Какая реформа александра 2 была самой прогрессивной. Реформы Александра II

Введение.

    Личность Александра II.

    Военная реформа.

    Университетская реформа.

    Цензурная реформа.

    Значение реформ.

    Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

Царствование императора Александра II (1855-1881) ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

Деятельность Александра II прекратилась из-за его гибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

Личность Александра II .

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Короновали его 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Вхождение Александра II на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах. По словам умиравшего императора Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке», и первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая I, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.

В отношении внешней политики новый самодержец показал себя последователем «начал Священного Союза», руководивших политикой императоров Александра II и Николая I. Таким образом, Европа была вправе полагать Александра прямым преемником политики его отца и приверженцем отживших свой век принципов Венского конгресса. Однако практика Александра II и его нового правительства обнаружила значительные отличия от предшествующего режима. Повеяло мягкостью и терпимостью, характерными для темперамента нового монарха.

Но, так как вступление Александра Николаевича на трон происходило в период Крымской войны, где России приходилось иметь дело с объединенными силами почти всех главных европейских государств, и война приобрела неблагоприятный для страны оборот. Новый император, несмотря, на свое миролюбие, которое было известно даже в Европе, обнаружил стойкую решимость продолжить борьбу и добиться почетного мира.

Что было почти невозможным, так как, хоть российская армия и насчитывала в начале военных действий более 1 млн. человек, но ее техническое оснащение оставляло желать лучшего. Стоящие на вооружении гладкоствольные ружья уступали нарезному оружию западно-европейских армий, также устарела и артиллерия. Флот России был по преимуществу парусным, в то время как в военно-морских силах Европы преобладали суда с паровыми двигателями. Также отсутствовали налаженные коммуникации, что привело к дефициту боеприпасов, продовольствия и «пушечного мяса». Все эти моменты говорят о том, что русская армия было изначально неспособна вести войну с Европой на равных. И те не менее героизм русских людей в этой войне потрясающ. Стойкость и мужество русских войск, при отстаивании Севастополя, вызывали восторженное удивление даже со стороны врагов; имена Корнилова, Нахимова и др. покрылись немеркнущей славой. Падение Севастополя, однако, не принесло неприятелю значительной пользы.

С другой стороны, русские были в некоторой степени вознаграждены успехом в Малой Азии: Карс - эта неприступная крепость, усиленная еще англичанами, - 16 ноября был взят генералом Муравьевым со всем многочисленным его гарнизоном. Этот успех доставил России возможность выказать свою готовность к миру. Союзники, также утомленные войной, охотно готовы были вступить в переговоры, которые и начались чрез посредство Венского двора.

В результате в конце марта 1856 года был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. Но ей было поставлено унизительное условие о так называемой «нейтрализации» Черного моря. России запретили иметь в этом водном бассейне военно-морские силы, боевые арсеналы и крепости, что наносило существенный удар по безопасности южных границ. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет.

Парижский мир, заключенный 18 марта 1856 г., хотя был и невыгодным для России, но все-таки являлся почетным для нее в виду таких многочисленных и сильных противников как Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море, - была устранена еще при жизни Александра II заявлением 19 октября 1870 г.

Но, самое главное, невыгоды этого договора искупались благом самого мира, который давал возможность обратить все внимание на внутренние реформы, настоятельность которых стала очевидной.

Потрясение, которое Россия пережила от поражения в Крымской войне, заставило правительство приступить к социально-политическим преобразованиям. Как уже говорилось выше, Крымская война обнажила все внутренние язвы нашего отечества. В обществе поднималось недовольство от растущего понимания отсталости Российского государства от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители вышей администрации, даже императоры Александр II, а в свое время Николай I и Екатерина II ощущали необходимость перемен.

Еще одной причиной, вызывавшей общественное движение, были народные волнения. О недовольстве трудящихся свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян, городской бедноты, работных людей, военных поселян. Хотя в первой половине XIX века, народные восстания не носили такого массового размаха, как в XVII-XVIII века, однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии, постепенно смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существующего в России социально-политического строя.

В общественном движении во второй половине XIX века началось размежевание трех идейных направления: радикального, либерального и консервативного.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие несокрушимость самодержавия и крепостного права. В начале XIX века Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Теория официальной народности, созданной консерватором, министром народного просвещения, графом С.С.Уваровым, и состоящей из трех принципов: самодержавие, православие, народность, вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наиболее большую известность получило выступление П.Я.Чадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. По его мнению, Россия, оторванная от Запада, закостенела в своих нравственно-религиозных, православных догмах и находилась в мертвом застое. Спасение России он видел в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Письмо П.Я. Чаадаева послужило толчком к оформлению в начале 1840-х годов двух внутренне неоднородных идейных течений - западников и славянофилов. И те, и другие полагали, что участь России не так плачевна, как предсказывал Чаадаев, но считали необходимым отменить крепостное право и ограничить власть монарха. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России. По мнению Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том, «...должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси».

Полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению либерального и революционно-демократических течений. Одним из лидеров первого был профессор всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановский, который критиковал крепостнический характер николаевского режима, выступал за реформы общественно-политической жизни. Революционно-демократическое течение представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы - члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революции в Европе (1848-1849) привело Герцена к мысли об особом пути России к социализму, так как в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины.

Последней громкой схваткой николаевского режима с оппозицией явилось дело петрашевцев 1849 г. Члены кружка, собиравшегося вокруг выпускника Царскосельского лицея, ответственного чиновника МИДа М.В. Буташевича-Петрашевского, являлись последователями Ш.Фурье, то есть сторонниками переустройства общества на основе организации коммун-фаланстеров. Участники «пятниц» Петрашевского дискутировали по важнейшим вопросам российской жизни (славянскому, проблемам судоустройства, цензуры), говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, внедрении гласности и состязательности в суде, обсуждали литературные новинки. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы (в том числе М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский).

Вот такие проблемы получил в наследство Александр II от своего родителя, императора Всероссийского Николая I. От нового самодержца требовалось проведения ряда преобразований, но от него не исходило пока никаких определенных правительственных программ или обещания реформ.

Можно думать, что на первых порах программы и не было, ибо трудности военного времени не давали Александру возможности оглядеться и сосредоточиться на внутренних делах.

Только по окончании войны нашел Александр уместным поместить в манифесте 19 марта 1856 г. о заключении мира знаменательную фразу касательно России: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности...». В этих словах заключалось как бы обещание внутреннего обновления, необходимость которого чувствовалась одинаково как правительством, так и обществом.

Одновременно с этим манифестом, в том же марте 1856 г., государь, принимая представителей московского дворянства в Москве, сказал им краткую, но очень важную речь о крепостном праве. Он объяснил, что не имеет намерения «сейчас» уничтожить крепостное право, но признал, что «существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным». По выражению государя, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Посему Александр и приглашал дворян «обдумать, как бы привести все это в исполнение».

После мартовских заявлений уже не могло быть сомнения, что император готов вступить на путь преобразований. Неясна была только их программа; неизвестны, оставались те начала, на которых предполагалось упразднение крепостного порядка. Несмотря на такую неопределенность, подъем общественного настроения был необычен, и коронация государя (август 1856 г.) обратилась в светлый праздник нашей общественности. «Просвещенная благость» государя, сменившего недавнюю суровость власти «незабвенными словами: отменить, простить, возвратить», вызывала восторги. Решимость государя на реформы - на «подвиги, более согласные с требованиями века», чем «гром оружия», - возбуждала самые светлые надежды. В русском обществе началась неудержимая работа мысли, направленная на такое или иное разрешение коренного вопроса того времени - об отмене крепостного права.

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II

Военная реформа.

Поражение в Крымской войне продемонстрировало, что российская армия не способна эффективно обеспечить безопасность страны. Это сделало необходимой военную реформу. Первым шагом к ней стала ликвидация в 1855 г. военных поселений.

В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Большие изменения претерпела система военного образования. Вместо закрытых кадетских корпусов были созданы военные гимназии, выпускники которых получали не только военное, но и хорошее общее образование. Специальная же военная подготовка велась в высших юнкерских училищах.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным.

Университетская реформа

Хотя формально в первые годы царствования Александра II продолжал действовать университетский устав 1835 г., не дававший студентам большой свободы, на практике жизнь университетов быстро менялась.
На лекции свободно приходили вольнослушатели, возникли студенческие организации, проводившие сходки и издававшие собственные газеты. Но в 1861 г. правительство, пытаясь подавить студенческие волнения, отменило студенческое самоуправление и уничтожило льготы для бедных студентов. Это вызвало массовые студенческие беспорядки.
В Петербурге 300 студентов были отправлены в крепость - правда, на сутки-другие. В Москве полиция организовала избиение студентов простонародьем, распустив слух, что «господа» бунтуют, требуя восстановить крепостное право.
Встревоженный Александр II уволил в отставку недавно назначенного министра просвещения адмирала Е.В.Путятина. Новый либеральный министр А.В.Головнин подготовил проект университетского устава.
После бурного обсуждения в печати устав был утвержден Государственным советом - в июне 1863 г.
Университеты получили широкую автономию. Полиция не имела права входить на их территорию - там действовали собственная охрана и университетский суд в составе трех профессоров.
Советы университета и факультетов, в которые входили все профессора, свободно избирали ректора и деканов, присуждали ученые звания, открывали новые кафедры, распределяли средства по кафедрам и факультетам. Университеты имели собственную цензуру. Они получали иностранную литературу без досмотра на таможне. Численность профессоров и преподавателей возросла, их оклады были повышены вдвое.
Головнин предусматривал создание студенческих организаций и представительство студентов в университетском самоуправлении, однако Государственный совет исключил эти предложения из устава.

В 1864 г. был основан Одесский университет. В 1869 г. открылся Варшавский университет, закрытый в 1831 г. Однако теперь это было не польское, а русское учебное заведение.
В 1860-1870-х гг. в России появилось и женское высшее образование. В университеты женщины не допускались. Между тем они играли немалую роль в общественном движении 1860-х гг. и упорно добивались права на образование.
В 1869-1870 гг. в Москве, Петербурге и Киеве открылись Высшие женские курсы. Наибольшую известность приобрели Высшие женские курсы, основанные профессором В.И.Герье в 1872 г. в Москве и профессором К.Н.Бестужевым-Рюминым в 1878 г. в Петербурге.

До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дво­рянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

Цензурная реформа

Смягчение цензурного гнета произошло уже в первые месяцы царствования Александра II. В 1857 г. была создана комиссия при МВД для разработки нового цензурного устава. К 1861 г. русские журналы сравнительно свободно обсуждали важнейшие вопросы общественной жизни, о чем всего несколькими годами раньше невозможно было и помыслить.
Тем не менее, печать вызывала явное недоверие царя и его окружения. После отмены крепостного права, в связи с резкими выступлениями «Современника», «Русского слова» и других радикальных изданий, правительственная политика ужесточилась. На основании Временных правил о печати 1862 г. несколько известных столичных журналов были закрыты.
В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Общественность проявляла пристальный интерес к изменению законодательства о печати, что объяснялось не только постоянными требованиями гласности и свободы слова. Старая система, которая требовала предварительного цензурного просмотра любой печатной продукции, препятствовала нормальной журнально-газетной деятельности, ориентированной на получение прибыли, делала невозможным издание ежедневных газет, сообщающих свежие новости и рассчитанных на массового читателя.
Разработка цензурной реформы велась комиссией Д. А. Оболенского, которая полностью отвергала любые предложения общественных деятелей. Из среды славянофилов, которые были ревностными поборниками свободы слова, вышел проект И. С. Аксакова, первый параграф которого гласил: «Свобода печатного слова есть неотъемлемое право каждого подданного Российской империи, без различия звания и состояния». Оболенский счел аксаковские предложения глупыми и писал их автору, своему давнему знакомому: «Чепуха яснее выражается в параграфах».
Правительство не решилось полностью отменить предварительную цензуру, но ввело, первоначально только для столичной печати, цензуру карательную. На практике это означало, что периодические издания могли выходить без предварительного просмотра их цензорами, но в случае, если в напечатанных статьях содержались предосудительные материалы, то на редактора и издателя накладывались денежные штрафы и административные кары. В определенных случаях периодическое издание могло быть закрыто либо временно приостановлено. Карательная цензура давала возможность динамичного развития газет и журналов, но обрекала их сотрудников на строгую самоцензуру.

Значение реформ.

Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.

Зачинателями реформ были некоторые высшие государственные чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т.Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса.

Заключение.

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.

Список литературы:

    «Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы»./ под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А.Щетинова. – Москва: издательство «Простор», 1994 год.

    «История России с древности до наших дней»./ под редакцией М.Н.Зуева. – Москва: «Высшая школа», 1998 год.

    «История России». Учебник – 2-е изд., перераб. И доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва: Изд. «Проспект» 2003 год.

    История Отечества: Энциклопедический словарь/ Сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксина и др.. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1999.

    «Энциклопедический словарь», Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Изд. «русское слово», OCR Палек, 1998 год.

Реформы Александра 2 (Великие реформы) – реформы, проведенные в 60-70-х годах 19 века в Российской Империи императором Александром 2 и затрагивающие практически все сферы жизни государства.

Предпосылки и причины реформ Александра 2

Россия дольше любых других государств оставалась страной с феодальным строем и крепостным правом. К середине 19 века такой тип государства окончательно изжил себя, а конфликт, назревавший еще с 18 века, достиг своего пика. Необходимо было срочно менять как государственное устройство, так и, главным образом, экономическую систему.

С развитием технологий и появлением промышленной техники, все больше отпадала необходимость в ручном труде, однако помещики все еще активно использовали труд крестьян, облагая их огромными налогами. В результате, крестьянство повсеместно разорялось, начались повсеместные забастовки и голодовки, что привело к значительному упадку крепостного хозяйства и доходов помещиков. Государство, в свою очередь, также получало меньше прибыли от разорившихся помещиков, и казна страдала. Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон.

Страдала также и развивающаяся промышленность, так как из-за повсеместного закрепощения крестьян, не хватало свободной рабочей силы, которая могла бы обслуживать станки на заводах.

В 1859-1861 годах крестьянские бунты и революционные настроения достигли своего пика. Ситуацию также усугубляла проигранная Крымская война, которая окончательно подорвала доверие граждан к царю и правительству, которое показало свою полную несостоятельность, как экономическую, так и военную. В такой обстановке начались разговоры о необходимости отмены крепостного права и новых реформах, которые бы помогли стране выбраться из кризиса.

Император Александр 2, пришедший на престол в 1855 году, на одном из своих выступлений перед дворянством заявил о необходимости скорейшей ликвидации крепостничества сверху (указом государя), иначе это произойдет снизу (революция).

Началась эпоха великих реформ.

Основные реформы Александра 2

В числе основных политических реформ Александра 2 можно назвать:

Крестьянская реформа (1861 год);

Финансовая реформа (1863 год);

Реформа образования (1863 год);

Земская реформа (1864 год);

Судебная реформа (1864 год);

Реформа государственного самоуправления (1870 год);

Военная реформа (1874 год);

Суть всех реформ Александра 2 заключалась в перестройке общества и системы управления и формирование нового типа государства. Одной из самых главных реформ можно назвать отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась несколько лет и, несмотря на сопротивление дворянства и буржуазии, была все же проведена. В результате крестьянской реформы все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости – вместе с личной свободой они также получали небольшой участок земли совершенно бесплатно, на котором могли жить и работать. Кроме того, крестьянин мог купить себе пахотный надел за небольшую сумму – это внесло в казну государства достаточно большие деньги. Кроме того, крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли совершать сделки купли-продажи, могли открывать торговые и промышленные предприятия, претендовать на переход в другое сословие. Также они были освобождены от административной и юридической зависимости от своих бывших помещиков.

Еще одна реформа Александра 2 – реформа печати. В Империи появилось такое понятие, как гласность и свобода прессы (относительная), газеты могли обсуждать мероприятия, проводимые правительством и даже критиковать отдельных министров, однако, не затрагивая при этом императора. Также был снят «железный занавес», и люди могли свободнее выезжать из страны.

Изменилась и судебная система. Старый тип суда был заменен новым, который провозглашал принцип единства для всех сословий и принцип гласности, открытости. Появился суд присяжных, что позволило судопроизводству отделиться от исполнительной власти и выносить более независимые решения.

Земская и городская реформы сформировали открытые органы местного самоуправления, в городах появились суды, местные управы – это значительно упростило процесс городского самоуправления.

Военная реформа предполагала замены петровской системы рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Это позволило создать более обширную армию, которую можно было мобилизовать в кратчайшие сроки при первой необходимости. Также возрос уровень военного образования благодаря росту военных училищ и академий.

Вместе с развитием военных академий, стали появляться и другие учебные заведения. Благодаря просветительской реформе общий уровень образованности общества начал стремительно расти.

Итоги и последствия реформ Александра 2

Политические и финансовые реформы, проведенные Александром 2 не зря называют великими. Благодаря им было положено начало формированию в Российской Империи нового типа общества – индустриального общества капиталистического типа. Государство стало более демократичным, граждане стали иметь более равные права, не зависящие от сословия, а также возможность на честный и открытый суд. Пресса стала более свободной, что позволило гражданам иметь возможность обсуждать и осуждать решения правительства.

Освобождение крестьян и реформы в экономике позволили стране выйти из кризиса и создать се условия для дальнейшего успешного роста с учетом новых экономических реалий.

В целом, страна пережила значительные изменения, которые помогли ей встать на новый путь развития, более успешный и современный.

Политика контрреформ Александра 3

Краткая биография Александра III

1 марта 1881 г. от рук народовольцев погиб император Александр II Николаевич, и на престол взошел его второй сын Александр. Сначала он готовился к военной карьере, т.к. наследником власти был его старший брат Николай, но в 1865 г. он умер.

В 1868 г. во время сильного неурожая Александр Александрович был назначен председателем комитета по сбору и распределению пособий голодающим. В бытность до вступления на престол он был атаманом казачьих войск, канцлером Гельсингфорсского университета. В 1877 г. принимал участие в русско-турецкой войне в качестве командира отряда.

Исторический портрет Александра III скорее напоминал русского могучего мужика, чем государя империи. Он обладал богатырской силой, но не отличался умственными способностями. Несмотря на такую характеристику, Александр III очень любил театр, музыку, живопись, изучал русскую историю.

В 1866 г. он женился на датской принцессе Дагмаре, в православии Марии Федоровне. Она была умна, образована, и во многом дополняла мужа. У Александра и Марии Федоровны было 5 детей.

Внутренняя политика Александра III

Начало правления Александра III пришлось на период борьбы двух партий: либеральной (желающей реформ, начатых Александром II) и монархической. Александр III отменил идею конституционности России и взял курс на усиление самодержавия.

14 августа 1881 г. правительство приняло специальный закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Для борьбы с беспорядками и террором вводились чрезвычайные положения, применялись карательные средства, в 1882 г. появилась секретная полиция.

Александр III считал, что все беды в стране идут от вольнодумства подданных и излишней образованности низшего сословия, что вызвано реформами отца. Поэтому он начал политику контрреформ.

Главным очагом террора считались университеты. Новый университетский устав 1884 г. резко ограничил их автономию, были запрещены студенческие объединения и студенческий суд, ограничивался доступ к образованию представителей низших сословий и евреев, в стране введена жесткая цензура.

изменения в земской реформе при Александре III:

В апреле 1881 года был издан Манифест о независимости самодержавия, составленный К.М. Победоносцевым. Права земств были сильно урезаны, а их работа взята под жесткий контроль губернаторов. В Городских думах заседали купечество и чиновники, а в земствах – только богатые местные дворяне. Крестьяне потеряли право участвовать в выборах.

Изменения в судебной реформе при Александре III:

В 1890 году было принято новое положение о земствах. Судьи стали зависимы от властей, сократилась компетенция суда присяжных, мировые суды были практически ликвидированы.

Изменения в крестьянской реформе при Александре III:

Были отменены подушная подать и общинное землепользование, введен обязательный выкуп земель, но выкупные платежи были снижены. В 1882 г. учрежден Крестьянский банк, призванный выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Изменения в военной реформе при Александре III:

Усиливалась обороноспособность пограничных округов и крепостей.

Александр III знал важность армейских резервов, поэтому создавались пехотные батальоны, формировались резервные полки. Была создана кавалерийская дивизия, способная вести бой как в конном, так и в пешем строю.

Для ведения боя в горной местности были созданы батареи горной артиллерии, были сформированы мортирные полки, осадные артиллерийские батальоны. Для доставки войск и армейских резервов была создана особая железнодорожная бригада.

В 1892 г. появились минные речные роты, крепостные телеграфы, воздухоплавательные отряды, военные голубятни.

Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса, впервые созданы учебные унтер-офицерские батальоны, которые готовили младших командиров.

На вооружение была принята новая трехлинейная винтовка, изобретен бездымный вид пороха. Военная форма заменена на более удобную. Был изменен порядок назначения на командные должности в армии: только по старшинству.

Социальная политика Александра III

«Россия для русских» - любимый лозунг императора. Только православная церковь считается истинно русской, все остальные религии официально определялись как «иноверные исповедания».

Была официально провозглашена политика антисемитизма, начались гонения евреев.

Внешняя политика Александра III

Царствование императора Александра III было самым мирным. Только однажды русские войска столкнулись с афганскими отрядами на реке Кушке. Александр III ограждал свою страну от войн, а также помогал гасить вражду между другими странами, за что получил прозвище «Миротворец».

Экономическая политика Александра III

При Александре III росли города, фабрики и заводы, прирастала внутренняя и внешняя торговля, увеличилась протяженность железных дорог, начато строительство великой Сибирской магистрали. В целях освоения новых земель шло переселение крестьянских семей в Сибирь и Среднюю Азию.

В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета, доходы превысили расходы.

Итоги правления Александра III

Императора Александра III называли «самым русским царем». Он всеми силами защищал русское население, особенно на окраинах, что способствовало укреплению государственного единства.

В результате проведенных мероприятий в России произошел бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения.

Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах революционный дух, который вырвется наружу при его сыне Николае II.

25В общественном движении России этого пе­риода можно четко выделить три этапа: 50- 60-е гг., 70-е - начало 80-х гг. и 80-90-е гг. Не­обходимо выявить характерные черты этих эта­пов и дать краткий анализ основных требований, выдвигавшихся на каждом из них.

Первый этап (50-60-е гг.): ослабление цензурного гнета после прихода к власти Алек­сандра II. Идет процесс становления либераль­но-буржуазного и радикально-демократического течений общественной мысли: участие западни­ков и славянофилов в разработке крестьянской реформы, деятельность Вольной русской ти­пографии в Лондоне, издание А. И. Герценом и Н. П. Огаревым «Полярной звезды» и «Колоко­ла», их влияние на радикализацию общественно­го мнения, начало зарождения народничества, деятельнос­ть «Земли и воли» в 1860-е гг.

Второй этап (70-е - начало 80-х гг.): становление и расцвет народничества. Основ­ные идеи: теория некапиталистического разви­тия России, идея перехода к социализму. Главная цель - опираясь на крестьянскую общину, миновать капитализм и перейти непосредственно к соци­ализму.

Движение народников прошло в своем разви­тии четыре этапа:

1) середина 60-х - начало 70-х гг. - этап становления: деятельность разрозненных круж­ков (покушение Д. В. Каракозова на Александра II в 1866 г.)

2) начало 1870-х - 1876 г. - пропаган­дистский этап. Главное событие - «хождение в народ» с целью поднять крестьян на борьбу с са­модержавием. Причины неудачи: непонимание крестьянами отвлеченных идей, их царистские иллюзии;

3) 1876 -1879 гг. - бунтарский этап. Про­изошло организационное оформление движе­ния - была создана новая «Земля и воля» (1876);

4) 1879 -1881 гг. - заговорщицкий, или ге­роический, этап. Раскол «Земли и воли» из-за разногласий по вопросу о методах борьбы на «Черный передел» (Г. В. Плеханов) и «Народную волю» (А. Д. Михайлов). Переход наро­довольцев к тактике индивидуального террора. Цель - цареубийство и дезорганизация прави­тельства, что должно было облегчить захват власти.

Ключевые даты

Апрель 1879 г. - покушение народовольца на Александра II

Ноябрь 1879 г. - попытка взрыва царского поезда под Москвой.

Февраль 1880 г. - взрыв столовой Зимнего дворца, произведенный С. А. Халтуриным.

Итоги: тактика заговора и террора себя не оправдала и привела к обратному результату - политике контрреформ Александра III. Сами на­родовольцы все силы потратили на организацию цареубийства, сил на захват власти у них не оста­лось. К тому же они недооценивали силу бюро­кратического аппарата.

Третий этап (80-90-е гг.): спад револю­ционной борьбы. Сказав о перерождении народ­ничества, необходимо охарактеризовать сущ­ность либерального народничества и взгляды лидера этого движения - Н. К. Михайловского: мирная пропаганда социалистических идей.

Также шел процесс рас­пространения марксизма в России: группа «Ос­вобождение труда» (1883-1893) Г. В. Плеханова и его критика народничества. Причины особой попу­лярности марксистских идей в России: ост­рота рабочего вопроса, низкий уровень жизни на­селения, логичность и простота марксистских построений, их доступность для понимания прос­того человека, особенности менталитета русского народа - коллективизм, взаимовыручка, общинность, мессианство.

Необходимо также рассказать о либераль­ном движении, связанном прежде всего с земст­вами, и консервативном течении обществен­ной мысли (К. П. Победоносцев, М. Н. Катков), его влиянии на выработку внутриполитического курса страны.

Вывод: общественную мысль в России вто­рой половины XIX в. отличала идеологическая пестрота: в ней были представлены все направле­ния - от реакционно-консервативного до ради­кально-демократического. Общественная мысль развивалась в обстановке отсутствия гласности и минимальных гражданских свобод, что обусло­вило оппозиционность большинства обществен­ных движений по отношению к власти.

Реформы, проведенные Александром II в период 1855-1881гг. и по сей день актуальны. Им и его последователями были заложены основы современной государственной системы управления, государственного строя, исполнительной и судебной систем.

Так, например, именно им и его последователями-реформаторами были введены основные принципы гражданского и уголовного судебного следствия и процесса, такие, как: законность, осуществление правосудия только судом, уважения чести и достоинства личности, неприкосновенности личности, охраны прав и свобод человека и гражданина в судопроизводстве, неприкосновенности жилища, презумпции невиновности, состязательности сторон, обеспечения гражданину права на защиту, свободы оценки обстоятельств и иные.

Необходимо отметить, что реформирование Александром II коснулось практически всех сторон общественной жизни российского общества: политической, экономической и социальной. Бурное развитие железнодорожного строительства, сооружения транспортной инфраструктуры способствовали повышению производительности промышленности и образованию новых отраслей производства: химической, текстильной, добывающей, машинотроительной и т.д. Именно в период его правления формируются существующие ныне промышленные центры России и ближнего зарубежья: Донецк, Харьковский и Николаевский районы на Украине, Поволжский и Уральский - в России, Бакинские нефтяные промыслы - на Кавказе и т.д.

Развитие транспорта, вооруженных сил, экономики вывели Российскую империю в период второй половины XIX в. на самый пик своего могущества, когда с ней стали считаться в международной политике и воспринимать как равную себе по статусу международную державу.

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.

Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными делами, с 1834 г. присутствовал на заседаниях Сената, с 1835 г. - и Синода.

Важнейшей и, возможно, одной из самых сложных реформ при Александре II в России стала отмена крепостного права Положением 19 февраля 1861 г. Именно за это императора прозвали в народе царем-освободителем.

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране. Пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 г. Еще в 1856 г. император, принимая представителей дворянства, заявил о своем намерении проведения крестьянской реформы.

В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на принудительном, крайне неэффективном, труде крепостных крестьян. В социальной сфере происходило усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений. Так, например, в 1831-1840 гг. в России произошло 328 крестьянских волнений; в 1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений; в 1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.

Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, к которым наше Отечество в своем труде «Теория военного искусства» и отнес идеолог марксистского движения - Ф.Энгельс, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 г. правительством образован секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян, но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

Большинство помещиков выступало против реформы. Некоторые помещики соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 1850-х гг. сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.

Происходит оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.

К концу августа 1859 г. проект "Положений о крестьянах" был подготовлен. В конце января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое "дополнение" к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам немедленно в собственность и бесплатно четверть надела. Такой надел получил название "четвертного" или "дарственного".

19 февраля "Положения" (17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян. По Манифесту крестьяне получили полную личную свободу.

Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом Манифеста 19 февраля 1861 г. крестьянин получал возможность самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия и т.д. Это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало толчок развитию экономики в пореформенной России.

В соответствии с Манифестом от 19 февраля 1861 г. было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее.

Вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам. Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством "выкупной системы". В Манифесте от 19 февраля 1861 г. указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течении 49 лет "Выкупными платежами".

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения. Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т. е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда к 1881 году их оставалось не более 15%). Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим. 2. 2. Буржуазные реформы Александра II.

В соответствии с положениями реформы в стране было освобождено более 22 млн. русских крестьян, а так же установлен новый порядок общественного крестьянского управления.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции возлагались представительный орган городского общества -- думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы -- гласных -- было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе -- от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было больше: в Московской -- 180, Петербургской -- 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления -- управа и городской голова, который являлся председателем исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался вопросы городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебные уставы от 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей.

В соответствии с положениями Судебной реформы 1864 г. судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и законодательной, что уравновешивало ветви власти во взаимоотношениях друг с другом. Необходимо напомнить, что, заложенные Ж.Ж.Руссо, Ш.Л.Монтескье, Н.Маккиавелли, М.А.Сперанским (в России) правовые и демократические принципы разделения властей так и не были реализованы в российском государстве вплоть до реформ Александра II.Данный факт говорит о демократичности в развитии государства - наибольшем, возможно, чем во многих странах Европы.

Была изменена и система подсудности. Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”.

Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же -- министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов европейской юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

Значительным изменениям подверглась и система обороноспособности государства.

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость от социально-экономического положения в стране и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 1850-х -- начале 1860-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 1860-х годов более половины офицеров не имели никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения -- 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота -- 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной -- по структуре, вооружению, образованию. Это сказалось уже на ходе русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.

Изменения в системе культуры и образования так же отличались глубиной и масштабом.

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов.

В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий.

В 1863 г. был принят университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

В это время были созданы высшие общеобразовательные учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и Киеве), основаны 3 университета - Новороссийский (1865 г.), Варшавский (1865 г.) и Томский (1880 г.).

В 1863 году было принято положение об освобождении от предварительной цензуры столичных периодических изданий, а также некоторых книг.

Проводилась постепенная отмена исключающих и ограничивающих законов по отношению к раскольникам и евреям. Однако после подавления Польского восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно перешло к курсу ограничения реформ рядом временных правил и министерских циркуляров.

Следствием этого явился подъем демократического движения в стране, приведший к революционному террору.

1 марта 1881 г. император Александр II был смертельно ранен брошенной в него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в Петропавловском соборе.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 1860 -- 1870-х гг. позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это -- несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

крестьянский реформа сталин александр

) - это реформы, проведенные в 60-70-х гг. 19-го в. и затрагивающие практически все стороны жизни Российской империи.

Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19-го в. уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18-го в. в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19-го в. он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того чтобы этого избежать, необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала, домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Помещики тоже были недовольны, так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 гг. крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная , которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию - доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно и реформировать страну.

В 1855 г. на престол взошел император Александр 2-й, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали крестьяне снизу путем революции.

«Великие реформы» начались.

Основные реформы Александра 2-го

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861).
  • Финансовые реформы (с 1863 г.).
  • Реформа образования (1863).
  • Реформа государственного управления (1870).

Суть реформ Александра 2-го заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее вести экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 г. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет, и, хотя правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа - реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения, это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности, пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

Итоги и последствия «великих реформ» Александра 2-го

Политические и финансовые реформы Александра 2-го названы великими благодаря тому, что они в относительно короткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии.

Личность императора Александра II. Император Александр родился 18 апреля 1818 г. в Москве. Он первый ребенок в семье великого князя Николая Павловича, который в конце 1825 г. стал императором Николаем I. Тогда же особым манифестом его семилетний сын Александр был провозглашен наследником престола.

Наставником цесаревича был назначен Василий Андреевич Жуковский - писатель, один из образованнейших людей того времени. Он составил для высокородного подопечного особую учебную программу, основополагающий принцип которой Жуковский определил как образование для добродетели. Задачи обучения и воспитания тесно переплетались.

Два раза в год для наследника устраивались экзамены, на которых он неизменно показывал хорошие результаты. После одного из них император Николай I писал Жуковскому: Мне приятно сказать Вам, что не ожидал найти в сыне таких успехов. Все у него идет ровно, все, что он знает. - знает хорошо, благодаря Вашему способу обуче­ния и ревности учителей.

Важнейшей частью образования наследника являлись его поездки по стране. Весной 1837 г. в сопровождении В. А. Жуковского Александр более 6 месяцев путешествовал по России. Железных дорог еще не существовало, и наследнику пришлось передвигаться на пароходах и лошадях, преодолевая огромные расстояния.

Будущий царь не только встречался с должностными лицами на местах, осматривал древние храмы, музеи, исторические и природные достопримечательности, но и охотно посещал дома простого люда и внимательно выслушивал их рассказы о радостях и горестях своего житья-бытья.

В 19 лет Александр Николаевич свободно владел пятью языками (русским, немецким, французским, польским и английским), а также имел обширные познания по истории, математике, физике, естественной истории, географии, статистике, правоведению, политической экономии и Закону Божьему. Кроме того, он имел хорошие знания по военным наукам.

Его отличали широкий кругозор, изысканные манеры и доброта характера. Он производил самое благоприятное впечатление на тех, кому доводилось встречаться с ним и в России, и за границей.

В качестве цесаревича Александр Николаевич неоднократно выезжал за границу.

Во время самой продолжительной такой поездки, с мая 1838 по июнь 1839 г., он посетил Пруссию, Швецию, Данию, Баварию, Австрию, Голландию, Италию, Англию и другие княжества и королевства. Александр Николаевич знакомился с политическими приемами управления различных стран, посещал парламенты, его везде принимали с величайшим почтением. Римский папа Григорий XVI в его честь даже распорядился специально иллюминировать купол собора Святого Петра.

В апреле 1841 г. в Петербурге состоялось бракосочетание Александра Николаевича и принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, перешедшей к тому времени в православие и принявшей имя Марии Александровны.

С начала 1840-х гг. Николай I приобщает сына к делам государственного управления. Он принимает участие в работе Государственного совета. Комитета министров, Финансового комитета. Во время отлучек царя из столицы на цесаревича возлагалась ответственность принимать решения по текущим делам. С конца 1840-х гг. Александр Николаевич назначается председателем нескольких комитетов, обсуждавших важнейшие вопросы государственной жизни, в том числе и вопрос об улучшении положения крепостных крестьян. В 1849 г. Александр Николаевич получает должность командующего гвардией и начальника всех военно-учебных заведений России.

Ко времени вступления на престол Александр II являлся человеком зрелых лет, обладавшим обширными знаниямив различных областях, имевшим достаточно глубокие представления о сложной механике государственного управления. Он находился на престоле с 1855 по 1881 г.

Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г.

Александр II принял бразды правления в тяжелый исто­рический момент. Шла Крымская война, события на театревоенных действий разворачивались не в пользу России, положение внутри страны становилось напряженным, финансы были расстроены. Надлежало как можно быстрее завершить дорогостоящую, неудачную для России войну.

В первый год царствования Александр I основное внимание уделил решению именно этой задачи. После окончания войны перед правительством встали проблемы внутреннего порядка. Александр II очень скоро убедился, что управлять страной по-старому нельзя, что требуется основательная перестройка всего громоздкого государственного здания, что почти повсеместно требуются реформы.

Уже на первом представленном отчете министра внутренних дел, где говорилось о многих проблемах страны итрудностях их разрешения, царь написал: Читал с большим интересом и благодарю, в особенности за откровенное изложение всех недостатков, которые, с Божией помощью и при общем усердии, с каждым годом будут исправляться.

Особое место в этом ряду насущных проблем занимала проблема крепостных отношений. Выступая в 1856 г. перед московским дворянством, царь во весь голос заявил о необходимости упразднить крепостничество: Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу.

Путь этот оказался непростым и долгим. Лишь через пять лет крепостное право отошло в область истории. За это время была проведена огромная подготовительная работа. Учреждались различного рода комиссии на государственном и местном уровне, рассматривавшие юридические, финансовые и административные аспекты грядущей социальной перестройки.

Царь хотел, чтобы будущий великий акт раскрепощения крестьянства отражал волеизъявление всей нации. Однако значительная часть дворянства не желала перемен. Александр II решил единым волевым актом перевернуть темную страницу отечественной истории. Для этого у него имелось достаточно сил и средств. И все же он пытался сделать это так, чтобы первое сословие, так много значившее для монархии и империи, осталось удовлетворено переменами. Он надеялся, что дворянство само осознает неизбежность грядущих изменений. Вот почему решению проблемы крепостного права потребовался столь продолжительный подготовительный период. Ожидаемые преобразования затрагивали в той или иной степени все стороны социальной жизни огромной Российской империи.

Проект отмены крепостного права был составлен особой комиссией, созванной царем в начале 1859 г. В нее вошли высшие государственные чиновники и известные общественные деятели. К концу 1860 г. план освобождения крестьян от крепостной зависимости был разработан. В феврале 1861 г. император подписал Манифест, извещавший об отмене крепостного права. Это была великая и благотворная мера.

Крепостное право к 1861 г. сохранялось в стране далеко не везде. Однако в наиболее населенных и сельскохозяйственно-развитых губерниях Европейской России оно существовало. Эта зона проходила на севере по линии Петербург-Вологда (примерно 60-я параллель), а на юге ограничивалась рекой Дон (примерно 45-я параллель). 11а востоке рубеж этого района обозначала река Волга, а на западе - государственная граница Российской империи. В этом обширном географическом квадрате проживало более половины населения России, и именно здесь крепостные устои были особенно сильны.

В других районах страны крепостной зависимости или вообще не было (север Европейской России, Сибирь, Прибалтика), или в крепости находилась незначительная часть землепашцев.

Сложность решаемой задачи состояла в том, что земля в большинстве случаев принадлежала помещикам. Принять закон о том, что земледельцы с такого-то числа считаются юридически свободными, значило лишить их средств к существованию. Поэтому требовалось не просто дать свободу 25% крестьян (именно такая часть испытывала к тому времени тяготы личной несвободы), но и обеспечить им экономические условия для дальнейшей жизни.

Власть заботило и будущее положение дворянского сословия, представители которого являлись главными вла­дельцами земельных угодий. (Среди землевладельцев имелись и представители иных сословий - купечества, мещанства, крестьянства, но в тот период им принадлежало около 10% всего земельного фонда, находившегося в руках частных лиц.) Благополучие первого, благородного, сословия, дававшего стране основную часть офицерского корпуса и чиновничества, напрямую было связано с положением крестьянства.

Приступая к выработке преобразовательных мер, пра­вительство стремилось, с одной стороны, предоставить свободу черносошным (простым) крестьянам, обеспечить им необходимый минимум для самостоятельного сущест­вования, а с другой - защитить интересы дворянства.

19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, вместе с Манифестом о ликвидации крепостного права монарх утвердил несколько законодательных актов, составивших Положение о крестьянах выходящих из крепостной зависимости. С этого дня крепостное право отменялось, а крестьянам присваивалось звание свободных сельских обывателей. Их юридическая принадлежность помещику раз и навсегда ликвидировалась. Манифест и новые законы были опубликованы и зачитывались в церквах по всей России.

Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Полицейская власть, до тех пор принадлежавшая помещикам, переходила к органам сельских общин. Судебные полномочия частично передавались избираемым крестьянами волостным судам, а частично - к мировым судьям.

Помещики сохраняли право на всю принадлежавшую им землю, однако обязаны были предоставить в постоян­ное пользование крестьян усадебную оседлость (землю около крестьянского подворья), а также полевой надел (сельскохозяйственные угодья за пределами поселений).

За пользование получаемой землей крестьяне должны были или отрабатывать ее стоимость на землях помещика, или платить оброк (деньгами или продуктами). Размеры усадебного и полевого надела определялись особыми уставными грамотами, для составления которых отводился срок в два года. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела.

Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не осуществившие этого - временно-обязанными.

Выходившие из-под опеки помещиков крестьяне теперь обязаны были объединяться в сельские общества и все дела своего местного управления решать на сельских сходах. Исполнять решения таких собраний должны были сельские старосты, избираемые на три года.

Расположенные в одной местности сельские общества составляли крестьянскую волость, делами которой ведали собрания сельских старост.и особые выборные от сельских обществ.

На волостном сходе избирался волостной старшина. Он исполнял не только административные (управленческие), но и полицейские функции.

Таковы были общие черты крестьянского самоуправления, утверждавшегося после падения крепостного права.

Правительство считало, что со временем вся земля, предоставленная, согласно реформе, крестьянству, перейдет в полную собственность крестьян.

Большинство крестьян не имело средств, чтобы выплатить помещику всю причитающуюся сумму, поэтому деньги за них вносило государство. Эти деньги считались долговыми. Крестьянам предстояло погашать земельные долги небольшими ежегодными выплатами, получившими название выкупных платежей. Предполагалось, что окончательно расчет крестьян за землю завершится в течение 49 лет.

Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество, а крестьянин не имел права отказаться от надела и сменить место жительства. На это надо было получить согласие сельского схода. Такое согласие давалось с большим трудом, поскольку платежи являлись общей повинностью. Это называлось круговой порукой.

Конечно, проведенные преобразования многих не удовлетворили. Помещики теряли бесплатную рабочую силу, и хотя и сохраняли рычаги финансового воздействия, но в перспективе утрачивали свое влияние на крестьян. Крестьян не устраивало, что землю они получали не даром, а за выкуп, который предстояло платить долгие годы.

В некоторых краях даже возникли беспорядки, т. к. пошел слух, что настоящая царская грамота, где якобы крестьянству передавалась земля без всякого выкупа, спрятана барами. Получили известность события в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии, где крестьяне прогнали всех государственных служащих и установили свою, правильную, власть. В этих селах дело дошло до кровавых столкновений между крестьянами и войсками.

В целом же событие огромного исторического значения произошло без серьезных социальных потрясений. При всем несовершенстве реформы 1861 г. государству удалось решить трудную историческую задачу - ликвидировать унизительное крепостное право и открыть путь к интенсивному социальному преобразованию страны.

Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменение системы образования

Ликвидация крепостного права коренным образом меняла весь характер общественной жизни в России, и перед властью встала задача заново ее структурировать. С Манифеста 19 февраля 1861 г. начался период преобразований, получивший позже название эпохи великих реформ.

В январе 1864 г. император утвердил Положение о земских учреждениях. Согласно этому Положению, лицам всех сословий, владевшим в пределах уездов землей или иной недвижимой собственностью, а также сельским крестьянским обществам предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных гласных, составлявших уездные и губернские земские собрания, созываемые несколько раз в году. Для повседневной же деятельности избирались уездные и губернские земские управы.

К земствам перешли заботы о всех местных нуждах: строительстве и поддержании в порядке дорог, продовольственном обеспечении населения, образовании, медицинской помощи. Для решения этих задач необходимы были средства, и органы местного самоуправления получили право устанавливать земские сборы (налоги).

Земское самоуправление вводилось постепенно. Первым оно было учреждено в начале 1865 г. в Самарской губернии. До конца того года подобные учреждения были введены еще в 17 губерниях. К 1881 г. земство уже существовало в 33 губерниях Европейской России.

Через несколько лет после открытия земств право широкого самоуправления получили и города. В 1870 г. Александр II утвердил Городовое положение, в силу которого городские думы, образованные из выборных гласных от городских сословий, и избранные этими думами городские управы стали ведать в городах теми же делами, которыми занимались земства в сельской местности.

Участие в выборе гласных городских дум предоставлялось представителям всех сословий, имевших в данном городе недвижимое имущество (дом, землю) или занимавшихся каким-либо торговым делом. Органы городского самоуправления наделялись правом вводить городские сборы (налоги).

Еще одной важной реформой царя Александра II стало преобразование судопроизводства. Старый суд был негласный, дела в нем вершились канцелярским способом, обвиняемые часто даже не призывались в суд, нередко расследование проводилось и неумело и пристрастно. Дела тянулись долго, а судебная волокита вызывала всеобщее недовольство.

В ноябре 1864 г. царь утвердил новый Судебный устав, призванный создать суд скорый, правый, равный и открытый. Отныне судебное устройство соответствовало самым современным мировым нормам. Вводился суд присяжных и институт присяжных поверенных (адвокатов).

Царствование Александра II ознаменовалось проведением военной реформы. 1 января 1874 г. был подписан указ о введении всеобщей воинской повинности.

Более 100 лет высшие сословия в России были освобождены от обязательной воинской обязанности. Вся ее тяжесть лежала главным образом на крестьянстве, среди которого и проводились ежегодные рекрутские наборы. Забритые отрывались от семьи на многие годы и возвращались домой уже в преклонных летах, поскольку срок службы равнялся 25 годам.

В указе о введении всеобщей воинской повинности говорилось: Дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного.

К отбыванию воинской повинности с 1874 г. стали призываться все молодые люди, достигшие 21 года. Предусматривались и льготы на этот счет. Освобождались от службы по семейному положению (единственный сын в семье), срок службы сокращался в зависимости от уровня образования будущего воина, а некоторые категории населения, например учителя, вообще не призывались в армию. Срок службы составлял теперь в армии 6 лет, во флоте - 7 лет.

В период царствования Александра II произошли большие изменения. В сфере образования. Были открыты новые высшие учебные заведения. Б 1863 г. был утвержден Университетский устав, предоставлявший высшим учебным заведениям широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления переходили теперь от чиновника попечителя к совету, избиравшемуся из среды преподавателей. Не только изменения текущего преподавания, но вся внутренняя организация университетской жизни сосредоточилась в руках самого университета, во главе с избираемым ректором.

В 1864 г. был утвержден новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.

В гимназиях преподавались главным образом гуманитарные предметы и иностранные языки, в том числе латинский и греческий. Они готовили учащихся к поступлению в университеты. В реальных училищах предпочтение отдавалось естественнонаучным дисциплинам. Училища ориентировали выпускников на поступление в высшие технические заведения. И гимназии и реальные училища давали детям законченное среднее образование.

При Александре II получило широкое развитие начальное (двух- и четырехклассное) школьное образование для детей из малообеспеченных семей, главным образом крестьян.

Всего за 26 лет его царствования число различного рода школ, гимназий и училищ увеличилось многократно. В 1880 г. количество учебных заведений превышало 23 тыс. (около 1,5 млн. учащихся), в то время как в 1861 г. количество учебных заведений разного профиля не достигало и 5 тыс.