Альтернатива произношение твердое или мягкое. Произношение согласных звуков: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие согласные

В произношении ряда слов возникают трудности из-за неразличения в печатном тексте букв е и ё , так как для их обозначения употребляется только один графический символ – е . Такое положение приводит к искажению фонетического облика слова, служит причиной частых произносительных ошибок. Нужно запомнить два ряда слов:

1)с буквой е и звуком ["э ]: афе ра, бытие , житие , гренаде р, опе ка, осе длый, недоуме нный, иноплеме нный, же ноненавистник;

2) с буквой ё и звуком ["о ]: безнадё жный, платежё способный, манё вры, белё сый, блё клый, жё лчный, жё лчь (вариант – же лчь), одноимё нный.

В некоторых парах слов различное значение сопровождается разным звучанием ударного гласного: исте кший (срок) – но: истё кший (кровью), кричит как оглаше нный – но: указ, оглашё нный утром и т.п.

Некоторые трудные случаи произношения согласных звуков

1. По старомосковским нормам орфографическое сочетание -чн- всегда должно было произноситься как [шн ] в словах: булочная , нарочно , копеечный , пустячный , сливочный , яблочный и под. В настоящее время произношение сохранилось лишь в некоторых словах: конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, девичник . В подавляющем большинстве других слов произносится [чн], как и пишется: игрушечный, сливочный, яблочный, мучной, закусочная, рюмочная и т.д.

Произношение [шн ] сохранилось сегодня также в женских отчествах, оканчивающихся на –ична: Никитична , Ильинична и т.п..

По старомосковским нормам сочетание -чт- произносилось как [шт] в слове что и в словах, производных от него: ничто, кое-что и др: в настоящее время это правило сохраняется (за исключением слова нечто [чт]). Во всех остальных словах орфографическое -чт- произносится всегда как [чт]: почта, мечта, мачта .

2. В словах мужчина, перебежчик на месте жч , в форме сравнительной степени наречий жёстче, хлёстче хлестче ) на месте стч , а также на месте сочетаний зч и сч заказчик, песчаник, хозрасчёт и др. произносится [щ ]: му[щ]ина, перебе[щ]ик, жё[щ]е и т.д.



3. При скоплении нескольких согласных в некоторых словах один из них не произносится: уча[с"н"]ик, ве[с"н"]ик по[зн]о, пра[зн]ик, сове[с"л"]ивый, максимали[сс]кий и т.п..

4. Твердые согласные перед мягкими согласными могут смягчаться:

а) обязательно смягчается н перед мягкими з и с : лице[н"з"]ия, прете[н"з"]ия;

б) н перед мягким т и д смягчается: а["н"т"]ичный, ка[н"д"]идат.

Произношение заимствованных слов

Многие заимствованные слова имеют орфоэпические особенности, о которых необходимо помнить.

1. В некоторых словах иноязычного происхождения на месте безударного о произносится звук [о]: бомонд, трио, боа, какао, биостимулятор, вето, брутто, нетто, авизо, оазис, реноме. Произношение слов поэзия, кредо и др. с безударным [о] факультативно. Иноязычные по происхождению имена собственные также сохраняют безударное [о] как вариант литературного произношения: Шопен, Вольтер, Сакраменто и др.

2. В некоторых заимствованных словах после гласных и в начале слова звучит достаточно отчетливо безударное [э]: эгида, эволюция, дуэлянт и др.

3. В устной речи определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой е: т[эм]п или [т"э]мп? бас[сэ]йн или бас[с"э]йн? В одних случаях произносится мягкий согласный.

Мягкое произнесение:

В других случаях перед е произносится твердый согласный.

Твердое произнесение:

4. В настоящее время наблюдаются колебания в произношении слов:

6. В заимствованных словах с двумя (и более) е нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость перед е: гене зис [г"энэ], реле [рэл"э]и др.

7. Твердый [ш ] произносится в словах парашю т [шу], брошю ра [шу]. В слове жюри произносится мягкий шипящий [ж" ]. Так же мягко произносятся имена Жюльен, Жюль .

8. При произнесении некоторых слов иногда появляются ошибочные лишние согласные или гласные звуки. Следует произносить:

инцидент, не инци[н]дент;

прецедент, не преце[н]дент;

компрометировать, не компроме[н]тировать;

конкурентоспособный, не конкурент[н]оспособный;

чрезвычайный, не ч[е]резвычайный;

учреждение, не уч[е]реждение;

будущий, не буду[ю]щий;

жаждущий, не жажда[ю]щий

Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения.

Целесообразно указать, что акцентологическую норму мы рассматриваем как разновидность орфоэпической.

Русская орфоэпия (совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая сохранение единообразия звукового оформления слов) включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.

Правильное произношение является таким же обязательным признаком образованного человека, как и орфографическая грамотность.

Произношение согласных перед Е

1. Определенного рода трудности могут возникнуть при произношении в иноязычных словах согласных перед Е.

Некоторые книжные слова и слова терминологического характера произносятся с твердым согласным перед Е: ин[тэ]рвъю, тон[нэ]лъ, син[тэ]з, [тэ]ст, [мэнэ]джер, [тэ]зис, кок\тэ\йль.

В современном русском языке основная тенденция произношения заимствованных слов заключается в переходе от твердого варианта произношения к мягкому. Некоторые слова, которые раньше произносились только твердо, сейчас допускают и мягкое произношение: артерия, водевиль, девальвация, дедукция, дезодорант, демонтаж, критерий, пантера.

2. В качестве правила следует запомнить: во всех заимствованных словах звуки [к], [г], [х] и [л] перед Е смягчаются по законам русской фонетики: \к"е\кс, с[х"е\ма, [г"е\незис, суф[л"е], ба[г"е]т. В большинстве случаев мягкое произношение согласных становится основным, а вариант с твердым произношением устаревает и характеризуется словарями как допустимый, например: агрессия [р"е и доп. рэ], декан [д"е и доп.дэ], депрессия [д"е, р"е и доп. дэ, рэ], дефис [д"е и доп. дэ], конгресс [р"еи доп. рэ], прогресс [р"е и доп.рэ], экспресс [р"е и доп. рэ].

Следует особо отметить произношения сложносокращенных слов (аббревиатуры): они произносятся так, как произносятся названия букв, составляющих их: НДС [эн дэ эс], ФСБ [эф эс бэ], ФРГ [фэ эр гэ], СНГ [эс эн гэ]. Правильно следует произносить имена собственные: Лодейное Поле (районный центр Ленинградской области) [д] произносится мягко Ло[д"е\йное, а не [дэ];

О[д "е]сса, а не О[дэ]сса, как иногда слышим.

Однако многие иностранные имена и фамилии, а также географические названия произносим с твердым согласным: \Дэ]карт, Волъ[тэ]р, Гё[тэ], Ма[нэ\, Ро[дэ]н, Ба[дэ]н-Ба[дэ]н, Манхэт[тэ]н и др. Норма в отношении заимствованных имен сложилась еще в XIX веке и связана с привычкой произносить имена собственные так, как они звучат в языке-оригинале.


3. Необходимо различать звуки [э] и [о] после мягких согласных.

Следует запомнить:

1) только [э] произносится в словах: афе ра, бытие , иноплеме нный, исте кший, опе ка и др.;

2) только [о] произносится в словах: затë кший, новорождë нный, остриë , принë сший и др.

Произношение сочетания ЧН

Сочетание ЧН требует особого внимания, т.к. при его произношении часто допускаются ошибки.

В современном русском языке сочетание ЧН произносится в большинстве случаев как [Ч"Н], особенно в словах книжного происхождения:ал[ч"н]ый, анти\ч"н\ый, поро[ч"н\ый, съемо[ч"н]ый, межли[ч"н]остный, командирово[ч"н]ый, матри[ч"н]ый и др.

В некоторых случаях одно и то же слово может произноситься по-разному в зависимости от переносного значения, которое появляется в устойчивых сочетаниях: серде[ч "н]ое заболевание и друг серде[шн]ый, копее[ч "н]ая монета и копее[шн\ая душа.

Еще в начале XX века многие слова с сочетанием [ЧН] произносились с [шн], а не [ч"н]: було[шн]ая, будни[шн]ый, моло[шн\ый, брусни[шн]ый и др., в современном языке такое произношение характеризуется как устарелое или даже просторечное.

Теперь произношение этого сочетания соответствует написанию [ч"н]. Лишь в некоторых словах должно произноситься только [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]\ица, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, оче[шн]ик, горчи[шн]ик, пустя[шн]ый. Такое же произношение сохранено в женских отчествах: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Никити[шн]а, Савви[шн]а, Фомини[шн]а. Это традиционное отступление от общей нормы, которое узаконено словарями, поэтому его следует придерживаться в своей речи.

1. Определенного рода трудности могут возникнуть при произношении в иноязычных словах согласных перед Е.

Некоторые книжные слова и слова терминологического характера произносятся с твердым согласным перед Е: ин[тэ]рвъю, тон[нэ]лъ, син[тэ]з, [тэ]ст, [мэнэ]джер, [тэ]зис, кок\тэ\йль.

В современном русском языке основная тенденция произношения заимствованных слов заключается в переходе от твердого варианта произношения к мягкому. Некоторые слова, которые раньше произносились только твердо, сейчас допускают и мягкое произношение: артерия, водевиль, девальвация, дедукция, дезодорант, демонтаж, критерий, пантера.

2. В качестве правила следует запомнить: во всех заимствованных словах звуки [к], [г], [х] и [л] перед Е смягчаются по законам русской фонетики: \к"е\кс, с[х"е\ма, [г"е\незис, суф[л"е], ба[г"е]т. В большинстве случаев мягкое произношение согласных становится основным, а вариант с твердым произношением устаревает и характеризуется словарями как допустимый, например: агрессия [р"е и доп. рэ], декан [д"е и доп.дэ], депрессия [д"е, р"е и доп. дэ, рэ], дефис [д"е и доп. дэ], конгресс [р"еи доп. рэ], прогресс [р"е и доп.рэ], экспресс [р"е и доп. рэ].

Следует особо отметить произношения сложносокращенных слов (аббревиатуры): они произносятся так, как произносятся названия букв, составляющих их: НДС [эн дэ эс], ФСБ [эф эс бэ], СНГ [эс эн гэ]. Правильно следует произносить имена собственные: Лодейное Поле (районный центр Ленинградской области) [д] произносится мягко Ло[д"е\йное, а не [дэ]; О[д "е]сса, а не О[дэ]сса, как иногда слышим.

Однако многие иностранные имена и фамилии, а также географические названия произносим с твердым согласным: \Дэ]карт, Волъ[тэ]р, Гё[тэ], Ма[нэ\, Ро[дэ]н, Ба[дэ]н-Ба[дэ]н, Манхэт[тэ]н и др. Норма в отношении заимствованных имен сложилась еще в XIX веке и связана с привычкой произносить имена собственные так, как они звучат в языке-оригинале.

3. Необходимо различать звуки [э] и [о] после мягких согласных. Следует запомнить: а) только [э] произносится в словах: афе ра, бытие , иноплеме нный, исте кший, опе ка и др.; б) только [о] произносится в словах: затë кший, новорождë нный, остриë , принë сший и др.

Можно отметить и произносительные варианты: равноправные (беле сый и белë сый, реше тчатый и решë тчатый ), семантические (не бо – нë бо, желе зка – желë зка ), нормативно-хронологические (акуше р – акушë р (устар.), безнадë жный – безнаде жный (устар.) и др.).

Произношение сочетания ЧН. Сочетание ЧН требует особого внимания, т.к. при его произношении часто допускаются ошибки.

В современном русском языке сочетание ЧН произносится в большинстве случаев как [Ч"Н], особенно в словах книжного происхождения:ал[ч"н]ый, анти\ч"н\ый, поро[ч"н\ый, съемо[ч"н]ый, межли[ч"н]остный, командирово[ч"н]ый, матри[ч"н]ый и др.

В некоторых случаях одно и то же слово может произноситься по-разному в зависимости от переносного значения, которое появляется в устойчивых сочетаниях: серде[ч "н]ое заболевание и друг серде[шн]ый, копее[ч "н]ая монета и копее[шн\ая душа.

Еще в начале XX века многие слова с сочетанием [ЧН] произносились с [шн], а не [ч"н]: було[шн]ая, будни[шн]ый, моло[шн\ый, брусни[шн]ый и др., в современном языке такое произношение характеризуется как устарелое или даже просторечное.

Теперь произношение этого сочетания соответствует написанию [ч"н]. Лишь в некоторых словах должно произноситься только [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]\ица, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, оче[шн]ик, горчи[шн]ик, пустя[шн]ый. Такое же произношение сохранено в женских отчествах: Ильини[шн]а, Лукини[шн]а, Никити[шн]а, Савви[шн]а, Фомини[шн]а. Это традиционное отступление от общей нормы, которое узаконено словарями, поэтому его следует придерживаться в своей речи.

Произношение сочетания ЧТ. Сочетание чт обычно произносится так, как пишется, например: мачт а, почт ение, прочт и и др.; но только сочетание [шт] произносится в слове что и его производных (за исключением лексемы нечто ). В слове ничто допускается двоякое произношение.

Произношение двойных согласных. Необходимо правильно произносить двойные согласные в русских и заимствованных словах. Здесь следует придерживаться следующих рекомендаций: 1) двойные согласные в русских словах на стыке морфем обычно сохраняются в произношении, например: безз аботный, вв ерх, конн ый, бесс овестный и т. д.; то же самое в приставочных страдательных причастиях: задуманн ый, исключенн ый, обезвреженн ый и др. В бесприставочных причастиях произносится один звук н : раненн ый в ногу, жаренн ый в масле картофель ; исключение составляют те случаи, когда слова типа купленн ый, брошенн ый, данн ый и др. употребляются в качестве прилагательных; 2) в заимствованных словах и в русских словах, имеющих иноязычные морфемы, двойной согласный обычно произносится долго, если он стоит после ударного слога: вáнн а, кáсс а, гáмм а, капéлл а, мáнн а (небесная) и др. Двойной согласный не произносится в тех случаях, когда он стоит: а) перед ударным слогом: асс амблея, корр еспондент, милл иард, грамм атика, акк редитив ; б) в конце слова: металл , грамм , грипп ; в) перед согласным: групп ка, класс ный, программ ный и др. В некоторых словах допускается вариантное произношение, например: анн алы, анн отация, асс имиляция, дифф узия, касс ета и др.



Произношение гласных и согласных звуков в заимствованных словах. Определенные трудности вызывает произношение гласных и согласных звуков в заимствованных словах: 1) в некоторых словах иноязычного происхождения (в т. ч. в именах собственных) сохраняется безударный звук о , например: вето , кредо , со нет, Фло бер, Зо ля и др.; в то же время в большинстве хорошо освоенных слов наблюдается аканье: ро ман, аро мат, ко мфорт и др. В отдельных случаях допускается вариантное произношение безударного о : во кализм, по эзия и др.; 2) на месте букв э , е после гласных в иноязычных словах произносится звук [э] (без предшествующего [й] ): прое кт, пируэ т, поэ зия, аудие нция и др.; 3) губные согласные перед е в большинстве случаев произносятся мягко (б енгали, б енефис, п елерина, в ельв ет и др.), но в ряде случаев губные перед е остаются твердыми: б ета, бизнесм ен, Карм ен, Шоп ен и др. Зубные согласные т, д, з, с, н, р чаще других сохраняют твердость перед е (ант енна, ген етика, полон ез, фон ема, грот еск, д ет ектив и др.), но только мягкие зубные произносятся перед е в словах: бюллет ень, кларн ет, т енор, фан ера, шин ель, Од есса и др. Во многих словах перед е возможно вариантное (твердое и мягкое) произношение согласных: д екан, прет ензия,т ерапия, т еррор, т рек и др.

Акцентологические нормы (нормы ударения). Ударение – выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью (в чешском языке), длительностью (в новогреческом языке), движением тона (во вьетнамском и других тональных языках). В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона. Во многих языках постановка ударения не вызывает никаких трудностей, т.к. ударение в них фиксированное. В польском, латинском языках ударение падает на предпоследний слог, во французском - на последний; в английском - на первый слог. Русское ударение является разноместным , т. к. может падать на любой слог, например, на первый – пра вило , на второй – стена , на третий – красота и т. д. Разноместность позволяет разграничивать грамматические формы слов: сте ны - стены , ру ки - руки , насы пать - насыпа ть и т.д. Ударение в русском языке может характеризоваться как подвижное и неподвижное. Неподвижным называется такое ударение, которое падает на одну и ту же часть слова: го спиталя, го спиталю, го спиталь, го спиталем, о го спитале - ударение закреплено за корнем; звоню , звони м, звони те, звони шь, звони т, звоня т - ударение закреплено за окончанием. Ударение, меняющее место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным : нача ть, на чал, начала ; прав, пра вы, права ; могу , мо жешь, мо гут; поня ть, по нял, поняла .

В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударения. Существуют, например: 1) равноправные варианты (взаимозаменяемые во всех случаях, независимо от стиля, времени и т. д.): ржа веть и ржаве ть , тво рог и творо г , ба ржа и баржа ; те фтели и тефте ли; одновре менно и одновреме нно и т.д. Таких слов в русском языке около 5000. 2) неравноправные: а) семантические (различаются по значению): острота (лезвия) и остро та (остроумное выражение); тру сить (бояться) - труси ть (бежать); погру женный (помещенный в транспорт) - погруже нный (опущенный в воду); б) стилистические (относятся к разным языковым стилям), в частности книжные и разговорные (балова ть и ба ловать , догово р и до говор ), общеупотребительные и профессиональные (ко мпас и компа с , и скра и искра , а томный и ато мный; возбуждено и возбу ждено ); в) нормативно-хронологические (проявляются во времени их употребления), например современные и устаревшие: апартаме нты и апарта менты , украи нский и укра инский .

Определенную трудность представляет постановка ударения в производных формах слов. Здесь следует руководствоваться некоторыми правилами.

Определенного рода трудности могут возникнуть при произ­ношении в иноязычных словах согласных перед Е. По законам русского языка произношения в такой позиции согласный смягчается: [л"е]пить, [м"е]сто, [р"е]чка, [в"е]рба. Этому правилу соответству­ет большинство давно и прочно вошедших в русский язык заим­ствований: ака[д"е]мик, [л"е]кция, ли[д"е]р, му[з"е]й: пио[н"е]р, п[р"и]зи[д"е]нт, эф[ф"е]кт и т. д.

Однако нередко можно услышать ошибочное, с твердым соглас­ным перед Е, произношение широко распространенных слов, та­ких, например, как: [дэ]мократ вместо [д"е]мократ, [дэ]фицт вмес­то [д"е]фицит, [рэзэ]рв вместо [р"ез"е]рв, [тэ]кст вместо [т"е]кст, [тэ]рмин вместо [т"е]рмин, фа[нэ]ра вместо фа[н"е]ра.

Ситуация осложняется тем, что ряд слов книжного или терми­нологического характера в литературном языке действительно продолжает произноситься с твердым согласным перед Е: аль[тэ]рнатива, а[тэ]изм, диспан[сэ]р, ин[тэ]грация, ин[тэ]рвью, компью-[тэ]р,ла[тэ]нтный, [мэнэ]джер, по[тэ]нциал, [рэ]квием, резю[мэ], [сэ]рвис, [рэ]ле, син[тэ]з, [тэ]зис, [тэ]мбр, [тэ]рмос, [тэ]ст, ти-[рэ], тон[нэ]ль, ше[дэ]вр, экс[тэ]рн, эс[сэ], эс[тэ]тика, э[нэ]ргия. Кроме того, некоторые слова обиходно-бытовой сферы также со­храняют в звуковом облике «память происхождения»: а[тэ]лъе, бижу[тэ]рия, бифш[тэ]кс, [дэ]колъ[тэ], каба[рэ], кок[тэ]йль, ма[дэ]ра, майо[нз]з, [нэсэсэ]р, орхи[дэ]я, па[нэ]ль, пар[тэ]р, портмо[нэ], про[тэ]з, пю[рэ], [рэ]гби, сар[дэ]лька, сви[тэ]р, стюар[дэ]с-са, супер[мэ]н, [тэ]шшс, [тэ]нт, тур[нэ], хризан[тэ]ма, шос[сэ].

Всё же основная тенденция произношения заимствованных слов этого типа заключается в переходе от твёрдого произноше­ния согласного к мягкому. Многие слова, которые прежде произ­носились только твёрдо, теперь допускают и мягкое произноше­ние, например: артерия [тэ и т"е], велотрек [рэ и р"е], водевиль [дэ и д"е], девальвация [дэ и д"е], дедукция [дэ и д"е], дезодорант [дэ и д"е], демонтаж [дэ и д"е], кратер [тэ и т"е], критерий [тэ и т"е], пантера [тэ и т"е].

В качестве правила можно запомнить то, что во всех заимство­ванных словах звуки [к], [г], [х] и [л] перед Е смягчаются: пи[к"е], [к"е]кс, ба[г"е]т, [г"е]незис, тра[х"е]я, с[х"е]ма, суф[л"е], [л"е]гион.

Впрочем и в большинстве остальных случаев мягкое произно­шение согласного становится основным, а вариант с твёрдым уста­ревает и характеризуется словарями как дополнительный, напри­мер: агрессия [р"е и доп. рэ], бактерии [т"е и доп. тэ], глинтвейн [в"е и доп. вэ], дебет [д"е и доп. дэ], декан [д"е и доп. дэ], демобилизация [д"е и доп. дэ], депрессия [д"е, р"е и доп. дэ, рэ], дефис [д"е и доп. дэ], конгресс [р"е и доп. рэ], конфедерация [д"е и доп. дэ], корнет [н"е и доп. нэ], крейсер [р"е и доп. рэ], либретто [р"е и доп. рэ], прогресс [р"е и доп. рэ], регресс [р"е, гр"э и доп. рэ, грэ], рейс [р"е и доп. рэ], ренессанс [р"е, н"е и доп. рэ, нэ], сентенция/ш"еидоп. тэ], страте­гия [т"е и доп. тэ], термоядерный [т"е и доп. тэ], федерация [д"е и доп. дэ], фланель [н"е и доп. нэ], экспресс [р"е и доп. рэ].

Однако в связи с отсутствием твёрдых правил и меняющейся нормой эталонное произношение подобных слов следует выяс­нять из орфоэпических словарей и справочников, изданных в по­следнее время.

Следует особо отметить, что сложносокращённые слова (абб­ревиатуры) произносятся так, как произносятся названия букв их составляющих: НДС [эн дэ эс], СНГ [эс эн гэ], СПС [эс пэ эс], РПЦ [эр пэ цэ], ФРГ [эф эр гэ], ФСБ [эф эс бэ].

Правильного произношения требуют и имена собственные. Так, название черноморского города О[д"е]сса (Одесса) следу­ет произносить с мягким [д"], а не О[дэ]сса, как иногда приходится слышать.

Напротив, многие иностранные имена и фамилии, а также не­которые названия географических объектов произносятся с твёр­дым согласным: [Дэ]карт, Лафон[тэ]н, Воль[тэ]р, Гё[тэ], Шо[пэ]н, Ро[дэ]н, Мо[нэ], Ба[дэ]н-Ба[дэ]н, Гё[тэ]борг, Манхэт[тэ]н и др. Эта норма в отношении заимствованных имен выдающихся пред­ставителей той или иной культуры сложилась ещё в позапрошлом, XIX, веке и связана с присущей интеллигенции того времени при­вычкой произносить имена собственные так, как они звучат в язы­ке-оригинале. Стоит ли нарушать эту традицию?

Переход ударного Е в О

В современной речи можно услышать различное произноше­ние одних и тех же слов, например: бытие и бытиё, острие и ост­риё, новорожденный и новорождённый, афера и афера, опека и опека. Правильное произношение [е] или [о] после мягких соглас­ных под ударением (на письме - е и ё) часто вызывает затрудне­ния у говорящих.

Некоторые слова современного русского языка можно произ­носить двояко, то есть оба орфоэпических варианта являются рав­ноценными: белёсый и белесый, блёклый и блеклый, жёлчь и желчь, решётчатый и решетчатый.

Иногда выбор [е] или [о] после мягких согласных определяет разные слова: небо и нёбо, все и всё, истекший (о времени) и ис­тёкший (о жидкостях). Но таких слов в русском языке не очень много и обычно они не создают проблем для русскоговорящих.

В большинстве же случаев правильное произношение тех или иных слов нужно проверять по современным орфоэпическим сло­варям, памятуя о двух тенденциях развития этого фонетического явления.

С одной стороны, в русском языке существует исторически обусловленная тенденция перехода Е в О под ударением после мягких согласных. Так, если книжная традиция начала XIX века предполагала произнесение е в словах звездный, коленопреклонен­ный, слезный, унес, утомленный, то сейчас эти варианты находят­ся за пределами литературной нормы.

С другой стороны, в современном языке существует тенденция к так называемому «побуквенному произнесению». Многие книжные и терминологического характера слова усваиваются со­временниками из печатных текстов, а не из устной речи. Отсюда правильное с точки зрения норм русского языка произнесение [о] в таких словах, как берёста, жёлчь, новорождённый, манёвренный, маркёр, планёр, многими рассматривается как ошибочное.

Обратите внимание на правильное звучание следующих слов, в произношении которых наиболее часто делают ошибки: акушер, афера, атлет, блеф, блёкнуть, бытие, зев, издёвка, коммивояжёр, леска, манёвры, местоименный, одноимённый, опека, остриё, пекло, плеск, современный, твёрже. Причастия ушедший, приведший, за­бредший произносятся с гласным [е], а причастия поблёкший, плёт­ший, затёкший, а также принёсший, привёзший - с гласным [о].

Произношение согласных

В современном русском языке произношение согласных определя­ется двумя основными законами - оглушение звонких в абсолютном конце слова и уподобление (ассимиляция) по звонкости/глухости.

В речи звонкий согласный на конце слова обязательно оглуша­ется: сапо[к], гер[п], моро[с] (мороз), кро[ф"] и т. д. Это правило не знает исключений, и потому любое отклонение от него - прояв­ление диалектного или просторечного произношения.

В сочетаниях звонкого и глухого согласных, так же, как и глу­хого и звонкого, первый звук уподобляется второму. Иными сло­вами, если первый звук звонкий, а следующий за ним - глухой, то первый звук перестает быть звонким и становится глухим: ро[ш]-ки (рожки), тру[п]ка (трубка), ре[с]ка (резка), заря[т]ка (зарядка). Кстати, именно по этой причине в приставках, оканчивающихся на -з, перед глухим согласным корня пишется согласный с. Если же первый звук - глухой, а второй - звонкий, происходит озвон­чение первого звука: [з]делать (сделать), о[д]бежать (отбежать), во[г]зал (вокзал). Перед не имеющими парных глухих согласными [л], [м], [н], [р] и звуком [в] уподобление (ассимиляция) по звонко­сти не происходит и согласные произносятся так, как пишутся: [ш]вы, ро[т]ный, [к]рик. Ассимиляция по звонкости / глу­хости также не знает исключений в русском литературном языке, но ее отсутствие может характеризовать диалектную речь.

Произношение сочетания ЧН

Сочетание чн требует особого внимания, так как при его про­изношении часто допускают ошибки. Наличие колебаний и вари­антов произношения слов с чн связано с утратой правил старого московского произношения и появлением тенденции к сближе­нию звучания с написанием.

В современном русском литературном языке сочетание чн в большинстве случаев так и произносится [ч"н], особенно в сло­вах книжного происхождения или терминологического характе­ра: ал/ч"н/ъй, анти[ч"н]ый, Мле[ч"н]ый (путь), поро[ч"н]ый, съёмо[ч"н]ый, тепли[ч"н]ый и др. Отметим, что в новых словах на месте орфографического чн всегда произносится [ч"н]: командирово[ч"н]ый, матри[ч"н]ый, межли[ч"н]остный, пото[ч"н]ый.

В некоторых случаях одно и то же слово может произноситься по-разному в зависимости от переносного значения, которое по­является в устойчивых сочетаниях: серде[ч"н]ое заболевание, но друг серде[шн]ый (сердечный) ;копее[ч"н]ая монета и копее[шн]ая душа (копеечная).

И если в конце XIX - начале XX века многие слова произноси­лись с [шн], а не с [ч"н] (так, «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова рекомендует говорить було[шн]ая, будни[шн]ый, брусни[шн]ый, моло[шн]ый, взято[шн]ик), то в со­временном русском литературном языке такое произношение ха­рактеризуется как устаревшее или даже просторечное.

В позиции перед звуком [э], обозначаемым на письме буквой е , в заимствованных словах произносятся как мягкие, так и твёрдые согласные. Отсутствие мягкости чаще свойственно зубным [д], [т], [з], [с], [н] и звуку [р]. Однако мягко произносится согласный перед е в словах академия , крем , пресса , музей , тенор и многих других. См. ниже списки таких слов.

Слова с твёрдо произносимыми согласными перед е


адепт [дэ]

детектив [дэтэ]

адекватный [дэ]

анестезия [нэ, тэ]

аннексия [нэ] [доп. не ]

антисептик [сэ]

атеизм [тэ]

атеист [тэ]

бери-бери [бэ, бэ]

бизнес [нэ]

бизнесмен [нэ] [доп. не , ме ]

гетера [тэ]

гротеск [тэ]

дебаркадер [дэ, дэр]

девальвация [дэ] [доп. де ]

деградация [дэ]

дегрессия [дэ]

дегуманизация [дэ]

дезабилье [дэ]

дезавуировать [дэ]

дезинтеграция [дэзынтэ]

дезинформация [дэзы] [доп. дезы ]

дезорганизация [дэ] [доп. де ]

дезориентация [дэ] [доп. де ]

декаэдр [дэ]

деквалификация [дэ]

декольте [дэ, тэ]

декольтированный [доп. де ]

декомпенсация [дэ]

декор [дэ]

деликатес [тэ]

демарш [дэ]

демос [дэ]

демпинг [дэ]

дендролог [дэ]

деноминация [дэ]

денонсация [дэ]

дерма [дэ]

десегрегация [дэ]

детектив [дэтэ]

детектор [дэтэ]

детерминизм [дэтэ]

де-факто [дэ]

дефлектор [дэ]

дефляция [дэ]

децибел [дэ]

дециметр [дэ]

деэскалация [дэ]

де-юре [дэ, рэ]

индексация [дэ]

компьютер [тэ]

конденсат [дэ]

конденсатор [дэ]

консенсус [сэ]

конфиденциальный [дэ] [доп. де ]

кордебалет [дэ]

косеканс [сэ]

кратер [тэ] [доп. те ]

кредо [рэ] [доп. ре ]

крепдешин [дэ] [доп. рэ ]

лазер [зэ]

менеджер [нэ] [доп. мэ, нэ ]

менеджмент [нэ] [доп. мэ, нэ ]

менестрель [рэ] [доп. нэ ]

моделировать [дэ]

нонсенс [сэ]

орхидея [дэ]

пантеон [тэ]

пантера [тэ] [доп. те ]

партер [тэ]

пиетет [иэ] [доп. ие ]

претенциозный [тэ]

провиденциальный [дэ]

продюсер [сэ]

протеже [тэ]

протез [тэ]

протекция [тэ]

рандеву [дэ]

реквием [рэ, эм]

реноме [мэ] [доп. рэ, мэ ]

секанс [сэ]

сенбернар [сэ]

cентенция [тэ] [доп. сэ ]

сепсис [сэ]

сеттер [сэ, тэ]

синтез [тэ]

сонет [нэ] [доп. не ]

стресс [рэ]

теза (анти-) [тэ]

тезаурус [тэ]

тезис (анти-) [тэ]

тембр [тэ]

темпера [тэ]

тенденция [тэ, дэ]

тендер [тэ, дэ]

теннис [тэ]

тенниска [тэ]

термос [тэ]

термы [тэ]

терракота [тэ]

терцет [тэ]

терция [тэ]

тет-а-тет [тэтатэт]

тетраэдр [тэ]

трек [рэ] [доп. ре ]

фонема [нэ]

фонетика [нэ]

фрейлина [рэ]

фрикаделька [дэ]

чичероне [нэ]

шоумен [мэ]

экстрасенс [сэ]


Слова с мягко произносимыми согласными перед е


академия [не дэ]

берет [не бэрэ]

дегенерат

дегустация [дэ и де ]

дедукция [доп. дэ ]

дезинфекция, дезинфицировать

дезодорант [дэ и де ]

декада [доп. дэ ]

декадент [доп. декаде ]

декламация

декларация

декорация

демилитаризация [доп. дэ ]

демисезонный

демонтаж [доп. дэ ]

депрессия [доп. дэ, рэ ]

дерматин

дефиниция [доп. дэ ]

дефис [доп. дэ ]

деформация [доп. дэ ]

дивиденд

кинескоп

компетентный

компетенция

конгресс [доп. рэ ]

конгрессмен [доп. рэ, мэ ]

контекст

корректный

крем [доп. рэ ]

купейный, но: купе [пэ ]

легионер

миксер [доп. сэ]

милиционер

мистерия

одеколон

полисмен

пресс-конференция

прессинг

прогрессия [доп. рэ ]

реестр [доп. эс ]

референт

сейф [доп. сэ ]

сексология [доп. сэ ], но: секс [сэ]

сервелат [доп. сэ ]

сервис [доп. сэ ]

сессия [доп. сэ ]

спортсмен [рц]

терапевт [доп. тэ ]

терминатор

термоядерный [доп. тэ ]

террор [доп. тэ ]

фешенебельный [доп. нэ ]

шрапнель

экспресс [доп. рэ ]

экспрессия [доп. рэ ]

эпидемия

эссенция

юриспруденция