Рассуждение как тип речи. Логические основы создания текста-рассуждения композиционная стройность и связность Композиция и логика рассуждения к теме

Почему слово «война» откликается горечью в наших сердцах? Это слово вселяет неясный страх. Слово, от которого мурашки пробегают по телу, (V) и мысли вмиг путаются в голове. Слово, которое больно произносить. Сердце начинает биться быстрее, и слезы подступают к глазам. Слово, которое заставляет десятки тысяч людей (Л: повтор мысли: см.4 абзац) вспомнить о самых горьких моментах их жизни. Это самое страшное слово-война. (V) (Л: новый абзац) Сколько бы времени ни прошло, а все равно больно. Больно осознавать, что люди мертвы, что страдали. Все забрала у них безжалостная война. Погибая, люди сражались. (Р) Разве можно забыть подвиги военных дней? (Р) Ни за что. Мы и сегодня чтим память ушедших в эту кровавую бездну. (Р.погрешность) Отклики души русских людей отражаются (Р. погрешность) и в литературных произведениях. Ведь война не оставляет никого равнодушным. "Судьба человека" М.А. Шолохова-произведение о красоте души советского человека, о великих страданиях и великой стойкости (Л). Легко ли подняться над своей личной трагической судьбой, во имя жизни одолеть смерть? Судьба Андрея Соколова, главного героя произведения, была полна страданий. Его глаза- это глаза, видевшие (Р.погрешность) муки и гибель, смерть на каждом шагу, глаза врага, наполненные чудовищной жаждой убить. (С: пропуск мысли).Осознание пустоты и гибель всего человеческого. Но сердце Соколова наполнено добротой к людям, ко всему живому. В рассказе автор раскрывает весь ужас войны, (Р. погрешность) самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, гибель сына в День Победы. (Л: новый абзац) Как человек способен пережить несчастия, данные ему свыше? Только всегда после темного, следует светлое. После слез и отчаяния - счастье и покой. (Нарушение логики рассуждения: смешение вывода, формулирование нового тезиса.) Встреча Андрея с Ванюшкой стала новым разделом его истории (Р.погрешность), новой жизнью. Этот мальчик-сирота, со "светлыми, как небушко, глазами", оживил его душу. Всю свою (С: нерастраченную?) отцовскую любовь, всю теплоту своего сердца Андрей отдаёт этому мальчику. Встреча этих двух людей, потерявших все в годы войны, помогает им обоим выжить. (С: необходим микровывод по проблеме рассуждения: Что сделала война с судьбой человека?) Война - это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война - это тысячи (Л: повтор мысли: см. 1 абзац) истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово “герой” в нашем понимании - это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. Но женщина, русская красавица, хранительница очага домашнего,- тоже может быть настоящем героем. (Л: новый абзац) Виталий Закртуткин (Ф)- автор произведения "Матерь Человеческая", рассказывает нам историю молодой женщины Марии. В её жизни до войны было все (Р.погрешность): сиротство в шестнадцатилетнем возрасте, любящий муж, который носил её на руках и называл за веснушки – конопулей, сын Васятка, новый уютный дом на краю села, в котором думали прожить всю жизнь, посаженный своими руками сад, уважение трудолюбивых односельчан. Но "она" пришла и к ней. "Она" пришла и не пощадила Марию - мать, жену и женщину. Эта жесткая, кровопролитная война забрала у нее все. Сожжены врагом станицы и хутора, обессилевшая от горя Мария осталась одна на пепелище. На ее хрупкие плечи легло страшное горе, которое испытал ни один советский человек в дни войны: "Враги сожгли родную хату, убили всю ее семью...". Но нет такой силы, которая могла бы сломить русского человека, ведь в нем всегда жива сильная чистая душа. (Л: новый абзац)Сколько их, известных и безымянных героев, о которых уже написаны или только ещё пишутся книги и стихи. Мы всегда останемся в неоплатном долгу перед людьми. Защитившими (V) мир от фашизма, перед солдатами, их матерями и вдовами. Они всегда жили и будут жить в памяти народа, всегда будут примером для нас, молодых.

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому из которых выставляется оценка «зачёт» или «незачёт». Чтобы получить «зачёт» по сочинению, надо получить «зачёт» по первому и еще хотя бы двум критериям. При трёх и более незачётах или незачёте по первому критерию («соответствие теме») сочинение в целом оценивается «незачётом» и подлежит пересдаче (в феврале и в мае будут назначены пересдачи).
1 Соответствие теме
Этот критерий самый важный: если по нему ставится «незачет», сочинение сразу оценивается так же.
Под соответствием теме понимается следующее: выпускник должен понять формулировку темы и написать свои рассуждения именно по той проблеме, которая в формулировке предложена.
Наиболее частые ошибки связаны с невнимательностью (не говоря о слабом владении русским языком, вследствие чего учащийся мог просто не понять написанное) или с торопливостью.
В первом случае выпускник не обращает внимания на формулировку темы, ограничившись осознанием лишь отдельных слов. Например, тема «Устарело ли понятие чести?» воспринимается учеником как «что-то о чести» или «что-то о старых словах» и раскрывается соответственно, то есть не в соответствии с темой.
Во втором случае выпускник хватается за тему, которая кажется ему похожей на ту, которую он разбирал на подготовке, начинает с энтузиазмом писать, а свою ошибку замечает лишь тогда, когда исправлять что-то уже поздно, приходится сдавать что есть: авось прокатит.
На выбор темы стоит потратить достаточно времени, чтобы внимательно обдумать их все и сделать выбор, опираясь на свои интересы и свои же знания подходящих аргументов из литературы. Выбрав тему, необходимо обдумать все слова, входящие в ее формулировку: лишних слов в формулировке темы не бывает! Уверены, что все поняли правильно, - составьте план, чтобы удостовериться, что у вас хватит материала на 350 слов - именно столько желательно написать.
2 Аргументация
К этому критерию выпускники обычно оказываются готовы. Они понимают, что аргументы необходимы, и используют заготовки в своей работе.
Однако оценивается не просто наличие упоминания какого-то произведения - ссылка на литературный материал должна быть аргументом, то есть доказывать что-то! Например, по вышеназванной теме («Устарело ли понятие чести?») можно использовать в качестве аргумента повесть В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» (мать защитила честь своей дочери, поруганную обнаглевшим рыночным торговцем - значит, и в наши дни понятие чести актуально), а «Капитанская дочка» не подходит, ведь действие в романе происходит в 18 веке, а не в наши дни!
3 Композиция и логика рассуждения
Композиция - это построение сочинения (тезис, аргументы, вывод или итог), а логика - последовательный ход мысли. Чтобы по этому критерию получить зачет, надо всего лишь набросать план. Не надо придумывать красивых названий для пунктов - просто пометить для себя, о чем будет говориться в каждом из абзацев. И посматривать на план в процессе работы, чтобы подвести рассуждения к переходу на следующую микротему.
Если с плавными переходами проблема, подготовьте несколько фраз-связок. Например, «однако в этом вопросе можно усмотреть и другой аспект» или что-то в этом духе.
Здесь же учитываются логические ошибки. Например, выпускник уверяет, что понятие чести в наши дни тоже актуально, потому что многие люди помогают бездомным животным - при чем тут честь? Ясно, что это рассуждение содержит ошибку.
4 Качество письменной речи
Здесь оценивается речь выпускника (точная, образная - или, напротив, бедная, неразвитая. Учитываются также речевые ошибки.
В первом случае ничего не поделаешь: если книжек не читал, выразительную речь взять неоткуда. А что касается речевых ошибок, то их можно избежать, если не использовать слов, в смысле и особенностях употребления которых не уверен.
Речевые ошибки - это употребление слов в неправильном значении или не с теми предлогами, например: «тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению». Слова красивые, но фраза в целом бессмысленная.
Сюда же относятся неоправданные повторы и необоснованное употребление экспрессивной лексики: «Люблю стишата Пушкина», «зачинщик всех добрых дел», «плеяда злобных помещиков» и тому подобное.
Однако «незачёт» по данному критерию получить довольно трудно: надо написать так косноязычно, чтобы было даже непонятно, о чем идет речь!
5 Грамотность
Критерий, оценивающий орфографические (в буквах: ривалюцыя, Отечистеная Война и проч.), пунктуационные (в знаках препинания) и грамматические (в сочетании слов: «в знаменитейшими произведениях», «благодаря усилий» и т.п.) ошибки.
Для получения «незачета» по этому критерию надо сделать более 5 любых ошибок на 100 слов. Многим с успехом удается намного превзойти это количество. Можно что-то подправить, если будет время, воспользовавшись орфографическим словарем (это разрешено на сочинении), можно использовать несложные синтаксические конструкции, чтобы избежать пунктуационных ошибок, и не выбирать слова, с которыми вам трудно справиться в грамматическом отношении.
Некоторым помогает увидеть свои ошибки немного странный приём: советуют прочесть сочинение по словам с конца к началу.
И главное: как бы ни было лень, сочинение надо обязательно прочитать по слогам перед сдачей. Хотя бы глупые ошибки («жызн») и описки исправите!

Критерий №3 «Композиция»
«Композиция и логика рассуждения »
Данный критерий нацеливает на проверку умения
Выпускник аргументирует высказанные мысли,

  • стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет » ставится при условии, если
  • грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного
  • или отсутствует тезисно-доказательная часть
(во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их композиции и логики выстраивания рассуждения на предложенную тему.

Фрагмент № 8

Комментарий эксперта к сочинению ( Фрагмент №8 ).

Купюры, сделанные в сочинении, не мешают увидеть его
  • целостность, стройность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой.
  • Следует отметить безукоризненную логику рассуждений , связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений.
  • Мысль ученика последовательно развивается от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов.
  • Выпускник не только логично выстроил рассуждение на предложенную тему, но также показал умение ее конкретизировать в соответствии с собственным замыслом (ситуация выбора и вопрос дружбы) и при этом не отклониться от темы .
Закономерно, что хороший уровень обученности выпускника проявился не только в достоинствах работы по критерию «Композиция и логика рассуждения».
Автор сочинения продемонстрировал также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе.

Фрагмент №8

« На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? ».
На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы.

Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.

В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встает выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища. Позже проблема выбора встает перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их?

И снова Рыбак встает перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведенной до отчаяния требованием отказаться от отца – «врага народы», Искра с друзьями хоронит ее и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца… Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своем рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на свое место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.

Итак, подведем итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк.
Фрагмент №9

Комментарий эксперта к сочинению ( Фрагмент №9 ).

  • Сочинение в целом выстроено логично и заслуживает оценки «зачет» по критерию №3.
В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Заключительный абзац содержит вывод, соответствующий вопросу темы.
  • Вместе с тем примеры, приведенные учеником, не могут считаться полноценными аргументами для его суждений , поскольку основаны на превратном толковании смысла образов Бориса Друбецкого и Пети Ростова.
Ученик не чувствует авторской позиции , не задумывается о ней, подменяя ее собственным примитивным пониманием . Суждения ученика очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.
Фрагмент №9
« Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути
Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути? Мечтают все. Дети, как только начинают разговаривать, мыслить хотят изменить что-то, представляют свое будущее, кем они будут работать, что будут делать. С одной стороны, мечта помогает человеку избрать конкретные жизненные цели, с другой стороны, вынуждает совершать поступки, которые могут погубить его. Здесь важна та самая тонкая грань, возникающая между мечтой выполнимой и невыполнимой. Во втором случае, она уводит человека от реальной жизни.

… Приведу пример из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем показано, как мечта может вести человека по жизненному пути или погубить героя. Например, Борис Друбецкой мечтал о богатстве, влиятельности. Стоило ему лишь начать служить в штабе Кутузова, он обзавелся полезными знакомствами и уже по-другому воспринимался светским обществом. Так Борис добился влияния в определенных кругах. Он смог разбогатеть, женившись по расчету на Жюли Карагиной. Соответственно, его статус в Петербурге повысился. Таким образом, действительно, при практической деятельности и желании добиться конкретных целей, мечта ведет человека по жизненному пути.

Также в этом произведении Льва Николаевича есть пример того, как мечта погубила человека. Петя Ростов хотел всегда быть в центре событий. Он мечтал стать героем. Младший сын Ростовых участвовал в партизанской войне, не послушал командира отряда, поехал туда, где была стрельба, был убит. Очень жаль мальчика, хотевшего стать героем. Это была его мечта, она же и погубила Петю.

Действительно, все мы витаем в облаках, представляем свое будущее. Кого-то мечты приводят к новым высотам, как Бориса Друбецкого, кого-то уводят от жизни, как Илью Обломова, а кого-то губят, как Петю Ростова. Каждый человек должен осознавать тонкую грань между мечтой направляющей, помогающей и уничтожающей. Нужно стремиться к чему-то реальному и действовать, чтобы осуществить задуманное, но не стоит совершать глупые поступки, которые могут погубить. Не зря же говорят про некоторых людей, что они замечтались.
Фрагмент №10

При проверке сочинений по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения» в центре внимания эксперта должно быть соблюдение учеником требований макро-уровня, связанных с общей структурой работы, реализацией ее крупных частей, и требований микро-уровня, относящихся к умению логично развивать мысль от тезиса к тезису, аргументировать ее, соблюдать логические связи в тексте.

Для написания итогового сочинения ученик может выбрать разные жанры, и этим выбором будет обусловлено использование той или иной композиционной стратегии. Однако подавляющее большинство выпускников предпочитает сочинение-рассуждение, что во многом задано формулировками тем, нацеливающими на размышление над морально-этическими, нравственно-психологическими, мировоззренческими вопросами. Кроме того, композиция сочинения-рассуждения хорошо знакома учащимся. Анализ итоговых сочинений 2015/16 учебного года показал, что трехчастная структура рассуждения вполне освоена школьниками, в большей части работ легко вычленяются вступление, основная часть и заключение. В определенной степени учащимся помогает в этом опыт подготовки к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку и написания сочинений по литературе. Если в сочинении есть хотя бы минимальный коммуникативный замысел, то в нем присутствуют первые две части указанной триады, в сильных работах – все части: во вступлении ставится проблема, основная часть представляет собой тезисы (утверждения) и аргументы, приводимые в их доказательство, в заключении содержатся выводы, ответ на вопрос, сформулированный в начале.

Рассмотрим пример работы, удачной и интересной с точки зрения композиции.

Тема: «Мой дом – моя крепость?»

«Мой дом – моя крепость» – говорит народная мудрость. Но что подразумевается под этим? И всегда ли это так? Крепость – это надежное, защищенное место, в котором человек может укрыться от непогоды, врагов, неудач и переживаний, почувствовать себя в безопасности. Что значит для него его дом, является ли он для него крепостью?

В петербургской квартире Обломова, героя одноименного романа Гончарова, царил беспорядок; но ни сам он, ни его слуга не озаботились созданием уюта. Этот дом отражает привычки хозяина, не любящего лишних движений и усилий. Но, хотя герой и проводил в нем охотно бОльшую часть времени, по-моему, этот дом не был для него крепостью. Тем более в начале романа перед ним встает проблема переезда не по своей воле. Настоящей крепостью для Ильи Ильича был лишь тот дом, где он провел детство, в окружении всеобщей любви и заботы, где сложились его представления о сказочном изобилии, о радостях барственной праздности. С этим домом он сохранял тесную связь, только там он мог почувствовать себя совсем свободно, раскрепощенно. Этот дом снится ему, когда он ищет покоя и хочет спрятаться от тревоги (переезда и письма старосты). Этот дом он невольно хочет повторить во взрослом состоянии и находит некое ему подобие у Пшеницыной, потому что там многое происходит так, как ему нужно для покоя и отдыха.

Человек пытается обрести дом, стремится к нему. В "Тихом Доне" показана любовь Мелеховых к своему дому. Быт, налаженный матерью Петра и Григория, поддерживается их женами. Строгий взгляд на жизнь, привычка все делать своим трудом, чувство собственного достоинства восприняты сыновьями от Пантелея Прокофьевича. Традиции, вековые устои и порядок жизни, взятый у предков, придают этому дому особую прочность, надежность. С домом у героев связано представление о главных жизненных ценностях. Григорий уходит из дома на службу, на войну, уезжает из него, чтобы создать семью с Аксиньей. И все равно с радостью и душевным трепетом возвращались в итоге в свою "крепость".

Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" описывает жизнь нескольких семей, на примере которых выражается авторская позиция, отношение к идеалу домашнего очага. Одна из них – семья Ростовых. Атмосфера дома, по мнению писателя, определяет подход к жизни, мнения и судьбы героев. Дом Ростовых опирается на русские традиции: сердечность и гостеприимство. Там царит мир и согласие, искренность и доверие, уважение и взаимопонимание. Николай, Петя и Наташа чувствуют себя как в крепости, защищенными от всех бед и невзгод. Крепость в данном случае – это не защита от врагов, им не надо ни от кого защищаться, но это такое место, где можно быть искренним и не бояться этого. Они унаследовали от родителей способность к соучастию и сопереживанию, честность и чувство достоинства. Доброта и открытость Ростовых распространяется не только на членов своей семьи, но и на окружающих людей. Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, был поражен укладом семьи, естественностью и жизнерадостностью Наташи. Впечатленный, он сам заражается постепенно этим желание жить с радостью.

Я думаю, что дом – это самое важное в нашей жизни. Настоящий дом должен ощущаться человеком как его крепость. Он должен быть таким, но происходит это не всегда. Крепостью для человека дом является тогда, когда он чувствует себя в нем спокойно, беззаботно и защищенно, как Илья Ильич – в родной Обломовке. Когда в нем сосредоточено и сохранено все главное, что человек считает наиболее ценным в жизни, и это дает ему неизменную опору в любых жизненных невзгодах, как Григорию Мелехову. Дом будет крепостью только тогда, когда в нем царит любовь и взаимопонимание между близкими, и это делает сильнее душой всех членов семьи. Если дом дает нам поддержка в жизни, является верной опорой, такой дом - наша крепость.

Вступление начинается с цитирования пословицы и таким образом актуализируется констатирующая часть темы («Мой дом – моя крепость »). Затем выпускник формулирует вопросы, позволяющие вычленить заданный в теме ракурс анализа («И всегда ли это так?»), и приводит толкование слова «крепость» – ключевого слова темы. Вступление завершается формулировкой проблемы. Такое построение вступления соответствует канону и создает предпосылки для написания логичной, стройной работы.

В основной части на первом месте оказываются тексты литературных произведений, на примере которых автор сочинения рассматривает разные грани проблемы и делает свои выводы. Такой способ построения рассуждения, ориентированный на несколько (более двух) литературных примеров и свидетельствующий о начитанности выпускника, прежде всего реализует принцип текстоцентричности сочинения. Он характерен для работ мотивированных выпускников с выраженной филологической направленностью интересов.

Заключение выполняет функцию развернутого обобщения. В данном случае оно включает в себя выводы по каждому аргументу и стягивает их в единый итог – ответ обучающегося на вопрос проблемы, сформулированный в конце вступления. Заключение несколько превосходит вступление по объему, что в приведенной работе совершенно оправданно и успешно реализовано. Однако в ряде случаев заключение, требующее глубоких обобщений, может оказаться более уязвимым, чем другие части сочинения, именно с точки зрения полноты охвата материала и далеко не всегда бывает удачным даже в хороших работах.

Более типичными являются сочинения, в которых на первый план выведено собственное рассуждение ученика, подкрепляемое обращением к литературному материалу, а не вырастающее из литературных примеров, как в предыдущем примере. В таких работах гармонично сочетаются требования метапредметности и текстоцентричности сочинения. В общем виде традиционная композиционная схема может быть описана так:

· вступление – несколько обобщающих фраз по теме сочинения на основе ключевого слова, изящный поворот к существу темы (ее вопросительной части) через вопрос, цитату, апелляцию к своему эмоциональному восприятию или личному опыту; возможно также указание на современность, актуальность, всеобщую значимость темы;

· основная часть – собственное размышление выпускника по сути темы и подкрепляющий его литературный аргумент, чаще два (попутно отметим, что далеко не всегда обращение к тексту литературного произведения может быть признано аргументом, даже если оно расположено в тексте работы в соответствии с требованиями композиции);

· заключение обычно бывает немногословным и по смыслу перекликается с темой сочинения и вступлением, обобщает сказанное в основной части.

Применение этой схемы на практике приводит к разным результатам.

С одной стороны, в соответствии с ней построены многие работы, свидетельствующие об умении ученика самостоятельно мыслить и аргументировать свои суждения. Опишем одну из таких работ и приведем наиболее показательные цитаты из нее.

Рассуждение — это тип речи, в котором указываются причины или следствия того или иного явления, положения.

Цель рассуждений — доказать истинность какого — либо положения (тезиса).

Основой рассуждения являются причинно-следственные отношения, доказательства.

В рассуждении выделяются тезисы и доказательства (аргументы).

Между тезисами и аргументами (доказательствами) устанавливаются и грамматические связи. Важно, чтобы в процессе доказательства выдвинутого тезиса аргументация соответствовала именно этому тезису, а не какому-либо другому.
Для грамматической связи часто используются

вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец и т.д. В текстах-рассуждениях используются союзы: хотя, несмотря на, потому что, итак, так как и т.д.

Композиция и виды доказательств в рассуждении

  1. Зачин — сообщаются предварительные сведения о предмете;
  2. Основная часть: а) формулировка основного тезиса, б) разделение (при необходимости выделение частей рассуждения или подтезисов, в) изложение — последовательное доказательство тезиса (тезисов),
  3. Концовка (заключение) — вывод.

Виды доказательств

1) дедуктивные — от тезиса к доказательствам,

2) индуктивные — от примеров к тезису.

«Нет человека, который не любил бы родину»,

«Возможность однозначного толкования композиции в свое время прокомментировал Ю. Тынянов. «Беру на себя смелость утверждать, — писал он в работе «проблемы стихотворного языка», — что слово «композиция» в 9/10 случаев покрывает отношение к форме как статической» – Л.Кайда,

в) указание причин верности выдвинутого тезиса :

«Осень наступает в сентябре. Потому что именно тогда желтеют и начинают опадать листья».

г) приведение аналогии или сравнения:

«Сразу перестроить нашу экономику на рыночные отношения невозможно. Это все равно, что перейти с правостороннего движения на левостороннее».

4) косвенные — это доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса

«Терпимое отношение к человеку делает наши отношения с ним лучше. Допустим, что это не так. Тогда — чем больше мы будем делать человеку замечаний, чем больше поучать его и т.д., тем лучше будут наши отношения. Но это невозможно. Значит, верен наш первый тезис».

Наша презентация о рассуждении:

Нужно сказать, что чистые типы речи ( , рассуждение) встречаются не столь часто, обычно тексты представляют собой соединение всех типов речи; соединение это не механическое; переходы от одного типа текста к другому подчас определить очень сложно.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь