Ребенку 2 и 3 месяца не разговаривает. Почему ребенок не говорит

Все родители желают, чтобы их любимые дети развивались в соответствии с возрастными нормами. К сожалению, происходят случаи, когда у малышей наблюдается задержка развития, в частности довольно распространенная проблема, когда ребенок не говорит в 2 года. В связи с этим важно разобраться в возможных причинах и помочь заговорить своему любимому чаду.

Существует множество факторов, почему ребенок не разговаривает в 2 года. Наиболее часто встречающимися являются следующие причины:

  1. Нарушение работы слухового аппарата. Если малыш плохо слышит, то, следовательно, у него возникают проблемы и с восприятием речи других людей. Когда у ребенка наблюдается тяжелая степень, например, глухота, он не способен разговаривать вообще либо произносит слова с сильным искажением.
  2. Наследственная предрасположенность. Бывает, что дети, родители которых начали говорить поздно, сталкиваются с такой же проблемой. Ничего удивительного в этом нет. Но если кроха даже к 3 годам не начинает разговаривать, то следует обеспокоиться и проконсультироваться со специалистом.
  3. Ослабление организма. Плохое речевое развитие может быть вызвано и тем, что малыш родился недоношенным либо страдает серьезной патологией, которая способствует задержке развития нервной системы.
  4. Испуг или психологическая травма. Такое возможно, к примеру, если ребенка слишком рано оторвали от матери. Выявить психологическую травму можно, обратив внимание на некоторые проявления. Такие малыши часто пугаются, вздрагивают от громкого шума, вида человека и прочего, а также страдают недержанием мочи.
  5. Дефицит внимания. Тот факт, что родители ввиду занятости слишком мало уделяют внимание своим деткам, может привести к речевому расстройству. Нужно всегда обращать внимание, когда малыш обращается, что-то просит, не стоит игнорировать его, ссылаясь на занятость. В результате ребенок может начать общаться намного позже своих ровесников.
  6. Чрезмерная опека. Но и перебарщивать с опекой детей также не следует. Если родители всегда удовлетворяют потребности малыша сразу же, как только он чего-то захочет, то у него отпадает необходимость разговаривать и объяснять свои потребности и желания.

Многие родители считают, что девочки развиваются немного быстрее, чем мальчики. Соответственно и говорить должны начинать первыми. Однако, не существует никаких научных подтверждений, которые бы обосновали такое мнение. Поэтому не стоит обращать на это внимание.

Случается и такое, что дети не желают разговаривать в 2 и даже 3 года, а затем начинают неожиданно для всех говорить, причем речь развивается очень быстро и за короткий промежуток времени идет целыми предложениями. Поэтому не следует беспокоиться, если кроха отлично понимает речь взрослых и нормально развивается во всех остальных направлениях. Выполняйте рекомендации, описанные в этой статье, и запаситесь терпением.

Но обязательно обращайте внимание на нарушения в развитии ребенка. Это может служить сигналом очень серьезных патологий.

Заболевания нервной системы как причина задержки развития речи

Развитие нервной системы играет важнейшую роль для всего организма, в том числе и для деятельности речевого аппарата. Фактором, почему ребенок не говорит в 2 года, может стать патология данной системы. Выделяют несколько форм речевого расстройства:

  • Дизартрия.
  • Афазия.
  • Моторная алалия.
  • Сенсорная алалия.

Дизартрия

Данное нарушение может протекать в средней, тяжелой и стертой степенях. Пациентов беспокоит сбивчивый ритм дыхания, наблюдается гнусавый оттенок голоса, произношение звуков смазывается, как будто ребенок говорит в нос.

Если малыш страдает тяжелой формой патологии, то нарушается тонус лицевой мышечной ткани, она становится слишком расслабленной либо, наоборот, напряженной.
Малыш не способен поднимать вверх язык, высовывать его, доставать до уголков ротовой полости. Наблюдается дрожь языка. Если пациент старается его удержать, то он приобретает синий оттенок, вызывается обильное отделение слюны.

К тому же у ребенка нарушается крупная и мелкая моторика. Он теряет способность прыгать, стоять на одной ноге, замечается неловкость рук, невозможность удерживать равновесие.

Возникнуть такой недуг может вследствие асфиксии или родовой травмы, повреждения или наличия новообразования в головном мозге, наследственная предрасположенность к заболеваниям центральной нервной системы.

Афазия

Эта патология также может быть причиной, почему ребенок не говорит в 2 года. Бывает, что у малыша нормально развивается слух и органы артикуляции, но происходит нарушение речи, которая уже начала формироваться. При афазии речь ребенка начинает искажаться, теряется смысл фраз, плохо произносятся звуки.

Данная патология может привести к тому, что произойдет задержка интеллектуального развития крохи. Расстройство может возникнуть, вследствие того, что ребенок получил травму головы, страдает опухолью либо воспалением мозга.

Моторная алалия

Это заболевание может проявляться в различных отклонениях. Ребенок может полностью не разговаривать, а может просто плохо говорить, путая окончания, склонение и так далее.
При тяжелой степени ребенок не может говорить в 2 года, хотя и воспринимает речь взрослого. При этом ребенок даже не способен самостоятельно расположить губы и язык в необходимое положение.

К причинам развития данного расстройства относится повреждение клеток тех частей головного мозга, которые отвечают за деятельность речевого аппарата, либо задержка их развития из-за травмы во время родов, перенесения инфекционных заболеваний, негативного влияния токсичных веществ на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

Дети, страдающие этой патологией, не понимают смысла речи окружающих людей, даже не могут воспринять отдельное слово. В некоторых случаях у пациента наблюдается такое состояние, когда он плохо говорит, произнося слова бессмысленно и бессвязно. Также возможно, что у малыша затормозится интеллектуальное развитие, появится раздражительность, проблемы с крупной и мелкой моторикой.

Из всего этого нужно сделать вывод, что при проявлении каких-либо выше перечисленных симптомов необходимо срочно обращаться к специалистам.

Данные специалисты работают с детьми, у которых нарушена или отсутствует речь. Они рекомендуют всем родителям малышей, у которых задерживается развитие речи выполнять следующие упражнения:

  • Показывать пальцем на какой-либо предмет, произнося четко его название. Затем взять руку ребенка и дотронуться до этого объекта, опять повторив слово. Крохе будет намного легче усвоить название предмета, если у него создастся какая-нибудь ассоциация с ним, например, что он холодный, гладкий и так далее.
  • Сесть напротив малыша, чтобы он видел лицо, и воспроизводить слова. При этом важно усиливать артикуляцию, шире открывая рот, сильнее вытягивая губы. Ребенок будет смотреть на родителя и пытаться повторить то, что он делает и произносит. Такое занятие придется всем детишкам по душе.
  • Изучать животных можно немного упростив задачу. Не следует учить полные слова, можно сначала попробовать изучить звуки, которые произносят звери. К примеру, показывать собачку и проговаривать «Ав-ав», кошку «Мяу, мяу» и так далее.
  • Петь простые песенки, написанные специально для маленьких деток. Нужно подобрать такое музыкальное произведение, в котором часто звучат одни и те же слова. Необходимо при этом активно артикулировать. Важно, чтобы ребенку 2 года была небезразлична эта песня, иначе он не захочет подпевать вам. Благодаря пению слова намного проще запоминаются и произносятся.

Проводя такие занятия ежедневно, нужно проявить терпение. Положительный результат обязательно будет, но не так скоро, как бы этого хотелось.

Если ребенок в 2 года не разговаривает, то проблемы могут носить психологический характер. В связи с этим стоит проконсультироваться и с психологом. Данные специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Чаще проводить такую игру, как подражание звукам животных или природы. К примеру, можно продемонстрировать малышу, как дует ветер «ууууу», в это время дуть на ребенка. Кроха обязательно постарается сделать то же самое. Также можно применить эту игру в процессе купания, воспроизводя звуки воды.
  2. Еще лучше будет, если родители совместят двигательную активность с изучением слов. Ведь большинство деток не любят сидеть на месте, поэтому могут не заинтересоваться игрой в одни слова. Для таких активных малышей рекомендуется проводить игру «Ладушки», показывать действия из какой-нибудь сказки и прочее.
  3. Нужно постоянно говорить обо всем, что происходит вокруг. Даже в процессе кормления ребенка необходимо говорить, что ему дают, почему это нужно кушать и так далее. Или усаживая в коляску, говорить, а какой предмет он садится, куда сейчас повезет его мама.
  4. Хорошей обстановкой для развития, является та, в которой присутствуют и другие малыши. Дети быстрее учатся разговаривать, общаясь со своими ровесниками.
  5. Важным занятием является чтение детских книжек. В процессе нужно делать паузы, акцептировать внимание крохи на тех словах, которые ему уже знакомы, давать возможность произносить их.
  6. Петь колыбельные песенки перед сном – это также прекрасный вариант упражнения для тех, кто плохо говорит. При этом нужно медленно растягивать слова в процессе пения, чтобы малыш мог их усваивать и в дальнейшем произносить.
  7. Обязательно требуется развивать мелкую моторику ребенка, которая тесно связана с деятельностью речевого аппарат. Нужно давать крохе щупать мелкие игрушки, к примеру, камушки, пуговицы, крупу и прочее. В современных детских магазинах можно найти огромное количество предметов, изготовленных именно для того, чтобы дети развивали мелкую моторику.

Мало знать способы, которые помогут развить речь, если ребенок не хочет говорить в 2 года. Самое главное, это сделать так, чтобы все занятия проходили интересно для самого малыша. В противном случае он просто не будет слушать родителей, думая, что его заставляют разговаривать.

Родителям необходимо проводить тренировки в форме игры, проявлять доброжелательность, демонстрировать, как это весело узнавать что-то новое. Тогда кроха намного быстрее привыкнет к окружающему его миру и станет активно принимать участие в его познании и озвучивании.

Стоит обратить внимание на то, что происходит внутри семьи. Должна быть создана такая атмосфера, чтобы ребенок в 2 года сам желал общаться с родителями. Не следует слишком сильно опекать свое чадо. Дети быстрее начнут развиваться, если в центре внимания будут объекты внешнего мира, их свойства, а не сам ребенок.

Также родителям стоит внимательнее присматриваться к своему малышу, возможно, получится самим подобрать наиболее оптимальный способ развития речи, который будет уместен в конкретной ситуации. Например, если ребенок любит слушать песни, то нужно чаще включать их, тогда он охотнее будет пополнять свой словарный запас.

Таким образом, способов, что делать, если ребенок в 2 года не разговаривает, множество. Если родители не могут сами справиться с речевым развитием своего чада, то не стоит медлить с визитом к специалисту. Он разработает специальный комплекс упражнений, который нужно выполнять ежедневно, и будет наблюдать за динамикой развития речевого аппарата.

анонимно

Здравствуйте! Нашему сыну 2,5 года. Он очень плохо говорит, хотя и словарный запас у него большой, но все на "птичьем языке". всем, кроме меня, его понять очень сложно. Мама, папа, Аня (порой няня получается), Лёша - Ося. Ляля - няня. Чашка -кака., яблоко - каку.и все в таком духе. Практически не строит фраз, только из 2х слов, по типу мама пить (тить получается). В садик мы еще не ходим, но пытаемся получить направление в логопедический сад. Все прекрасно понимает, когда его о чем то просят. Играет в ролевые игры. Любит конструкторы, слушать когда ему читают книжки. Рисует красками и кисточкой (каляки маляки разные, но обозначает то что нарисовал), знает основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый), - не говорит названия, но когда просим, то показывает, иногда ошибается, а так же знает некоторые буквы; считает, правда до трех. Хорошо отличает большое от маленького. К сожалению, абсолютно не дает заниматься с пальчиками, у нас хромает мелкая моторика.Ребенок очень подвижный,общительный, не замкнутый. Невролог поставила нам диагноз ЗРР + СДВГ(в последнем диагнозе я не согласна с врачом, ребенок может долго и с интересом чем либо заниматься). Скажите, пожалуйста, нуждается ли ребенок в каком либо лечении либо занятиях со специалистом, типа дефектолога???? Как вы видите картину нашего развития речи? Норма ли это или отставание???? П.С. Мой племянник и сестра до 3 лет тоже практически не говорили. Может ли иметь место наследственность?

По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает! И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев. Родители считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин. Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть). Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. Признаки ЗРР: Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»). Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем. Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет. Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии. Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо. Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера. Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени - все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно. Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи. Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком. Сравнивают понимание и воспроизведение речи. Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития. Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования. Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение. С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии? Чем раньше, тем лучше. Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития. Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет. Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР? Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку. Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет. Альтернативные методы лечения – иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально. Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального. Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход. Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.

Причин, почему ребенок в два-три года не говорит «мама» и «папа», может быть множество. Одно дело, когда он знает эти слова и просто не хочет их произносить по своим причинам (например, из вредности), и совсем другое, когда малыш понимает значение этих слов, но произнести их не может. В последнем случае речь может идти о задержке речевого развития (ЗРР) ребенка, которая требует коррекции, а иногда и вмешательства узкопрофильных специалистов.

Возрастные нормы развития речи до трех лет

Под задержкой детского развития речи понимается отставание от возрастных стандартов речевого развития у малышей в возрасте до четырех лет. При диагностированной задержке дети осваивают все этапы становления речи со сдвинутыми временными и возрастными рамками.

Данные нормы довольно условны и зависят от того, в какой среде проживает ребенок, от его общего развития и состояния здоровья. Однако существуют стандарты, согласно которым можно оценить, насколько гармонично и своевременно происходит формирование речи у малыша.

Развитие речи до года

В этом периоде происходит речевая эволюция от спонтанного умения агукать и лепетать до осмысленного воспроизведения звуков и простых слов. Ближе к концу первого года жизни дети начинают все больше понимать взрослых, в их активном лексиконе может быть до пятидесяти слов, хотя под одним словом может иметься ввиду несколько значений, предметов, событий или действий. Например слово «катá» в зависимости от ситуации может означать катание на качелях, на машине, на ручках или намерение малыша покатать коляску или тележку в магазине и т. д.

Развитие речи до двух лет

На этом этапе словарный запас существенно увеличивается. Характерно, что примерно до полутора лет речь носит «телеграфный» характер - в одном слове может заключаться целая фраза. А уже ближе к двум годам ребенок может соотносить известные ему слова с изображением на картинках, узнавать и называть знакомые предметы в мультфильмах, на улице. При этом все ярче проявляются различные интонации. Кроме существительных, которых в детском словаре преобладающее количество, в лексиконе постепенно закрепляются глаголы, прилагательные. Появляется способность употреблять слова не только в настоящем, но и в прошедшем времени.

Развитие речи до трех лет

В этом периоде речь становится более связной и еще более осмысленной: малышня болтает без умолку, комментируя свои действия, «общаясь» с игрушками, напевая им одним понятные песенки, что со стороны кажется бессмысленным набором букв и звуков. Несмотря на «повышенную» болтливость, остаются проблемы с произношением многих «сложных» звуков, которые заменяются другими, более простыми для произношения, либо вовсе исключаются из речи, например: молоко - мако, машина - масина, мороженое - маонино.

Дети начинают пользоваться сложными предложениями и все чаще задают вопросы. Пополнение словаря происходит стремительными темпами и, в соответствии со средними показателями, к концу третьего года жизни словарный запас малыша может превышать полторы тысячи слов. Многие детишки в этом возрасте уже делают попытки запомнить и воспроизвести простые рифмы, песни, простенькие сказки, а также вполне сносно могут рассказать взрослым о событиях дня, своих чувствах, желаниях или намерениях.

Задержка речевого развития у детей характеризуется следующими симптомами:

  • заметно ограниченный словарный запас малыша;
  • искаженная артикуляция;
  • очевидные сложности при построении фразы и/или при понимании услышанного;
  • нарушение слуховой дифференциации.

Причины молчания

Специалисты выделяют довольно большое количество причин, по которым тормозятся или резко замедляются процессы своевременного развития речи.

Внутриутробные патологии

В первом триместре беременности чаще всего возможны повреждения в центральной нервной системе плода, в т.ч. повреждения речевых зон коры головного мозга эмбриона.

К внутриутробным патологиям, оказывающим влияние на ЗРР, относят:

  • гипоксию, или кислородное голодание. Оно является причиной скудного кровоснабжения головного мозга плода. Оснований для гипоксии множество: токсикоз или гестоз; угрозы выкидыша, патологии плаценты, повышенное АД, общие заболевания беременной женщины (болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и др.);
  • различные инфекционные заболевания, которыми переболела беременная женщина;
  • травмы, полученные женщиной во время вынашивания;
  • несовместимость группы крови беременной женщины и плода;
  • курение, употребление алкоголя и/или наркотиков женщиной в период вынашивания;
  • прием тех или иных лекарственных препаратов, самолечение;
  • работа беременной на вредном производстве;
  • сильные стрессы, переживаемые женщиной в период вынашивания ребенка.

Неблагополучные роды и их последствия

Причиной в отставания от установленных норм развития речи могут быть неблагополучные роды и их последствия. А именно:

  • преждевременное, длительное или, наоборот, стремительное родоразрешение;
  • продолжительное нахождение ребенка в утробе матери после излияния вод;
  • всевозможные родовые травмы;
  • асфиксия (удушье) плода.

Все это может тем или иным образом оказать негативное влияние на речевые участки головного мозга новорожденного.

Детские болезни и поражение слуха

До трехлетнего возраста толчком к появлению проблем, связанных со становлением речи, могут стать тяжело протекающие детские болезни, а также травмы (особенно черепно-мозговые). Так, к поражению слуха могут привести:

  • инфекционные, нейроинфекционные и вирусные заболевания;
  • длительные простуды, отиты, которые могут привести к снижению слуха и, как следствие, всевозможным расстройствам в речевом развитии;
  • прием некоторых антибиотиков;
  • травмы и ушибы, особенно тяжелые их формы, могут значительно ухудшить речь малыша. В некоторых случаях ребенок может вовсе перестать разговаривать.

Для таких заболеваний, как ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности всевозможные задержки в развитии речи являются характерными.

Наследственный фактор

Специалисты не исключают наследственный фактор в ЗРР, а это значит, что в наследство от родителей малыш может получить индивидуальные особенности строения речевого аппарата, редкие и уникальные свойства речевых зон в головном мозге, заикание. Если кто-то из родителей заговорил довольно поздно, то с высокой вероятностью аналогичный сценарий повторится и в жизни малыша.

Связь с психомоторным развитием

Одной из причин нарушений становления речи малыша может являться задержка в психомоторном развитии. Признаками, сигнализирующими о том, что в дальнейшем возможны проблемы с развитием речи, являются отставания от установленных норм в общем развитии ребенка: по сравнению с другими детьми, ребенок начинает позже держать голову, самостоятельно сидеть и ходить. Детки с очевидными психомоторными нарушениями выглядят неловкими, слишком часто падают, натыкаются на препятствия и предметы, травмируются. Типичной приметой сложностей с психомоторикой являются «проблемы» с горшком - когда к пяти годам ребенок так и не научился пользоваться им по назначению.

Отсутствие мотивации у ребенка

«А до сих пор все устраивало» - фраза из известного анекдота о том, что ребенок до шести лет не проронил ни звука. Как ни странно, к реальной жизни это тоже имеет отношение, особенно в тех случаях, когда стремление малыша к вербальному общению не только не поощряется, но и напротив, всячески пресекается. Такая модель взаимоотношений с ребенком характерна для семей, где с ребенком не принято общаться с помощью слов и звуков (например, семья глухонемых родителей) или в случае, когда все капризы и пожелания малыша исполняются мгновенно, как только ребенок изобразил свое желание при помощи мимики или жестов.

Другие причины

Задержки в речевом развитии у маленьких детей могут быть вызваны такими причинами, как:

  • проживание малыша в двуязычной семье;
  • пережитые малышом стрессовые ситуации: сильный испуг, эмоциональные переживания, конфликты в семье, переезд или расставание с любимым родственником;
  • недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей, отсутствие постоянного вербального общения и тактильного контакта, минимальное количество совместного времяпрепровождения, отсутствие совместных игр, развлечений.

Неговорящие дети в детском саду

Отказать в плановом приеме в детский сад здоровому, но неговорящему ребенку администрация сада не может. К тому же, существует распространенное мнение, что как только молчащий кроха начинает ходить в детский сад, то положительная динамика в становлении речи малыша не заставит себя ждать. Считается, что, находясь в коллективе большую часть времени, полностью здоровый малыш рано или поздно будет вынужден вступить в речевую коммуникацию с другими детьми и педагогами. В этом утверждении есть доля истины, и такая тактика «разговорить» ребенка не лишена смысла. Но, к сожалению, этот, казалось бы, беспроигрышный план срабатывает не всегда.

Действительно, родители могут заметить, что после нескольких недель посещения детского сада словарный запас крохи понемногу увеличился, но при этом ребенок по-прежнему «мычит», и четкого произношения звуков не наблюдается. В таком случае, возможно, потребуется обратиться за помощью к специалистам, которые проведут обследования, выяснят, почему ребенок молчит и в случае необходимости назначат лечение. Кстати, такие специалисты могут работать не только в клиниках, но и в штате некоторых детских садов.

Вместо того чтобы бить тревогу и паниковать, можно попробовать устроить ребенка в сад компенсирующего типа. Учреждения такого профиля специализируются на работе с неговорящими или плохо говорящими детьми. Несмотря на то что попасть в такой детский сад значительно сложнее, чем в обычный (необходим целый комплекс дополнительных процедур и согласований), польза от посещения компенсирующего дошкольного учреждения намного ощутимее: с детьми постоянно занимаются узкопрофильные специалисты (логопеды, психологи), проводится коррекционно-диагностическая работа и практикуется физио, арт- и музыкотерапия. При достижении нормальных показателей в речевом развитии многие дети возвращаются в обычные дошкольные учреждения.

Домашняя работа

Помимо специализированных детских садов не менее успешно коррекционную работу с плохо говорящими детьми можно проводить своими силами. Все домашние занятия коррекционного типа проводятся в форме различных игр, способствующих развитию и становлению речи.

Игры и занятия для развития мелкой моторики

Давно научно доказано, что существует прямая взаимосвязь между мелкой моторикой ребенка и его способностью разговаривать. Чем лучше развита двигательная активность пальчиков, тем «болтливее» малыш.

Для развития моторики рекомендуется проводить массажи и самомассажи ручек (растирание ладошек друг о друга), а также практиковать застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование веревочек, перебирание крупы, нанизывание бусин, завязывание и развязывание бантов и узелков, лепку мелких деталей из пластилина, разрезание и разрывание бумаги, рисование мелками, сбор пазлов и игры с разного рода конструкторами и т. д. Одним словом, подойдут любые занятия, где малыш будет вынужден задействовать пальцы рук.

Специальные коррекционные мероприятия

  1. Стимуляция речевой активности у детей осуществляется за счет того, что взрослые делают вид, что не понимают того, что пытается изобразить жестами или мимикой малыш. Конечно, на первых порах без скандалов не обойтись, но проявленная родительская твердость очень скоро даст свои плоды: ребенок начнет пытаться проговаривать то, что раньше охотно изображал.
  2. Игры-«подражалки» предназначены для отработки «сложных» для произношения букв и звуков. Они удобны тем, что играть в них можно в любое время: на прогулке, во время поездки в машине, в очереди к врачу и т. д. Суть игры заключается в том, что родители проговаривают, а потом просят малыша воспроизвести различные звуки, слоги, короткие слова. Например, «чух-чух-чух» - едет паровоз, «тр-тр-тр» - заводится трактор, «шшшш» - шумит морская волна, «муууу» - мычит корова и т. д.
  3. Игры на развитие внимания и памяти: «Повторяй за мной», «Найди, что пропало», «Спрячь предмет, у которого….» и т.д.

Дуть или свистеть?

Недостаточная развитость лицевых мышц может стать причиной для ЗРР. Для интенсивной тренировки лицевой мускулатуры рекомендуется:

  1. Артикуляционная гимнастика. Существует огромное количество упражнений, в которых необходимо задействовать мышцы языка, щечек, губ, нижней челюсти. Проведение занятий в игровой форме, например, в виде инсценировки сказки будет не только хорошей тренировкой, но и веселым времяпрепровождением.
  2. Научить малыша дуть или свистеть. Это не менее веселые, увлекательные, а, главное, полезные упражнения для хорошей артикуляции, а, следовательно, и для чистой и понятной речи. В ход может пойти все что угодно: надувание шаров и «сдувание» пылинок или снежинок; игра на дудке или губной гармошке; звонкий свист из спортивного свистка или переливистые трели из фольклорных свистулек; «буря» в стакане воды через соломинку или выдувание мыльных пузырей.

Запрещенные приемы

В случае если родители заметили отклонения в речевом развитии малыша, не рекомендуется:

  1. Пускать разрешение проблемы на самотек. Дополнительная консультация со специалистами ни к чему не обязывает и точно не будет лишней, особенно при наличии подозрений. В случае подтвержденного диагноза своевременное коррекционное вмешательство (до трехлетнего возраста) позволит достичь максимально возможных результатов, что самым прямым образом скажется на общем развитии малыша.
  2. Зацикливаться на проблеме. Постоянные «накручивания» и негативные эмоции в связи с имеющейся проблемой справиться с ней не помогут. Правильной тактикой в данном случае будет спокойное принятие проблемы и целенаправленное ее разрешение. Задержка речевого развития требует комплексного подхода, а также ежедневной кропотливой работы и бесконечного терпения. Спокойные и уверенные в своих силах родители смогут оказать ребенку большую и лучшую помощь, нежели издерганные и нервные.
  3. Сравнивать ребенка с другими детьми. Практика сравнивания своего ребенка с другими детьми всегда и при любых обстоятельствах не самая лучшая идея. Каждый ребенок уникален и развивается по собственному сценарию, не сверяясь с существующими стандартами и нормами. А успехи чужих детей-ровесников - не повод для огорчений, ведь большинство родителей склонны преувеличивать достижения своих отпрысков.

К кому бежать за помощью?

Когда ребенок долго не начинает говорить или явно прослеживаются симптомы, характерные для ЗРР, за оказанием профессиональной помощи родителям следует обратиться в специализированные психоневрологические дошкольные учреждения. Если такая возможность отсутствует, стоит показать малыша логопеду, психологу, возможно, неврологу. Оказать профессиональную помощь в становлении и развитии речи у маленьких детей могут специалисты по физио-, арт- и музыкотерапии.

Развитие детской речи требует максимально серьезного отношения, ведь от этого зависит дальнейшее развитие крохи, к которому уже сейчас предъявляются довольно серьезные требования. Сегодня уже недостаточно, чтобы к шести годам ребенок умел просто разговаривать и худо-бедно излагать свои мысли. Современные требования таковы, что еще до момента поступления в первый класс ребенок должен быть «владельцем» богатого словарного запаса, а также уметь читать, разбирать слова на буквы и звуки, писать. Поэтому занятиям с детьми необходимо уделять значительное количество времени, особенно в том случае, если у малыша диагностировано отставание речевого развития. Чем раньше родители обратят на это внимание и приступят к коррекционным занятиям, тем лучших результатов можно добиться.

Как часто в моей почте оказываются письма-просьбы с одним вопросом: «Ребенку почти 2 года, а он так и не говорит МАМА. Да и в целом говорит мало, неохотно. Что делать? »

Если посмотреть на это со стороны психологии, то если ребенок не говорит в 2 года, волноваться маме не нужно. Любое волнение — это результат сравнения своего ребенка с другими детьми, или с нормами советских учебников. Сейчас все чаще логопеды отмечают более позднее развитие речи у детей.

Если еще 10 лет назад, нормой речевого развития было умение в 1 год произносить минимум 10 слов, то сейчас все чаще встречаются дети, которые в 2 года произносят 2-4 слова и прекрасно с этим живут. Ребенку это не мешает, а вот мама — волнуется и создает излишнее напряжение.

Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности. И если вы задумались, как научить ребенка говорить в 2 года, то вам стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

Нормы речевого развития

Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.

  • 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
  • 2-5 месяцев – период гуления . Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
  • 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год >>>
  • 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.

Обратите внимание:

  1. Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
  2. Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.

Стоит ли паниковать?

В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.

  • Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
  • Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.

Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.

Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?

Когда ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:

  1. Активное общение в семье;
  2. Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
  3. Общение со сверстниками;

Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.

Как побудить к разговору?

Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.

Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.

Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:

  • Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.

Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;

  • Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
  • Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
  • Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
  • Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
  • Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
  • Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
  • Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.

Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.

Почему ребенок может не говорить?

Причин, по которым ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.

  1. «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.

Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.

От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.

  1. Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

  • Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.

Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

  • Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.

Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

  • Хитрость №3: «Договори за меня».

Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.
— Давай с тобой расскажем месяца. Ян…
— Варь!
— Фев…
— Раль!
— Ма…
— Рт!
— А дальше сама, сможешь?
— рель, нь, ль, густ…

Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

Первые слова, произнесенные малышом, вызывают особый трепет у родителей. С этой поры они начинают верить, что их чадо вот-вот начнет связно разговаривать. Однако происходит так далеко не всегда. Случается так, что даже когда ребенку почти 2 года, не разговаривает малыш, а выдает окружающим только несвязные звуки. При этом он может лишь мычать, показывая на нужный ему предмет пальцем. Когда же родителям начинать беспокоиться при возникшей ситуации и вести свое чадо на прием к специалисту? В каких ситуациях достаточно просто подождать - и ребенок начнет разговаривать сам?

Этапы развития речи

От того, насколько ребенок способен оперировать понятиями своего родного языка, можно судить об уровне его развития, а также об успеваемости в будущем. Именно поэтому речь малыша стоит развивать с самого рождения, следя за правильностью произношения (в соответствии с возрастом) и своевременным расширением словарного запаса. При этом родителям не стоит терять зря времени, действуя вслепую. Прежде всего им нужно понять, каковы этапы развития речи малыша.

Первый из них проходит от самого рождения до года жизни. Данный этап называется довербальным. До трехмесячного возраста малыш только воспринимает речь близких ему людей. Однако уже и в этот период у него существует потребность общения. Чем чаще родители будут разговаривать со своим чадом, тем больше у него появится предпосылок перехода к следующему этапу развития речи. При этом произноситься слова должны нежно и ласково, четко и с улыбкой на лице. Это важно для становления будущей дикции ребенка.

К полугодовалому возрасту малыш начинает осваивать искусство диалога. Вначале он произносит слоги, понятные только ему. Ими маленький человечек обозначает те предметы, которые нужны для игры. По-своему называет малыш и близких ему людей, а несколько позже и некоторые действия. Родителям важно не переходить на язык своего чада, называя предметы правильно.

От года до трех лет длится следующий этап развития, когда начинает возникать речь. Малыш учится составлять из слогов слова и понимать их значение. Теперь ему не обязательно видеть тот предмет, который он решил попросить. Он уже сам может назвать нужную ему вещь. На данном этапе ребенок способен ответить на вопрос взрослого человека, так как ему понятен смысл уже целого предложения.

В возрасте от 3 до 7 лет малышу предстоит пройти этап, который характеризуется развитием речевого общения. В этот период родной язык ребенок осваивает самостоятельно во время игр и познания нового. Взрослым стоит помнить о том, что на данном этапе от них требуется правильно оперировать словами и стараться отвечать на возникающие у малыша вопросы. При этом разъяснения должны быть не однозначными, а красноречивыми, со множеством примеров. Если родители способствовали правильному развитию своего ребенка, то в будущем он отблагодарит их хорошей успеваемостью по всем школьным предметам.

Проведение своевременной диагностики

На каждом из этапов развития речи родители должны внимательно следить за поведением малыша. Проведение своевременной диагностики явится первым шагом на пути к выздоровлению их чада. Что должно насторожить мам и пап? Они должны забить тревогу в том случае, если:

  • новорожденный не проявляет никакой реакции при громких звуках и не поворачивает голову на голос матери;
  • малыш не начинает гулить в период от 2 до 4 месяцев и не высказывает активную реакцию на появление около него близких людей;
  • у ребенка наблюдается малая активность речи или полное отсутствие лепета в возрасте от девяти месяцев до одного года;
  • малыш не произносит в 12 месяцев самые простые слоги и не выполняет элементарные устные просьбы (к примеру, показать животное на картинке);
  • маленький человечек в 1,5 года не говорит простые слова («мама», «баба» и т. д.), а также не проявляет никакой реакции при произношении взрослыми его имени;
  • ребенок 2 лет не разговаривает или плохо произносит слова при невнятной и односложной речи;
  • малыш старше трех лет не способен составить самое простое предложение, знает менее тридцати слов и нередко путает их окончания.

Любой из вышеперечисленных признаков является поводом для обращения к специалисту. Это даст возможность исключения патологии или ее своевременного лечения.

Неврологические проблемы

Бывает, что ребенок 2 года не разговаривает, мычит и только показывает пальцем на нужный ему предмет. Такая ситуация может быть следствием неврологического заболевания. Отмахиваться от проблемы, ожидая, что все образуется само собой, не стоит. Чем раньше родители приведут свое чадо к специалисту и начнут лечение патологии, тем лучше это будет для малыша.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины могут крыться в:

  • поражении или недоразвитии мозга, а также ЦНС как в период внутриутробного развития, так и во время и после родов;
  • длительном токсикозе или угрозе выкидыша в период беременности;
  • хронических заболеваниях и вредных привычках матери;
  • затяжных или стремительных родах ;
  • приеме противопоказанных во время беременности лекарств;
  • гипоксии плода;
  • переношенности или недоношенности;
  • несовместимости крови матери и плода;
  • родовых травмах;
  • черепно-мозговых травмах и инфекционных заболеваниях малыша;
  • приеме антибиотиков, способных повлиять на развитие маленького человечка.

Физиологические проблемы

Речь у детей развивается постепенно. Начинается все с артикуляции, укрепления мышц. Это подготавливает речевой аппарат. Только после его укрепления малыш пытается общаться с близкими ему людьми, используя простые звуки, и учится понимать произнесенные слова. От года до полутора активный словарь ребенка постоянно расширяется. Для второго года жизни характерен своеобразный «лингвистический прорыв». В этот период то количество слов, которые произносит маленький человечек, увеличивается с каждым днем.

Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины такого состояния нередко кроются в физиологии его развития. Это могут быть:

  1. Проблемы со слухом. Такая патология приводит к задержке в интеллектуальном развитии и, конечно же, речи. Ребенок, у которого наблюдается глухоухость или полностью отсутствует слух, не способен нормально разговаривать. Данные проблемы могут быть либо врожденными, либо приобретенными. При этом они и явятся причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Но если в 3 года малыш не произносит слов, несмотря на то что до этого времени его речь соответствовала существующим нормам, то родителям нужно сводить свое чадо на консультацию к отоларингологу.
  2. Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата. Это может быть еще одной причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Слабо развитые челюстные и лицевые мышцы приводят к трудностям локализации звуков. Такая патология возникает в случае раннего отлучения от груди или при короткой уздечке под языком. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюнотечение, постоянно приоткрытый рот и рвотный рефлекс, который вызывает твердая пища. Данная патология также приводит к тому, что ребенок 2 лет не разговаривает.
  3. Генетическая предрасположенность. Почему ребенок не разговаривает в 2 года, не имея при этом никаких физических отклонений? Возможно, в роду у малыша есть родственники, которые в свое время также не спешили произносить слова. Причина этого кроется в незрелости нервной системы, что замедляет рост тех клеток, которые отвечают за речевую деятельность.
  4. Задержка в интеллектуальном развитии. На речи ребенка, без всякого сомнения, отражаются такие генетические патологии, как метаболические дефекты и синдром Дауна. Негативно влияют на освоение родного языка и различные вирусные заболевания, перенесенные в утробе матери.

Аутизм

Бывают случаи, что ребенок 2 лет не разговаривает в связи с нарушением развития головного мозга. Такая патология приводит к аутизму. Внешние ее проявления можно увидеть в нарушении социального общения, ограничении интереса и повторяющихся действиях.

Детский аутизм протекает устойчиво и стабильно. Его симптомы наблюдаются даже во взрослом состоянии. Но для того, чтобы убедиться в правильности диагноза, необходимо подтверждение таких признаков патологии, как:

  • нарушение общения малыша с окружающими его людьми;
  • низкое социальное взаимодействие ;
  • стереотипность в поведении и узкий круг интересов.

С такой патологией долго ребенок не хочет разговаривать. 2 года - это возраст, в котором он способен лишь повторить услышанное прежде слово. Молчать такой ребенок может и в пять лет. При этом он будет категорически отказываться от общения и с истерикой протестовать против всякого нарушения его режима.

Социальные причины

Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:

  1. Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
  2. Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
  3. Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
  4. Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
  5. Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.

Что предпринять?

Многие мамы и папы начинают бить тревогу, когда их малыш, несмотря на то что исполнилось ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать в таких ситуациях? В первую очередь необходимо исключить патологии слухового аппарата. Ведь случается так, что до двухлетнего возраста родители и не предполагают о том, что у малыша есть проблемы. Необходимо также обратиться к специалисту для выявления неврологических заболеваний.

Если физически малыш здоров, но при этом ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать? В этом случае можно просто подождать. Многие неврологи и логопеды отмечают все возрастающую тенденцию того, что в целом детки начинают говорить несколько позже, чем даже 10-15 лет назад. Именно поэтому специалисты советуют не бить тревогу даже тогда, когда ребенок 2,5 года не разговаривает. Они рекомендуют просто подождать, пока он вырастет до 3 лет. Только после этого врачи начинают заниматься с малышом.

Как должны вести себя родители

Разумеется, если ребенок 2,5 года не разговаривает, подождать можно. Однако многие родители предпочитают, чтобы их малыш разговаривал так же, как и соседский. А для этого понадобится создание благоприятных условий.

Ребенок начнет озвучивать все происходящее вокруг в том случае, когда для этого будут существовать определенные бытовые условия, а именно:

  • выключенные радио, телевизор и компьютер;
  • внимание родителей.

Однако взрослые не должны предугадывать желания своего чада и выполнять его указания по одному только взгляду. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш вынужден попросить о чем-либо, а взрослые делают вид, что не понимают его намеков и мычаний.

Развитие мелкой моторики

Еще Павловым было отмечено использование мышечных ощущений, ведущих от речевого органа к коре головного мозга. Так происходит и у ребенка, который начинает говорить, подражая мимике матери. После семимесячного возраста эта способность у малышей начинает ослабевать. Именно поэтому в дальнейшем необходимо пользоваться другими методами. Специалистами было подмечено, что с речевым развитием совпадает развитие движений пальцев на руках. Именно поэтому их моторику необходимо развивать для скорейшего освоения родного языка.

Работа по тренировке детских пальчиков должна начаться уже с семи месяцев. Для этого малышу надо давать катать шарики из пластилина или использовать в качестве игрушки крупные бусы из дерева. В полтора года задания должны быть усложнены. Малыша нужно занимать застегиванием пуговиц или завязыванием узелков.

Если ребенок не разговаривает в два года, то ему нужно не просто читать стихи или петь песни, а научить помогать взрослому. Малыш должен вставлять нужные по смыслу слова.

Большое значение для детей имеет их общение со сверстниками. Неудивительно то, что именно в садике малыши начинают разговаривать намного быстрее. Они берут пример с других детей.

У многих малышей стремление что-либо рассказать появляется после того, как они увидят что-либо новое, удивившее их. Это должны учесть родители в процессе воспитания. Для новых познаний важно ходить с детьми в цирк и посещать игровые комнаты, а также ездить в деревню, где показывать им домашних животных. В таком случае малыш будет стремиться поведать всему миру о своих ярких впечатлениях.