Мультиблог протоиерея димитрия смирнова работаетна программной платформе. Eвангельские проповеди


Притча о милосердном самарянине, хорошо знакомая каждому христианину, каждый год, каждое десятилетие, наверное, каждый век приобретает для всего христианского человечества особый смысл. Ибо каждый год, каждое десятилетие и каждый век приближает нас к тем последним временам, когда в мире оскудеет любовь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Притча о милосердном самарянине, хорошо знакомая каждому христианину, каждый год, каждое десятилетие, наверное, каждый век приобретает для всего христианского человечества особый смысл. Ибо каждый год, каждое десятилетие и каждый век приближает нас к тем последним временам, когда в мире оскудеет любовь.

И мы сейчас, дорогие братья и сестры, живем в одно из тех времен, когда действительно кажется, что любви становится все меньше и меньше. Тем значимее для всех нас задуматься над этой притчей. Ибо она произносилась только для тех, кто был тогда рядом со Христом, кто испытывал Его, искушал Его, но произносилась она, прежде всего для нас с вами.

Итак, ко Христу приходит законник, фарисей, человек, наверняка, глубоко верующий. Верующий в ветхозаветный закон, но не верующий еще во Христа, сомневающийся в том, что этот скромный Плотник, дерзновенно поучающий учителей народа, знает истину. И подойдя, с таким заведомым желанием уничижить Спасителя, показать перед всеми Его незнание, он задает Ему, искушая Его, как сказано в Евангелии, в общем-то, простой вопрос, ответ на который должны были знать все. Вопрос о том, что есть первая заповедь.

И Христос, зная, что этот человек искушает Его, отвечает просто и безыскусно. Так, как должен ответить любой, смиренно исповедующий веру в Бога ветхозаветный иудей. Он говорит о любви к Богу и о любви к ближнему. И все.

Эта двойная заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, Ветхим Заветом данная, должна была быть известна всем. Но, видимо, Христос так произносит эти простые слова, что законнику, искушавшему Его, становится очень неудобно, очень стыдно. И, желая оправдаться и перед Христом и перед стоящими вокруг людьми, он задает Ему другой вопрос, на который сам-то он знает ответ. Вопрос о том, а кто есть ближний.

Но Спасителю известны мысли каждого человека. Он знает и все то, что происходит в душе законника. Он уже почувствовал, что горделиво пришедший уничижить Его простым вопросом законник, оказался не только посрамлен сейчас перед лицом многих, Он знает, что и в сердце самого законника произошло какое-то серьезное изменение: что он сам вдруг устыдился своего дерзкого вопроса.

И опять, как будто не замечая, что этот вопрос, обращенный к Нему, имеет какой-то скрытый смысл, Спаситель просто рассказывает притчу, всем нам с вами хорошо известную. Но, наверное, не до конца, не в полной мере осознаваемую и понимаемую. Ведь перед нами не просто рассказ о добром человеке.

Некто, ехавший по дороге и попавший в серьезные испытания, подвергшийся нападению разбойников, лежит, и возможно даже истекает кровью. Этот человек, может быть, даже умирает на дороге. Наверное, он из благочестивых иудеев, которые в этот момент, когда он оказался избит, измучен и брошен на дороге, молился Богу о помощи. И вот он видит на дороге священника, затем левита, представителей того самого ветхозаветного духовенства, к которому ветхозаветные иудеи относились с большим почтением, с большим почитанием. Кто, как не они, казалось бы, должны были прийти ему на помощь? Но они проходят мимо.

Эта тема всем нам, христианам, увы, хорошо известна. Наверное, каждый из нас имел случай, возможно, даже не один раз, убедиться в том, что подчас и священник, и дьякон, служащие христианской новозаветной церкви, тоже могут отличаться по своей человеческой немощи таким же бессердечием и бесчувствием, каким отличались их ветхозаветные предшественники. И тоже, наверное, не раз мимо нас проходили священнослужители, к которым мы, возможно, не в столь драматичной ситуации обращали свои взоры. Это вечная тема и вечный укор всем нам, христианам, и в особенности нам, священнослужителям.

Наверняка, исполнившийся уныния и отчаяния человек, только что отвергнутый священником и левитом, увидел на дороге самарянина, увидел неожиданно.

Надо представлять себе, как иудеи относились к самарянам. Ведь самаряне это был народ, который некогда был единым с иудейским народом. Это были те же самые иудеи, которые за несколько веков до описываемых в Евангелии событий, стали вступать в брак с язычниками, и стали исповедовать ветхий закон совсем не так, как это полагалось делать в соответствии с законом Моисея. Иудеи относились к самарянам даже ХУЖЕ, чем к язычникам. Самарянин воспринимался иудеем, как ВРАГ.

И надо думать, что самаряне к иудеям относились не лучшим образом. И вот когда несчастный иудей, видя перед собой заведомого врага, которого его научили ненавидеть, презирать с самого детства, происходит великое чудо. Этот враг, этот чужой ему человек, не только не проходит мимо него, но спасает его, наверное, от неминуемой гибели. Проявляет к нему доброту, милосердие, сострадание, проявляет то, что всегда оказывалось редким в этом отпадшем от Бога мире. И после того, как милосердный самарянин привозит раненого иудея в гостиницу и оставляет его там, обеспечивая всем необходимым, он проявляет еще и дальнейшую заботу, обещая хозяину гостиницы оплатить все те расходы, которые тот будет иметь, ухаживая за немощным человеком.

Рассказав эту, простую на первый взгляд, историю, Спаситель задает законнику очень серьезный вопрос: кто же в таком случае есть ближний его? а ведь законник был подобно всем ветхозаветным иудеям воспитан в убеждении, что ближним иудею может быть только иудей, исповедующий закон. Не язычник и не самарянин, потому что они-то закона не знают, они закон не исповедуют.

И здесь законник вынужден произнести слова, за которые его же собратья, законники и фарисеи, могли бы осудить. Он говорит о том, что ближний это самарянин. И в этих словах по существу может быть происходит первое исповедание этим самым законником, фарисеем, веры во Христа Иисуса. Ибо он пришел искушать Спасителя, а Спаситель открыл ему великую истину, что любовь Божия распространяется на всех людей, что ближние для него это все люди, независимо от того, какой религиозный закон они исповедуют.

Однако эти слова обращены и ко всем нам. Мы ведь очень хорошо все это, вроде бы знаем, но очень плохо все это исполняем. Особенно мы, христиане, которые лучше других знают о том, что без любви к ближнему НЕТ спасения, именно мы очень часто искушаем ближних своих, и очень часто пытаемся разделить ближних своих на тех, кто наш, христианин, и на тех, кто НЕ наш, НЕ христианин.

И мы не думаем, что мы забываем при этом Новый Завет и возвращаемся в Ветхий Завет. Как будто не было Господа Иисуса Христа, но был и остается лишь ветхозаветный Закон, который делит людей на своих и чужих. И так поступаем мы не потому, что глубока и истова наша вера, и мы так хотим любить православных христиан. Мы так поступаем просто потому, что мы вообще мало кого способны любить, мало кого хотим любить. Потому что это очень трудно любить НЕ только христиан, но и НЕ-христиан. И, как правило, НЕ любя почти никого, мы убеждаем себя в том, что мы любим-то тех, кто достоин любви; ближние наши это те, кто с нами. Кто с нами молится, постится, но отнюдь НЕ те, кто НЕ разделяет с нами труда христианской жизни.

А между тем, большинство из нас принадлежит к тем семьям, которые прошли за предыдущие десятилетия очень сложный путь. Случилось так, что богоборческая власть в нашей стране РАЗДЕЛИЛА семьи на христиан и НЕ-христиан, на православных и безбожников. И много было вражды в этих семьях. Но часто НЕ потому, что христиане ревновали о своей вере, а потому что они с легкостью шли по пути безбожников и учились НЕНАВИДЕТЬ.

Много существует дьявольских уловок в лукавом сердце человека, чтобы НЕ быть милосердным самарянином, а быть жестокосердым фарисеем. И очень часто мы изыскиваем самые различные основания для того, чтобы избавить себя от труда милосердия и сострадания. И всякий раз, когда мы пытаемся себя убедить в том, что мы бедны, мы заняты, мы устали, поэтому мы НЕ можем помочь своему ближнему, когда мы НЕ отзываемся на его скорбь, мы должны вспоминать притчу о милосердном самарянине.

Да, к счастью, не каждый день и не всем нам приходится сталкиваться с ситуацией, о которой повествует нам сегодняшнее Евангелие. К счастью, очень редко приходится сталкиваться нам с тем, что перед нами лежит умирающий человек и некому, кроме нас ему помочь. Но ведь в гораздо более простых ситуациях, когда от нас НЕ требуется такое внимание, такая сердечная забота, какая потребовалась от самарянина по отношению к раненому иудею, очень часто в более простых ситуациях мы НЕ делаем практически ничего. Когда от нас требуется даже не какая-то внешняя материальная жертва, а душевное участие, сочувствие человеку, мы проходим МИМО. Потому что мы устали, потому что нам трудно, потому что мы пребываем в житейской суете. И таким образом, мы ПРЕДАЁМ Христа.

Ибо гораздо извинительней было ветхозаветному священнику и левиту пройти мимо их умиравшего пасомого, нежели нам, христианам, которым Христос открыл во всей полноте истину, пытаться НЕ заметить скорби, несчастья нашего ближнего, каким бы он ни был, что бы с ним ни случилось.

Будем помнить об этом, дорогие братья и сестры. И пусть притча о милосердном самарянине сделает нас, христиан, достойными того призвания, которое обратил к нам Спаситель. Пусть в каждом из нас, не обязательно в такой тяжелый момент, о котором повествовалось в сегодняшнем Евангелии, но пусть в каждом из нас каждый день хотя бы иногда проступает тот самый милосердный самарянин, которого Бог поставил перед всеми христианами примером сострадания и милосердия. Аминь.

Энциклопедический словарь дает такое определение милосердию: «Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т. п.».

На первый взгляд, милосердие – само собой разумеющееся качество добропорядочного гражданина и вовсе не относится к проявлению веры. Однако это только на первый взгляд. Мы живем в жестоком мире, где ненависть заполнила все жизненное пространство. Ненависть сооружает непреодолимые преграды между народами, государствами, общинами людей, исповедующих одну религию, и даже между членами одной семьи. Кровопролитные войны свирепствуют. Человечество богатеет знаниями, но беднеет духом. Миллионы людей умирают от голода, болезней и разрушенной среды обитания, потому что и знания, и финансы, и технологии направлены на изобретение и производство все новых и новых средств массового уничтожения. Планета представляется нам театром военных действий, где все ресурсы земной цивилизации брошены на уничтожение жизни.

«Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть» (Мих. 7:2). Это слово пророка Божьего своей беспощадной правдой разрушает декорации иллюзий, снимает маски с актеров, обнаруживая действительное состояние человеческой семьи. Какой болью наполнены слова Бога, взывающего через пророка Осию: «…Я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6).

Подтверждая Божьи ожидания боговедения и милости, апостол Павел раскрывает прекрасный букет плодов Духа. «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22–23). Этот текст в Послании к галатам святого апостола Павла ​– часть спора о законе и благодати, делах плоти и делах Духа, ценностях земных, бесовских и небесных, Божьих.

Закон обнаруживает порочность человека и выносит приговор: каждый человек – грешник. И дела грешника соответствующие: «…прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предупреждаю вас, как и прежде предупреждал, что поступающие так Царства Божьего не наследуют» (Гал. 5:19–21).

Апостол Павел сгущает краски? Нет. Здесь представлена духовная характеристика человека. Плоть, дела которой так неприглядны, есть человек, не возрожденный от Духа Святого и Слова Божьего. Нам не стоит вступать в словопрения и приводить примеры добропорядочных людей, которые иногда оказывают милосердие, не будучи христианами. Так, в книге Деяния апостолов мы читаем: «Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они из-за дождя и холода разложили огонь и приняли всех нас» (Деян. 28:2). В Послании к галатам апостола Павла говорится не о морали, дисциплине или религиозных традициях, но о Боге, Который послал в мир Спасителя Иисуса Христа. Речь идет о совершенном искуплении человека, о его возрождении в стандартах Небесного Царства и также о том, что возрождение совершается Духом Святым и производит радикальные перемены в человеке, превращая его в человека духовного. Бог Дух Святой в обычном человеке рождает человека духовного; наделяя его Своей святостью, просвещает его ум, делая способным приносить духовные плоды.

Две природы, плотская и духовная, вступают в конфликт: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:16–17). Победитель в этом конфликте получает заслуженное воздаяние. Побеждает плоть – и наследуются вечные муки ада. Побеждает дух – и свободный от осуждения человек водворяется в Божьем Царстве.

Я думаю, что апостол Павел имел в виду, по крайней мере, две задачи, так детально раскрывая противостояние двух природ человека. Первая задача, безусловно, – открыть дела Духа Святого, через познание которых нам даются «дорожные знаки» на пути в Небесное Царство. Святой апостол Петр говорит об этом так: «Поэтому, братья, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10–11). Перечисленные плоды Духа можно расставить на нашем жизненном пути как дорожные указатели, которые помогут делать верные шаги на пути в Небесное Царство. Куда направлены наши глаза и уши, туда направлены и ноги. Там – и сердце наше. Если наше внимание привлекает какофония мирских тусовок, популярные боевики и захватывающие компьютерные игры – мы не можем производить благодатные плоды, как написано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Если же наши глаза и уши направлены на Богочеловека Иисуса и Его дары любви – мы следуем в правильном направлении.

Вторая задача состоит в том, чтобы материализовать дела Духа. Велико искушение представлять духовный мир как мир невидимый, пребывающий в ином измерении и не имеющий отношения к будням жизни землян. Нередко случается, что, живя по плоти, люди пытаются оправдать себя, считая, что их духовный мир сокрыт в глубинах души, в духе, поскольку имеет неземную природу. Мол, дела Духа не могут быть видимы. Павел не оставляет места для подобных спекуляций и ложных надежд. Его вывод: «Поступающие так Царства Божьего не наследуют» (Гал. 5:21). А слова: «На таковых нет закона» (Гал. 5:23) – четко дают определение людям духовным, дела которых, тем не менее, вполне практичны, поддаются оценкам и явно свидетельствуют об их неземном происхождении. Это означает, что каждый христианин, верующий в искупительную кровь Иисуса Христа, должен прилагать все старания к тому, чтобы приносить плоды Духа (см. 2 Пет. 1:5–10). Милосердие – результат напряжения сил человека, результат старания. Милосердие – обязательный плод духа человека, освященного Духом Святым и возрожденного Словом Спасителя.

Образец милосердия находим в служении Господа Иисуса Христа. Вот Он в окружении толпы народа: «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их многому» (Мк. 6:34). Вот плачущая вдова: «Увидев ее, Господь сжалился над ней и сказал ей: „Не плачь“» (Лк. 7:13).

За словами последовали и дела. Все поступки Иисуса, по сути, – бесконечное милосердие. Перечитайте Евангелия. Потрясающая картина милосердия ко всем и всегда! Дела Иисуса подтверждают Его слова: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Показав пример сострадательности и милосердия, Иисус предписывает Своим ученикам: «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден» (Лк. 6:36). Наивысший стандарт милосердия!

Милосердие зарождается и созидается в сознании. Апостол Иаков пишет: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость торжествует над судом» (Иак. 2:13). Можно сказать проще: милость выше справедливости и выше закона. Милосердие начинается и утверждается в сознании, душе и сердце человека. Поскольку это плод Духа, то очевидно, что милосердие рождается как результат воздействия Слова Божьего, внушаемого Духом Святым в разум человека. Такой посев, принятый верой, производит соответствующий плод – милосердие. Область суждений, нравственных оценок кого бы то ни было в христианском сознании должна быть пронизана милосердием.

Любимое наше занятие: суды да пересуды, рассуждения – осуждения. Суды да пересуды рождают действия. Жестокость становится нормой, ибо, когда в умах создана атмосфера жестокости, неприязни, осуждения, тогда жестокость в действиях воспринимается как само собой разумеющаяся. Плод Духа – милосердие – является свидетельством того, что именно от Духа Святого в духе человека рождается правильное, святое мировоззрение. Милосердие, рожденное от Духа и утвержденное в сознании, производит плод милосердия в словах и делах.

Отмечая важность языка, его силу и, к сожалению, испорченность, апостол Иаков пишет: «…Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:8). Вот почему Иисус Своим ученикам предписывает быть аккуратными в словах: «Но да будет слово ваше: „да“ – „да“; „нет“ – „нет“; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37).

Дух Святой учит нас в слове Евангелия: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). По сути, это приказ, чтобы слово христианина было словом милосердия. Такое пристальное внимание к языку не случайно. Милосердие, выраженное языком, создает атмосферу милости и рождает милость в ответ: «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Притч. 25:15).

Слово «плод» имеет несколько значений и ассоциируется с выращенным плодом земли. Это труд великий: возделывание почвы, очистка ее от сорняков, посев доброго семени, охрана всходов от птиц, зверей, расхитителей и прочих опасностей, сбор урожая. Фермеры не станут показывать солому и хвалиться листвой. Никто не будет показывать поле, заросшее бурьяном. Это стыд и позор. Но языком грубости, жестоким суждением, безжалостными приговорами хвалится каждый. Не должно так быть. Пушкин в свое время отмечал ценность милости: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».

Плод Духа – милосердие. Оказание милости своим – хоть и трудная задача, но, по крайней мере, понятная. А как быть с прочими? Христос не оставляет места для маневра: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5:44). Эти слова Иисуса взрывают привычное представление о добре и зле. Какие враги могут быть, если ты относишься к ним с тем же чувством любви и проявляешь милосердие? Что это за враги, которых ты благословляешь? Такое предписание исключает саму возможность войны в любых проявлениях, ибо, оказывая милосердие и благословляя людей, невозможно их ненавидеть, считать врагами. Это полная противоположность общепринятым понятиям о добре и зле. Такое милосердие может быть только плодом Духа. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:46–47). Здесь нет похвалы язычникам. Это слово Господа, как меч, проникает до разделения души и духа и обнаруживает… пустоту. Всего лишь уровень язычников.

И вопрос «Кто мой ближний»? – уже не текст Писания только, но и моя попытка из зоны света скрыться в тень. «„Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? “ Он сказал: „Оказавший ему милость“. Тогда Иисус сказал ему: „Иди и поступай так же“» (Лк. 10:36–37

Как хорошо, что вы все пришли, несмотря на будний день, праздновать день памяти этого великого угодника Божия. Но для чего Господь устанавливает праздники и дни почитания святых? С одной целью – чтобы, взирая на их лик, прикладываясь к мощам, мы бы вспоминали их житие. А кто забыл, тот может сегодняшний день посвятить тому, чтобы это житие почитать. Тем самым мы сократим расстояние в тысячу семьсот лет и почувствуем, как святитель Николай к нам близко и через икону, и через святые мощи, и через молитву. А это очень важно. Из всех святых Святая Церковь выделяет его особенно, приравнивая его к святым апостолам, ибо каждый четверг седмицы является днём, когда мы вспоминаем апостольский подвиг, и при этом всегда вспоминаем святителя Николая. Чем же он так угодил Богу, что Церковь его поставила на такой высокий пьедестал? Дело в том, что он тоже является любимым учеником Христовым, как и Иоанн Богослов. Учителя обычно любят учеников внимательных, послушных, усердных и тех, которые усваивают то, что им преподаётся. И святитель Николай в полноте это усвоил. Чем отличалась его жизнь от жизни остальных людей? Обычно люди к страданиям других людей равнодушны, а если выражают сочувствие, то жестами или словами вроде «ай-ай-ай» – ну, собственно, и всё. А Христос через апостола Иакова сказал, что вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Каждый крещёный человек должен понуждать себя на сострадание. И детей своих мы должны с самого малого детства учить состраданию. Это очень важно для души. Душа, не умеющая сострадать, не может любить. Эта душа очень эгоистична. Любовь – такое свойство человеческого сердца, которое по замыслу Божию должно направляться из сердца вовне.

Я как-то вам рассказывал историю, которая меня поразила. Иду по улице – я даже зрительно помню вот этот поворот, газон. Девочка лет четырёх лежащую на солнышке на травке кошку стаскивает на асфальт, а кошка спокойно возвращалась на своё место и укладывалась. А девочка ей объясняла: «Ну ты лежишь на траве! Неужели ты не понимаешь, что ей больно?!». Я думаю: какие хорошие родители, что так воспитали ребёнка, что он уже в четыре года имеет такое сострадание. Ничего подобного за всю жизнь ничего не видел. Кто бы из детей, которые обычно всё ломают, портят, отрывают лапки насекомым, чтоб так сострадали даже траве! Даже в нашем парке, как только он появился, дети стали сразу рвать цветы. То есть они заточены на то, чтоб всё рвать, ломать, чтоб всё засыхало, и так далее. И вот такой эпизод на всю жизнь запомнился, и сейчас что-то пришёл на ум, и я решил, раз пришло в голову, надо рассказать, тем более, у нас всегда много новеньких.

И святитель Николай всегда на чужую боль реагировал именно так: думал, как помочь, чтобы исправить какую-то злосчастную ситуацию. И Господь давал возможность это исправить. Почему Господь любит таких учеников? Известно из древности, и так святые нас учили с древних до последних времён, что Господь спасает людей и влияет на наш мир через человека. Очень нужны Богу исполнители воли Божией. Он Своим ученикам дал молитву: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». На небесах волю Божию исполняют Ангелы, а на земле – ученики Христовы. Воля Божия заключается в том, чтобы люди творили добрые дела, а другие, видя их добрые дела, узнавали, почему этот человек не такой, как все. Это, говорят, от того что у него вера христианская. Один человек головы отрезает, а другой человек старается защитить того, кому отрезают голову, или вылечить его, если он остался жив. Это же разные подходы и разная совершенно вера. Вот Христу Спасителю нужны люди такой веры, которые сердцем своим так же переживают чужую боль, как будто это своя боль. Это называется возлюбить ближнего, как самого себя (см. Лев. 19, 18). Такое проявление любви, какое имел святитель Николай, и говорит о христианской любви. Всё остальное – это себялюбие, потому что деятельная любовь всегда чего-то стоит человеку.

Какой самый простой пример, который может быть распространён? Вот, некий человек прогневался на другого человека. Обычно как это бывает? Он тут же высказывает: «Ты неправ, ты то-сё», начинает критиковать, а тот начинает защищаться, возникает спор, иногда и до драки. Хорошо, если не пьяные, а то и до ножа. А по-христиански – надо проявить любовь. А в чём тут может проявиться любовь? Ты очень прав? Отлично. Вот и помолчи. Вот и помолчи, не высказывайся, потерпи. Вроде бы в тот момент, когда человек что-то сказал для тебя неугодное, у тебя в душе гнев. Все мы, люди, борцы за справедливость по отношению к самим себе, готовы рвать и метать, убеждать, кричать, жаловаться, всем рассказывать. А ты прояви любовь и сдержись. А у нас, у людей, не воспитанных в христианском духе, обычно любовь воспринимается как некое чувство. А любовь – это не чувство, любовь – это дело. Поэтому в христианстве любовь называется добродетелью, то есть человек совершает дело любви. А чувства – это вещь мимолётная. Вот воспылал любовью, она подошла и плюнула ему в глаза. Смотрит – а любви у него уже нет, она тут же, мгновенно испарилась, вот прям сразу. Почему? Потому что её не было. Это совсем не любовь, это «нравится», но это совсем никак не любовь.

А вот святитель Николай укоренил в себе, в своём сердце любовь Христову, поэтому и Церковь его вознесла на такую высоту. После Матери Божией наибольшее количество храмов, приделов в храмах посвящены святителю Николаю по всей Руси. Так как он человек чрезвычайно добрый, он и в своей молитве к Богу за нас, грешных, очень быстро отзывается, и поэтому Церковь его именует «скорый помощник и преславный чудотворец». Творит великие дела своей молитвой и очень скоро отзывчив на молитву. Мы не очень отзывчивые люди, мы обычно медлим, забываем. Соглашаемся-то быстро, но семя, не имеющее глубокого корня, быстро засыхает (см. Мф. 13, 5-6). Почему? Чувство-то у нас возникает, мы поэтому так и называем – со-чувствие . Тот страдает, мы посочувствовали: «Ой, надо же, ай-ай-ай, не повезло». А что-нибудь такое сделать – и время нет, и неохота, и сам больной. А вот святитель Николай подходил к этому по-другому, и нам нужно этому обязательно учиться. Почему? Потому что если мы не научимся, не войдём мы в Царство Божие. Потому что настоящая любовь заключается в возможности для человека сострадания. И сострадание должно быть деятельным. Этому надо учиться, это трудно. Потому что во всяком подлинном сострадании содержится обязательно ущерб самому себе. Всякое сострадание деятельное, оно за счёт себя, за счёт своих сил, за счёт своего времени, за счёт жертвования собой, пусть и в малом. Ты должен своё время пожертвовать, вникнуть в проблему, постараться её изучить, помочь наилучшим образом, тем более, когда человек сам это сделать не в состоянии. Человек, будучи в состоянии страдания, теряется в этой ситуации, а рядом находящийся христианин может помочь. Причём когда дело касается наших детей, внуков, тут мы готовы, потому что это как бы мы делаем для самих себя, а очень важно, чтобы этот человек был совершенно к нам не принадлежащий – другой веры или, может, неверующий. Самое замечательное для Бога – когда этот человек является твоим врагом. Господь говорит через апостола Павла: если враг твой голоден, накорми его (Рим. 12, 20). Это показывает, что у тебя действительно в сердце есть любовь. Старец Силуан говорил, как определить, это настоящие христиане или нет. Очень просто: а любят ли они своих врагов? Это значит, есть любовь в сердце не зависимо от того, как человек к тебе относится. Он как-то относится, и Бог с ним. Нам главное – иметь возможность проявить любовь. Вот это перед Богом чрезвычайно высоко. Конечно, если мы не будем в этом упражняться ежедневно, будем только своё оберегать, то мы так со своим и останемся.

Посмотрим, а что же у нас такого своего? Своё у нас – гордость, тщеславие, жадность, осуждение, клевета, сплетни, безделье. Вот с этим своим останемся, и это всё барахло мы принесём на Суд Божий. Нам скажут: «С чем ты пришёл?». Поэтому один человек проживёт жизнь – и исчезает, и из памяти в том числе, и ничего не остаётся, а другой человек что-то такое сделает – и остаётся в веках. Я вот тут недавно узнал, что один мой предок построил два придела к одному храму, один из них – святителю Николаю. Представляете, сколько прошло времени. Храм-то старый, ХVII века, а он это всё сделал в ХVIII, и память есть, архивы есть, храм сейчас по милости Божией начинает восстанавливаться. Видите, как интересно. Он постарался. Даже есть письмо церковному начальству, в котором он просит благословения на то, чтоб пристроить ещё два придела в силу того, что народу стало больше ходить, а храмик там маленький. Видите, как хорошо: сделал человек одно доброе дело – века проходят, а он остаётся в памяти не только родственников. Мне-то это интересно, потому что прямой предок, очень любопытно, я об этом даже и не знал. А для всех, кто хочет интересоваться, открыта информация.

И так – каждый из нас. Если ты будешь жить так, чтобы жить с состраданием, с добром, то, что ты сделаешь, останется в веках. А если, как мы – равнодушно, тогда сотрётся память о нас в истории, какую бы мы должность ни занимали и какое бы жалование мы ни получали. Жизнь напрасна. Жизнь, в которой нет любви, никому не нужна. А жизнь человека, который творит дела любви, нужна Богу. Каждый, творящий добро, есть посланник Божий. Христос, когда пришёл на землю, на глазах у апостолов творил добро. Сыночек у вдовы умер, не на кого ей надеяться – Он его воскресил. Прокажённые идут – Он их очистил. Тем, чем Он располагал, Он служил людям. Две тысячи лет назад по всему миру, на всех континентах, и даже в Антарктиде об этом читали. Это всё записано, и люди этим живут, берут с этого пример. Почему? Добро вечно. Зло – нет.

Ты христианин, ты крестился, Господь тебя выбрал, дал тебе веру. Много же людей не имеют веры и даже не знают, что это такое, а верующих сумасшедшими называют. А христианин делает добро во имя Христово, делает ради Христа. И Господь его избирает таким посланником добра в этом мире. Поэтому каждый из нас может послужить себе, сиречь самому дьяволу, а может – Христу, сиречь самому Богу. Каждый себе выбирает тот путь, которые ему более желателен. Многие выбирают любовь к себе. Сейчас советские психологи утверждают: «Ты себя полюби!». Да спаси и сохрани от этой заразы! Человек и так рождается уже с искажёнными чувствами, всё в человеке перевёрнуто грехом. Любовь существует для того, чтобы любить ближнего. А мы люди, извращённые грехом, поэтому у нас любовь к себе. Это не любовь называется, а эгоизм. Это для Бога отвратительно. И когда мы сталкиваемся с эгоизмом или с эгоистом, нам очень нехорошо. И нам надо думать: а если я проявляю эгоизм, человеку рядом со мной хорошо? Если ты такой правильный, такой справедливый, такой хороший, что ж тебя так все не любят? Что ж ты такой для всех противный? Потому что ты заботишься о себе, о своём покое, хочешь, чтоб всё делали по-твоему. А это совсем не правильно. Господь даёт полную свободу человеку, силком никого не заставляет быть добрым, это никому не нужно. Человек должен сам действовать по любви, и любовь должна его и понуждать на делание добра. А святитель Николай указывает нам правильный, добрый, христианский путь.

Проповедь о милосердии

Анатхапиндика возрадовался словам Благословенного и сказал: «Я живу в Саваттхи, столице Косалы, земле плодородной, и наслаждаюсь покоем. Пасенади – царь этой страны, и имя его известно среди нашего народа и среди соседей. Я хочу основать здесь вихару, которая будет местом духовной преданности вашему братству, и смиренно молю тебя принять ее». /1/

Будда заглянул в сердце покровителя сирот и увидел, что бескорыстное милосердие было движущей причиной его предложения; в знак принятия этого подарка Благословенный сказал: /2/

«Милосердный человек всеми любим; его дружбу высоко ценят; во время смерти сердце его успокоено и наполнено радостью, так как он не страдает от сожаления; он получает распустившийся цветок своей награды и плод, который из него вызревает. /3/

Трудно это понять: отдавая свою пищу, мы получаем больше силы; даря свою одежду другим, мы обретаем большую красоту; жалуя людям обитель чистоты и истины, мы приобретаем прекрасные сокровища. /4/

Существует должное время и должная форма милосердия; человек, который способен давать, подобен доблестному воину, отправляющемуся на битву. Он подобен искусному воину, победителю, сильному и мудрому в действии. /5/

Любящий и сострадательный, он дает с глубоким уважением и изгоняет любую ненависть, зависть и гнев. /6/

Милосердный человек нашел путь спасения. Он подобен посадившему молодое деревце, что обеспечит тень, цветы и фрукты в будущие годы. Таковы же и результаты милосердия, такова же и радость того, кто помогает нуждающимся в помощи; такова же и великая нирвана. /7/

Мы достигаем пути бессмертия только благодаря продолжающимся действиям доброжелательности, и мы очищаем души свои состраданием и милосердием». /8/

Анатхапиндика пригласил Сарипутту сопровождать его во время возвращения в Косалу и помочь ему выбрать приятное место для вихары. /9/

Из книги Пришельцы из Шамбалы автора Бязырев Георгий

ПРОПОВЕДЬ О РАВЕНСТВЕ ЛЮДЕЙ От живого дождя вырастают травы смелого роста…Во всех городах и во многих деревнях Ориссы проповедовал Иисус о равенстве людей. Тысячи шудр и вайшей, завороженных его речами, следовали за ним. Слава об Иисусе как учителе простых людей

Из книги Письма Живого Усопшего автора Баркер Эльза

Из книги Письма живого усопшего автора Баркер Эльза

Письмо 47 Проповедь и обещание За то, что я столько раз приходил к вам и рассказывал истории для вашего развлечения, могу я на этот раз произнести проповедь? Обещаю, что она будет короткой.Вы живёте в стране, где острия церковных колоколен пронизывают голубой воздух, и, если

Из книги Письма живого усопшего, или Послания с того света автора Баркер Элен

Письмо 44. Проповедь и обещание За время общения с вами я рассказал много историй, теперь же хочу произнести вам напутственную речь. Обещаю, что это не займет много времени.Вы живете в стране, где острия церковных колоколен пронзают небесную твердь. И если смотреть на них с

Из книги Книга оборотней автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Глава шестнадцатая ПРОПОВЕДЬ ОБ ОБОРОТНЯХ Лекции доктора Иоганна Гейлера. - ПроповедьПривожу любопытный образец позднесредневековой проповеди, включенной в старинное немецкое издание речей доктора Иоганна Гейлера фон Кайзерсберга{125}, известного проповедника из

Из книги Божественная эволюция. От Сфинкса к Христу автора Шюре Эдуард

Первая степень: Приготовление. Нагорная проповедь и Царство Божье Дело Христа начинается галилейской идиллией и объявлением о «царстве Божьем». Это предсказание указывает нам на его популярные наставления. В то же время оно является приготовлением к более возвышенным

Из книги Путешествия в поисках смысла жизни. Истории тех, кто его нашел автора Блект Рами

Глава XVIII Последняя проповедь Утром за ним заехал его друг, чтобы довезти его. По дороге он весело рассказывал, что они сняли самый большой зал в районе. Но даже его не хватает, судя по заявкам. Многие звонили, спрашивали, можно ли больных родственников привезти, будет ли

Из книги Провозвестие Будды автора Карус Пол

Проповедь в Бенаресе Видя приближение своего прежнего учителя, пятеро бхиккху договорились между собой не приветствовать его, не обращаться к нему как к учителю, но только по имени. Итак, они сказали: «Поскольку он нарушил свой обет и предал святость, он больше не бхиккху,

Из книги Беседы о Законе Кармы автора Микушина Татьяна Н.

Проповедь в Раджагахе Пожив некоторое время в Урувеле, Благословенный пошел в Раджагаху в сопровождении большого количества бхиккху, многие из которых раньше были джатилами. И великий Кассапа, старший среди джатил и бывший огнепоклонник, пошел с ними. /1/ Когда царь

Из книги автора

Проповедь об оскорблении Благословенный обратил внимание на состояние общества и заметил, сколько несчастий пришло из-за злобы и глупых оскорблений, нанесенных только для удовлетворения тщеславия и гордыни. /1/ И Будда сказал: «Если человек по глупости причинит мне зло,

Из книги автора

Учение о сострадании и милосердии Возлюбленная Гуань Инь26 декабря 2008 годаЯ ЕСМЬ Гуань Инь. Я ЕСМЬ пришла к вам этим днём с целью дать небольшое Учение.Я редко прихожу. И поэтому внимайте моим словам с удвоенным вниманием. Не потому что я так хочу, а потому что вам это

В новой статье инокиня Ливия рассказывает о главных христианских заповедях. Часто бывает, что люди исполняют все «внешние» религиозные предписания — молятся и постятся, но при этом забывают о самом главном: любви и милосердии. Святые отцы учат нас, что благотворительность — это наша драгоценная копилка. Оказывая милость нуждающимся, мы приобретаем для себя нетленное и вечное сокровище в лучшем и вечном мире.

«О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою»

(Иоан., 13, 35).

Притча о дружбе

«Были у одного человека три друга. Первых двух он особенно любил и до самой смерти готов был жертвовать для них всем, а к третьему относился с пренебрежением и питал к нему мало расположения. Но вот случилось, что к этому человеку являются от царя воины и велят ему скорее прибыть к царю, чтобы дать отчет в долге в десять тысяч талантов серебра. Не имея ничего, чем бы мог заплатить столь большой долг, он пошел искать помощи у своих друзей. Приходит к первому, рассказывает о своей беде и просит помощи. Но друг, которого он столь любил, говорит: «Я тебе не друг, и не знаю, кто ты; у меня теперь и без тебя много друзей. На вот тебе, пожалуй, два рубища, оденься в них, а больше ничего от меня не жди».

Видя, что тут ничего не получилось, человек тот пошел к другому своему другу, которого тоже очень любил, и сказал: «Вспомни, как я всегда дорожил твоей дружбой, теперь я нахожусь в скорби и в великой беде, помоги мне». И этот отвечал: «Сегодня я занят, да и сам нахожусь в горе; пожалуй, провожу тебя немного до царя, но больше ничего от меня не жди».

Видя, что тут ничего не получилось, человек тот пошел к другому своему другу, которым он до сих пор почти пренебрегал. Вошел к нему с печальным и пристыженным лицом и сказал ему: «Не смею и уста раскрыть, чтобы поговорить с тобой, потому что никакого добра я тебе не сделал и никакого почтения никогда не оказывал. Но пришло и ко мне великое горе и не к кому обратиться за помощью, кроме тебя. Был у двоих друзей, те отказали мне; если можешь, помоги хоть сколько-нибудь и забудь мое пренебрежение к тебе». Друг этот отвечал ему: «Что же, я считаю тебя близким человеком и, помня малое твое добро, сделанное мне, теперь с лихвой возвращу его тебе. Не бойся, я умолю за тебя царя, и он не предаст тебя в руки врагов твоих; мужайся и не скорби».

Тогда человек тот со слезами воскликнул: «Увы мне! Что буду прежде оплакивать: то ли, что втуне я оказывал предпочтение и любовь неблагодарным друзьям, или небрежение, которое по неразумию, я оказал истинному и нелицемерному другу?»

Что значит эта притча? Первый друг есть пагубная алчность к наживе и тленное богатство, которое оставляет человека при смерти и дает ему только два рубища на погребение — рубашку и саван. Второй друг — это семейные и друзья, которых мы часто любим до забвения Бога. Но и от них при смерти мало пользы, ибо они только проводят человека до могилы, а потом среди забот и попечений также забудут его. Третий же друг — это наши добрые дела, которые, несомненно, станут ходатаями за нас перед Богом по разлучении души от тела, помогут свободно пройти воздушные мытарства. Они-то, следовательно, и есть истинные наши друзья, помнящие малое наше благотворение и с лихвой воздающие за него» (Книга Пролог, притча старца Варлаама на 16 апреля ст. ст).

Вера без дел мертва

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Иак., 1, 22).

Что пользы, братия моя, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак., 2, 14-17).

Итак, только делами своими мы можем показать и доказать свою искреннюю, нелицемерную веру. И, бесспорно, одно из самых главных дел в благочестивой и богоугодной христианской жизни — творить любовь и милосердие к ближним, спешить на помощь в трудной ситуации, уметь и словом, и делом утешить скорбящих братьев и сестер. Нет выше заповеди, чем бескорыстная, самоотверженная любовь в служении ближним. Любовь и милосердие — это два крыла, которые возносят человека от земли на небо и дают вход в жизнь вечную.

Говорили отцы, что диавол всему может подражать: посту он никогда не ел, бдению он никогда не спал, а смирению и любви подражать не может. Итак, великий подвиг да будет для нас, иметь в себе любовь и ненавидеть гордость, чрез которую диавол ниспал с небес (Древний патерик, глава 17-я).

О высоких заповедях и говорить можно лишь возвышенными словами, а для этого надо иметь соответствующее духовное устроение и ум, очищенный от воздействия душевных и телесных страстей и просвещенный свыше Божественною благодатью. Святитель Иоанн Златоуст называет словеса Божии, которые мы слышим в церкви, сладчайшими паче меда и сота и драгоценнейшими паче золота и дорогих камней. Ибо нет ничего дороже для человека, чем душа бессмертная, созданная по Образу Божьему. Но как тело не может жить без пищи, так и душа ослабевает и впадает в уныние без молитвы и назидательного чтения, которое питает и укрепляет душу. Чем больше говорим мы и рассуждаем о добродетелях, тем больше подвизаемся к тому, чтобы слова эти исполнять и самим делом. Ибо житейская суета, как сеть неприязненная, часто опутывает ум и сердце, пленяет мысли многоразличными заботами, отводит долу душевное око и не дает воспрянуть к бессмертному, высшему миру. Так что забываем мы и о жизни вечной, и о спасительном пути. В таком состоянии лучший помощник и наставник для души —назидательные книги, которые богомудрыми своими словами очищают духовное око и напоминают человеку о настоящем его предназначении, о смысле бытия. И первое слово в святоотеческих поучениях, как и первая заповедь христианская, всегда будет о любви и милосердии, ибо где любовь, там и Бог.

О любви и милосердии

Благо есть искренняя любовь к Богу и к людям и милосердие. Не в том любовь и милосердие, чтобы есть и пить, приглашая друг друга в гости и словно возвращая друг другу долги. Такая любовь и милосердие есть и между ворами и разбойниками, и между всеми народами, не знающими Бога. Истинная любовь, милосердие и братолюбие, согласно заповедям Господним, состоят в том, чтобы, как говорит Господь, любить брата своего, как самого себя. Любить не только любящих, но и ненавидящих, и обижающих. Терпеть от брата своего все обиды и напраслину с благодарностью и не помнить никакого зла.

А если кому кажется, что он имеет любовь, но не ко всем одинаковую — отличает бедного от богатого, больного от здорового, грешного от праведного, чужого от своего, грубого от любезного, — то это еще не совершенная любовь. Полная же, совершенная любовь в том, чтобы относиться ко всем одинаково. Как всякая пища, посыпанная солью и политая маслом, становится вкусной, так и каждый человек, желающий спастись, должен осыпать любовью и орошать милосердием любое доброе дело и всякого человека. Так все его добрые дела станут совершенными.

Ибо что такое любовь и милосердие? Отдать душу свою за друзей своих, и это будет по Богу. И не делать другому того, чего себе не желаешь и ненавидишь. Велики такие любовь и милосердие. Они покрывают множество грехов наших.

Относящийся ко всем с любовью и милосердием помилован будет на Суде Господнем. «К любящим и милостивым милостив буду, — говорит Господь, ибо милостивые сынами Божьими нарекутся». Любовью и милосердием Закон Христов исполняется, и жизнь становится совершенной. Много членов тела и чувств у человека, а естество одно. Много заповедей Господних и отеческих добродетелей, а скрепляют их, соединяют и утверждают любовь и милосердие. Живущий в любви и милосердии в Боге пребывает и Бог в нем, ибо любовь и милосердие — Сам Бог (Цветник священноинока Дорофея).

Все настоящее и видимое, любезное и приятное для тела, которое называем мы земными благами и удовольствиями, имеет свой вес и цену только здесь, на земле, но теряет всякий смысл за невидимой и непреложной гранью, от которой, в свое время, никто уже не сможет отойти назад. Что такое наша жизнь и для чего живет человек на земле? Благочестивый верующий христианин без труда ответит на этот загадочный и противоречивый для многих светских философов вопрос и скажет, что настоящая жизнь — это только начало и преддверие жизни будущей. Она дана нам как испытание, как дорога к бессмертию и совершенству, основная наша цель и задача — научиться жить по заповедям Господним и, сколько возможно, творить добро своим ближним.

Святые отцы говорят, что нынешний век для нас словно торжище, где можем купить мы подвигами и добродетелями Царство Небесное, и призывают спешить и торопиться и не откладывать с одного раза на другой, но милосердием и богоугодными делами собирать себе сокровище, которое позволит наследовать нам вечное воздаяние. Ибо что посеет человек, то и пожнет, но во время жатвы не будет уже места для покаяния и поприща для совершения добрых дел. Здесь толкование притчи о пяти юродивых девах, которые, хотя и соблюдали внешне все необходимые правила благочестия, но не имели при этом достаточно масла в своих светильниках, т.е. дел любви и милосердия к ближним, почему, когда пришел долгожданный Жених, они оказались недостойными войти с Ним в чертог для брака. Хотели, но не смогли уже купить масло для погасших светильников. Масло это — милость и любовь, которые мы оказываем к своим ближним и которое мы не сможем уже никакими средствами приобрести себе, когда выйдем из этого мира. И то имущество, которое отдаем мы здесь нуждающимся, — это наша драгоценная копилка перед Богом, т.е. когда мы подаем другим, то делаем это, прежде всего, для самих себя, этим приобретаем для себя нетленное и вечное сокровище в лучшем и вечном мире.

Подтверждение Евангелию

«Не обманывай себя, о человек: если не будем поступать согласно слову Писания и веры, то есть по заповедям Господним и прочим книгам, будем преданы мучениям, потому что невозможно спастись, не соблюдая всех этих заповедей. Если же будем поступать по Господним заповедям, будем помилованы и воцаримся со Христом навечно. Потому что сами себя, по слову Божию, либо осуждаем, либо оправдываем. Слово Божие, истинное и праведное, установлено для нас на этом свете как справедливая и честная мера и вес, и этими мерой и весом на грядущем Суде судимы будем. Каждый из нас, учащихся Слову, должен жить по Евангельским заповедям. И нам, стремящимся к жизни вечной, следует усердно соблюдать животворные и воскрешающие святые заповеди Господни, благодаря которым дается благодать Святого Духа, спасается и оживляется всякая душа» (Цветник священноинока Дорофея).

Нуждается в помощи

Тяжелобольная пятилетняя девочка Аня Родина, младшая дочь старообрядческого священника Михаила Родина, настоятеля строящегося храма во имя преподобного Серапиона Черемшанского в Балаково, нуждается в вашей помощи. Девочка родилась недоношенной, во время очень тяжелой операции «кесарева сечения» врачи спасали жизнь и ребёнку, и маме. За операцию матери сделали 11 переливаний крови. После рождения Аня не дышала, провела двое суток в реанимации с аппаратом искусственного дыхания. Кровоизлияния в мозг вызвали развитие детского церебрального паралича (ДЦП). Анюта не ходит, не ползает, не может самостоятельно сидеть, брать предметы руками, плохо держит голову, плохо говорит. В 2013 году начались судороги. Приходится постоянно принимать дорогостоящие противосудорожные препараты. В сентябре 2013 года Анюте установили баклофеновую помпу. Необходимо каждые 2-3 месяца ездить в Москву на лечение и реабилитацию. Постоянно нужно посещать массаж, занятия в бассейне, процедуры физиотерапии, занятия ЛФК и иппотерапии.

Балаковская община строит храм. Собранных пожертвований не хватает даже на строительные работы, поэтому о. Михаил Родин продолжает преподавать в ВУЗе. Матушка не работает, занимаясь уходом за Анютой, её лечением и воспитанием троих старших детей. Семье приходится трудно: постоянно требуются расходы на транспорт и лекарства. Вы можете помочь этой семье. По ссылке , необходимом лечении и об этой семье. Для пользователей социальной сети В Контакте создана группа «