Мореплаватель миклухо-маклай. Знаменитый русский этнограф и путешественник николай николаевич миклухо-маклай

(5 июля по старому стилю) 1846 года в селе Рождественском (ныне Языково-Рождественское Окуловского муниципального района Новгородской области) в семье инженера.

В 1863 году поступил в Петербургский университет, откуда в 1864 году за участие в студенческом движении был исключен без права поступления в высшие учебные заведения России.

В 1864 году учился на философском факультете Гейдельбергского университета, в 1865 году — на медицинском факультете Лейпцигского университета. В 1866 году переехал в Иену, где на медицинском факультете университета занимался изучением сравнительной анатомии животных. В качестве ассистента немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля, лекции которого слушал в университете, посетил Канарские острова и Марокко. В 1868 году Миклухо-Маклай окончил Иенский университет.

В 1869 году совершил путешествие на побережье Красного моря для исследования морской фауны. В том же году вернулся в Россию.

Первые научные исследования Миклухо-Маклая были посвящены сравнительной анатомии морских губок, мозга акул и другим вопросам зоологии. Во время своих путешествий он проводил также ценные наблюдения в области географии. Он склонялся к тому взгляду, что расовые и культурные признаки народов формируются под влиянием природной и социальной среды. Чтобы обосновать эту теорию, Миклухо-Маклай решил предпринять путешествие на острова Тихого океана с целью изучения "папуасской расы". При содействии Русского географического общества он получил возможность в конце октября 1870 года выехать на Новую Гвинею на военном судне "Витязь". Сначала он побывал на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (1871-1872), который с тех пор называется Берегом Маклая. 15 месяцев Миклухо-Маклай прожил среди папуасов и своим дружелюбным и тактичным поведением завоевал их любовь и доверие.

В 1873 году он посетил Филиппины и Индонезию. В 1874 году побывал на юго-западном берегу Новой Гвинеи. В 1874-1875 дважды путешествовал по полуострову Малакка, изучая племена семангов и сакаев. В 1876 году совершил путешествие в Западную Микронезию (острова Океании) и Северную Меланезию (островные группы в Тихом океане). 1876 и 1877 годы снова провел на Берегу Маклая; оттуда хотел вернуться в Россию, но из-за тяжелой болезни вынужден был поселиться в Австралии (Сидней), где жил до 1882 года. Он основал близ Сиднея первую в Австралии биологическую станцию. В этот же период совершил поездку по островам Меланезии (1879) и посетил южный берег Новой Гвинеи (1880); в 1881 году второй раз был на южном берегу Новой Гвинеи.

В 1882 году Миклухо-Маклай приехал в Россию, прочел ряд публичных докладов о своих путешествиях в Географическом обществе. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии присудило ему золотую медаль.

Посетив Берлин, Париж и Лондон, где знакомил научную общественность с результатами своих исследований, Миклухо-Маклай вновь поехал в Австралию. По пути он в третий раз побывал на Берегу Маклая (1883).

1884-1886 годы ученый провел в Сиднее в Австралии, в 1886 году вернулся в Россию. В последние годы жизни готовил к опубликованию свои дневники и научные материалы. В 1886 передал в дар АН в Петербурге собранные им в 1870-1885 этнографические коллекции (ныне в Музее антропологии и этнографии).

14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1888 года Николай Миклухо-Маклай скончался в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.

Крупнейшей научной заслугой ученого является то, что он поставил вопрос о видовом единстве и родстве человеческих рас. Впервые дал подробное описание меланезийского антропологического типа и доказал его широкое распространение в Западной Океании и на островах Юго-Восточной Азии. Для этнографии большое значение представляют описания хозяйства, материальной культуры и быта папуасов и других народов Океании и Юго-Восточной Азии. Многие наблюдения Миклухо-Маклая, отличающиеся большой точностью, до сих пор остаются почти единственными материалами по этнографии некоторых областей Океании.

При жизни Маклая было более ста его работ по этнографии, антропологии, зоологии, анатомии, географии и другим наукам, однако не вышла в свет ни одна из его крупных работ. Дневники путешествий Миклухо-Маклая впервые увидели свет в 1923 году. Собрание сочинений в пяти томах было издано в 1950-1954 годах.

Николай Миклухо-Маклай с 1884 года был женат на Маргарет Кларк, дочери известного австралийского политического деятеля, многократного премьера колонии Новый Южный Уэльс сэра Джона Робертсона. В ноябре 1884 года в семье родился первенец Александр Нильс, а в декабре 1885 года на свет появился и второй сын — Владимир Аллен. После смерти ученого Маргарет больше не выходила замуж. На мемориальной плите на могиле Миклухо-Маклая на Волковом кладбище по указанию жены были начертаны латинские буквы: N.B.D.C.S.U., что означало "Ничто, кроме смерти, не может разлучить нас".

В честь ученого были названы гора и река на Новой Гвинее, участок северо-восточного побережья Новой Гвинеи от залива Астролябия до полуострова Юон (Берег Миклухо-Маклая), а также подводная гора в Тихом океане и залив на Земле Уилкса в Антарктиде.

В 1947 году имя Миклухо-Маклая было присвоено институту этнографии Академии наук СССР (РАН).

В 2014 году Российским географическим обществом учреждена Золотая медаль имени Н.Н. Миклухо-Маклая как высшая награда общества за этнографические исследования и путешествия.

В честь 150-летия со дня рождения ученого 1996 год был провозглашен ЮНЕСКО годом Миклухо-Маклая. В том же году ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.

В городе Окуловка Новгородской области был установлен бронзовый памятник Миклухо-Маклаю.

Бюст Миклухо-Маклая был установлен в Австралии на территории Университета Сиднея, у музея Уильяма Маклея.

Бюст ученого из белого камня был открыт в Севастополе перед зданием Института биологии Южных морей имени Ковалевского.

В городе Малине Житомирской области Украины в 1986 году был установлен памятник Миклухо-Маклаю.

Памятник ученому открыли в столице Индонезии Джакарте на территории Российского центра науки и культуры.

В 2010 году на Украине, недалеко от Киева, в селе Калитянское Черниговской области, на родине отца Миклухо-Маклая — Николая Миклухи был создан первый частный музей путешественника.

В 2013 году в поселке Кача недалеко от Севастополя был создан музей Миклухо-Маклая "Берег Маклая".

В 2014 году на Украине в городе Батурин Черниговской области открылся Историко-культурный центр "Паруса Маклая".

В 2015 году в городе Малин Житомирской области Украины в здании, принадлежавшем родственникам ученого, был открыт еще один музей Миклухо-Маклая.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

«Вы первый... доказали, что человек везде человек» — эти слова Л. Н. Толстой в свое время адресовал совсем еще молодому ученому Николаю Миклухо-Маклаю. Биография этого известного путешественника настолько интересна, что читается на одном дыхании. Недаром его часто приглашали к царскому двору, чтобы он рассказал императорской семье о своей жизни среди аборигенов Новой Гвинеи.

Миклухо-Маклай: биография

14 апреля 1844 года в Москве в Воскресенской церкви на Сретенке Н. И. Миклуха обвенчался с Екатериной Семёновной Беккер , дочерью героя Отечественной войны 1812 года полковника Беккера , служившего тогда чиновником московского Приказа общественного призрения.

Жениху было 25 лет, невеста была восемью годами его моложе. Молодожёны отправились к месту службы — деревню Языково Боровичского уезда Новгородской губернии. Здесь супруги снимали комнату в имении Рождественское, принадлежащем помещику Н. Н. Евстифееву. 2 июля 1845 года у четы родился первенец — Сергей (скончался в 1895 году). 17 июля 1846 года на свет появился второй сын, названный Николаем. Крещён он был в церкви св. Николая Чудотворца в Шегриной Горе; восприемник — генерал-майор А. Н. Ридигер, происходил из семейства, которое в будущем даст России патриарха .

10 августа 1846 года Николай Ильич Миклуха был назначен помощником начальника опытного железнодорожного пути; осенью семейство Миклух переселилось в Петербург на казённую квартиру. 18 марта 1848 года Н. Миклуха был назначен заведующим Николаевским вокзалом и первыми 12-ю верстами дороги до Колпино .

К тому времени семейство расширилось — 11 мая 1849 года родилась дочь Ольга (скончалась в 1880 году). В августе 1849 года глава семьи был назначен начальником опытного пути между Вышним Волочком и Тверью , его протяжённость составляла 112 вёрст. Однако в октябре 1850 года Н. Миклуха вызвал недовольство начальника Южной дирекции Николаевской дороги и был отстранён от дел, более года ожидая нового назначения. Тем не менее в декабре он был награждён орденом св. Анны 3-й степени.

Наконец, 9 октября 1851 года инженер-капитан Миклуха без повышения в чине был назначен начальником VI отделения Николаевской железной дороги, простиравшегося от станции Спировская до Клина . Семья жила в Твери. 31 мая 1853 года родился ещё один сын — Владимир . В период 1853—1855 годов Н. Миклуха получил несколько благодарностей и медаль «За отлично усердную службу» за бесперебойную перевозку войск во время Крымской войны . Однако в день 39-летия, 24 октября 1855 года, он был отстранён от занимаемой должности. Предположительно, это было сделано по его собственной просьбе в связи с резко ухудшившимся здоровьем: открылся туберкулёз .

В конце 1855 года семейство Миклух переехало в Петербург, в квартиру у Таврического сада . Здесь 12 апреля 1856 года родился последний сын — Михаил , который потом стал собирателем и хранителем семейного архива. Глава семьи заведовал Александровским механическим заводом при Николаевской железной дороге. В декабре 1856 года он был назначен руководителем строительства Выборгского шоссе , что окончательно подкосило его здоровье. 20 декабря 1857 года Н. И. Миклуха скончался в возрасте 41 года.

Так как семейные сбережения были вложены в акции, а вдова зарабатывала на жизнь черчением географических карт, ей удалось дать детям приличное образование, приглашая педагогов на дом. Она даже наняла для них учителя рисования, который открыл у Николая художественные способности.

Братья и сёстры

Старший брат Сергей Миклуха (1845—1895) — юрист , в —1894 годах был участковым мировым судьей (3-й участок,

Сестра Ольга Миклуха (1849—1881) —художественная роспись по фарфору .

Учеба в гимназии

Николай Миклухо-Маклай, биография которого полна интереснейших событий, в 1858 году вместе со старшим братом Сергеем был принят в 3-й класс школы "Анненшуле". Однако вскоре мальчики упросили мать перевести их в казенную гимназию. Для этого вдова подала прошение о зачислении сыновей в дворянское сословие в соответствии с чином ее покойного супруга, дававшее такое право.

Во Второй Петербургской гимназии Николай Миклуха учился очень плохо и частенько прогуливал. В результате он с большим трудом был переведен в 5 класс.

В возрасте 15 лет во время студенческой манифестации Николай был арестован, и наряду с другими гимназистами и братом Сергеем заключен в Петропавловскую крепость. Правда, через несколько дней подростков отпустили, так как следственная комиссия посчитала, что их задержали по ошибке.

Учеба в университете

Летом 1863 года Николай покинул гимназию. Он выразил желание поступить в Академию художеств, но мать смогла его отговорить.

В сентябре 1863 года молодой человек записался в Московский университет вольнослушателем на физико-математический факультет, что было возможно даже без документа об окончании гимназического курса. Там он усердно занимался естественными науками, в том числе физиологией.

Во время университетской сходки, состоявшейся в 1864 году, Николай попытался провести в здание своего одноклассника по гимназии Суфщинского. Они были задержаны администрацией, и юноше запретили посещать занятия.

После того, как стало ясно, что Николай не сможет получить высшего образования в России, мать согласилась отправить юношу на учебу за границу, в Германию. После долгих мытарств юноше удалось получить заграничный паспорт и выехать за рубеж в апреле 1864 года.

Жизнь в Германии

Николай Миклухо-Маклай после поступления в Гейдельбергский университет был вовлечен в политические споры между тамошним русским студенчеством, связанные с разными взглядами на Польское восстание. Его мать всячески пыталась уговорить сына держаться подальше от политики и стать хорошим инженером. Вопреки ее пожеланиям юноша, наряду с лекциями по математике, стал посещать занятия по общественным дисциплинам.

Летом 1865 года Николай Николаевич Миклухо-Маклай перевелся в Лейпцигский университет.

Там он поступил на факультет, где готовили управляющих в сфере сельского и лесного хозяйства. Прослушав там 4 курса, он отправился в Йену и поступил на медицинский факультет , где проучился 3 года.

Экспедиция на Канарские острова


Знакомство состоялось, особенно любезным оказался Гексли. Только 15 ноября участники экспедиции отплыли на Мадейру : Геккель предполагал провести там первичное ознакомление с пелагической и литоральной фауной Атлантики, а затем отправиться на Канары. Оказалось, однако, что сообщение с островами прервано из-за холеры. Путешественников выручил прусский фрегат «Ниоба» , совершавший учебное плавание; его командир был племянником профессора ботаники Йенского университета.

Пробыв в Фуншале всего два дня, путешественники были доставлены в Санта-Крус на о. Тенерифе 22 ноября.

9 декабря команда высадилась в гавани Арресифе на о. Лансароте , причём из-за шторма плавание вместо 30 часов продлилось 4 суток.

В гавани развернулась бурная деятельность: сачками собирались медузы , рачки и радиолярии , обитавшие в поверхностном слое воды, а сеть служила для добычи образцов придонной фауны. Студент фон Миклухо изучал морские губки и в результате обнаружил новый вид известковой губки, назвав её Guancha blanca в честь коренных обитателей островов . Образцы изучаемых рыб чаще всего покупались у рыбаков на базаре, в результате Н. Миклуха собрал данные по плавательным пузырям рыб и мозгу акул.

Местные жители настороженно отнеслись к немецким зоологам, считая их не то прусскими шпионами, не то колдунами. Последний слух привёл к тому, что к Геккелю регулярно обращались с просьбами об исцелении и предсказании будущего. Арендованный членами команды дом кишел насекомыми и крысами; Геккель подсчитал, что только в январе 1867 года убил более 6000 блох. Было решено сворачивать работу и возвращаться в Европу, но это можно было сделать только через Марокко. 2 марта на английском пароходе Геккель и Греф добрались до Марокко, далее провели две недели в Альхесирасе , изучая морскую фауну. На поезде они добрались до Парижа, где осмотрели Всемирную выставку , после чего вернулись в Йену.

Миклуха и Фоль решились объехать султанат Марокко: купив арабские костюмы и наняв проводника-переводчика, с караваном они добрались до Марракеша , где Николай особенно интересовался бытом и жизнью берберов . Далее путешественники поехали в Андалусию . Прибыв в Мадрид , Николай пожелал пожить в цыганском таборе, но не сообщал подробностей. Геккель пометил на одном из писем Миклухи, что в Мадриде он сильно заболел. В Йену Николай вернулся через Париж в начале мая 1867 года.

Научная деятельность

В Йене Н. Н. Миклухо-Маклай снова стал ассистентом Геккеля.

Год спустя молодой человек закончил медицинский факультет Йенского университета и начал активно заниматься научной работой. В одной из своих статей он высказал гипотезу о том, что эволюция является дифференциацией, т. е. переходом от исходной формы живого организма к иным формам, но не обязательно высшим.

Экспедиция в Италию и на Красное море

После провала многочисленных попыток стать участником полярной экспедиции Миклухо-Маклай отправился на Сицилию с зоологом-дарвинистом Антоном Дорном.

В Италии будущий известный путешественник узнал о завершении строительства Суэцкого канала и решил изучить фауну Красного моря.

После посещения Египта, где он провел большую исследовательскую работу, ученый отправился в Россию, куда прибыл летом 1869 года.

Подготовка к первой экспедиции на Новую Гвинею


Встретившись с родственниками, которые на тот момент проживали в Саратове, Николай Миклухо-Маклай отправился в столицу и выступил на нескольких научных конференциях. Вскоре его приняли в ряды Русского географического общества и одобрили представленный им проект экспедиции на Тихий океан.

21 мая 1870 года морской министр Николай Карлович Краббе сообщил, что получено Высочайшее разрешение доставить Миклухо-Маклая в Батавию на корвете «Витязь».

Жизнь на островах в Тихом океане

29 октября «Витязь» навестил великий князь Константин Николаевич Романов , который долго беседовал с Миклухо-Маклаем.

Было решено, что через год после высадки русское военное судно посетит Новую Гвинею; в случае, если исследователя не будет в живых, оно должно было забрать рукописи, упакованные в герметические цилиндры. В день отплытия — 8 ноября 1870 года — 24-летний Миклухо-Маклай отправил письма князю Мещерскому и матери.

Отплытие «Витязя» состоялось 8 ноября 1870 года. В Бразилии Миклухо-Маклай некоторое время посещал местную больницу и занимался осмотром представителей негроидной расы обоего пола.

21 июля «Витязя» прибыл на Таити. На острове Миклухо-Маклай приобрел красный коленкор, иголки, ножи, мыло и получил подарки от епископа Жоссана.

Затем путешественник побывал в Апиа, где нанял двух слуг: матроса из Швеции Ольсена и молодого аборигена по кличке Бой. Через два месяца ученый с помощниками достиг конечного пункта своего путешествия. Миклухо-Маклай высадился на берег со своими помощниками и посетил деревню.

19 сентября 1871 года около 10 часов утра открылся высокий берег Новой Гвинеи близ мыса King William, и на другой день, в четвертом часу пополудни, корвет «Витязь» бросил якорь недалеко от берега, в заливе Астролябии.

С двумя слугами отправился я на берег, и в одной из близ берега лежащих деревень, из которой большинство жителей при нашем приходе разбежалось, встретил первых папуасов. Они с большою боязнью предложили мне разные подарки: кокосовых орехов, бананов и свиней.

Так как корвет спешил в Японию и посетить для выбора несколько местностей восточного берега Новой Гвинеи было нельзя, то я решил остаться здесь. На другой же день я выбрал место для хижины, и плотники корвета начали ее строить. Следующие четыре дня были употреблены на постройку хижины, очистку кругом ее леса и перевозку вещей.

Командир и офицеры корвета с большою любезностью помогали мне и даже снабдили меня разными вещами и припасами, которых мне недоставало, за что я всем им приношу мою искреннюю благодарность. 27 сентября утром корвет ушел.

Все местные жители пустились наутек, кроме папуаса по имени Туй , который в будущем стал посредником между членами экспедиции и аборигенами.

В первые месяцы туземцы относились к пришельцам настороженно, но в 1872 году Миклухо-Маклай был принят ими как друг.

Исследованные территории путешественник назвал своим именем. Так на карте мира появился Берег Миклухо-Маклая.

Второе путешествие в Новую Гвинею

Через некоторое время он прибыл в Гонконг, где узнал о свалившейся на него славе исследователя папуасов. После поездок по Батавии Миклухо-Маклай отправился во вторую экспедицию к папуасам и высадился на Амбоне 2 января 1874 года. Там он стал бороться с работорговцами.

В мае 1875 года ученый написал письмо Императору Александру Второму с просьбой взять под покровительство аборигенов Новой Гвинеи, на что получил отрицательный ответ.

Проведя на островах 17 месяцев, Миклухо-Маклай отправился в Австралию.

Там Миклухо-Маклаю удалось заинтересовать местные власти проектом организации биологической станции в бухте Уотсонс-Бэй.

Так как нужной суммы собрать не удалось, ученый вновь отправился в Южные моря.

В Меланезии

В начале 1880 года путешественник высадился на архипелаге Луизиада, однако заразился там лихорадкой и был чудом спасен миссионерами, доставившими его в Брисбен.

Спустя год Миклухо-Маклай вернулся в Сидней и возглавил Морскую биологическую станцию.

При этом он, как мог, защищал население Новой Гвинеи. В частности, его вмешательство спасло от расправы деревню аборигенов, рядом с которой были убиты трое миссионеров.

Возвращение в Россию и поездка в Европу

В Сиднее Миклухо- познакомился с вдовой Маргарет-Эмма Робертсон-Кларк — дочерью важного колониального чиновника, с которой у него завязался роман.

Однако ему пришлось оставить молодую женщину и вернуться в Россию, куда он прибыл в январе 1882 года. Там его ждали с нетерпением, и его лекции имели огромный успех. Кроме того, путешественник был представлен Александру Третьему, который урегулировал его финансовые проблемы.

Ухудшение здоровья заставили Миклухо-Маклая отправиться на лечение в Европу. Во время путешествия он получил письмо от Маргарет Кларк, в котором она дала согласия на брак с ученым. Тем не менее, вместо того, чтобы поехать к любимой, ученый в третий раз посетил Новую Гвинею. Там его ожидало разочарование, так как многие его друзья папуасы умерли. Миклухо-Маклай высадил в Бонгу садовые культуры — манго, хлебное дерево, апельсин, лимон и зёрна кофе. Однако, несмотря на просьбы папуасов, он их оставил, обещав вернуться.

Женитьба

10 июня 1883 года Николай Миклухо-Маклай вернулся в Сидней и занялся решением проблем, связанных с заключением брака между ним и протестанткой Кларк. 27 февраля 1884 года они обвенчались, а в ноябре родился их первенец — сын Александр.

Возвращение в Россию и смерть

После получения приказа об освобождении здания биологической станции Миклухо-Маклай решил вернуться на родину и прибыл в Одессу в середине весны 1886 года. В России ученый попытался осуществить проект организации переселенческой колонии на Берегу Маклая, но его планам не суждено было сбыться.

В 1887 году здоровье известного путешественника резко ухудшилось. Несмотря на это, он успел привезти семью в Россию. Однако болезнь (как оказалось впоследствии рак), прогрессировала, и в 20 часов 15 минут 2 (14) апреля 1888 года Миклухо-Маклай скончался

Похороны

В последний путь путешественника проводили многие видные ученые того времени и члены Русского географического общества. Похоронили Миклухо-Маклая на Волковском кладбище рядом с отцом и сестрой Ольгой.

Теперь вы знаете, кем был Миклухо-Маклай Николай Николаевич. Краткая биография этого человека даже в самом сжатом виде занимает немало страниц, так как он прожил жизнь, невероятно богатую приключениями.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888)

Николай Николаевич Миклухо-Маклай - знаменитый русский путешественник, совершивший ряд экспедиций на неисследованную до этого Новую Гвинею и другие острова Тихого океана, исследователь первобытной культуры, собравший богатейшие материалы о первобытных народах. Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился 17 июля 1846 г. в селе Рождественском, близ города Боровичи Новгородской губернии. Его отец - Николай Ильич Миклуха - был инженер-капитаном, а прадед Степан - хорунжим одного из казацких малороссийских полков, отличившегося при взятии Очакова в 1772 г. Мать его Екатерина Семёновна тоже была из военной семьи. У Николая Ильича Миклухи было четыре сына и дочь. Николай Николаевич был вторым. Все дети носили фамилию отца. Но Николай Николаевич с юношеских лет стал называть себя Миклухо-Маклаем. Отец Миклухо-Маклая умер, когда мальчику было 11 лет. При жизни отца он учился дома. После смерти отца мать отдала его в школу в Петербурге, а затем он был переведён во 2-ю петербургскую гимназию.

Гимназии Н. Н. Миклухо-Маклай не окончил; из-за частых недоразумений с учителями и препирательств с ними он был вынужден уйти из 6-го класса. В 1863 г. семнадцатилетний Н. Н. Миклухо-Маклай поступил вольнослушателем Петербургского университета по отделению естественных наук физико-математического факультета, откуда весною 1864 г. был уволен "за неоднократные нарушения правил, установленных для вольнослушателей".

Для продолжения образования Н. Н. Миклухо-Маклай выехал за границу. В течение двух лет он слушал физиков и натуралистов и отчасти юристов и философов в Гейдельбергском университете. В Лейпциге Н. Н. Миклухо-Маклай усердно занимался на медицинском факультете анатомией, одновременно слушая лекции по естественным наукам и на других факультетах. Интерес к сравнительной анатомии у него сохранился на всю жизнь. Даже всецело отдавшись изучению первобытных народов, он не оставлял анатомических работ. Своё медицинское образование Н. Н. Миклухо-Маклай продолжил в Иене, где посещал лекции знаменитого Эрнста Геккеля, тогда ещё молодого профессора зоологии, оказавшего на него благотворное влияние в развитии самостоятельных научных изысканий.

Завершив своё естественно-историческое образование, Н. Н. Миклухо-Маклай отдался изучению широчайших научных проблем, посвящённых происхождению жизни, развитию видов, законам эволюции органического мира. Вместе с Э. Геккелем, ассистентом которого он стал в 1866 г., он совершил своё первое путешествие на Канарские острова. Здесь он занимался анатомией губок и изучением мозга хрящевых рыб. Возвратившись из экспедиции в 1867 г., Н. Н. Миклухо-Маклай вёл сравнительно-анатомические работы в Мессине, куда отправился с доктором Дорном, пропагандистом организации морских зоологических станций. В 1869 г. Н. Н. Миклухо-Маклай совершил поездку по берегам Красного моря, собирая материал для своих больших обобщений. Во избежание преследования со стороны арабов Н. Н. Миклухо-Маклай преобразился в мусульманина: он обрил голову, окрасил лицо, надел арабский костюм, приобрёл некоторое знакомство с языком и внешними мусульманскими обычаями. В этом виде он и странствовал по коралловым рифам Красного моря с микроскопом, один, подвергаясь многим лишениям и опасностям. Приходилось выносить температуру более 35°, лихорадку, скорбут и, в довершение всего, голод. Но, несмотря на всё это, Н. Н. Миклухо-Маклаю удалось собрать богатые зоологические и сравнительно-анатомические материалы. Вскоре он направился в Константинополь и Одессу, посетил южный берег Крыма и побывал на Волге, собирая материалы по анатомии хрящевых рыб. Отсюда он приехал в Москву на 2-й съезд русских естествоиспытателей и врачей, где выступил с докладом о необходимости организации русских зоологических и биологических станций на Чёрном, Балтийском, Каспийском и Белом морях, на Волге и других реках. Эта идея Н. Н. Миклухо-Маклая на съезде встретила сочувствие. Вскоре стали появляться русские зоологические станции. Но полностью широкий план научных исследований, предложенный Н. Н. Миклухо-Маклаем, не был осуществлён из-за отсутствия средств.

Из Москвы Н. Н. Миклухо-Маклай прибыл в Петербург и был радушно принят в Академии наук, где ему предложили заняться коллекцией губок из богатых академических собраний. На заседании Русского географического общества в Петербурге Н. Н. Миклухо-Маклай сделал доклад об особенностях Красного моря, о его фауне, характере берегов и быте населения. Тогда же у него созрела идея путешествия на обширные территории островов Тихого океана для изучения быта и нравов первобытных народов. Она отвлекала Н. Н. Миклухо-Маклая от обработки огромных собранных им естественно-исторических материалов. Но для него "поле научных наблюдений" всё ещё оставалось "белым", неисследованным. Ни лично собранные материалы, ни академические коллекции не казались ему достаточными для увлекавших его грандиозных обобщений. Молодой и энергичный путешественник, одержимый стремлением дать науке всё новые и новые богатства фактического материала, рвётся в "поле", которым на этот раз для него является Тихий океан.

"Выбирая в 1868 г. ту часть земного шара, которой предполагал посвятить свои исследования, - пишет Н. Н. Миклухо-Маклай в своём сообщении Русскому географическому обществу в 1882 г., - я остановился на островах Тихого океана и преимущественно на Новой Гвинее, как острове наименее известном..., имея в виду, главным образом, цель - найти местность, которая до тех пор, до 1868 г., ещё не была посещена белыми. Такою местностью был северо-восточный берег Новой Гвинеи, около бухты Астролябия". Его Н. Н. Миклухо-Маклай назвал: "Берег Маклая". Объясняя причины, в силу которых он оставил зоологию и эмбриологию и посвятил себя этнологии, Н. Н. Миклухо-Маклай пишет: "Всё-таки почёл за более важное: обратить моё внимание на status praesens житья-бытья папуаса, полагая, что эти фазы жизни этой части человечества при некоторых новых условиях (которые могут явиться каждый день) весьма скоро преходящи. Те же райские птицы и бабочки будут летать над Новой Гвинеей даже в далёком будущем".

27 октября 1870 г. из Кронштадта вышел в кругосветное плавание русский военный корвет "Витязь". На нём отправился в далёкое путешествие и Н. Н. Миклухо-Маклай. Путь "Витязя" лежал через Магелланов пролив, и это дало возможность Н. Н. Миклухо-Маклаю заняться научными наблюдениями в разных пунктах Атлантики и Тихого океана. В сентябре 1871 г. Н. Н. Миклухо-Маклай прибыл на северо-восточный берег огромного (785 000 квадратных километров) пустынного острова Новая Гвинея в бухту Астролябия, где и поселился в небольшой хижине с двумя слугами.

Н. Н. Миклухо-Маклай был встречен туземцами-папуасами враждебно. Они указывали ему жестами на море, требуя его удаления. "Доходило, - писал Н. Н. Миклухо-Маклай, - даже до того, что они почти ежедневно, ради потехи, пускали стрелы, которые пролетали очень близко от меня". Но уже скоро папуасы его так полюбили, что, когда за ним в декабре 1872 г. пришёл русский военный корвет "Изумруд", туземцы не пускали его и уговаривали остаться у них навсегда; они водили его по деревням, заявляли о своей дружбе, обещали построить для него новый дом вместо хижины, развалившейся к этому времени, предлагали в жёны любую девушку. Н. Н. Миклухо-Маклай обещал своим новым друзьям вернуться. "Обдумав совершенно объективно все обстоятельства своего первого пребывания между туземцами и последующего знакомства с ними, - пишет Н. Н. Миклухо-Маклай, - я пришёл к заключению, что хорошим результатом сношений с дикарями я обязан, главным образом, своей сдержанности и терпению". Правдивость Н. Н. Миклухо-Маклая, его внимательная дружественность к папуасам поразили и очаровали их, и они решили, что он - особый человек, "каарам-тамо", что значит "человек с Луны". Его родину, Россию, они тоже считали находящейся на Луне.

Искренний друг первобытных людей, Н. Н. Миклухо-Маклай, живя с папуасами, оставался всё время самим собой, культурным европейцем, учёным. Поселившись на берегу, между двумя деревнями Горенду и Гумбу, Н. Н. Миклухо-Маклай жил в своей хижине Гарагаси независимо от туземцев. Но они всё чаще и охотней посещали его. Когда им угрожала война с туземцами более отдалённых деревень, они приводили к нему своих жён и детей и оставляли их под его покровительством. Сближению с папуасами Новой Гвинеи много помогало Маклаю (так его звали туземцы) знание их языка; их язык он изучал удивительно терпеливо, тщательно, не позволяя себе никаких собственных выдумок относительно его звукового состава, грамматических форм и значения слов. Это было большим научным достижением, благодаря которому меланезийский язык папуасов впервые в его истинном виде стал известен европейской науке. Но Н. Н. Миклухо-Маклай изучил не только меланезийский язык папуасов вообще, к которому принадлежал язык папуасов берега Маклая, но также малайский язык, который помогал ему пользоваться переводчиками-малайцами в сношениях с племенами Полинезии, Меланезии и Микронезии.

Не только знание языка и деликатное обращение с дикарями сближало Н. Н. Миклухо-Маклая с ними, но и близкое его участие в их жизни, не лишённой трагических моментов. Так, он добился прекращения междуусобных войн между отдельными группами дикарей. "Моё влияние на туземцев, - говорит Н. Н. Миклухо-Маклай, - оказалось так сильно, что мне удалось совершенно прекратить, на всё время моего пребывания, постоянные междуусобные войны. Эти войны имеют более характер убийств... Войны страшно вредили всему населению, так что туземцы боялись отходить на несколько часов от своих селений. Вследствие своего авторитета, как "человека с Луны", я имел возможность положительно запретить войны и вскоре увидел хороший результат этого запрещения".

Н. Н. Миклухо-Маклай посетил Новую Гвинею пять раз. И неизменно он привлекал внимание и дружественные чувства населения этой части Меланезии. Однако на каждом новом месте приходилось быть настороже. Так, во второе путешествие на Новую Гвинею Н. Н. Миклухо-Маклай выбрал для высадки берег Папуа-Ковиай, о жителях которого между малайцами ходили самые ужасные рассказы, как о людоедах, морских пиратах, грабящих суда и поедающих матросов. Оставив здесь в своей хижине около 10 человек, Н. Н. Миклухо-Маклай с остальными людьми отправился в глубь Новой Гвинеи. Когда он вернулся, всё оказалось разграбленным местными папуасами берега Папуа-Ковиай, люди убиты, источники пресной воды отравлены. "Несмотря, однако, на этот неприятный эпизод, - писал Н. Н. Миклухо-Маклай, - я решил остаться на Новой Гвинее". В течение целого месяца он не оставлял намерения наказать главного зачинщика нападения. "Хотя человек этот, - говорит Н. Н. Миклухо-Маклай, - был втрое сильнее меня, но нервы мои оказались крепче, и мне удалось взять его в плен живым. Моё появление перед ним среди окружавших его дикарей было так неожиданно, что когда я приказал своим людям связать разбойника, то не встретил ни малейшего сопротивления со стороны толпы папуасов, которые даже помогли моим людям перенести остаток моих вещей и пленника на урумбай (парусную лодку с каютой)".

По существу папуасы берега Папуа-Ковиай, на котором поселился Н. Н. Миклухо-Маклай во второе путешествие на Новую Гвинею, были такие же мирные дикари, как и папуасы берега Маклая. Но европейцы и малайцы, посещавшие их и ведшие торговлю невольниками, изменили их мирный быт, посеяв среди них междуусобицу и взаимное истребление. В конце концов папуасы, жившие у берега, бросили свои хижины и плантации и обратились в водных номадов, скитаясь в пирогах вдоль берегов. Воспользовавшись гостеприимством генерал-губернатора Лаудона, Н. Н. Миклухо-Маклай описал ему в полуофициальном письме бедственное положение папуасов берега Папуа-Ковиай и недопустимое обращение с ними малайцев, ведущих торговлю невольниками, с тем, чтобы голландское правительство приняло меры к искоренению торговли невольниками.

Н. Н. Миклухо-Маклай пытался бороться и против безжалостной эксплоатации папуасов трэдорами (купцами из белых европейцев) и деятельности тичеров, т. е. миссионеров, состоявших преимущественно из малайцев и занимавшихся, главным образом, торговыми операциями. Тичеры и трэдоры прививали первобытным людям дурные навыки - привычку к водке и табаку, распространяли среди них болезни и истребляли их, вывозили их в европейские колонии.

Когда Н. Н. Миклухо-Маклай впервые приехал на Новую Гвинею и поселился на берегу Маклая, он застал папуасов этой местности почти в первобытном состоянии. "Туземцы этого берега, - писал Н. Н. Миклухо-Маклай, - не находились до моего приезда в соприкосновении ни с белою, ни с малайскою расами", тогда как на других островах Меланезии папуасская раса являлась более или менее смешанной с другими расами. Папуасы берега Маклая в его время жили жизнью каменного века. Они не умели даже добывать огонь и всегда держали у себя костёр или горящее бревно, зажжённое когда-то от горящего дерева, полученного от малайцев или белых. Переселяясь и странствуя, они носили с собой горящее бревно. Вся семейная и общественная жизнь папуасов, описанная Н. Н. Миклухо-Маклаем, характерна своей первобытной простотой, о которой писали и другие. Но в его описаниях нет ничего присочинённого, субъективного, тогда как в описаниях миссионеров и случайных путешественников есть значительная доля фантазии, выдумки, преднамеренного желания выделить папуасов как расу, самой судьбой обречённую на эксплоатацию и вымирание. Такое отношение к первобытным племенам возмущало и огорчало Н. Н. Миклухо-Маклая - человека большого сердца и искреннейшего друга первобытных народов. При каждом сколько-нибудь подходящем случае он подымал голос протеста против варварского отношения к ним, выступая на защиту первобытных людей.

Неустанно думая об их защите, помощи им, Н. Н. Миклухо-Маклай в то же время продолжал свои научные искания в области подлинной первобытной культуры, разных её видоизменений от расовых смешений и под влиянием воздействия на неё европейской цивилизации. Он задался целью изучить антропологически всю меланезийскую группу, в которую входят и папуасы. Курчавые волосы папуасов, в отличие от прямых волос малайцев, полинезийцев и микронезийцев, строение черепа, цвет кожи, рост и прочие антропологические признаки подверглись тщательному изучению Н. Н. Миклухо-Маклаем. Встретив в литературе указание на то, что у папуасов волосы растут не сплошь по всей голове, а пучками, оставляя голые безволосые пятна, Н. Н. Миклухо-Маклай решил проверить это указание, на основе которого противники принципа единства всего человеческого рода доказывали, что папуасы - "низшая раса", совершенно исключающая вероятность поднятия их уровня развития до европейского. В результате тщательных наблюдений над характером роста волос у папуасов Н. Н. Миклухо-Маклай говорит: "Я убедился положительно, что у папуасов ни в каком возрасте особенной пучкообразной группировки волос не существует".

Тщательные антропологические искания Н. Н. Миклухо-Маклая были причиной его многочисленных путешествий по островам Тихого океана, материалы которых, даже в виде дневников, составили бы многотомное издание. Среди этих путешествий особенно замечательно знаменитое путешествие Н. Н. Миклухо-Маклая по Малайскому полуострову. Дневник первого путешествия (22/XI 1874 г. - 2/II 1875 г.) напечатан в русском издании Академией наук СССР. Это путешествие было связано с необыкновенными трудностями и огромными лишениями, но оно прославило имя Миклухо-Маклая по всему Индийскому и Тихому океанам. Н. Н. Миклухо-Маклай, делавший отличные зарисовки во всех своих путешествиях, оставил и от малайского путешествия много оригинальных зарисовок голов, фигур, построек и многого другого.

После своих утомительных путешествий, Н. Н. Миклухо-Маклай неоднократно приезжал в Сидней на отдых. Здесь он в 1884 г. женился на Маргарите Робертсон; от этого брака он имел двух сыновей: Александра-Нильса и Владимира-Оллана. В мае 1887 г., совсем больной, Н. Н. Миклухо-Маклай с женой и детьми приехал из Сиднея в Петербург. Здесь он и умер на 42-м году жизни 14 апреля 1888 года.

Дневники и отчёты о путешествиях, научных наблюдениях и лабораторных биологических исследованиях Н. Н. Миклухо-Маклая, его антропологические и этнологические коллекции являются богатейшим научным кладом, который ждёт ещё полного своего раскрытия: наследство Н. Н. Миклухо-Маклая ещё даже не опубликовано полностью. Сам он успел опубликовать 76 работ, принесших ему широкую известность. Н. Н. Миклухо-Маклай был человеком большого научного кругозора, человеком большой идеи о правде и справедливости в царстве единого человеческого рода. Всё привлекательно в Н. Н. Миклухо-Маклае как учёном: и научная страсть, и размах маршрутов, и высоко-научное понимание первобытной культуры, как ранней стадии умственного и духовного развития человечества, через которую проходили все народы мира, и исключительно честное отношение Н. Н. Миклухо-Маклая к этим народам-детям. Но в детски-наивный мир жителей островов Тихого океана ворвалась из Европы "цивилизация". Н. Н. Миклухо-Маклай глубоко осознал это трагическое столкновение. "Цивилизованные" коммерсанты, торговцы невольниками и прочие эксплуататоры и угнетатели уничтожали последние следы человеческого достоинства папуасов и других "дикарей", безжалостно истребляли их, навсегда разрушали стройный и цельный мир их первобытной культуры, лишая науку возможности вскрыть тайны ранней стадии человеческой цивилизации.

Н. Н. Миклухо-Маклай стремился предпринять ряд решительных действий, чтобы сохранить хотя бы папуасов берега Маклая до более благоприятного будущего, в которое он верил и не мог не верить. Н. Н. Миклухо-Маклай обратился к императору Александру III с просьбой взять берег Маклая под державный протекторат России и защитить папуасов от эксплоатации торговцев и угнетателей. Царь приказал образовать по этому делу специальный комитет. Комитет, однако, отказал Маклаю в его ходатайстве. Тогда он обратился к русской интеллигенции, ещё не забывшей утопического "хождения в народ". Её он призывал на Новую Гвинею создать добровольную колонию и быть среди папуасов честными и благодетельными носителями светлой человеческой культуры.

Мечты истинного энтузиаста науки, отдавшего жизнь идее равенства, свободы и дружбы народов, не могли быть осуществлены в условиях человеконенавистнического капиталистического общества.

Главнейшие труды Н. Н. Миклухо-Маклая: Острова Адмиралтейства. Очерки из путешествия в западную Микронезию и северную Меланезию, Спб., 1877. Путешествия: т. 1. Океания. Новая Гвинея, М.-Л., 1940; т. II. Океания. Индонезия, М.-Л., 1941.

О И. Н. Миклухо-Маклае: Водовозов Н., Миклухо-Маклай, М., 1938; Коротков Е., Замечательный русский путешественник, друг диких Н. Н. Миклухо-Маклай, М., 1915; Лебедев Н. К., Один среди дикарей. Жизнь и путешествия Миклухо-Маклая, М.-Л., 1928; Марков С. Н., Николай Николаевич Миклухо-Маклай (Биографический очерк), М., 1944; Янчук Н. Я., Н. Н. Миклухо-Маклай и его учёные труды, Спб., 1913; Берг Л. С, Очерки по истории русских географических открытий, М.-Л., 1946. Его же, Всесоюзное географическое общество за сто лет, М.-Л., 1946.

Родился 17 июля (5 июля по старому стилю) 1846 года, село Языково-Рождественское Боровичского уезда, Новгородская губерния - умер 14 апреля (2 апреля по старому стилю) 1888 года, Санкт-Петербург) - русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (Этот берег в русскоязычной литературе называют Берег Миклухо-Маклая). День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.

Юные годы

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в семье железнодорожного инженера. Семья имела потомственное дворянство, которое заслужил прадед Миклухо-Маклая - уроженец Черниговщины запорожский казак Степан Миклуха, отличившийся при взятии Очакова (1788).

Позднее семья переехала в Санкт-Петербург, где с 1858 года Николай продолжил обучение во Второй Санкт-Петербургской гимназии. Окончив курс гимназического обучения, Миклухо-Маклай в качестве вольнослушателя продолжает обучение на физико-математическом факультете Петербургского университета. Учёба не была долгой. В 1864 году, за участие в студенческих сходках Миклухо-Маклая отчисляют из университета и он, на средства собранные студенческим землячеством, уезжает в Германию. В Германии он продолжает учебу в Гейдельбергском университете, где изучает философию. Через год Миклухо-Маклай переводится на медицинский факультет Лейпцигского университета, а затем Йенского университета. В Йенском университете Николай знакомится с известным зоологом Э. Геккелем, под руководством которого начинает изучать сравнительную анатомию животных. В качестве ассистента Геккеля Миклухо-Маклай совершает путешествие на Канарские острова и в Марокко. После окончания университета в 1868 Миклухо-Маклай совершает самостоятельное путешествие по побережью Красного моря, а затем, в 1869 году, возвращается в Россию.

Становление учёного

Кругозор молодого исследователя расширился, и он перешел к более общим вопросам естествознания - антропологии, этнографии, географии. В этих областях Миклухо-Маклаю удалось достичь определенных успехов. Особенно интересен его вывод о том, что культурные и расовые признаки различных народов обусловлены природной и социальной средой.

Совершает Миклухо-Маклай и очередное крупное путешествие. В 1870 году году на военном корабле «Витязь» он отправляется в Новую Гвинею. Здесь, на северо-восточном берегу этого острова, он проводит два года за изучением быта, обычаев, религиозных обрядов аборигенов (папуасов). Начатые на Новой Гвинее наблюдения Миклухо-Маклай продолжает на Филиппинах, в Индонезии, на юго-западном берегу Новой Гвинеи, на полуострове Малакка и островах Океании.

В 1876-1877 годах ученый снова проводит несколько месяцев на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, вернувшись к тому племени, жизнь которого он наблюдал ранее. К сожалению, пребывание его на острове было недолгим, и признаки анемии и общего истощения вынудили его покинуть остров и отбыть в Сингапур. Лечение заняло более полугода. Недостаток финансовых средств не позволил Миклухо-Маклаю вернуться в Россию, и он был вынужден перебраться в Сидней (Австралия), где поселился у российского консула. Затем Миклухо-Маклай некоторое время живет в Английском клубе, а потом перебирается в дом общественного деятеля, учёного-зоолога и председателя Линнеевского общества Нового Южного Уэльса У. Маклея. Маклей помогает Миклухо-Маклаю реализовать высказанную им на Линневском обществе идею строительства Австралийской зоологической станции. В сентябре 1878 года предложение Миклухо-Маклая было одобрено и в заливе Уотсон-Бэй по проекту сиднейского архитектора Джона Киркпатрика начато строительство станции, которая получила название Морской биологической станции.

В 1879-1880 годах Миклухо-Маклай совершает экспедицию на острова Меланезии, в частности на остров Новая Каледония, и в очередной раз посещает северо-восточный берег Новой Гвинеи.

В 1882 году учёный возвращается в Россию. В планы Миклухо-Маклая входили строительство морской станции и русского поселения на северо-восточном побережье Новой Гвинеи (Берег Маклая). Миклухо-Маклай предлагал и свою программу экономических и социальных преобразований жизни островитян. Аудиенция у Александра III не принесла результатов. Планы учёного было отвергнуты, но ему удалось решить вопросы погашения долгов и получить финансовые средства на дальнейшие исследования и издание собственных трудов.

В 1883 году Миклухо-Маклай покидает Россию и возвращается в Австралию. В 1884 году он женится на Маргарите Робертсон, дочери крупного землевладельца и политического деятеля Нового Южного Уэльса. В 1886 году году учёный вновь возвращается в Россию и снова предлагает императору «Проект Берега Маклая» как противодействие колонизации острова Германией. Однако и эта попытка не принесла желаемого результата. Изношенный организм исследователя слабо сопротивлялся болезням и в вечером 2 апреля 1888 года великий российский ученый скончался в клинике Вилие в Санкт-Петербурге.

Память об учёном

Жена Миклухо-Маклая и его дети, вернувшиеся после смерти учёного в Австралию, в знак высоких заслуг ученого до 1917 года получали российскую пенсию, которая выплачивалась из личных денег Александра III, а затем Николая II.

* В 1947 году имя Миклухо-Маклая присвоено институту этнографии АН СССР.

* В 1947 году режиссером В. А. Разумным снят художественный фильм «Миклухо-Маклай».

* В 1996 году, в год 150-летия со дня рождения Миклухо-Маклая, ЮНЕСКО назвало его Гражданином мира.

* В том же году на территории Университета им. У. Маклея установлен бюст учёного (скульптор Г. Распопов).

«Почему я выбрал Новую Гвинею?» 20 сентября 1871 г. на берег острова Новая Гвинея с борта русского корвета «Витязь» высадился Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846- 1888), молодой ученый-зоолог. Матросы выстроили для него дом, перевезли все необходимое. «Витязь» ушел. Это было первое дальнее путешествие ученого, вся последующая жизнь которого прошла в непрестанных экспедициях.

Миклухо-Маклай хотел собрать на Новой Гвинее факты, которые помогли бы ответить на один из самых острых научных вопросов: о происхождении человека и человеческих рас, о первобытном человеке, о папуасской расе и ее месте среди других народов.

Русский ученый был глубоко убежден: человечество, несмотря на расовые отличия, составляет единый биологический вид. Эту идею необходимо было подтвердить фактами, так как находились такие ученые, которые приписывали папуасам разные фантастические черты и признаки, которых нет у людей других рас. На основе этих соображений делался вывод, что папуасы будто бы представляют некую промежуточную форму, стоящую между животным миром и человечеством; что папуасское общество якобы состоит из людей низшего типа, не способных в принципе подняться до уровня современной цивилизации. Миклухо-Маклай рассчитывал добыть своей экспедицией сведения, опровергающие такого рода представления.

Жизнь папуасов в освещении Миклухо-Маклая. Маклай, проживший среди папуасов в общей сложности почти четыре года, прежде всего постарался овладеть их языком, знание которого считал единственно надежным средством к познанию туземных обычаев, нравов, образа жизни. Самыми сложными для изучения оказались слова, выражающие абстрактные понятия, которые нельзя усвоить, указав на них пальцем.

Ученый подробно фиксировал антропологический облик папуасов. Много лет в европейских учебниках по физической антропологии утверждалось, что у папуасов особые, растущие пучками волосы, отличающие их от представителей других рас. Вскоре выяснилось, что в естественном состоянии волосы у папуасов мелко-курчавые, плотно прилегающие к голове. Проведя обследование, Маклай написал в своем дневнике: «Волосы [у папуасов] растут не группами или пучками... а совершенно одинаково, как и у нас...»

Исследователь изучал быт и труд папуасов, делал зарисовки их хижин, деталей одежды, украшений и т. д., подробно описал процесс приготовления пищи. Он принимал участие в ритуалах и пиршествах папуасов, участвовал в их коллективной охоте.

Фактически Миклухо-Маклай открыл для науки папуасов Новой Гвинеи, о которых почти ничего не было известно. Впервые в мировой науке «туземец», «дикарь» предстал как обычный живой человек.

Из-за тяжелой болезни (тропическая лихорадка) и многолетних, полных лишений путешествий Маклай в конце жизни вынужден был прекратить активные этнографические изыскания. Кроме того, он отказался от публикации многих материалов своих исследований, опасаясь, что его научные наблюдения могут облегчить порабощение папуасов европейскими колонизаторами.

МИКРОНЕЗИЙЦЫ

В расовом отношении микронезийцы образуют особую группу, сформировавшуюся в результате смешения австралоидных и монголоидных элементов. Микронезийцы - среднего роста, со светло-коричневой кожей, с темными волосами (курчавыми или прямыми). Свыше десятка прожинающих в Микронезии небольших народов говоря!" па различных языках, относящихся к австронезийской семье. Девять местных языков имеют письменность, хотя и недостаточно развиты в литературном отношении. Роль языка межэтнического общения выполняет английский.

Жители островов занимаются рыболовством и земледелием тропического типа. Основная товарная (то есть предназначенная для продажи) культура - кокосовая пальма, из плодов которой производят копру (сушеную мякоть). Так же товарное значение имеет выращивание какао, некоторых овощей и фруктов, черного перца.

Животноводство развито довольно слабо, улов рыбы используется приемущественно для местных нужд.

Поскольку колонизаторы проникали на разные острова Микронезии в разное время, степень сохранности традиционной

культуры в различных районах неодинакова. Подвергнувшись необратимому разрушению

на Марианских островах и острове Палау, она сохранила значительное влияние на остальных архипелагах Микронезии. Это касается как материальной культуры (жилища, одежда, пища), так и духовной (фольклор, песни, танцы). Например, дома зачастую, как и в старину, сооружаются на каменном фундаменте, а для стен и крыш используются помимо дерева пальмовые листья. Мужчины носят набедренные повязки, а женщины - юбочки из травы и листьев. Здесь можно даже встретить старинные деньги, представляющие собой огромные, просверленные посередине каменные диски.

В других частях Микронезии до сих пор встречаются дома своеобразной конструкции, где отсутствуют стены, а двускатная крыша из пальмовых листьев держится на столбах. Эти хижины, так же как и традиционные микронезийские лодки, вплоть до настоящего времени сооружаются без гвоздей.

В то же время, скажем, одежда и утварь жителей острова Палау - европейского типа, а дома кроются оцинкованным железом.

Почти полное разрушение прежнего (до эпохи колонизации) социального порядка на одних островах, сочетается с неприкосновенностью многих элементов старого общественного строя на других. Во втором случае продолжают пользоваться большой властью вожди, с которыми борется за влияние выделившаяся в последние десятилетия прослойка богатых людей. На островах население, как и прежде, делится на. сословия.

Население одних островов полностью христианизировано, в то время как на других сохраняют силу прежние религиозные верования (например, вера в духов), нередко сосуществующие с христианством.

МЕЛАНЕЗИЙЦЫ

Антропологические типы и языки. За пределами Папуасии основную часть коренного населения Мела-

незии составляют меланезийцы. Для меланезийского антропологического типа характерны темная кожа, утолщенные губы, широкий нос, умеренно курчавые полосы, лицо средней ширины.

В Меланезии можно выделить еще один антропологический тип - новокаледонский (население Новой Каледонии), который отличают узковолнистые волосы, развитый третичный волосяной покров (т. е. обильный рост волос, появляющихся после наступления половой зрелости) и довольно высокий рост.

Более трехсот народов, проживающих в Меланезии, в языковом отношении подразделяются на две основные группы: народы, говорящие на австронезийских языках, и народы, говорящие на папуасских языках. Подавляющее большинство меланезийцев (свыше 0,7 млн. чел.) говорят на австронезийских языках, относящихся к восточно-австронезийской, пли океанийской, ветви. Народы Меланезии численно невелики. Самый крупный из них- толаи на острове Новая Британия- насчитывает немногим колее 100 тыс. человек.

Жизнь, быт и хозяйственные занятия. Основное занятие меланезийцев - ручное земледелие. Главная культура, которая производится в хозяйствах островитян, кокосовая пальма. Часть урожая кокосовых орехов идет на продажу, остальное - для внутреннего потребления. Культивируют также ямс, таро, бананы, батат, земляной орех (арахис), саговую пальму, табак. В небольших количествах выращивают культуры, завезенные европейцами: какао, сою, рис, имбирь, коричное и гвоздичное деревья. На островах Меланезии распространена подсечно-огневая система земледелия.

Вторая по значению отрасль хозяйства - морское рыболовство. На небольших островах это иногда единственное средство существования. Рыболовные снасти разнообразны: сети, верши (сплетенные из прутьев ловушки конической формы), корзины, крючки; рыбу бъют также острогой (вилообразным орудием с несколькими остриями) и стрелами из лука, травят ядом.

Охота из-за скудости животного мира не имеет серьезного значения. Кое-где распространена охота на крокодилов (Соломоновы острова).

Меланезийцы разводят свиней и домашнюю птицу. Крупный рогатый скот имеется только в хозяйствах плантационного типа.

Развито плетение циновок, корзин, сумок из растительных волокон. Ткачество большинству меланезийцев неизвестно; вместо тканей используется тала (см. ниже). Очень популярны резьба по дереву и строительство лодок, выдолбленных из целого ствола дерева.

Меланезийцы сохранили свое классическое жилище. Меланезийская хижина - прямоугольная в плане, с массивной двускатной крышей, чуть выпуклой и сильно выступающей за линию стен; материалом для нее чаще всего служат листья пальмы, банана или пандануса (древовидного растения). Стены делают из циновок, травы, досок или бамбука. Иногда стен нет совсем.

Одежда меланезийцев - набедренные повязки, передники, юбочки, пояса с пучком травы спереди.

Изготавливается она из тапы - длинных и широких полос луба бумажно-шелковичного, фигового или хлебного дерева, отбитых деревянными или каменными колотушками. Куски готовой тапы украшаются орнаментом. Также на одежду идут трава, листья и другие подсобные материалы.

Меланезиец живет прежде всего за счет своего огорода. Свиное мясо и другие мясные продукты употребляют редко, зато довольно часто едят рыбу. Готовят

пищу в земляной печи. Огонь прежде добывали трением заостренной палочки о дощечку, а в настоящее время - при помощи покупных спичек.

Общественный строй и религиозные верования. По уровню общественного развития меланезийцы превосходят папуасов. Типичная форма общественной организации у меланезийцев - сельская община, внутри которой выделяется несколько больших семей, часто принадлежащих к разным родам. Земля является собственностью всей деревни, но каждая семья обрабатывает свой участок, сохраняя право на эту землю.

Род на большинстве островов Меланезии материнский (т. е. счет родства идет по женской линии).

В Меланезии к приходу европейцев сложилось имущественное и социальное неравенство.

Хотя к настоящему времени подавляющее большинство населения Меланезии христианизировано, их христианизация остается поверхностной, формальной. Наиболее типичным традиционным верованием у народов Меланезии является вера в некую таинственную силу, называемую мана, которая присуща разным предметам и явлениям природы, а также некоторым могущественным людям.

ПАПУАСЫ

Антропологический тип и языки. Папуасами обычно называют тех коренных жителей Новой Гвинеи (примерно 85% всего населения острова), что говорят на различных языках, не относящихся к австронезийским. Их общая численность достигает 4,3 млн. человек. При этом папуасское население не едино, а делится примерно на 600 отдельных народов (племен или этносов), которые, как правило, невелики но численности- от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Только четыре народа превышают 100 тыс. человек: дани, энга, чимбу и хаген; все они живут на центральном нагорье о. Новая Гвинея.

По своему внешнему облику (антропологическому типу) папуасы относятся к веддо-австралоидной расе, для представителей которой характерны темная кожа, черные курчавые волосы, карие глаза, слегка выступающая вперед челюсть, широкий нос и утолщенные губы, а у мужчин - также обильно растущие борода и усы.

На большей части Новой Гвинеи и некоторых островах архипелага Бисмарка распространен своеобразный папуасский антропологический тип. Представителей этого типа отличают курчавые волосы, характерная (с крючковидным изгибом в области хряща) форма носа, сравнительно узкое лицо.

Большинство населения Папуа-Новой Гвинеи и Ириан-Джаи, а также часть населения Соломоновых островов говорят на папуасских языках. Ученые-лингвисты различают несколько семей папуасских языков, в рамках каждой из которых языки связаны хотя бы отдаленным родством. На языках самой крупной из семей - трансновогвинейской - говорит большинство народов Новой Гвинеи - около 2,8 млн. человек.

Необходимость общаться в условиях многоязычия приводит к возникновению так называемых больших языков. Довольно широко используются языки хири-моту («торговый моту») и ток-писин (язык, близкий по лексике к английскому, а по структуре - к меланезийским языкам).

Жизнь, быт и хозяйственные занятия. Главное занятие папуасов - земледелие. Важнейшие возделываемые культуры: таро, ямс, батат (клубневые), бананы, сахарный тростник, кокосовая и саговая пальмы, хлебное дерево. Хозяйство в основном натуральное и лишь изредка производит товарный продукт - кокосовые орехи, кофе, какао. Традиционные орудия - каменный топор или тесло, заостренный сажальный кол и узкая деревянная лопата. Реже встречаются мотыги. Каменные и деревянные орудия теперь почти повсеместно вытеснены железными. Но, по существу, хозяйство осталось прежним. Даже

распорядок дня в папуасской деревне мало изменился по сравнению с существовавшим до начала европейской колонизации.

Рано утром взрослое население деревни расходится но своим делам. Женщины - в лес, где расположены (обычно вдали от деревни) огороды; там они занимаются посадкой, прополкой, сбором урожая (сохраняемого «на корню» - каждый раз снимается столько клубней таро, ямса, батата или других продуктов, сколько требуется семье на сутки).

Мужчины тоже отправляются в лес, где расчищают от растительности участки для новых огородов, огораживают их от диких свиней, жгут поваленные деревья, вскапывают землю (все остальное - дело женщин). Днем деревня пуста: в ней остаются только старики и маленькие дети. К вечеру первыми возвращаются женщины. Они приносят с собой клубни, хворост для костров, бамбуковые сосуды с водой, разводят возле хижин небольшие костры и готовят обед. Затем в деревню возвращаются мужчины. После еды рабочий день продолжается: кто чинит крышу на своей хижине, кто - лодку; женщины плетут сумки, циновки. Поздно вечером деревня засыпает. Рано утром - холодный завтрак (то, что осталось от вчерашнего обеда), и все опять расходятся по своим делам.

Каждая папуасская семья имеет 5 - 6 участков в разных местах: на одном вскапывают землю, на другом производят посадку, на третьем и четвертом - прополку, на пятом выкапывают из земли клубни, а на шестой участок, откуда клубни уже выкопаны, пускают свиней; заброшенный участок скоро зарастает лесом и будет вновь расчищен через 10- 15 лет.

Животноводство у папуасов развито слабо. До прихода европейцев единственными домашними животными островитян были свинья, собака и курица. Собак и свиней держали ради мяса; кур и их яйца редко употребляли в пищу (куры жили в лесу в полудиком состоянии). В последнее время в некоторых деревнях появился крупный рогатый скот; делаются попытки увеличить его поголовье.

Рыболовством вплоть до настоящего времени занимаются лишь некоторые прибрежные племена.

Охота в Океании не играла сколько-нибудь значительной роли из-за почти повсеместного (кроме Новой Гвинеи) отсутствия крупных животных; основными объектами охоты являются дикая свинья, крупная нелетающая птица казуар, крокодил. Папуасы охотятся с помощью копья, лука и стрел. Ремесло у папуасов еще не отделилось от земледелия. Все, кроме части орудий труда, предметов одежды и украшений (покупаемых в деревенской лавочке или в городе), они делают для себя сами: сами строят себе жилища, лодки и т. п.

Папуасы селятся в хижинах - удлиненно-прямоугольных, овальных или (реже) круглых в плане легких наземных постройках. Основой их служат врытые в землю столбы, на которые опирается выстланная пальмовыми листьями кровля - обычно высокая и иногда спускающаяся чуть ли не до самой земли. На стены идут жерди, кора, стебли и листья растений; иногда для этого используют плетеные циновки. Пол в хижинах - земляной. Кое-где встречаются постройки на высоких сваях, с полом из бамбуковых стволов.

В одежде для защиты от холода жители Меланезии практически не нуждаются. Распространены набедренные повязки, пояса, передники, плащи-накидки. Вместо тканей папуасы используют тапу. Украшения - браслеты, серьги, носовые вставки - носят преимущественно мужчины. Целям украшения служат также татуировка и окраска тела.

Пища в основном растительного происхождения. Мясо употребляют редко. Пищу готовят на кострах и в широко распространенной по всей Океании земляной печи, представляющей собой яму, куда вперемежку с раскаленными на костре камнями укладывают завернутые в листья куски пищи, после чего все содержимое ямы на час или на большее время прикрывают ветвями и землей.

Общественный строй и религиозные верования. Папуасы делятся на племена. Эти племена - довольно непрочные объединения, связанные единством язы-

ка и культуры, но не имеющие особой племенной организации, племенных вождей и т. п.

Основу папуасского общества составляет род - группа совместно проживающих кровных родственников трех-четырех поколений. Роду папуасов отцовский, т. е. счет родства ведется по отцовской, а не материнской линии. Несколько родов обычно объединяются в союзы. Союз родов - самая крупная социальная организация, которая имелась у папуасов до прихода европейцев.

В настоящее время большинство населения Новой Гвинеи исповедует христианство в форме протестантизма или католицизма. Однако христианизация папуасов имеет поверхностный характер, стойко сохраняются старинные верования. В Папуа-Новой Гвинее, например, никого не удивит, если член правительства берет месячный отпуск и отбывает из столицы в родную деревню, чтобы пройти там обряд инициации; по местным понятиям, мужчина, не прошедший инициации, не может считаться полноправным членом общества. Среди папуасских племен сохраняются вера в тотемных животных, распространены магия и культ предков (в форме культа их черепов).