Глобальные проблемы связаны с преобразовательной деятельностью человека. Особенности глобальных проблем

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных проблемах современности.

Глобальные проблемы:

Проблема экологии

Сохранения мира

Освоения космоса и Мирового океана

Продовольственная проблема

Проблема народонаселения

Проблема преодоления отсталости

Проблема сырья

Особенности глобальных проблем.

1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

В наше время глобальные проблемы:

С одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

А с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.

По-видимому, заметный ущерб природе наносили уже синантропы (около 400 тысяч лет назад), которые стали использовать огонь. В результате возникших в этой связи пожаров уничтожались значительные площади растительного покрова.

Ученые считают, что интенсивная охота древних людей на мамонтов была одной из важнейших причин исчезновения этого вида животных.

Начавшийся около 12 тысяч лет назад переход от присваивающего характера хозяйствования к производящему, связанный прежде всего с развитием земледелия, также приводил к весьма существенным негативным воздействиям на окружающую природу.

Технология земледелия в те времена заключалась в следующем: на определенном участке выжигался лес, затем проводилась элементарная обработка почвы и посев семян растений. Такое поле могло давать урожай всего 2-3 года, после чего почва истощалась и надо было переходить на новый участок.

Помимо этого, экологические проблемы в древности нередко порождала добыча полезных ископаемых.

Так, в VII – IV веках до н.э. интенсивная разработка в Древней Греции серебряно – свинцовых рудников, которая требовала больших объемов крепкого леса, привела фактически к уничтожению лесов на Антическом полуострове.

Существенные изменения в природных ландшафтах вызвало строительство городов, которое начало осуществляться на Ближнем Востоке около 5 тысяч лет назад, и конечно, значительной нагрузкой на природу сопровождалось развитие промышленности.

Но хотя эти воздействия человека на окружающую среду приобретали все большие масштабы, тем не менее вплоть до второй половины XX века они имели локальный характер.

Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.

Между тем из истории известно, что неуклонно растущие взаимодействия между народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими военными столкновениями. За период с 3500 года до н.э. произошло 14530 войн. И только 292 года люди жили без войн.

В войнах погибло (млн. человек)

XVIII век 5,5

В первой и второй мировых войнах лишились жизни около 70 миллионов человек. Это были первые мировые войны во всей истории человечества, в которых участвовало значительное большинство стран мира. Они-то и обозначили начало превращения проблемы войны и мира в глобальную.

А что же породило глобальные проблемы? Ответ на этот вопрос, в сущности, довольно прост. Глобальные проблемы явились результатом:

С одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей.

С другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.

В современном мире в
результате природных
причин и активной
преобразовательной
деятельности
человека сложился
значительный
комплекс проблем
безопасности:
взаимосвязанных
угроз безопасности
личности,
общества,
государства и
мирового сообщества.
Человечество в конце XX в.
вступило в новую эпоху своего
развития.
Это время характеризуется
бурным ростом
информационных связей,
экономической интеграцией,
глобализацией социальных
процессов,
взаимопроникновением
национальных культур,
Падением духовного уровня
людей и норм поведения, а
также
рядом других признаков, но
прежде всего появлением
глобальных угроз, созданных
самим человеком и его
деятельностью.

В.И. Вернадский и его учение о ноосфере

Неизбежность наступления
принципиально новой эпохи
развития человечества была
предсказана В.И. Вернадским в
его учении о ноосфере, созданном
ещё в первой половине XX в.
В.И. Вернадский предвидел
возникновение проблем между
деятельностью человека и
состоянием среды его обитания.
Развитие последующих событий в
жизни Земли с середины ХХ в.
показало, что главные положения
учения В.И. Вернадского
оказались справедливыми.
Наблюдая за развитием
прогресса, его преобразующим
воздействием на окружающую
среду,
Вернадский предположил, что от
локальных (местных)
преобразующих воздействий на
условия обитания человечество
постепенно перейдёт к такой
жизнедеятельности, которая
начнёт влиять на эволюционные
процессы биосферы в глобальных
геологических масштабах.

Биосфера исторически развивается и
прошла следующие этапы эволюции.
I этап. Возникновение биосферы с ее
биотическим круговоротом.
II этап.
Усложнение циклической
структуры жизни в результате появления
многоклеточных организмов.
III этап. Возникновение человека и
общества.
IV этап. Превращение биосферы в сферу
разума - ноосферу.
На I и II этапах осуществляется
биогенез,
на III и IV совершается переход от биогенеза,
управляемого стихийными биологическими
факторами,
к
эволюции,
управляемой
человеческим сознанием, т.е. ноогенезу.

НООСФЕРА
- это новое состояние биосферы, при котором разумная
деятельность человека становится определяющим фактором ее развития.
Понятие "ноосфера" введено Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом в
1927 г. После знакомства с В.И.Вернадским, который в 1922-23 гг. читал свои
лекции в Сорбоне и высказывал мысль о качественно новом состоянии
биосферы, связанное с разумной деятельностью человека.
Представления Владимира Ивановича об этом феномене и послужили,
после некоторого переосмысления, основой для создания французскими
учеными понятия "ноосфера".
Сам В.И.Вернадский стал использовать этот термин лишь к концу жизни,
однако вся его научная деятельность была направлена на изучение данного
феномена.
Понятие "ноосфера" употребляется В.И.Вернадским как:
а) состояние планеты,
когда
человек становится преобразующей
геологической силой;
б) область активного проявления научной мысли и
в) главный фактор качественной перестройки биосферы.

Ноосфера представляет
собой область взаимодействия
человека и природы, в пределах
которой разумная человеческая
деятельность становится основным
определяющим фактором
развития.
Это высшая стадия развития
биосферы, связанная с коренным
преобразованием как природы, так и
самого человека, т.е. ноосфера
представляет собой не выделенный
над биосферой "мыслящий пласт", а
качественно новое состояние самой
биосферы, ее очередную
трансформацию в ходе эволюции.
Ноосфера как высокоорганизованное состояние биосферы может возникнуть и
существовать только тогда, когда, во-первых, преобразующая деятельность
человека будет основываться на строго научном и разумном понимании всех
происходящих процессов и обязательно сочетаться с "интересами" природы и,
во-вторых, решится задача овладения методами управления развитием
биосферы и создания необходимых для этого средств.

Структура ноосферы включает:
1. человечество,
2. социальные системы,
3. науку, технику и технологии в
единстве с биосферой.
Учение о ноосфере открывает для нас перспективы
для дальнейшего совершенства и развития науки
по пути достижения более развитого гармоничного
мира.

Вернадский предполагал и верил, что
переход человечества в ноосферу
будет вестись предусмотрительно, без
ущерба людям и природе.
«Вопрос о плановой, единообразной
деятельности для овладения
природой и правильного
распределения богатств, связанный с
сознанием единства и равенства всех
людей, единства ноосферы, стал на
очередь дня», - писал он.
Биосфера неизбежно должна будет
превратиться в ноосферу, т.е. сферу
господства Разума человека (ноо -
разум, лат.). Разум и
жизнедеятельность людей будут
«направлять» дальнейший ход
эволюции всего живого на Земле.
В эпохе ноосферы люди должны
принять на себя ответственность за
результаты своей деятельности, за её
безопасность для человека, за судьбу
всей биосферы.
Таким образом, эпоха ноосферы, по
Вернадскому, будет характеризоваться
двумя главными особенностями:
1. технологиями планетарных
масштабов и
2.подчинением деятельности
человечества его обобщённому разуму.
Разумность действий человеческого
общества чрезвычайно важна. Ведь
применение новых мощных технологий,
как и необдуманное применение
привычных технологий, может привести к
непоправимой ошибке и необратимой
катастрофе.
События последних лет показывают, что
человечество находится на грани
экологической катастрофы. Поэтому
главной особенностью новой,
постиндустриальной эпохи должен быть
приоритет безопасности
жизнедеятельности человека.

Безопасность всего общества
людей может быть обеспечена
только новым мировоззрением
- глубоким пониманием каждым из нас
своей роли и ответственности в этой жизни,
соответствующим образом жизни и
рациональной безопасной направленностью
деятельности людей.
Созданная человеком и существующая
техносфера -рукотворная комфортная среда
обитания человека -повлекла за собой ряд
серьёзнейших проблем, связанных с
безопасностью человека.
Становятся реальными опасности
исчерпания природных ресурсов, служащих
основой современных технологий.
Возрастает вероятность экологических
чрезвычайных ситуаций от загрязнения
окружающей среды отходами
жизнедеятельности и т.п.
Одна из самых главных проблем, которую
уже осознало общество -глобальная
демографическая проблема.
Ускорение прогресса повлекло за собой рост
численности населения земного шара.
Возникло противоречие между
ростом населения и
ограниченностью ресурсов
планеты: пресной питьевой воды,
плодородием почв и
следовательно обеспеченностью
пищевых ресурсов.
На возможность появления
демографической проблемы
обратил внимание на рубеже
XVIII-XIX вв. английский
учёный Т. Мальтус. Согласно его
теоретическим построениям
количество людей на Земле растёт
по закону геометрической
прогрессии, а производство
продуктов питания - по закону
арифметической прогрессии.
Балансом численности населения
и продуктов питания, по его
мнению, служат голод и войны.

В настоящее время вопрос о «демографическом
взрыве», о пределах роста численности населения
планеты, находится в центре обсуждений многих
учёных.
Прогнозы свидетельствуют о том, что численность
жителей Земли может удваиваться
через каждые 35- 40 лет.
ООН приняла решение считать семимиллиардным
человеком на Земле Даницу Мэй Камачо, родившуюся
на Филиппинах 31 октября 2011 г.
Возникает вопрос: «За счёт чего должен прекратиться
рост общего количества людей на Земле?» Это
произойдет за счёт голода, войн, эпидемий или
человечество найдёт другой выход из создавшейся
ситуации?
Или природа сама решит этот вопрос?

экзопланеты

Первые экзопланеты были
обнаружены в конце 1980-х
годов.
Сейчас такие планеты стали
открывать благодаря
усовершенствованным
научным методам, зачастую
на пределе их возможностей.
На 23 ноября 2015 года
достоверно подтверждено
существование 1995
экзопланет в
1264 планетных системах, из
которых в 495 имеется более
одной планеты.
экзопланеты
Следует отметить, что количество надёжных кандидатов в экзопланеты
значительно больше. Так, по проекту «Кеплер» на январь 2015 года числилось
ещё 4175 надёжных кандидатов, однако для получения ими статуса
подтверждённых планет требуется их повторная регистрация с помощью
наземных телескопов.

ВОПРОСЫ

При подготовке к ответам используйте дополнительные
источники информации, а также знания,
полученные при изучении других дисциплин.
1. Перечислить современные глобальные проблемы
человечества.
1. Что такое биосфера? Каковы её планетарные
функции?
2. Что такое техносфера? Когда она появилась, и
как она влияет на жизнь людей и живые организмы Земли?
3. Что такое ноосфера? Условия становления развитой
ноосферы.
4. Сделайте собственный прогноз, ответив на вопрос:
«Если на Земле сформируется ноосфера, как будет проходить
эволюция всего живого на Земле?» ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЮЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

I. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения , подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человека соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным учёным Н.И. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапланированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами , с другим человеком , с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

С5 (1). Назовите 3 основные глобальные проблемы современности.

С 6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами третьего мира с проблемой предотвращения новой мировой войны.

С6 (1). Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности .

С7 (1). Сегодня в связи с существованием глобальных проблем современности довольно громко звучат призывы к отказу от научно – технического прогресса, прекращению исследований в области новейших технологий. Разделяете ли вы данную точку зрения? Соответствуют ли эти призывы концепции устойчивого развития? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

С7 (2). Выступая на научной конференции, учёный – эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идёт к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы к заданиям темы « Глобальные проблемы современности»

Часть 1


1 - 1
3 – 3
5 – 2
7 – 4
9 – 1
Часть 3

  1. С1 – С4
С1.

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».


  1. «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится…как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

  2. «свобода понимается как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

  3. «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».
С3 . Гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм по следующим причинам:

  1. установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды;

  2. необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества;

  3. существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество;

  4. установка господства распространилась и на отношения человека к себе подобным, общественным интересам.
С4 . Отношения людей «с тем, что находится вне человека»:

  1. «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

  2. «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

  3. «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

  4. «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

  5. «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

  1. С1 – С4
С1 . Автором выделены следующие проблемы:

Ограниченность ресурсов;

Проблема «Север – Юг»;

Демографическая;

Последствия НТР.

С2 . Предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальной преобразовательной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете);

Формирование общества потребления, в котором скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей.

С3 . Примеры, подтверждающие утверждение автора:

Коммунистические идеологии;

Идеология Просвещения;

Иллюзия всемогущества науки и возможность её победы над голодом и болезнями.

С4 . Преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами в ближайшее время вряд ли возможно , так как этому препятствует следующее:

Ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни;

Малая доля участия в мировом разделении труда;

Рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран.

С5 (1). Основные глобальные проблемы современности:

Экологическая;

Демографическая;

Проблема «Север – Юг».

С6 (1). Примеры взаимосвязи глобальных проблем современности:

Угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны переводить вредные, экологически опасные производства в страны третьего мира, что обостряет проблему «Север – Юг»;

Угроза международного терроризма в современных условиях тесно связана с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения);

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает отставание от развитых в экономическом отношении стран.

С6 (2). Примеры, раскрывающие глобальный характер экологических проблем современного мира:

Потепление климата приводит к таянию полярных льдов и к повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, т.е. ставится под угрозу среда существования человечества;

От загрязнения почв, атмосферы и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран континентов;

Исчезновение отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.

Одна из характерных особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных систем, и от решения которых в решающей степени зависит будущее, более того само существование человечества.

Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования человека.

Особенности современных глобальных проблем .

  • 1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.
  • 2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
  • 3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
  • 4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Глобальные проблемы современности - проблемное поле, отражающее совокупность жизненно важных проблем человечества и содержащее обобщенную характеристику важнейших направлений развития общества и его будущего. К их числу относятся следующие их группы: политические, социальные, экономические, экологические, демографические и научно-технические. Выделяют также такие глобальные проблемы современности, как интерсоциальные, проблемы отношений общества и человека, проблемы отношений человека, общества и природы.

Их решение требует объединения усилий всех стран для преодоления опасности экологической катастрофы. Глобальность данных проблем определяется тем, что они так или иначе касаются всего человечества и не могут решаться изолированно одна от другой. Последовательное разрешение предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, установление гармоничных отношений между обществом и природой, переход всего общества на коэволюционный путь развития. В силу этого активизация международной деятельности, направленной на выработку общих подходов к охране окружающей среды, на создание и быстрейшее внедрение в практику тестов ее качества, на разработку юридических норм природопользования - сопровождается пересмотром некоторых традиционных экологических теоретических положений и представлений.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним, прежде всего, следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли. В наше время глобальные проблемы:- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;- а с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства.

В книге «Человеческие качества» А. Печчеи отмечал: «Истоки этой почти зловещей благоприобретенной мощи человека лежат в комплексном воздействии всех... изменений, а их своеобразным символом стала современная техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - в весьма упрощенном виде, разумеется, - представить тремя взаимосвязанными, но достаточно устойчивыми элементами. Этими элементами были Природа , сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему властно вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - основанная на науке Техника ... Так что человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознавать и оценивать последствия всего происходящего». Печчеи А. Человеческие качества. М.,1985. С.68

Рассмотрим причины возникновения глобальных проблем современности. Было бы неверно полагать, что только во второй половине ХХ века человечество столкнулось с феноменом глобальных проблем. В свое время предельно актуальными для населения Земли были эпидемии инфекционных болезней, нашествия, войны. Вечной является проблема взаимоотношения человека с окружающей средой, освоения природы и овладения ее стихийными силами, проблема установления прочного мира между народами, гарантий социально-экономического, политического и культурного прогресса. Многие глобальные проблемы возникли изначально, другие наметились и назревали давно, но проявились более явно и на глобальном уровне лишь с утверждением капитализма, т.е. в ХVП - ХVШ вв. Растущая по мере развития капитализма интернационализация всех общественных отношений, вела к созданию единого взаимосвязанного мира. Причины возникновения глобальных проблем следует искать в историческом процессе развития человечества. История человечества представляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них - отношения человека и окружающей его среды (система «человек - природа»): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения. «Историю можно рассматривать с двух сторон - ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга» «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс. Обе эти линии развития органически связаны, и разделить их можно лишь в абстракции. Тем не менее, в научном исследовании их необходимо разделить, ибо без этого не возможно понять предпосылок и причин возникновения глобальных проблем. Именно в рамках системы «человек - природа» осуществляется процесс производства. Развивая производство, то есть, осваивая природу, добиваясь своего господства над ней, человек постепенно все больше нарушал естественное развитие компонентов. Сам человек, оставаясь частью природы, стал одновременно явлением принципиально нового типа - воплощением совокупности общественных отношений, которые сложились в ходе человеческого общения на базе производственной деятельности, то есть на основе принципиально новых отношений, сложившихся между человеком и остальной природой. Гармония между человеком и природой на ранних этапах развития человечества оставалась незыблемой. Это было с одной стороны результатом неразвитости самого человека, его средств труда, с другой - следствием достигнутого к тому времени невысокого уровня развития общественных отношений. В условия собирательного способа производства не могло существовать сколько-нибудь острых конфликтов человека с окружающей его природой. Социальная однородность тогдашнего общества не порождала условий для нерационального использования природных богатств в ущерб самой природе и обитающему в ее среде человеку. Таким образом, на первом этапе взаимодействия общества с природой, когда его экономика была еще присваивающей, когда с социальной точки зрения оно было однородным, сохранялись как согласованность в самих общественных отношениях, так и гармония в отношениях человека и природной среды. И речь здесь идет не о случайном совпадении этих двух компонентов, а об их закономерном сочетании. В результате развития самого человека общество получило возможность добывать основные средства жизни за счет преобразовательной деятельности, материального производства. Произошел переход от «предпроизводства» (собирательство и охота) к производству в собственном смысле слова и переработке посредством труда предметов природы для нужд потребления. Материальное производство стало основным источником жизнеобеспечения людей. Уровень развития производственных сил в конечном итоге определяет характер производственных отношений, а последние в свою очередь оказывают направляющее воздействие на тип отношений общества к окружающей его природной среде. Возникшая, таким образом, взаимосвязь отношений между человеком и природой, обществом и природой и отношениями внутри общества полностью подтвердилась на всех последующих этапах общественного развития. Переход человечества от собирательного способа производства к земледельческому, а затем и к промышленному, привел к значительному усложнению производительных сил, к их коренному изменению по существу и по форме. Место естественных производительных сил заняли общественные производительные силы, которые по мере развития принимали все более антагонистическую форму. Рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно-экономическим формациям соответствовали адекватные их сущности формы социально-экономических и политических отношений между людьми и, естественно, формы и типы отношений между обществом и природой, человеком и природой.

Глобальные проблемы современности имеют общечеловеческий характер в самом широком смысле этого слова, ибо они затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации, причем самое непосредственное, не делающее никаких временных отсрочек.

ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Введение

Критерии глобальных проблем

Альтернативная цивилизация

Философские подходы к решению глобальных проблем

Заключение

С 70-х годов XX века сложилось достаточно влиятельное направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем. Это философское направление, несмотря на предельно широкое рассмотрение мировых проблем, в центр внимания ставит человека, его настоящее и будущее.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы представляют собой результат противоречий общественного развития. Некоторые из них существовали и прежде, были актуальны во все времена, другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли.

Разумеется, не всякую проблему можно назвать глобальной и не любая проблема общественного развития могла стать глобальной, поэтому целесообразно выделить основные критерии глобальных проблем:

1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Одним из важнейших критериев определения глобальных проблем является геопространственный фактор. Речь в этом случае идет о пространственном масштабе, т. е. территории, где данные проблемы значимы и актуальны. В соответствии с этим критерием, любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, любого ее регион в целом, в отличие от региональных или локальных, свойственных какому-либо одному государству или группе государств.

В выявлении из всей совокупности проблем сегодняшнего мира жизненно важных для человечества глобальных вопросов существенное значение приобретает качественный критерий. Качественная сторона определения глобальных проблем выражается в следующих основных их характеристиках:

во-первых, эти проблемы, затрагивают жизненные интересы всего человечества и каждого человека в отдельности;

во-вторых, они выступают объективным фактором дальнейшего мирового развития, существования современной цивилизации;

в-третьих, для решения (преодоления) глобальных проблем требуются усилия всех народов или, по крайней мере, большинства населения планеты;

в-четвертых, нерешаемость и нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к непоправимым последствиям жизнедеятельности для всего человечества и каждого отдельного человека.

Всем глобальным проблемам общественного развития свойственна мобильность, ибо ни одна из этих проблем не находится в статическом состоянии, каждая из них постоянно изменяется, приобретая разную интенсивность, а следовательно и значимость в ту или иную историческую эпоху. По мере решения некоторых из глобальных проблем, последние могут терять свою актуальность в мировом масштабе, переходя на другой, например, локальный уровень или вообще исчезнуть.

Все глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что решение одной какой-то проблемы, предполагает учет влияния на нее комплекса

Глобальные проблемы - являются проблемами, затрагивающими жизненные интересы большинства человечества, и могут касаться любого человека.

В современной научной литературе имеет место и другая крайность, когда сегодняшние глобальные проблемы всецело сводятся лишь к предотвращению войн и экологическому кризису. При этом в большей мере акцент при анализе названных проблем делается на негативных последствиях для общественного развития, а не возможных условиях и способах их решения.

Далее, нельзя не видеть, что постоянно в какой-либо части мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими. Только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект, синдром приобретенного иммунодифицита (СПИД) и другие проблемы, о которых несколько лет назад вообще мало кто знал, превращаются в глобальные. Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира, ибо, как говорил Томас Манн, идеи сегодня - это действия завтра. К примеру, нельзя не заметить остроту для большинства стран или даже регионов нашей планеты..решения таких проблем, как накопление мусора и его уничтожение, захоронение отработанных радиоактивных продуктов, постарение населения, неконтролируемая рождаемость и др.

Многие авторитетные международные общественные Организации, известные ученые пытаются выделить эти проблемы для современного этапа человеческой истории. Так, М. Месарович - видный деятель Римского клуба - международной общественной организации, занимающейся анализом глобальных проблем, - в одном из своих докладов (Ганновер,1989 г.) назвал 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира:

Снижение роста численности населения Земли;

Сокращение использования невозобновляемых ресурсов;

Уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;

Уменьшение неравенства;

Устранение голода и бедности.

При этом в его докладе отмечено, что важно не просто

констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать. По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить.

Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как являются проблемами, которые касаются каждого ныне живущего человека, всего сообщества людей, пусть и в разной степени.

В наше время глобальные проблемы:

С одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

А с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.

Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем.

Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются "смертными грехами" нашей цивилизации. Это весьма показательно. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. К. Лоренц тщательно комментирует каждую из названных им проблем.

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социо-природный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их деляг на три основные группы.

Это, во-первых, проблемы интерсоциальные, то есть та совокупность проблем, которая возникает в мировом человеческом сообществе между различными социальными организмами (континентами, регионами, группами стран, отдельными странами) на основании их экономических, политических или идеологических противоречий. К такого рода проблемам несомненно относятся проблемы угрозы термоядерной войны, военных конфликтов, политического Василия, международного терроризма и т. п.

Во-вторых, это проблемы системы "общество-природа", формирующиеся на основе неконтролируемого или недостаточно продуманного присвоения богатств природы обществом и человеком. Примером этого типа проблем являются все экологические вопросы сегодняшнего существования и развитая человека и общества (атмосфера, гидросфера, космос, энергетика, сырье и т. п.).

В-третьих, это проблемы системы "человек-общество" - противоречия собственно самой общественной жизни человека на современном этапе функционирования и развития общества. Это - одиночество, страх, отчуждение и многие другие подобные состояния, возникающие в жизни человека практически в любом обществе.

Несомненно, процесс становления мировой истории обусловлен все более тесным взаимодействием разных народов и стран друг с другом, равно как общими ситуация-

ми-проблемами, с которыми все они сталкиваются в реализации своих собственных целей.

Одни ученые возникновение этих общих ситуаций-проблем современной мировой истории видят в научно-техническом прогрессе, его издержках. Они считают, что во всех бедствиях человечества виновата техническая цивилизация, которую создали сами люди Именно техническая цивилизация, полагают они, формирует расточительный образ жизни человека, способствует его уверенности в безраздельном могуществе разума, позволяющего любую сказку сделать былью