Орнамент и узоры растительные цветные. Растительный орнамент

Растительный орнамент, расцвет которого наблюдался в якутском народном искусстве ХIХ в., не имеет аналогий среди исконно сибирских орнаментальных культур. Присутствие в орнаментике якутов растительных и цветочных мотивов отличает ее также от орнаментальных культур народов Севера и более южных соседей, принадлежащих к монголоязычной этнической группе. В растительном орнаменте якутов наиболее ярко выразилась его тюркоязычная природа, т.е. поэтическое восприятие мира на основе одухотворения растительных природных сил, почитания духов трав, деревьев, растений, что соответствует традиционным верованиям и фольклорным представлениям. Растительный орнамент наиболее выражен в якутских серебряных вещах: браслетах, поясах, декоративном решении передних лук седел. Он представлен различными модификациями вьющегося стебля с отходящими от него отростками, листьями, цветами, а также мотивом процветшей лиры и розетками с растительным заполнением.

Одной из особенностей якутского растительного орнамента является отсутствие мотива трав и плодов. Подчеркнутость идеи роста и цветения, а не плодоношения, связана, очевидно, с местными природными условиями: стремительным ростом растительности во время белых ночей и отсутствием традиций плодового садоводства на вечной мерзлоте. Идея плодоношения получила воплощение в геометризованных формах орнамента со скотоводческой семантикой, в отличие от славянского орнамента, где она выражена в растительных формах, связанных с традициями земледельческих культур. Другая особенность якутского растительного орнамента заключается в отсутствии коврового принципа построения композиции, столь характерного для растительной орнаментики народов Кавказа и Средней Азии. Якутский орнамент не знает мотива плетения, он никогда не сливается с фоном, размещение его на предмете всегда связано с формой и конструкцией вещи. Растительному орнаменту якутов также чужда символика цвета, характерная для народного искусства монголоязычных народов. Вместе с тем ряд растительно-цветочных мотивов у якутов стилистически близок к растительному орнаменту народного искусства Кавказа, Средней Азии, Древней Руси, своими корнями уходящего в искусство Малой Азии. Центральным мотивом этой группы орнаментов является процветшая лира, связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов мы связываем с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. Последняя обитает в священном дереве Аал-Лук-Мас (древе жизни), которое является источником изобилия; дети ее - бесчисленные духи деревьев и трав. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. Изображение цветов в орнаменте отличается профильным характером. Мотив елочки и трилистника, возможно, местного происхождения; он отмечен в вышивке других народов Сибири, в частности, эвенков, у которых связан с местной флорой. Мотив лотоса восходит к древнеегипетской орнаментальной культуре. В русском цветочном орнаменте он не встречается. Мотив тюльпана, возможно, отражает связи с Персией, Ираном через Среднюю Азию. Пышный цветок, соотносимый некоторыми исследователями со средиземноморским ареалом культуры, присущ и древнерусскому, и кавказскому искусству. Возможно, это модификация сардааны - любимого в Центральной Якутии цветка из семейства лилейных.

Для якутских серебряных вещей характерен мотив изогнутого стебля с отходящими от него отростками, листьями, цветами. Композиционно и стилистически этот мотив близок к дагестанскому растительному орнаменту стилей тутта (веточка, дерево) и мархарай (спиралевидные стебли, заросли) . Однако дагестанский растительный орнамент отражал круг мусульманских представлений и нередко сочетался с причудливой вязью религиозных текстов. В якутском орнаменте отсутствуют мотив переплетения стеблей, мотив птиц, как части орнаментальной композиции. Профильное изображение цветка в дагестанской орнаментике отличается прихотливо вытянутой сердцевиной, иногда закручивающейся в завиток. Якутская орнаментика более свободна и конструктивна. Даже в пышных растительных композициях сохраняется логическая иерархия элементов орнамента, нередко присутствуют простые геометрические мотивы, выполняющие четкую конструктивную функцию.

В целом якутский растительно-цветочный орнамент отражает восточный вкус, проявляющийся в отборе и комбинациях растительных узоров, что позволяет сделать вывод о «восточном» стиле этой группы орнаментов. Образный строй растительной орнаментики связан с представлениями якутов о цветущей земле, древних богинях периода матриархата, персонифицированных в якутской мифологии.

Лировидный узор

Центральным мотивом растительной группы орнаментов является процветшая лира (рис.6), связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов мы связываем с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. О семантике лировидного мотива -- «кесюр ойуу» -- существуют различные версии. Лировидная форма является и символическим образом пробивающегося из земли растения. Лировидный мотив распространен в орнаментике многих народов. Его рассматривают как мировое древо -- древо жизни, древо плодородия, древо восхождения Он имеет апотропеис-тическую и благопожелательную функции. Лировидный мотив также связан с космологическим воззрением якутов, является символом роста, развития, стремления к свету, к высшим божествам Айыы. Средний главный лировидный мотив называют «ийэ кэ?уэр», устремившиеся от него в разные стороны ветви -- «о?о кэ?уэр», они являются, одновременно символом зарождения новой жизни, плодородия, богатства.

Рис.6 Лировидный мотив

Лировидный мотив в орнаментальном искусстве символизирует благословение на развитие и процветание в Срединном мире, поэтому обязательной традицией в вышивке этого орнамента является его симметричность и вертикальное расположение. По орнаментальным канонам якутских мастериц только распустившиеся из основного мотива побеги могли устремиться на все четыре стороны. Но иногда перевернутый лировидный мотив в обуви выступает как символ предупреждения об опасности. Видимо, таким образом мастерицы через вышивку обуви ограждали себя от демонов и злых духов Нижнего мира.

Основу стреловидного орнамента, называемого «айа ырбата», составляют дуги и отходящие вверх от дуг стреловидные фигуры, используемые в орнаментальном искусстве якутов в основном как оберегающий, предупреждающий знак. Значение названия узора указывает на то, что, возможно, он носит магико-охранную функцию. Это подчеркивается и расположением мотива орнамента -- по краям одежды, предметов быта. Возможно, таким образом человек старался ограждать себя от влияния различных злых духов.

Сердцевидный узор

Сердцевидный узор (рис.7) традиционно используется всегда в декоре нарядных рукавиц, набедренников, чепраков, кычымов. Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. Он не похож на распространенный в якутском шитье лировидный мотив. Средний, основной, мотив имеет форму распространенного мотива сердечка. По вертикальной оси орнамента располагаются три мотива деревца, они не соединяются, как обычно бывает в лировидном мотиве, одним стволом. Рисунки мотивов верхнего, устремленного вверх, среднего, который вписан в сердцевину, и нижнего мотива являются мотивами распространенного мотива деревца -- трилистника, гоггилистника или семилистника.

Рис.7 Сердцевидный узор

Нижнее деревце, обычно уходит верхушкой вниз. Очевидно, эти мотивы определяют трихономическое деление Вселенной на небо (место обитания богов), средний мир, обитаемый людьми-айыы, и подземный демонический мир, где живет большая часть демонов - абаасы. Таким образом, данная композиция орнамента четко показывает воображаемый мир предков: космическое пространство в разных измерениях -- вертикали соответствуют верхушки, стволы и корни деревьев, а горизонтальным направлениям -- ветвистые линии, отходящие от сердцевины орнамента.

Данный узор обычно вышивается распространенным типом вышивки «таналайдыы анньыы»

Многие культурологические концепции базируются на вещных проявлениях народного сознания: предметах быта, одежде, манере строительства жилищ и так далее. Совершенно очевидно, что данные явления изучаются учеными максимально пристально, начиная от внешних проявлений, заканчивая заложенным в них сакральным смыслом.

Особенный интерес в этом отношении вызывают орнаменты, поскольку они одновременно идентифицируют определенную культуру или народность, и в то же время являются общими для совершенно разных, порой диаметрально противоположных культур.

Виды орнаментов

На данном этапе развития культурологии принято различать четыре основных типа этих украшающих элементов. Одним из самых распространенных считается геометрический узор, которому свойственно обилие четких линий, точек и геометрических фигур.

Следующим по популярности следует растительный орнамент, в основе которого лежит изображение различных листьев или же цветов, расположенных в определенном порядке и конкретных формах. Этот тип украшения одежды и предметов быта очень характерен для нашей славянской культуры.

Примерно такое же распространение, как и растительный орнамент, получил зооморфный. В некотором смысле они даже близки друг другу, поскольку элементы флоры часто встречаются в такого рода изображениях. Тем не менее, основной акцент ставится в данном случае именно на животных (причем как реально существующих, так и выдуманных).

Наконец, культурологами выделяется так называемый антропоморфный тип орнамента, в основе концепции которого стоит человек.

В данной же статье мы определим, что такое растительный орнамент, для каких культур он характерен и что символизирует.

Исторические корни

В целом, изображение элементов флоры свойственно практически всем культурам, поскольку эта традиция напрямую связана с концепцией мирового древа.

Этот культ считается одним из древнейших и самых распространенных. Для славян в эпоху язычества он занимал одно из главенствующих мест, будучи основой миропонимания в целом.

Культура Египта

Свойствен был растительный орнамент и культуре Древнего Египта. Некоторые исследователи даже утверждают, что именно эту часть Земного шара и культуру можно называть родиной флористического узора, из-за чрезвычайно благоприятных природных условий.

Египтяне изображали в основном лотос и тростник, которые были наиболее распространены и почитались в качестве священных растений.

Искусство Востока

Не меньшей популярностью пользовался растительный орнамент у шумеров и ассирийцев. Чаще всего эти народы изображали ромашки и маргаритки, олицетворявшие, с их точки зрения, солнце. Так же часто можно было встретить изображение шишек, гранатов, пальм и колосьев.

Персидская традиция

Если в предыдущих случаях изображение было достаточно схематичным, то в данном случае наблюдается куда большая тяга к натуралистическому изображению. Растительный орнамент персидского декора чаще всего включал в себя гвоздики, анемонов и нарциссов.

Древняя Греция

Естественно, нельзя не сказать о том, что очень часто использовались подобные элементы в эллинской культуре. Наряду с геометрическими фигурами существовали и растительные орнаменты и узоры, изображавшие пальмовые, лавровые ветви, виноградные лозы и даже водоросли, что напрямую связано с территориальной расположенностью Греции.

Славянская культура

Как уже говорилось ранее, наша культура также совершенно не чужда использованию такого рода элементов. Растительные орнаменты и узоры наиболее прочно осели в украинской культуре, однако до этого активно использовались всеми славянами.

Чаще всего изображались такие растения, как хмель, мак, пшеничные колосья, барвинок, дубовые, виноградные листья, калина. Как правило, данные элементы изображались красным цветом на белом фоне.

Тайный смысл

Совершенно очевидно, что растительные элементы орнамента никогда не изображались в качестве простого украшения. Испокон веков изображение той или иной фигуры или явления имело скрытый сакральный смысл. Калина на одежде и предметах быта, к примеру, символизировала не только космическую гармонию, но и благоденствие, здоровье и прочность рода.

Дубовые листья, вышитые на мужских сорочках и полотенцах, должны были приносить их обладателям силу и мужество.

Виноградные листья и грозди означали прочность и счастье семьи, здоровое потомство и всяческие блага, связанные с семейным очагом. Маки же должны были защитить владельца от зла в любых его проявлениях.

Полосы орнамента

Как известно, существуют два основных способа изображения символических элементов - в виде одной линии (части узора следуют одна за другой) и круговой.

Растительный орнамент в полосе представляет собой постоянное повторение и чередование различных элементов. Пшеничные колосья, к примеру, могут чередоваться с хмелем. Такого рода расположение чаще всего использовалось именно в одежде, поскольку имело своего рода защитную функцию. Как правило, узоры такого типа были размещены на манжетах, поясах, у ворота и на юбках. Опоясывание растительными элементами имело для народа чрезвычайно важное значение, которое во многом сохранилось и до сих пор.

Также линейное изображение применялось в декорировании домов - часто растительные элементы можно встретить по периметру дверей, на ставнях домов, столах и других предметах интерьера.

Круговое изображение

Наряду с вышеописанным способом нанесения и размещения существовал и другой. Орнамент в круге, растительный или другой, чаще использовался в декорировании посуды и украшений, хотя по смыслу и не отличался от узоров, выполненных полосой.

Круговое изображение тех или иных элементов также символизировало цикличность, повторяемость и бесконечность жизни.

§1. Возникновения орнамента. Основные понятия.

Орнамент очень древний вид ДПИ. Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Орнамент - это музыка. Ряды его линий похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием.

Орнамент - часть нашей духовной жизни, выражающий по­требность человека к красоте. Выразив в своих ритмах эмоциональное отношение к жизни, орнаментальное искусство способно стать своеобразным отпечатком психологического склада людей определен­ной эпохи, нации, социального слоя. Каждая народность сохраняла в орнаменте самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастера создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями.

Основные понятия:

· Орнамент (узор) – последователь ное повторение отдельных изобразительных мотивов или их группы.

· Раппорт – повторение части орнамента (группы элементов) без всякого изменения линейных размеров и форм.

· Орнамент может быть раппортным и безраппортным .

Орнамент, являясь одним из самых древних видов ДПИ, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Изучая орнамент любого из народов, можно глубже узнать его историю, традиции, мировоззрение.

Основные средства выразительности орнамента:

  • Ритм –ритмичное чередование подобных или контрастных элементов.
  • Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
  • Очень важную роль во всех видах творчества играет - колорит гармоническое сочетание цветов и их оттенков.

Классификация орнаментов.

Тип орнамента – классификация орнаментов по особенностям конструкции (полоса, розетка, сетчатый);

Тип орнамента – полоса. Орнамент, располагающийся вертикально, горизонтально или по окружности в виде полосы, ленты. Орнамент в полосе ещё называют: ленточным, гирляндой, фризом.

Тип орнамента – розетка. Розетка (от слова «роза» - центрально симметричный или зеркально симметричный орнамент.

Тип орнамента – сетчатый. Раппортом сетчатого орнамента может быть как полоса, так и розетка, многократно повторяясь они заполняют собой плоскость полностью, как будто затягивают сеткой.

Вид орнамента : классификация орнаментов по особенности изобразительных мотивов (геометрический. Растительный…).

Геометрический орнамент. В основе геометрического орнамента лежат такие изобразительные мотивы как геометрические фигуры и тела (линии, зиг-заги, точки, квадраты, круги, звёзды …).

Растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат изобразительные мотивы флористической тематики (цветы, листья, побеги, бутоны, деревья и т.п.).

Зооморфный орнамент. «Зоо» - животное, «морф» - форма. В основе зооморфного орнамента лежат изобразительные мотивы из царства фауны (животные, птицы, насекомые, фантастические зверосущества и т.п.).

Антропоморфный (человекообразный) орнамент. «Антропос» - человек, «морф» - форма. В основе антропоморфного орнамента лежат изображения фигур людей, человекообразных богов, ангелов, маски.

Шрифтовой (каллиграфический) орнамент. В основе шрифтового орнамента лежат изобразительные мотивы, связанные с буквами, шрифтами, каллиграфией – русская и арабская вязь, буквицы, инициалы, иероглифы и т.п.

Геральдический (символический) орнамент.

В основе геральдического орнамента лежат мотивы, связанные с изображением гербов, эмблем, знаков, символов.

Знак (в искусстве, дизайне) - изобразительная часть логотипа, как правило, включающего также название (письменную - буквенную или иероглифическую - часть, часто также художественно оформленную) маркируемого товара, услуги, организации, мероприятия или персоны.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Знак

Символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Символ

Герб (польск. herb от нем. Erbe - наследство) - эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб

Плетёный орнамент или «плетёнка».

В основе плетёного орнамента (плетёнки) всегда присутствуют изобразительные мотивы плетения, не зависимо от того какие элементы участвуют в орнаменте (растительные, зооморфные и т.п.).

Практическая работа №1:

ПЛЕТЕНЫЙ ОРНАМЕНТ (с элементами зооморфного и антропоморфного) - «тератологический стиль.

Историческая информация (ознакомиться):

Плетёный орнамент в русских книгах появился с появлением книг из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота. В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей. Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

Методические указания:

  • Сделайте копию тератологического орнамента, выбрав образец по своему желанию (интернет, книги, альбомы, карточки).
  • Размер листа А4, габаритные размеры орнамента не более 150х220мм.
  • Техника – ахроматическая графика.
Растительный орнамент - особый вид декора, выполняемый с использованием одного и того же, повторяющегося многократно растительного мотива (пучка листьев, виноградной грозди, цветка и т.д.). Применяется как украшение предметов быта, архитектурных сооружений, оружия, орудий труда и т.д. на протяжении тысячелетий. Данный вид орнамента является вторым по распространенности после геометрического.

Растительный орнамент в разные исторические периоды

Появление этого вида декора связано, прежде всего, с переходом человечества от скотоводства к земледелию и соответственно с появлением аграрной магии. К примеру, археологами обнаружены статуэтки трипольского периода (IV – III в до н. э) культового назначения, украшенные ростками и засеянным зерном. В скульптурах посредством орнамента выражена простая формула успеха земледельческих работ – «зерно + земля + дождь = урожай».

В ранний период развития растительного орнамента он всегда комбинировался с геометрическим. Наиболее распространенная в то время фигура – ромб – делилась на части, в каждой из которых изображался росток. На некоторых трипольских статуэтках можно видеть четко просматриваемые листья, колоски и другие культурные растения. Если сравнить мотивы трипольских орнаментов и европейского канонического текстиля, можно заметить целую группу сходных признаков. Тема пахотного поля и ростка широко развита в орнаменте всех земледельческих культур мира. Например, вышивки, выполненные на русских тканях, очень часто содержат изображения ростка между вертикальными прямыми или волнообразными линиями. Таким образом, соединяется нео-энеолитический мотив дождя-воды с силой растущего колоса.

При переходе от бронзового к железному веку в орнаменте начинает прослеживаться тема борозды. Во многие композиции включаются изображения зверей, охраняющих растения. По мере совершенствования изобразительных навыков мастеров, элементы, используемые в орнаментах, становятся все более детализированными и узнаваемыми. В качестве примера можно привести текстиль, датируемый VI – V вв до н. э, найденный в захоронениях горного Алтая. Эти ткани украшены различными цветами, лотосами, цветущими деревьями.

Примеров сложных растительных орнаментов, выполненных мастерами античности, также существует масса.

В Древней Греции очень часто используются так называемые пальметки – веерообразные пальмовые листья.
В Древнем Египте мотивами орнаментов обычно становятся лотосы и другие цветы.
В Иране и Индии мастерами часто выполняются узоры, содержащие сложные в исполнении растительные мотивы.

Подобные орнаменты используются для украшения зданий, одежды и посуды и в I в. н. э. и позднее, во времена Средневековья. В эпоху Возрождения великими художниками Сандро Боттичелли, Пизанелло, Джакомо Беллини в растительный орнамент была внесена значительно усовершенствующая его трехмерность. В XVII-XVIII и XIX вв. на искусство создания узоров огромное влияние оказали работы орнаменталистов-графиков (Д. Маро, Ж. Ленотр, Ш. Лебрен и др.). XIX в. становится одним из периодов расцвета растительного узора. Дискретные мотивы из цветов и веточек служат украшением текстиля, фарфора, обоев и т.д. На XIX и ХХ века пришлось время огромного интереса к восточному растительному орнаменту. В особенности большое внимание уделяется японским мотивам и техническим приемам.


Растительный орнамент XIX - XX века

К концу XIX века было создано большое количество самых разных школ технического рисования. В них были разработаны методики выполнения орнаментов, известные и сегодня. В то время основное внимание уделялось мотиву. Считалось, что именно он является ключевым звеном образности всего узора в целом, а также того предмета, на который нанесен. Самым сложным и в то же время универсальным был метод «совершенных форм». Данный прием относился к классике, и в разных формах существовал еще с начала XIX века. В его основе лежит применение идеализированного растения. При этом художник выполняет огромное количество аналитических зарисовок с натуры, которые затем сравниваются с орнаментами предыдущих веков. Далее, в соответствии с собственными творческими представлениями и основываясь на определенных законах построения, выполняет изображение.



Самым крупным мастером, занимавшимся созданием художественно промышленных орнаментов, работавшим по подобным методикам, был Карл Крумбгольц, автор таких книг, как «Рисование в художественной промышленности» (Дрезден, 1849 г.), «Цветы и орнамент» (Дрезден, 1849 г.), «Растительный орнамент» (Дрезден, 1878) и др. Для изображений, исполненных после тщательного анализа естественных природных растений, были характерны, прежде всего, отсутствие объемности и широкое применение цвета. Огромным авторитетом как художник-орнаменталист в конце XIX – начале XX века пользовался и К. Блоссфельд, преподаватель берлинского университета. Для анализа растений он использовал фотографию. Тот же дизайн орнамента, который сегодня применяется в промышленности, зародился в 20-х годах прошлого века. Мнение о том, что на тканях, фарфоре, обоях и т.д. должны быть нанесены орнаменты, выполненные по слегка измененным технологиям предыдущих исторических периодов, в это время в корне меняется.