2 первый печатный станок иоганна гутенберга. Основные изобретения гутенберга в области книгопечатания

Переделал виноградный пресс в печатный. Изобрел процесс производства литер. Наборная касса, верстак, типографская краска. Дело в том, что технология их отливки, изобретенная Гутенбергом, была как раз основой его изобретения.

За образец Гутенберг мог взять производство металлических монет. Такое приспособление представляет собой прямоугольную металлическую словолитную форму. Как производилось в ней литье шрифта? Первоначально из твердого металла изготовлялся

штамп, называемый пуансоном, на котором рельефно в зеркальном изображении гравировался буквенный знак. Затем пуансон вдавливался в матрицу - пластинку, сделанную из мягкого металла. Получалось вогнутое прямое изображение знака. Матрица вставлялась в словолитную форму и заливалась расплавленным металлом. Получалась литера с зеркальным рельефным выпуклым глазком буквы, с которой можно была печатать. Из одной матрицы можно было изготовить столько литер, сколько было нужно для печатания.

Техническая трудность заключалась в том, что буквы алфавита отличаются одна от другой по ширине. Например, латинское m в три раза шире, чем i. Поэтому словолитная форма должна была быть приспособлена к ширине каждой матрицы. Это было достигнуто остроумным способом: словолитная форма состояла из двух частей в виде латинского Л; передвижением частей можно было изменять ширину формы.

Поскольку пуансоном надо было выдавливать углубления в матрице, то естественно, что на пуансоны шла сталь, а на матрицы - мягкая медь. Но металл для отливки самих литер должен был обладать такими качествами, какими не обладает ни один природный металл: он должен был легко плавиться при

сравнительно невысоких температурах, не быть слишком вязким в расплавленном виде и мгновенно затвердевать при остывании.

В результате долгих опытов Гутенберг выбрал сплав, состоящий из 70 частей свинца, 25 частей олова и 5 частей сурьмы. Решение оказалось настолько удачным, что в дальнейшем потребовались лишь весьма незначительные коррективы.

Для смазывания металлических литер (ведь они должны были оставлять отпечаток на бумаге) не годились обыкновенные чернила, употреблявшиеся для ксилографического печатания. Гутенберг изготовлял типографскую краску из сажи и льняного масла (олифы). Два других непременных предмета оборудования типографии

Печатный станок и наборная касса. Ни то, ни другое не было новинкой. Прототипом печатного станка могли служить прессы, использовавшиеся как в бумажном, так и в монетном производстве и в виноделии. На идею наборной кассы могло натолкнуть посещение любой конторы ростовщика или банкира, где такие кассы употреблялись для сортировки монет.

Когда в середине XV в. правитель Флоренции Лоренцо Медичи решил украсить свой великолепный дворец библиотекой, он нанял сорок пять писцов.

Два года те работали день и ночь, переписывая рукописи и украшая их рисунками. Теперь Лоренцо Медичи мог похвастаться перед гостями огромной библиотекой: двести книг в прекрас ных переплетах стояли на дубовых полках.
То был период, когда закладывались основы мировой торговли, когда ремесленничество уступало место мануфактурам такой способ тиражирования книг, существовавший много веков, уже не мог удовлетворить растущих потребностей.

Изменил сложившуюся ситуацию немец Иоанн Гутенберг. Книги печатали и до Гутенберга. Самым первым способом возникшим более двух тысяч лет назад, было печатание штемпелями, т. е. на кусочке глины, камня или металла наносились отдельные буквы, слова или изображения, покрывались краской и штамповались на бумаге.

Затем в Китае в VII в. была изобретена ксилография - печатание с досок. На доске вырезался текст или рисунок, рельефное изображение покрывалось краской, и на прижатом листе бумаги получали оттиск-гравюру.

В 1045 г. китаец-кузнец Пи Шэн перешел на печатание подвижными литерами (буквами). Он изготовлял их из обожженной глины, затем в железной рамке производил набор страницы. Китайцы продолжали совершенствовать технику наборной печати, в XIII в. у них появились оловянные и деревянные литеры, а у корейцев, перенявших этот способ, - более прочные медные литеры (1390 г.). В 1409 г. этим способом впервые была напечатана книга (а не отдельные страницы, как ранее).

Но, поскольку каждую литеру приходилось изготавливать вручную, а для создания книги их требовалось несколько сотен, книгопечатание не могло конкурировать с переписыванием книг от руки.
В XV в. в Европе производство книг осуществлялось при помощи ксилографии - оттиска с деревянной пластины, на которой вырезались рисунок или текст. После этого пластину намазывали краской и на эту поверхность накладывали листок, увлажненный для лучшего отпечатывания краски. После того, как на листе отпечатывался рисунок, его снимали и сушили. Потом доску снова мазали краской, и процесс повторялся. Сначала текст печатали лишь с одной стороны листа, позже стали использовать обе стороны.
Недостатками ксилографического метода были трудоемкость изготовления доски и невозможность ее использования для печатания другого текста.

Книгопечатание было изобретено в г. Майнце, на Рейне, где в 1397 г. в знатной семье родился Иоганн Гутенберг. Через двадцать лет из-за соперничества и распрей сословий семейство Гутенбергов было изгнано из города и поселилось в Страсбурге. Иоганн много путешествовал, побывал в Швейцарии, Германии и, наконец, в Голландии. В голландском городе Гарлеме у него впервые зародилась мысль о новом способе книгопечатания - отлитыми из металла литерами.

Возвратясь в Страсбург, Гутенберг, начиная с 1430 г., работает над воплощением своей идеи книгопечатания. В поисках самого удобного способа отливки букв он проделал много экспериментов. Однако опыты требовали значительных расходов.
Чтобы заработать деньги, Гутенберг занимался различными ремеслами. Он гранил драгоценные камни, полировал венецианские стекла для окон и зеркал. Свои опыты он скрывал, опасаясь, что идею могут украсть.

Гутенберг сумел заинтересовать своими экспериментами двух зажиточных горожан - Андреаса Дритцена и Ганса Риффа, и те вложили деньги в его исследования.
Чтобы избежать любопытства и пересудов толпы, обвинявшей его в колдовстве, Гутенберг разместил свою мастерскую в развалинах старого заброшенного монастыря. После упорного десятилетнего труда Гутенберг сконструировал в 1440 г. примитивный печатный станок, представлявший собой ручной пресс, и нашел самый удобный способ отливки букв из сплава свинца и сурьмы.

За образец Гутенберг, скорее всего, взял производство металлических монет. Но для отливки шрифта следовало в первую очередь создать специальное, достаточно удобное приспособление.
Это приспособление - прямоугольная металлическая словолитная форма. Первоначально из твердого металла изготовляли штамп - пуансон, сделанный из стали. На нем рельефно в зеркальном изображении гравировался буквенный знак. Затем пуансон вдавливался в матрицу - пластинку, сделанную из мягкого металла, обычно из меди. Получалось вогнутое прямое изображение знака. Матрица вставлялась в словолитную форму и заливалась расплавленным металлом. Получалась литера с зеркальным рельефным выпуклым глазком буквы, с которой можно было печатать. Из одной матрицы можно было изготовить столько литер, столько было нужно для печатания.

Металл для отливки литер должен был обладать редкими качествами: легко плавиться при сравнительно невысоких температурах, не быть вязким в расплавленном виде и мгновенно затвердевать при остывании. В результате опытов Гутенберг выбрал сплав, состоящий из 70 частей свинца, 25 частей олова и 5 частей сурьмы. Решение оказалось настолько удачным, что в дальнейшем потребовались лишь весьма незначительные коррективы.

Техническая трудность заключалась в том, что буквы алфавита отличаются одна от другой по ширине. Например, латинское М в три раза шире, чем I. Поэтому словолитная форма должна была быть приспособлена к ширине каждой матрицы. Это было достигнуто остроумным способом: словотворная форма состояла из двух частей в виде латинского L. Передвижением частей можно было изменять ширину формы.

Два других непременных предмета оборудования типографии - печатный станок и наборная касса. Ни то ни другое не было новинкой. Прототипом печатного станка могли служить прессы, использовавшиеся как в бумажном и монетном производстве, так и в виноделии. На идею наборной кассы могло натолкнуть посещение любой конторы или банка, где такие кассы употреблялись для сортировки монет.

Наборная касса - это поставленный наклонно, открытый сверху плоский ящик с ячейками разного размера - в зависимости от частоты употребляемости буквы. Для удобства наборная касса была разделена на две части - верхнюю с ячейками для прописных букв и знаков препинания и нижнюю для строчных букв. В верхней кассе литеры располагались в алфавитном порядке, в нижней - с таким расчетом, чтобы наиболее часто встречающиеся буквы были под рукой. Наборщик, читая укрепленный напротив лист с набираемым текстом, держал в одной руке верстатку - специальную линейку с бортиками, в которую набирались готовые литеры. Когда набиралась строка нужной длины, наборщик выравнивал строку при помощи заключки, уменьшал или увеличивал пробелы между словами при помощи шпаций - тонких кусочков металла определенной ширины. После заполнения верстатка устанавливалась на наборную доску. Наборная доска после окончания набора бралась в рамку, чтобы не рассыпались литеры.

Для смазывания металлических литер не годились обыкновенные чернила, употреблявшиеся для ксилографического печатания. Гутенберг изготовлял типографскую краску из сажи и льняного масла (олифы).
Перед началом печатания необходимо было подготовить бумагу. Сухая бумага плохо впитывала краску, поэтому ее предварительно увлажняли.

Когда печатная форма была подготовлена, переходили к печатному прессу - деревянному с металлическими деталями. Обычно этот станок был громоздким и тяжелым, к тому же надежно прикреплен к полу и к потолку. Печатание, особенно в две краски, требовало большой точности, и абсолютная неподвижность станка была обязательным условием.

Главной частью печатного станка был деревянный винт с нажимным рычагом - кукой. Снизу винт завершался четырехугольной прижимной плитой (тиглем, пианом). Поворотом рычага винт вместе с тиглем можно было поднять или опустить. Работа у станка была тяжелой и требовала незаурядной физической силы в сочетании с точностью и координированностью движений.

Другой составной частью печатного станка была прикрепленная к нему направляющая станина: подвижной стол с кареткой - талером, приводимым в движение с помощью шнура, который наматывали на вал, снабженный рукояткой. На талере располагали печатную форму с набором - одной, двумя или больше страницами набранного текста. Набор обматывали суровой ниткой, чтобы он не рассыпался и вообще не разъезжался. Затем его смазывали тонким слоем краски: эту работу выполнял специальный работник. Краску он наносил при помощи мацы, которую очищали и вымачивали в воде 7-8 часов, чтобы размягчить и сделать эластичной. Мацы приходилось часто менять, поскольку качество печати в большой мере зависело от гладкости нанесения краски.

Все это отнимало немало времени, поэтому, пока прессовщик отпечатывал один лист, его помощник готовил к печатанию другую форму. Увлажненный лист бумаги укладывали не прямо на форму, а на тимпан (декель) - обтянутую тканью или мягкой кожей раму, прикрепленную шарнирами к талеру. Чтобы при этом бумага не рассыпалась и не сдвигалась при печатании, ее накалывали на две иглы посреди тимпана и, кроме того, накладывали сверху фрашкет - деревянную или железную раму с натянутой на нее бумагой или картоном, в котором было вырезано место, куда должен попасть печатаемый текст, и оставлены поля. Фрашкет был прикреплен к тимпану шарнирами: они предохраняли поля бумаги, чтобы те не запачкались.

Подготовив должным образом печатную форму и тимпан, его накладывали на форму, а талер задвигали под тигль пресса. Прессовщик поворачивал рычаг и с силой прижимал бумагу к печатной форме. На ней появлялся оттиск. Тогда винт с тиглем поднимали, поворачивая рычаг в противоположную сторону, вынимали из-под пресса талер, поднимали фрашкет, снимали с тимпана отпечатанный лист и вывешивали его на просушку. Вся эта последовательность операций повторялась раз за разом до конца рабочего дня. С одного набора получали сотни оттисков. Высушенные листы снова шли под пресс, чтобы получить оттиск на оборотной стороне. Затем их укладывали на доску, сверху накрывали другой доской и придавливали грузом в 40-50 фунтов, чтобы разгладить. Через 5-6 часов их вынимали, складывали в кипы, сортировали и отдавали в переплет.

Двуцветный текст получали так. Сначала печатали черный текст, накрывая фрашкетом те места, которые предстояло еще отпечатать красным. После просушки лист возвращали под пресс, накрывали фрашкетом уже готовый оттиск и печатали красной краской. Трудность состояла в том, чтобы строки, выполненные разными красками, не накладывались одна на другую.

Гутенберг решил опробовать свое изобретение, печатая священные книги, но недостаток средств вынудил его открыть компаньонам секрет своего изобретения, чтобы получить от них денежную помощь. Компаньоны согласились ссудить его, но с условием - разделить с ним не только прибыль, но и славу изобретения. Желая обеспечить успех своего предприятия, Гутенберг согласился и на это.

Позднее наследники одного из его компаньонов начали против Гутенберга процесс, оспаривая у него первенство открытия и право пользования им. Положение Гутенберга перед судом было крайне затруднительным: он боялся раскрыть секрет своего изобретения, а между тем судьи засыпали его вопросами. Гутенберг предпочел осуждение отречению от своего изобретения. Порицаемый и разоренный, он отправился на родину, в Майнц, чтобы здесь попытаться восстановить свою репутацию.

Денег у Гутенберга не было. Поэтому ему пришлось вступить в компанию с богатым купцом Иоганном Фустом. Они построили типографию и начали печатать книги.
Первой книгой, которая вышла в 1455 г., стала двухтомная 42-строчная Библия (по количеству строк на полосе). Она содержала 1300 страниц и имела весьма внушительный тираж для того времени - 200 экземпляров.

Компаньоны заключили договор о следующем: Гутенберг вкладывает свое изобретение и свой труд, а Фуст - деньги, прибыль же они делят пополам. Но Фуст схитрил: ему мало было половины прибыли, он захотел забрать всю типографию.
Поэтому он поставил такое условие: деньги, которые идут на обустройство типографии, считаются долгом Гутенберга; если Гутенберг не отдаст их в срок, вся типография поступает в собственность ему, Фусту.

И день этот настал. Всю прибыль от типографии Гутенберг тратил на ее расширение, отливая новые шрифты, делая новые станки. Фуст прекрасно знал об этом, и когда Гутенберг истратил все деньги, потребовал вернуть долг. Гуттенберг не мог вернуть долг, прежде чем не выпустит новые книги и продаст их. Фуст подал в суд, потребовав, чтобы у Гутенберга отобрали типографию и передали ему. Типографию присудили Фусту.

Но у Гутенберга остался один комплект шрифтов, который принадлежал лично ему, прежде чем он вступил в компанию с Фустом. Не имея денег, живя впроголодь, он начал снова печатать книги. Снова нашел компаньона. И снова его одолевали кредиторы. Но Гутенберг не сдавался.
Дело, вероятно, кончилось бы так же, как и с Фустом, если бы не одно неожиданное обстоятельство. Печатное слово впервые сыграло роль в политической борьбе.

В Майнце, где находилась типография Гутенберга, боролись друг с другом два высших духовных лица - два архиепископа, которым принадлежала не только духовная, но и светская власть.
Они боролись друг с другом и словом, и оружием - у каждого была своя армия.

Гутенберг стал печатать листы, в которых хвалил одного из архиепископов, Адольфа фон Нассау, и старался расположить к нему население города. Фуст, владевший старой типографией Гутенберга, выступил в защиту второго.
Победил фон Нассау. Типографию Фуста разгромили, а Гутенберг получил награду: разрешение получать обед с архиепископского стола. И еще одну награду: каждый год новое платье, двести мер зерна и два воза сена.

Это, конечно, не так уж много, но все же больше, чем получили многие гении за свои изобретения.
Гутенбергу повезло - не тратя денег на еду и одежду, он смог в старости расплатиться с долгами.
Умер Иоганн Гутенберг в своем родном Майнце 3 февраля 1468 г.

Еще при жизни Гутенберга в его изобретение вносились усовершенствования. В 1457 г. П. Шеффер сделал типографское воспроизведение орнаментики на страницах Майнцской Псалтыри. В 1461 г. А. Пфистер в Бамберге выпустил книги с иллюстрациями, гравированными на дереве.
В XV в. вместе с гравюрой на дереве, ксилографией, стала развиваться гравюра на металле. Впервые такие гравюры в книгопечатании применил англичанин У. Кэкстон в Брюгге. Иллюстрации, гравированные на металле, и текст с наборной формы на одном листе напечатал Н. ди Лоренцо во Флоренции в 1477 году..

К 1501 г. в Европе уже работало более 1500 типографий и было издано свыше 40 тыс. инкунабул - так назывались книги, выпущенные до 1501 года.
В Москве первая типография появилась примерно в 1553 г. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве первую точно датированную книгу «Апостол».

В XVI-XVIII вв. совершенствовались способы изготовления иллюстраций. В самом процессе печатания ничего не менялось, лишь некоторые процессы механизировались да деревянные части заменялись металлическими.
В конце XVIII-начале XIX в. появились новые способы книгопечатания, например литография. Литография была изобретена А. Зенефельдером в 1796-1798 гг. в Германии. При литографическом способе оттиски получаются в результате переноса краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу. Этот способ широко применялся в первой половине XIX в. для воспроизведения картин, выполнения книжных и журнальных иллюстраций и т. п.

Развитие книгопечатания и особенно рост газетных тиражей требовали увеличения скорости печатания. Станок старой конструкции не мог обеспечить требуемых скоростей.
В 1815 г. немец Ф. Кениг, переехавший в Лондон, изобрел ротационную машину. В ней плоская плита для прижимания бумаги к форме была заменена металлическим цилиндром. Кроме того, Кениг механизировал и нанесение краски на форму. Эта машина позволила значительно поднять производительность печатного процесса. Если на ручном печатном станке можно было получить 100 оттисков в час, то печатная машина Кенига давала свыше 800 оттисков.

В середине XIX в. появились тигльные печатные машины. В 1863 г. американец У. Буллон построил первую ротационную машину, печатавшую на «бесконечном» бумажном полотне, свернутом в рулон.
В первой половине XIX в. были изобретены наборные машины различных конструкций, значительно повысившие производительность труда наборщика. Даже несовершенные наборные машины подняли производительность в 3-4 раза. Первые наборные машины были созданы в Англии Б. Фостером в 1815 г. и У. Чергем в 1822 г. В этих машинах были механизированы операции извлечения литер из специального хранилища и установки их в ряд - строку.

Выдающуюся роль в развитии наборных машин сыграло изобретение русского механика П. П. Клягинского. В 1866-1867 гг. он создал оригинальный автомат-наборщик, состоящий из двух аппаратов. В одном из них изготавлялась «депеша» - бумажная лента, на которой набираемый текст фиксировался в виде комбинаций отверстий. Каждой букве или знаку соответствовала определенная комбинация отверстий. Второй аппарат представлял собственно наборную машину. Ее основой являлся «электроосязатель», автоматически расшифровывавший «депешу» и регулировавший поступление в набор нужных литер.

Важным этапом в развитии механизированного набора было создание матрицевыбивальной машины, рельефные штампы которой при нажатии специальных устройств (клавишей) выдалбливали на специальном картоне углубленные изображения букв и знаков, после чего по матрицам отливали необходимые формы. В 70-х годах XIX в. большую роль в создании матрицевыбивальных машин сыграли работы русских изобретателей И. Н. Ливчака и Д. А. Тимирязева.

Идеи, положенные в основу матрицевыбивальных машин, были использованы при создании более совершенных наборно-отливных машин. Их применение определило развитие полиграфии конца XIX в. Были сделаны первые попытки создания наборно-печатной машины, сочетавшей в себе наборную и пишущую машины. Первые образцы ее были построены в 1870 г. русским изобретателем М. И. Алисовым. «Скоропечатник» Алисова работал со скоростью 80- 120 знаков в минуту.

Для развития наборно-печатных машин имело большое значение создание работоспособной пишущей машинки, предназначенной для побуквенного печатания текста при помощи рельефных букв, приводимых в движение системой рычагов. Первая модель ее была изготовлена в 1867 г. в США К. Шолсом.

Технический прогресс в полиграфии позволил поднять производительность типографских процессов и улучшить качество издаваемых журналов и газет, а также увеличить их тиражи.
В 1884 г. немецкий изобретатель О. Мергенталлер изобрел линотип - наборную строкоотливную машину для набора текста и его отливки. Линотип состоит из трех аппаратов: наборного, отливного и разборочного. Наборщик, нажимая на клавиши наборного аппарата, перепечатывает текст рукописи. При этом из магазинов выпадают металлические матрицы, соответствующие отдельным буквам. В промежутках между словами устанавливаются раздвижные клинья - шпации. Так формируется строка текста, направляющаяся затем к отливному аппарату. Типографский сплав заполняет все углубления в матрицах, образуя после застывания монолитную строку с рельефной печатной поверхностью. Остывшая строка выталкивается из формы, обрезается и выставляется на приемный столик. После отливки строки матрицы передаются в разборочный аппарат, а клинья - в шпационную коробку. Разборочный аппарат осуществляет распределение матриц по соответствующим каналам магазинов.

В 1894 г. изобретатель Е. Порцельт выдвинул идею фотографического набора. В 1895 г. В. А. Гассиев построил первую фотонаборную машину. Фотонаборная машина не отливает строки из металла, а фотографирует текст на пленку. После этого пленку заправляют в печатные машины.

В 1905 г. в США была создана первая офсетная печатная машина. При офсетной печати участки печатной формы, на которых расположен текст, смазывается краской, а пробельные участки - водным раствором. Печатную форму попеременно смачивают водным раствором и покрывают краской. Затем она накладывается под давлением на резиновую пластину, а та, в свою очередь, на бумагу. Так получают отпечаток. Отсутствие непосредственного контакта между печатной формой и бумагой снижает давление при печатании и уменьшает износ формы. Увеличивается скорость печатания и улучшается качество воспроизведения.

В начале XX в. полиграфические машины перешли на электропривод. В 50-60-е годы XX в. в полиграфии стала применяться электроника. Электронно-вычислительные машины произвели революцию в книгопечатании. Фотоэлектроника упростила процессы изготовления иллюстраций.

Компьютерный набор и верстка текста максимально сократили промежуток между написанием книги и ее выходом в свет.
Значение изобретения Гутенберга для прогресса человечества трудно переоценить. В 2000 г. мировая общественность объявила его самым выдающимся событием тысячелетия.

Иоганн Гутенберг (ок. 1397-1468)

Первой книгой человечества считаются скрижали — камни, на которых были начертаны десять заповедей Моисея.

Гутенберга делались попытки изобрести устройство, которое позволяло бы тиражировать книги. Буквы вырезались в твердом материале, например на деревянной пластине, раскрашивались, а сверху накладывалась бумага. Такой метод назывался тиснением. В основном же до Средних веков монахи в монастырях занимались перепиской книг.

Родители Гутенберга были зажиточными людьми, они входили в правление Майнца — бургомистрат. Предположительно, Иоганн слушал лекции в университете города Эрфурта. Примерно в 20 лет он отправился в Страсбург. В чужом городе ему пришлось нелегко, дворянское происхождение не давало никаких привилегий. Его предки в Майнце в давние времена печатали собственные монеты, изготовляли ювелирные украшения, поэтому юноша стал обучаться ювелирному делу. Он быстро стал хорошим мастером, из его рук выходили прекрасно отшлифованные зеркала, поделочные камни.

Там же Иоганн увидел, как трудились печатники, кропотливо вырезая в плитах буквы. Взяв одну из досок, он долго рассматривал ее, пытаясь представить, каким образом можно упростить процесс. Сначала, как свидетельствуют хроники того времени, он разрезал доски, выделял фразы, слова и постепенно дошел до изготовления отдельной буквы. Теперь оставалось изготовить множество букв алфавита, разложить их по ячейкам — и типографский набор готов. Так был изобретен наборный шрифт.

Небольшой немецкий городок Майнц считается колыбелью книгопечатания. В нем в 1397 году, по другим сведениям — в 1400, родился Иоганн Гутенберг, изобретатель печатного станка. До появления этого устройства книга считалась огромным достоянием, редкостью и высоко ценилась. На производство одного экземпляра книги затрачивались месяцы, иногда годы труда переписчиков, художников. Иметь библиотеку в собственности мог позволить себе только очень богатый человек.

К сожалению, деревянные буквы быстро выходили из строя. Нужен был другой, более прочный материал. Тем временем Иоганн вернулся в Майнц. Изыскивая материал для шрифта, он остановился на олове и стал отливать его в форме буквы — литеры. Это было второе изобретение! На его предложение о создании книгопечатного станка откликнулся зажиточный гражданин Иоганн Фуст, которому пришлась по вкусу идея получать доход от печатания книг. Договор подписали у нотариуса, деньги были выделены, и Иоганн взялся за работу.

24 августа 1455 года Гутенберг отпечатал Библию на латинском языке в двух томах. Заглавные буквы в книге по традиции дорисовывались от руки. Это было первое напечатанное типографским способом издание. Но заработать на этом не удалось ни Гутенбергу, ни его компаньону Фусту — новые книги не получили того спроса, на который они рассчитывали.

Фуст подал на Гутенберга в суд, и по решению суда тот в счет долга возвратил ему все свое имущество. В Майнце появилась типография Фуста и его нового компаньона Шёффера.

Но Гутенберг не опустил руки, он влез в долги, создал другую типографию и отпечатал учебник грамматики латинского языка, выпустил календари, Псалтырь — всего около 50 книг. Но при жизни он никаких наград и признания не получил и тихо скончался в без-известности.

Его недруга Фуста постигла печальная участь — в Париже по доносу монахов, которые считали типографское книгопечатание сатанинским делом, его посадили в тюрьму, где он и провел остаток своих дней.

И только в 1804 году при поддержке Наполеона по всей Европе стали собирать деньги на памятник первопечатнику Гутенбергу. С того времени его имя вошло в историю.

Иоганн Гутенберг

Иоганн Гутенберг (Гейнцфлейши) родился в дворянской семье в Майнце не раньше 1394 и не позже 1399 года. Датой рождения Гутенберга для юбилеев условно принято считать 24 июня 1400 года. Он был известным, причём потомственным, ювелиром, умел шлифовать драгоценные камни, отливать украшения из благородных металлов, делать золотые рамы к зеркалам. Казалось бы, зарабатывай сколько сможешь и радуйся жизни. Но у Гутенберга была мечта. Он хотел печатать книги.

Печатный станок Гутенберга

В 1440 году Гутенберг произвёл настоящую революцию в печатном деле, изобретя подвижный шрифт - отдельные литеры, позволявшие набирать самые разные тексты. Самой первой печатной книгой считается так называемая «Сивиллина книга» (поэма на немецком языке), выход в свет которой исследователи относят приблизительно к концу 1445 года. Отсюда изобретение книгопечатания можно датировать не позже чем 1445 годом. Работа шла с соблюдением строжайшей тайны: изобретение подрывало основы деятельности переписчиков, способных пойти на все, лишь бы сохранить свое ремесло. Опасаться приходилось и духовенства, в руках которого была монополия на чтение и на письмо. К тому же известие о новом способе изготовления книг немедленно привело бы к падению их стоимости. Поэтому книги Гутенберга, как, впрочем, и все первые книги, имитировали готические рукописи, их даже выдавали за рукописные.

До 1456 года, практически не имея никакой материальной поддержки со стороны, он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов её дошли до нас и хранятся в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и две Библии, 36-строчную , и 42-строчную . После этого Гутенберг по решению суда вынужден был отдать типографию недобросовестному компаньону, человеку, который практически не спонсировал деятельность книгопечатника, но зато пытался выжать из типографии Гутенберга любую возможную лишнюю копейку для себя.

Гутенбергу пришлось начинать дело с нуля. В 1460 году ему удалось выпустить сочинение Иоганна Бальба из Генуи под названием «Catholicon» (латинская грамматика со словарём). Умер Гутенберг в 1468 году не самым удачливым бизнесменом, но зато человеком, навсегда изменившим историю мира благодаря изобретению книгопечатания. Его изобретение быстро распространилось по всем странам Европы. Уже к 1500 году типографии работали более чем в 200 городах различных стран, общее же число типографий приближалось к 2000.

Страница из«Catholicon»

Настоящих, достоверных изображений Гутенберга нет. Все его портреты относятся к более позднему времени и являются плодом фантазии художников.

Помимо шрифта Гутенбергу принадлежат и другие изобретения: пресс для печати литер; густая чёрная непрозрачная типографская краска, удобная для нанесения на десятки крошечных литер; сплав для отливки отдельных элементов шрифта - не слишком мягкий, но и не слишком твёрдый, благодаря чему шрифт получался не хрупким, но долговечным; словолитный ручной прибор, обеспечивший стандартность литеры и массовость её изготовления. Прибор представлял собой полый металлический стержень со съёмной нижней стенкой из мягкого металла, на которой с помощью твёрдого штампа - пунсона выбивался рисунок буквы. Шрифт вырезался с помощью мельчайших инструментов (вот где пригодилось Гутенбергу мастерство огранщика!). Изобретательный гений Гутенберга дал жизнь и сетке (с тех пор все модульные элементы шрифта размещались и ограничивались пространством рамки), и различным типам шрифта благодаря открывшейся возможности механического воспроизведения букв. Таким образом, сетка и шрифт, два основных слагаемых графического дизайна, применяются уже более 500 лет!

Таким образом, Иоганну Гутенбергу принадлежит честь создания всего типографского процесса в целом. Для XV века его изобретение было более чем новаторским, а литера стала первой стандартной деталью в истории мировой техники.

Знаменитая работа Гутенберга - печатная 42-строчная Библия (Т.н. Библия Мазарини). Эта единственная книга, достоверно изданная Гутенбергом, была напечатана в Майнце около 1450 года. Её оформление восходит к рукописным библейским текстам, имевшим хождение в те времена. Это нашло своё отражение, прежде всего, в делении страницы на два столбца и в формах литер в стиле немецкого "чёрного", или готического письма. Нарисованные от руки элементы въющихся растений были добавлены позднее - для усиления декоративности. Оформление имитирует рукописный стиль, но он преобразован средствами графического дизайна - с помощью использования упорядоченного, унифицированного шрифта, размещённого в границах сетки.

Разворот Библии Гутенберга

Изобретение Гутенберга позволило размножать только текстовую информацию. Иллюстраций в его книгах не было.

1 Буквоотливной процесс – изготовление одних и тех же литер в достаточно большом количестве.

Из стального бруска изготовляли пуансон. Для этого в верхней части бруска гравировалось рельефное зеркальное изображение литеры. Для изготовление матрицы была выбрана медь. С помощью такой матрицы, вставленной спец. сконструированный Гутенбергом инструмент – ручную словолитную форму – можно было отлить сколько угодно одинаковых литер. Словолитная форма представляла собой очень простой инструмент, состоящий из 2-х половинок. Когда форма закрыта, внутри нее образуется полное пространство виде небольшого прямоугольника с коническим расширением для заливки металла (литником) сверху. Снизу находилась матрица. Сама форма была металлическая, но ее помещали в деревянный футляр. В литник вливали металл. Когда металл застывал, форму открывали, из нее можно было вынуть литеру – метал. Брусок с рельефным изображением буквы – очком. Для отливки литер использовался типографский сплав (гарт) состоявший из свинца, сурьмы и олова, который применялся для изготовления различных видов текстовых форм.

2 Наборный процесс – изготовление тестовой печатной формы, составленной из отдельных заранее отлитых литер.

Тест набирался из отдельных литер. После каждого слова для образования межсловного просвета помещался спец. пробельный материал – шпация. Шпация представляла собой, метал. брусок меньшей высоты, чем литера и не имевшей очка. Шрифт хранился в шрифтовых кассах- плоских ящиках с отделениями, каждое для литер одного вида.

Набор текста осуществлялся в верстатку. Так наз. небольшой ящичек с двумя неподвижными стенками и одной подвижной. Подвижная стенка позволяла набирать строки различной длины. В верстатку набирали несколько строк, которые затем выставляли на гранку. Так наз. большая доска с тремя неподвижными стенками, на которой можно было формировать полосы будущего издания. Наборная линейка позволяла правильно устанавливать длину строки набора, а так же выставлять набор в гранку. Верстка и гранка делались из дерева. Готовые полосы прочно связывались, чтобы набор не рассыпался.

3 Печатный процесс – получение множества идентичных оттисков по средствам передачи краски под давлением с печатной формы на бумагу или другой материал. Принцип работы печатного станка. Наборная форма, закрепленная в специальной раме, помещалась на гладкую поверхность печатного станка – талер. Талер размещался между двух массивных столбов. В перекладине между столбами ходил винт, на конце которого была закреплена гладкая доска – пиан. Для того чтобы опустить доску, нужно было повернуть спец. рукоятку. Опускаясь, пиан плотно прижимал бумажный лист к покрытой краской печатной форме. Когда рукоятку отводили в обратную сторону, пиан поднимался, и можно было вынуть готовый оттиск, нанести на форму краску, положить бумагу и повторить печатный процесс. Для создания равномерного натиска Гутенберг размещал между нажимной плитой и бумагой декель – мягкий материал, ткань или пергамент.