Презентация история создания поэмы мцыри. Презентация к уроку по поэме " Мцыри" презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему


История создания поэмы

Сосланный весной 1837 года на Кавказ, М.Ю.Лермонтов проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ Мцхеты (Грузия) существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал, как ещё ребенком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в этот монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со своей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую

жизнь и стал монахом.


М.Ю.Лермонтов, взяв за основу эту историю, изменил сюжет.


Смысл заглавия

  • Есть ли у героя имя?
  • Каково значение слова «мцыри»?

Мцыри – на грузинском языке

означает «неслужащий монах»,

нечто вроде «послушника».

А в более широком смысле:

пришелец, чужеземец,

одинокий человек, не

имеющий родных, близких.


Из каких событий складывается сюжет?

  • (Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).

Композиция поэмы


  • Родной дом, отчизна, свобода, борьба – это главное для Мцыри
  • Именно этого не хватало Лермонтову в современной ему действительности,и поэтому он обращается к направлению романтизм.

  • Какие признаки романтического произведения можно найти в поэме?
  • исключительный герой
  • исключительные обстоятельства
  • романтический пейзаж
  • форма исповеди
  • идея свободы
  • символические образы

  • В ней и героика борьбы, «упоение боем», в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ. И с уважением говорит Мцыри о своём достойном противнике: « Но с торжествующим врагом / Он встретил смерть лицом к лицу, / Как в битве следует бойцу!..»
  • Барс был необходим как достойный противник юноше, наделенному «могучим духом», чтобы показать отвагу Мцыри.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»

  • Что для Мцыри значит жить?
  • Что увидел, что познал герой, оказавшись в мире природы?

Он понял, что человек рожден быть свободным, чтобы наслаждаться красотой природы, чтобы любить, ...

  • Был ли счастлив герой?

Несмотря на все опасности трехдневного путешествия, несмотря на недостаток пищи, жажду, битву с барсом, Мцыри, пусть недолго, но был счастлив.


Язык поэмы (поэтика)

Какие языковые средства выразительности вы нашли в поэме?


  • Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»).

«Мцыри» - это произведение о…

об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве.




Образ Мцыри

«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от спокойствия, любви, превозмогает страдания голода - герой пытается «пройти в родимую страну».

Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но Мцыри не предстаёт слабым и беззащитным, а, наоборот, гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание.


3. Определите жанр произведения.

а) баллада;

б) элегия;

в) поэма-исповедь;

г) притча

4. Выделите черты романтизма в поэме.

а) бурная неистовая природа;

б) гибель героя;

в) герой одинок и не понят миром;

г) введение сна героя в сюжет поэмы;

д) мотив борьбы, мятежа

5. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

а) анапест;

б) дактиль;

в) амфибрахий;


Тест

  • Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из

а) древнерусских летописей;

б) Библии;

г) стихотворения Горация

2. В чем заключается смысл эпиграфа?

а) восстание против судьбы, против Бога;

б) раскаяние, смирение;

в) защита права человека на свободу


6. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным?

а) побег из монастыря;

б) встреча с грузинкой;

в) бой с барсом;

г) гибель Мцыри

7. В исповеди Мцыри звучит

а) негодование;

б) смирение, покаяние;

в) утверждение своей правоты;

г) отказ от бесплодной борьбы

8. В чём заключается основная идея произведения?

а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;

б) тоска по воле;

в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;

г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.




  • http://m.kalitva.ru/2007/09/page/11/
  • http://900igr.net/kartinki/literatura/Lermontov-Mtsyri/022-V
  • http://fotki.yandex.ru/users/abyta/view/149428/?page=0
  • www.lermantovpoeziya.info
  • http://www.xrest.ru/original/233745/

Цель: продолжить знакомство с произведением М.Ю. Лермонтова “Мцыри”.

Задачи:

  • Обучающая : сформировать представление о романтизме как о литературном направлении, выявить основные особенности направления.
  • Развивающая : развивать логическое мышление обучающихся, умение анализировать информацию, составлять сводную таблицу. Показать красоту и атмосферу Кавказа.
  • Воспитательная: способствовать развитию коллектива и умения работать в нём, воспитывать внимательное отношение к слову, вкус к поэтическому слову.

Тип урока: комбинированный

Методические приёмы:

Учитель: Создание презентации и подбор материала к комментариям

Ученики: готовят дома выразительное чтение, формируют группы для работы на уроке.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, учебник по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, раздаточный материал.

Время реализации занятия - 45 минут

Вид медиапродукта : наглядная презентация учебного материала

Целесообразность использования медиапродукта:

  • Недостаточное количество информационного и иллюстративного материала в существующих учебно-методических пособиях по данной теме
  • Повышение эффективности усвоения учебного материала
  • Развитие наглядно-образного мышления
  • Помощь в достижении развивающих задач урока.

Ход урока

I. Oргмомент.

II. Погружение в тему.

1. Работа над понятием романтизм

2. составление опорной таблицы.

III. Основная часть.

1. Лермонтов и Кавказ

2. Работа по группам 1-2

3. Подбор ассоциаций к картинам

4. Работа по группам 1-4

IV. Подведение итогов. Просмотр Презентации. И составление кластера.

V. Домашнее задание. Выставление оценок.

1. Организационный момент.

Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока “Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри”. Сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя новое.

2. Погружение в тему.

  • Учитель : Вспомните и назовите основные течения в литературе конца XVIII - начала XIX веков? Слайд 2
  • Кого из представителей сентиментализма вы можете назвать? Какое произведение он написал? Слайд 3
  • Какие основные черты сентиментализма вы можете вспомнить.?
  • Кого из представителей романтизма вы можете вспомнить? Слайд 4
  • Отметьте черты, которые, по вашему мнению, будут характерны для романтизма?
  • (работа с раздаточным материалом) слайд 5-7 Приложение №1
  • Приоритет личной жизни, интерес к простому человеку.
  • Субъективность повествования.
  • Герой - второе “Я” писателя.
  • Культ чувства.
  • Культ личности.
  • Столкновение исключительной личности и государства.
  • Внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроение героев; неоднозначность характера.
  • Герой-мечтатель, живущий в выдуманном мире или герой-бунтарь, призывающий к активной борьбе “за угнетённую свободу человека”.
  • Субъективное повествование, неоднозначная авторская позиция.
  • Повесть, дневник, письма.
  • Показать несовершенство окружающего мира и идеальность созданного мира, к которому надо стремиться.
  • Сострадать, пробуждать лучшие чувства.
  • Поэма, баллада, элегия, роман, повесть

Составление таблицы. Слайд 8

III. Основная часть.

Учитель: и так тема нашего урока. Мцыри- романтический герой. Мы должны посмотреть на образ Мцыри через призму романтизма и найти черты характера, приёмы создания образа, которые нам позволят сказать: “Да перед нами романтический герой!” слайд 9-10

Где происходит действие в поэме “Мцыри”? слайд 11

Рассмотрите картины, написанные М.Ю. Лермотовым слайды 12-15

Как вы думаете, чем Кавказ привлекал поэта? Почему Лермонтов так любил этот край? слайд 16

РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-2

Слайд 17-19

Задание для групп

МЦЫРИ - в переводе с грузинского языка значит послушник в монастыре, пришелец, чужеземец, чужак.

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?

2 группа:

Восстановите сюжет:

  1. Русский генерал привёз пленного ребёнка.
  2. Жизнь мальчика в монастыре.
  3. Бегство из монастыря.
  4. Три дня полных жизни.
  5. Возвращение в монастырь
  6. Исповедь героя.
  7. Смерть героя.

Гимнастика для глаз

1. Поморгать глазами

2. Вытянуть правую руку перед собой. Зафиксировать взгляд нона ногте среднего пальца. Медленно приближайте кисть к носу и так же медленно приведите её в исходное положение. Повторите 5 раз

3. Мысленно скажите спасибо своим глазам.

Подберите два противоположных понятия, которые бы охарактеризовали жизнь героя и его стремления? слайд 20

РАБОТА ПО ГРУППАМ 1-4 и раздаточным материалом Приложение №3

Вопросы к тексту:

  1. Вспомните, какие события произошли с Мцыри на воле?
  2. Найдите и зачитайте описание природы Кавказа, которую мы видим глазами Мцыри.
  3. Как это его характеризует?
  1. Какие чувства охватывают Мцыри при виде кавказкой природы?
  2. Какие воспоминания о Родине (гл.7) приходят к нему?
  3. Почему герой стремится на Родину?
  1. Что услышал Мцыри, когда наклонился испить горной воды?
  2. Найдите описание грузинской девушки.
  3. Какие чувства испытал герой при встрече с грузинкой?
  4. К какому выводу он приходит?
  1. Найдите описание встречи с барсом.
  2. Почему, встретившись с барсом, безоружный герой вступает в схватку с ним?
  3. Какие качества характера Мцыри проявляются в этом эпизоде?

Слайд 21-22

IV. Подведение итогов.

Просмотр Презентации. И составление кластера.

Слайд 23-35

V.Домашнее задание.

Выставление оценок. Слайд 36

М. Ю. Лермонтов 1814 – 1841 Учитель Ходырева О.Б.

Поэма «Мцыри» Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог Я променял бы, если б мог. Лермонтов «Мцыри»

« Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью » (В.Г. Белин ский)

В грузинском языке слово « мцыри » (груз. მწირი) имеет двойное значение: в первом - «послушник», « неслужащий монах», а во втором - «пришелец», «чужеземец», прибывший добровольно или привезённый насильственно из чужих краев, одинокий человек, не имеющий родственников, близких.

Поэма «Мцыри» (1839 год) История создания В 1830 – 1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет. – С детства он в монастыре… Страстная душа томится. Идеалы…» Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю его жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре. Этот рассказ старого монаха-горца напомнил поэту о прежнем замысле и дал ему реальную, взятую из жизни сюжетную основу. Определилось и место действия: Кавказ, окрестности Мцхета, монастырь при слиянии Куры и Арагвы.

Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.

Тема и идея поэмы «Мцыри» Тема поэмы – изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит также темы человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия. Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель – обрести родину и свободу. Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.

Композиция поэмы «Мцыри» Вступление Краткий рассказ автора о жизни Мцыри Исповедь героя

Жизнь М цыри в монастыре Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь - символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре - означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество. Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

Почему Мцыри убежал из монастыря? Не мог примириться с жизнью среди чужих людей, вдали от родины, от своего народа. «Он знал одной лишь думы власть» – вернуться в родной аул. Не только тоска по родной земле томила его сердце. Мечты юноши были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого: Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

3. Также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремился также «узнать, прекрасна ли земля».

Что особенно поразило Мцыри на воле? Красота природы. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляет е го.

Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял… Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курился, как алтари, Их выси в небе голубом, И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег - Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему. Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил И стало в памяти моей Прошедшее ясней, яс ней...

Встреча с кем заставляет волноваться, трепетать сердце Мцыри? (13 глава) Почему Мцыри не выходит навстречу грузинке, не заходит к ней в саклю, чтобы утолить голод? (Он преследует одну цель – вернуться на родину. … Я цель одну – Пройти в родимую страну, Имел в душе – и превозмог Страданья голода, как мог.

Кульминацией поэмы является битва Мцыри с барсом. Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный как стон Раздался вдруг... и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил... Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек... Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой!

качества характера, проявляемые Мцыри во время битвы с барсом? Мужество, волю к победе, презрение к опасности, уважение к достойному противнику

Три дня на воле – это дни настоящей жизни Мцыри, жизни в борьбе, насыщенной, яркой. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи.

Почему Мцыри не удалось достигнуть своей цели – найти родину, свой народ? (Слаб физически, «на мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи) Раскаялся ли Мцыри в побеге? (Нет. Он умирает непреклонным. Дух его не сломлен)

Что утверждает Мцыри «Чудесный мир тревог и битв… где люди вольны, как орлы». «Отчизну, дом, друзей, родных…» Краткая, но живая дружба бурного сердца и грозы, полнота, радость жизни. Что отрицает Мцыри 1.Кельи душные и молитвы 2. Землю чужую и рабство в ней 3.Страх монахов перед стихией, их самоограничение и аскетизм.

Образ М цыри воспринимается как обобщённый образ узника, томящегося в неволе, но бросающего ей гордый вызов. В поэме прославляется борьба за духовную свободу, как бы трагично она не закончилась.

Выразительные средства поэмы «Мцыри» Эпитеты (« пышные поля», « свежею толпой», «объятья каменны е», « тайный ночлег», « б урное сердце»), « упрямая груда камней»); метафоры (« венцом дерев», при встрече с барсом сердце Мцыри «зажглось жаждой борьбы», Мцыри даёт себе клятву: свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди … родной»); олицетворени я («думы скал»); с равнения («деревья, как братья в пляске круговой» ; «в снегах, горящих, как алмаз» ; «горные хребты, причудливые, как мечты» ; « курилися, как алтари, их выси»; «облака, как будто белый караван залётных птиц»); аллитераци я («г р уды, го р ные х р ебты, ку р илися, как алта р и» (« р »).

Источники 1 . ru . wikipedia . org. images. y andex . r u С.М. Флоринская «Русская литература» Москва 1955 Учебник – хрестоматия для 8-го класса. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение » 2008

Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова

Боброва Наталия Константиновна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «ТШИ», п.Тазовский

Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления: - противоречием между идеалом и действительностью; - символическим сюжетом и образами. М.Ю.Лермонтов создал в поэме яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам.

Это характер исключительный по глубине и тщательности

психологической проработки.

Образ самого Мцыри наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистическими. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть его внутренний мир. Долгие годы Мцыри рос в монастыре, осознавая, что обязан монахам жизнью. Внешне он уже смирился с неволей и готовился принять монашеский обет, но в душе всё теплился огонёк прошлой, забытой жизни. Монастырь – тюрьма, в которую заключен Мцыри. Он хочет убежать, убежать как можно дальше, туда, где он надеется обрести самое главное – свободу, родину, семью.

Решившись на побег, герой поэмы бросает вызов судьбе.

Он полон решимости узнать, для чего был рождён: для тихой, размеренной жизни монаха или для полной волнений жизни горца:

Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родились мы…

Оказавшись за стенами монастыря, Мцыри словно впервые видит мир. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, замечает каждую мелочь, частичку «живой» природы, вслушивается в многоголосое разнообразие звуков: Я видел горные хребты,Причудливые, как мечты,Когда в час утренней зариКурилися, как алтари,Их выси в небе голубом… Мцыри завораживает и ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля», «холмы, покрытые венцом дерев», «золотой песок». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родине, которой он был лишён ещё ребенком: Мне тайный голос говорил,Что некогда и я там жил,И стало в памяти моейПрошедшее ясней, ясней… Только сейчас, оставшись наедине с природой, Мцыри смог ощутить себя счастливым. Только сейчас сердце юноши тронуло прекрасное, светлое чувство: …И ближе, ближе всё звучал Грузинки голос молодой, Так безыскусственно живой, Так сладко вольный, будто он Лишь звуки сладостных имён Произносить был приучён… Кульминацией романтической поэмы является схватка Мцыри с барсом. Этот бой - момент наивысшего подъёма сил и духа героя. Именно здесь Мцыри понимает, в чём истинное его предназначение:…Да, рука судьбы Меня вела иным путём… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. Герой поэмы М.Ю.Лермонтова гибнет, но он не сломлен. Последние его мысли – о жизни, родине, свободе.Гибель юноши и автор, и читатель воспринимают как победу над действитель- ностью: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри – соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине. Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Герой прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным против- ником, и дух его непоко- лебим, как дух самой природы. Для создания образа героя М.Ю.Лермонтов использует разнообразные средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворение, риторические вопросы, восклицания и др . Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.

  • как серна гор, пуглив и дик, и слаб и гибок, как тростник;
  • горные хребты причудливые, как мечты;
  • в снегах, горящих, как алмаз;
  • сплетясь, как пара змей;
  • я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей;
  • я был чужой для них навек, как зверь степной.
Сравнения подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник), отражают мечтательность натуры (горные хребты причудливые, как мечты; в снегах, горящих, как алмаз), показывают как слияние героя с природой (сплетясь, как пара змей) , так и отчужденность от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной). Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.
  • пламенная страсть,
  • блаженные дни,
  • пылающая грудь,
  • бурное сердце,
  • могучий дух
  • снегах горящих,
  • сонные цветы,
  • сакли дружною четой.
Эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, внутренний порыв (пламенная страсть, блаженные дни, пылающая грудь, бурное сердце, могучий дух), поэтическое восприятие мира (снегах горящих, сонные цветы, сакли дружною четой). Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.
  • бой закипел;
  • судьба смеялась надо мной;
  • я тайный замысел ласкал;
  • надежд обманутых укор.
Метафоры передают напряженность переживаний, эмоциональное восприятие окружающего мира (бой закипел; судьба смеялась надо мной; я тайный замысел ласкал; надежд обманутых укор). Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.
  • там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, две сестры, струи Арагвы и Куры;
  • и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…
С помощью олицетворений передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней (там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…) В.Г.Белинский о поэме «Мцыри»:
  • «Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвет у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму».
  • «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью...