Образы русской природы в стихотворениях А. Блока о России






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: ознакомить учащихся с биографией поэтов, творчеством. Подчеркнуть любовь к родной природе. Выработать определенные навыки анализа стихотворений. Формировать читательский интерес к русской поэзии.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

Чтение эпиграфов к уроку

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова
С.Есенин

Любил природу, долгие пешие прогулки по... деревенским полям... верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги... копать землю, пилить дрова...
В.Орлов

1) Вступительное слово учителя о поэтах.

XX век русской литературы – это период, когда родились выдающиеся поэты, которые до сих пор не канули в бездну, а продолжают волновать современных читателей. Несмотря на все обилие и многообразие современной литературы, творчество этих людей продолжает интересовать нас. А. А. Блок и С.А. Есенин - это гениальные и талантливые поэты XX века и мастера своего слова. Именно они, как никто другой, лучше всех писали о природе и красоте России, сумели помочь нам увидеть окружающий мир по-новому, свежо, заметить необычное в привычных, обыденных вещах.

На уроке мы с вами познакомимся с биографией А.А. Блока и С.Е. Есенина, прочитаем их стихотворения, посмотрим видео о родине С.А. Есенина, а также прослушаем композиции, написанные на стихи поэтов.

2) А. А. Блок (1880-1921)

А.А. Блок родился в Петербурге. В дворянской профессорской семье. Его отец был юристом, профессором Варшавского университета. Мать – дочь знаменитого профессора-ботаника Бекетова. Детство блока прошло в семье деда, поскольку родители разошлись еще до рождения сына. Детство его было безоблачным - он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, в атмосфере литературы и музыки. Блок окончил Введенскую гимназию, затем учился на Историко-филологическом факультете Петербургского университета. В Детские и юношеские годы Блок проводил летние месяцы в подмосковном имении Шахматово. Именно в имении Шахматово он познакомился со своей будущей женой Л.Д. Менделеевой, дочерью великого химика Д.И. Менделеева.

Блок любил родную природу и воспевал ее в своих стихах. В. Орлов писал, что Блок “...любил природу, долгие пешие прогулки по... деревенским полям... верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги... копать землю, пилить дрова... Даже в конце жизни Блок вспоминал свое любимое Шахматово. И многие его стихи, будь то “На лугу”, “Полный месяц встал над лугом...”, “Уж осень, хлеб обмолотили...”, “Снег да снег...”, “Лениво и тяжко плывут облака...”, “Утихает светлый вечер...” или другие, созвучны картинам природы, окружавшей его в имении.

Вопрос классу: как вы думаете, какая основная тема стихов А.А. Блока?

Прием “Ассоциации”

Ребята, продолжите ассоциативный ряд:

  • Лето -
  • Вечер -
  • Закат -

Чтение стихотворения “Летний вечер” и прослушивание аудиофайла.

Вопросы классу:

  1. Какое время года рисует поэт?
  2. Как вам кажется, какой месяц лета запечатлен в стихотворении?

Работа в группах. Каждой группе задается вопрос:

  1. Какую картину рисует Блок в этом стихотворении?
  2. Какие художественные приемы используются в стихотворении?
  3. Каково состояние лирического героя? К чему он стремится, что его тревожит?

Заполнение таблицы:

  • Эпитеты:
  • Метафоры:
  • Сравнения:
  • Размер стихотворения:

Задание: придумать дополнительные эпитеты и метафоры к созданной картине.

Таким образом, мы видим, что Россия для Блока – это необъятные русские дали, бесконечные дороги и кровавые закаты, переживания о великом и бесценном. Мы убеждаемся, что его творчество привлекает нас гармоничностью и музыкальностью речи, что всегда особенно заметно в пейзажной лирике.

3) А. А. Есенин (1895-1925)

3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со дня рождения С. Есенина. Это замечательный русский поэт XX века. Певец березового ситца занимает особое место в русской литературе. Молодой, смелый, решительный, а порой и отчаянный, он ворвался в мир литературы, как искра, сжигая все на своем пути.

Для начала мы с вами познакомимся с автобиографией поэта. А для лучшего восприятия нам поможет видео о селе. Константиново.

“Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии и Рязанского уезда.

Отец мой – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна. Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три – четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в сорока. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, иди, ягодка, бог счастья даст”. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю.

Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Чтение стихотворения и прослушивание композиции “Мелколесье степь да дали”.

Словарная работа

  • Мелколесье -
  • Разливные бубенцы -
  • Чахленькую -
  • Стынь –
  • Звень –

Вопросы к классу:

Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью?

А где здесь метафора?

Найдите олицетворение.

Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств?

Чтение стихотворения “Пороша” с. 190

Давайте попробуем составить синквейн.

Слово “синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Каждому русскому человеку, который любит свою родину, стихи С.А. Есенина должны быть очень близки. Его же Родина - Рязанская земля, которая научила любить и понимать то, что окружает всех нас, - природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы.

IV. Подведение итогов урока

Что нового вы сегодня узнали о творчестве А.А. Блока и С.А. Есенин?

Опишите свое настроение, которое осталось после прочтения стихотворений?

(учащиеся отвечают, делаются выводы.)

V. Домашнее задание

1. Выучить стихотворение

2. Нарисуйте пейзажную зарисовку по мотивам стихотворения

Образы русской природы
в стихотворениях А. Блока о России
Все творчество А. Блока пронизано бесконечной любовью к Родине, к России. Детство поэта прошло среди необъятных просторов суровой природы средней полосы России. Нежностью к “благоуханной глуши нашей маленькой усадьбы” дышат строки поэта при воспоминаниях в “Автобиографии”.

Дед А. Блока А. Н. Бекетов - был ботаником, и они часто “часами бродили… по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции…”
Там неба осветленный край Средь дымных пятен.
Там разговор гусиных стай Так внятен.
Так еще в детстве великому поэту удалось испытать восторг перед необъятными просторами своей Родины и, возможно, именно тогда в его сердце зародилась искра понимания, что страна, владеющая такими несметными природными богатствами, неисчислимым количеством рек и озер, бескрайними лесами и полями, - поистине великая страна.
За снегами, лесами, степями
Твоего мне не видно лица.
Только ль страшный простор пред очами,
Непонятная ширь без конца?
Однако А. Блок в своем творчестве далек от идеализации родины, ведь ему близка и неброская красота России,
ее убогие, монотонные и даже иногда скучные пейзажи, которые часто может увидеть путешественник, проезжая по деревням и селам.
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Родина - в сердце поэта, в его душе, поэтому его не смущают ни “избы серые”, ни “расхлябанные колеи”, ни виды “низких нищих деревень”. А. Блок делится с нами самым сокровенным:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
В ранних стихотворениях А. Блока Россия предстает перед нами дремлющей или даже погруженной в глубокий сон. А в этом сне - то, что дорого каждому русскому человеку: загадки и тайны, старинные предания и сказки., тонкая, но неразрывная связь с прошлым.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна…
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях,
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Со временем в творчестве Блока появляются мотивы пробуждения Родины ото сна, осознания ею собственной мощи и силы, веры в ее великое будущее. И это, прежде всего, связано с развитием промышленности.
Путь степной - без конца, без исхода,
Степь, да ветер, да ветер, - и вдруг
Многоярусный корпус завода.
Города из рабочих лачуг…
Будучи поэтом-символистом, А. Блок и в картинах природы видел символы, тайну, предвестников будущего и хранителей прошлого. Поэтому пейзажи в творчестве поэта существуют не сами по себе, они не безличны, а передают переживания лирического героя, его тревоги:
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали!..
Часто природа предупреждает лирического героя о грядущих событиях - зачастую драматических. А понять ее может тот, кто привык общаться с миром, внимательно прислушиваясь к голосу птиц и ветра, языку неба, земли, воды:
Осенний день высок и тих,
Лишь слышно - ворон глухо
Зовет товарищей своих,
Да кашляет старуха.
Олицетворяя природу родной страны, одухотворяя всю Русь, А. Блок хочет слиться с ней в единое целое, чтобы черпать силы и вдохновение в ее красоте, могуществе, бескрайних просторах и великих богатствах. Поселяя в своем сердце образ Родины, поэт мчится вместе с ней к светлому, счастливому будущему, не боясь опасностей и препятствий:
Наш путь - степной, наш путь - в тоске
безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока»

Выполнил:

учащийся 6 класса

МБОУ Павловская СШ

Тарасенков Сергей


  • Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
  • Изучить биографию поэтов
  • Подобрать стихи о явлениях природы
  • Научиться выразительно читать стихи
  • Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?

Результат проекта:

  • выразительное чтение стихов
  • Компьютерная презентация

Блок Александр Александрович


Биография Александра Блока

Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Первые стихи Блок написал в пять лет.

В честь поэта назван также астероид


Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html



Биография

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Отец и мать С. Есенина


Есенин и Айседора Дункан, 1922

С. А. Есенин и

С. А. Толстая


Сыплет черемуха снегом...

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.

Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.


В ходе работы над проектом я выяснил:

  • А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
  • В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
  • Читая стихи этих поэтов, я понимаю, что у природы есть душа, она живая.

Каждый поэт по-своему изображал Родину. Кто-то в образе матери, кто-то утверждал, что родной край - это мать или возлюбленная. Иные персонифицировали ее, пытались показать как отдельного человека, который тоже переживает, страдает, любит и терпит.

Александру Александровичу удалось совместить несколько вариантов образов. При этом, с каждым новым стихотворением открывается новый образ Родины в лирике Блока. Но это не значит, что восприятие родного края у него рассеивается, отношение к нему меняется. Поэт понимает и принимает Родину во всей ее многогранности, величии и бедности, благодати и страданиях.

Понятие Родины для Блока

Тема Родины в не присутствовала изначально. Она стала подытоживающим этапом его жизни. Но именно он и стал одним из самых важных в судьбе поэта.

К такой теме Блок пришел не сразу. Она появилась после долгих скитаний поэта и многих пережитых страданий. Это способствовало полному погружению А. Блока в тему. И именно поэтому он не ограничился шаблонным изображением Родины, как некой абстрактной величины. Или же, наоборот, как определенной территории, существование которой ограничено в пространственно-темпоральном континууме.

То есть, Россия не существует для него только сейчас, и только от одного пограничного столба до другого по поверхности. Она проникает в вещи и судьбы, рассеивается в воздухе, впитывается в землю.

Закономерно, что при таком понимании и переживании темы, образ Родины в творчестве Блока не может иметь одно лицо и такое же отображение в зеркале поэтичного мастерства.

Варианты изображения Родины Блоком

Чтобы максимально точно отобразить свои переживания по поводу родного края, Блок использовал его поэтическое изображение в нескольких вариантах. Литературоведы выделяют такие варианты, в каких отображена Родина в лирике Блока:

  • сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа - Родина - это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

Сказочные мотивы в изображении

Изображение России, как земли сказочной, мифической находим в стихотворении «Русь». Не только описанный пейзаж напоминает фольклорные характеристики придуманной местности, но и упоминание нереальных существ, таких как ведьмы, ведуны, ворожеи, черты и прочие. Элементы окружающего - дебри, болота - тоже часто употребляются в мифологических рассказах.

Цвета, которые всплывают в воображении при этом описании, преимущественно черные, серые, грязно-зеленые, коричневые.

Но резкий переход к спокойному, умиротворенному созерцанию природы не только дает понять, что первое впечатление было ошибочным. Такой резкий контраст подчеркивает загадочность Руси - то темнота и страхи, то тишина и леность (море лениво омывает берега, желтый обрыв, поля).

Романтизация образа Родины

Но мифологизация образа Родины не является нововведением Блока. Многие его предшественники обращались к этому приему. Другое дело, что он подавал сказку и реальность в резком контрасте.

Как известно, мифичные образы присущи эпохе романтизма. Но Блок не был романтиком, потому возвышенные образы в его поэзии приобретают иной характер, чем у предшественников. Так, к судьбе Родины поэт подходил не со стороны философской, отвлеченной. Он любил Россию, как любят женщину - самоотверженно, горячо.

Но, как говорил сам Александр Александрович, это происходит потому, что в мире поэзии, в котором он стремится пребывать повсеместно, нет разделения на свое и общее. Все общее, что касается самого сердца поэта, становится автоматически личным. Интимное в поэзии выносится на всеобщее обозрение, с целью быть услышанным и понятым.

Родина - это женщина. Возлюбленная, молодая красавица, жена, но не мать, как ее представляли в своем творчестве предшественники Блока. Это необузданная, сильная, манящая дива, но при этом нежная, смирная, красивая. Поэт поддает образ интимизации, наделяя его теми чертами, которые присущи и воспетой им же Прекрасной Даме.

Как декадент, он утверждает, что любить стоит только прекрасное. Страдания - тоже возвышенные чувства, которые должен принять и пропустить через себя каждый, но при этом не потерять себя. Потому, для того чтобы полюбить Россию, к ней сначала нужно почувствовать сострадание, постичь глубину ее горестей.

Россия в диахроническом срезе

Тема Родины в творчестве Блока не ограничивается только современностью автора. Для того чтобы лучше постичь природу такого явления, он прибегнул к историческим экскурсам.

Понятия Россия, Родина Блок отождествляет, и потому история страны неразделима с жизнью каждого человека, населяющего ее. Это если рассматривать понятия в романтическом контексте тоже. Так, нас интересует прошлое возлюбленной, ее судьба, как патриота - манит история.

Цикл стихов «На поле Куликовом» посвящен истории России. Он подает панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига и до современности. Кроме того, поэт высказывает надежды на светлое будущее России, потому что она стремится вперед, многое одолела, перестрадала, а после такого неизменно наступает благоденствие.

Россия - бедная и многострадальная

Как и в контрасте пейзажей, Россия выступает неоднородной страной и в общем благосостоянии. Речь идет и о нищете отдельных граждан, которая соседствует с невероятным богатством других, и о судьбе страны в целом. Тяжело переживая за долю своего родного края в сложных политических и экономических условиях, поэт все же выражает глубокую уверенность, что все изменится.

Даже в «золотые годы» в России трепались «три стертых шлеи», а расписные спицы ввязываются в расхлябанные колеи. То есть, каждый старается приобрести личное материальное благополучие, забывая про общественное. В этом и состоит одна из ключевых, по мнению автора, проблем российского общества.

При этом всем внешнем нищенстве, Блок акцентирует внимание на благодатной почве, богатстве земли. Чувство любви к Родине поэт описывает чистым, наивным, девственным. Именно тема Родины в поэзии Блока перекликается с мотивами переживаний по поводу первой любви и ее слез. Такие же страдания, кристальные, незапятнанные, он переносит, когда задумывается о судьбе страны.

Персонифицированный образ без привязки к конкретике

Новое видение образа родного края дает нам анализ стихотворения «Родина». Блок в своем цикле дарит нам понимание образа России также как существа персонифицированного. Но при этом нет привязки к конкретной личности или собирательному образу.

Родина выступает чем-то, вернее, кем-то обобщенным. Живым, но при этом эфемерным. Она стоит за душой автора в качестве его главного богатства и самого большого страдания.

Страна отрывается от земного, материального и появляется в качестве высшей материи. Скорее, это не сам образ Родины, а именно любви к ней. Это наводит на мысль о частичном отходе Блока от декадентства. Он живет в мире не материальном, а в возвышенном, отрешенном от земных забот. Но тут же признается в привязанности к реальному существу - Родине.

Оптимизм в изображении России

При всем пессимистичном, на первый взгляд, изображении России, тема Родины в поэзии Блока все-таки высветлена в оптимистичном ключе. Автор надеется на скорую перемену положения. Объясняет он это простым законом справедливости, которая обязательно воссторжествует. Россия, которая претерпела множество революций, войн, разрух, нищеты, просто не может не стать сверхсильной богатой державой.

Он сравнивает ее с тройкой, что запряжена лихими скакунами, не знающими отдыха. Таким не страшна ни «расхлябанная колея», ни метель.

Так и родился цикл стихотворений, которые мог написать в то время только Блок - «Родина». Анализ стихов из цикла дарит уверенность в светлом будущем и надежду в лучшие времена.

Средства для создания образа Родины

Одним из самых распространенных средств, которые использует поэт, является персонификация. Тема Родины в творчестве Блока приобретает близкое звучание, сама Россия превращается то в молодую девушку, то в дикую и необузданную женщину, то становится сказочным местом.

Тема Родины в поэзии Блока также раскрывается при помощи развития образа. На этом построены практически все варианты подачи образа, в большей или меньшей мере, чему подтверждением служит анализ стихотворения. «Родина», Блок не зря выбрал такое простое название для цикла. Это итог творчества поэта, выражение на бумаге всех его мыслей и тревог, которые накапливались на протяжении жизни.

Новаторство Блока в изображении Родины

Предшественники поэта при изображении Родины также использовали такое средство, как олицетворение. И многие из них оживляли образ, вселяя его в женское обличие. Но тема Родины в творчестве Блока приобрела новое звучание - это не мать, как описывали ее другие, а подруга, невеста, жена. То есть она и в горе, и радости идет плечом к плечу с лирическим героем. И не покровительствует, а сама нуждается в защите.

Также непривычна и подача образа в виде чего-то живого, но в то же время абстрактного. Россия - не картинка, изображение, а ассоциирующийся у каждого со своими вещами объект.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Творчество А. Блока просто пронизано безграничной любовью к своей Родине - России. Среди просторов природы России и прошло его детство. Со щемящей нежностью написаны поэтом строки о «благоуханной глуши нашей маленькой усадьбы» в автобиографии. А. Н. Бекетов - дед А. Блока, был ботаником, а потому они не редко ходили в многочасовые походы по болотам, лесам и непроходимым дебрям, выкапывая корни трав и собирая злаки для коллекции, за день иногда проходили до десятка верст.

Там неба осветленный край

Средь дымных пятен.

Там разговор гусиных стай

Так внятен.

Вот таким образом поэту была привита любовь к природе Родины, скорее всего в то время и зажглась в его сердце искра понимания о том, что если страна обладает столь необъятными богатствами природы, то она действительно великая страна.

Там неба осветленный край

Средь дымных пятен.

Там разговор гусиных стай

Так внятен.

Конечно же, А. Блок не идеализирует в своем творчестве родину, он видит и неброскую красоту России, ее однообразные и даже унылые пейзажи, которые большей частью и видят путешественники, проезжая от поселения до поселения.

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам,

Желтой глины скудные пласты.

Но все же в сердце и душе поэта Родина не беспокоит его тем, что «избы серые», «расхлябанные колеи», и потому в своих стихах Блок рассказывает:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

В ранней поэзии А. Блока Россия показана дремлющей или может погрузившейся в беспробудный сон, но в этом сне есть все: сказки и предания, тайны и загадки, а также связь с прошлым.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна. . .

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Позднее Блок начинает писать о пробуждении России ото сна, о том, что она начинает понимать свою силу, мощь и великое будущее, что, в первую очередь, связано с подъемом промышленности.

Путь степной — без конца, без исхода,

Степь, да ветер, да ветер, — и вдруг

Многоярусный корпус завода,

Города из рабочих лачуг. . .

Как поэт-символист, А. Блок узрел в природных пейзажах тайны предвестников грядущего и хранителей минувшего. А потому пейзажи в творчестве Блока не существуют отдельно, они имеют свое лицо, передавая переживания и тревоги героя:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали!. .

Природа нередко предупреждает героя о наступающих драматических событиях, но понять ее может только тот, кто общается с миром, умеет слышать голоса ветра, птиц, земли, воды и неба:

Осенний день высок и тих,

Лишь слышно — ворон глухо

Зовет товарищей своих,

Да кашляет старуха.

Описывая природу своей страны, А. Блок одушевляет всю Россию, сливаясь с ней в единое целое, для того, чтобы черпать вдохновение из ее красоты, могущества и просторов без края. Поселив в своей душе образ России, поэт идет с ней плечо к плечу к светлому будущему, не опасаясь препятствий:

Наш путь — степной, наш путь — в тоске

безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я не боюсь. . .

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль. . .

Летит, летит степная кобылица