, точная должность руководителя
  6. ФИО, точная должность руководителя обособленного подразделения, заверенная копия доверенности
  7. ФИО главного бухгалтера
  8. ФИО бухгалтера обособленного подразделения организации; заверенная копия доверенности
  9. Фактический адрес площадки (вкл. индекс)
  10. ОКАТО площадки
  11. Разрешение на выброс (нотариальная копия)
  12. Разрешения на сброс (нотариальная копия)
  13. Лимиты на размещение отходов (нотариальная копия)
  14. Справка о расходе топлива за период передвижными и стационарными объектами с печатью организации
  15. Заверенные копии документов за отчетный период: справка об отходах, контрольные талоны и справки сверок и т.п.
  16. Договоры на вывоз и обращение с отходами, лицензий организаций-исполнителей (нотариальные копии документов)
  17. Протоколы лабораторных исследований (на проект НДС); аттестат аккредитации лаборатории.

Пожалуйста, репостьте наш материал:

Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}

Плата за негативное воздействие на окружающую среду не налог, но при этом относится к обязательному платежу, направленному на восполнение экологического ущерба. Также плата призвана стимулировать компании минимизировать вредное воздействие на природу и проводить мероприятия по улучшению экологической обстановки в регионах.

Закон устанавливает три типа экологического загрязнения, за них берется плата за негативное воздействие:

  • выбросы загрязняющих веществ в воздух;
  • сбросы загрязняющих веществ в стоки;
  • деятельность по размещению отходов.

Платить нужно только за стационарные объекты (ранее сбор рассчитывался и с передвижных объектов, например если у предприятия был транспорт на балансе).

Бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Пример заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Кто вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Расскажем, кто должен платить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

До 2017 года платить сбор за загрязнение среды обязаны были все предприятия и ИП, работающие на территории РФ, даже если негативное воздействие на окружающую среду казалось невозможным — арендованный офис, небольшая численность и вывоз мусора включен в договор аренды или был обязанностью собственника помещения. К негативным факторам относили расход бумаги, замену картриджей, ламп в офисе и другие.

Правительство РФ постановлением от 03.03.2017 № 255 обновило правила о том, как исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году. Новый порядок действует с 17 марта, но его учитывают с отчетности за 2016 год.

Новое постановление предусматривает исключения для компаний по уплате сбора.

Платежи за негативное воздействие вносят все компании, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, а также организации, которые размещают отходы. Платить за один только офисный мусор не нужно.

По новым правилам компания заключает договор с региональным оператором, а тот будет платить за мусор (п. 5 постановления № 255). Операторы пока есть не во всех регионах, но их заменяют специальные компании и предприниматели, которые занимаются размещением отходов.

От платежей за воздействие на среду также освобождены компании, которые эксплуатируют объекты исключительно IV категории негативного воздействия. Такие объекты должны соответствовать критериям:

  • выбросы в атмосферу не более 10 тонн в год;
  • нет радиоактивных веществ;
  • не сбрасывают отходы в сточные воды центрального водоотведения (п. 6 постановления № 1029).

Категорию объекту присваивает Росприроднадзор, когда компания ставит актив на учет. Чтобы узнать категорию, сделайте запрос в ведомство. Если компания использует опасные объекты и объекты IV категории, платить нужно за все.

Критерии отнесения к объектам I, II, III И IV категорий для платы за негативное воздействие на окружающую среду

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Компании обязаны отчитываться один раз в год. Так, сдать декларацию о плате за 2017 год надо до 10 марта 2018 года. А перечислить плату по итогам года не позднее 1 марта (за 2016 год — до 1 марта 2017 года, за 2017 год — до 1 марта 2018 года). Сроки установлены пунктом 3 статьи 16.4 закона № 7-ФЗ.

При этом только средние и малые компании вносят платежи по негативному воздействию раз в год. Остальные обязаны платить ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Авансовый платеж за каждый квартал равен 1/4 от суммы платы за предыдущий год.

Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году (авансовые платежи)

Плата за негативное воздействие — это не налоговый сбор, поэтому правила переноса календарных и праздничных дней здесь не действует. Безопаснее отчитываться и перечислять платежи заранее. За просрочку платежа есть пени — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый пропущенный день.

Еще раз отметим, малые и средние предприятия освобождены от авансовых платежей.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Как мы определили ранее, начиная с 2017 года, рассчитывать плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно один раз в год, вместо ежеквартальных расчетов.

Законодательные основы для расчета определены в статье 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913. Данное постановление отменяет коэффициенты и нормативы, действующие ранее. Теперь применять их в расчете нельзя. Например, коэффициенты состояния воздуха, почвы и водных ресурсов отменены. А обязательный коэффициент инфляции номинально не используется, но ставки, утвержденные правительством на 2016-2018 годы, уже проиндексированы.

Постановлением № 913 введены новые показатели для расчета:

  • ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • дополнительный коэффициент 2;
  • стимулирующие коэффициенты, позволяющие снизить затраты на плату путем модернизации производства и сокращения негативного влияния на природу.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду делаем по трем направлениям:

Предварительно нужны данные для расчета:

  • количество фактических выбросов и сбросов за 2017 год — данные можно получить от инженерной службы на предприятии в форме служебной записки;
  • нормативы и лимиты по каждому виду — берем из полученных в Росприроднадзоре разрешений;
  • ставки платы загрязняющих веществ (постановление № 913).

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду 2017

Обратите внимание, что ставки в постановлении даны в рублях из расчета за 1 тонну.

Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Вес загрязняющего вещества х Ставка

Если по расчетам получилось, что компания превысила лимит выбросов, сбросов или разместила больше отходов за год, рассчитываем дополнительную плату с учетом повышающего коэффициента 5.

Формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом повышающего коэффициента:

Сверхлимитная масса загрязняющего вещества х Ставка х 5

Компании работающие в особой природоохранной зоне, должны использовать в расчете повышающий коэффициент 2 вне зависимости от соблюдения лимита (письмо Росприроднадзора от 16.12.2016 № ОД-06-01-31/25520 «О дополнительном коэффициенте 2»).

Важно заблаговременно зарегистрировать и далее применять в расчете утвержденные нормативы и лимиты загрязняющих веществ. Отсутствие этих нормативов приведет к росту платы в 25 раз.

Пример расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Рассмотрим пример с расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду исходя из данных предприятий ОАО «Тепломаш»:

  • тип загрязнения: выбросы в атмосферный воздух;
  • «Тепломаш» находится в особой природной зоне (Кавказские Минеральные Воды);
  • зарегистрированы 2 источника загрязнения атмосферы (1- Дымовая труба, 2- Свеча).

Перечень загрязняющих веществ:

Рассчитаем плату по формуле:

(0,235 х 93,5) + (0,437 х 138,8) + (0,125 х 1,6) + (0,050 х 108) + (0,278 х 5472968,7) = 1 521 573,52 руб.

Поскольку особая курортная зона, применяем повышающий коэффициент 2

1521523,52 х 2 =3 043 147,04 руб.

Как вернуть или зачесть плату за негативное воздействие на окружающую среду

Можно вернуть или зачесть переплату за негативное воздействие на окружающую среду. Росприроднадзор пояснил, как это сделать в 2017 году в письме от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194. Для этого направляем в местный отдел Росприроднадзора следующие документы:

  • Заявление с просьбой о возврате или зачете;
  • Подтверждающие документы. Если переплата возникла из-за ошибочного платежа, то понадобятся копии платежек, а для возврата накопленной переплаты понадобится предварительно проведенная сверка расчетов с Росприроднадзором.

После проведенной проверки Росприроднадзор принимает решение о возврате переплаты. Правда, если вы плательщик авансовых платежей, то в первую очередь переплата будет зачтена по ним, а уже потом вернут остаток. При этом можно получить отказ в возмещении переплаты. В письме чиновники ссылаются на ч. 4 ст. 1109 ГК РФ «‘Необоснованное обогащение» — в этом случае компании придется доказывать право на возврат и получение переплаты в суде.

Заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду

Основная причина, по которой возникает переплата, — это авансовые платежи. Сейчас в законе нет возможности выбора метода их расчета и корректировки, поэтому у компаний часто возникает значительная переплата.

Законопроект об изменении статьи 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ находится сейчас на рассмотрении. Предполагается, что он вступит в силу с 2018 года. Поправки позволят минимизировать переплату.

Плата за негативное воздействие за 2018 год рассчитывается в обновленной декларации. Рассмотрим, какие новшества появились в этом формуляре, от каких факторов зависит расчет, изменились ли ставки на 2018 год, а также в какие сроки нужно произвести оплату за негативное воздействие и как отразить ее в учете.

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I-IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности только образуются отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Скачать бланк отчета по экологическому контролю, действующий с 14.09.2018, можно .

ВАЖНО! Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2018 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение за 2018 год, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 29.06.2018).

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

Выбирая нужную величину ставки, следует иметь в виду, что каждая из них в постановлении № 913 приведена в трех значениях, относящихся к трем годам (2016, 2017 и 2018). Если ставки 2017 и 2018 годов идентичны по величине, то ставки, действовавшие для расчета за 2016 год, существенно ниже. Ошибка, допущенная в выборе, может привести к неверному расчету платы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Начиная с 2019 года ставки платы за НВОС увеличиваются на 4%. Подробности см. .

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2018 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2017 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС» .

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2019 году этот день приходится на выходной (воскресенье). Однако возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдать декларацию за 2018 год придется не позднее 07.03.2019 (08.03.2019 (пятница) — нерабочий праздничный день).

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

О проблемах, существующих в отношении возможности возврата излишне уплаченных платежей за загрязнение, читайте в материале «Переплата ”за грязь” - сложности возврата» .

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2018 году оплаты за негативное воздействие (с учетом внесенных в нем авансов), определятся величины авансовых платежей, которые нужно будет сделать в 2019 году. Сумма каждого из них будет равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2018 год.

О том, как может измениться расчет авансов по таким платежам, читайте в материале «Порядок расчета авансов по плате за негативное воздействие на окружающую среду могут изменить» .

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2018-2019 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2018 года осталась такой же, как и в 2017 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации (она тоже сохранила свою форму с отчета за 2016 год), выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.

Любая организация в процессе осуществления своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду (т.е. осуществляет размещение отходов, выброс загрязняющих веществ в воздух, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф, загрязнение почв, загрязнение окружающей среды теплом, шумом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий). Негативное воздействие на территории РФ согласно законодательству является платным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — денежная компенсация, взимаемая с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды.

Экологические платежи на основании Определения Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О признаны обязательным публично-правовым платежом. Он носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, по сути, они носят компенсационный характер.

На настоящий момент плата взимается только за следующие виды негативного воздействия:

  • Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы;
  • Размещение отходов производства и потребления;
  • Сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.

Негативное воздействие на окружающую среду оказывают все юридические лица и ИП. Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения окружающей среды и организациями, осуществляющими свою деятельность на арендованных площадях.

Основаниями для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

1. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

2. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ;

3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Расчет платы осуществляется в соответствии с:

1. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

2. Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, зарегистрированные Минюстом 24.03.1993 г. № 90 (применяются в части не противоречащей Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344);

3. Приказом Ростехнадзора «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» от 12.09.2007 г. № 626.

Форма расчета платы и порядок ее заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы негативного воздействия на окружающую среду».

Организации, соблюдающие требования законодательства, рассчитывают и вносят плату по базовым нормативам без применения повышающих коэффициентов. Под соблюдением требований законодательства понимают наличие на предприятии действующих:

  • Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
  • Проекта предельно - допустимых выбросов (ПДВ);
  • Проекта нормативов допустимых сбросов (НДС).

При отсутствии на предприятии проектов ПДВ и НДС расчет платы производится с применением 25-ти кратного повышающего коэффициента.

При отсутствии на предприятии проекта ПНООЛР расчет платы производится с применением 5-ти кратного повышающего коэффициента.

Размер платежей за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы зависит от перечня выбрасываемых веществ и объемов выброса.

Размер платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты зависит от перечня сбрасываемых веществ и объемов сброса.

Размер платежей за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения зависит от объема и вида израсходованного топлива.

Размер экологических платежей за размещение отходов производства и потребления на полигонах зависит от класса опасности и объемов размещаемых отходов.

При несанкционированном загрязнении окружающей среды должна проводиться оценка экологического ущерба.

Каждое предприятие сдает расчеты только по тем видам воздействия на окружающую среду, которые оказывает.

Органом, осуществляющим контроль в области платы за негативное воздействие на окружающую среду, является Росприроднадзор (в Москве органом, осуществляющим контроль с 3-го квартала 2014 г. по 31.12.2016 года является Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (ДПИООС)).

Расчет платы за негативное воздействие выполняется ежеквартально и представляется на согласование в Росприроднадзор/ДПИООС до 20 числа месяца следующего за каждым кварталом. Экологические платежи предприятия вносят 4 раза в год в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08 июня 2006 года.

Росприроднадзор/ДПИООС осуществляет проверку правильности начислений, своевременности внесения экологических платежей, взысканию задолженности по платежам. При обнаружении недоимки по платежам Росприроднадзор/ДПИООС выставляет требование по ее уплате.

Организации должны осуществлять внесение платы за негативное воздействие отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Платежи предоставляются отдельно по каждому субъекту РФ.

Если у предприятия на территории субъекта Российской Федерации имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то оформляется один документ.

Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает услуги по анализу документации, необходимой для выполнения расчетов, выполнению работы с использованием программы «Модуль природопользователя», согласованию экологических платежей в Росприроднадзоре/ДПИООС.

Ответственность

За несвоевременное внесение экологических платежей согласно КОАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 100 000 рублей (см. ст. 8.41) за каждый квартал последнего года. В п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ограничена давность привлечения к административной ответственности. На организацию или индивидуального предпринимателя не может быть наложен административный штраф, если со дня совершения административного правонарушения прошло более одного года.

Выполнение работ по расчету экологических платежей и их согласованию организации могут произвести самостоятельно, но для этого необходимо знать нюансы природоохранного законодательства и составления экологической документации. Надёжнее и проще доверить это специалистам.

Сотрудничество с нами гарантирует Вам получение ценных рекомендаций, позволяющих снизить экологические платежи, избежать штрафных санкций надзорных органов и траты времени в очередях Росприроднадзора/ ДПИООС.

Мы рассчитаем экологические платежи для Вашего предприятия и согласуем в природоохранных органах качественно и в короткие сроки! А также выполним разработку и согласование иных экологических документов.