Конспект урока по русскому языку "имя числительное". Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя числительное" Родину в трагически «сороковые роковые»

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Конспект урока по русскому языку прислала: Шершнёва Елена, учитель русского языка и литературы, МОУ «Каськовская ООШ», Куньинский район, Псковская область, email: [email protected]

Конспект урока

Аннотация к работе "Собирательные числительные"

Цель урока русского языка в школе:

  • закрепить знания учащихся о количественных числитель-ных.

Задачи урока русского языка в 6 классе:

  • показать особенности разряда «Собирательные числительные» в сравнении с другими разрядами количественных числительных;
  • раскрыть правила склонения собирательных числительных и употребления их в речи;
  • развивать логическое мышление, зрительную и механическую память, грамотность учащихся;

Тип урока русского языка в 6 классе:

Изучение нового материала.

Используется технология «Обучение в сотрудничестве»

Использованные программные средства:

  • Power Point
  • Paint

Методические рекомендации по использованию работы представлены в виде заметок к слайдам. Работа будет полезна для учителей русского языка, работающих в 6 классе. Презентация включает в себя урок «Собирательные числительные».При проведении урока использована технология формирования орфографической зоркости у школьников и интеллектуального тренинга.

Тема урока: Собирательные числительные 6класс

Цели урока:

  • дать понятие о собирательных числительных;

Учебные задачи:

  • сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные;
  • систематизировать знания о количественных числительных;
  • развивать умение работать в индивидуальной форме;
  • формировать навыки работы на ПК.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Запишите число и тему урока в тетради. Сегодня мы продолжим гово-рить о разрядах количественных числительных и познакомимся с новым разрядом – собирательными числительными. Выясним, почему их вынесли в отдельный разряд, научимся правильно употреблять собирательные числительные в речи и на письме.

А сейчас мы проверим домашнее задание. Вы должны были подгото-вить рассказ по данным рисункам в упражнении 368.

(заслушиваются 2 ученика)

Однажды, много веков назад, встретились на горе Олимп Человек и звери. Человек стал говорить, что он царь всех зверей, он сильнее всех, его никому не победить и все ему должны подчиняться. Тогда звери предложили человеку состязание «Кто дальше всех прыгнет» и поставили человеку условие: если он проиграет, то будет жить с природой в согласии и мире.

Первой прыгнула лягушка. Её прыжок составил три метра девяноста пять сантиметров. За нею совершила прыжок собака. Она прыгнула на семь метров шестьдесят сантиметров. Следующим должен был прыгать Человек. Он разбежался и-и-и прыгнул на восемь метров девяноста сантиметров. Много зверей ещё прыгало. Но вот к спорящим подошёл кенгуру. Он тоже решил принять участие в состязании и оказался победителем. Прыгнул кенгуру на двенадцать метров восемьдесят сантиметров. Так человек проиграл животным и обязался жить с ними в мире и согласии. А звери чествовали победителя лавровым венком.

Скажите, пожалуйста, о каком разряде мы говорили на предшествующем уроке? (дробные числительные)

Как они склоняются? (при склонении дробных числительных склоняются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе. Например: к трём пятым).

Слайд №3.

  • Запишите словами числительные:
  • Просклоняйте устно числительные

(шесть пятых, сто пятьдесят восемь, шестнадцать целых восемьсот семьдесят пять, одиннадцать целых девятьсот тринадцать, шестьдесят две целых девять сотых.

1.И.п. шестнадцать целых три десятых

Р.п. шестнадцати целых трёх десятых

Д.п. шестнадцати целым трём десятым

В.п. шестнадцать целых три десятых

Т.п. шестнадцатью целыми тремя десятыми

П.п. шестнадцати целых трёх десятых

И.п. сто пятьдесят восемь

Р.п. ста пятидесяти восьми

Д.п. ста пятидесяти восьми

В.п. сто пятьдесят восемь

Т.п. ста пятьюдесятью восьмью

П.п. ста пятидесяти восьми)

Ответы троих учащихся оцениваются).

2.Объяснение нового материала.

Итак, сегодня мы знакомимся с собирательными числительными. Они неслучайно вынесены в отдельный разряд количественных числительных. А почему стоят отдельно в ряду количественных числительных, вы скажете мне в конце урока.

Слайд №4 (на слайде показано, с какими существительными употребляются собирательные числительные)

Задание: прочитайте и скажите, с какими существительными употребля-ются в речи собирательные числительные.

Собирательные числительные

Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются:

а) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных:

  • четверо мальчиков
  • пятеро медвежат;

б) с существительными, употребляющимися только во множествен-ном числе:

  • двое саней
  • трое ножниц

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе:

с четверыми медвежатами.

Слайд №5 (показывает особенности употребления в речи числитель-ных ОБА- ОБЕ-)

Собирательные числительные оба (обе)

Собирательные числительные оба (обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу обо-. А в женском роде – обе- .

3. Закрепление нового материала.

Теперь мы закрепим полученную информацию.

Устное задание: Приведите примеры словосочетаний с числительными в форме ОБА-, ОБЕ-.

(Примеры: оба мальчика, обе девочки, обоих медвежат, обеих учениц).

Слайд №6 (на слайде картинки с подписями. Их должны объяснить устно учащиеся).

  • Рисунок с лисятами. Подписан: два лисёнка, двое лисят.
  • Рисунок с книгами. Подписан: три книги и ________.
  • Рисунок с балеринами. Подписан: четыре балерины, ________.
  • Рисунок с дельфинами. Подписан: восемь дельфинов, _________.
  • Рисунок с волчатами. Подписан: четыре волчонка, четверо волчат.

Задание: Почему под одной картинкой две подписи, а под другой – одна?

(им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных употребляются только с целыми числительными).

Слайд №7 (на слайде 7 письменное практическое задание. Учащиеся выполняют его в тетрадях).

Практические задания:

Составьте предложения, используя числительные:

обе, трое, пятеро, оба, вчетвером.

Сделайте синтаксический разбор 1 предложения.

(проверяется фронтально выполнение заданий).

Слайд № 8 (данное задание выполняется учащимся индивидуально на ПК. Остальные дети проверяют и исправляют допущенные ошибки))

Задание: Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе.

  • За партой обычно сидят по …. (двое)
  • Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось …. (трое)
  • Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки. (обе)
  • … сына были похожи на папу. (оба)

Слайд № 9 (задание выполняется индивидуально на ПК. Остальные дети проверяют и исправляют допущенные ошибки).

Задание: Вставьте вместо звёздочек окончания в числительные и существительные в указанных падежах:

  • Р.п. семер* конькобежц*,
  • Тв.п. семер* конькобежц*;
  • Д.п. пятер* товарищ*,
  • Пр. п. о пятер* товарищ*;
  • Р.п. четвер* велосипедист*,
  • Д.п. четвер* велосипедист*;
  • Тв.п. тро* лисят*,
  • Пр.п. о тро* лисят*;
  • Д.п. семер* козлят*.
  • Р.п. семер* козлят*,

Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме. Теперь вы сможете сказать, почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?

Слайд № 10 Итог урока

  • Подумайте, является ли собирательным числительным слово несколько?
  • Объясните, почему вы так считаете.
  • Почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?

Запишите домашнее задание: (слайд №11) П. 65, повт. П. 45, упр. 372, 373.

В оставшееся время выполните творческое задание:

Используя числительные, составьте задачи на сказочные темы, которые на-чинались бы так:

1. Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…

Пример слайда презентации по русскому языку:

Скачать бесплатно презентацию RAR 210 Кб

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Собирательные числительные"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема: Имя числительное

Задачи: наблюдать за составом имен числительных; знакомить с простыми, сложными и составными именами числительными.

Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Повторение: Правописание ь знака в словах после шипящих.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать части речи: краткое прилагательное, глагол, наречие, имя числительное.

Метапредметные:

а) регулятивные:

умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

активно включаться в деятельность на уроке.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

б) коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

умение договариваться и приходить к общему решению.

в) познавательные:

применять новые знания на практике

работа над образованием имен числительных.

Личностные:

умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Проявление интереса к содержанию урока, развитие навыков сотрудничества при работе в парах, доброжелательности, отзывчивости.

Виды деятельности:

Работа в парах;

Работа с учебником;

Выполнение заданий (по выбору)

1.Орг. момент.

2.Повторение. Распределите и запишите слова в три столбика (аккуратность при письме).

У доски работают три человека. Учитель предает на выбор по одной карточке с надписью (глагол, краткое прилагательное, наречие)

глагол

наречие

К.прил

веселишься

хвастаешься

Назовите столбики в таблице (глагол, наречие, краткое прилагательное)

Взаимопроверка (2 тетради на проверку)

Какой алгоритм вспомнили, выполняя данное задание?

    Определили часть речи.

    Вспомнили орфографическое правило, которому подчиняется написание слов этой части речи.

3.Актаулизация знаний.

    Вспомните, какую часть речи начали изучать на прошлом уроке? (числительное)

    Что мы узнали о числительном?

Рассказ о числительном по вопросам:

1.Имена числительные отвечают на вопросы: Сколько? Какой? Какая? Какое? Какие?

2. Имена числительные делятся на разряды: количественные и порядковые.

3. Количественные числительные отвечают на вопрос: Сколько?

4. Порядковые числительные отвечают на вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие

Прочтите запись на доске:

на. ёрное море в поед м июл мы

    Можно ли из данных слов составить предложение? (Да)

    Что необходимо для этого сделать? (последовательность слов, взаимосвязь)

    Вспомнить орфограммы, для пропущенных в словах мест.

Выстраиваем на доске предложение.

! Задание усложняется:

    Можно ли в данное предложение добавить имя числительное? Если да, то, к какому разряду оно будет относиться? (да, порядковое)

    Запишите предложение, вставляя необходимое числительное.

Образец: Двадцатого июля мы поедем на Чёрное море. (докажите правильность написания букв в словах, выделите грамматическую основу)

Работа одного человека у доски.

4.Физ.минутка

Учитель читает слова (числительные).

Задача детей распознать порядковые и количественные имена числительные.

Порядковые числительные – руки в стороны, (Какой? Какая? Какое? Какие?)

Количественные числительные – наклон вперед. (Сколько?)

Два, четыре, пятый, пять шесть, двадцатый, пятьдесят, шестой, одиннадцать, второй

5.Сообщение темы урока «Имя числительное» учебник, урок 101

«Давай подумаем» (наблюдение за составом имен числительных).

    Как вы считаете, одинаковы ли числительные по составу? На какие группы их можно разделить?

Распределите по группам слова. Группы по строению делятся:

простые

сложные

составные

Два, двенадцать

Пятьдесят, пятьсот

Двадцать один

Пять, пятнадцать

«Тайны языка» (итоги наблюдения, структура)

5.Упр.1 (письменно – фронтально, работа у доски 1 ряд) Закрепление материала.

1) одиннадцать, двенадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, восемнадцать, девятнадцать

2) двадцать, тридцать

3) пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят

4) триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот

Упр.2 (письменно – в парах) Прочтите задание. Что необходимо будет сделать?

Выбор задания:

1.Только записать все ответы и указать, какое по строению является данное числительное.

2.Записать буквами два выражения полностью, включая ответ. Указать, какое по строению является данное числительное.

(у доски 2 человека

Чтение стр.87 «Путешествие в прошлое»

История происхождения имен числительных.

Итоги. Продолжи:

Имя числительное это…..

Имена числительные бывают……

Имена числительные по строению бывают….

Выводы.

Я смогу…

Мне трудно ещё..

Я совсем ничего не понял.

Д.З. стр.88 упр.4 + словарные слова

Конспект по русскому языку на тему: «Имя числительное» с презентацией и использованием ИКТ. Программа для 10 класса (примеры, предложения для упражнений подобраны специально для профессии «Электрогазосварщика»)

Цель: повторить и обобщить знания об имени числительном как части речи.

Задачи:

Ознакомить учащихся с особенностями имени числительного как части речи;
- развивать внимание, память в устной и письменной речи;
- воспитывать активность, любознательность и интерес к предмету.

План урока:

I. Организационный момент.
II. Вступительное слово. Постановка цели урока.
III. Лингвистическая разминка.
IV. Подведение итогов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово. Постановка цели урока.
- Урок я хотела бы начать с высказывания великого математика, философа Пифагора:
«Числа - и есть тот бог, который правил миром».
Пифагор (слайд 1.)

Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? (ответы студентов)
- В жизни мы очень часто сталкиваемся с числами. Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью. А все чаще и чаще вы будете с ними работать по вашей профессии, делая расчеты, чертежи и т. д.

Как вы думаете, о какой части речи мы с вами будем сегодня вести речь на уроке? (имя числительное). (слайд 2.)

Да, правильно. Тема нашего сегодняшнего урока: Имя числительное. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.
- Какие цели мы должны поставить перед собой? (научиться правильно употреблять числительные в устной речи и научиться правильно писать имена числительные в предложениях). (слайд 3.)

Приведите примеры числительных (ответы студентов).
- Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске.

Если из 2791,5 вычесть 1456,2, то останется 1335,3.

Легко вам выполнить это задание?
- Вы убедились, что употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности.
- Кто - то из великих ученых сказал: «Хочешь понравиться - умей владеть русским языком». Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи.

III. Лингвистическая разминка.

А сейчас давайте проведем лингвистическую разминку. Я вам продиктую слова, а вы их запишите в два столбика: в 1-ый столбик - числительные, а во 2-ой столбик - другие части речи.

Десятка, сто, двойня, утроить, пять, вдвоем, семичасовой, восемьдесят, трое, двадцать три, первый, единица, миллионер, сорок.
- По сколько слов получилось в каждой колонке? (7)
- Что вы знаете о числе 7?
(Число 7 считается самым удачным, мы часто с ним встречаемся:

7 дней недели; 7 чудес света; за 7 дней был сотворен мир; 7 цветов радуги, 7 нот и т.д.)

Задание: Ребята, а сейчас давайте вспомним и запишем пословицы с числительным «семь».

(семеро одного не ждут; семь пятниц на неделе; семь раз отмерь - один отрежь; семь бед - один ответ…).
- Где мы употребляем эти фразы? (в нашей обыденной речи, читаем в книгах).
- Наш урок мы не зря начали с числа 7. Сегодня на нашем уроке мы с вами сможем побывать на других уроках и проследим, где и как употреб-ся имена числительные.
- Сначала мы с вами выполним задание, а потом вы сами назовете предмет, на котором мы побывали.

Работа по употреблению числительных:
«Число 37 имеет замечательное свойство: если умножить его на 3, 6, 9, 12, 15, 18, то получится интересный ряд 111, 222, 333, 444, 555, 666».

Задание: выписать одно простое и одно составное числительное.
(прост.числит.: которые состоят из одного слова с одним корнем: 3, 6, 9, 12, 15, 18; состав.числит.: которые состоят из нескольких слов:111, 222…).
- На каком уроке мы побывали? (математика). (слайд 5)

«Вторая мировая война началась с 1 сентября 1939 года, когда Германия напала на Польшу. А 22 июня 1941 года немецкие войска обрушились на СССР. 1 января 1942 года в Вашингтоне 26 государств подписали декларацию о борьбе против стран фашистского блока». (слайд 6)

Задание:
- Найдите в предложениях количественное числительное в Им.п. (26). (т.е. которые отвечают на вопрос сколько?).
- Найдите порядковое числительное в жен.р. ед.ч. в Им.п. (вторая).
- Какие еще числительные есть? (собирательные) отвеч. на вопрос сколько?
- На каком уроке мы побывали? (история). (слайд 7)

В нашей жизни большое место занимает УНТ: сказки, загадки, песни, пословицы, поговорки.

Задание: придумайте и запишите загадки и пословицы, которые содержат числительные.
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь; 100 одежек и все без застежек; НЕ имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
О чем эта пословица?
(отвечают)
- Да, ребята, конечно же друг должен быть на первом месте, друг всегда поможет в беде, в трудной ситуации. Вот и вы, ребята, дружите и помогайте друг другу.
- А сейчас давайте вспомним произведения, в названиях которых есть числительные («Два капитана»; «1000 и одна ночь»; «Три поросенка»).
- Какой предмет изучает УНТ и произведения авторов? (литература)
(слайд 8)

«Почти в центре Азии на высоте 456 метров над уровнем моря в огромной каменной чаще сосредоточена? мирового запаса пресной воды. Это Байкал, самое глубокое озеро мира. Его глубина 1637 метров. В нем водится более 1200 видов животных, ? этих организмов нигде в мире больше не встречается». (слайд 9)

Задание: просклонять 1200 и?
(задание выполняют двое у доски, а остальные в тетрадях).
- Давайте вспомним сколько падежей в РЯ?
- Какие это падежи?

И.п. одна тысяча двести / три четвертых
Р.п. одной тысячи двухсот / трех четвертых
Д.п . одной тысяче двумстам / трем четвертым
В.п. одну тысячу двести / три четвертых
Т.п. одной тысячей двумястами / тремя четвертыми
П.п. одной тысяче двухстах / трех четвертых

С каким предметом был связан текст? (география)

Исправьте ошибки в употреблении числительных в предложениях.

1. На земном шаре встречается около восемьдесят видов рябины. (восьмидесяти).
2. Ель живет свыше пятьсот лет. (пятисот).
3. В семействе пасленовых около тысяча семиста видов растений. (тысячи семьсот).
4. Число амурских тигров в нашей стране подходит к сто пятидесяти особям. (ста пяти-десяти).
5. Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. (восьмисот).

На каком предмете побывали? (биология).

По длине прихватки выполняются не более 2 см., а что касается толщины, то она делается в 2 раза меньше, чем будущий шов. (слайд 10)

Задание: Составьте 1 простое, 1 сложное предложение и сделайте синтаскический разбор.

С какой дисциплиной связано данное предложение?
(подготовка металла к сварке) (Слайд 11)
- Итак, ребята, где мы употребляем имена числительные?
(и в колледже, и в практике, и дома).
- Почему важно употреблять числительные правильно?
(чтобы речь была точна, грамотна, красива).
- Итак, мы говорили в начале урока, что наш поход по учебным предметам будет связан с числом 7, а мы побывали только на шести.
- Какой седьмой предмет мы можем назвать?
(русский язык) (слайд 12)
- Да, правильно, ребята, это русский язык.
- И для повторения и обобщения этого материала, я приготовила для вас интересную игру.
(интерактивная доска)

Работа по предложениям:

1. Трое вас, и три вам дороги. 2. Один философ сказал, что только глупому жизнь кажется простой. 3. И любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов. 4. Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителя. 5. У нас у всех одна беда - война. 6. Камышев садился за обед один.
Задание: Укажите пожалуйста все части предложения.

IV. Подведение итогов, домашнее задание.

Валеева Гульсюяр Ильшатовна, ГАПОУ Туймазинский индустриальный колледж, г. Туймазы, преподаватель русского языка и литературы

Чтобы скачать материал или ! Бреус Мария Сергеевна
Учебное заведение: ЮУрГГПУ
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-03-16 Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное» Бреус Мария Сергеевна Цель: познакомить с частью речи «имя числительное» и значением. Формируемые УУД: п. - умение выделять орфограмму; выдвижение гипотез и их аргументирование; умение выполнять логическую операцию сравнения; к. - речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р. - соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание; л. - освоение социальных нор правил поведения, ролей и форм социальной жизни.

Просмотреть свитедельство о публикации

Конспект урока по русскому языку на тему «Имя числительное»

Тема « Имя числительное»

Цель: познакомить с частью речи «имя числительное» и значением.

Формируемые УУД: п. - умение выделять орфограмму; выдвижение гипотез и их аргументирование; умение выполнять логическую операцию сравнения; к. — речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р. - соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание; л. - освоение социальных нор правил поведения, ролей и форм социальной жизни.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Послушайте стихотворение. Как вы думаете, о ком оно? Ка бы вы его назвали?

Снует, бежит, работает,

Мечтает, дверью хлопает,

И сердится, и злится.

Как ей угомониться?

Прощает, уважает,

И любит, и скучает,

Жалеет и болеет,

Детей своих лелеет,

Целует, обнимает,

И пишет, и считает,

И шьет, и украшает,

Готовит, и стирает,

И гладит, ну и сушит,

И лампу на ночь тушит,

Играет, веселится,

Танцует, не боится,

Умеет все на свете,

Одна на всей планете.

- Выпишите глаголы, определите их время, спряжение.

Работа по карточкам

Карточка 1

Спишите. Выделите все известные орфограммы.

Всё лето листья подставляли солнцу свои спинки. К осени они пожслтели, стали золотыми, как солнышко. Полетели они иволгами по ветру. Запрыгали белками от сучка к сучку. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

По Н. Сладкову

Карточка 2

Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните их написание.

(По)д..ро..ке шли мал..чик и девоч..ка. Впереди шла (по)ж.лая жен.щина. Д..рогу (по)крывал ле… Она была очен., скользкая. Стару..ка (по)скол..знулас.. и (у)пала. Мал.чик п..мог стару..ке встат… Девоч..ка (по)шла дал..ше, она р..шила, что дру.. п..мога..т своей бабу..ке.

III. Самоопределение к деятельности

Работа по карточкам

(Работа в парах.)

Распределите слова по группам. По какому признаку вы это сделаете? (По частям речи.)

Белый, белка, белить, сон, варенье, сварил, один, унесли, вкусный, Тринадцать, игрушечный, сорок, сорока.

(Проверка.)

Какие слова не вошли в группы? Почему?

Сформулируйте цели нашего урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Прочитайте слова, которые не вошли ни в одну из групп. (Один, тринадцать, сорок.)

Что обозначают эти слова? (Число, количество.)

Подумайте, на какие вопросы они отвечают. (Сколько?)

Какое название можете дать этой части речи?

Дайте определение новой части речи.

Прочитайте объяснение профессора Самоварова на с. 110. Скажите, подтвердилось ли наше предположение.

Что мы не сказали об имени числительном?

Приведите примеры имен числительных.

Это интересно

Какие части речи вы встречаете в стихах, которые читаете?

Оказывается, бывают цифровые стихотворения. Если в обычных мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых, как правило, присутствуют одни числитель ые. Формально все признаки стихотворения налицо: есть в них и рифма, и, главное, ритм и размер.

Прочитайте эти стихи, и вы увидите, как легко и красиво они читаются.

138,5, 15,

12,8,45,

17, 19, 20,

4, 225.

С. Есенин

14, 126, 14,

132, 17,43…

16, 42,511

704, 83.

170! 16, 39,

514, 700, 142,

612, 349,

17, 114, 02.

2, 15,42,

42, 15.

37, 08, 5,

20, 20, 20!

7, 14, 100, 0.

2, 00, 13,

37, 08,5,

20, 20, 20!

Упр. 183 (с. 110)

Прочитайте задание.

Назовите фразеологизмы. Объясните их значение. (Коллективная работа.)

От горшка три вершка - очень маленький.

Два сапога - пара - одинаковые.

Заблудился в трёх соснах - не разобрался в простом.

Идти на все четыре стороны - иди куда хочешь.

Знать как свои пять пальцев - хорошо знать.

За семь вёрст киселя хлебать - далеко и попусту ехать.

Семь пятниц на неделе - так говорят о человеке, который часто меняет решения, не выполняет обещаний.

Давать сто очков вперёд - превосходить.

Перескакивать с пятого на десятое - путаная, бессмысленная речь, без логики.

Как пятое колесо в телеге -лишний.

* На седьмом небе - высшая степень удовольствия.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 184 (с. 110)

Прочитайте задание.

(Самостоятельная работа. Оказание индивидуальной помощи. Из ученика работают на закрытой части доски. Проверка.)

I — Что интересное вы заметили в написании числительных от 11 и круглых чисел?

(Они заканчиваются на -дцать.)

I — Самостоятельно прочитайте объяснение профессора Самоварова и скажите, на какие группы делятся имена числи-тельные.

Что вы узнали о количественных именах числительных? О порядковых именах числительных?

Приведите примеры имен числительных каждой группы. Упр. 185 (с. 111)

(Выполнение с комментированием.)