Анализ поэмы «Оза. Вечная тема любви в поэме Гянджеви Низами “Лейли и Меджнун”

Сотникова Анастасия, ученица 9-В класса

Размышления о любви в поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема любви в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Пушкин – спутник многих поколений без малого почти два столетия. К его имени слух привыкает с детства. О нём говорят – « Мой Пушкин ». В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту.

В памяти каждого из нас живёт, взаимодействуют, изменяются, становятся более сложными или же вытесняются, стираются герои произведений А.С.Пушкина. Повзрослев, мы по-новому смотрим на поэтическое творчество поэта, замечаем в нём многое, до сего времени оставшееся вне поля зрения. Вступая в мир пушкинских поэм, открываешь для себя новых героев, новые проблемы.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

С этими словами мы входим в царство легкокрылого амура, шаловливого Бога любви. Поэма « Руслан и Людмила » дышит атмосферой любовной лиры, ухаживания, соперничества, ревности, томления.

На первом плане, в качестве главных персонажей выступают: героиня поэмы Людмила и четверо молодых витязей, влюблённых в неё и борющихся за обладание её сердцем и рукою.Людмила – княжна, воспитана в роскоши и неге, молоденькая красавица. Её интересуют наряды, зеркала, любовные переживания. Она кокетлива, жизнерадостна, в самые трагические моменты остаётся несерьёзной, легко переживает трагедию в неведении её ужаса. Сущность её натуры исчерпывается сжатой характеристикой, данной в следующих стихах поэта:

Ах, как мила моя княжна!

Мне нрав её всего дороже:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена…так что же?

Ещё милее тем она.

Из четырёх искателей любви и руки Людмилы счастье выпадает на долю героя поэмы Руслана. Он вполне достоин счастья. Смелый, неукротимый в бою витязь, беспощадный к врагу, великодушный к побеждённому, незлопамятный, признательный за добро, верный в дружбе, постоянный в любви, серьёзно и глубоко чувствующий, романтик, верующий в торжество добра идеалист, щедрая широкая натура – таков Руслан.

Его главный и наиболее опасный противник Рогдай, такой же отважный витязь « воитель смелый », но по натуре являющийся полной его противоположностью. Он эгоистичен, завистлив, зол. Его страсть носит тяжёлый, угрюмо – ревнивый характер. Для достижения цели он не остановится ни перед какой жестокостью. Он злопамятен и мстителен: « Убью!.. преграды все разрушу…Руслан, узнаешь ты меня!.. Теперь – то девица поплачет…». В отличие от светлого Руслана, который даже в переживаниях сохраняет душевную ясность, сердце которого всегда открыто добру. Рогдай - « пасмурный витязь », одержимый злым духом: « Злой дух тревожил и смущал его тоскующую душу ». В его тоскующей душе нет веры в правду и добро жизни, и тоска его – не ясная грусть надежды, а мрачная скорбь глубокого разочарования, демонической непримиримости, возмущения, мстительного бунтарства. Его веселят внушения дьявольских сил в лице злой колдуньи Наины:

«Ты там найдёшь его », - сказала.

Рогдай весельем закипел

И к верной смерти полетел.

Кроме Руслана и Рогдая на турнире в честь красавицы Людмилы участвуют ещё двое. Совсем не рыцарская фигура хвастуна Фарлафа, трусливого, как заяц, и, как кошка шкодливого. Это комический персонаж, прикрывающий безграничную трусость хвастливой крикливостью и нахальным враньём о небывалых подвигах. И любовь его трусливая: не только жизнью, хорошим завтраком не пожертвует он ради неё. Этот « крикун надменный в пирах никем не побеждённый, но воин скромный средь мечей », в ту пору как другие витязи бьются за Людмилу, ежечасно рискуя жизнью, отсиживается « в своём наследственном селенье », « Сердечно позабыв о славе и даже о княжне младой », готовясь предательским убийством из – за угла перехватить в свои руки освобождённую чужими руками героиню. Смех и презрение вызывает к себе этот трус.

Не чета Фарлафу четвёртый, и последний, претендент на любовь Людмилы – « младой хазарский хан Ратмир ». В смелости и отваге он не уступает Руслану и Рогдаю. Столь же пылок он и в любви. Но он лишён их серьёзности. И битва, и любовь для него весёлая игра, забава. Как на беспечную забаву выезжает он на поиски похищенной Людмилы:

Хазарский хан, в уме своём

Уже Людмилу обнимая,

Едва не пляшет над седлом;

В нём кровь играет молодая…

Читатель не ждёт от него настойчивости, упорства, терпения, постоянства: он забавляется игрой, и как только она перестаёт его забавлять, он её бросит. Ровно на один день хватило ему скачки за Людмилой, а вечером он уже увлёкся новой забавой в замке двенадцати прелестниц, чтобы потом и их покинуть для « милой пастушки ». Он уверяет Руслана:

Я всё забыл, товарищ милый,

Всё, даже прелести Людмилы.

Беспечный, ветреный, непостоянный, Ратмир добр, мягок душой, чувствителен, склонен к мирным наслаждениям дружбы и любви на лоне природы. Он не создан для бранных потех и светской суеты, и если забавляется ими, то лишь отдавая дань молодости.

Любовь является движущей пружиной всех персонажей поэмы, ею определяется весь жизненный путь и судьба. Даже фантастические персонажи, сказочные образы волшебников, злых и добрых колдунов и колдуний приводятся в движение любовной страстью.

Таков добрый волшебник поэмы Финн, « любви искатель жадный », сначала « пастух », обитатель мирных дубрав и полей, под влиянием неудачной любви к гордой сельской красавице покидающей сельский уют, чтобы забыться в шуме битв; он возвращается, прославленный воинскими подвигами, знаменитым и богатым, надеясь теперь добиться успеха у гордой красавицы, и, снова, отвергнутый, уходит к « седым колдунам », чтобы овладеть их мудростью «и в гордом сердце девы хладной любовь волшебствами зажечь ». Он достигает цели, но к этому моменту гордая дева стала безобразной старухой, от которой Финн бежит в ужасе. « С этих пор, - говорит он, - живу в моём уединенье с разочарованной душой, и в мире старцу утешенье природа, мудрость и покой ». Таким образом, добрый волшебник является умудрённым бурями любви, разочаровавшимся в ней отшельником, другом природы и познания её тайн.

Те же перипетии любви сделали колдуньей и предмет любви Финна, гордую красавицу Наину. Отвергнувши любовь Финна в молодости, она вспыхнула к нему старостью, когда стала ужасной старухой, и теперь, в свою очередь отвергнутая, вспыхивает яростной злобой, становится злой колдуньей, завистливо стремящейся разрушать, где только можно, счастливую любовь. Таким образом, злая колдунья – это просто озлобленная старая дева, для которой единственная радость – отравить и разбить счастливую любовь.

Любовной страстью движется и третий сказочный персонаж поэмы – « волшебник страшный Черномор, красавиц давний похититель, полнощных обладатель гор ». Рождённый безобразным карликом, он является завистливым и злым сластолюбцем, который пользуется чернокнижной мудростью, чтобы губить своих соперников и похищать красавиц. Это безобразный старик, владелец богатого, поражающего сказочной роскошью замка, окружённый исполняющими все его прихоти рабами, хилый сладострастник. Он сродни колдунье Наине. В этом смысле, что он такой же разрушитель счастливой любви, как и она.

Таким образом, все фантастические персонажи колдунов и колдуний интерпретируются как вышедшие в тираж любовной игры старики, состоящие в отставке у любви.

В « Руслане и Людмиле »чувствуется влияние русской сказки, фантастики Жуковского, это поток живых впечатлений автора от реальной русской действительности. Традиционные образы и сюжеты наполняются схваченным с натуры содержанием, получают оригинальный, полный жизни характер. В этом собственно и заключается настоящая прелесть и подлинная значимость поэмы.

(Сотникова Анастасия, ученица 9-В класса)

Тема любви в творчестве В. Маяковского. В. Маяковский - поэт гениальный. Его наследие многотемно и многожанрово, и поэтому обидно, что кто-то воспринимает Маяковского только как поэта-агитатора или поэта-сатирика. Творчество этого человека было целостным, оно было неотъемлемо от его жизни.
Тема любви никогда не была чужда Маяковскому, поскольку это чувство пронизывало насквозь его бурную и беспокойную жизнь. Но поэт, утверждая, что “любовь - это сердце всего”, всегда был против опошления этой темы как в жизни, так и в искусстве, он высмеивал тех, кто “выпячивают, рифмами пиликая, и любвей и соловьев какое-то варево”. Это глубокое человеческое чувство Маяковский никогда не ограничивал тесными рамками эгоистичного Я, любовью в его творчестве раздвинута до горизонтов всей земли, космоса, даже если она неразделенная, несчастливая:
…любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчете - и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Ты посмотри, какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью;
В такие вот часы встаешь и говориш векам, истории и мирозданью.
Быт, обывательская среда - главные враги всех человеческих чувств и любви в том числе. В обстановке равно-
цветет и скукожится”, да и “между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва”. Очень верно написал о поэте Евгений Евтушенко: “Маяковский выдернул любовь из альковов… и понес ее, как усталого обманутого ребенка, в своих громадных руках, оплетенных вздувшимися от напряжения жилами, навстречу ненавистной и родной ему улице”.
Произведения Маяковского, посвященные Л. Брик, раскрывают перед нами всю глубину и силу чувств поэта, который “душу цветущую любовью выжег”, которому “кроме любви твоей… нету моря”, “кроме любви твоей… нету солнца” и “ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени”. Чувства поэта огромны, сильны - это и “громада-любовь” и “громада-ненависть”. И в то же время - бесконечная трепетность отношений:
Дай хоть
последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.
Ради любви Маяковский готов принести в жертву всю свою жизнь, поскольку уверен, что “каждый за женщину платит”. Но оплата эта совершается не деньгами, не вещами и даже не всегда - временем, а душой, сердцем, часто - непереносимой мукой, страданием.
Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои - радугой судорог.
Маяковский считал, что грубость, пошлость, лицемерие окружающего мира способны извратить чувства человека, погубить их даже в самый момент зарождения. Именно поэтому он ненавидел и активно боролся с обывательским миром, безжалостно бичуя и высмеивая все его несовершенство. И в то же время этот замечательный поэт верил, что настоящая любовь - бесконечно сильна, всемогуща, ее не могут испугать ни быт, ни обиды, непонимание, она способна постоять за себя, потому что это не эгоистичное чувство, а дар, жертва другому, близкому и дорогому для тебя человеку.
Может быть, от дней этих,
жутких, как штыков острия,
когда столетия выбелят бороду,
останемся только ты
и я,
бросающийся за тобой от города к городу.

Маяковский - великий поэт трагической любви. Любовная линия в его лирике включается в социальную коллизию эпохи. Для произведений Маяковского, посвященных теме любви, характерна эпическая масштабность лирических ситуаций.
Одна из вечных тем в литературе - тема любви - проходит через все его творчество. «Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем», - писал поэт в письме к Л. Брик. В этих строках - вся жизнь Маяковского, со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя.

О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие поэмы, как «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек», «Люблю», «Про это».
В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три любовных увлечения оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии. Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии «Облака в штанах».
Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же, показательным для этих отношений может быть стихотворение «Лиличка!» Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело с заглавием-посвящением «Лиличке» только в 1934 году.

Маяковский и Татьяна Яковлева сразу влюбились друг в друга. С первого же дня их знакомства возник новый «пожар сердца», и засветилась «лирики лента» новой любви. Это сразу увидели и поняли те, кто был близок Маяковскому и кто был прямым свидетелем этого события. За месяц их знакомства Маяковский написал два стихотворения, посвященных Т. А. Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Это были первые любовные послания (с 1915 года), посвященные не Лиле Юрьевне Брик. Оба эти стихотворения (и «Письмо товарищу Кострову...», и «Письмо Татьяне Яковлевой») о любви, но сравнивая их, понимаешь, насколько они различны, хотя и написаны приблизительно в один период. Если первое носит более глобальный, даже, где-то, философский характер, то второе - более личное.



Откроем поэму «Облако в штанах» (1914 г.), и нас сразу, с первых строк, охватывает тревожное чувство большой и страстной любви. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме.
Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь. И Маяковский восклицает:
«Любить нельзя!» Но не любить он не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разрывают муки любви.

В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю» (1922г.), «Про это» (1923 г.). Поэма «Люблю» - это лирико-философское размышление о любви, о ее сущности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь истинную, страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Вообще «Люблю» - самая светлая поэма В. В. Маяковского, полная любви и жизнерадостности. В ней нет места мрачным настроениям. Этим она, пожалуй, сильно отличается от всех других произведений поэта.
Но уже в поэме «Про это» лирический герой предстает перед читателями опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не коснулись.
Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то, что в поэме «Про это» ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, - несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. После появления поэмы «Про это» Маяковского стали обвинять в «субъективистском погружении в мир индивидуальных чувств и переживаний». Поэма «Про это» не могла не получить самую отрицательную оценку на страницах пролеткультовских изданий. Пролеткультовские теоретики видели в лирике лишь «пережиток буржуазного индивидуалистического искусства». Они утверждали, что их интересует не отдельная личность, а «черты, общие миллионам».
Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. «Как-нибудь один живи и грейся», - пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этих словах, горечи, которую в полной мере испил Маяковский. Но он не мог согласиться с несбыточностью любви, ее запредельностью.
В любовной лирике поэта встречаются и строки, которые, казалось бы, отрицают и высмеивают это чувство. «Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств...». Скорее всего, в этих и подобных строках речь идет не об отрицании любви и любовной лирики, - это выступление против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, обыденности и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне кажется, на утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к искренним отношениям.
Личное и поэтическое у Маяковского не существуют сами по себе, они тесно связаны, переплетены, одно переходит в другую. Поэзия делается из простой, реальной жизни, в самой этой жизни существует, из нее рождается.
Как бы драматично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни.

Эта поэма является вершиной лирики прославленного азербайджанского поэта средних веков – Гянджеви Низами. Он, как и другие его современники мусульманского восточного ренессанса – Хайям, Рудаки, Фирдоуси, был не только поэтом, а и философом, астрономом, математиком, физиком, географом. Эти знания Низами использовал в своем творчестве. Поэма “Лейли и Меджнун” – гимн чистой и величественной любви, которая является основой счастливой жизни на земле. Это произведение было заказано поэту ширван – шахом Ахсатаном как стихотворная обработка персидским языком старой арабской легенды о волшебной любви юноши Кейса к девушке Лейли, которая стала трагической для них обоих. Низами творчески подошел к написанию поэмы, изменив некоторые детали, не повторяя предшественников.

Но не это стало определяющим, а сама трактовка любви как идеального чувства. В поэме мы видим, что оно дано не каждому, что это – большой дар судьбы: “И не постигли их товарищи Науки счастья, страсти души”. Любовь становится для Меджнуна всем – даже самой жизнью. И это непонятное для других великое чувство делает Меджнуна в глазах других сумасшедшим. Отец Меджнуна – очень зажиточный человек, казалось, неравенство в происхождении и богатстве не является препятствием.

Но суровые законы жизни кочевников-арабов, понятие о чести, сдержанности и своеобразном кодексе поведения юноши идут вразрез с поведением Меджнуна-Поэта. Поэтому и отец Лейли отвечает отказом сватам Меджнуна. Поражает своими чувствами письмо Лейли к Меджнуну, насыщенное сравнениями и образами, присущими восточной поэзии. Из него мы узнаем о силе, глубине чувств Лейли, ее человечности, глубокой печали, когда умер отец Меджнуна. Благородством чувства пронизано и письмо – ответ Меджнуна:

Любовь без отклика, любовь грустная Не стоит и наименьшего зерна. Пусть будет так. В крови душа моя, А ты живешь – а тем и счастлив я.

Кажется, Лейли и Меджнун могут быть счастливыми, исчезают препятствия на их пути. Но огонь страсти, напряженность и страдания, которые им пришлось пережить, преждевременно сводят Лейлу в могилу, а Меджнуна – с ума. Так судьба и жизненные обстоятельства решают судьбу великого чувства. Но строки поэмы:
Не властны над любовью смерть и время.

И расстояния нет между нами

Свидетельствуют о всепобеждающей силе любви, над которой не властна даже смерть.

(No Ratings Yet)

Вечная тема любви в поэме Гянджеви Низами “Лейли и Меджнун”

Другие сочинения по теме:

  1. В Аравии живет удачливый, гостеприимный, щедрый к беднякам властитель племени Амир. Он “славен, словно халиф”, но подобен “свече без света”,...
  2. Настоящим открытием для меня в этом году стало знакомство с произведениями персидского ученого Омара Хайяма и азербайджанского мыслителя и поэта...
  3. Драматургия Карпенка-Карого разнообразна по тематике, жанрами, образами… В многогранных характерах он отобразил интересы, стремление разных социальных слоев украинского общества: капитала,...
  4. Ни одного большого художника не обошла любовь. Да и разве только художника? Человеку вообще свойственно любить. А любовь – это...
  5. Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и...
  6. В русской литературе XX ст. Бунину принадлежит выдающееся место. Он был замечательным прозаиком и утонченным лириком. Гибель дворянских усадьб, распад...
  7. Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви...
  8. Тема любви традиционна для мировой литературы, в частности, для литературы русской это одна из “вечных” этических проблем нашего мира. Все...
  9. Двигаясь от романтизма к реализму, любовная лирика Пушкина изменяется, возможно, медленнее, чем лирика другой тематики. Конечно, до 1826 года из...
  10. От времени создания трагедии В. Шекспира “Ромео и Джульетта” прошло не одно столетие, но до этого времени зрители волнуются, следя...
  11. Тема: Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. Тема любви своеобразно преломилась в творчестве Некрасова,...
  12. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  13. Со стародавних времен и до наших дней ничто не будоражит умы писателей и поэтов так, как тема любви. Она является...

Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии XX века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства:

«Кроме любви твоей

мне нету солнца»

(«Лилечке»),

огнем обвит

на несгорающем костре

немыслимой любви»

(«Человек»)

Лирический герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению и очень одинок. Его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают («Скрипка и немножко нервно», «Я»). В стихотворении «Дешевая распродажа» поэт говорит, что готов отдать все на свете за №единственное слово, ласковое, человечье». Чем же вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. В стихотворении «Лиличка (вместо письма)» и поэме «Облако в штанах» мотив неразделенной любви является ведущим («Завтра ты забудешь, что я тебя короновал», «Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг»). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а «облаком в штанах»:

Меня сейчас узнать не могли бы

жилистая громадина

корчится…

Но возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:

Знаете –

Я выхожу замуж.

Такой огромной силы любовь не нужна ей! Она холодна и иронична. И он превращается в проснувшийся вулкан:

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца.

Скажите сестрам, Люде и Оле, -

Ему уже некуда деться.

В поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика «долой»:

Долой вашу любовь!

Долой ваше искусство!

Долой ваше государство

Долой вашу религию!

Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью с тому миру и тому строю, где все покупается и продается.

В письме к Л.Ю. Брик Маяковский писал: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все пр. Любовь – это сердце всего. Ели она прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Именно такое, любящее и потому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в поэзии Маяковского. Говорить о любви для поэта значит – говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Легкость решения этого вопроса Маяковского не устраивала. Он и в этом случае руководствовался требованиями, предъявляемыми к себе и к окружающим. Ведь он знал, что «любовь не становить никаким «должен», никаким «нельзя» - только свободным соревнованием со всем миром».

Что может позволить выйти в этом соревновании победителем? Для Маяковского чувство, соединяющее двоих, не изолирует их от мира. Чувство, заставляющее человека замыкаться в узеньком мирке («в квартирном маленьком мирке»), неотъемлемо для него от ненавистного ему старья. Любящее сердце вмещает в себя весь мир. Утверждаемый поэтом идеал высокой любви осуществим лишь в светлом будущем. И задача поэзии в этом случае – ускорить путь в грядущее, преодолев «будничную чушь».

Интересно сопоставить два стихотворения, навеянных сильным и глубоким чувством к Татьяне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Перовое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе – не предназначавшееся для печати – передано из рук в руки любимой женщине.

В первом из этих «писем» Маяковский размышляет не просто о любви – о ее сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь – чувство, перестраивающее человека, созидающее его заново. Поэт избегает в своем разговоре отвлеченности. Назван по имени адресат «Письма…», в текст введена та, которая вызвала эту бурю в сердце, к которой обращен этот поэтический монолог. И в самом стихотворении рассыпано множество подробностей, деталей, не позволяющих стиху унестись в туманные выси. Его любовь - «человеческая, простая», да и поэтическое вдохновение проявляется в самой что ни на есть будничной обстановке:

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

стишки пишу

в записную книжицу.

Простое земное чувство противопоставляется той «прохожей паре чувств», что названа «дрянью». Поэт говорит о том, что возвышает человека - о стихии,

подступают в ропоте

обладающей целительной силой. И опять-таки используемые им поэтические метафоры способствуют буквально материализации понятий. Произнесенное здесь имя гениального Коперника дает представление о масштабах чувства, о котором идет речь.

Привычное в поэзии, когда речь заходит о любви, противопоставление земного и небесного, будничного и возвышенного – не для Маяковского. Он начинал (в поэме «Облако в штанах») с решительного протеста против возникавших в таких случаях сладкоголосых песнопений, со слов вызывающе откровенных:

поэт сонеты поет Тиане,

весь из мяса, человек весь –

тело твое просто прошу,

как просят христиане –

«Хлеб наш насущный –

даждь нам днесь».

Необходимость в резко выраженном противопоставлении своих представлений о любви, которая равнозначна самой жизни, исчезает. Нет нужды противопоставлять обычное, земное прекрасному, высокому. Любовь дает возможность ощутить их единство, поэзия – обнаружить его, выразить и закрепить словом.

В «Письме… Кострову» размышления о сущности любви разворачиваются с замечательной логичностью, выстраивается система аргументов, достаточная для того, чтобы разговор о любви смог обрести общественный характер. Слово, вырвавшееся из сердца влюбленного способно «подымать, / и вести,/ и влечь,// которые глазом ослабли».

В «Письме Татьяне Яковлевой» та же тема представлена с иной, драматической, стороны. Трудно разобраться в том, почему взаимная любовь не смогла принести счастья влюбленным. По-видимому, ему помешало чувство ревности, которое поэт обещает усмирить.

И здесь тема любви не может получить счастливого разрешения. Оно переносится в неопределенное будущее, связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе:

Я все равно

когда-нибудь возьму –

или вдвоем с Парижем.

А в настоящем – так и не преодоленное одиночество.

Маяковский и в этом стихотворении использует излюбленный жанр – монолог, обращенный к конкретному лицу. Это сообщает стиху доверительность, придает сказанному глубоко личный характер. Вместе с тем рамки мира, открывающегося в адресованном любимой женщине послании, чрезвычайно широки. Это относится и к пространственным (от Москвы до Парижа), и к временным (время революции и Гражданской войны – сегодняшний день – будущее, связываемое с приходом революции в Париж) границам. Свойственная открывающим стихотворение строкам предельная откровенность подкрепляется далее словами о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти» - письмо наполняется силой интимного чувства. И оно постоянно переводится в социальный план. Поэтому, когда герой восклицает:

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Слова о будущем торжестве революции становятся логическим завершением стихотворения.

«Громада любовь» - вот словосочетание, которое лучше других способно выразить чувство, лежащее в основе стихотворения.

Подводя итог сказанному, заметим, что Маяковский предпочитает лирическому самовыражению желание убедить, утвердить свою позицию, свои представления о мире, о месте человека в нем, о счастье. Отсюда его ориентация на разговорную (часто – ораторскую) речь. Идя от настоящего, поэт стремится в светлое будущее. Это определяет пафос его стихотворений.

Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». И хотя в этом есть своя правда, сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам было бы неверно, так как в ней присутствует и интимные любовные признания, и трагический крик, и чувство грусти, и философские раздумья о любви. Иными словами поэзия Маяковского многообразна и многокрасочна.