Как отреставрировать старую мебель самому, советы мастеров. Реставрация советской мебели своими руками Как реанимировать старую мебель своими руками

Реставрация мебели своими руками часто производится не только с целью сохранить немного средств. Некоторые вещи из дерева обладают неповторимым очарованием старины, другие просто настолько привычны, что от них не хочется избавляться. В каждом случае к ремонту и переделке отслужившей свое мебели приходится подходить по-разному. Чаще всего главной задачей является сохранение функциональности предмета.

Реставрация мебели своими руками часто производится не только с целью сохранить немного средств

Перед тем как обновить старую мебель, стоит определить, не является ли она слишком ценным антиквариатом. В этом случае ее продажа может быть гораздо выгоднее, чем реставрация. Определить, насколько ценен древний предмет мебели, можно по наличию клейма мастера на обратной стороне шкафа или изнанке сидения стула. Если тумба или комод имеют такие же клейма и на днище ящиков, имеет смысл связаться с профессиональными оценщиками антиквариата.

Но в том случае, если хочется сохранить старинную мебель для себя, продлить ее жизнь и предоставить ей случай послужить еще, следует очистить и осмотреть вещь, выявляя дефекты. В самых простых случаях это могут быть механические повреждения ножек, дверец, поверхностей. В более сложных потребуется перетяжка обивки, восстановление рисунка инкрустации или резного узора, укрепление расшатавшихся соединений. Каждый случай требует персонального подхода и специфических инструментов. Но чаще всего могут потребоваться:

  • дрель и сверла, шуруповерт;
  • рубанок торцевой;
  • напильники и наждачная шкурка;
  • набор отверток;
  • электролобзик;
  • острый нож;
  • пассатижи и круглогубцы;
  • мебельный степлер со скобами;
  • мебельная ткань;
  • швейные принадлежности и ножницы;
  • кисти, лакокрасочные материалы, мебельный воск и прочее.

Если обновление мебели будет заключаться в ее декорировании элементами декупажа, то потребуются только нужные изображения (салфетки, специальные наборы и прочее), клей ПВА и кисть из мягкого волоса. Для кракелюра нужно купить специальный лак, при желании – металлическую пудру для позолоты или серебрения. Для декора может пригодиться и самоклеящаяся пленка под ценные породы дерева или камень, пластиковые молдинги и мебельная фурнитура.

Существует еще один интересный материал для декорирования старой мебели. Он называется линкруст и представляет собой тонкую пленку с объемным тиснением. Нанося на выпуклые части металлическую пудру, можно даже из старой стенки сделать произведение искусства.

В некоторых случаях требуется разобрать вещь на детали. Обычно так происходит, если ремонт мебели заключается не только во внешнем декоре. При перетяжке мягких сидений, восстановлении лакированной мебели в домашних условиях нужно будет разъединить хотя бы основные части. Чтобы не перепутать детали при сборке сложных узлов, следует сфотографировать процесс разборки.

Галерея: реставрация старой мебели (25 фото)



















Реставрация старой мебели (видео)

Стильная мебель своими руками

Самый простой способ ремонта старой мебели – декорирование поверхностей в современном духе. С помощью нехитрых приемов послужившим вещам можно придать современный облик в разных стилях. Самодельным кухонным гарнитурам и комодам 30-40-х годов прошлого века всегда найдется место в интерьерах кантри, шебби-шик, викторианском и подобных стилях, подразумевающих не совсем современные детали. Советские изделия 50-70 гг. вполне удачно впишутся в минималистичный современный интерьер. Нужно только немного изменить их стандартный внешний вид и отреставрировать мебель в соответствии со своими требованиями.

Новая жизнь старой тумбочки может начаться с удаления грязи и старой краски. Некоторые удивительно изящные эксклюзивные вещи ручной работы за годы службы неоднократно перекрашивали. Это совершенно лишило их привлекательности и шарма старинной мебели. Краску лучше всего удалить полностью, до чистой древесины.


Перед тем как обновить старую мебель, стоит определить, не является ли она слишком ценным антиквариатом

Точно так же следует поступить, если тумба была покрыта лаком. Как правило, покрытие находится в очень плохом состоянии. Удалить и краску, и лак проще всего острым ножом, напильником и наждачной шкуркой. Разболтанные и плохо закрывающиеся дверцы лучше снять, чтобы заменить фурнитуру.

Если на мебели обнаруживаются трещины и выбоины, то нужно сделать специальную замазку на основе столярного клея или акриловой смолы. На 1 часть связующего нужно взять 3-4 части мелких опилок (при возможности даже просеять их). Этим составом замазать дефекты, захватывая неповрежденные участки вокруг выемки. После того как мастика полностью высохнет (до 48 часов), обработать поверхность наждачной шкуркой, натянутой на ровный деревянный брусок.

Красивый рисунок очищенной древесины может подсказать идеи отделки без покраски. В этом случае нужно покрыть изделие морилкой под ценные породы. Просушить тумбочку, добавить декор на свой вкус (роспись, декупаж) и покрыть все части прозрачным лаком. Установить на штатные места ручки дверец и ящиков, при необходимости можно заменить их на более современные или, наоборот, соответствующие стилю благородной старины.


Самый простой способ ремонта старой мебели – декорирование поверхностей в современном духе

Как обновить крупную мебель?

Отреставрировать старый комод или шкаф можно похожим способом. Крупные предметы мебели часто содержат в себе множество ящиков, которые со временем разбухают или рассыхаются. Реставрация старого шкафа, бюро, комода должна начинаться с проверки целостности и легкости движения этих деталей.

При необходимости можно разобрать ящики на составные части. Соединения (обычно это шип-паз в разных вариантах) очистить от старого клея, обработать надфилем и подклеить тонкие кусочки древесины в пазы. Для этого можно взять дешевый шпон или использовать один из слоев от фанеры. Уплотнив таким образом, нанести на поверхности клей (столярный, ПВА, моментальный) и соединить детали ящиков. Можно использовать тонкие саморезы.

При необходимости замены ручек отверстия от старых креплений замазать составом для ремонта трещин. После высыхания поверхность зачистить шкуркой. Сделать новые отверстия и укрепить фурнитуру.

Передняя стенка ящика может быть закреплена на деревянных нагелях. Если в процессе разбора не удалось сохранить их, то очень просто изготовить новые из круглой палки подходящего диаметра (шпажки для шашлыка, например). Остатки старых нагелей нужно высверлить, влить внутрь выемки немного клея и вставить туда небольшой отрезок палки. Так же сделать ответные отверстия и посадить стенку на место.

Как правило, восстановление рассохшихся ящиков решает и проблему их передвижения по направляющим. Если же где-то остались помехи, можно обследовать трущиеся поверхности и сточить часть древесины напильником.

При оклейке любой тонкой пленкой нужно помнить, что дефекты поверхности под ней будут заметны. Сколы, трещины, облупившееся покрытие нужно предварительно выровнять. Дефекты древесины затереть шпаклевочным составом, а старое покрытие снять. На больших поверхностях комодов и шкафов это проще всего сделать шлифовальной машиной. Подойдет и насадка на дрель в виде круглой щетки с металлическими составляющими.

Желательно во время работы использовать респиратор и очки, чтобы предотвратить попадание пыли в глаза и дыхательные пути. Очистку крупной мебели от лакокрасочного покрытия лучше производить в нежилом помещении или на улице. Пыль, оставшуюся на мебели после обработки, нужно тщательно смыть чистой водой.

Идеи для декорирования шкафа или комода

Решать, как отреставрировать старую мебель в домашних условиях, должен сам мастер. Зависит это от стиля интерьера помещения. Реконструкция может быть произведена разными способами:

  • оклейкой пленкой;
  • окраской и декорированием;
  • лакированием.

Реставрация советской мебели с ровной поверхностью и без лишнего декора может быть выполнена при помощи ткани или тонкой кожи (кожзаменителя). В зависимости от предпочтений, передние стенки ящиков можно обтянуть таким материалом или оклеить пленкой цвета металлик. Обычно так выполняется реставрация мебели из ДСП, не подразумевающая сохранения рисунка ценной древесины.

Боковины комода, его столешницу при этом можно окрасить контрастно: в темные цвета для минималистичного стиля или хай-тек, в жизнерадостные, но неяркие бежевые, голубые, розовые оттенки для кантри и похожих интерьеров. Дополнить отделку могут соответствующие детали фурнитуры. В мебельных магазинах и строительных фирмах всегда есть богатый выбор молдингов, имитирующих лепнину или имеющих строгие графические очертания. Декоративные накладки на свободные от оклейки части мебели придадут обновленному комоду или шкафу сходство с антикварными резными изделиями. Завершить облик преображенного предмета помогут ручки соответствующего дизайна.

Очень модна в настоящее время мебель с легким эффектом потертости. Это отнюдь не значит, что можно поставить тумбу или комод с облупившимся местами покрытием. Для стиля шебби-шик характерна имитация хорошо сохранившейся, но старой мебели. Поэтому любой стул, шкаф или этажерку готовят к ремонту по общим принципам: максимально удаляя старое покрытие.

Обработанные изделия порывают тонким слоем мебельного воска в тех местах, где нужна потертость: на выпуклых частях рельефа, на углах и гранях, возле ручек. Поверхности окрашивают светлой акриловой краской. После высыхания достаточно снять ее слой на навощенных местах. Реставрация деревянной мебели подразумевает и декор либо росписью, если у мастера есть способности к рисованию, либо методом декупажа.

Для этого используют готовые рисунки, страницы старых книг или ноты, салфетки с нужным узором. На мебель наносят слой клея ПВА, прижимают картинку и разглаживают ее мягкой кистью, удаляя пузыри воздуха. После высыхания можно обработать губкой с краской края рисунка, чтобы замаскировать переход от бумаги к окрашенной поверхности. Реставрация комода своими руками может считаться завершенной, а для защиты рисунка поверхности нужно лакировать.

Как реставрировать старую мебель (видео)

Как обновить мягкую мебель?

По сравнению с переделкой деревянных вещей реставрация мягкой мебели своими руками кажется достаточно сложной. Но справиться можно и с этой задачей. Чаще всего приходится менять изношенную обивку и наполнитель.

Чтобы заново обтянуть старое кресло своими руками, придется подобрать мебельную ткань. Для современных гарнитуров подойдут и флок или велюр, но старинную вещь они могут лишить присущей ей солидности. Для вычурных кресел с резьбой и гнутыми деталями придется поискать качественный мебельный гобелен.

Разбирая мягкую мебель прошлого века, можно обнаружить внутри пружинный блок или вспененную резину, чаще всего не подлежащие ремонту. Их можно заменить современным поролоном высокой плотности. Лучше всего выбрать толстую пластину более плотного материала, а поверх нее сделать тонкую (около 2 см) прокладку из мягкого поролона. Для большей сохранности наполнителя сверху кладут мешковину или другую плотную ткань.

Если кресло или диван были не полностью мягкими, а содержали полированные детали, то до того как реставрировать мебель своими руками, нужно восстановить покрытие при помощи лака. Полировка производится пастой ГОИ.

Восстановление кресла продолжается укладкой наполнителя:

  • основание сидения смазать клеем и уложить на него толстый поролон;
  • равномерно прижать по всей поверхности;
  • намазать поверхность поролона клеем и проложить тонкий материал;
  • уложить поверх поролона черновую обивку из мешковины, прикрепить ее скобами степлера;
  • оклеить подлокотники и спинку, если это нужно.

В зависимости от того, какой конструкции мягкая мебель, может потребоваться сделать рельеф на наполнителе. Детали, выступающие над поверхностью, нужно вырезать отдельно и приклеить.

В завершение потребуется сшить новые чехлы. Для выкроек надо использовать старую обивку. Готовый чехол или мебельную ткань выложить на изнанку возле края полированной детали, прикрепить степлером вдоль края.

Перевернуть на лицо, накрывая мягкий наполнитель, натягивая чехол на подлокотники и спинку. Прикрепить на изнанке мебели, снизу подлокотников и т. п., реставрируя обивку так, как она была уложена раньше. Если на кресле были накладные деревянные детали поверх ткани, их устанавливают на место в последнюю очередь, когда обивка будет полностью заменена.

На некоторых моделях старой мебели бывают накладные подушки. Их наполнитель нужно осмотреть и при необходимости заменить. Чехлы легко сшить по выкройкам, снятым со старой обивки. С этими деталями работы значительно меньше, чем с перетяжкой самого дивана или кресла.

Реставрация старой мебели – процесс во многом творческий. Даже восстанавливая ее старинный облик, приходится использовать и новую обшивку, и современные технологии, затрачивая много времени и не меньше фантазии. Но при взгляде на отреставрированный на дому диван, резную или полированную мебель, которой можно пользоваться еще долго, у мастера не возникает сожалений по поводу потраченных усилий.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Обладатели предметов старинной мебели вызывают искреннюю зависть у любителей раритета.

К сожалению, не все счастливчики в состоянии осознать ценность старой мебели, шкафов, диванов, комодов, трюмо и прочих предметов, которые, кажется, уже отжили свой век.

Преимущество заключается в том, что в старину не существовало таких технологий и материалов, которые сегодня позволяют быстро и дешево соорудить любой элемент или целый гарнитур.

Мебель делали из ценной древесины, вскрывали лаками и олифами из натуральных ингредиентов, а для фурнитуры использовали кованые элементы. Современные материалы - пластик, МДФ, ДВП и ДСП не требуют особого мастерства.

Они легки и доступны в обработке и реставрация мебели в домашних условиях своими руками не должна предоставлять проблем.

Однако изделия из них не имеют такой энергетики, не дают ощущения теплоты и уюта, как те, что сделаны много лет назад мастером вручную, с применением элементарных инструментов или станков.

Вот почему не стоит спешить расстаться со старинной мебелью, даже если она не предел мечтаний коллекционеров.

Подготовительный этап

Прежде чем приступать к реставрации мебели в домашних условиях, важно правильно оценить масштабы предстоящей работы.

Сначала нужно определить с какими именно дефектами придется иметь дело. Есть несколько видов повреждений мебели, которые можно реставрировать своими руками:

  • Царапины и потертости;
  • Глубокие механические повреждения - сколы, трещины;
  • Пятна;
  • Повреждения, нанесенные насекомыми;
  • Отсутствие или износ фурнитуры;
  • Излом деталей.

Когда определена степень нанесенного ущерба, можно приступать к процессу восстановления. Для начала следует очистить поверхность от загрязнений, при необходимости промыть ее теплой водой и моющими средствами, высушить.

Удаление потертостей и царапин

Для удаления царапин на мебели есть масса способов, профессиональных и народных.

В мебельных магазинах, торгующих фурнитурой и запчастями, продается специальный штрих.

Он доступен, легок в эксплуатации: его достаточно хорошенько потрясти, затем нанести кисточкой на поврежденный участок. По необходимости сделать несколько слоев.

Оставить подсыхать 15 минут, затем протереть фланелевой или вискозной салфеткой, выравнивая поверхность.

Еще одно средство – мебельный воск. Он бывает двух видов, мягкий и твердый. Мягким достаточно потереть нужный участок, твердый предварительно плавят, наносят, дают застыть и шлифуют.

Народные умельцы предлагают не менее простые способы замаскировать небольшие царапины и потертости.

При помощи грецкого ореха, йода, машинного масла, майонеза, оливкового масла и уксуса, детских восковых карандашей.

Способ применения у всех вариантов примерно одинаков: аккуратно обработать поврежденный участок, оставить на несколько минут высохнуть и впитаться, протереть мягкой материей.

Также можно самостоятельно приготовить мастику. Для этого понадобятся:

  • Скипидар (30гр);
  • Бензин;
  • Спирт (20гр);
  • Воск (40гр);
  • Шерстяная ткань.

В металлической миске растопить воск, добавить скипидар, перемешать и добавить спирт. Ткань, пропитанную бензином, обмакнуть в смесь и аккуратно растереть мастику, до появления блеска.

Это были способы удаления и маскировки поверхностных повреждений, на полированной деревянной поверхности.

Теперь рассмотрим возможности восстановления более серьезных повреждений.

Удаление сколов и трещин

Избавиться от сколов и трещин в древесине гораздо сложнее, чем от поверхностных царапин.

Поэтому если нет неуверенности, что удастся осуществить ремонт в домашних условиях, лучше обратиться к мастеру.

Если принято решение сделать это своими руками, нужно запастись необходимым минимумом инструментов:

  • Уайт-спирит (средство для снятия лака);
  • Морилка нужного оттенка;
  • Грунтовка по дереву;
  • Наждачная бумага мелкой фракции (на 100, 180, 300, 800, 1200 и 3000);
  • Шпатлевка по дереву;
  • Малярный скотч;
  • Валик или кисть.

Если реставрация не требует полного разбора на детали, то остальные поверхности нужно защитить малярным скотчем.

Очистить поврежденный участок от лакового покрытия при помощи Уайт-спирита, обработать древесину грунтовкой, затем зашпаклевать.

После высыхания сравнять шпаклевку с поверхностью при помощи наждачной бумаги. Очистить от пыли влажной материей и нанести морилку, для получения необходимого оттенка.

Важно наносить морилку исключительно на зашпаклеванный участок, не попадая на дерево. Иначе древесина изменит цвет, и тогда без капитального ремонта не обойтись.

Совет: Нужно сделать цвет на тон светлее, так как при лакировке морилка потемнеет.

После полного высыхания можно лакировать. Наносить лак следует кистью или валиком, в зависимости от площади участка.

Каждый новый слой можно наносить только после полного высыхания предыдущего и предварительной шлифовки наждачной бумагой фракцией на 600 или 800 единиц.

Последний слой сравнять со старой полировкой наждачной бумагой самой мелкой зернистости.

Сначала на 1200, а потом на 2500 или 3000. По завершении протереть полиролем, или мебельным воском, до получения глянцевой поверхности.

Удаление пятен

Часто на полированной поверхности встречаются пятна от пролитого кофе, йода, масла, вина или другой неизвестной красящей жидкости. С ними можно справиться, протирая пятна бензином.

При необходимости повторить процедуру несколько раз до полного исчезновения. В конце, протереть смесью денатурированного спирта и льняного масла, это восстановит полировку.

Пятна от горячих кружек, утюга, чайника удаляют с помощью нашатырного спирта, или обычной водки.

Восстановление после насекомых вредителей

Детали, которые изъедены жуками, лучше всего заменить, поскольку плотность древесины нарушена, и при небольшой нагрузке, она непременно сломается. При невозможности замены, мебель нужно разобрать.

Деталь очистить от лака, с помощью растворителя и шпателя, ошкурить, продезинфицировать специальными препаратами.

Зашпаклевать отверстия, оставленные насекомыми, покрыть морилкой в тон, и лакировать.

Реставрация фурнитуры

Если старая фурнитура пригодна к дальнейшей эксплуатации, ее можно отреставрировать. Для начала ее нужно снять с мебели и полностью разобрать на запчасти.

Затем ее нужно очистить от грязи, ржавчины и краски.

Для облегчения процесса очистки, можно замочить детали в уксусе, растворе лимонной кислоты или специальных химических растворах. При необходимости можно отшлифовать мелкой наждачной бумагой, и отполировать пастой Гои.

После всех манипуляций нужно собрать и прикрепить детали на свои места.

Навесы, лучше смазать – это убережет их в дальнейшем от новой ржавчины.

Отсутствующую или не подлежащую восстановлению фурнитуру можно заменить новой. Мебельную фурнитуру любого дизайна легко найти в специализированных магазинах или заказать на специальных сайтах.

Как приклеить сломанную деталь, или отслоившийся шпон

Некоторые поломанные детали необязательно менять, их можно склеить в домашних условиях.

Для этого нужен столярный клей или ПВА. Склеиваемый участок, необходимо очистить, зашкурить грубой наждачной бумагой, обработать клеящим составом, оставить на 5 минут, а затем, соединить сильно сдавливая.

Для этого пригодятся струбцины.

До полного высыхания должно пройти не менее суток. После того как детали склеились, следует удалить остатки клея.

Пора переходить к косметическому восстановлению – тонированию морилкой и покрытию лаком.

Отслоившийся шпон также приклеивают ПВА. Если нет возможности оставить его под прессом поможет утюг. Нужно нанести клей на места соединения и дать немного подсохнуть, затем, сильно придавливая, пригладить шпон разогретым утюгом.

Совет: Чтобы защитить шпон от перегрева нужно проложить между ним и утюгом лист бумаги.

С помощью шпона, можно кардинально изменить внешний вид мебели.

Старая и изрядно потертая столешница, преобразится и станет произведением искусства, если ее украсить мозаикой из шпона.

Также шпоном оклеивают фасады шкафов, и любые другие поверхности. Даже изделия из недорогих пород дерева, будут выглядеть как добротная дорогая мебель, если покрыть их шпоном из дуба ореха, черешни или березы.

Заключение по теме

Конечно, не всякую мебель стоит реставрировать.

Но если жаль расставаться с невзрачным бабушкиным буфетом или неуклюжим дедушкиным комодом, стоит попытаться дать им шанс на вторую молодость.

Сегодня лакированная мебель пользуется большой популярностью. Такие изделия красиво выглядят и придают интерьеру солидности. В то же время, у подобной мебели есть один существенный недостаток – она достаточно легко царапается. Поэтому, чтобы не приобретать новую мебель, можно постараться восстановить старую.

Сегодня реставрация предлагается многими фирмами и частными мастерами. Кроме того, вы можете обновить мебель своими руками, следуя определенным рекомендациям.

Принципы реставрации

Реставрирование лакированной мебели является отличным способом восстановления предметов интерьера, придав им привлекательный внешний вид. Как правило, чтобы устранить царапину, достаточно стереть лак с места повреждения и повторно лакировать его. Такой метод позволяет устранить любые внешние царапины с лакированной мебели.

Однако часто одними мелкими царапинами дело не ограничивается. Любой лак со временем может темнеть. Поэтому, длительное применение мебели приводит к тому, что ее лакированное покрытие начинает мутнеть. В результате предметы интерьера теряют свой презентабельный внешний вид.

Если ваша проблема касается потемнения лака, то тогда восстановление мебели также будет заключаться в стирании старого лакового покрытия и нанесения нового. Все эти процедуры вы сможете сделать своими руками.

Технология проведения реставрационных работ

Определение изношенности лакированной мебели

На первом этапе нужно определить состояние поверхности, которую вы планируете восстанавливать. Первым признаком изношенной и старой мебели, которая длительный срок была в эксплуатации, является ее визуальное постарение. В частности, на мебели может наблюдаться потемнение в области резьбы. Кроме того, частым признаком старения является наличие мелкое сеточки прямо на лакированной поверхности.

Конечно, если такие изменения не существенны, то они могут и не портить общей картины, а наоборот делают мебель ценнее. Однако при наличии значительных повреждений возникает необходимость в проведении реставрации, которую можно поручить опытному мастеру или сделать своими руками. При этом, вы можете обновить мебель, не нанеся вреда ее культурной или антикварной ценности. В крайнем случае , но структура дерева скроется под слоем краски и мебель будет иметь не такой привлекательный вид.

Выбор материала для реставрации лакированной мебели

Многим кажется, что можно обновить лакированную мебель просто при помощи тампона, смоченного спиртом. Конечно, спиртовый раствор может растворить наружный декоративный слой и устранить дефект. Однако от подобной процедуры может остаться неизгладимый след. Поэтому, лучше выбирать качественные рекомендованные материалы, к которым относится:

Шеллачная политура

Этот материал позволяет красиво подчеркнуть изящную древесную фактуру, придав ее оригинальный оттенок. Политура является одним из старейших материалов для реставрации лакированной мебели. По своей структуре шеллачная политура является особым лаком, который имеет консистенцию воды. Для реставрации деревянных поверхностей его наносят по 40-60 слоев. Благодаря этому удается получить уникальную глубину цвета.

Нитроцеллюлозный лак

Материал используется для восстановления больших площадей, покрытых лаком. Средство наносят при помощи специального распылителя, который распространяет его по поверхности с большой скоростью. Если бы скорость была меньшей, то капельки начали бы застывать по отдельности. Поэтому, нежелательно использовать для нанесения нитроцеллюлозного лака обычные пульверизаторы, так как они будут оставлять фрагменты, покрытые пузырьками. Соответственно, наносить данный материал рекомендуется только в специализированной мастерской.

Материал отличается простотой в использовании, что делает его идеальным вариантом для проведения реставрации своими руками. Пентафталевый лак не требует особой техники нанесения и при этом отличается высокой скоростью высыхания.

Этот лакокрасочный материал следует наносить минимум в четыре слоя. В качестве грунтовки выступает первый из этих слоев. После завершения восстановительных работ обязательно рекомендуется провести шлифовку лакированной поверхности. Если вы хотите сделать поверхность полуматовой, то тогда пентафталевый лак лучше всего наносить тампоном. Напротив, если необходимо получить глянцевую поверхность лакового покрытия, то лучше выбрать кисточку и тщательно провести завершающую шлифовку.

После выбора типа лакокрасочного покрытия нужно определиться с цветом. Например, можно обработать поверхность бесцветным лаком, а можно использовать цветное лакокрасочное покрытие. Если вы выбрали второй вариант, то тогда следует правильно выбрать цвет лака.

Подбор инструментов

Для проведения реставрации лакированной мебели необходимо выбрать правильный инструмент, который вам понадобиться для выполнения работ своими руками.

Основные инструменты для реставрации лакированной мебели:

  • раствор «Маалипесу»;
  • малярный скотч;
  • кисточки для покраски лаком;
  • наждачная бумага, шпатель и металлический скребок;
  • специальная шпаклевка для дерева;
  • ветошь или щеточка для устранения пыли и грязи;
  • мягкая губка для промывания;
  • картон или полиэтиленовая пленка для защиты находящихся рядом поверхностей;
  • Уайт-спирит.

Этапы восстановления лакированной мебели

  1. Подготовительный этап
  • поверхность лакированной мебели следует тщательно вымыть при помощи раствора «Маалипесу», а потом промыть при помощи обычной теплой воды;
  • с помощью скребка необходимо удалить потрескавшийся и отслоившийся лак;
  • наждачной бумагой нужно отшлифовать деревянную поверхность до матового состояния;
  • удалить пыль при помощи ветоши, щетки или тряпки.

  1. Этап нанесения лака

В основном все лакированные поверхности восстанавливаются составами на водной или акриловой основе.

Покрытие лакокрасочным материалом на водной основе:

  • на подготовленную поверхность следует нанести 2-3 слоя глянцевого или матового лака в зависимости от вашего выбора;
  • после покрытия поверхности очередным слоем необходимо дождаться, пока лак высохнет;
  • сухую поверхность рекомендуется немного отшлифовать и очистить щеткой от пыли;
  • после завершения всех работ инструменты следует вымыть мыльной водой.

Реставрация лаком на акриловой основе:

  • выбрать оптимальный по блеску вариант лака, который бы под ваш интерьер;
  • использовать выбранный лак для грунтовки поверхности, разбавив его Уайт-спиритом на 10 или 15 %;
  • загрунтованную одним слоем лака поверхность следует немного отшлифовать;
  • далее необходимо покрыть мебель двумя слоями неразбавленного лакокрасочного состава;
  • после покрытия очередным слоем поверхность рекомендуется дополнительно отшлифовать;
  • после завершения всех работ инструменты следует тщательно очистить при помощи Уайт-спирита.
  1. Этап шлифовки при помощи наждачной бумаги

На завершающем этапе после нанесения всех слоев лака необходимо тщательно отшлифовать поверхность до матового состояния. При этом пыль следует удалить при помощи щетки или тряпки.

Следуя всем этим правилам, вы получите качественную лакированную поверхность мебели, которая снова приобретет свой исходный эстетичный внешний вид.

Если мебель, которая нуждается в обновлении, не имеет большой художественной ценности и ее размеры невелики, то при наличии некоторых навыков можно осуществить реставрацию самостоятельно.

Для этого необходимо иметь необязательно большое подходящее помещение - мастерскую, гараж, дачный домик. Какие инструменты и материалы вам понадобятся, можно понять из описания процесса.


Собственно, сам процесс самостоятельной реставрации включает в себя минимум 6 основных стадий: разборка изделия, удаление старого лакокрасочного покрытия, устранение дефектов, шлифовка, окраска, сборка.

Скорее всего, полностью разобрать предмет вам не удастся. Разобрать можно только то, что прибито маленькими гвоздиками, привинчено шурупами, стянуто винтами, а в тех случаях, когда клеевые соединения расшатаны, то эти детали можно разъединить.

Теперь приступаем к смывке старого лака или краски. Как правило, продающиеся в магазинах предназначенные для таких операций химикаты не работают. Поэтому лучше использовать проверенное, и не так уж плохо пахнущее (в отличие от вышеупомянутых) средство - ацетон.

Чтобы он не так сильно испарялся, его можно на четверть разбавить скипидаром. Если предназначенная для обработки деталь имеет небольшие размеры, то ее можно поместить в подходящую емкость и хотя бы наполовину залить ацетоном. Через несколько часов старое покрытие размякнет и его можно счистить грубой кистью или щеткой.


Для более крупных деталей применяют следующий способ. Деталь обертывают тряпками, кладут на поддон, поливают ацетоном и помещают все это в полиэтиленовый мешок или тщательно накрывают пленкой.

Бывает, что деталь имеет настолько крупные размеры (например, неподдающийся разборке комод), что для них и этот способ не подходит. В этом случае поступаем так: берем большую тряпку, складываем ее в 2-3 слоя (при этом ее размеры должны превышать размеры обрабатываемой поверхности) и окунаем в емкость с ацетоном. Затем, слегка отжав, накладываем ее на горизонтально расположенную обрабатываемую поверхность (понятно, что если это, например, боковая сторона комода, то комод нужно поставить на пол противоположной боковиной).

Тряпку сразу накрываем пленкой. Спустя 20-30 минут убираем это "одеяло" и соскабливаем шпателем или ровным краем куска фанеры отслоившийся лак. Как правило, с первого раза все удалить не получится, поэтому повторяем операцию до достижения приемлемого результата.

.

Мелкие островки неотслоившегося лака можно удалить с помощью цикли или шлифовальной бумаги. Таким же образом обрабатываем все стороны нашего изделия.

После этой операции восстановите клеевые соединения, если при разборке мебели вам пришлось разъединять плохо склеенные детали. Лучше всего для этого использовать клей ПВА.

Следующая операция - шлифовка. Для нее применяют либо ленточные шлифовальные машины, либо круглые шлифовальные насадки для дрели.
Можно просто обернуть деревянный брусок шлифовальной бумагой и отшлифовать вручную. Шлифовать начинают бумагой с крупным зерном, переходя потом к мелкозернистой.


После шлифовки тщательно очистите детали от пыли, чтобы были видны все дефекты, которые вам предстоит зашпатлевать. Если вы намерены покрасить свою работу прозрачным лаком, то шпатлевка должна быть подходящей по цвету.

Шпатлевать можно шпателем или короткой металлической линейкой. После высыхания зашпатлеванные места обрабатываем сначала средней, а затем мелкой шлифовальной бумагой.

Теперь вам нужно решить, оставить цвет изделия естественным, или подвергнуть его морению, т.е. окраске древесины красителями. Лучше всего придать изделию тот цвет, который оно имело до ремонта. Окрашивание проще всего производить анилиновыми красителями или уже готовыми морилками, которые можно купить в магазинах бытовой химии.

Приготовив раствор нужного цвета, кистью или тампоном равномерно окрашиваем все детали. После высыхания поверхности, их нужно осторожно прошлифовать самой мелкой отработанной шлифовальной бумагой, чтобы удалить поднявшийся ворс.

Теперь наше изделие готово к окраске. Естественно, она должна производиться в теплом, хорошо проветриваемом помещении, в котором вы не забыли сделать влажную уборку.

Красить можно кистью, тампоном, но лучше всего краскораспылителем - электрическим или пневматическим. Если их у вас нет, то можно взять напрокат в магазинах инструментов или попросить у знакомых. Лакокрасочное покрытие обычно наносят в 2 слоя. Но, если это нитролак, то для получения приличного результата нужно покрыть в 4-6 слоев.

После высыхания лакокрасочного покрытия изделие собираем и представляем на суд домашней общественности.


Если вы когда-то перекрасили свой старый стол или починили ножку у стула - это не значит, что вы реставратор. Прежде чем решиться стать на путь реставрации старой мебели своими руками, надо хорошо оценить перспективы дальнейшей работы. Итак, шаг первый - под опытным взглядом реставратора. Каждого уважающего себя ценителя старины всегда будет интересовать вопрос – кто произвел это чудо на свет. Поэтому после того, как мы притащим домой какую-нибудь старую рухлядь, ее следует хорошенько осмотреть. Не только, чтобы оценить состояние предмета, наметить объем предстоящих работ, но, чтобы попытаться определить фирму изготовителя. Для всех реставраторов – известное имя производителя очень ценно. И дело не только в стоимости отреставрированного предмета, но и в чести и гордости за прикосновение к истории и настоящему мастерству. Поэтому, если вы нашли какой-нибудь опознавательный знак на мебели, обязательно выясните что это за фирма. Возможно, вам повезло и вы наткнулись на настоящий шедевр. А вот нечаянно удалив опознавательный знак, вы значительно снизите ценность этого произведения.

Нет денег! Начните зарабатывать прямо сейчас без начального капитала.Тут скупают очень дорого Вашу интеллектуальную собственность и авторское право. Напишите самостоятельно любой уникальный текст на любую тематику и выставь его на свободную продажу. Пройдите быструю абсолютно бесплатную регистрацию на крупнейшей бирже по продаже текстов «Тextsale» и начинайте зарабатывать прямо с этой минуты! Регистрируйся по баннерам на этой странице и сразу приступай к высокооплачиваемой работе:


Неленивые пользователи биржи «Текстсейл» зарабатывают в среднем до 30.000 рублей в месяц, не выходя из дома. Средняя стоимость за 1000 букв текста (это меньше половины стандартной страницы А4) – 1 доллар США. Можно установить цену и больше по Вашему усмотрению. Плюнь на надоевшую основную работу и начинай получать деньги уже сегодня, не вставая с любимого дивана! Или сделай себе дополнительный заработок в свободное время. Это не лохотрон, а реальная возможность неплохо заработать без вступительных взносов. Сколько написал – столько получил. Это надежная биржа, основанная более 10 лет назад и имеющая солидную репутацию. Радуйтесь – Вы получили новую работу и престижную творческую должность!

Теперь второй шаг – очистка поверхности. Ее нужно производить с особой тщательностью. Возможно, в процессе реставрации старой мебели своими руками под старым слоем грязи вы обнаружите прекрасно сохранившуюся отделку, которую можно будет легко восстановить. Очистку начинаем с мыльных процедур. Берем мыло на растительной основе, губку, теплую водичку и устраиваем мойку нашей мебели. Часто старая мебель украшена всякими резными завитками. Для того, чтобы можно добраться до самых труднодоступных уголков – используем мягкую щетку (можно зубную). А для очистки самых узких щелочек поможет зубочистка. Если вы решили почистить поверхность с помощью наждачной бумаги, берите нулевку и все делайте очень аккуратно: от сильного надавливания отделка только потускнеет.

.


Шаг третий – замена поломанных частей. Эта часть работы порой растягивается на долгие часы подбора недостающих деталей. Можно, конечно, наткнуться на барахолке на нужную ручку или ножку, но это очень большая редкость. Чаще всего такие штуки приходится делать на заказ. Заполучив нужную деталь, ее еще нужно установить. Если вы не уверенны в своих силах, попросите помощи у кого-то из родных. Мне с ними всегда реставрация старой мебели своими руками дается легче. Иногда достаточно просто подкрутить болты или шурупы и расшатавшаяся мебель приходит в порядок. А если они заржавели, их следует заменить.

Так что не всегда реставрация старой мебели так уж и сложна. Малюсенькие трещины можно заклеить, трещины побольше – зашпаклевать. После всех подготовительных занятий, можно приступать к косметическим работам по реставрации старой мебели своими руками.

Прежде всего, оцените объем предстоящих работ - определите, в каком состоянии находится ваша мебель и
что необходимо сделать. Выясните, нет ли серьезных поломок, не нуждаются ли части мебели в полной замене.


· Материалы для ремонта

Определив состояние мебели и объем работ по ремонту, выясните, каким лаком была покрыта мебель первоначально, из какого дерева она сделана, каковы свойства древесины, а также, какая техника использовалась при изготовлении мебели. Узнайте, есть ли в продаже необходимые вам древесина и лак. В зависимости от типа полировки, выбирайте способ очистки, который позволит достичь максимальной эффективности при минимальном ущербе для мебели.

· Очистка

Прежде чем приступить непосредственно к реставрации, тщательно очистите изделие. Движения должны быть точными. Вам понадобятся мягкие хлопчатобумажные салфетки, бумажные полотенца, мягкая кисточка и зубная щетка, зубочистки, деревянный штырь (размером с карандаш) и наждачная шкурка различной зернистости. Запаситесь терпением и обойдите все укромные уголки - именно в них собирается больше всего пыли и грязи.

· Тщательно очистите наслоения воска и пыли, именно из-за них на мебели возникают пятна.

· Позолота обычно водорастворима, поэтому в местах с позолотой скапливается наибольшее количество грязи и пыли

· Для очищения мебели от пыли пользуйтесь мягкой хлопчатобумажной тканью.

· В труднодоступных местах воспользуйтесь мягкой кисточкой или зубной щеткой.

· Не пользуйтесь перьевыми щеточками, они царапают поверхность мебели.

· Для удаления пятен воска, масляных пятен применяйте бензин, спирт или растворитель для красок и лаков. Обмакните ватный шарик в растворитель и воспользуйтесь им на оборотной стороне изделия, чтобы убедиться в его безвредности. .


· Определите, что именно подлежит реставрации - что необходимо отреставрировать, чтобы придать мебели первоначальный вид. Проведите структурный и косметический ремонт, старайтесь делать это с осторожностью и придерживайтесь избранной технологии. Если необходимо, обратитесь за советом к профессионалу-мебельщику. Весь процесс включает в себя ремонт, замену не подлежащих ремонту частей, замену пружин, приклеивание деталей декора, перетяжку мягких частей, обновление лакировки. Возможно, вам придется прибегнуть к полному структурному переустройству той или иной части мебели или изделия в целом.
· Удалите пятна, обесцвеченные участки, царапины. Инструменты, которые вам могут понадобиться, вы легко найдете у себя на кухне или в гараже. Вам придется удалить все пятна, следы от горячей посуды, краски, воды, приставшие кусочки бумаги, воска, жевательной резинки и другие видимые дефекты на поверхности мебели.

· Пятна с мебели удаляются мягкой хлопчатобумажной тканью, слегка смоченной денатурированным спиртом, если же они не поддаются устранению, воспользуйтесь абразивом, изготовленным в домашних условиях. Смешайте табачный пепел с несколькими каплями растительного масла, например, льняного. Вотрите эту пасту в пятно, дайте смеси немного впитаться, а затем обработайте мягкой тканью.

Повторяйте эту процедуру до полного исчезновения пятна, а если все же она окажется неэффективной, смешайте известковую пудру с льняным маслом и попытайтесь удалить пятно этой смесью. Действуйте медленно, без излишнего давления. После этой процедуры натрите поверхность воском или полировальным средством. В некоторых случаях может потребоваться два слоя покрытия.

· Удалите розоватые пятна, которые обычно возникают на старой мебели, покрытой лаком. Техника удаления этих дефектов та же, что и для устранения других пятен.

· Избавьтесь от темных пятен, возникающих в результате проникновения в древесину воды. Этот процесс может привести к частичному повреждению полировки. Однако повторного нанесения лака можно избежать. После устранения темных пятен протравите всю поверхность изделия раствором щавелевой кислоты. После этого поверхность можно красить или лакировать.


· Чтобы удалить наслоения воска или прилипшую жевательную резинку, нужно протереть эти участки кусочком льда, завернутым в хлопчатобумажную салфетку, а после их отвердения счистить их с поверхности ногтем большого пальца. Это позволит избежать излишних царапин. Отполируйте это место подходящим средством.

Steegle.com - Google Sites Tweet Button

Окончательный вид мебели в немалой степени зависит от того, насколько тщательной была реставрация. Если при дальнейшей эксплуатации вы будете придерживаться наших советов по уходу, ваша мебель обретет прежнюю прелесть, будет служить вам долго и приносить радость вам и окружающим.

Кто-нибудь из вас пробовал заниматься реставрацией старой мебели своими руками?

После покупки квартиры/дома, мебель, наверное, одно из самых важных и дорогостоящих приобретений. Но, может, существует возможность сэкономить? Может, у вас где-то на даче/в чулане/на чердаке/в сарае/в кладовке /др. вариант затесался старый, с облезшим лаковым покрытием и покосившимися дверями шкаф, давным-давно лишившийся сидения стул или стол с многочисленными отметинами чашек, тарелок, сигаретных окурков на своей покореженной столешнице?

Чаще всего такая мебель служила еще нашим мамам-папам, если не бабушкам-дедушкам, поэтому нередко она выполнена из качественных материалов. Их основа крепка, но вот внешний вид подкачал.. крепления ослабли.. обивка прохудилась.

Как правило, от профессиональных реставраторов можно услышать, что восстановление старой мебели обычному человеку не под силу, что большинство методов требует специального оборудования и специальных материалов.
Да, нельзя не согласиться, но ведь всегда есть какая-то лазейка. Возможно, с громоздким диваном середины 19-го века своими руками справиться и не под силу, но а как насчет обычного стула или стола, табуретки, комода?

Давайте поделимся своим опытом в этом деле, полученном из книг/из рассказов знакомых/интернета. Может кому-нибудь собранные в этой теме приемы пригодятся и окажутся полезными.))

О чем следует помнить?

Инструменты

Помнить стоит о том, что инструменты, с которыми вы собираетесь работать, не должны оставлять следов на мебели. Чем следует запастись?

Ну если честно, то сколько-нибудь определенно сказать довольно сложно - все зависит от того, что именно вы будете реставрировать и какая сложность работ вас ждет. Я, например. со своим старым стулом обошелся лишь комплектом наждачной бумаги, набором отверток (хотя хватило бы и обычного ножа), молотком и рашпилем. В качестве материалов - гвозди, уайт-спирит, протравка, ткани, нитки иголки. Но может быть вы займетесь чем-то более серьезным?

Основной набор можно увидеть на следующих картинках:

1 - Стамеска полукруглая. Ее еще называют «резец краснодеревщика».

2 - Стамеска V-образная. Используется для работы с мелкими деталями.

3 - Стамеска обычная. Как правило в наборе имеются обычные стамески различного размера от 1/8 до 2 дюймов в ширину.

4 - Прямая стамеска. Для работы с мелкими деталями и для создания рельефа.

5 - Отвертка краснодеревщика. Позволяет легко озвлекать шурупы с плоской головкой.

6 - Ломаный резец. Особая искривленная форма удобная для работы в ограниченном пространетве и для подрезки плоких выемок.

7 - Нож для резьбы. Удобен для разметки, для обрезки анеры или шпона. Лезвия взаимозаменяющиеся.

8,9 - ножевки.

1, 2 - Сверла для коловрата (для дрели)

3 - Рашпили,

4 - Коловрат. Сегодня можно заменить и дрелью))

5,6 - деревянный и резиновый молотки (киянки)

7 - Пробойник. Имеет лезвие с фигурной кромкой, что позволяет вырезать поврежденный участок, например у фанеры, заменяя его точно таким же новым.

8 - Фуганок.

9 -Фальцгебель. В принципе, тот же фуганок, но удобен для работы в ограниченном пространстве.

1 - Мелковочный угольник. Позволяет с высокой точностью переносить углы изделия.

2 - Штангенциркуль. Думаю, и так всем ясно.

3 - Контурная линейка. Удобная вещь. С ее помощью можно копировать и переносить оригинальные и необычные изгибы и формы. Маленькие штифты упираются в поверхность копируемого предмета принимают его форму.

4 - Отсрогубцы. Удобно для извлечения мелких гвоздей.

5 - Винтовая выкрутка. Позволяет извлекать винты с изношенными головками.

6 - Бутылочка для клея с длинным носиком. Позволяет наносить клей в труднодоступных местах. Вполне можно заменить шприцом.

7 - Фиксирующий (скрепляющий) ремень. Позволяет выполнять зажим сразу в нескольких направлениях, например, зажать сразу четыре ножки стула.

8 - Электрогрелка для клея.

Что-то из этого фотосписка вам может никогда и не пригодится, что-то действительно нужно приобрести, например набор стамесок, ножовки, молотки, фальцгебель, измерительные инструменты. Но в дополнение к этому хочется добавить еще кое-что, что надо иметь од рукой в обязательном порядке

1. Шпатели. Лучше, если их будет два - металлический и пластмассовый. Шпатель, которым вы будете зачищать поверхность от краски, должен иметь закругленные углы (это можно сделать с помощью напильника или грубой наждачки).
2. Непосредственно наждачка. Зернистость от 80-120 до 400, не поленитесь взять и стальную губку (наждачка №0000).
3. Отвертки. Лучше, если рядом будет полный набор отверток.
4. Угловые кисточки
5. Зубочистки
6. Зубные щетки (поверьте, пригодятся)
7. Рулетка
8. Перчатки и респиратор (в качестве защиты).

Кроме того необходимо помнить кое что о работе с молотком. Работать с ним стоит очень осторожно. И не потому что свои пальцы дороги, а потому что удар молотком может существенно повредить структуру дерева, поэтому если есть возможность, для рассоединения стыков при разборке или, наоборот, для того, чтобы плотно состыковать пазы деталей, лучше использовать деревянную (еще лучше резиновую) киянку. Если вы все-таки используете молоток, то при работе его можно оборачивать мягкой тканью или/и подкладывать при ударе деревянную доску, ткань и т.п.

С чего начать и о чем следует помнить?

Вот перед вами старый предмет мебели, который вы хотели бы отреставрировать. С чего начать? Возможно, этот вопрос и не возникнет. Но раз уж мы взялись разбирать в этой теме все пошагово, то не стоит отставлять в сторону и этот пункт. Не все же родились с молотком в руках. Возможно, кому-то пришлось взять в руки инструмент первый (ну хорошо, не первый - второй) раз в жизни)).

Итак, предварительная подготовка - моем и разбираем.

1. Моем. Чаще всего старая мебель покоиться в довольно пыльных местах, поэтому дабы иметь полное представление о внешности реставрируемого предмета его следует тщательно очистить от пыли и грязи. Делаем это с помощью хорошо отжатой тряпки, смоченной в мыльной воде. Если присутствует обивка, которую вы собираетесь оставлять, то предварительно необходимо ее тщательно выбить и пропылесосить. Не стоит использовать никаких агрессивных моющих растворов - достаточно обычных воды и мыла.

2. Разбираем предмет до крепкого основания. Если это шкаф, то снимаем дверцы, отвинчиваем крепления, снимаем резные планки, украшения, внутренние зеркала. Если это стул.. ну, со стулом легче. Иногда можно обойтись и без разборки. Если у вас вызывают сомнения прочность стыков (возможно они расшатались или материал треснул), то имеет смысл разобрать предмет вплоть до отдельных деталей. Правда последний вариант очень не рекомендуется. Разбирать на отдельные детали стоит только в том случае если это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО. Помимо нарушения прочности соединений причиной для этого могут стать: конструктивная утрата деталей, сильные повреждения поверхностей (которые требуют индивидуальной работы с каждой деталью), сильное коробление поверхности, частичная или полная утрата поверхностной фанеровки, необходимость произвести глубокую дезинфекцию древесины (в случае поражения гнилью или точильщиками).


Как производить разборку?

Как уже говорилось, разбираем ее в тех участках, где уровень повреждения этого действительно требует. Расшатавшийся стык рассоединить довольно легко - достаточно просто слегка подтолкнуть стык киянкой или молотком (осторожно). Сложнее, если приходится рассоединять неповрежденное соединение. Но что делать - раскачиваем, раскачиваем и еще раз раскачиваем - до тех пор, пока старый клей в месте соединения не раскрошится, не перестанет держать, а само соединение не разболтается.

Если крепление выполнено с помощью шкантов-нагелей, раскачивание идет вдоль их оси.
Если же это шиповое соединение (вязка на шипах), то раскачивание производим с плоскости длинной стороны шипа.

На всякий случай уточняю, что есть соединение на нагелях, а что на шипах

нагели

шипы.

Ну и насколько сложные реставрационные работы можно выполнить своими руками?

Правильно говорят.. Ведь для настоящей работы необходимы современные инструменты. Бывает, что и части деталей и целые детали утрачиваются, мастера-реставраторы способны вытянуть вещь буквально из ничего. Вот например реставратор-профессионал и его работа по реставрации стула. Посмотрите что было, и что он из этого сделал.





















Фотоурок по восстановлению поврежденной ножки старого шкафа.

Все было сделано силами обычного инструмента - набор стамесок, пилки, наждачки, рашпили.

Сначала место отлома выровняли, чтобы приклеиваемый кусок плотно прилегал, без всяких зазоров.

Потом приклеили на горячий столярный клей деревяшку-протез)), зажали струбцинами.

Когда высохло - отсекли плоской стамеской лишнее по максимуму, чтобы легче было работать, одновременно закругляя деталь по форме ножки.

Затем выравниваем нижнюю границу ножки. Автор просто использовал для этого ровный кусок наждачки, обернул ее вокруг ножки и отметил линию края. по ней же и отрезал лишнее выравнивания "днище" ножки под общий стиль оставшегося участка.

Для этого пилой сначала грубо срезается боковые части. Затем обводится центральный круг самого выступающего основания.



Затем полукруглой стамеской формируется нижний выступ и созданная форма зашкуривается наждачкой и/или рашпилем.



Теперь осталось дело за самой неприятной и муторной частью работы - за художественными выпуклостями (будь они неладны). Сначала они аккуратно вымеряются и намечаются карандашом.

Затем аккуратно и осторожно очень острой стамеской вырезаются выемки.

Затем наждачками различной зернистости наводится конечный лоск.

Это конечно не ахти что, но для домашнего ремонта вполне сойдет.

Белые пятна на мебели появляются, по разным причинам, следствием которых является разрушение лаковой плёнки или её отслоение от поверхности дерева. Убрать белые пятна намного сложнее, чем предотвратить их появление.

В настоящее время существует большое количество современных прочных лаков для покрытия деревянных поверхностей. Специальные лаки для покрытия древесины в условиях повышенной влажности, перепадов температуры. Специальные жаропрочные и удароустойчивые лаки защищают современную мебель. Всё в этих лаках замечательно, одно плохо - они не красивые. Современные лаки, как бы хорошо их ни положили на антикварную мебель, портят её, придают поверхности пластиковый вид. Только политуры и лаки на масляной основе пригодны для покрытия старинной мебели.

Все спиртовые и нитро политуры, которыми покрывали мебель до 60-х годов XX века, разрушаются под воздействием влаги и высоких температур. Капли воды, попадая на лакированную поверхность, разрушают лак и превращают его в белые пятна. Иногда влажный воздух проникает в трещинки на лаке и так же образует белые пятна, но уже другой формы и не на поверхности мебели, а под лаком. Белые пятна на мебели оставляют и чашки с горячими напитками. Очень некрасивые белые пятна на мебели в виде полумесяцев или кругов остаются от горячих банок, стаканов, бутылок.

Белые пятна на мебели - это разрушенный лак. Убрать белые пятна можно только методом полного удаления старого покрытия с последующей полировкой новым лаком.

Полировка мебели политурой длительный и трудоёмкий процесс, требующий терпения и навыка. Существовала отдельная профессия - полировщик. Так как полировка шеллачной политурой непрочная, каждый год в богатые дома с дорогой обстановкой приходил полировщик и полировал всю мебель. С каждым годом слой шеллака увеличивался. Шеллак имеет золотисто коричневый цвет и с увеличением толщины слоя лака, увеличивалась и интенсивность цвета слоя лака. Так старинная мебель с годами становилась темнее.

Политура происходит от латинского слова «politura», означающего выглаживание и отделка. В русском языке шеллачной политурой называют жидкий лак, раствор смол в спирте или каком либо другом летучем органическом растворителе или смеси нескольких растворителей. Применяется политура для окончательной отделки лакированной деревянной поверхности и придания ей ровного блеска.

Для приготовления спиртовой шеллачной политуры применяют этиловый или метиловый спирт и чистый

Сухой остаток в политурах 8-15 %. Для приготовления 100 граммов 8% политуры необходимо взять 92 грамма спирта и 8 граммов шеллака. Для приготовления 15 % шеллачной политуры берём 85 грамм спирта и 15 грамм шеллака.

На практике реставраторы приготавливают политуру следующим образом: пол литровую бутылку наполняют этиловым спиртом и добавляют 50 грамм шеллака. Таким образом, получаем примерно 10 % раствор шеллака в спирте. Спирт необходимо брать только чистый, даже незначительное присутствие воды в спирте полностью испортит политуру. Раствор шеллака в спирте побелеет и не будет пригоден для использования. Затем бутылку ставят в тёплое место или на водяную баню. После полного растворения шеллака политура готова к использованию. Для получения особенно блестящей поверхности используют отстоявшуюся политуру. Для этого политура отстаивается в течение 10-15 дней. На дне ёмкости образуется белый осадок, так называемый шеллачный воск. Сливаем верхнюю часть раствора в отдельную ёмкость и применяем для особо тонкой отделки деревянной поверхности.

Шеллачные политуры часто приготавливают непосредственно на месте использования. В художественных салонах можно приобрести политуры светло-коричневого, тёмно-коричневого, красно-малинового цвета, черно-синего цвета. Эти политуры применяются для полирования изделий непосредственно по древесине или для полирования шеллачных, нитроцеллюлозных и масляных плёнок.

В середине XX века широко применялась идитольная спиртовая политура, представляющая собой раствор в спирте-сырце синтетической идитольной смолы, а также берестяная политура - на основе берестяной смолы. Идитольная политура образует не светостойкие покрытия, краснеющие под действием солнечных лучей. Берестяная политура по качеству приближается к шеллачной.

Нитрополитуры образуют более стойкие покрытия, чем спиртовые. Их применяют для полирования нитролаковых покрытий после разравнивания или шлифования.

Нитрополитуры бывают нитрошеллачные и нитроцеллюлозные. Применяются для окончательного полирования нитролаковых плёнок.

По материалам М.А. Григорьев «Материаловедение для столяров и плотников» Москва «Высшая школа», 1981

Восстановление лакового покрытия антикварной мебели - одна из самых востребованных услуг, которые оказывает наша мастерская.

Слои лака с течением времени подвергаются старению, которое выражается главным образом в изменении цвета, пожелтении и помутнении. Множество мелких трещин зрительно воспринимаются как помутнение лакового слоя или белые пятна. Естественное старение лака неизбежно, но наиболее разрушительное влияние на лаковое покрытие оказывает влага и повышенная температура. Сочетание двух этих факторов наиболее ярко проявляются в белых кругах на поверхности столешниц, которые оставляют ёмкости с горячей водой.

В художественном отношении лаковое покрытие призвано выявить глубину и насыщенность цвета и текстуры древесины. Второе важное назначение восстановленного лакового покрытия сохранение мебели. Его защитная плёнка предохраняет древесину от непосредственного соприкосновения с воздухом, с находящимися в нём водяными парами и различными газами, пылью и копотью.

Восстановление лакового покрытия сводится в основном к полной или частичной замене разрушенного, побелевшего или потемневшего лака.

В реставрации практикуются четыре процесса восстановления лакового покрытия: регенерация, утоньшение с дальнейшим наращиванием, выравнивание и полное удаление с последующим восстановлением.

Первый способ восстановления лакового покрытия - регенерацию, предложил в 1863 году профессор Петтенкофер. Суть этого способа заключается в том, что пары спирта, проникая в мельчайшие трещины старого лака, размягчают его и преобразуют в единую плёнку, восстанавливая её прозрачность.

Этот метод восстановления лакового покрытия изначально разработан для реставрации живописи. В настоящее время метод Петтенкофера нашел широкое применение в реставрации мебели.

Восстановление лакового покрытия с предварительным его полным удалением крайне нежелательно. Поверхность мебели теряет своё подлинное отделочное покрытие, но иногда это неизбежно. Необходимость замены старого лака вызывается рядом причин: полное разрушение авторского слоя лака, глубокие царапины и его сильные потёртости, ветхое состояние всей фанеровки с многочисленными трещинами, утратами, неудачными вставками предшествующей реставрации.

Иногда восстановление лакового покрытия достигается регенерацией с дополнительной полировкой шеллачной политурой. Таким образом, удаётся избежать замены старого лака.

Любой выбранный способ восстановления лакового покрытия на антикварной и исторической мебели требует высокой квалификации и мастерства реставратора.

Восстановление покрытия мебели производится именно тем материалом, которым был покрыт предмет изначально. Покрытия мебели отличаются разнообразием своего состава. Лаки, олифы, мастики, краски - являются сложными растворами активных веществ. Спиртовые лаки, восковые мастики, масляные краски, всевозможные политуры - всё применялось для отделки мебели. Некоторые покрытия дружат, то есть хорошо ложатся один на другой, не скатываются как вода на жирной поверхности и не отслаиваются при высыхании. Другие наоборот, отторгают друг друга. При восстановлении покрытия мебели имеет значение и порядок нанесения слоёв лака различного состава.

Один из самых характерных примеров - порядок нанесения двух лаков пентафталевого и нитроцеллюлозного. Если первый слой выполнить из быстро сохнущего нитроцеллюлозного лака, а после его высыхания нанести долго сохнущий пентафталевый лак, оба слоя хорошо высохнут и образуют прочную защитную плёнку.

При нарушении порядка нанесения слоёв, лаки вступят в химическую реакцию. Вместо прочной красивой плёнки мы получим никогда не затвердевающую липкую сгрибленную массу. Подобное восстановление покрытия мебели приведёт к еще большим утратам и потребует большей реставрации.

Для качественного восстановления покрытия мебели реставратору необходимо разобраться со старыми многочисленными лаковыми покрытиями. Определить состав и свойства лаковых плёнок.

В современных изделиях восстановление покрытия мебели не менее сложно. Нынешние лаки прочны и не вступают в реакцию с вновь наносимыми слоями. Степень блеска современных лаков регулируется в процессе изготовления самого лака специальными добавками. При восстановлении покрытия мебели необходимо взять лак именно той степени матовости, что и восстанавливаемый. Иначе на матовой поверхности появится блестящее пятно или, наоборот, на блестящей матовое.

Допустим и марку лака мы подобрали правильно, и степень блеска определили точно, осталось только нанести его на поверхность. И снова трудности. Если лак наносить кистью на участок ровной гладкой поверхности, например, столешницу стола, обязательно останется заметная граница. Если же нанести лак на небольшой участок столешницы методом распыления, появиться мутный ареол по границам нанесённого лака. Для локального восстановления покрытия мебели существует специальный лак, не дающий ареола. Разновидностей таких лаков мало и большая вероятность неправильно выбрать степень блеска.

Восстановление покрытия мебели получится, если предвидеть все вышеперечисленные условия.

В случае больших утрат и высокой стоимости реставрируемой мебели, приглашаем Вас в нашу мастерскую, где реставратор профессионально произведёт восстановление покрытия мебели.

Восстановление полировки на антикварной мебели наиважнейшая задача реставрации. Ни один современный лак не может передать красоту и глубину натурального дерева лучше политуры. С особой ответственностью необходимо подходить к восстановлению полировки светлых пород дерева. К светлым ценным породам дерева относятся карельская берёза (ссылка), тополь, груша, клён. Более того, слой современного лака, положенный поверх старого может способствовать не только ухудшению внешних качеств предмета столярно-мебельного искусства, но и привести к дополнительным загрязнениям и утратам.

Восстановление полировки антикварной мебели имеет свои особенности, которые в корне отличают её от восстановления полировки на современной мебели. Секрет кроется в отличии составов современных лаков и старинных.

Лаками называют раствор плёнкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующих после высыхания твёрдую прозрачную однородную плёнку. Лаки, применявшиеся для отделки старинной мебели, как правило, были спиртовые. В качестве плёнкообразующего вещества применялся шеллак.

Восстановление полировки также необходимо производить спиртовыми лаками. Это обусловлено тем, что спиртовые лаки представляют собой растворы смол (как правило, шеллака) в летучих растворителях, спиртах. Плёнки спиртовых лаков образуются при испарении растворителя и могут быть снова растворены в нём.

Восстановление полировки осуществляется за счет устранения мелких повреждений плёнки старого лакана полированной поверхности. Устранение сети мелких царапин, разрушений и потёртостей лака, происходит следующим образом: ватный или шерстяной тампон оборачивают мягкой хлопчатобумажной тканью, смачивают в жидком (с большим количеством растворителя) лаке, отжимают и круговыми движениями жидкий лак наносится на реставрируемую поверхность.

Свежий спиртовой лак попадает на поверхность старого лака, частично растворяет его, а тампон, смешивает частично растворенный старый лак с новым лаком из тампона, и равномерно распределяет эту смесь по поверхности предмета. Мелкие царапины и потёртости выравниваются новым слоем практически свежего лака. Слои лака между собой спаиваются и восстановленная полировка приобретает первоначальный вид. Она однородная, прозрачная, и красивая. Имеет естественный тонкий шелковистый блеск.

Восстановление полировки современными лаками, затвердевание которых вызывается процессом полимеризации, недопустимо. Современный лак не выравнивает мелкие дефекты старого лака, не спаивается с ним, а ложиться сверху чужеродным слоем, только создавая временную иллюзию восстановления полировки.

Так как новый полимерный лак не спаивается со старым родным, спиртовым лаком, через некоторое время, возможно через год или позже произойдёт расслоение. Следующая реставрация начнётся уже с удаления современного лака и только потом реставратор приступит к восстановлению полировки.

Слои лака разных составов менее прозрачны, поверхность предмета приобретает неряшливый вид.

Восстановление полировки один из важнейших процессов реставрации. От качества отделки поверхности, во многом зависит внешний вид всего предмета.

Полировка мебели

Полированная мебель выглядит красиво, стильно, аристократично. Полировке подлежат изделия, изготовленные из дерева, имеющего красивую природную текстуру. Это мелкопористая древесина березы, тополя, красного дерева, яблони, груши, ореха, палисандра и клена.

Как производится полировка мебели, стола?

Если старая полировка на мебели обветшала, необходимо ее обновить. При полировке мебели в домашних условиях, помните о том, что необходимо соблюдать предосторожность при работе с современными химическими средствами для полировки, так как почти все из них одержат токсические добавки, негативно влияющие на органы дыхания и кожу человека. При работе с ними необходимо одевать специальный костюм с длинными рукавами, прорезиненные перчатки, респиратор и очки. Кроме того, средства для полировки легко воспламеняются, их нельзя использовать вблизи открытого огня.

1. Снятие лака с поверхности изделия.

Это можно сделать несколькими способами: при помощи скипидара, раствора аммиака, денатурированного спирта или другого растворителя. Средство тщательно распределяется по поверхности при помощи широкой кисти, затем снимается поролоном.

2. Обработка поверхности при полировке мебели

Поверхность обрабатывается наждачной бумагой сначала крупнозернистой, затем мелкой до устранения мельчайших дефектов, неровностей и шероховатостей. Поры дерева заполняют специальным порозаполнителем, который можно изготовить самому из обожженного гипса. Порозаполнитель втирают в деревянную поверхность круговыми движениями до полного заполнения пор.

3. Пропитка поверхности при полировке дерева

Этап третий. Поверхность дерева пропитывают морилкой, при этом меняется только цвет дерева, текстура его остается неизмененной. Морилки бывают водорастворимыми и масляными, обрабатывать ими поверхность можно несколько раз. Каждый слой должен тщательно высохнуть перед покрытием следующим.

4. Последний этап - полировка дерева.

В качестве полировочного материала используют лак, воск и масло, а также шеллак (используется для более дорогой мебели: полировка столов, стульев, комодов из красного дерева).

  • Самое часто используемое средство для полировки - натуральная олифа, смешанная со скипидаром, втирание смеси производится до прекращения впитывания деревом раствора, после чего составу дают высохнуть.
  • При полировке воском готовят пасту, состоящую из расплавленного воска со скипидаром.
  • При полировке стола лаком его просто наносят на поверхность, после чего зачищают мелкой наждачной бумагой.
  • Полировка шеллаком самая трудоемкая, однако, полированное им покрытие дает ни с чем несравнимый, красивый и ровный блеск поверхности.

Отделка воском или вощение

Отделка воском деревянной поверхности в настоящее время применяется в сочетании с другими видами прозрачной отделки, а также, для быстрого придания предмету ухоженного вида.

Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. Простой воск в виде мастики применяется в реставрации мебели как полировка над другими прозрачными отделками; он выполняет функцию буфера, обеспечивая защиту от загрязнения и износа. Воск вещество пластичное и липкое, к нему прилипают пылинки, капельки жира, мельчайшие волокна. К тому же, воск со временем желтеет, его необходимо снимать и заново обновлять не реже 2-3 раз в год.

Базовая масса для вощения приготавливается следующим образом.

  • 100 грамм очищенного пчелиного воска,
  • 25 грамм порошка канифоли (для придания блеска отделке),

распускается на водяной бане. В расплавленную массу добавляют

  • 50 грамм тёплого скипидара.

Всё тщательно перемешивают и сливают в стеклянную ёмкость с притёртой крышкой.

В массу для вощения можно добавить всевозможные отдушки с запахом мёда, небольшое количество красителя, и другие наполнители, но основа из воска и скипидара остаётся неизменной.

Реставраторы мебели обычно пользуются простой мастикой, изготовленной собственноручно.

Для полировки мебели наносят небольшое количество состава на обрабатываемую поверхность, равномерно распределяя по всей площади.

В течении 20-30 минут оставляют для высыхания. Затем куском шерстяной ткани или тонкого войлока полируют дерево до красивого мягкого блеска.

Как мастичный, так и пчелиный воск, растопленный, а затем расслабленный скипидаром, можно использовать без других отделок на твёрдой древесине, например на клёне или дубе. Мягкой сухой древесине также можно придать прозрачную восковую отделку. Для этого необходимо снять с неё старую отделку, которая закрывает структуру этой древесины, расчистить поверхность от въевшихся загрязнений и заново отделать воском, а затем на протяжении всей жизни проделывать эти процедуры 2-3 раза в год.

Если воск наносится на сырую неотделанную мягкую древесину, он делает невозможной последующую отделку, поскольку его невозможно удалить из пор и все новые слои политуры, лак или краски не соединяться с древесиной, произойдёт отслоение. После такой отделки реставрация мебели затрудняется.

В настоящее время вощение дерева в чистом виде применяется достаточно редко, из-за последующей сложности содержания вощеной мебели. Воск широко применяется, как составляющая в средствах по уходу за лакированной мебелью. Обработанная содержащими воск мастиками мебель приобретает красивый ухоженный вид. Мягкие растворители, снимают загрязнения, отдушки придают приятный запах, а воск, проникая в мелкие трещины и царапины, маскирует их. Иногда бывает достаточно протереть старый буфет или комод простой мастикой для паркета и любимая вещь снова станет красивой.

Реставрационные материалы для мебели очень широко представлены на современном рынке отделочных материалов. Это и всевозможные восковые наполнители для трещин и царапин, специальные лаки в баллончиках, экзотические клеи, политуры всевозможных расцветок и способов нанесения. Некоторые фирмы предлагают целые наборы в специальных, красивых чемоданчиках с восками, маркерами, шпаклёвками, тонировками, кисточками, шпателями и другими полезными вещами. Эти товары добротны, дороги и хороши. Как правило, такие реставрационные материалы годятся лишь для устранения незначительных дефектов на поверхности в основном современной мебели или паркета.

Для профессиональной же реставрации антикварной мебели используются совсем простые, но высококачественные реставрационные материалы. Основными условиями их применения является их надёжность и обратимость (ссылка принципы реставрации)

Требования современных коллекционеров к реставрации антикварной мебели . Реставрированная мебель не должна потерять своей исторической достоверности и в то же время соответствовать своему функциональному назначению. Иными словами, реставрированной антикварной мебелью, хотя и очень бережно должно быть возможным пользоваться в быту. В реставрационные мастерские мебель попадает в плачевном состоянии. предполагает глубокое вмешательство в предмет: расчистка, разборка, переклейка, восполнение резьбы и лакового покрытия. Что бы, антикварная мебель не потеряла своей исторической достоверности, все эти операции должен производить только профессиональный реставратор, применяя, аутентичные (родные) реставрационные материалы. Это означает - использовать только те материалы, которые применяли для изготовления старинной мебели в то время, когда её создавали.

Серьёзная реставрация требует серьёзной подготовки. Применяемые нами реставрационные материалы должны соответствовать высоким требованиям. Склейка, как и сто и двести лет назад - натуральным столярным клеем. Тонировка производится водными морилками и . В реставрации мягкой мебели так же применяются только натуральные морская трава и конский волос, хлопковая вата. Если необходимо восполнить участок резьбы, берётся именно та порода дерева, из которой была изначально выполнена подлинная резьба. В магазинах необходимые реставрационные материалы не продаются. Приходится искать на промышленных складах, покупать оптом и впрок, что бы всегда под рукой было всё необходимое для выполнения реставрационных работ любой сложности и надлежащего качества.

С уважением, Елена Жилина.