Анализ стихотворения «Смерть поэта», принадлежащего перу М.Ю. Лермонтова

Сочинение

Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками, творчество Лермонтова внутренне едино и целеустремленно. Характер своего лирического героя Лермонтов повторил во всех других родах своего творчества: и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине. Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через абсолютно все стихотворения великого русского романтика. И как положено для истинного романтика, исходным и определяющим оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе изображения дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности (”Смерть поэта”, Как часто пестрою толпою окружен”).

Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света - опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в “Думе” (”Печально я гляжу на наше поколенье”), где все общепринятые ценности поэт признает ложными. Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это - любовь к свободе. Стремление к свободе порождает мятежность (”Парус”), желание активно бороться за нее (”Я жить хочу! хочу печали”. 1832). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в “стране рабов, стране господ” - второй важнейший лермонтовский мотив (”Утес”, “На севере диком”). Герой обречен быть вечным странником (”Нет, я не Байрон”, “Кинжал”, “Листок”), изгнанником (”Тучи”), узником (”Желание” - 1832, “Узник”, “Соседка”). Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир.

Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость (”Пророк”). Ухода в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов-господ. До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта рас- крывают строки из “Думы”:

* И царствует в груди какой-то холод тайный,
* Когда огонь кипит в крови”,

жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. “Холод тайный” приводит героя к пессимизму и опустошенности:

* И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг
* Такая пустая и глупая шутка”;
* И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
* Глядя насмешливо назад”

”Огонь в крови” заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее - третий и тоже характернейший лермонтовский мотив. Стремление отыскать иную жизнь может привести к загробному единению с богом (”Ангел”, “Ветка Палестины”), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души (”На севере диком”, “Утес”, “В полдневный жар в долине Дагестана”). Однако он не верит в дружбу (”…друзей клевета ядовитая…”), что же касается любви -

* Любить… но кого же? на время - не стоит труда,
* А вечно любить невозможно”.

Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой. Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь у него общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от “Брожу ли я вдоль улиц шумных” к “Вновь я посетил”), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива” приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре “Выхожу я один на дорогу”. Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни. “Бородино” - очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов-господ, То же в стихотворении “Валерик” (”Я к вам пишу случайно”).

Народ помогает герою обрести родину. Родина - одна из вечных тем лирики. Сначала Лермонтов трактует родину байронически в духе пушкинской элегии “Погасло дневное светило”, чувство родины заменяет радость изгнанника (”Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной”, “Спеша на север издалека”). Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения будущего последнего успокоения. Итоги исканий героя находим в стихотворениях “Бородино” и “Родина”, в них родина - это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам.

Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта. Поэт для Лермонтова - одно из конкретных проявлений активности личности вообще.

Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем “Пророке”: “С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение пророка…” Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова.

И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал нам уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: “В меня все ближние мои бросали бешено каменья”. “Шумный град” встречает лермонтовского героя насмешками “самолюбивой” пошлости, презрением. Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике.

Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: …Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.

Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как “Смерть поэта” и “Поэт”, “Журналист, читатель и писатель” и др. Так стихотворение “Смерть поэта” стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу,за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, “кто жадною толпой” стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они гонители таланта, сплетники, наушники, “свободы, гения и славы палачи” стали причиной смерти поэта.

В другом стихотворении, названном Лермонтовым “Поэт”, эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием, прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал “как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных”) забыты, толпа презирает его.

Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:

* Проснешься ль ты опять,
* Осмеянный пророк,
* Иль никогда на голос мщенья
* Из золотых ножон не вырвешь
* Свой клинок,
* Покрытый ржавчиной презренья!

Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

Злобина Анастасия

Данная исследовательская работа содержит сравнительный анализ нескольких стихотворений, написанных разными поэтами, одновременно откликнувшимися на смерть Пушкина. Обучающаяся анализирует язык, стиль, систему образов, эмоциональное состояние авторов, что сближает и что отличает друг от друга данные лирические произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов п. Восточный
Омутнинского района Кировской области

Исследовательская работа

Сравнительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» со стихами современников, также откликнувшихся на гибель А. С. Пушкина

Выполнила Злобина Анастасия

ученица 9 Б класса

Руководитель работы

учитель русского языка и литературы

Серебрякова Елена Витальевна

2014 Оглавление

  1. Введение стр.2
  1. Глава 1 Чувства и настроения ранней лирики Лермонтова стр.3

Глава 2 Характер лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова

«Смерть поэта» стр.4

Глава 3 Сравнительный анализ стихотворений М. Лермонтова, В. Жуковского, Ф.Тютчева и А. Полежаева

Параграф 3. Тема возмездия стр.6

  1. Заключение стр.7
  1. Библиографический список стр.8
  1. Приложение стр.9-11

Введение

Актуальность исследования

15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова. За 27 неполных лет своей жизни Лермонтов оставил уникальное творческое наследие, сочетающее в себе гражданские, философские и личные мотивы и имеющее исключительное значение не только для отечественной, но и для мировой культуры.

Как А. С. Пушкин, так и М. Ю. Лермонтов задумывался о судьбе поэта в обществе и в мире, но, в отличие от Пушкина, для которого участь поэта могла быть печальна, но могла быть и наполнена радостью творчества, восторгом вдохновения, для Лермонтова она была часто трагична и связана с непониманием и гонением. Подтверждение своим мыслям о тяжкой и суровой доле певца-поэта Лермонтов нашел в гибели Пушкина.

На смерть А. С. Пушкина откликнулся не только Лермонтов, но и многие другие современники. У кого из известных в России поэтов того времени есть стихи на эту тему, как в них воспринимается это трагическое событие, в чем увидели поэты причину гибели Пушкина? На эти вопросы я попыталась ответить в своей исследовательской работе.

Проблема

Каким видел Лермонтов отношение к поэту и какой видел судьбу поэта в современном обществе?

Цель исследования

Выявление новаторского, революционного характера стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» в сравнении со стихами современников, посвященными этой же теме.

Задачи исследования

1. Выявить чувства и настроения ранней лирики Лермонтова

2. Раскрыть характер лирического героя в стихотворении «Смерть поэта»

3.Провести наблюдения над темой, проблематикой, языком, стилем, системой образов, изобразительно-выразительными средствами выбранных стихотворений

4. Выяснить, как в стихах разных поэтов

*объясняется причина гибели А. С. Пушкина

*отображается образ убийцы А. С. Пушкина

*поднимается тема возмездия

Основная часть

Глава 1

Чувства и настроения ранней лирики Лермонтова

Поэзия Лермонтова – явление сложное, порождённое определённой исторической эпохой. Страстное желание понять своё назначение, понять психологию героя своего времени, понять исторические судьбы Родины и народа – всё это определило содержание и стиль лермонтовской лирики. Глубокий психологизм, тонкий анализ человеческой души, в первую очередь своего собственного внутреннего мира, гневные обличения – таковы особенности творчества Лермонтова, определившие его язык и стиль.

Для ранней лирики Лермонтова характерны тоска по свободе, ненависть к рабству, вера в неизбежную гибель тирана. В лексике широко используется словарь декабристской лирики, слова – символы, связанные с идеалом свободы и ненавистью к рабству: рабство, цепи, отчизна, свобода, святая вольность, тиран и т.д. Эти слова знакомы нам по произведениям Рылеева, Грибоедова, молодого Пушкина.

Но у Лермонтова по- иному звучат мотивы и образы декабристской поэзии. В стихах Рылеева и молодого Пушкина мы слышим ораторские интонации, бодрый, оптимистический призыв к борьбе. Жажда деятельности наполняет и стихи юного Лермонтова, но они приобретают пессимистическую окраску, так как поэт осознаёт неосуществимость своих желаний.

Лирический герой раннего Лермонтова обращается к самому себе или близкому другу, он не произносит речей, а размышляет над своей судьбой, пытается разобраться в своём внутреннем мире. Его стихи - не призыв к борьбе, а лишь тоска по борьбе («так жизнь скучна, когда боренья нет…»), глубокие мучительные раздумья.

Глава 2

Характер лирического героя в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

29 января 1837 года лучших людей России поразила страшная весть: Пушкин смертельно ранен на дуэли. Их гнев и скорбь, их чувства и мысли выразил дотоле никому не известный молодой поэт – М.Ю. Лермонтов. Герцен сказал, что выстрел Дантеса, убившего Пушкина, разбудил душу Лермонтова.

Всенародное горе, страстное негодование заставили по-новому зазвучать поэзию Лермонтова. От раздумий и самоанализа поэт обращается к гражданской лирике. Перед нами уже поэт-оратор, поэт-трибун, и голос его звучит, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Стихотворение представляет собой лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны, возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, с другой - плавная, задумчивая речь с воспоминаниями, размышлениями, сожалениями, обычная в элегии. С одной стороны, обличительные эпитеты, броские и негодующие:

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

С другой стороны, слова и образы, взятые из элегий:

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать. Гневное обличение сменяется рассказом («Его убийца хладнокровно…»), затем элегическим размышлением, затем снова ораторской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные потомки…») Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта.

Лирический герой стихотворения говорит не только о себе, он выступает от имени лучших людей России. Если раньше он лишь предчувствовал неизбежность гонений, то теперь он безбоязненно совершает гражданский подвиг, во всеуслышание обвиняя высокопоставленных убийц Пушкина и зная, что за это ждёт его неизбежная кара.

Чем особенно близок ему погибший поэт? Лермонтов видит в его жизни то же непримиримое противоречие, которое определяет и его положение в обществе: «свободный, смелый дар», «сердце вольное», «пламенные страсти» - и «завистливый и душный свет». Конфликт Поэта с окружающим его миром выглядит трагически неразрешимым. Родную душу увидел Лермонтов в своём старшем собрате, и образ поэта, нарисованный им, - это не только образ Пушкина, но и образ лирического героя самого Лермонтова.

Глава 3

Сравнительный анализ стихотворений М. Лермонтова, В. Жуковского, Ф. Тютчева и А. Полежаева

Гибели Пушкина посвятили свои стихи и другие поэты: В.А. Жуковский («Пушкин»), Ф.И.Тютчев («29 января 1837 года»), А.Полежаев («Венок на гроб Пушкина»).

Глубокая скорбь звучит во всех стихах, все поэты горестно оплакивают безвременно погибшего гения. Несколько особняком стоит по-своему замечательное стихотворение Жуковского. Прямо, непосредственно горе в нём не выражено, но глубоко трогает самый тон раздумий над прахом усопшего, самый образ мёртвого поэта, так просто нарисованный в стихотворении:

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе

Руки свои опустив. Голову тихо склоняя,

Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем

Мёртвому прямо в глаза…

Параграф 2. Объяснение причин гибели Пушкина, портрет убийцы

Никто с такой ясностью, гражданской смелостью не обличал виновников гибели Пушкина, как автор «Смерти поэта».

Лермонтов открыто обвиняет в гибели Пушкина всю придворную клику, правящую знать, раболепствующую толпу, для которой был нетерпим сам факт существования совсем другого невольника - «невольника чести». Он дает убийцам социально-историческую, а не только нравственную характеристику: «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов»- это новая знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия». «Подлые»- значит не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения. Николай 1особенно не доверял независимой старинной знати, из которой вышли многие декабристы. Пушкин гордился своим шестисотлетним дворянством и светскую «чернь» оценивал весьма сурово.

Лермонтов характеризует Дантеса, убийцу Пушкина, как ничтожество, жадного карьериста: он не просто «искатель счастья и чинов», он отправляется в Россию на их «ловлю», он не только ищет, он ловит чины и богатства. Дантес презирает язык России, то есть её культуру, поэзию, народ.

Жуковский не говорит о причине гибели Пушкина, никого не обвиняет, и мысли его над прахом Пушкина – это мысли о таинствах смерти, о загробной жизни, о вечном покое:

Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось:

«Что видишь?»

Другие поэты, в отличие от Жуковского, говорят не только о гибели Пушкина, но и о её причинах. Однако говорят они об этом глухо, туманно, полунамёками, никого прямо не обвиняя, не делая никаких политических выводов. А. Полежаев выражает глубокую скорбь, но весьма неопределённо говорит о причинах несчастья:

Когда рука его сулила

Нам тьму надежд, тогда сразила

Его судьба, седой палач!

Однажды утро голубое

Узрело дело роковое…

О, плачь, Россия, долго плачь!

Здесь иначе, нежели у Лермонтова, рисуются обстоятельства и причины гибели Пушкина. Это – «дело роковое», во всём виноваты судьба, рок. И Лермонтов, и Полежаев используют образ «палача»; но Полежаев говорит: «сразила его судьба, седой палач», а Лермонтов считает, что во всём виноваты «Свободы, Гения и Славы палачи».

Тютчев об убийце Пушкина говори т так:

Будь прав или виновен он

Пред нашей правдою земною,

Навек он высшею рукою

В «цареубийцы» заклеймён.

Параграф 3. Тема возмездия

При сопоставлении концовки лермонтовского и тютчевского стихотворений (в стихотворении Полежаева тема возмездия отсутствует) мы видим, что оба поэта апеллируют к Божьему суду. Но Тютчев решает эту тему в духе христианской религии. Обращаясь к Пушкину, он говорит:

Вражду твою пусть Тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь…

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Здесь речь идет о примирении (в таком смысле, как принято было говорить: «Бог ему судья»), а у Лермонтова «Божий суд» - условный образ, и грозит этот суд расплатой, местью, кровопролитием. Понятно, почему из всех поэтов, посвятивших свои стихи гибели Пушкина, каре подвергся один Лермонтов и почему именно его стихи распространились по всей России.

М. Горький сказал о Лермонтове: «…и один он проводил гроб поэта криком злобы, тоски и мести».

Заключение

Революционность лермонтовского стихотворения, отличающая его от других стихов на эту же тему, определила и его реалистичность- реалистичность образов и языка, также отличавшую его от стихов Жуковского, Тютчева, Полежаева.

Реализм «Смерти поэта» проявляется прежде всего в том, что Лермонтов раскрывает типический конфликт своей эпохи - конфликт между самодержавно-крепостнической монархией, правящими кругами и передовыми силами русского общества. Образы Лермонтова исторически и социально конкретны. Рисуется не отвлеченный образ поэта – вдохновенного певца, а типический, конкретный образ поэта, живущего в условиях самодержавно-крепостнического строя.

Библиографический список

1.Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский; под ред. В. Я. Коровиной._М.: Просвещение, 2014. - 416с.

2.Висковатов П. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество [Текст]/ Висковатов П. А.- М.: Современник,1987. – 520с.

3. Золотарева, И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - 4-е изд.. перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2008.-416 с.

4. Качурин, М. Г., Шнеерсон, М. А. Изучение языка писателей [Текст] / Качурин, М. Г., Шнеерсон, М. А.-М.;Учпедгиз, 1961.- 303с.

5.Федоров Л. В. «Смерть поэта» среди других откликов на гибель Пушкина [Текст] /: статья /Лит. в школе,1967. №3 - с.32

Лермонтов - великий русский поэт, драматург и прозаик, известный во всем мире благодаря своим великолепным произведениям, обогатившим русскую культуру. В классической литературе России Лермонтов по праву занимает второе место после А.С.Пушкина.

Два этих известных имени связаны между собой незримой нитью, поскольку именно трагическая смерть А.С.Пушкина, погибшего в 1837 году от тяжелого ранения на дуэли, послужила невольной причиной восхода поэтической звезды Лермонтова, впервые прославившегося своим стихотворением «На смерть поэта».

Лермонтова «Смерть поэта» дает богатую Данное стихотворение, в том виде, в котором мы его знаем, - состоящее из трех частей (первой части - с 1 по 56 строфу, второй части - с 56 по 72 строфу, и эпиграфа), приобрело свой законченный вид не сразу. Самая первая редакция стихотворения датировалась 28 числом января месяца 1837 года (за один день до смерти Пушкина) и состояла из первой части, заканчивающейся строфой «и на устах его печать».

Эти 56 строф первой части, в свою очередь, условно разделяются на два относительно самостоятельных фрагмента, объединенных общей темой и литературным пафосом. Анализ стихотворения «Смерть поэта» обнаруживает отличия этих фрагментов: первые 33 строфы написаны динамичным трехстопным ямбом и кипят возмущением по поводу гибели поэта, обличая в ней не трагическую случайность, а убийство, причиной которого явилось холодное равнодушие «пустых сердец» светского общества, его непонимание и осуждение свободолюбивого творческого духа поэта Пушкина.

Проводя дальнейший анализ стихотворения «Смерть поэта», мы видим, что вторая часть первого фрагмента, состоящая из последующих 23 строф, отличается от первой изменением стихотворного размера на Также меняется тема повествования с рассуждения о причинах гибели на прямое обличение высшего света и всех его представителей - «клеветников ничтожных». Автор не боится бросить, по выражению А.В.Дружинина, «железный стих» в наглое лицо тех, которые не стесняются глумиться над светлой памятью великого поэта и человека, как и показывает нам это подробный анализ стихотворения. «Смерть поэта» Лермонтов написал, не беспокоясь о последствиях, что само по себе уже является подвигом. Делая анализ стихотворения «Смерть поэта», второй его части, содержащей строфы с 56-ой по 72-ую, мы замечаем, что скорбная элегия первой части сменяется в ней злобной сатирой.

Эпиграф же появился лишь много позже, когда от поэта потребовали предоставить Государю рукописную копию стихотворения для ознакомления. Анализ стихотворения «Смерть поэта» показывает, что данный эпиграф был заимствован поэтом из трагедии «Венцеслав» французского драматурга Жана Ротру.

Известно, что все придворное общество и сам император Николай Первый «по достоинству оценили» горячий творческий порыв молодого гения, вылившийся в стихотворную форму, поскольку данное произведение вызвало очень негативную оценку правящей власти и было охарактеризовано как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». Результатом такой реакции стало возбуждение дела «О непозволительных стихах…», с последующим за ним арестом Лермонтова, состоявшимся в феврале 1837 года, и ссылкой поэта (под видом службы) на Кавказ.

Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» отличается сложной композицией. В ряде исследований обосновывается взгляд на трёхчастность стихотворения и утверждается, что первые 33 стиха напоминают гневную инвективу, в последующих 22 стихах преобладают элегические мотивы, а в знаменитом «прибавлении», состоящем из16 стихов, страстно звучит тема никчёмности и пустоты общества, погубившего поэта.

Такое стремление к упорядоченности взгляда на общую композицию стихотворения, которое в целом было бы удобно для его школьного разбора,
всё же не имеет ярко выраженных оснований.

Ноты страстного обличения света проходят через всё стихотворение; во всех его частях перед читателем предстаёт и личность Пушкина от «юных лет» до трагической гибели; настойчиво обозначена в стихотворении и тема положения поэта в современном обществе, которая пронизывает всё произведение.

В поисках последовательности школьного анализа стихотворения «Смерть поэта», которое представляет собой «удивительный сплав элегии и сатиры», нельзя не обратить внимания на внешнюю графику стихотворения, то есть на его неравновеликие части, которые отделяются друг от друга пробелами, а заключительная часть – «прибавление» в разных изданиях отделяется от основной части либо звёздочкой, либо линейкой.

Всё стихотворение состоит из графически выделенных шести частей, каждая из которых неравноценна по количеству включенных в неё стихов: в первой части — двадцать стихов, во второй — тринадцать, в третьей — пять, в четвёртой — шесть, в пятой — двенадцать стихов. Все эти части и составили текст стихотворения, написанного 28 февраля 1837 года, когда Пушкин был ещё жив, но Петербург был уже полон слухами о смерти поэта. Наконец, «прибавление», созданное Лермонтовым 7 февраля 1837 года, состоит из шестнадцати стихов.

Перечитывание первой части сопровождается вопросом, какими чувствами пронизаны размышления автора о смерти Пушкина. В этой части стихотворения чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением виновников гибели поэта. Интонационно-синтаксический анализ первой части стихотворения позволит сосредоточить внимание на её жанровых особенностях, подчеркнуть свойственное её стилистике ораторское начало.

Первая часть «Смерти поэта» представляет собой строго организованный четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой, разнообразный по своему интонационно-мелодическому рисунку. Речевой период включает в свой состав
три восклицательных, два вопросительных и одно повествовательное предложение.

Интонационный строй этой части стихотворения обогащают и так называемые неконечные восклицательный и вопросительный знаки, которые относятся к отдельным частям предложения («Погиб поэт!», «Убит:», «Что ж?»). Экспрессия восклицания, преобладающая в первых трёх четверостишиях периода, ёмко
передаёт глубокую взволнованность поэта в связи с трагической утратой. Интонация вопрошания, властно вторгающаяся в третью и четвёртую строфы, адресована гонителям поэта и пронизана нотами обличения, негодования.

Заключительная строфа первой части стихотворения, начинающаяся вопросом «Что ж?», характеризуется снижением интонации, носит повествовательно-описательный характер. В ней тесно соединяются мотивы невозвратимой утраты и скорби. Завершённость и цельность речевому периоду сообщает смысловая перекличка начальной и конечной строфы (кольцевая композиция). Ораторская интонация всей первой части тесно связана не только с синтаксическими началами, но и с началами лексическими.

Обращаясь к мотивам гибели поэта, школьники назовут синонимические глаголы, которыми насыщен весь речевой период: «погиб», «пал», «убит» (нельзя не обратить внимания на контактный повтор слова «убит», который в обоих случаях сопровождается восклицательным знаком), «угас», «увял». Глаголы с приставкой «у» («угас», «увял»), заключающие этот ряд и обозначающие полноту проявления действия, являются частью запоминающихся метафор:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Нет сомнений, что опираясь только на текст первой части стихотворения, обратим внимание на эпитеты «дивный гений», «свободный, смелый дар», «гордой головой» И на слова «восстал он против мнений света», в которых содержится оценка Пушкина, поэта и человека, и которые найдут развитие в последующих частях стихотворения.

Дополняют облик поэта и слова «невольник чести», заимствованные Лермонтовым из I части пушкинской поэмы «Кавказский пленник», не лишённой автобиографических черт:
Невольник чести беспощадной,
Вблизи видал он свой конец,
На поединках твёрдый, хладный,
Встречая гибельный свинец.

Если первый речевой период. судя по черновому автографу, был написан почти без исправлений (внесены исправления лишь в 15-й и 19-й стихи), то второй период, состоящий из тринадцати стихов, подвергся значительной правке, особенно второе четверостишие. автограф которого затруднителен для чтения. И это даёт основание предполагать, что, кроме известного чернового автографа, возможно, существовал и несохранившийся автограф, который и переписывался «в десятках тысяч экземплярах».

Вторая часть стихотворения написана тем же энергичным четырёхстопным ямбом, что и первая, но в систему рифмовки вносятся изменения: наряду с перекрёстной рифмой появляются смежная и охватная. Первые четыре стиха воссоздают картину дуэли.

Последующие девять стихов, начинающиеся вопросительным предложением «И что за диво?», содержат уничтожающую характеристику убийцы. Внимание учеников сосредоточится на оппозиции местоимений «нам», «нашей», В которых автор стихотворения объединяет себя с теми, кому дорог поэт, олицетворяющий русскую славу, и трижды повторенного местоимения «он», обозначающего равнодушного иноземца. Экспрессия восклицания второго речевого периода, передающая негодование поэта, подчёркнута и общим лексическим строем, и повторением отрицательных глаголов в начале стихотворных строк: «Не мог щадить … », «Не мог понять … ».

В пятой части стихотворения трудно пройти мимо противопоставления местоимений они — он. Особенностью лирики как рода литературы является высокая значимость номинаций-местоимений, которые вытесняют в
стихотворении имена собственные. Герои лирического сюжета, как правило, упоминаются именно в местоимениях.

В стихотворении «Смерть поэта» ни разу не названо имя Пушкина. И даже в заглавии стихотворения его имя не упоминается, но читатель, зная обстоятельства жизни поэта, понимает, что стихотворение посвящено именно Пушкину.

Последняя часть стихотворения, знаменитое «прибавление», была написана 7 февраля 1837 года в ответ на суждения тех, кто оправдывал убийцу Пушкина.

Насыщенность заключительных строк восклицательными предложениями не
только усиливает обличительное начало, свойственное стихотворению: в этой его части «обвинение вырастает в проклятие».

Начальные четыре стиха заключительной части «Смерти поэта», представляющие собой усложнённое обращение, заставляют вспомнить слова из стихотворения Пушкина «Моя родословная» — «Родов дряхлеющий обломок/ (И, по несчастью, не один), / Бояр старинных я потомок». Лермонтов не только заимствует пушкинскую метафору «обломки … родов», но и сохраняет рифму «обломки — потомки», используя рифмующиеся существительные во
множественном числе, а не в единственном, как у Пушкина.

Резкость обличительной позиции поэта подчёркнута в заключительных стихах сложной сменой ритма, взволнованным, «прерывающимся синтаксисом преобладающих в этой части восклицательных предложений, пронзительной лексикой и ёмкими словосочетаниями («жадною толпой», «таитесь», «злословье»), контрастным сопоставлением («чёрная кровь» — «праведная кровь»).

Своеобразным авторским комментарием к стихотворению, в том числе к его заключительной части, является «Объяснение корнета лейб-гвардии
Гусарского полка Лермонтова», написанное между 19 и 23 февраля, в котором поэт, имея в виду гонителей Пушкина, подчёркивал: «Невольное, но сильное негодование вспыхнуло во мне против этих людей, которые нападали на человека, уже сражённого рукой Божией, не сделавшего им никакого зла и некогда ими восхваляемого … ».

0 / 5. 0