Бюллетень муниципальные выборы. Выборы в органы местного самоуправления

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Согласно закону: "Граждане Российской Федерации наделены правом участия в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в голосовании - сугубо добровольное, то есть ни работодатель, ни администрация образовательной организации, ни государственные органы, ни общественные объединения или отдельные граждане не могут заставлять людей прийти или не прийти на выборы".

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Законами субъекта Российской Федерации (часто эти законы называют избирательными кодексами) устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законами субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании и устанавливаются выборные должности и органы. Порядок подсчета голосов и определения итого выборов, распределения депутатских мандатов устанавливается региональным законодательством.

Следует заметить, что поскольку избирательное законодательство субъекта не должно полностью копировать имеющиеся в федеральном законодательстве положения, возможны некоторые изъятия. Так 10 июля 2013 года депутаты Московской городской Думы утвердили поправки в избирательный кодекс столицы, отменяющие открепительные удостоверения.

Срок полномочий муниципальных органов власти определяется уставом муниципального образования и обычно не превышает 5 лет. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания. Депутаты муниципальных представительных органов могут избираться по единому избирательному округу (от 25% общей численности) и по одномандатным и даже по многомандатным округам. Москва задает тенденцию к переходу на исключительно одномандатную систему - это позволяет сделать связь между избирателями и муниципальным депутатом более тесной. Число депутатов зависит от размера муниципального образования. Порядок распределения депутатских мандатов разнообразен и может отличаться даже в соседних муниципальных образованиях.

Мэры городов избираются по мажоритарной системе простого или квалифицированного большинства. В бюллетенях на местном уровне может быть сохранена графа "Против всех".

Подготовку и проведение муниципальных выборов осуществляют: избирательная комиссия муниципального образования; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Выборы назначает представительный орган муниципального образования.

Местный референдум голосование проживающих на территории соответствующего муниципального образования граждан, обладающих избирательным правом, по наиболее важным вопросам местного значения: от принятия устава муниципального образования и изменения границ муниципального образования до отрешения от должности главы муниципалитета. Инициатива проведения референдума принадлежит как жителям муниципального образования, так и главе муниципального образования или представительному органу. Общий порядок инициирования референдума и его проведения совпадет с общероссийским, со скидкой на число инициативной группы и количество подписей для поддержки инициативы. Референдум как правило признается состоявшимся, если на нем проголосовали больше половины имевших право голоса избирателей. Решение принимается простым большинством голосов. Местные референдумы могут быть как императивными (т. е. их решение обязательно для исполнения), так и консультативными (для выявления мнения жителей по выносимому на референдум вопросу).

Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

В сентябре во всех районах Москвы пройдут выборы муниципальных депутатов. Состав представительных органов местного самоуправления на ближайшие пять лет определится по результатам голосования. От избираемых членов городских советов депутатов будут зависеть местный бюджет, застройка района, благоустройство улиц и дворов, а также капитальный ремонт.

The Village составил инструкцию о том, как зарегистрироваться в качестве кандидата и принять участие в выборах.

Кто может избираться

Баллотироваться на муниципальные выборы могут совершеннолетние россияне, не имеющие гражданства другой страны, а также вида на жительство или визы, разрешающих постоянное пребывание в другом государстве. При этом совсем не обязательно иметь московскую прописку. Кандидат может быть прописан в любом регионе России, однако это будет указано в избирательном бюллетене. В свою очередь, при наличии прописки в Москве можно без проблем избираться в любом удобном районе, поскольку район прописки в бюллетене не отмечают.

Идти на выборы можно с минимальными ресурсами, однако проведение качественной кампании, по оценке образовательного портала Дмитрия Гудкова и Максима Каца, обойдется примерно в 80 тысяч рублей. Кроме того, придется потратить две-три недели на обход квартир и общение с избирателями округа либо нанять агитаторов, что увеличит стоимость кампании.

Подготовительный период

Затем нужно определиться с округом. Для этого можно сходить в Территориальную избирательную комиссию и попросить предоставить нарезку округов - распределение домов по округам. Адреса и координаты ТИКов можно посмотреть на сайте Мосгоризбиркома.

Кроме того, нужно выбрать между выдвижением от партии и участием в выборах в качестве самовыдвиженца. Выдвижение от партии, имеющей в нынешнем созыве своего депутата, позволит не собирать подписи избирателей, что упростит прохождение регистрации.

Также следует подготовить первоначальный пакет документов:

Заявление о согласии баллотироваться, в котором можно в том числе указать принадлежность к политической партии;

Паспорт и (при наличии) свидетельство о смене Ф. И. О.;

Диплом об образовании;

Сведения об основном месте работы или службы, а при наличии - справку о том, что кандидат является депутатом;

Сведения о размере и источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем кандидату.

Регистрация и сбор подписей

Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. После назначения у потенциальных кандидатов есть 30 дней на выдвижение и регистрацию (в том числе сбор подписей). Подавать документы стоит как можно раньше, чтобы было время на устранение недочетов, если такие обнаружатся.

Тем, кто баллотируется в качестве самовыдвиженцев, придется собрать подписи 0,5 % от числа избирателей, поделенного на число мандатов. Так, в округе с 30 тысячами избирателей и пятью мандатами придется собрать 30 подписей.

После подачи документов кандидату выдают направление для открытия избирательного счета, через который проводятся деньги на оплату агитационных материалов и мероприятий, а также подписных листов . Договор с банком и реквизиты счета нужно предоставить в ТИК.

При сборе подписей очень важно соблюдать правила оформления подписного листа: каждая формальная ошибка - неправильное сокращение или выход подписи за пределы поля - будет основанием для снятия подписи.

Предвыборная агитация

После регистрации кандидату остается провести агитационную кампанию. Основные способы поиска сторонников - поквартирный обход, печатные материалы, интернет-агитация и организация встреч с жителями. Кроме того, можно устраивать специальные акции, например пикеты. При этом вся предвыборная агитация должна оплачиваться из избирательного счета кандидата, а печать агитационных материалов возможна только в аккредитованных типографиях.

После выборов

Если вы победили - поздравляем. Теперь пришло время действовать на благо района, отстаивая интересы горожан. Хотя это и необязательно. Муниципальное депутатство больше похоже на волонтерскую деятельность, нежели на работу. Единственная обязанность депутата - раз в месяц вести прием жителей и ходить на собрания. При этом депутаты не получают зарплату, если не считать компенсации за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 тысяч рублей в месяц. Однако депутаты могут пользоваться бесплатным проездом в общественном транспорте.

Московская школа кандидатов – это учебная программа Открытой России, в рамках которой кандидаты в муниципальные собрания Москвы изучают, как построить стратегию и план избирательной кампании, общаться с избирателями, издавать районную газету, собирать деньги, агитировать от двери к двери и готовить документы для выдвижения. Мы можем ответить на многие вопросы наших студентов, но один из них каждый раз оставляет нас в смятении: где узнать границы избирательного округа, в котором предстоит вести кампанию?

Образовательный центр «Открытые выборы» провел исследование сайтов и уставов 124 московских муниципальных округов и выяснил, что за последние 4 месяца:

1. В 41 районе Москвы изменилась уставная численность муниципальных собраний. В 39 из них уставная численность была округлена до 10, 15 или 20 депутатов. Ранее в Москве было 53 таких района, теперь их 92.

2. Общая численность мандатов, которые будут распределяться на муниципальных выборах в сентябре, сократилась на 56, с 1543 до 1487. При этом городское население Москвы за 2016-й год по оценке Росстата выросло с 12,2 до 12,4 млн человек, то есть оснований для такого снижения не было.

3. Количество районов, о которых известно, что в них выборы пройдут по пятимандатным избирательным округам, за зиму выросло с 34 до 38.

4. Для 39 районов с числом депутатов, кратным пяти, новая схема избирательных округов пока неизвестна. В некоторых из них уже нарушены сроки ее публикации. В любом из этих районов весной тоже могут быть введены пятимандатные округа – решение об этом уполномочены принять территориальные избирательные комиссии.

5. Во многих районах повторяется ситуация, имевшая место на выборах Мосгордумы три года назад: в декабре была утверждена новая схема избирательных округов, а затем в течение короткого времени произошли правовые изменения, сделавшие схему неактуальной. Это вводит в заблуждение независимых кандидатов и создает преимущества для кандидатов-инсайдеров.

По результатам исследования мы можем констатировать, что в Москве незаметно для населения проводится реформа муниципального представительства:

· там, где ранее выбирались депутаты-одномандатники, округа сделали многомандатными (произошло со 100% таких районов);

· там, где ранее численность депутатов не была кратной пяти, ее приводят к значению, кратному пяти (произошло с 55% таких районов);

· там, где численность депутатов была кратной пяти, но не было пятимандатных округов, округа делают пятимандатными (произошло с 21% таких районов);

· в 1 ⁄ 4 районов Москвы численность депутатов за зиму сократили до минимального возможной.

Мы не видим в этих действиях целенаправленного наступления на оппозицию. Скорее власть унифицирует структуру местного самоуправления, повышает его управляемость и предсказуемость. Это прямо противоречит первому пункту 131-й статьи Конституции России, но, к сожалению, укладывается в долгосрочную политику и логику московских властей.

Негативными последствиями реформы для как минимум трети районов Москвы в сентябре станут:

· увеличение нормы представительства (один депутат будет вынужден представлять еще больше избирателей, чем сейчас);

· искусственное изменение соотношения политических сил в пользу кандидатов-инсайдеров (тех, кто сегодня обладает актуальной информацией о будущей схеме избирательных округов);

· искусственное изменение соотношения политических сил в пользу кандидатов, лояльных властям, в случае, если управы станут влиять на демаркацию избирательных округов.

В этой ситуации мы рекомендуем независимым кандидатам обращаться в избирательные комиссии своих муниципальных образований и в Московскую городскую избирательную комиссию с просьбой прояснить ситуацию со схемой избирательных округов в их районе. Мы продолжим мониторинг ситуации и будем держать наших студентов в курсе утверждения новых схем.

Справка: чем плохи большие пятимандатные округа?

Московские муниципальные выборы 10 сентября не совпадают с федеральными, и явка на них по самым оптимистичным прогнозам не превысит 15%. Для прохождения в муниципальное собрание большинству кандидатов хватит 700-800 голосов.

В условиях малой явки в больших округах решающим фактором окажется административный ресурс. В Петербурге в 2014 году технологи «Единой России» активно выступали за ликвидацию одномандатников и укрупнение многомандатных округов: в пятимандатном округе можно привести на один избирательный участок 500 административно зависимых избирателей, и все они проголосуют сразу за пятерых административных кандидатов по списку. В случае с маленькими округами административный ресурс властям нужно распределять равномерно, причем велик шанс поражения административных кандидатов и победы лидеров небольших инициативных групп.

Происходящая реформа снижает шансы таких независимых общественных лидеров на избрание: в маленьком округе их сторонников хватило бы для победы, в большом – победят те, кого управа включит в список для голосования административно зависимых избирателей.

Важный фактор, которые независимые лидеры могут использовать для противодействия административному ресурсу – время. Зная свой избирательный округ, можно работать с избирателями задолго до выборов и нарастить достаточную узнаваемость и доверие к началу кампании. Однако происходящая реформа лишает независимых кандидатов знания своего избирательного округа и вынуждает тянуть с началом кампании.

Справка о терминах

Если вы хотите ознакомиться с результатами нашего исследования, но далеки от реалий местного самоуправления в Москве, вот справочная информация, которая может вам понадобиться:

1) Физически «районы» и «муниципальные округа» в Москве – это одно и то же. «Районный совет» – уместный в просторечии аналог термина «муниципальное собрание».

2) Юридически «район» в Москве – это единица административного деления, а «муниципальный округ» – единица деления с точки зрения местного самоуправления. В районах действует административная вертикаль государственной власти, а местное самоуправление к государственной власти не относится. Поэтому юридически «районных советов» не бывает.

3) Таких районов-муниципальных округов в Москве 125, в 124 из них в сентябре пройдут выборы. Количество избирателей – более 7 миллионов человек, как в небольшой европейской стране.

4) В каждом муниципальном собрании от 10 до 20 депутатов, они осуществляют представительские функции. Их избирают по многомандатным избирательным округам: район делят на 3/4/5 равных частей, в каждой части выбирают 3/4/5 человек, победители в сумме составляют муниципальное собрание.

5) Получается, что Москва делится на старую и новую, старая – на 10 административных округов, каждый из этих административных округов – на несколько районов, эти районы физически совпадают с муниципальными округами, а муниципальные округа делятся на многомандатные избирательные округа. Матрёшка.

Подробнее о результатах исследования

1. Изменение системы выборов

Во всех 11 районах Москвы, где в 2012 году выборы проходили по одномандатным округам, система выборов заменена на многомандатную (раньше ставили галочку за 1 кандидата-соседа, теперь ставим 5 галочек за 5 кандидатов, большинство из которых не знаем).

Изменение системы выборов означает неизбежное изменение схемы избирательных округов: вместе 10 округов с 2000 избирателей образуются, например, 2 округа с 10000 избирателей в каждом. Из всех 11 районов, где изменилась система выборов, схема избирательных округов сейчас опубликована лишь в Бутырском : там остается 10 депутатов, их будут избирать по 2 пятимандатным округам. Для остальных районов схема неизвестна.

В 7 районах из 11 вслед за сменой системы выборов была изменена и численность муниципального собрания: исчезают муниципальные образования с численностью 11, 13, 14, 21 депутат – их везде округляют до 10, 15 или 20.

Таблица №1. Отмена выборов по одномандатным округам

Адм. округ

Мун. образование

Старое
количество депутатов

Новое
количество депутатов

Богородское

Можайское

Бутырское

Лосиноостровское

Свиблово

Ярославское

Кузьминки

Нижегородское

Нагатинский затон

Не до конца ясна судьба муниципальных собраний с 12 депутатами: часть из них «округляют» до 10, но те, что расположены в СВАО и СЗАО, пока не трогают. Здесь порой возникают правовые коллизии: например, в Нижегородском совете депутатов (ЮВАО) в начале зимы в один день приняли схему округов, рассчитанную на 12 депутатов, но снизили численность совета до 10 депутатов.

Это происходит и в других районах Москвы. В Ломоносовском районе (ЮЗАО) то же самое произошло с разницей в неделю: 13 декабря приняли схему избирательных округов, рассчитанную на 12 депутатов, а 20 декабря снизили численность совета до 10 человек. В Бибиреве (СВАО) совет в ноябре утвердил схему с 4 четырехмандатными округами для выборов 16 депутатов, а перед Новым годом сменил количество депутатов с 16 до 15. В Выхине-Жулебине 22 ноября была утверждена схема с 6 трехмандатными округами, а спустя месяц численность совета увеличена с 18 до 20 человек.

Во всех этих случаях схему избирательных округов поменяют в последний момент под актуальную численность депутатов, и в выигрыше останется тот, кто заранее знал финальный вариант (то есть кандидаты управы).

2. Изменение численности муниципальных собраний

Общая картина реформы, начавшейся зимой, такова:
1) в 2 раза выросло количество собраний с минимальной допустимой по закону численностью 10 депутатов;
2) в 1,3 раза выросло количество собраний с численностью 15 депутатов;
3) в 3 раза выросло количество собраний с численностью 20 депутатов;
4) в 2 раза сократилось количество собраний с численностью 12 депутатов;
5) в 4 раза сократилось количество собраний с любой другой численностью.

Таблица №2. Изменение численности депутатов муниципальных собраний

Уставная численность депутатов

Количество собраний с такой численностью в начале ноября

Количество собраний с такой численностью в начале марта

Динамика количества собраний

Количество депутатов до реформы

Количество депутатов после реформы

Одиннадцать

Двенадцать

Тринадцать

Четырнадцать

Пятнадцать

Шестнадцать

Восемнадцать

Двадцать

Двадцать один

Насколько незаметно проходит изменение уставной численности, можно оценить на примере решения Совета депутатов Бибирево:

1) Об изменении численности совета в проекте решения вообще ничего не говорится: «В целях оптимизации и совершенствовании деятельности представительного органа местного самоуправления Совет депутатов решил внести в статью 5 Устава муниципального округа Бибирево изменения, заменив в пункте 3 цифры «16» на цифры «15»» (орфография сохранена). В Ломоносовском это было сформулировано так: «Внести изменения и дополнения в Устав муниципального округа Ломоносовский изложив его в редакции согласно приложению к настоящему решению» (пунктуация сохранена).

2) Затем публичные слушания по изменениям не проводят или назначают и проводят так, чтобы про них узнало как можно меньше людей: «определить, что прием предложений граждан по проекту решения осуществляется по адресу: 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 12, корп. 2, 2 этаж, с 30 декабря по 20 января 2017 года (до 17 ч. 00 мин). Назначить на 20 января 2017 года с 17 ч. 00 мин до 17 ч. 30 мин в конференц-зале, расположенном по адресу: 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 12, корп. 2, публичные слушания по проекту решения».

3) На городском уровне мэрия подобный процесс умножают на 50 и растягивают по времени на полгода. Отслеживать и освещать его очень тяжело: единой системы сайтов муниципальных образований нет, а районов так много, что для любого утверждения можно найти контрпример или ошибку. Если вы нашли ошибку у нас, напишите о ней через форму обратной связи . Если готовы помогать со сбором и анализом подобной информации, заполните анкету Московской школы кандидатов, и укажите, что хотите участвовать в выборах как сотрудник штаба.

3. Тенденции отдельных административных округов

Таблица №3. Ход реформы муниципального представительства по административным округам старой Москвы

Адм. округ

Кол-во МО, где будут выборы

Кол-во МО, где идет реформа

Примечания

В Богородском и Вешняках число депутатов повысили (округлили) до 15, в Восточном Измайлове и Преображенском снизили (округлили) до 10. В Богородском отменили одномандатные округа.

В Крылатском, Кунцеве, Можайском, Ново-Переделкине, Солнцеве, Филевском парке и Фили-Давыдкове количество депутатов снизили (округлили) до 10; в районе Проспект Вернадского вместо двухмандатных округов ввели пятимандатные. В Можайском отменили одномандатные округа.

В Бибиреве (15), Марьиной Роще (10) и Южном Медведкове (10) число депутатов снизили до кратного пяти. В Медведкове и Лианозове вместо трехмандатных ввели пятимандатные округа, в Алтуфьево вместо трехмандатных ввели четырехмандатные. В Бутырском, Лосиноостровском, Ярославском и Свиблове отменили одномандатные округа, при этом в Бутырском ввели пятимандатные округа.

В Выхине-Жулебине (20), Капотне (10), Лефортове (15), Марьине (20), Нижегородском (10), Рязанском (10), Текстильщиках (10), Южнопортовом (10) число депутатов округлили до кратного пяти, при этом в Выхине-Жулебине и Лефортове число депутатов увеличилось, в остальных снизилось. В Некрасовке количество депутатов увеличилось с 10 до 15. В Кузьминках, Марьине, Нижегородском отменили одномандатные округа.

В Котловке (10), Ломоносовском (10) и Ясеневе (15) число депутатов снизили (округлили) до кратного пяти.

В 8 из 10 районов ЦАО число депутатов уже кратно пяти, при этом в 7 из 10 уже введены пятимандатные округа.

В Матушкине, Савёлках, Крюкове, Старом Крюкове, Силине число депутатов снизили (округлили) с 12 до 10.

В Бескудниковском, Восточном Дегунине и Дмитровском число депутатов снизили (округлили) с 12 до 10, в Коптеве повысили (округлили) с 12 до 15.

В Западном Бирюлеве, Братееве, Нагатинском Затоне, Северном Чертанове, Центральном Чертанове количество депутатов снизили (округлили) до 10. В Восточном Бирюлеве вместо трехмандатных округов сначала ввели пятимандатные, затем избирательная комиссия отменила собственное решение, схема округов не утверждена. В Нагатинском Затоне отменили одномандатные округа.

В Митино отменили одномандатные округа.

Итого

Местное самоуправление – деятельность местных сообществ по вопросам местного значения. Органы местного самоуправления могут принимать самостоятельные решения в вопросах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление

Основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В ходе муниципальной реформы (2003–2005 годы) были установлены границы и статус муниципальных образований.

В России приняты пять видов муниципальных образований:

  • городское поселение – город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • сельское поселение – один или несколько сельских населенных пунктов
  • муниципальный район – несколько городских и/или сельских поселений
  • городской округ – городское поселение, не входящее в состав муниципального района
  • внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения (Москва и Санкт–Петербург)

Структура местного самоуправления

Структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • другие органы местного самоуправления

Выборы в органы местного самоуправления

Выборы в органы местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Порядок и процедура выборов в органы местного самоуправления определяется Федеральным законом РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также региональными законами.

Выборы представительных органов местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления является главным в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования и обладает правами юридического лица.

Выборы в представительные органы местного самоуправления проходят в рамках муниципальных выборов.

Порядок формирования представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. В уставе или избирательном кодексе муниципального образования указывается количество депутатов, вид избирательной системы (мажоритарная, пропорциональная или смешанная), пороговый процент, если выборы проводятся по пропорциональной или смешанной системе.

Например, согласно уставу города Пскова, представительный орган местного самоуправления – Городская дума, состоящая из 25 депутатов со сроком полномочия 5 лет. До 2012 года все 25 депутатов избирались по одномандатным избирательным . В 2012 году были внесены изменения в устав Пскова, и выборы в Гордуму теперь проходят по – 12 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе, а 13 депутатов – по единому избирательному округу по пропорциональной системе (партийным спискам).

Количество депутатов представительного органа

Общее количество депутатов, выбираемых в представительные органы местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования, но не может быть меньше:

  • 7 человек – при численности населения менее 1000 человек;
  • 10 человек – при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
  • 15 человек – при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
  • 20 человек – при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
  • 25 человек – при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
  • 35 человек – при численности населения свыше 500 000 человек.

Количество депутатов районного представительного органа не должно быть меньше 15 человек.

Количество депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения не может быть меньше 10 человек.

Например, представительный орган местного самоуправления города Тольятти &ndash Городская дума, состоящая из 35 депутатов при населении 719 600 человек. А представительный орган местного самоуправления города Ярославля - муниципалитет, состоящий из 38 депутатов при населении 595 155 человек.

Что нужно знать о муниципальных выборах?

Совет депутатов муниципальных образований - представительный орган местного самоуправления. Его членов выбирают на народном голосовании по одномандантным и (или) многомандатным избирательным округам сроком на пять лет. По баллотироваться может любой гражданин России, достигший 18 лет. Иметь прописку в Москве совсем не обязательно.

Но надо понимать, что муниципальное депутатство - скорее общественная работа, чем реальная. Зарплату за нее не платят; платят компенсацию раз в квартал за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 000 рублей в месяц. Также муниципальным депутатам, помимо корочки, предоставляют бесплатный проезд на общественном транспорте.

Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. Всего в Москве - 124 района плюс Новая Москва. Так как по федеральному закону выборы должны проходить в один день, все они будут назначены на 10 сентября. Официально об этом объявят на неделе с 12 по 18 июня. После чего у потенциальных кандидатов будет 30 дней на выдвижение и регистрацию.

С 2012 года, когда выборы муниципальных депутатов проводились в последний раз, были значительно увеличены размеры избирательных округов. Это, а также гарантированная низкая явка - выборы совпадают с периодом отпусков, - осложняет проведение предвыборных кампаний. Но победить на выборах можно. Для этого нужно выработать определенную стратегию и тактику, а также разобраться в устройстве избирательного процесса.

Зачем становиться муниципальным депутатом?

Александр Соловьев

Председатель движения «Открытая Россия»

«Главная привилегия муниципальных депутатов - легитимность. Они единственные общественные деятели в районе, за которых проголосовали на выборах. Тогда как префекта, главу управы и чиновников городских департаментов спускают сверху.

По закону в одиночку депутат может только отклонить решение о проведении капитального ремонта. Другие решения требуют большинства в Совете. Тем не менее за последние несколько лет депутатам удалось многое - они останавливали точечные застройки, срывали заключения коррупционных контрактов, меняли планы по благоустройству районов, спасали парки от вырубки, боролись со свалками и влияли на изменение системы работы общественного транспорта. Получается, что муниципальный депутат - такой локальный супермен.

Самое важное в истории с муниципальными выборами - то, что вы при любом раскладе лучше, чем те, кто голосует по указке управы и старается поскорее сбежать с собрания. Поэтому мы учим неравнодушных людей, как стать теми, кто будет по-настоящему защищать интересы москвичей».

Как стать кандидатом?

Познакомиться с членами Территориальной избирательной комиссии (ТИК) или депутатами муниципального собрания. Их адреса и координаты можно посмотреть . Поддерживать отношения с ними необходимо, чтобы отслеживать, что происходит в комиссии, и оперативно получать информацию.

Найти избирателей, прописанных на территории округа и готовых поставить за вас подпись. Для этого можно составить список всех знакомых, проживающих в округе, и обойти собственный и соседние дома.

Подготовить первый пакет документов. Это:

Паспорт. Если есть, то свидетельство о браке или его расторжении, свидетельство о смене Ф.И.О., а также диплом о высшем образовании.

Справка с основного места работы. Если есть - справка об осуществлении обязанностей депутата и справка о принадлежности к политической партии или политическому объединению.

Нужно заполнить заявление о согласии баллотироваться, которое можно взять в местном ТИКе, и о доходах и имуществе. С последним надо быть особенно аккуратным: если ошибетесь, то про вас, скорее всего, напишут гадость на избирательном стенде.

Муниципальные собрания должны назначить выборы к 21 июня. Как только их назначат в вашем районе, отнесите в местный ТИК (адреса опять-таки на ) заверенные копии документов. Копию паспорта заверяет избирком, остальные документы - сам кандидат.

Важно! Не забудьте получить письменное подтверждение того, что ваши документы приняли. С этого момента вы считаетесь кандидатом, хотя и не зарегистрированным.

После публикации решения о назначении дня выборов кандидатам дается 30 дней на выдвижение и сбор подписей. В случае отказа за это время можно успеть выдвинуться и собрать подписи как минимум дважды.

Отказать могут, если кандидат представил неполный комплект документов либо подписи за него неправильно оформлены или эксперты ФМС и МВД признали их поддельными. А также в случае неправильного оформления подписного листа.

До начала сентября

Найти единомышленников и создать предвыборную коалицию.

Провести агитационную кампанию.

Как заполнить заявление о согласии баллотироваться?

В заявлении необходимо указать паспортные данные, место жительства, ИНН (его можно посмотреть на сайте налоговой), гражданство, сведения о профессиональном образовании, основное место работы и занимаемую должность или род занятий. Также в заявлении нужно отметить, что в случае избрания вы прекратите заниматься деятельностью, несовместимой с депутатством (например, госслужба).

Какие ограничения распространяются на кандидатов?

Ограничений много. Но главное заключается в том, что все операции необходимо проводить через избирательный счет. Печатать агитационные материалы только по предоплате с этого счета и исключительно в аккредитованных на выборы типографиях. При этом на счет можно внести только 40 тысяч рублей из собственных денег и по две тысячи от физлиц - поддерживающих вас избирателей.

Как собирать подписи и сколько?

После подачи первого пакета документов в ТИК кандидату выдают направление в филиал Сбербанка для открытия избирательного счета. Через счет нужно провести деньги на оплату подписных листов - их кандидат печатает самостоятельно. Договор с банком и реквизиты счета предоставляются в ТИК.

Для подсчета необходимого количества подписей можно воспользоваться формулой «полпроцента избирателей на один мандат». То есть, если в округе пять мандатов и 20 тысяч избирателей, кандидату будет достаточно собрать 20 подписей. Для этого нужно убедить избирателя поставить подпись и предоставить свои паспортные данные. Все данные записываются в подписной лист. Если подпись избирателя выходит за пределы ячейки, ее, а заодно и соседнюю могут признать недействительными.

Можно не собирать подписи?

Да. В случае выдвижения от одной из четырех парламентских партий либо в случае выдвижения от «Яблока» в одном из 18 районов Москвы, где в действующем созыве есть депутаты от этой партии.

С какими трудностями сталкиваются кандидаты?

Константин Янкаускас

30 лет, депутат I созыва района Зюзино

«Я родился и живу в районе Зюзино. В 2012 году был избран здесь муниципальным депутатом и в этом году тоже иду на выборы. Причин несколько. Во-первых, мне не безразлично то, что происходит в моем районе. Во-вторых, не хочется, чтобы Зюзино представляли только депутаты от «Единой России» - это партия чиновников, начальников и коррупционеров. При принятии решений они руководствуются интересами только этих социальных групп. Мне же хочется, чтобы в Совете депутатов был хотя бы один независимый человек, представляющий интересы жителей района.

То, что было на выборах пять лет назад, и то, что будет сейчас, - абсолютно разные истории. В 2012 году муниципальные выборы, во-первых, совпали с президентскими. То есть явка была больше, а саму избирательную кампанию было проще проводить. Второй момент - митинги «За честные выборы», которые напугали власть и заставили допустить к выборам значительную часть независимых кандидатов. Думаю, в этот раз административного противодействия кандидатам будет больше. Пять лет назад у меня не было никаких сложностей при регистрации своей кандидатуры, хотя я знаю, что в других районах кандидатов снимали по подписям. То есть признавали подписи за них недействительными и на этом основании отказывали в регистрации.

Во время агитации кандидаты сталкиваются со стандартным набором проблем. Например, дворники моментально срывают все листовки и плакаты. А в этом году появились специальные люди, которые достают агитационные газеты из почтовых ящиков. По закону районные и окружные газеты должны предоставлять равные условия для агитации всем кандидатам. Но в реальности такая возможность есть только у выдвиженцев от «Единой России».

Зато сложностей с местными жителями у меня никогда не было. Я ходил по домам, раздавал листовки, знакомился. Все было очень позитивно. Вообще, мне нравится общественная работа. Люди тоже с интересом реагируют на возможность пообщаться с кандидатом».

Лена Верещагина

23 года, журналист, кандидат в муниципальные депутаты г. Троицка

«Я живу в Троицке, который пять лет назад вошел в состав Новой Москвы. Про участие в выборах в Совет депутатов я думала последние четыре года точно, но действовать начала только недавно. Зарегистрировалась на проекта Дмитрия Гудкова и Максима Каца, который дает независимым кандидатам базовую поддержку. Я уже прошла тренинг по сбору подписей от электорального юриста Саши Грезева. Хотя мне нужно будет собрать всего десять подписей, без досконального знания процесса заполнения листов и других бюрократических закорючек сделать это непросто.

Я уже сделала свою первую листовку, с которой сейчас хожу по квартирам и общаюсь с жителями. Просто написала о себе и о том, почему иду в муниципальные депутаты. На дизайн и печать тысячи экземпляров ушло около восьми тысяч рублей. Если кандидат хочет победить, а не просто похайпить в соцсетях, ему придется вкладываться в кампанию. Думаю использовать собственные средства или попробовать фандрайзинг. По моим подсчетам, на простую, но уверенную муниципальную кампанию уйдет около 100 000 рублей.

Самое сложное - найти не деньги, а время. На стороне конкурентов - вся сила административного ресурса, поэтому независимым кандидатам, чтобы быть известными в районе, нужно знакомиться с жителями. Политтехнологи называют это «От двери к двери». Хотя день выборов еще не объявлен, я уже начала ходить по квартирам и рассказывать о себе. Всего в моем округе 4600 квартир, и я хочу обойти все. Буду ходить по подъездам каждый день по два-три часа без выходных. Это тяжело: никогда не знаешь, что тебя ждет за дверью. Например, вчера я пришла к женщине, у которой посреди комнаты сидел огромный жирный голубь. Но это еще ничего. Бывает, люди просто выплескивают на тебя весь негатив - хорошо, что не зеленку. Наверное, это самая сложная часть кампании.

Мне очень не хватает постоянной юридической поддержки. Конечно, что-то я сама могу посмотреть в избирательном законодательстве, что-то - уточнить у коллег из штаба Гудкова. Но лучше, когда на связи постоянно есть человек, готовый ответить на самые странные вопросы, вроде: «Могут ли меня арестовать за то, что я хожу по квартирам и знакомлюсь с жителями района?» Надеюсь, что ближе к выборам я найду такого юриста».

«Афиша Daily» благодарит за помощь в подготовке материала образовательный центр «Открытые выборы».