Муниципальное право российской федерации как комплексная отрасль права. Муниципальное право Дискуссия о комплексной природе муниципального права

ПЛАН

Введение 2

1. Предпосылки становления отрасли «Муниципальное право Российской Федерации» 3

2. Понятие комплексной природы Муниципального права 7

3. Роль предмета правового регулирования как первичного принципа в процессе структуризации системы муниципального права 10

4. Метод правового регулирования как классификационный признак системы Муниципального права 16

Заключение 19

Список использованных источников 20

Введение

Развитие системы местного самоуправления в России привело к появлению новой комплексной отрасли – муниципального права. Муниципальное право рождается на стыке нескольких отраслей: конституционного права, административного права, финансового права, земельного права, что создает определенные трудности в ее изучении. Система местного самоуправления в нашей стране еще не сложилась окончательно и находится в стадии становления. Не во всех субъектах Российской Федерации приняты законы о местном самоуправлении, положения (уставы) муниципальных образований, поэтому думается уместным в настоящем курсе изучение собственного опыта на примере земств и советов, опыта других стран.

Цель контрольной работы - рассмотреть муниципальное право как отрасль права.

Объект исследования – местное самоуправление.

Предмет – муниципальное право как отрасль.

В исследовании поставлены задачи:

1. Рассмотреть понятие и предмет муниципального права РФ как отрасли права;

2. Определить субъектный состав муниципально-правовых отношений;

3. Проанализировать источники муниципального права;

4. Рассмотреть методы муниципального права;

5. Показать нормы и институты муниципального права;

6. Определить место муниципального права в российской системе права.

1. Предпосылки становления отрасли «Муниципальное право Российской Федерации»

Понятие “муниципальное право” - новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов /4/.

Термины “муниципалитет”, “муниципальное хозяйство” отражали политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины. Слово “муниципалитет” происходит от латинского по латыни значит тяжесть, тягота, бремя. Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина “муниципалитет” относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время “муниципалитеты” - это избираемое городское и сельское самоуправление, хотя надо иметь в виду, что в некоторых странах (например, в США) муниципальным именуется лишь городское самоуправление /5/.

В законодательстве Российской федерации термин “муниципальный” применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитывать, что в Конституции Российской Федерации используются понятия не “муниципалитет”, “муниципальные органы”, “муниципальное право”, а “местное самоуправление”, “органы местного самоуправления”. Но вместе с тем в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную собственность, признавая право самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г." устанавливает, что термины “муниципальный” и “местный” и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления (ст. 1). Этот же Закон, регулируя вопросы законодательной базы местного самоуправления, прямо говорит о нормах муниципального права (ст. 7). Таким образом имеются все основания именовать новую отрасль российского права муниципальным правом, которое по существу является правом местного самоуправления. /4/

Вопросы местного самоуправления активно изучались в дореволюционной России. В то время издавалось большое количество научной, общественно-политической литературы по вопросам земского и городского самоуправления.

В советский период правовые аспекты деятельности местных органов власти и управления изучались специалистами государственного и административного права. Необходимо отметить, что в юридической литературе советского периода предпринимались попытки использовать идею местного самоуправления применительно к местным Советам.

В 1928 г. была издана книга Л.А. Велихова "Основы городского хозяйства", в которой автор предпринял попытку "сжато изложить муниципальную науку в целом". Однако в 30-40-е годы XX века в большинстве советских юридических исследований отвергалась сама идея местного самоуправления. И только в начале 50-х годов в работе С.Н. Братуся вновь появляется термин "самоуправление", который, однако, связывался с деятельностью местных Советов.

В 1963 г. была издана работа В.А. Пертцика "Проблемы местного самоуправления в СССР", который рассматривал местное самоуправление как часть государственного самоуправления.

Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов советской власти внесли такие ученые, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Р.Ф. Васильев, Л.А. Григорян, А.И. Ким, О.Е. Кутафин, А.И. Лукьянов, А.И. Лепепшин, В.А. Пертцик, А.Я. Слива, Н.Г. Старовойтов, Ю.А. Тихомиров, Я.Н. Уманский, В.И. Фадеев, К.Ф. Шеремет и др.

В настоящее время муниципальное право как научная дисциплина развивается весьма активно. Уже опубликован ряд исследований по данной тематике, появились диссертационные исследования. Возникла и новая научная дисциплина "Муниципальное право России". Ее изучение предусмотрено в соответствии с государственным образовательным стандартом в качестве одной из обязательных дисциплин по специальности "Юриспруденция". И на современном этапе понятие "муниципальное право" используется в двух основных значениях. Во-первых, понятие "муниципальное право" характеризует относительно самостоятельное правовое образование в системе права Российской Федерации, и, во-вторых, так именуется научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения.

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что муниципальное право - это вторичное, производное образование, возникшее в результате развития местного самоуправления и законодательства о нем. Такие образования в науке именуются комплексными отраслями (к ним относятся хозяйственное, морское, банковское, страховое право и др.). Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы, составляющие комплексную отрасль, как бы определены "по двум адресам". Во-первых, они выступают как нормы основных отраслей права (например, государственного). Во-вторых, данные нормы, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру - так называемую комплексную отрасль права.

Основой для формирования муниципального права как отрасли права послужило становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Поэтому муниципальное право, как уже отмечалось выше, может быть определено как право местного самоуправления. Именно специфика муниципального управления, особенности отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления определяют своеобразие муниципального права, его предмета.

Предметом муниципального права являются отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях.

2. Понятие комплексной природы Муниципального права

Особенности предмета правового регулирования связаны с комплексным характером муниципального права, которое не относится к основным отраслям российского права, а является производной от других отраслей. Поэтому муниципальное право принято определять как комплексную отрасль права. Его комплексный характер проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируются нормами других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного и других отраслей. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно относятся к нормам основных отраслей права и являются нормами муниципального права.

Кроме того, комплексный характер российского муниципального права отмечается тем, что оно представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

      местное самоуправление, как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия;

      правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления;

      организацию и формы осуществления местного самоуправления;

      предметы ведения и полномочия местного самоуправления,

      гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальное право организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения, возникающие на местном уровне, различными способами и приемами, которые в своей совокупности принято называть методами правового регулирования. В их числе: предписания, дозволения, запреты.

Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально- правовыми нормами. В своей совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.

Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов. Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.

Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право - это комплексная отрасль права. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены “по двум адресам”. Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.

С учетом всего сказанного можно дать более развернутое определение муниципального права.

Российское муниципальное право - это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия, правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления, организацию и формы осуществления местного самоуправления, предметы ведения и полномочия местного самоуправления, гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

К концу 90 годов двадцатого столетия в системе российского права обособилась новая отрасль – муниципальное право. Предпосылками обособления явились:

· Сложившаяся устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением МС

· Количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих МС

Новая отрасль носит название от слова «муниципальный» (от лат. Municipium). В республиканскую эпоху называли города, пользовавшие правом самоуправления. Л.А. Велихов так объяснял значение термина «муниципалитет»: munis – по латыни означает тяжесть, тягота, бремя; capio – беру, прилагаю.

В современном законодательстве термины «муниципальный» и «местный» употребляются как равнозначные применительно к самоуправленческим отношениям.

Однако муниципальное право следует рассматривать не как отрасль права, а комплексную отрасль права . Это обусловлено тем, что его предмет образует комплексные общественные отношения различных сфер – финансов, налогов, землепользования, во-вторых, двойственной природой муниципальных правовых актов (с одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права, например, конституционного, административного, финансового, с другой – входят во вторичную правовую структуру – комплексную отрасль права).

Подводя итог, можно определить:

МП РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации МС и решения населением непосредственно, через выборные и другие органы МС вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы МС.

Предметом МП является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации населением права на местное самоуправление.

Общественные отношения могут возникать:

· В процессе реализации населением форм непосредственной демократии

· В процессе формировании органов МС

· Во взаимоотношении органов МС с органами госвласти

· Связанные с судебной защитой

· Обусловленные ответственностью органов МС и должностных лиц перед населением.

Субъектами муниципально-правовых отношений выступают муниципальное образование, органы МС, население, собрания (сходы) граждан, депутаты и выборные должностные лица, органы ТОСов, ассоциации, союзы.

Особым субъектом является МО, под которым понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется МС, имеются муниципальная собственность, имеются местный бюджет и выборные органы МС.

МП , являясь комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в различных отраслях. Поскольку МС охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. В свою очередь, для императивного метода характерным являются предписание (передача полномочий с одновременным финансированием, запрет (полномочия можно передать только на основании закона), для диспозитивного – дозволение, согласование, рекомендации, поощрение.

МП как отрасль права обладает всеми признаками системного правового регулирования. Внутри отрасли происходит дифференциация права, выражающая в делении ее на ряд правовых институтов. В системе МП выделяют общая и особенная части. К общей части относятсяследующие муниципально-правовые институты: правовые основы МС, территориальные основы МС, организационные основы МС, финансово-экономические основы МС, гарантии МС, ответственность органов МС и должностных лиц. К особенной части относятся правовые институты, регулирующие полномочия органов МС в той или иной сфере деятельности.

При классификации источников муниципального права необходимо учитывать комплексную природу муниципального права и влияние других отраслей на формирование системы муниципального права. Место и роль муниципального права в системе права России следует определить через ее непосредственную связь с конституционным, административным и другими отраслями Российского права.

В науке муниципального права принято выделять три группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных отношений.

К первой группе относятся нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне.

Во вторую группу источников входят нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации.

В третью группу источников входят нормативные акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органов местного самоуправления и должностных лицам.

Особой группой источников являются общепризнанные принципы и нормы международного права.

Научная теория МП – это совокупность знаний, теорий, идей о правовом регулировании, организации и функционировании МС. МП как наука более широкое понятие. . Наука, помимо общепризнанных норм, использует дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. В рамках научных исследований ученые рассматривают также рассматривают практику правового регулирования организации и деятельности МС на предыдущих этапах развития российской государственности, а также обращается к зарубежному муниципальному опыту.

МП как научная дисциплина является составной частью юридической науки.

Теоретическими источниками являются фундаментальные труды, посвященные земскому и городскому самоуправлению. В первую очередь можно отнести фундаментальные работы В.Н Лемешова, А.И. Васильчикова, В.П. Безобразова, Б.Б. Веселовского, А.Д.Градского, Н.И. Лазаревского, Н.М. Коркунова, М.И. Свешникова, и современных авторов С.А. Авакьяна, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, О.Е. Кутафина, Ю.А. Тихомирова, В.И. Фадеева, Е.С. Шугриной.

Муниципальное право Российской Федерации как научная дисциплина является составной частью российской юридической науки. Наука муниципального права использует присущие всему отечественному государствоведению научные методы исследований. Один из этих методов - метод системного анализа, позволяющий рассматривать местное самоуправление, как целостную систему организации власти народа в городах, сельских поселениях и на других территориях, взаимодействующую с другими элементами политической системы российского общества - с государством, общественными объединениями и др.

В методологии муниципального права важное место занимает исторический метод исследований местного самоуправления, позволяющий рассматривать его развитие исходя из опыта дореволюционного местного самоуправления (земского, городского) и научных исследований о местных органах советской власти.

В науке муниципального права широко используется и метод сравнительно-правового анализа. Большое значение для развития муниципального права в РФ имеет изучение и использование опыта местного самоуправления в наиболее развитых, демократических государствах. Основы правовых муниципальных систем большинства европейских стран, а также США и Японии были заложены в ходе муниципальных реформ в XIX веке, хотя традиции общинного, городского самоуправления уходят своими корнями в глубину веков, к первичным ячейкам общества: полисной демократии античного мира, городскими и сельскими общинами средневекового сословного государства.

Кроме перечисленных наука муниципального права использует также статический, конкретно-социологический и другие методы исследований.

Теоретическими источниками науки муниципального права являются фундаментальные научные труды учёных и видных деятелей земского движения дореволюционной России.

МП как учебная дисциплина – это совокупность первичных знаний об основах МП, которые рассматривают его как отрасль права и как науку. Чем отличается учебная дисциплина от одноименной науки:

1. УД является вторичной по отношению к науке, т. е. базируется на ее достижениях

2. УД не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями

3. Источником науки являются научные статьи, монографии, диссертации, источником УД – учебники и учебные пособия.

4. Наука обладает свойством проблематичности, УД этим обладать.

Задачи муниципального права как учебной дисциплинысостоят в оказании помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его осуществления, полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Определенное внимание в изучении муниципального права на юридических факультетах уделяется организации взаимоотношений органов местного самоуправления с правоохранительными органами.

Лекция 1: «Муниципальное право и его место в системе российского права»

1.1. Понятие, предмет и метод муниципального права

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium - самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Муниципальное право - комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Муниципальное право - самостоятельная отрасль права, так как:

1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Предмет муниципального права - отношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления - деятельность населения, которая:

а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;

г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

Отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

Отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

Отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

Отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;

Отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

Отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

Отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.

В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д.

Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание , дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования, которое предполагает субординацию субъектов, прямое подчинение. Правоотношения в данном случае возникают, как правило, в результате и на основании властного предписания. Наличие отношений соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего управленческие отношения.

Дозволение, признающее равноправие сторон, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др. Наиболее сильное воздействие имеет место со стороны норм и институтов гражданского права. , как и другие нормативно-правовые акты гражданского законодательства, достаточно широко регулирует имущественные отношения с участием муниципальных образований, других субъектов (участников) местного самоуправления, которые становятся в этом случае одновременно и субъектами гражданского права. В ГК РФ закрепляется положение о том, что «городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами» (п. 1 ст. 124). От имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления (). В рамках институтов гражданского права регулируются также отношения муниципальной собственности () и ее приватизации (), правовой режим муниципальных унитарных предприятий () и муниципальных учреждений () и т.п.

Используются в муниципальном праве и запреты - способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Статья 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

В муниципальном праве используется также метод гарантий , который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления. Особенность этого способа воздействия состоит в том, что государство, признав местное самоуправление особым уровнем власти народа, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, приняло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. В качестве примера можно привести ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая устанавливает, что образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. В соответствии с данным Законом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 37).

Можно говорить об особом значении в муниципальном праве метода гарантий. Такая значимость объясняется федеративным характером государства, предоставляющим широкие полномочия субъектам Российской Федерации в области местного самоуправления. В целях обеспечения прав местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» строго разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. При этом закрепляется, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут ограничивать гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права местного самоуправления.

Таким образом, в муниципальном праве не используется один из методов правового регулирования в качестве основного, специфического, присущего данной отрасли права, а имеет место синтез методов правового регулирования, что обусловлено предметом муниципального права и комплексным характером отрасли «муниципальное право». Все это создает особый режим муниципально-правового регулирования.

Предыдущая

Модуль №1. «Историко-теоретические, правовые и территориальные основы местного самоуправления» 6

Раздел 1. «Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина» 6 Лекция № 1. Муниципальное право как отрасль права 6 1. Предмет муниципального права. Комплексная природа предмета муниципального права. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации 6 2. Особенности метода муниципального права. Муниципально-правовой режим 10 3. Муниципально-правовые нормы и отношения. Субъекты муниципально-правовых отношений 11 4. Система муниципального права 15 5. Муниципальное право как наука: понятие и предмет науки муниципального права. Источники науки муниципального права. Муниципальное право как учебная дисциплина 16Раздел 2. «Понятие, юридическая природа, принципы и функции местного самоуправления» 18 Лекция № 2. Понятие, юридическая природа и принципы местного самоуправления 18 1. Понятие и юридическая природа местного самоуправления 18 2. Основные модели взаимодействия государства и местного самоуправления: основные зарубежные модели и российский опыт 24

Муниципальной доктрине известны и другие подходы к классификации способов организации местного самоуправления, точнее, взаимодействия государства и местного самоуправления». Так, В.И. Фадеев предложил все известные типы организации местного самоуправления поделить на модели «автономного местного самоуправления» и «наблюдаемого местного самоуправления». 26

3. Принципы организации местного самоуправления 27Раздел 3. «Возникновение и развитие местного самоуправления в России и зарубежных странах» 31 Лекция № 3 Возникновение и развитие местного самоуправления в России 31 1. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России 31 2 Организация власти на местах в советский период 33 3. Реформы местного самоуправления в СССР в конце 80-х – начале 90-х годов 34 4. Становление местного самоуправления в Российской Федерации после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года 36Раздел 4. «Правовые основы местного самоуправления» 37 Лекция № 4 Международный, федеральный и региональный компоненты регулирования местного самоуправления 37 1. Общая характеристика системы источников муниципального права Российской Федерации 37 2. Европейская хартия местного самоуправления (общая характеристика) 39 3. Федеральный компонент правового регулирования местного самоуправления 40 4. Регулирование местного самоуправления субъектами Российской Федерации. Соотношение федерального и регионального регулирования местного самоуправления 43Раздел 5. «Территориальная организация местного самоуправления» 44 Лекция № 5. Муниципально-территориальное устройство 44 1. Понятие муниципально-территориального и административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, их соотношение 45 2. Основные модели муниципально-территориального устройства: зарубежный и российский опыт 48 3. Принципы муниципально-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Общая характеристика двухуровневой организации местного самоуправления 51 4.Критерии определения границ муниципальных образований 52 5. Виды муниципальных образований 54 5.1. Сельское поселение. Критерии и принципы образования сельского поселения 54 5.2. Городское поселение. Критерии и принципы образования городского поселения 55 5.3. Муниципальный район. Критерии и принципы образования муниципальных районов. Межселенные территории 55 5.4. Городской округ. Критерии и принципы образования городского округа 56 5.5. Внутригородская территория города федерального значения. Особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения 57 6. Принципы взаимодействия муниципального района и поселений, находящихся на его территории 58Раздел 6. «Компетенция муниципальных образований» 59 Лекция № 6. Собственная компетенция муниципальных образований 59 1. Общая характеристика компетенции муниципальных образований: понятие, правовое регулирование 59 2. Структура компетенции муниципальных образований 61 3. Разграничение полномочий между муниципальным районом и находящимися на его территории поселениями 64 Лекция № 7 Полномочия местного самоуправления в отдельных сферах жизнедеятельности муниципального образования 67 1. Полномочия органов местного самоуправления в области планирования и обеспечения комплексного развития территории 68 2. Полномочия органов местного самоуправления в отношениях с немуниципальными организациями. Муниципальный коммерческий и социальный заказ. Содействие развитию предпринимательской деятельности. Контроль за деятельностью коммерческих организаций и его пределы. Меры воздействия и порядок их применения 69 3. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства и транспорта 71 4. Полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения 84 5. Полномочия органов местного самоуправления в области образования и культуры 87 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка, защиты прав и свобод граждан 88

Модуль 2. «Организационные, финансово - экономические основы местного самоуправления, гарантии и ответственность местного самоуправления» 90

Раздел 7. «Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление» 91 Лекция № 8. Формы непосредственной демократии на уровне местного самоуправления 91 1. Общая характеристика форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления, их виды 91 2. Местный референдум: правовое регулирование, принципы проведения, стадии 93 3. Муниципальные выборы: правовое регулирование, реализация принципов избирательного права при проведении муниципальных выборов, муниципальные избирательные системы, стадии муниципальных выборов 96 4. Отзыв депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления: понятие отзыва, принципы проведения отзыва, стадии 100 5. Голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования 102 6. Сход граждан. Собрание граждан 107 7. Обращения граждан в органы местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан 113 8. Публичные слушания 117 9. Опрос граждан 119 10. Митинги, собрания, шествия и пикетирования граждан 121Раздел 8. «Органы и должностные лица муниципального образования» 124 Лекция № 9. Органы и должностные лица муниципального образования 125 1. Понятие системы органов муниципального образования 125 2. Принципы построения системы органов муниципального образования 128 3. Понятие и признаки органа муниципального образования 131 4. Виды муниципальных органов 131 Лекция № 10. Представительные органы муниципального образования 132 1. Представительный орган муниципального образования: принципы организации и деятельности, компетенция 132 2. Порядок формирования представительного органа муниципального образования, прекращения полномочий представительного органа муниципального образования 135 3. Полномочия представительного органа муниципального образования 145 4. Порядок принятия правовых актов представительным органом муниципального образования 150 Лекция № 11. Глава муниципального образования. Местная администрация 157 1. Должность главы муниципального образования: понятие, наименование главы муниципального образования, функции 157 2. Способы замещения должности главы муниципального образования, срок полномочий, досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования 159 3. Компетенция и полномочия главы муниципального образования. Виды правовых актов: порядок их принятия и вступления в силу 161 4. Администрация муниципального образования: понятие, наименование, принципы деятельности 162 5. Порядок замещения должности главы местной администрации 163 6. Структура администрации муниципального образования 166 Лекция № 12. Контрольный орган муниципального образования 168 1. Функции контрольного органа муниципального образования, его правовая природа 168 2. Принципы организации контрольного органа муниципального образования и порядок его формирования 170Раздел 9. «Экономическая основа местного самоуправления» 172 Лекции № 13. Понятие и структура муниципальной собственности 172 1. Муниципальное образование как субъект гражданско-правовых отношений 172 2. Источники формирования муниципальной собственности 174 3. Структура муниципальной собственности. Виды объекты муниципальной собственности и их учет 176 4. Муниципальная казна 185 Лекция № 14. Муниципальные финансы 186 1. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования 186 2. Доходная часть местного бюджета. Местные налоги и сборы 189 3. Расходная часть муниципального бюджета 193 4. Отношения местных бюджетов с вышестоящими бюджетами. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 195 5. Муниципальные заимствования. Порядок привлечения заемных средств. Выпуск муниципальных ценных бумаг 198Раздел 10. «Государственный контроль за местным самоуправлением. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления» 199 Лекция № 15. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 199 1. Общая характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: понятие, признаки, виды 200 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением 203 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами 204 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством 206 5. Внутрикорпоративная муниципально-правовая ответственность 212Раздел 11. «Гарантии местного самоуправления и межмуниципальное сотрудничество» 215 Лекция № 16. Гарантии местного самоуправления и межмуниципальное сотрудничество 215 1. Понятие и система гарантий местного самоуправления 215 2. Общие гарантии местного самоуправления. Функции Российской Федерации и ее субъектов в отношении местного самоуправления. Формы государственной поддержки местного самоуправления 217 3. Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления 219 4. Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления 220 5. Судебная защита прав местного самоуправления 222 6. Межмуниципальное сотрудничество 225